Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общегородской проблемы
и обоснование необходимости разработки подпрограммы
В городе Канске в 2016 году функционировали 53 муниципальных образовательных учреждения, подведомственных МКУ "УО администрации г.Канска", в числе которых 30 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 18 муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе 1 учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, 4 муниципальных учреждений дополнительного образования.
Дошкольное образование
В 2016 году в городе Канске функционировало 30 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Все учреждения приняты контролирующими органами к началу нового учебного года, в городе отсутствуют муниципальные дошкольные образовательные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта.
В соответствии с муниципальной программой "Развитие образования" предпринимались меры для обеспечения доступности дошкольного образования. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 599 от 07.05.2012 обеспечено создание необходимого количества мест в ДОУ для охвата 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием. В сентябре 2015 года введено в эксплуатацию здание нового дошкольного образовательного учреждения - ДОУ N 25 в Северо-Западном м-не на 190 детей. До конца 2015 года закончена реконструкция ДОУ N 7 в 5 военном городке на 95 мест, прием детей в учреждение осуществлен с января 2016 года. В действующих ДОУ дополнительных 27 мест создано за счет уплотнения групп.
Благодаря предпринятым мерам общее количество мест в ДОУ в течение 2015 года увеличилось на 285 и составило 4820 мест. На 1000 детей от 0 до 7 лет приходится 569 мест - это больше, чем было запланировано по программе развития образования. 89,64% детей от 3 до 7 лет охвачены дошкольным образованием в дошкольных учреждениях. Места в ДОУ для детей этого возраста получили все желающие семьи, очередь в ДОУ среди детей от 3 до 7 лет во исполнение Указа Президента Российской Федерации в соответствии с установленными программой развития образования сроками к концу 2015 года ликвидирована. Численность детей в расчете на 100 мест в дошкольных образовательных организациях в 2015 году составила 100%. Проблемой остается превышение количества детей, которым требуется место в ДОУ, над количеством существующих мест в учреждениях. Прогнозируется очередь среди детей от 1 года до 7 лет на 01.01.2016 - 756 человек. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования задает необходимость совершенствования правовых, организационных, материально-технических и кадровых условий в дошкольных учреждениях.
В 2015-2016 учебном году совместные усилия учреждений ведомств медицины и общего образования были направлены на создание условий для раннего выявления детей, имеющих проблемы в развитии. В прошедшем году на 206 увеличено количество мест в коррекционных и комбинированных группах в ДОУ, коррекционную помощь в дошкольных учреждениях получали в общей сложности 442 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. МКОУ "Центр диагностики и консультирования" были обследованы 284 ребенка от 0 до 3 лет с повышенным риском развития патологии, родители обследованных детей получили консультативную помощь по вопросам воспитания и развития ребенка. Увеличение количества детей, у которых диагностируются дефициты развития, требует дальнейшей работы по организации психолого-педагогического и социального сопровождения детей раннего возраста от 0 до 3 лет, и детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Общее образование
В 2016 году в городе действовали 18 муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе 15 средних, 3 основных школы со среднегодовым количеством обучающихся 9297 человек.
Численность детей и подростков 7-18 лет, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях на начало учебного года составила в 2015 году 13 человек - это дети-инвалиды, имеющие тяжелые и множественные нарушения в развитии, родители которых организуют их обучение самостоятельно. По сравнению с 2014 годом количество таких детей сократилось в 3 раза в связи с планомерной разъяснительной работой с родителями и приемом детей в канскую краевую общеобразовательную школу для обучения по адаптированным образовательным программам, в т.ч. на дому. 39 учащихся МБОУ СОШ N 6 обучаются по учебным планам вечерних школ.
Среднегодовая средняя наполняемость классов (без учета специальных (коррекционных) классов) увеличилась составила 25,26 человек. За счет рационального комплектования классов среднегодовая численность учащихся, приходящихся на одного учителя, составила 17,57 человек.
Среднегодовое количество обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2015-2016 учебном году составила 1471 человек (15,58%). Доля обучающихся во вторую смену в городе постепенно растет в связи с увеличением общего количества обучающихся и количества классов в общеобразовательных учреждениях.
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам в 2014, 2015, 2016 году составила 100%. В 2016 году один выпускник заочной формы обучения был удален с экзамена за наличие сотового телефона и не получил аттестат о среднем общем образовании.
