Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка проблемы и обоснование необходимости разработки подпрограммы
На начало 2016-2017 учебного года сеть образовательных организаций, подведомственных Управлению образования администрации города Сосновоборска, включает:
7 дошкольных образовательных организаций, 5 общеобразовательных организаций, 3 образовательных организации дополнительного образования детей.
При этом текущий момент характеризуется процессами, которые стимулируют образовательные организации к реализации нескольких видов образовательных программ в одной организации.
Причиной этого является как потребность общества в доступных и качественных образовательных услугах, так и дефицит площадей для реализации образовательных программ, а именно: программ всех без исключения уровней общего образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования); программ дополнительного образования детей (общеразвивающих, предпрофессиональных).
Кроме того, ограниченность финансовых, кадровых ресурсов побуждает к оптимизации использования площадей помещений, энерго- и трудозатрат, концентрации материальных ресурсов. Уже в настоящее время 2 общеобразовательные организации имеют дошкольные группы, размещают на своих площадях учреждение дополнительного образования детей, все общеобразовательные организации самостоятельно реализуют программы дополнительного образования детей, четыре общеобразовательные организации из пяти и 2 образовательные организации дополнительного образования детей организуют отдых и оздоровление детей в летний период на собственных площадях, на площадях общеобразовательных организаций проводятся занятия учреждения дополнительного образования спортивной направленности.
В предстоящие годы работа по повышению эффективности деятельности системы образования города Сосновоборска продолжится.
Дошкольное образование
Система дошкольного образования города Сосновоборска включает 9 муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сеть представлена следующими образовательными
учреждениями, реализующими программы дошкольного образования:
- 7 дошкольных образовательных учреждений;
- 2 общеобразовательных учреждения.
В 2016-2017 учебном году сеть дополнится двумя муниципальными образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательную программу дошкольного образования.
По состоянию на 01.01.2016 г. в городе Сосновоборске проживало 3942 детей в возрасте от 0 до 7 лет без учета обучающихся в общеобразовательных учреждениях. В связи с положительной динамикой рождаемости численность детей от 0 до 7 лет с 2017 по 2019 годы будет неуклонно расти. На 01.01.2016 года численность детей только в возрасте от 3-х до 7-ми лет составила 2206 человек, в 2017 году - 2345 человек, в 2018 году - 2457 человек, в 2019 году - 2516 человек.
Таким образом, задачу обеспеченности местами детей от 3-х до 7-ми лет в дошкольных образовательных учреждениях необходимо решать и в 2017-2019 годах.
По состоянию на 01.01.2016 г. в городе Сосновоборске в очереди для определения в детские сады состояло 1745 детей в возрасте от 0 до 7 лет. При этом это все дети в возрасте от 0 до 3 лет, все дети от 3 до 7 лет были обеспечены местами.
В 2016-2017 учебном году открыты 4 группы для детей в возрасте от 2-х до 3-х лет, в которых дошкольное образование получают 80 детей. При этом на очереди к 01.09.2016 году детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет остается 720 человек.
На современном этапе основной проблемой в дошкольном образовании является недостаточное предложение в оказании услуг по реализации прав граждан на получение дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет при стабильно высоком спросе.
Создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях возможно только за счет уплотнения групп новых зданий детских садов, на 24 места каждое.
Кроме того, обеспечение прав граждан на общедоступное бесплатное дошкольное образование в возрасте от 1,5 до 3-х лет возможно через вариативные формы, такие как группы кратковременного пребывания. К 2019 году планируется открытие 2-х групп кратковременного пребывания на 30 человек.
Механизмами реализации планов являются:
- участие в региональной государственной программе "Развитие образования" на 2015-2017 годы";
- реализация настоящей муниципальной программы.
С 1 января 2016 года все дошкольные образовательные учреждения перешли на ФГОС ДО.
Изменение содержания дошкольного образования потребует формирования системы оценки качества дошкольного образования: включения учреждений в апробацию модели оценки качества; изучения и внедрения единого краевого стандарта качества дошкольного образования в городе Сосновоборске.
Общее образование
Система общего образования включает 5 общеобразовательных организаций, из них:
1 гимназия, 3 средние общеобразовательные школы, в том числе 1 учебно-консультационный пункт, классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование по адаптированным основным общеобразовательным программам для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
1 основная общеобразовательная школа.
