Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разделы программы
1. Характеристика текущего состояния
соответствующей сферы жилищно-коммунального хозяйства
с указанием основных показателей социально-экономического развития Ачинского района
и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации программы
Жилищно-коммунальное хозяйство является базовой отраслью экономики Ачинского района, обеспечивающей население района жизненно важными услугами: отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Основными показателями, характеризующими отрасль жилищно-коммунального хозяйства Ачинского района являются:
- высокий уровень износа основных производственных фондов, в том числе транспортных коммуникаций и энергетического оборудования, до 74% обусловленный принятием в муниципальную собственность объектов коммунального назначения в ветхом и аварийном состоянии;
- высокие потери энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления, составляющие 30%, вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия;
- высокая себестоимость производства коммунальных услуг из-за сверхнормативного потребления энергоресурсов, наличия нерационально функционирующих затратных технологических схем и низкого коэффициента использования установленной мощности и, вследствие этого, незначительная инвестиционная привлекательность объектов;
- отсутствие очистки питьевой воды и недостаточная степень очистки сточных вод на значительном числе объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
Уровень износа коммунальной инфраструктуры на территории района составляет 74%. В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов. В муниципальной программе запланировано постепенное снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры до 68% в 2016 году.
На территории района за 2012 год организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, предоставлены следующие объемы коммунальных ресурсов:
холодная вода - 558,4 тыс. м3;
горячая вода - 74,0 тыс. м3;
водоотведение - 171,4 тыс. м3;
тепловая энергия - 45,7 тыс. Гкал;
Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Ачинского района на текущий момент составляет 19,0%.
Как правило, капитальный ремонт в жилищном фонде осуществляется в минимально-необходимых объемах.
Доходы организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги на территории района составляют порядка 110,08 млн. рублей при объеме расходов 118,48 млн. рублей. При этом возмещение населением затрат за предоставление услуг составляет 60,17 млн. рублей (или 91,6% от стоимости предоставленных населению услуг).
Вместе с тем в жилищно-коммунальном хозяйстве в настоящее время активно проводятся преобразования, закладывающие основы развития отрасли на долгосрочную перспективу. На федеральном уровне приняты новые законы, регулирующие отношения в сферах теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. Утверждены или находятся в стадии утверждения десятки подзаконных нормативных актов, которые создают фундамент для новой системы регулирования. Устанавливаются детальные требования к качеству и надежности жилищно-коммунальных услуг. Принят федеральный закон, призванный системно решить задачу капитального ремонта многоквартирных домов. Во многом пересмотрены правила работы управляющих организаций.
Работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства далека от завершения и для достижения запланированных результатов необходимо точное и последовательное выполнение мероприятий в соответствии с задачами, определенными муниципальной программой.
Эффективное государственное регулирование коммунального хозяйства, при котором достигается баланс интересов всех сторон, будет обеспечиваться путем реализации заложенных в отраслевое законодательство механизмов следующих мероприятий:
- государственная регистрация объектов централизованных систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- разработка схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
- создание системы капитального ремонта многоквартирных домов;
- обеспечение контроля за формированием целевых показателей деятельности и подготовкой на их основе инвестиционных программ, финансируемых в том числе за счет привлечения частных инвестиций;
- утверждение планов мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями и планов снижения сбросов;
- обеспечение контроля за качеством и надежностью коммунальных услуг и ресурсов;
- формирование долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
- обеспечение социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- контроль за раскрытием информации для потребителей в соответствии с установленными стандартами.
При этом ограничения, связанные с доступностью оплаты жилья и коммунальных услуг, могут формировать существенные риски реализации муниципальной программы.
2.1. Теплоснабжение
В жилищно-коммунальном комплексе Ачинского района эксплуатируются централизованные системы теплоснабжения, которые представлены 12 теплоисточниками суммарной мощностью 93,3 Гкал/час, вырабатывающих 30,11 тыс. Гкал тепловой энергии. По тепловым сетям, протяженностью 32,68 км, транспортируется тепловая энергия.
Теплоисточники эксплуатируются с применением устаревших неэффективных технологических схем, где исполнение котельного оборудования не соответствуют предъявляемым современным конструктивным требованиям, процесс сжигания топлива упрощается и нарушается. В результате фактически КПД котельных составляет 30-60%, вместо нормативного 75-80%. Расход топлива на выработку тепловой энергии превышает нормативный на 15%. Отсутствие на котельных малой мощности (при открытых системах теплоснабжения) систем водоподготовки сетевой воды ведет к сокращению срока эксплуатации котельного оборудования, отсутствие в котельных оборудования по очистке дымовых газов создает неблагоприятную экологическую обстановку в населенных пунктах Ачинского района.