Успешное прохождение государственной итоговой аттестации обеспечивается за счет реализации плановых мер по повышению качества образования, включающих повышение квалификации учителей, организацию профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, организации сопровождения обучающихся в период выбора профиля обучения, подготовки к государственной итоговой аттестации.
Благодаря созданной системе работы, направленной на выявление и развитие способностей детей растет потребность в получении повышенного уровня образования по отдельным предметам. Обучение в классах с углубленным изучением предметов способствует профессиональному самоопределению, обеспечивает готовность к поступлению и обучению в вузах. Из 9478 обучающихся общеобразовательных учреждений 1382 учащихся изучают предметы на углубленном или профильном уровне. В 2015, 2016 годах открыто 2 специализированных класса городского набора с углубленной подготовкой по предметам математического и технологического профилей для способных и одаренных детей. В 2015 году 83% старшеклассников приняли участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников. В базу данных "Одаренные дети Красноярья" внесено 5218 способных и одаренных детей г.Канска, имеющих достижения в разных направлениях деятельности. Увеличилось количество канских школьников - победителей Всероссийской олимпиады краевого уровня с 15 в 2014 году до 21 в 2015 году. 20 обучающихся, продемонстрировавших высокий уровень достижений по разным направлениям, были награждены в 2015 году премией Главы города.
Анализ образовательных результатов по отдельным предметам задает необходимость повышения качества естественно-научного образования, качества организации профильного обучения и предпрофильной подготовки. Выделяется ряд школ, устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех или отдельных ступенях образования. Как правило, это школы, работающие со сложным контингентом обучающихся (в связи с низким социально-экономическим статусом семей дети имеют трудности в обучении и социальной адаптации). Для успешного обучения и социализации таких детей необходимы специальные ресурсы (финансовые, кадровые, организационные), позволяющие в том числе организовывать дополнительные занятия с такими учащимися, осуществлять психологическое и социально-педагогическое сопровождение, тьюторство. Решение обозначенных задач предстоит обеспечить в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов.
В специальных коррекционных и интегрированных классах школ в 2015-2016 учебном году обучались 535 детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2015 году создан совместный проект МБОУ СОШ N 18 и КГБПОУ "Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства", в рамках которого с 2016 года планируется организация предпрофессиональной подготовки и последующего профессионального образования с использованием материально-технической базы и кадров техникума. Это позволит детям с ограниченными возможностями здоровья своевременно определиться с профессией, приобрести устойчивые профессиональные навыки, необходимые для конкурентоспособности на рынке труда.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования сопровождается совершенствованием ресурсной базы общеобразовательных учреждений. С целью создания необходимых (базовых) условий для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями стандартов осуществляется оснащение общеобразовательных учреждений города учебным оборудованием, обеспечение учебниками и повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений города.
Ключевой проблемой кадрового обеспечения муниципальных образовательных учреждений является проблема привлечения и удержания молодых специалистов в школах. Решение данной проблемы требует продолжить реализацию системы мер, направленных на поддержку молодых специалистов, внедрить систему целевой подготовки педагогических кадров, организовать деятельность сетевого педагогического класса.
Требуется продолжить организацию курсовой подготовки, обеспечив ее проведение для всех педагогов, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты, сопровождение учреждений-лидеров системы образования города, действующих в качестве городских методических центров для организации посткурсового сопровождения педагогов с учетом введения Федеральных профессиональных стандартов; обеспечить сопровождение учителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе прохождения аттестации на квалификационную категорию по новым региональным требованиям.
Численность муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений в 2015-2016 учебном году составила 85,93%, что выше, чем в 2014-2015 учебном году на 0,69%. Показатель обеспечен благодаря наличию во всех учреждениях всех видов благоустройства, наличия столовых, библиотеки, подключения к Интернету, наличия собственного сайта, пожарной сигнализации, а также наличия у 16 учреждений физкультурного зала в соответствии с современными требованиями к указанным элементам инфраструктуры.
Доля общеобразовательных организаций всех форм собственности, соответствующих санитарно-гигиеническим правилам и нормативам составила 85,93% (исключения составляют учреждения, находящиеся в аварийном состоянии), соответствующих требованиям пожарной безопасности - 100%. При этом около 50% образовательных учреждений при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности не имеют положительных заключений контролирующих органов на организацию лицензионной образовательной деятельности (Госпожнадзора, Роспотребнадзора).
