Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
Резолюция
Всероссийской конференции
"Развитие и воспроизводство человеческого капитала
коренных малочисленных народов Севера и Арктики"
г.Красноярск, 16-18 ноября 2016 г.
Информационный центр атомной отрасли, ул. А.Лебедевой, 78.
Партнерами конференции выступили: Некоммерческое партнерство "Содружество общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока", Некоммерческая организация субъектов традиционных хозяйствования и промыслов "Союз общин коренных малочисленных народов Эвенкии", Некоммерческая организация субъектов традиционных хозяйствования и промыслов "Союз общин коренных малочисленных народов Красноярского края".
В работе конференции приняло участие более 95 представителей научных и образовательных учреждений, федеральных органов государственной власти, депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации, представителей Правительств и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, руководителей общин КМНС, представителей общественности.
В том числе представители:
Министерства образования и науки РФ, Законодательного собрания Красноярского края, Правительства Красноярского края, Минобрнауки Красноярского края, Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края, Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, Государственного собрания (Ил Тумен) Республики Саха (Якутия), Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Красноярского края, Советник Губернатора Чукотского АО, Агентства по внутренней политике Камчатского края, Думы Ханты-Мансийского АО - Югры
В ходе работы конференций заслушано и обсуждено более 14 пленарных докладов и 21 сообщение. Рассмотрены вопросы:
"Человеческий капитал, как основной внутренний ресурс коренных малочисленных народов Севера";
"Практика работы общин КМНС и органов местного самоуправления по вопросам совершенствования самоуправления КМНС";
"Проблемы рационального использования природных ресурсов и инноваций по эффективному развитию традиционного хозяйства коренных народов";
"Роль социальных аспектов в совершенствовании человеческого капитала, развитии языков, традиционной культуры, образования, охраны здоровья и активизации этнических процессов коренных народов Севера".
В ходе конференции отмечено:
1. В Российской Федерации гарантированы права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, которые получили нормативное оформление в действующем законодательстве, как в отраслевых актах, так и в посвященном непосредственно коренным малочисленным народам:
Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";
Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
Федеральный закон от 7.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
2. В муниципальных образованиях ряда субъектов РФ сокращается количество малокомплектных и кочевых школ, образовательных учреждений с этнокультурным компонентом. Требуют внимания вопросы подготовки и издания учебных программ, учебников, методических пособий и словарей, а также подготовки педагогических кадров для преподавания языков коренных малочисленных народов в школах, учреждениях среднего и высшего образования.
3. Традиционная музыка, хореографическое и театральное искусство, а также навыки, связанные с традиционными ремеслами, подвержены угрозе исчезновения. В этой связи приобщение детей и молодежи к самобытной культуре становится особенно актуальным и в современных условиях должна активнее применяться организация детского отдыха в этнической среде. Отмечается также, что требуют урегулирования отношения, связанные с правами коренных малочисленных народов и лиц, относящихся к ним, на культурное наследие, традиционные знания и технологии, так как наблюдается тенденция возрастания коммерциализации и "вульгаризации" народных художественных промыслов коренных малочисленных народов. Однако в докладах отмечалась уникальность и своеобразность современной художественной культуры КМНС.
4. В сфере охраны здоровья требуют внимания вопросы обеспечения доступности медицинского обслуживания, получения квалифицированной медицинской помощи и лечения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, особенно в местах кочевий оленеводов передвижными медотрядами. Участники конференций выражают озабоченность сохраняющимися среди коренных малочисленных народов высокими показателями заболеваемости туберкулезом и алкоголизмом.
5. В ходе работы конференций была также отмечена важность такой формы участия коренных малочисленных народов в решении вопросов их развития, как создание консультативных общественных советов при органах государственной власти и органах местного самоуправления.
6. В докладах особенное внимание уделено возникшему "цифровому неравенству" у жителей Северных и Арктических территорий из-за отсутствия доступа к высокоскоростной сети интернет. Последнее не позволяет осуществить полноценное современное образование школьников, подготовку и переподготовку образовательных и медицинских кадров.
7. Особое внимание на конференции было уделено вопросам традиционного природопользования, технологиям воспроизводства и переработки сельскохозяйственного сырья, развитию предпринимательства. Отмечена перспективность глубокой переработки сельскохозяйственного сырья на минипроизводствах.
8. Рассмотрены вопросы развития национальных видов спорта.
