Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы Программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы.
2.1.1. Характеристика строительной отрасли (состав, роль в экономике Красноярского края, крупнейшие организации, расположенные на территории Красноярского края).
Строительная отрасль Красноярского края представлена организациями, выполняющими общестроительные работы по возведению зданий, сооружению мостов, автомобильных дорог, тоннелей, магистральных и местных трубопроводов, линий связи и электропередачи, монтажных, электромонтажных и отделочных работ, а также организациями, осуществляющими производство строительных материалов и конструкций.
В крае эффективно работает структурная цепочка строительной отрасли: проектные, строительные организации и производители строительных материалов.
По состоянию на 01.07.2017 в крае зарегистрировано 9297 организаций, относящихся к строительному комплексу, или 11,9% общего числа организаций в крае, включая подрядные организации, проектно-изыскательские предприятия, проектные институты. Кроме того, на территории края в области строительства осуществляют деятельность 3161 индивидуальных предпринимателей. Подавляющее число строительных организаций, расположенных на территории края (98%), имеют частную форму собственности.
Крупнейшими застройщиками, осуществляющими строительство жилья на территории города Красноярска, являются ГСК "Красстрой", ООО ФСК "Монолитинвест", ООО СК "Реставрация", ЗАО "Фирма Культбытстрой", ООО "Альфа".
Ведущими застройщиками многоэтажного жилья в муниципальных образованиях края являются ООО "СибБытСтрой", ООО СК "Рифт", ООО "Стройтехсервис" (город Лесосибирск), ООО СК "Енисей" (город Железногорск), ОАО "Черногорскпромстрой" (город Минусинск), ООО "Альянс МК" (город Шарыпово).
В крае в индустриальных объемах производятся основные виды строительных материалов, такие как кирпич строительный, различные виды цементов, конструкции и детали сборные железобетонные, листы асбестоцементные, шлаковата, вата минеральная и другие. Кроме того, в крае широко представлены производители деревянно-каркасного домостроения, изделий из клееного бруса, металлоконструкций, лакокрасочных, теплоизоляционных материалов и других видов строительных изделий и материалов.
Основное производство цемента осуществляется на двух крупных предприятиях - ООО "Ачинский Цемент" в г.Ачинске и ООО "Красноярский цемент" в краевом центре. Кроме того, цемент производится в г.Норильске на цементном заводе Заполярного филиала ПАО "ГМК "Норильский никель". Общий годовой выпуск цемента в регионе составляет более 2 млн тонн.
В крае действуют 15 предприятий по производству сборного железобетона общей годовой мощностью около 700 тыс. куб. метров. Предприятия с таким профилем выпускаемой продукции сохранились на всей территории края. Основная номенклатура крупнейших производителей Красноярского рынка железобетона - производство изделий для крупнопанельного домостроения. Загрузка мощностей лидирующих на рынке заводов (ЗАО "Фирма "Культбытстрой" и ООО УСК "Сибиряк") составляет 60-80%, указанные производители входят в состав строительных корпораций - крупнейших застройщиков жилья на территории края и краевого центра.
На территории края действуют 4 крупных кирпичных завода: ООО "Содружество", ООО "Кирпичный завод "Песчанка", ООО "Сибирский элемент", ООО "Канский КСК". Общая мощность производства стеновых материалов (без стеновых железобетонных панелей) в крае составляет 186,1 млн шт. усл. кирпича в год. Более 80% выпускаемого объема кирпича в крае приходится на заводы, расположенные в краевом центре.
Выпуск строительных материалов и изделий не только в полном объеме обеспечивает потребности края, но и позволяет реализовывать продукцию на рынках других субъектов Российской Федерации. Производством строительных материалов в крае по состоянию на 01.07.2017 занимались 374 организации.
2.1.2. Основные производственные показатели.
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство", в крае в 2016 году составил 195 109,2 млн руб., по данному показателю край с 2012 года сохраняет 1-е место в Сибирском федеральном округе.