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений в 2015-2016 учебном году составила 15,79% - это здания трех общеобразовательных учреждений: МБОУ ООШ N 22, МБОУ СОШ N 21, МБОУ СОШ N 3. В 2015 году Губернатором Красноярского края принято решение о строительстве нового здания МБОУ СОШ N 21 за счет средств краевого бюджета, завершить которое планируется до 01.09.2017 года. По устранению аварийности МБОУ ООШ N 22 г.Канска, бассейна МБОУ СОШ N 3 решения не приняты.
Во всех образовательных учреждениях функционируют пищеблоки, медицинские кабинеты, однако, необходимо на 100 процентов закрыть потребность в обеспечении медицинских кабинетов образовательных учреждений медицинским оборудованием.
Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений города Канска может быть достигнуто реализацией ряда финансово обеспеченных мер ресурсного и организационного характера.
Дополнительное образование и летний отдых.
В 2015 году в городе Канске действовало 4 учреждения дополнительного образования, находящиеся в ведении органа управления образованием с охватом 4085 детей. Всеми школами заключены договоры о взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, в 2015 году разработаны и приняты к реализации интегрированные с общеобразовательными программы дополнительного образования. В рамках договора 221 объединение учреждений дополнительного образования детей работает непосредственно на базе школ, что повышает доступность дополнительного образования для детей, живущих в отдаленных от места расположения таких учреждений районах города. В общей сложности в объединениях учреждений дополнительного образования, обеспечивающих развитие специальных способностей, в 2015 году обучались 67% школьников.
Необходимо распространение сетевых форм организации дополнительного образования детей, предполагающих объединение разных по типу и масштабам связей между образовательными учреждениями, организациями для достижения общих целей реализуемой образовательной программы, включая использование ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей.
С 2015 года Канская система образования при сотрудничестве с муниципалитетами Восточного округа Красноярского края приступили к созданию единого межмуниципального образовательного пространства, что позволит детям муниципальных образований воспользоваться образовательным предложением учреждений различных муниципалитетов. Созданная в рамках договоренности карта образовательных предложений будет размещена в сети Интернет и доступна потребителям с 2016-2017 учебного года.
В 2015 году по увеличилось численность детей 7 до 17 лет, отдохнувших летом до 8798 человек (82,70%). Система отдыха и оздоровления детей нуждается в долгосрочном регулировании, связанном, прежде всего, с созданием современных, отвечающих всем требованиям санитарного законодательства, требованиям противопожарной безопасности условий для отдыха, оздоровления и занятости детей города Канска. Повышение качества организации отдыха и оздоровления детей может быть обеспечено за счет улучшения материально-технической базы оздоровительного лагеря "Огонек" и палаточного лагеря "Чайка".
2.2. Основная цель, задачи и сроки выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
Цель подпрограммы: создать в системе общего и дополнительного образования равные возможности для получения современного качественного образования, социализации детей, отдыха и оздоровления детей в летний период.
Задачи подпрограммы:
1. Обеспечить доступность дошкольного образования, соответствующего единому стандарту качества дошкольного образования.
2. Обеспечить условия и качество обучения, соответствующие федеральным государственным стандартам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
3. Обеспечить предоставление дополнительного образования, в том числе за счет разработки и реализации современных образовательных программ, дистанционных и сетевых форм их реализации.
4. Содействовать выявлению и поддержке одаренных детей.
5. Обеспечить безопасный, качественный отдых и оздоровление детей детей в летний период.
6. Обеспечить развитие профессиональной компетентности педагогов, создать систему дополнительных стимулов повышения имиджа педагогической профессии средствами событийных мероприятий и конкурсного движения.
7. Обеспечить психолого-педагогическую и социальную помощь детям, психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ.
Сроки реализации подпрограммы 2017-2019 годы.
Замеряемость достижения поставленной цели обеспечивается перечнем целевых индикаторов программы. Перечень целевых индикаторов подпрограммы, прогнозируемых значений целевых индикаторов на весь период действия подпрограммы по годам ее реализации представлен в приложении N 1 к подпрограмме.