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях с 2013 по 2016 годы ежегодно неуклонно растет, что обусловлено повышением рождаемости детей и в большей степени изменением демографической ситуации в городе в связи с миграционными процессами, связанными с расширением рынка жилья в городе. По состоянию на 20.09.2016 года численность учащихся в общеобразовательных учреждениях составила 4349 человек, прогнозируется, что в 2019 году численность учащихся составит 5212 человек.
Таким образом, продолжающееся жилищное строительство, вызывающее прирост населения, а следовательно прирост числа учащихся потребует ежегодного увеличения текущего финансирования и ввода дополнительных мест для реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Прогнозируемая дополнительная потребность в местах в общеобразовательных учреждениях города Сосновоборска с учетом учащихся, получающих образование по адаптированным основным общеобразовательным программам для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в отдельных классах и учебно-консультационного пункта в 2017 году составит 1200, а следовательно возникает необходимость строительства и ввода в эксплуатацию одного здания общеобразовательного учреждения проектной мощностью на 1200 мест не позднее 2018 года.
С 2013 по 2016 год в общеобразовательных учреждениях города созданы необходимые (базовые) условия для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования: оснащение учебным оборудованием, обеспечение учебниками, переподготовка учителей начальных классов и учителей - предметников.
В 2016 - 2017 учебном году 100% учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений города обучаются по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. 19,78% учащихся пятых и шестых классов общеобразовательных учреждений города обучаются по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Кроме этого, в рамках пилотного проекта 21,5% от общего числа учащихся седьмых классов (учащиеся МАОУ "Гимназия N 1" г.Сосновоборска) продолжают обучение по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
В 2015 году по поручению Губернатора Красноярского края для достижения учебных результатов, превышающих стандарт по естественно-научному, инженерно-технологическому, физико-математическим профилям в 2015 - 2016 учебном году в крае были открыты новые специализированные классы. Так, по результатам краевого конкурса классы с углубленным изучением физики, математики, химии и биологии появились в 10 муниципалитетах, в том числе и в нашем городе на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназии N 1" города Сосновоборска был открыт 8 класс инженерно-технологического направленности. Кроме этого, с 01.09.2016 г. на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназии N 1" города Сосновоборска по результатам краевого конкурса был открыт дополнительный 8 класс инженерно-технологического направленности, в котором по результатам конкурсного отбора обучаются 25 человек. В настоящее время на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназии N 1" города Сосновоборска функционируют 8 и 9 классы инженерно-технологической направленности, Отличительной особенностью специализированного класса является тесное взаимодействие с образовательными учреждениями высшего профессионального образования. При организации учебного процесса в такой класс будут привлекаться преподаватели Красноярского государственного педагогического университета, активно применяться новейшие технологии обучения и проводиться практические занятия на базе учреждений профессионального образования, что значительно повышает качество образования и увеличивает расходы на реализацию образовательных программ.
В 2016 - 2017 учебном году все учащиеся с первого по одиннадцатый класс общеобразовательных учреждений обеспечены необходимыми бесплатными учебниками, скорость доступа к Сети Интернет в 100% общеобразовательных учреждений города составляет не менее 5 Мб/с.
Ежегодно растет численность детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях города, так в 2014-2015 учебном году было 70 человек, в 2015-2016 учебном году - 76 человек, на начало 2016 - 2017 учебного года составило 89 человек. Таким образом, численность детей-инвалидов к 2017 году выросла на 27%. Двадцати одному учащемуся рекомендовано обучение на дому, в том числе тем учащимся, для кого не созданы в общеобразовательных учреждениях специальные условия.
Сохраняются барьеры доступа к общему образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: из необходимых условий по созданию беспрепятственного доступа учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в школах в наличии только пандусы при входе в здания. В связи, с чем беспрепятственный доступ детей-инвалидов данной категории возможен лишь на первые этажи зданий общеобразовательных учреждений, что затрудняет получение качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных организаций. Отсутствуют условия для обучения детей-инвалидов из категории слабовидящих, слабослышаших.
В 100% общеобразовательных учреждений города имеются спортивные залы, но проведение уроков физической культуры непосредственно в спортивных залах в холодное время года и в ненастную погоду затруднено ввиду переполненности общеобразовательных учреждений и увеличения до трех уроков физической культуры в неделю. Таким образом, пропускная способность имеющихся школьных спортивных залов вскоре (в связи с постоянным ростом контингента учащихся) не сможет обеспечить выполнение учебной программы по физической культуре (даже при переводе этих школ на обучение в 2 смены). Кроме того в трех общеобразовательных учреждениях отсутствуют современные школьные спортивные дворы и спортивные площадки.