Основными причинами неэффективности действующих котельных являются:
- низкий коэффициент использования установленной мощности теплоисточников;
- отсутствие систем водоподготовки и элементарных приборов технологического контроля;
- использование топлива низкого качества;
- низкий уровень обслуживания (отсутствие автоматизации технологических процессов).
В настоящее время в замене нуждается 18,3 км (55,9%) ветхих тепловых сетей. При нормативном сроке службы трубопроводов 25 лет, фактический срок до первого коррозионного разрушения может составлять около 5 лет, что обусловлено, в том числе субъективными причинами - высоким уровнем грунтовых вод, применение некачественным строительных материалов при проведении строительно-монтажных работ.
Суммарные потери тепловой энергии в сетях составляют 29,9%, что эквивалентно 6,3 тыс. т. условного топлива в год.
Проблемы в системах теплоснабжения обостряются еще и отсутствием резервирования теплоисточников по электроснабжению и водоснабжению. Отсутствие резервного питания в аварийной ситуации увеличивает вероятность отключения котельной и разморожения систем теплопотребления.
В рамках муниципальной программы планируется:
- применять комплексный подход к замене морально устаревших и не сертифицированных котлов на котельное оборудование с обязательной установкой систем водоподготовки, в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации котельных, для продления эксплуатационного срока котлов и тепловых сетей, повышения надежности работы систем теплоснабжения и качества сетевой воды;
- поэтапное приведение в соответствие установленной мощности теплоисточников присоединенной нагрузке;
- использование современных теплоизоляционных материалов;
- снизить тепловые потери;
- обеспечить надежность работы систем теплоснабжения и экономию топливно-энергетических ресурсов.
- государственная регистрация объектов централизованных систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- обеспечение контроля за качеством и надежностью коммунальных услуг и ресурсов;
- формирование долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения.
2.2. Водоснабжение, водоотведение
Основными источниками водоснабжения населения Ачинского района являются: подземные водоисточники, обеспечивающие централизованным водоснабжением 35,5% всего жилого фонда района.
Результаты исследований воды поверхностных и подземных водоисточников, используемых для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения района, свидетельствуют об ухудшении ее качества по гигиеническим нормативам.
Неблагополучное состояние подземных водоисточников по санитарно-химическим показателям обуславливается повышенным природным содержанием в воде железа, солей жесткости, фторидов, марганца. К техногенным причинам следует отнести загрязнение подземных вод нитратами.
Канализационные очистные сооружения, осуществляющие очистку сточных вод в большинстве населенных пунктов, эксплуатируются в течение 20-30 лет без проведения реконструкции.
Проблема снабжения населения Ачинского района питьевой водой требуемого качества в достаточном количестве, экологическая безопасность окружающей среды является наиболее актуальной, т.к. доступность и качество данного коммунального ресурса определяют здоровье населения края и качество жизни.
Решение проблемы окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, что в конечном итоге будет способствовать повышению темпов роста экономического развития края и улучшению демографической ситуации в регионе.
3. Приоритеты социально-экономического развития в соответствующей сфере,
описание основных целей, задач, целевых индикаторов
и показателей результативности программы
Приоритеты муниципальной политики в жилищно-коммунальной сфере определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ N 600), а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.
Первым приоритетом государственной политики является улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания.
В рамках данного приоритета будут реализованы меры по обеспечению комфортных условий проживания и предоставлению жилищно-коммунальных услуг по доступным ценам для собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе, меры по:
обеспечению проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе для увеличения уровня их благоустройства (обеспеченности коммунальными услугами), существенного повышения их энергетической эффективности, за счет создания региональных систем капитального ремонта, а также путем внедрения устойчивых механизмов и инструментов финансовой поддержки проведения капитального ремонта;
улучшению качества управления и содержания общего имущества многоквартирных домов путем поддержки объединений собственников жилья и развития конкуренции в сфере управления жилой недвижимостью;
развитию конкуренции в сфере предоставления услуг по управлению многоквартирными домами;
обеспечению доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет реализации мер по энергоресурсосбережению и повышению эффективности мер социальной поддержки населения;
совершенствованию системы государственного учета жилищного фонда, контроля и надзора за техническим состоянием жилых зданий.