Таблица 1
Статистические показатели по ВЭД "Строительство"
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2015 год |
2016 год |
январь-июнь 2017 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем выполненных строительных работ |
млн рублей |
138 000 |
195 109,2 |
77 784,7 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
36 242 |
39 299 |
39 952,6 |
3 |
Численность работающих |
человек |
65 773 |
60 715 |
59 207 |
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство" в крае, в январе - июне 2017 года составил 77,8 млрд рублей, или 86,3% к январю - июню 2016 года в сопоставимых ценах.
Информация о вводе в эксплуатацию зданий различного назначения в январе - июне 2017 года представлена в таблице 2.
Таблица 2
Ввод в эксплуатацию зданий по видам (назначению) в январе - июне 2017 года
N п/п |
Вид (назначение) здания |
Количество зданий (единиц) |
Общий строительный объем зданий (тыс. куб. метров) |
Общая площадь зданий (тыс. кв. метров) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Введено в действие зданий |
921 |
2 956,4 |
725,5 |
|
в том числе: |
|
|
|
1 |
Жилого назначения |
722 |
2 045,3 |
577,9 |
2 |
Нежилого назначения* |
199 |
911,1 |
147,7 |
|
в том числе: |
|
|
|
2.1 |
Промышленные |
9 |
144,1 |
20,2 |
2.2 |
Сельскохозяйственные |
15 |
60,9 |
14,4 |
2.3 |
Коммерческие |
56 |
122,5 |
24,6 |
2.4 |
Административные |
16 |
83,8 |
16,1 |
2.5 |
Учебные |
3 |
22,1 |
4,5 |
2.6 |
Другие |
100 |
477,7 |
68,1 |
*Здания нежилого назначения распределены исходя из целей их использования в соответствии с "Общероссийским классификатором основных фондов".
Объем отгруженной продукции по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" в 2016 году составил 17 491,4 млн рублей. В частности, в 2016 году производство цемента составило 2005,7 тыс., кровельных асбестоцементных листов - 63,3 млн усл. плиток, объем производства конструкций и деталей железобетонных - 494,7 тыс. куб. метров. Стабильные показатели демонстрирует производство строительного кирпича - 170,8 млн шт. и нерудных строительных материалов - 21 714 тыс. куб. метров.
Индекс производства строительных материалов в январе - июне 2017 года сложился на уровне 106,9%, объем отгруженной продукции составил 9179,4 млн рублей.
Таблица 3
Статистические показатели по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции"
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2015 |
2016 |
январь - июнь 2017 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем отгруженной продукции |
млн рублей |
18 377,3 |
17 491,4 |
9 179,4 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
29 687,4 |
30 253,9 |
27 957,6 |
3 |
Численность работающих |
человек |
10 404 |
9 699 |
6 701 |
4 |
Объем выпуска основных видов строительных материалов: |
||||
4.1 |
Портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичный цемент гидравлический |
тыс. т |
2 090,5 |
2 005,7 |
926,7 |
4.2 |
Конструкции и детали сборные железобетонные |
тыс. куб. м |
638,7 |
494,7 |
275,1 |
4.3 |
Кирпич строительный |
млн усл. кирпичей |
146,4 |
170,8 |
60,8 |
4.4 |
Листы асбестоцементные (шифер) |
млн усл. плиток |
47,2 |
63,3 |
23,5 |
4.5 |
Нерудные материалы |
тыс. куб. м |
19 316,2 |
21 714,0 |
9 894,7 |
В течение последних 5 лет для строительной отрасли края остается характерной ситуация неполного использования производственных мощностей по основным группам строительных материалов. Средний уровень использования производственных мощностей организаций строительной индустрии составляет 68%, что свидетельствует о наличии значительных резервов в отрасли.
Характерной особенностью строительной индустрии края является высокая степень обеспеченности потребностей территории строительными материалами местного производства, высокий уровень концентрации производства почти на всех основных рынках строительных материалов и наличие на рынке края строительных корпораций, включающих в себя кроме строительных подразделений заводы по производству изделий крупнопанельного, монолитно-каркасного домостроения.