Конференция рекомендует:
1. С целью подготовки и переподготовки квалифицированных кадров из числа КМНС при Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П.Астафьева и Дальневосточном федеральном университете создать многопрофильные Институты народов Севера и Арктики.
2. Включить КМНС в список категорий лиц, имеющих право на бесплатную довузовскую подготовку. Практиковать в рамках реализации целевого приема, осуществляющегося согласно договоров с образовательными учреждениями, уделять большее внимание вопросам целевого приема абитуриентов из числа общин КМНС.
Рассмотреть возможные механизмы создания системы распределения специалистов из числа КМНС по окончании учебных заведений профессионального образования (с учетом призыва на военную службу).
3. С целью приобщения детей КМНС к практике ведения традиционного хозяйства, а также стимулирования их трудовой деятельности, квотировать число трудовых грантов для старшеклассников, работающих в летний период времени в оленеводческих стойбищах и промысловых бригадах.
4. Провести комплексную ревизию преподавательских кадров в северных и арктических территориях с целью долгосрочного прогнозирования необходимости дополнительного кадрового восполнения.
5. Поддержать идею организации кластерного предпринимательства с участием предприятий государственного и частного сектора. Рекомендовать увеличить объем субсидий, выделяемых в Красноярском крае на поддержку развития малого предпринимательства северных территорий до 30 млн рублей. Из общей суммы субсидий выделить часть средств на подготовку предпринимательских проектов.
6. Рекомендовать локально, расположенным и отдаленным поселкам северных территорий организацию мини производств на своих территориях и использующих технологии Красноярского государственного аграрного университета.
7. Рекомендовать расширение участия коренных малочисленных народов в экспертных советах, комиссиях, иных консультативных совещательных органах, формируемых при исполнительных органах государственной власти; ввести в практику при определении персонального состава указанных совещательных органов привлечение широкого круга представителей всех общественных объединений КМНС регионов.
8. Предусмотреть организацию обязательной диспансеризации КМНС, разработать комплекс мер по профилактике алкоголизма среди населения Севера, включая КМНС. Местным органам самоуправления проработать вопросы о реализации государственных и местных мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование продажи и потребления алкогольной продукции в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМНС.
9. Рекомендовать усилить контроль за работой органов, уполномоченных реализовывать государственные полномочия по обеспечению защиты прав и интересов сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом уделив особое внимание исполнению полномочий по предоставлению жилых помещений сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей из числа коренных малочисленных народов Севера, окончившим общеобразовательные учреждения, а также организации получения ими бесплатного профессионального образования, созданию условий для их возвращения после получения профессионального образования в северные территории края с целью дальнейшего трудоустройства;
10. Разработать программу целевой подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов для территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в сфере образования, культуры, здравоохранения и природопользования.
11. Рекомендовать в рамках реализуемых государственных программ Красноярского края предусмотреть меры государственной социальной поддержки в виде:
- выплаты единовременных пособий семьям (женщинам), родившим ребенка (детей), ведущих традиционный образ жизни в границах территорий традиционной хозяйственной деятельности в качестве компенсации за отсутствие элементарных бытовых и санитарных условий, в размере не менее десяти минимальных размеров оплаты труда;
- выплаты студентам из числа коренных малочисленных народов, относящихся к категории малоимущих граждан при получении ими первого профессионального образования в виде:
а) 100% компенсации оплаты обучения;
б) 100% компенсации оплаты за проживание в общежитии;
в) выплаты пособия к стипендии;
г) выплаты пособия на питание;
д) выплаты пособия на приобретение литературы и канцелярских товаров;
е) выплаты единовременного пособия первокурсникам и выпускникам на приобретение сезонной одежды;
- выплаты целевых субсидий на строительство жилых помещений молодым семьям и молодым специалистам из числа коренных малочисленных народов, вернувшимся и трудоустроенным в местах традиционного проживания в размере не менее 100% от стоимости строительства жилого помещения;
12. Содружеству общин и общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока рекомендовать создать резерв кадров из состава молодежи общин для обучения в средних и высших учебных заведениях страны и выступить с инициативой создания учебных программ по профилю общинного самоуправления.
13. Рекомендовать муниципальным образованиям с целью обеспечения мероприятий, направленных на развитие человеческого капитала КМНС, сформировать квоту из средств, предназначенных для финансирования некоммерческих организаций в размере не менее 15%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.