Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 15.08.2017 N 535-р
Концепция
социальной адаптации и постинтернатного сопровождения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в Красноярском крае
1. Общие положения
Главная идея концепции социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае (далее соответственно - Концепция, дети-сироты, лица из числа детей-сирот) - успешная социальная адаптация воспитанников краевых государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), и самореализация выпускников организаций для детей-сирот как результат их постинтернатного сопровождения, достижение которых станет возможным за счет объединения усилий субъектов, организующих и осуществляющих процесс социальной адаптации и постинтернатное сопровождение детей-сирот.
Системно-деятельностный подход как основа современной образовательной практики позволяет рассматривать детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в качестве субъектов мотивированно и целенаправленно включенных в процесс социальной адаптации и постинтернатное сопровождение.
Субъектами, организующими и осуществляющими процесс социальной адаптации и постинтернатное сопровождение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, являются:
орган исполнительной власти Красноярского края в сфере образования;
орган исполнительной власти Красноярского края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения;
орган исполнительной власти Красноярского края в сфере здравоохранения;
орган исполнительной власти Красноярского края в области содействия занятости населения;
орган исполнительной власти Красноярского края в сфере молодежной политики;
орган исполнительной власти Красноярского края в сфере печати и массовых коммуникаций;
органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края (далее - ОМС), в том числе органы ОМС, осуществляющие государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;
организации для детей-сирот;
федеральные государственные и краевые государственные образовательные организации, муниципальные образовательные организации (далее - образовательные организации);
краевые государственные медицинские организации (далее - медицинские организации);
краевые государственные и муниципальные организации в сфере молодежной политики (далее - организации в сфере молодежной политики);
краевые государственные и муниципальные организации в сфере социального обслуживания (далее - организации социального обслуживания);
краевые государственные организации службы занятости населения (далее - организации службы занятости населения).
Для целей настоящей Концепции применяются следующие основные термины и определения:
воспитанники организаций для детей-сирот - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 10 до 18 лет, находящиеся в организации для детей-сирот на полном государственном обеспечении;
выпускники организаций для детей-сирот - лица, завершившие пребывание в организации для детей-сирот в связи с получением основного или среднего общего образования, в возрасте до 23 лет, в том числе лица в возрасте от 16 до 18 лет, которым не назначен попечитель;
социальная адаптация - процесс приобретения воспитанником организации для детей-сирот компетентностей, необходимых для взаимодействия с различными социальными объектами в целях успешной социализации по завершении пребывания в организации для детей-сирот, а также активного приспособления выпускника организации для детей-сирот к принятым в обществе правилам и нормам поведения и преодоления последствий психологической или моральной травмы;
психолого-педагогическое сопровождение - процесс, обеспечивающий создание условий для принятия воспитанником, выпускником организации для детей-сирот оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора;
постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот - система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических и социально-правовых условий личностного развития, успешности в обучении и трудоустройстве и интеграции в общество выпускников организаций для детей-сирот.
С 2001 года в Российской Федерации используется программно-целевой подход в осуществлении постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот. За этот период времени приняты:
рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.03.2011 N 06-369 по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей";
распоряжение Губернатора Красноярского края от 20.02.2013 N 44-рг края "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года".
Во исполнение постановления Законодательного Собрания Красноярского края от 26.06.2014 N 6-2477П "О докладе Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае "О соблюдении прав и законных интересов детей в Красноярском крае в 2013 году" в 2014 году разработаны и в настоящее время реализуются в организациях для детей-сирот:
комплекс мероприятий, направленных на социализацию воспитанников организаций для детей-сирот, подготовку их к самостоятельной жизни и труду, а также на обеспечение постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций, на 2015-2017 годы, утвержденный министром образования Красноярского края 29.10.2014;
комплекс мероприятий, направленных на содействие в трудоустройстве лиц из числа детей-сирот, являющихся выпускниками организаций для детей-сирот и профессиональных образовательных организаций, на 2015-2017 годы, утвержденный министром образования Красноярского края, руководителем агентства труда и занятости населения Красноярского края, первым заместителем министерства культуры Красноярского края 29.10.2014.
2. Анализ ситуации и основные проблемы социальной адаптации
и постинтернатного сопровождения детей-сирот
По состоянию на 01.05.2017 на территории Красноярского края функционирует 30 организаций для детей-сирот, в которых проживает 1 495 воспитанников. В основном это дети подросткового возраста, имеющие проблемы в психическом и физическом развитии.
В организациях для детей-сирот созданы благоприятные условия пребывания воспитанников, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию воспитанников организаций для детей-сирот. Организации для детей-сирот укомплектованы квалифицированными кадрами, по состоянию на 01.05.2017 в них работает 50 социальных педагогов, 53 педагога-психолога, 278 педагогов дополнительного образования и 566 воспитателей. В организациях для детей-сирот функционируют 3 центра психолого-педагогического сопровождения, 5 центров социально-трудовой адаптации и профориентации, службы психолого-педагогического сопровождения, в задачи которых входит подготовка воспитанников к проживанию в семье и к самостоятельной жизни.