2.1.3. Жилищное строительство (структура, территориальное распределение, направления развития).
По объемам жилищного строительства край стабильно входит в тройку лидеров среди регионов Сибирского федерального округа, а по итогам прошедшего года уступил только Новосибирской области. В 2016 году в крае введено 1 373,8 тыс. кв. метров (104,8% к 2015 году), в том числе: в городах и поселках городского типа - 1 157,9 тыс. кв. метров (109,6% к 2015 году), в сельской местности - 215,9 тыс. кв. метров (84,8% к 2015 году).
Таблица 4
Статистические показатели ввода жилья в 2012-2017 годах
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Январь - июнь 2017 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Ввод в действие общей площади жилых домов |
тыс. кв. м |
1076,8 |
1133,9 |
1200,6 |
1311,1 |
1373,8 |
408,3 |
2 |
Темп роста объемов ввода общей площади жилых домов |
% |
102,8 |
105,3 |
105,8 |
109,2 |
104,8 |
74,9 |
За 2016 год в городе Красноярске введено 922,3 тыс. кв. м жилых домов (67% от общего ввода), что составляет 130,3% к 2015 году. В других территориях края ввод жилья составил 451,5 тыс. кв. м, темп роста к прошлому году составил 74,8%.
В 2016 году значительные объемы ввода зафиксированы в городах Сосновоборске (22,1 тыс. кв. м), Минусинске (34,9 тыс. кв. м), Ачинске (37,1 тыс. кв. м), Канске (22,7 тыс. кв. м); Емельяновском (71,9 тыс. кв. м), Богучанском (39,5 тыс. кв. м), Березовском (17,1 тыс. кв. м), Минусинском (9,4 тыс. кв. м) и Курагинском (9,2 тыс. кв. м) районах края.
В 2016 году по сравнению с 2015 годом высокие темпы жилищного строительства зафиксированы в Абанском, Богучанском, Козульском, Рыбинском, Саянском, Северо-Енисейском районах края и Эвенкийском муниципальном районе края.
Значительно снизились объемы жилищного строительства на территориях края к соответствующим показателям 2015 года, а именно в городах Енисейске (29,8%) и Сосновоборске (29,3%); Большемуртинском (40,0%), Тасеевском (32,0%), Тюхтетском (30,5%) районах.
В построенных в 2016 году жилых домах преобладают одноэтажные и двухэтажные дома - 19,5% от общего ввода жилья, доля трехэтажных составила 3,9%, выше двенадцати этажей - 54,1%.
Наибольший объем ввода жилья в крае обеспечивается за счет строительства многоэтажных жилых домов. В 2016 году на долю многоэтажного жилищного строительства пришлось 68,9% общего ввода жилых площадей (946,6 тыс. кв. м). Значительная часть многоэтажных жилых домов строится в городе Красноярске, но многоэтажное жилищное строительство ведется также и на других территориях края, ежегодно обеспечивая ввод 60-70 тыс. кв. м общей площади жилья.
Ввод малоэтажного жилья в крае в 2016 году составил 321,0 тыс. кв. м (23,4% общего ввода), в 2015 году - 510,7 тыс. кв. м (39,1% общего ввода).
Значительные объемы ввода малоэтажного жилья в крае приходятся на Емельяновский (71,9 тыс. кв. м) и Березовский (16,4 тыс. кв. м) районы, а также город Минусинск (21,7 тыс. кв. м).
Развитию строительства в муниципальных образованиях края, в том числе малоэтажного, способствовали меры по обеспечению муниципальных образований документами территориального планирования. Обеспеченность муниципальных образований края документами территориального планирования составляет 100%.
В январе - июне 2017 года в крае юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами введено в действие (эксплуатацию) 408,3 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов (7222 квартиры, включая квартиры в общежитиях).