Кроме того, будут созданы условия для развития банковского кредитования товариществ собственников жилья, других объединений граждан в жилищной сфере, управляющих компаний на цели проведения капитального ремонта при оказании товариществам мер государственной поддержки, обеспечено законодательное регулирование предоставления социальных выплат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов собственникам жилья с низкими доходами.
С целью развития институтов для выработки общей позиции собственников по заказу жилищно-коммунальных услуг будет стимулироваться инициативы собственников помещений путем проведения информационно-разъяснительной работы, популяризации лучших практик.
Вторым приоритетом государственной политики является модернизация и повышение энергоэффективности объектов коммунального хозяйства.
В соответствии с Указом N 600 будут реализованы меры по обеспечению благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства Красноярского в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в том числе установление долгосрочных тарифов на коммунальные ресурсы, а также определение величины тарифов в зависимости от качества и надежности предоставляемых ресурсов.
Будет также продолжено внедрение ресурсосберегающих технологий и создание условий для более широкого использования малой энергетики и возобновляемых видов топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В целях обеспечения населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами, особое внимание будет уделено модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В результате будут созданы благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства, что позволит осуществить масштабную модернизацию систем коммунальной инфраструктуры с использованием энергоэффективных и экологически чистых технологий, повысить надежность и эффективность производства и поставки коммунальных ресурсов.
Целями муниципальной программы являются:
обеспечение населения района качественными жилищно-коммунальными услугами в условиях развития рыночных отношений в отрасли и ограниченного роста оплаты жилищно-коммунальных услуг;
создание организационных и экономических условий для энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Ачинском районе.
Обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг возможно достигнуть за счет повышения надежности систем коммунальной инфраструктуры и энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизации затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда.
Цели программы соответствуют:
приоритетам государственной жилищной политики, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также целевым ориентирам, определенным Указом N 600;
стратегической цели государственной жилищной политики - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.
Достижение целей программы осуществляется путем решения следующих задач:
1. Развитие, модернизация и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда Ачинского района;
2. Обеспечения населения Ачинского района питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами;
3. Создание организационных и экономических условий для энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Ачинском районе;
4. Обеспечение реализации муниципальной программы.
4. Прогноз развития соответствующей сферы
и прогноз конечных результатов программы
Целевые индикаторы представлены в Приложении N 1 к муниципальной программе Ачинского района "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности" на 2014-2016 гг.
5. Перечень подпрограмм с указанием сроков
их реализации и ожидаемых результатов
Подпрограмма 1. "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры Ачинского района" на 2014-2016 годы. (Приложение N 2)
Мероприятие 1. Капитальный ремонт, реконструкция находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры, источников тепловой энергии и тепловых сетей, а также приобретение технологического оборудования для обеспечения функционирования систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Коммунальный комплекс Ачинского района характеризует значительный уровень износа основных производственных фондов, в том числе транспортных коммуникаций и энергетического оборудования до 74%, обусловленный принятием в муниципальную собственность объектов коммунального назначения в ветхом и аварийном состоянии;
сверхнормативные потери энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления, составляющие до 30%, вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия;
отсутствие очистки питьевой воды и недостаточная степень очистки сточных вод на значительном числе объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
Продолжение решения проблем в коммунальном комплексе обусловлено необходимостью дальнейшей реализации мероприятий по предупреждению и стабилизации ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, предотвращения критического уровня износа основных фондов коммунального комплекса района, повышения надежности предоставления коммунальных услуг потребителям требуемого объема и качества, модернизации коммунальных систем инженерного обеспечения муниципальных образований, эффективного производства и использования энергоресурсов, развития энергоресурсосбережения в коммунальном хозяйстве.
Дальнейшее решение задач восстановления основных фондов инженерной инфраструктуры коммунального комплекса района соответствует установленным приоритетам социально-экономического развития края и, как и прежде, возможно только программными методами, путем проведения комплекса организационных, производственных, социально-экономических и других мероприятий.
Потребность в средствах на капитальный ремонт, реконструкцию находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры, источников тепловой энергии и тепловых сетей, объектов электросетевого хозяйства, а так же на приобретение технологического оборудования для обеспечения функционирования систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составляет:
2014 год - 42597,0 тыс. рублей;
2015 год - 10605,0 тыс. рублей;
2016 год - 10605,0 тыс. рублей.
Мероприятие 2. Приобретение коммунальной техники.