В системе общего образования города Сосновоборска по состоянию на 20.09.2016 г. работают 226 учителей, в то же время на сегодняшний день имеется 1% вакантных должностей (без учета скрытых вакансий). Увеличение численности учащихся ставит задачу привлечения дополнительного числа педагогических работников. Низкой является доля молодых учителей (в возрасте до 35 лет) - 8%. По-прежнему остается проблема недостаточного обновления кадрового потенциала: 26,48% учителей пенсионного возраста.
Дополнительное образование детей
В муниципальной системе образования по состоянию на 01.01.2016 г. действует 3 учреждения дополнительного образования детей, на базе которых функционируют 166 объединений разной направленности, в которых занято 2873 детей и подростков, из них 76 объединений занимаются на базе общеобразовательных учреждений, ввиду отсутствия достаточного количества площадей в самих учреждениях дополнительного образования детей. Кроме того дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях занято 571 учащийся.
Доля детей и молодежи, занимающихся дополнительным образованием в муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных Управлению образования администрации города, составляет 85,4% от общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет, данный показатель необходимо удерживать не ниже представленного уровня, учитывая рост численности обучающихся данной возрастной категории.
В городе функционирует многоуровневая система предъявления результатов образовательной деятельности детей (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы, спартакиады и т.д.), в том числе требующего выезда учащихся, участников мероприятий, в другие территории края и РФ.
Решение задачи развития доступности и повышения качества дополнительного образования, в настоящее время затруднено рядом обстоятельств:
"ветхая" материально-техническая база муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, что обусловлено их недостаточным финансированием;
отсутствие специализированных помещений для учреждений дополнительного образования;
невозможность удовлетворения образовательных потребностей новыми программами.
С целью развития системы дополнительного образования необходимо создать условия для:
- развития инфраструктуры и укрепления материально-технической базы организаций дополнительного образования детей для формирования и реализации современного содержания дополнительного образования, обеспечения его высокого качества и дифференцированного характера при массовой доступности;
- профессионального развития и привлечения педагогических кадров системы дополнительного образования города.
Помимо охвата дополнительным образованием детей, на базе всех общеобразовательных учреждений создано 5 физкультурно-спортивных клубов, в которых занимается 784 человека, но проведение занятий в спортивных залах
общеобразовательных школ вызывает затруднение ввиду роста количества обучающихся во вторую смену и увеличения числа уроков физической культуры до трех в неделю.
Функционирование физкультурно-спортивных клубов на базе общеобразовательных школ имеет большое значение для учащихся, так как обеспечивает внеурочную занятость и досуг, а также ключевыми мероприятиями физкультурно-спортивной деятельности клубов является проведение школьных этапов Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания и Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры" (в Красноярском крае - "Школьная спортивная лига"), которые проводятся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 948 "О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников". В 2015-2016 учебном году в соревнованиях "Школьная спортивная лига" приняли участие 2165 учащихся 5-11 классов (что составляет 87% от общего числа учащихся 5-11 классов), в соревнованиях "Президентские состязания" - 3474 учащихся.
Выявление и поддержка одаренных детей
Актуальность направления работы с одаренными детьми обозначена в указе Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р), концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом РФ 03.04.2012 года.
В рамках реализации приоритетов развития общего образования и задач по выявлению, сопровождению и поддержке интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей:
- на базах образовательных учреждений города организована работа городских интенсивных школ по подготовке детей к интеллектуальным спортивным, творческим состязаниям, организовано сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями города и края, с высшими учебными заведениями;
- разработан и реализуется городской проект "Созвездие Сосновоборска", который включается в себя: олимпиады, конкурсы (интеллектуальные, спортивные, творческие), организацию и участие в форумах.
- Организовано ежегодное участие обучающихся в краевых круглогодичных интенсивных школах интеллектуального роста по естественнонаучному, физико-математическому и гуманитарному направлениям, а так же в летних интенсивных школах "Летняя академия" и "Перспектива".
Развитие учительского потенциала
В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" важным ключевым направлением развития общего образования определено развитие учительского потенциала как условие его подготовленности к решению новых задач на новом этапе развития образования.
Одно из главных направлений повышение квалификации - это создание условий для профессионального развития педагогических работников, обеспечивающих качество образования, развитие их творческого потенциала, поддержка стремления к непрерывному образованию, профессиональному росту и самосовершенствованию.
Реализация данного направления осуществлялась через систему практической работы со всеми категориями педагогических кадров (мероприятия: курсы повышения квалификации на базе ККИПКиППРО, организация и проведение семинаров, в том числе с приглашением специалистов университетов, организация и работа городских базовых площадок, развитие конкурсного движения среди педагогических работников, аттестация педагогических работников ОУ).
