Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 15 апреля 2015 г. N 33-3753/2015 А-22
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Прилуцкой Л.А.
судей Маркатюк Г.В., Наприенковой О.Г.,
при секретаре: Трухиной О.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Наприенковой О.Г. гражданское дело по иску Шабеко Романа Сергеевича к Администрации города Красноярска, Администрации Свердловского района г.Красноярска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
по апелляционной жалобе Шабеко Р.С.,
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 18 декабря 2014 года, постановлено:
"Шабеко Роману Сергеевичу в удовлетворении исковых требований к Администрации города Красноярска, Администрации Свердловского района г.Красноярска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, отказать".
Выслушав докладчика, судебная коллегия установила:
Шабеко Р.С. обратился в суд с иском к администрации Свердловского района г.Красноярска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Шабеко Р.С., 14.03.1987 года рождения в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Мать Шабеко Л.Г. на основании решения Канского городского суда Красноярского края от 27.08.2004 г. признана отсутствующей. Отец Шабеко С.В. умер 27.02.1999 г. С 18.03.1999 г. Шабеко Р.С. находился на полном государственном обеспечении в Канском детском доме им. Ю.А.Гагарина. В период с 2004 г. по 2005 г. обучался в ПУ N 36 г.Красноярска, с 2005 г. по 2010 г. обучался в Красноярском государственном аграрном университете, после окончания которого проходил срочную военную службу в период с 2010 г. по 2011 г. С регистрационного учета по адресу Канского детского дома снят, жилья в собственности или на условиях найма не имеет. Ссылаясь на положения Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Красноярского края N 12-961 от 02.11.2000 г. "О защите прав ребенка" заявил указанные требования.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шабеко Р.С. просит решение отменить. Ссылается на несогласие с выводами суда об утрате им статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Полагает, что письмо администрации от 15.09.2004 г. за N 84 свидетельствует о фактической постановке на учет в целях получения жилья, а достижение им возраста 23 лет, не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, как лицу, ранее относившемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей (л/д 56).Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст.327-1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Шабеко Р.С., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее ФЗ от 21.12.1996 г. N 159) - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159 к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, не обращалось с заявлением о постановке на учет и предоставлении жилого помещения в соответствующие органы, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что Шабеко Р.С. 14.03.1987 года рождения в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Мать Шабеко Л.Г. решением Канского городского суда Красноярского края от 27.08.2004 г. была признана безвестно отсутствующей, отец Шабеко С.В. умер 27.02.1999 г.
Постановлением администрации г.Канска Красноярского края N 261 от 18.03.1999 г. Шабеко Р.С. определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. В период с 20.03.1999 г. по 31.08.2004 г. являлся воспитанником КГКОУ "Канский детский дом им. Ю.А.Гагарина", 01.09.2004 г. выбыл из данного учреждения для обучения в ПУ N 36 г.Красноярска (л.д. 9, 14).
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.02.2014 г. на основании договора мены от 29.12.1995 г. Шабеко С.В. являлся собственником 1/3 и 1/6 долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: Красноярский край, г.Канск, п.Строителей, д.63, кв.21. В 2006 г. указанные доли в квартире Шабеко Р.С. проданы (л/д 4). С 18.04.2014 г. истец состоит на регистрационном учете по адресу: г.Красноярск, ул.Прибойная, д.32 "а", кв.8, проживает на основании договора найма жилого помещения от 21.12.2013 г. по адресу: г.Красноярск, б.Ботанический, д.17. кв.133.
Шабеко Р.С. в органы местного самоуправления с письменным заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения не обращался. Сведений о постановке его на учет не представлено.
С настоящим иском обратился в суд в возрасте 27 лет.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что Шабеко Р.С. с требованием о предоставлении жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления либо в Министерство образования и науки Красноярского края не обращался. В связи с чем, пришел к выводу о том, что истец своевременно, до достижения возраста 23-х лет не заявил о своем желании воспользоваться мерами государственной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, в связи с отсутствием уважительных причин, по которым Шабеко Р.С. не обращался по данному вопросу, пришел к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении.
Ссылка истца в жалобе на письмо администрации от 15.09.2004 г. не может быть принята во внимание, поскольку данное письмо не было представлено при рассмотрении дела.
В соответствии с положениями норм действующего законодательства, регулирующего вопросы обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей- сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жилыми помещениями носят заявительный характер. Указанное означает, что в период нахождения лица в государственном учреждении, под опекой, законные представители обращаются в интересах такого лица в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет в целях получения государственной поддержки в виде обеспечения жилым помещением. В случае если такие действия не были совершены, лицо, достигшее совершеннолетия, до достижения возраста 23 лет вправе самостоятельно обратиться по данному вопросу, предоставив необходимый пакет документов. Из материалов дела следует, что доказательств, свидетельствующих об обращении детского дома в интересах истца по вопросу постановки на учет, не имеется. Сам истец пояснил, что в период с 18 лет до достижения возраста 23 лет с такими требованиями не обращался.
Доводы истца о том, что независимо достижения им возраста 23 лет, он имеет право на обеспечение жилым помещением как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, основан на неправильном применении норм материального права.
Внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изменения в статью 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указывают на то, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Аналогичные положения содержит п.17 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. N 12-961 (ред. от 20.12.2012 г.) "О защите прав ребенка". Из анализа указанных норм следует, что лицо, из вышеуказанной категории до достижения возраста 23 лет должно заявить о своем намерении получить гарантированную государством меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем, а ее реализация в виде фактического обеспечения может произойти и после достижения указанного в законе возраста. На основании изложенного, оснований полагать, что лицо, своевременно не заявившее о своем намерении воспользоваться мерами государственной поддержки по получению жилья подлежит обеспечению им в любом возрасте, не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда, исключив выводы суда о толковании норм действующего законодательства на предмет признания "нуждающимся" в предоставлении жилого помещения в целом, так и в отношении истца. Суд указывает, что нуждающимися в получении жилья могут быть лица, которые не являются нанимателями жилых помещений по договору найма или членами семьи нанимателя и не имеют в собственности жилья. Однако такое толкование противоречит ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ранее приведенной судом в решении.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия определила:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 18 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шабеко Р.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Дунина О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 15 апреля 2015 г. N 33-3753/2015 А-22
Текст апелляционного определения официально опубликован не был