Нормативная потребность в коммунальной технике для эксплуатации и ремонта объектов коммунальной инфраструктуры в районе превышает фактическое ее наличие. Высок процент износа коммунальной техники.
При оценке неотложной потребности в спецавтотехнике приоритет отдан вакуумным машинам для оперативного обслуживания систем водоотведения и откачки сточных вод из септиков, в том числе в целях предотвращения возможного загрязнения окружающей среды и подземных вод населенных пунктов, а также экскаватора для проведения капитального и текущего ремонта коммунальных систем Ачинского района.
Потребность в средствах на приобретение коммунальной техники составляет:
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 2800,0 тыс. рублей;
2016 год - 2200,0 тыс. рублей.
Подпрограмма 2. "Чистая вода на территории Ачинского района" на 2014-2016 годы. (Приложение N 3)
Мероприятие 1. Строительство и (или) реконструкция объектов коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Системы водоснабжения и водоотведения жилищно-коммунального комплекса района характеризует:
высокий уровень износа основных производственных фондов, в том числе транспортных коммуникаций и энергетического оборудования до 60-70,0%, обусловленный принятием в муниципальную собственность объектов коммунального назначения в ветхом и аварийном состоянии;
отсутствие очистки питьевой воды и недостаточная степень очистки сточных вод на значительном числе объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
Потребность в средствах на выделение субсидий бюджетам муниципальных образований края на строительство и (или) реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры составляет:
2014 год - 8950,0 тыс. рублей;
2015 год - 16900,0 тыс. рублей;
2016 год - 15250,0 тыс. рублей.
Мероприятие 2. Разработка проектной документации на строительство и (или) реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
На основании статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов) осуществляется на основании разработанной проектной документации имеющей положительное заключение экспертизы, полученного в установленном порядке.
Потребность в средствах на выделение субсидий бюджетам муниципальных образований края разработка проектной документации на строительство и (или) реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры составляет:
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 1464,5 тыс. рублей;
2016 год - 1464,5 тыс. рублей.
Подпрограмма 3. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Ачинского района" на 2014-2016 годы. (Приложение N 4)
Главной целью настоящей подпрограммы является создание организационных и экономических условий для энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Ачинском районе.
Достижение указанной цели требует последовательного продвижения в решении следующих основных задач:
- проведение комплекса организационно-технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципальных учреждений;
- проведение комплекса организационно-технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда;
- проведение комплекса организационно-технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры.
А) Доля объемов за энергоресурсы, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме энергоресурсов, потребляемых (используемых) на территории Ачинского района, в том числе:
электрической энергии:
- 2014 год - 99,8%;
- 2015 год - 99,9%;
- 2016 год - 100,0%;
тепловой энергии:
- 2014 год - 45,0%;
- 2015 год - 57,1%;
- 2016 год - 66,2%;
воды:
- 2014 год - 51,2%;
- 2015 год - 74,6%;
- 2016 год - 100,0%.
Б) Динамика энергоемкости валового муниципального продукта:
- 2014 год - 45,8 кг у.т/тыс. рублей;
- 2015 год - 42,3 кг у.т/тыс. рублей;
- 2016 год - 39,1 кг у.т/тыс. рублей.
Подпрограмма 4. "Обеспечение условий реализации программы". (Приложение N 5)
Мероприятие 1. Содержание аппарата МКУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района.
2014 год:
- уровень исполнения бюджета на реализацию переданных полномочий не менее 95%
- уровень удовлетворенности жителей Ачинского района качеством предоставления коммунальных услуг, снижение количества жалоб жителей Ачинского района на качество предоставления услуг не менее 60%.
2015 год:
- уровень исполнения бюджета на реализацию переданных полномочий не менее 97%
- уровень удовлетворенности жителей Ачинского района качеством предоставления коммунальных услуг, снижение количества жалоб жителей Ачинского района на качество предоставления услуг не менее 70%.
2016 год:
- уровень исполнения бюджета на реализацию переданных полномочий не менее 100%
- уровень удовлетворенности жителей Ачинского района качеством предоставления коммунальных услуг, снижение количества жалоб жителей Ачинского района на качество предоставления услуг не менее 90%.
6. Информация о распределении планируемых расходов по программе
Информация о распределении и планируемых расходов по отдельным мероприятиям программы, перечень мероприятий по подпрограммам с указанием объема средств на их реализацию и ожидаемых результатов указаны в Приложении N 6 к муниципальной программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности" на 2014-2016 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.