Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4.
Право на самоопределение и добросовестное консультирование
через представительные институты
4.1. Право на добросовестное консультирование и совместное
принятие решений, самоуправление
Ст.6 Закона Красноярского края "Об административно-территориальных единицах с особым статусом":
1. При Губернаторе края создается постоянно действующий совещательный орган - Совет представителей Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов (далее - Совет представителей).
2. Совет представителей обеспечивает формирование предложений по вопросам, связанным с особым статусом Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов, защитой интересов народов, проживающих на территории Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов, их прав на сохранение самобытности, культуры, языка, обычаев и традиций.
Любое сообщество основано на коммуникациях. Чем эффективнее общение, тем ближе люди знают друг друга, тем меньше страхов и ложных представлений, тем больше доверия среди людей и лучше результаты совместной работы.
В государственной работе механизмы коммуникаций занимают особое место, именно поэтому Уполномоченный в преамбулу данного раздела вынес положения ст. 6 Закона Красноярского края от 24.12.2015 N 9-4110 "Об административно-территориальных единицах с особым статусом", который был подписан Губернатором Красноярского края 28.12.2015.
В соответствии с нормами закона Указом Губернатора Красноярского края от 17.08.2016 N 176-УГ Совет представителей Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края при Губернаторе Красноярского края был создан (см. приложение).
Уполномоченный и общественность возлагают большие надежды на данный консультативно-совещательный орган. Мы надеемся, что решения Совета не будут откладываться в долгий ящик, а станут руководством к действиям.
По своим целям и задачам совет представителей Губернатора аналогичен советам представителей коренных малочисленных народов при главах муниципальных образований, которые, к сожалению, до сих пор не созданы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Вряд ли главы Таймыра и Эвенкии, которые вошли в губернаторский совет представителей, скажут, что такой орган не нужен. Скорее всего, они найдут много слов, подтверждающих важность этого органа. Но почему же тогда они не признают важность консультативно-совещательных органов коренных народов на муниципальном уровне?
Уполномоченный напоминает, что главы муниципальных образований злонамеренно игнорируют постановления Законодательного Собрания Красноярского края по итогам докладов Уполномоченного, в которых на протяжении ряда лет им рекомендуется создать такие консультативно-совещательные органы. А ведь именно от них зависит формирование политики на принципах самоопределения. Это ключевой принцип, на котором базируется самоуправление.
Никакая управленческая деятельность не может быть эффективной без наличия обратной связи. При Агентстве по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края существует общественный совет. В положении совета сказано, что он создан "в целях обеспечения учета прав и законных интересов граждан РФ, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, а также осуществления общественного контроля за деятельностью агентства". Но если посмотреть на состав совета, то не понятно, чьи интересы он представляет. Подавляющее большинство членов совета не известны ни на Таймыре, ни в Эвенкии, ни в других северных территориях, где проживают коренные малочисленные народы Красноярского края.
Как вариант, Уполномоченный предлагает создать не один, а несколько советов либо палат совета по территориальному принципу. К примеру, палата совета по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району.
Коренные малочисленные народы Севера - часть сообщества Красноярского края, и задачи, которые ставит Губернатор Красноярского края по развитию гражданского общества и эффективному взаимодействию в целях повышения качества управления территорией, распространяются и на них.
Какие же задачи ставит Губернатор Красноярского края В.А.Толоконский? "Мы должны усилить открытость управленческой работы, повысить качественное информирование общественности о реализации тех или иных проектов, о достижении цели и результатов. Опора на экспертное сообщество и качественная обратная связь - вот без чего невозможно внедрить эти новые управленческие подходы".
А как часто и насколько эффективно краевые государственные структуры используют экспертное сообщество коренных народов? Складывается ощущение, что по блоку коренных народов задачи, которые ставит Губернатор края, уходят в пустоту.
Хочу закончить анализ соблюдения прав коренных малочисленных народов на консультирование и самоопределение словами Президента РФ В.В.Путина: "К сожалению, порой вопросы решаются кулуарно, и когда так происходит, действительно хочется спросить: "Вы уверены, что то, что вы предлагаете, исходя из тех представлений, которые в служебных кабинетах возникают, это самое лучшее предложение?", "Еще раз хочу обратиться ко многим, не прятаться в служебных кабинетах, не бояться диалога с людьми - идти навстречу, честно и открыто разговаривать с людьми, поддерживать их инициативы...".
Эти слова как никогда актуальны, именно на них должны ориентироваться и краевые, и муниципальные чиновники.
В своей деятельности Уполномоченный использует разные возможности и форматы для обеспечения взаимодействия с представителями гражданского общества, органов местного самоуправления, органов государственной власти края и РФ.
Приведу краткий ознакомительный обзор деятельности Уполномоченного.
На молодежном форуме АКМНСС и ДВ РФ Уполномоченный сделал доклад "Стратегия государственной национальной политики в контексте соблюдения прав коренных малочисленных народов Севера Красноярского края", в котором были определены принципы национальной политики, имеющие исторические корни и способствующие полноценной реализации прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, имплементированными в российское законодательство.
В июне 2016 г. в г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) Уполномоченному представилась возможность поделиться опытом своей деятельности в ходе работы круглого стола на тему "Коренные малочисленные народы Арктики. Институт уполномоченных по правам коренных малочисленных народов Севера как российский опыт в защите прав коренных народов" в рамках XII конференции парламентариев Арктического региона. В своем выступлении Уполномоченный сделал акцент на важности построения конструктивного диалога между властью и сообществом коренных малочисленных народов, поделился опытом правозащитной деятельности и дал положительную оценку стандартам прав, закрепленных в Декларации ООН о правах коренных народов.