Несмотря на имеющийся в Красноярском крае опыт социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот, необходимо отметить ряд проблем, имеющихся в данной сфере деятельности:
1) санитарные нормы и правила ограничивают возможности естественного формирования социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания у воспитанников организаций для детей-сирот;
2) почти треть (30%) выпускников организаций для детей-сирот при поступлении в федеральные государственные и краевые государственные профессиональные образовательные организации (далее соответственно - ФГПОУ, КГПОУ), федеральные государственные образовательные организации высшего образования (далее - ФГОУ ВО) испытывают трудности в социальной адаптации и организации собственного жизнеустройства.
Каждый год выпускниками организаций для детей-сирот становятся около 300 человек, которые в дальнейшем продолжат обучение в ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО.
В КГПОУ ежегодно поступает около 2000 детей-сирот, из них 15% являются выпускниками организаций для детей-сирот. В целом в них ежегодно обучается более 4 000 детей-сирот, сопровождение которых осуществляют специалисты указанных организаций: 72 социальных педагога и 60 педагогов-психологов и психологов.
Причинами возникновения данных проблем являются:
существенные изменения в жизнеустройстве (большая самостоятельность и ответственность) детей-сирот по завершении пребывания в организации для детей-сирот;
отсутствие системы преемственности между организациями для детей-сирот и ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО;
недостаточный положительный социальный опыт выпускников организаций для детей-сирот (низкая мотивация к получению профессии, склонность к асоциальному поведению, отсутствие опыта проживания в условиях семьи);
отсутствие в ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО системы индивидуального сопровождения выпускников организаций для детей-сирот с учетом психофизических особенностей и социального опыта каждого;
3) отмечается низкий процент трудоустройства выпускников организаций для детей-сирот после окончания ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО.
Согласно статистическим данным в организации службы занятости населения в 2016 году (на 31.12.2016) обратилось 797 выпускников организаций для детей-сирот, из них трудоустроено 182 человека (22,7%) (для сравнения: в 2015 году обратилось 792 выпускника организаций для детей-сирот, из них трудоустроено 233 человека (29%). Безработным выпускникам организаций для детей-сирот предложено более 3 500 вакансий, от 67% вакансий выпускники организаций для детей-сирот отказались. Основные причины отказа выпускников организаций для детей-сирот от трудоустройства:
размер пособия по безработице значительно превышает размер заработной платы, которую предлагают работодатели. В 2015-2016 годах средний размер пособия по безработице составил 35,7 тыс.руб.;
отказ работодателей в приеме на работу 33% выпускников организаций для детей-сирот из-за недостаточного уровня профессиональных знаний и умений выпускников организаций для детей-сирот, выявленного в результате собеседования;
4) в настоящее время недостаточно освоены и внедрены в работу технологии постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот педагогическими работниками указанных организаций и иными специалистами, работающими с выпускниками, отсутствует нормативная правовая база, регламентирующая отношения, связанные с постинтернатным сопровождением выпускников организаций для детей-сирот.
Актуальность разработки Концепции обусловлена требованиями Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, по реализации системного подхода к решению проблемы социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и социализации выпускников указанных организаций, их подготовки к самостоятельной жизни.
Концепция направлена на решение проблем социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и социализации выпускников указанных организаций, их подготовку к дальнейшему жизнеустройству, получение ими профессий, востребованных на рынке труда, их трудоустройство и закрепление на рабочем месте, что позволит сократить численность выпускников организаций для детей-сирот, не адаптированных к условиям жизни в обществе, количество случаев вторичного сиротства и в итоге приведет к сокращению количества организаций для детей-сирот и в целом к экономии бюджетных средств.
3. Цель, задачи и принципы социальной адаптации
и постинтернатного сопровождения
детей-сирот
Целью социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций является их самореализация и оказание им адресной помощи: педагогической, психологической, социально-бытовой, медицинской, консультативной, реабилитационной.
Достижение поставленной цели зависит от решения следующих задач:
1) подготовка воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни по завершении пребывания в организации для детей-сирот;
2) постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот в период обучения в ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО, находящихся на территории Красноярского края, их дальнейшее жизнеустройство;
3) трудовая занятость выпускников организаций для детей-сирот;
4) кадровое, организационное, методическое и информационное обеспечение деятельности служб постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот.
Принципами социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций являются:
межведомственная интеграция и социальное партнерство - координация действий различных ведомств, социальных институтов, некоммерческих организаций с целью комплексного решения задач, связанных с социальной адаптацией воспитанников организаций для детей-сирот и постинтернатным сопровождением выпускников указанных организаций;
доступность - обеспечение равного доступа к качественному образованию детей-сирот, обеспечение преемственности между уровнями образования: среднее общее образование - профессиональное образование - высшее образование;
научность - конструирование практики социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот в соответствии с теоретико-методологическими основами социологии;
активность личности воспитанника, выпускника организации для детей-сирот - умение формулировать собственные цели саморазвития, определять задачи и ресурсы для достижения планируемого результата.