Ввод жилья в крае формируется значительным числом застройщиков, среди которых отсутствуют явные монополисты. Так, по итогам 2016 года крупнейший застройщик ООО УСК "Сибиряк" имеет долю ввода жилья всего 6,2%; более 24% ввода жилья обеспечивается организациями с долей ввода 1-2%; более 30% жилья ежегодно строится населением за счет собственных и заемных средств.
Крупнейшими застройщиками, осуществляющими строительство жилья на территории города Красноярска, являются: ГСК "Красстрой", ООО ФСК "Монолитинвест", ООО СК "Реставрация", ЗАО "Фирма Культбытстрой", ООО "Альфа".
Ведущими застройщиками многоэтажного жилья на территориях муниципальных образований края являются ООО "СибБытСтрой", ООО СК "Рифт", ООО "Стройтехсервис" (город Лесосибирск), ООО СК "Енисей" (город Железногорск), ОАО "Черногорскпромстрой" (город Минусинск), ООО "Альянс МК" (город Шарыпово).
Развитию жилищного строительства в значительной мере способствует развитие банковского кредитования на приобретение жилья, в том числе развитие кредитования и реализация мер господдержки граждан при покупке жилья на первичном рынке.
Основным фактором роста объемов жилищного строительства является продолжающаяся заинтересованность и участие населения в инвестировании жилищного строительства при фактическом уходе государства с рынка.
В крае за 2016 год выдано 22 097 ипотечных жилищных кредитов на общую сумму 34 007 млн рублей. По объему выданных кредитов край занимает 1-е место в Сибирском федеральном округе и 10-е - в Российской Федерации.
Красноярским краевым фондом жилищного строительства в 2016 году выдан 301 ипотечный кредит на сумму 391,2 млн рублей. Минимальная процентная ставка по выданным кредитам составила 10,65%, максимальная - 14,5%.
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории Красноярского края, в рамках реализации краевых и федеральных программ является одним из основных приоритетных направлений деятельности Правительства края. В 2016 году:
на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств краевого бюджета и средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства затрачено 3 896,2 млн рублей, переселено 3,7 тыс. человек из 69,1 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда;
в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей выдано 295 свидетельств молодым семьям на общую сумму 230,3 млн рублей;
обеспечено жильем 867 семей (граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами; граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф) на общую сумму 1 364,97 млн рублей.
В рамках программы "Жилье для российской семьи" работники бюджетной сферы, молодые и многодетные семьи, сотрудники градообразующих предприятий, работники научных организаций (в общей сложности 20 категорий граждан) получают возможность приобрести квартиры по льготной стоимости: не дороже 35 тысяч рублей за квадратный метр, либо 80% от рыночной стоимости в муниципальном образовании. По состоянию на 01.01.2017 по муниципальным образованиям Красноярского края, участвующим в реализации программы, список граждан, имеющих право на приобретение жилья эконом-класса, включает 3 375 человек, заключено 566 договоров долевого участия и 127 муниципальных контрактов.
В рамках программы "Жилье для российской семьи" в конце 2016 года застройщиком ООО "УСК "СИБИРЯК" завершено строительство первого жилого дома по проекту "Нанжуль - Солнечный" в г.Красноярске; осуществлялись общестроительные работы по проектам жилищного строительства: "Нанжуль - Солнечный" - ООО "УСК "СИБИРЯК", "Солонцы-2" X мкр - Красноярским краевым фондом жилищного строительства, "Новалэнд" - ООО "Монолитхолдинг", в г.Железногорске - Красноярским краевым фондом жилищного строительства совместно с администрацией г. Железногорска.
2.1.4. Кадровый потенциал.
Численность работников строительной отрасли края составляет около 74,4 тыс. человек, в том числе 60,7 тыс. человек - в строительных организациях, около 9,7 тыс. человек - в промышленности по производству строительных материалов, 4,0 тыс. человек - в проектных организациях. Средний возраст рабочих специальностей в строительной отрасли края составляет 35-40 лет. Средний уровень заработной платы, по итогам 2016 года, в строительных организациях, расположенных на территории края, по ВЭД "Строительство" составил 39,3 тыс. рублей, в организациях строительной отрасли по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" - 30,3 тыс. рублей.