Основанием для выбора мероприятий подпрограмм является анализ данных по основным целевым показателям развития системы образования на предмет выделения наиболее актуальных областей улучшения деятельности системы и объемов необходимого для этого финансирования. Реализация подпрограммы осуществляется исполнителями подпрограммы - Управлением образования и подведомственными ему муниципальными учреждениями в соответствии с законодательством РФ. Управление образования наделяется организационными функциями в части координации деятельности подведомственных учреждений для реализации программных мероприятий, а также контрольной функцией за эффективностью реализации программных мероприятий подведомственными учреждениями.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
Исполнителями мероприятий подпрограммы являются Муниципальное казенное учреждение "Управление образования администрации города Канска" и подведомственные ему муниципальные учреждения. Выбор исполнителей отдельных мероприятий подпрограммы осуществляется с учетом ответственности учреждений, оказывающих муниципальные услуги за реализацию направлений развития системы образования города Канска, обеспеченных финансированием в рамках мероприятия подпрограммы. Категории получателей услуги определяются Законом об образовании РФ и муниципальными правовыми актами.
Механизм выполнения поставленных в программе задач основывается на целевых установках и представляет собой реализацию определенного перечня финансово обеспеченных мероприятий, составляющих функциональное единство. Ответственность за реализацию мероприятий определяется муниципальными правовыми актами и нормативными документами Управления образования. Организация подготовки и реализации мероприятий является ответственностью исполнителей подпрограммы и обеспечивается посредством включения мероприятий подпрограммы в планы работы исполнителей.
Контроль за эффективным и целевым использованием средств городского бюджета осуществляет Муниципальное казенное учреждение "Управление образования администрации города Канска". Перечень целевых индикаторов подпрограммы приведен в приложении N 1 к настоящей подпрограмме.
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Управление подпрограммой осуществляет Муниципальное казенное образовательное учреждение "Управление образования администрации города Канска", которое определяет результаты и проводит оценку реализации подпрограммы в целом, а также осуществляет контроль за деятельностью подведомственных учреждений по реализации ими мероприятий подпрограммы.
Муниципальное казенное образовательное учреждение "Управление образования администрации города Канска" несет ответственность за реализацию подпрограммы и достижение конечных результатов.
Внутренний финансовый контроль за целевым использованием средств осуществляет Муниципальное казенное учреждение "Финансовое управление администрации города Канска", внешний финансовый контроль осуществляет контрольно-счетная комиссия города Канска.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Оценка социально-экономической эффективности проводится Муниципальным казенным учреждением "Управление образования администрации города Канска".
Обязательным условием эффективности программы является успешное выполнение целевых индикаторов и показателей подпрограммы, а также мероприятий, проводимых в установленные сроки.
Выполнение подпрограммы обеспечит достижение следующих социально-экономических эффектов:
увеличение до 833 количества мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей от 1,5 до 3 лет;
увеличение до 500 количества мест в группах компенсирующей и комбинированной направленности дошкольных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;
увеличение доли выпускников, имеющих результаты ЕГЭ, составляющие 70 и выше баллов по предметам математического и инженерно-технологического профилей, изучаемым углубленно (на профильном уровне) до 36,4%;
увеличение доли обучающихся по программам углубленного и профильного изучения предметов математического, технического, естественнонаучного, гуманитарного направлений из числа обучающихся на уровнях основного общего и среднего общего образования до 27%;
увеличение до 5 количества профилей трудового обучения, предлагаемых общеобразовательными учреждениями для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с направлениями профессиональной подготовки учреждений профессионального образования;
увеличение доли обучающихся, охваченными программами дополнительного образования, в том числе сетевыми, в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на реализацию соответствующих программ до 41%;
увеличение доли обучающихся, имеющих достижения в различных видах деятельности на муниципальном, региональном и федеральном уровне, данные о которых занесены в региональную базу "Одаренные дети Красноярья" с рейтингом не ниже 30 баллов до 2%;
увеличение до 15 количества граждан, с которыми заключены договоры о целевом приеме на обучение по педагогическим специальностям;
увеличение доли учителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, прошедших аттестацию на квалификационную категорию по новым региональным требованиям в соответствии с Федеральными профессиональными стандартами от общего числа педагогов до 20%;
увеличение до 54% доли детей, охваченных в летний период мероприятиями и образовательными программами, реализуемыми общеобразовательными и учреждениями дополнительного образования, в том числе в условиях сетевого взаимодействия;
100% охват образовательных организаций, в которых созданы службы школьной медиации;
100% охват детей (обучающихся) школьного возраста, охваченных мероприятиями по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Мероприятия подпрограммы представлены в приложении N 2 к подпрограмме.
И.о.начальника МКУ "УО администрации |
Т.Н.Усольцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.