С 16-18 ноября 2016 г. в городе Красноярске на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева состоялась Всероссийская конференция "Развитие и воспроизводство человеческого капитала коренных малочисленных народов Севера и Арктики".
Партнерами конференции выступили некоммерческое партнерство "Содружество общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока", некоммерческая организация субъектов традиционных хозяйствования и промыслов "Союз общин коренных малочисленных народов Эвенкии", некоммерческая организация субъектов традиционных хозяйствования и промыслов "Союз общин коренных малочисленных народов Красноярского края".
В работе конференции приняло участие более 95 представителей научных и образовательных учреждений, федеральных органов государственной власти, депутатов законодательных собраний субъектов РФ, представителей правительств и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, руководителей общин КМНС, представителей общественности.
В ходе семинара был обобщен опыт защиты прав и свобод коренных малочисленных народов, изучены позитивные практики, выработаны рекомендации по улучшению правового положения коренных малочисленных народов, которые были направлены в адрес федеральных и региональных органов государственной власти РФ (см. приложение 1).
23-27 ноября 2016 г. Уполномоченный принял участие в работе круглого стола на тему "Проблемы взаимодействия коренных малочисленных народов Таймыра и недропользователей. Позитивные практики ХМАО и ЯНАО". Круглый стол был инициирован региональной Ассоциацией общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Красноярского края и местной общественной организацией "Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края".
В работе круглого стола приняли участие представители органов местного самоуправления и органов государственной власти Красноярского края, общественные организации коренных малочисленных народов, представители промышленных компаний и научного сообщества, другие заинтересованные лица.
По итогам работы круглого стола были сформированы рекомендации органам государственной власти Красноярского края и органам местного самоуправления по вопросам взаимодействия с недропользователями, а также промышленным компаниям (см. приложение 2).
Уполномоченный регулярно проводит консультации с представителями общественных организаций малочисленных северных этносов.
В ходе обсуждений граждане имеют возможность акцентировать внимание Уполномоченного на конкретных проблемах, высказать предложения по совершенствованию инструментов и механизмов защиты прав коренных малочисленных народов Севера, дать оценку деятельности Уполномоченного и в то же время услышать информацию о работе, проделанной Уполномоченным за год.
Уполномоченный считает актуальным участие в любых мероприятиях, нацеленных на укрепление механизмов защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
В качестве заключения хотелось бы еще раз акцентировать внимание руководителей муниципальных районов и органов государственной власти, в чьи полномочия входят вопросы защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, их традиционного образа жизни и традиционного хозяйствования, на выработке новых подходов к организации жизни коренных народов. Возможностей и подходов здесь масса!
Почему бы профильным краевым руководителям не пойти по пути, который предлагает Виктор Александрович Толоконский - оздоровить национальную государственную политику посредством создания проектных групп и офисов в Агентстве по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края, профильных министерствах под общим руководством Юрия Николаевича Захаринского - заместителя председателя Правительства Красноярского края.
Вчитайтесь, пожалуйста, в слова Губернатора Красноярского края, эти слова адресованы именно вам, уважаемые краевые и муниципальные чиновники: "Я хочу, чтобы вы меня услышали: для нас освоение проектного подхода к управлению - это самоцель. Это возможность повысить качество управления. Не просто достичь какого-то конкретного результата, а обновить идеологию и методику нашей работы. И это, я убежден, важнее даже достижения конкретных результатов. Нам нужно по-новому научиться решать управленческие задачи". "Говоря о повышении эффективности и качества управления, не могу не сказать об очень важной задаче, которая заключается в децентрализации управления, в расширении горизонта планирования. У нас очень многое в системе, в организационной структуре управления, если хотите, в психологии управления все-таки от антикризисного подхода. Мы эффективнее и лучше решаем задачи преодоления каких-то сбоев и кризисов, чем планомерного развития. Нам труднее дается любая деятельность, ориентированная на долговременное, масштабное, качественное развитие. Поэтому очень важно максимально включить в этот процесс дополнительные силы, которые находятся в наших министерствах и ведомствах, в наших городах и районах, на наших предприятиях и в учреждениях. Не может быть эффективного управления, если все управленческие решения принимаются в этом доме. Процесс развития предполагает очень широкое участие в управлении развитием большого числа специалистов и экспертов. Нельзя бояться передавать какие-то функции и полномочия".
От вас, уважаемые управленцы, зависит жизнь почти 17 тыс. человек, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, от того насколько грамотно вы решаете их проблемы. Давайте еще раз взглянем на отчет Счетной палаты Красноярского края, где дается анализ эффективности госпрограммы края "Создание условий для повышения уровня традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края за период с 2014 по 2015 гг.". В предпоследнем абзаце на стр. 12 сказано "За период действия государственной программы края (с 2014 г.) в нее внесено 1220 изменений". Одна тысяча двести двадцать изменений говорит о низком качестве правотворческой работы. Может быть, уже хватит латать дыры, а стоит составить нормальную программу, чтобы жизнь коренных народов стала ощутимо лучше.
Уполномоченный выражает благодарность всем, кто оказывал ему содействие в работе. Порой работа Уполномоченного сопряжена с горячими дискуссиями, но хороший спор только в помощь работе! Люди неравнодушные всегда ищут варианты, анализируют, выдвигают предложения, именно такие люди и двигают жизнь вперед. Вам, мои соратники, коллеги, друзья, земляки, говорю сердечное спасибо!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.