Развивается сотрудничество с другими образовательными учреждениями (Красноярский педагогический университет имени В.П.Астафьева; КГБОУ СПО "Красноярский педагогический колледж N 1 имени М.Горького"; КГБОУ СПО "Красноярский педагогический колледж N 2"; Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников; КГБОУ ДОД "Красноярская краевая станция юных натуралистов"; Открытая биолого-экологическая школа "Фламинго".
В 2015-2016 учебном году с целью реализации ФГОС ДО было организовано сетевое межмуниципальное взаимодействие среди территорий: Сосновоборск, Железногорск,
Березовка, Дивногорск, которое продолжается и в этом учебном году.
Отдых и оздоровление детей в летний период
На территории муниципального образования город Сосновоборск отсутствуют загородные оздоровительные лагеря.
В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии на организацию отдыха детей и их оздоровления, руководствуясь Законом Красноярского края от 07.07.2009 "8-3618 "Об обеспечении прав детей на отдых, оздоровление и занятость в Красноярском крае", муниципальное образование получает софинансирование на:
на оплату стоимости путевок для детей в краевые государственные и негосударственные организации отдыха детей и их оздоровления; в 2016 г. при данной поддержке было приобретено 192 путевки в загородные оздоровительные лагеря;
оплату стоимости набора продуктов питания или готовых блюд и их транспортировки, в 2016 г. 677 детей отдохнули в лагерях с дневным пребыванием организованных на базе 4 общеобразовательных учреждений и 2 учреждений дополнительного образования детей города. Перед системой образования стоит задача сохранения значений данных показателей в прогнозируемом периоде.
2.2. Основная цель, задачи и сроки выполнения
подпрограммы, целевые индикаторы
Целью подпрограммы является: создание в системе общего и дополнительного образования детей равных возможностей для современного качественного образования, позитивной социализации детей, отдыха и оздоровления детей в летний период.
Задачи:
1. Обеспечить доступность дошкольного образования, соответствующего единому стандарту качества дошкольного образования;
2. Обеспечить условия и качество обучения, соответствующие федеральным государственным стандартам начального общего, основного общего, среднего общего образования, федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Обеспечить развитие системы дополнительного образования детей;
4. Содействовать выявлению и поддержке одаренных детей;
5. Обеспечить безопасный, качественный отдых и оздоровление детей в летний период.
Сроки выполнения подпрограммы 2017-2019 годы
Перечень целевых индикаторов подпрограммы представлен в приложении 1 к подпрограмме 1 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей".
2.3. Механизмы реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы по пунктам осуществляется Управлением образования, подведомственными ему муниципальными образовательными учреждениями в рамках действующего законодательства.
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией подпрограммы осуществляет Управление образования администрации города Сосновоборска, которое несет ответственность за ее выполнение и целевое использование средств.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств муниципального, краевого и федерального бюджетов.
Контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляют:
Управление образования администрации города Сосновоборска, Финансовое Управление администрации города Сосновоборска.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Оценка социально-экономической эффективности проводится Управлением образования администрации города Сосновоборска.
Обязательным условием эффективности подпрограммы является успешное выполнение целевых индикаторов и показателей подпрограммы (приложение 1 к подпрограмме), а также мероприятий в установленные сроки.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Мероприятия подпрограммы представлены в приложении 2 к подпрограмме 1 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей".
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых
затрат (ресурсное обеспечение подпрограммы)
Финансовое обеспечение реализации подпрограммы осуществляется за счет средств федерального, краевого, муниципального бюджетов и внебюджетных источников.
Средства бюджета, запланированные на реализацию подпрограммы, составляют 1 526 924,1 тыс. рублей, в том числе:
2017 год - 514 580,9 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств краевого бюджета - 316 741,7 тыс. рублей; за счет средств муниципального бюджета - 168 062,9 тыс. рублей; за счет внебюджетного источника - 29 776,3 тыс.руб.
2018 год - 506 171,6 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств краевого бюджета - 316 896,6 тыс. рублей; за счет средств муниципального бюджета - 163 063,0 тыс.руб.; за счет внебюджетного источника - 26 212,0 тыс.руб.
2019 год - 506 171,6 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств краевого бюджета - 316 896,6 тыс. рублей; за счет средств муниципального бюджета - 163 063,0 тыс. рублей; за счет внебюджетного источника - 26 212,0 тыс.руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.