4. Основные направления и мероприятия социальной адаптации
и постинтернатного сопровождения детей-сирот
Реализация основных задач социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций в Красноярском крае осуществляется по 4 основным направлениям путем создания:
1) системы социально-педагогического сопровождения воспитанников организаций для детей-сирот с целью их подготовки к самостоятельной жизни по завершении пребывания в организации для детей-сирот;
2) системы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, обучающихся в ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО, находящихся на территории Красноярского края, и оказание содействия выпускникам организаций для детей-сирот в их дальнейшем жизнеустройстве;
3) условий для трудовой занятости выпускников организаций для детей-сирот, обратившихся организации службы занятости населения;
4) системы кадрового, организационного, методического и информационного обеспечения постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот.
В рамках данных направлений реализуются мероприятия, способствующие успешной социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот, и мероприятия, обеспечивающие сопровождение выпускников указанных организаций по завершении пребывания в организации для детей-сирот, формирование их активной жизненной позиции, навыков самостоятельного решения вопросов и трудовой занятостьи#, предусмотренные планом мероприятий по реализации Концепции.
5. Механизмы реализации концепции
Проблемы в сфере социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций в Красноярском крае имеют возможные пути решения через комплексное межведомственное сотрудничество.
Социальная адаптация воспитанников организаций для детей-сирот будет осуществляться указанными организациями с использованием ресурсов образовательных организаций, организаций в сфере молодежной политики, медицинских организаций на основе заключаемых между ними соглашений.
Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот при поступлении в КГПОУ и в период обучения в них будет осуществляться службами постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций, действующими на базе организаций для детей-сирот, совместно с КГПОУ, а при поступлении в ФГПОУ и ФГОУ ВО, находящиеся на территории Красноярского края, и в период обучения в них - службами постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, действующими на базе указанных организаций.
Координация деятельности по организации постинтернатного сопровождения и постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот, расположенных на территориях близлежащих муниципальных образований Красноярского края, будет осуществляться 5 координационными центрами, действующими на базе организаций для детей-сирот, созданными в целях гибкого управления и координации усилий по организации постинтернатного сопровождения детей-сирот следующих организаций:
организаций для детей-сирот;
образовательных организаций;
медицинских организаций;
организаций в сфере молодежной политики;
организаций социального обслуживания,
организаций службы занятости населения.
Мониторинг эффективности реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по реализации Концепции, будет осуществляться органом исполнительной власти Красноярского края в сфере образования.
6. Ожидаемые результаты реализации концепции
Реализация мероприятий Концепции в целом позволит обеспечить эффективную деятельность по созданию в Красноярском крае благоприятных условий для комплексного решения вопросов социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций.
Реализация мероприятий в рамках решения задачи по созданию системы социально-педагогического сопровождения воспитанников организаций для детей-сирот с целью их подготовки к самостоятельной жизни по завершении пребывания в организации для детей-сирот позволит обеспечить:
передачу не менее 20% воспитанников организаций для детей-сирот на разные формы семейного устройства;
возвращение не менее 10% воспитанников организаций для детей-сирот в родную семью;
вовлечение не менее 90% воспитанников организаций для детей-сирот в систему дополнительного образования детей;
сокращение на 20% количества воспитанников организаций для детей-сирот, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
наличие у не менее 80% выпускников организаций для детей-сирот достаточного уровня социальной адаптации, включающего сформированность трудовых навыков и навыков бытового самообслуживания, семейных ценностей, ценностей ответственного родительства, позитивных жизненных установок, установок на здоровый образ жизни, занятия общественно полезной деятельностью, физический и духовный рост личности.
Реализация мероприятий в рамках решения задачи по созданию системы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, обучающихся в ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО, находящихся на территории Красноярского края, и оказанию содействия выпускникам организаций для детей-сирот в их дальнейшем жизнеустройстве позволит обеспечить:
наличие у 100% воспитанников организаций для детей-сирот индивидуальных программ сопровождения с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
наличие у не менее 40% выпускников организаций для детей-сирот, имеющих неблагоприятный прогноз социальной адаптации и продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях, наставников;
обеспечение социальным сопровождением 100% обратившихся выпускников организаций для детей-сирот, нуждающихся в юридической, психологической, педагогической и иной социальной помощи, до достижения ими возраста 23 лет.
Реализация мероприятий в рамках решения задачи по созданию условий для трудовой занятости выпускников организаций для детей-сирот, обратившихся в организации службы занятости населения, позволит обеспечить повышение доли трудоустроенных выпускников организаций для детей-сирот (не менее 35% в 2017 году, не менее 40% в 2018 году, далее - не менее 50%).
Реализация мероприятий в рамках решения задачи по созданию системы кадрового, организационного, методического и информационного обеспечения постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот позволит обеспечить:
наличие у 100% организаций системы постинтернатного сопровождения, указанных в пункте 31 плана мероприятий по реализации Концепции, локальных нормативных актов, регламентирующих их деятельность по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот;
100% охват обучением по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки) специалистов организаций для детей-сирот и КГПОУ;
тиражирование опыта социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников указанных организаций в Красноярском крае, включая опыт работы "пилотных" площадок, созданных на базе организаций для детей-сирот, КГПОУ, организаций социального обслуживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.