Развитие производственной базы строительной отрасли, внедрение новых технологий строительства и производства строительных материалов становится возможным за счет проведения системной работы по подготовке рабочих и инженерных кадров.
На сегодняшний день в крае действует сеть образовательных организаций профессионального образования по подготовке специалистов строительной отрасли, включающая в себя 7 техникумов:
Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства;
Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса;
Ачинский техникум отраслевых технологий и бизнеса;
Назаровский аграрный техникум имени А.Ф.Вепрева (Назаровский строительный техникум);
Шарыповский строительный техникум;
Красноярский строительный техникум;
Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики.
Две образовательные организации высшего профессионального образования: Инженерно-строительный институт, Институт архитектуры и дизайна, входящие в состав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (далее - СФУ), а также Норильский индустриальный институт.
Обучение в СФУ осуществляется по 12 профилям бакалавриата и 10 магистерским программам. Кроме того, в Инженерно-строительном институте СФУ при содействии министерства открыта дополнительная программа специалитета: "Строительство уникальных зданий и сооружений" (специализация "Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений").
Министерством совместно с министерством образования края созданы высокотехнологичные профессиональные учебные центры: в целях подготовки рабочих в городе Канске и в городе Красноярске на базе Красноярского строительного техникума.
Профильные образовательные организации имеют договорные отношения с базовыми организациями отрасли по трудоустройству выпускников (ООО УСК "Сибиряк", ООО "Монолитстрой", ООО "Новый город", ОАО "Сибэлектрострой", ООО 2-КМУ ЗАО "ВСТМ", ООО "Производственная жилищно-строительная компания", ООО "Красноярская строительная компания").
Выпуск специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и кадровая потребность строительной отрасли в основном сбалансированы. Существует дополнительная кадровая потребность строительной отрасли в квалифицированных рабочих кадрах.
В целях повышение уровня подготовки кадров для строительной отрасли, престижа рабочей профессии в 2016 году студенты Красноярского строительного техникума успешно участвовали в финале IV Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) 2016 в России по компетенциям: "Кирпичная кладка" и "Сухое строительство и штукатурные работы" - в результате заняли призовые места (2 бронзовые медали), в полуфинале IV Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) 2016 в Сибирском федеральном округе по компетенциям: "Кирпичная кладка" и "Сухое строительство и штукатурные работы" - в результате заняли призовые места (2 золотые медали).
Для популяризации и повышения престижности профессии, обмена опытом, выявление лучших по профессии в преддверии профессионального праздника - Дня строителя, среди строительных организаций края проводятся специализированные конкурсы по следующим номинациям: лучшая строительная площадка; лучшее санитарное состояние строительной площадки; лучшая организация пожарной безопасности; лучшая организация электробезопасности; лучшая детская площадка; лучший фасад; лучшая квартира. В 2016 году представители строительных организаций Красноярского края успешно участвовали во всероссийском конкурсе и конкурсе Сибирского федерального округа: представитель ООО СК "Сиблидер" во всероссийском конкурсе "Лучший по профессии" в номинации "Лучший бетонщик" занял 1-е место, представитель ЗАО "Стальмонтаж" в полуфинале конкурса "Строймастер" в Сибирском федеральном округе в номинации "Лучший сварщик" занял 1-е место, представитель ООО СК "Сиблидер" в полуфинале конкурса "Строймастер" в Сибирском федеральном округе в номинации "Лучший каменщик" занял 3-е место.
2.1.5. Основные тенденции развития строительной отрасли края.
Направления развития строительной отрасли края определяются государственными приоритетами в развитии инвестиционной деятельности, отраслей социальной сферы, промышленного производства, инфраструктурных объектов. На плановый период с учетом темпов жилищного строительства, реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики края предполагается:
1) сохранение значительного объема выполняемых работ по ВЭД "Строительство", обусловленное реализацией крупных инвестиционных проектов в сфере нефтедобычи (освоение месторождений Ванкорского кластера, Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений), металлургическом производстве (расширение и модернизация добывающих и металлургических мощностей на ЗФ ПАО "ГМК "Норильский никель", строительство первой очереди Богучанского алюминиевого завода), проектов в сфере лесопереработки, нефтеперерабатывающем производстве, энергетике, транспортном комплексе, а также строительством объектов XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г.Красноярске (далее - Универсиада);
2) в жилищном строительстве в 2014-2016 годах темпы роста составили от 4,8% до 9,2% в год. В плановом периоде сохранится рост объемов строительства жилья.
На территории существующих городских поселений края продолжится как застройка новых жилых территорий качественно нового типа с комплексным благоустройством, благоприятной средой проживания, так и освоение неиспользуемых площадок промышленного пояса.
В северных районах края планируется развивать вахтовые формы поселений для разведки, освоения и эксплуатации новых источников природных ресурсов, являющихся опорными пунктами освоения северных территорий.
В целях сохранения ассортимента и увеличения объема выпускаемой продукции, повышения уровня экологической безопасности производства в области строительной индустрии планируется реализация следующих инвестиционные проектов: ООО "Красноярский цемент" - внедрение "сухого" способа производства цемента", реконструкция и модернизация действующего оборудования; ООО "Ачинский Цемент" - перевод цементной мельницы на пылеугольное топливо.
2.2. Цель и задачи Программы.
Целью Программы является сохранение объемов строительства и развитие производства высококачественных, конкурентоспособных, ресурсо- и энергосберегающих строительных материалов в крае.
Достижение этой цели планируется обеспечить за счет решения следующих задач:
1. Создание условий для развития строительной отрасли на территории Красноярского края:
обеспечение стабильных темпов жилищного строительства и опережающего обустройства массивов жилищной застройки инженерной инфраструктурой, автомобильными дорогами, ввод в эксплуатацию объектов промышленности в установленные стратегией социально-экономического развития края сроки;
совершенствование системы региональной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий: сокращение сроков предоставления услуги, перевод услуги в электронный вид (предоставление информации об оказании услуги в электронном виде, прием заявок и выдача заключений в электронном виде);
совершенствование системы административного регулирования в строительстве.
2. Обеспечение потребностей строительной отрасли Красноярского края в строительных материалах, развитие действующих предприятий строительных материалов на инновационной основе.
3. Внедрение в строительство композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории края.
Целевыми показателями, планируемыми к достижению в программном периоде, приняты объем выполненных строительных работ и объем отгруженных товаров, а также ввод в действие общей площади жилых домов.
2.3. План действий министерства по достижению планируемых показателей развития по ВЭД "Строительство".
2.3.1. Основные риски, препятствующие развитию строительной отрасли.
На ход реализации Программы возможно влияние следующих рисков:
макроэкономических рисков, связанных с ухудшением макроэкономической ситуации, следствием чего является снижение объемов вложения инвестиций в экономику в целом, в том числе уменьшение объемов строительства в крае;
сокращение объемов ассигнований федерального бюджета на финансирование строительства объектов, расположенных на территории края;
сокращение объемов ассигнований краевого бюджета на финансирование строительства объектов в рамках социальных программ;
значительная дифференциация цен на жилье в городе Красноярске и районах края, что снижает экономическую привлекательность жилищного строительства за пределами краевого центра;
высокая концентрация строительных организаций в городе Красноярске и, как следствие, отсутствие необходимой материально-технической базы на территориях муниципальных образований края препятствует реализации крупных инвестиционных проектов и развитию жилищного строительства за пределами Красноярской агломерации;
высокий уровень износа основных фондов (строительных машин и механизмов, производственных линий), применение устаревших технологий строительства и производства строительных материалов, что в значительной мере снижает конкурентоспособность местных организаций, особенно в условиях ужесточения конкурентной борьбы в условиях вступления РФ во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и снижения таможенных ставок на ввоз строительной продукции;
дефицит обеспеченных инженерной инфраструктурой площадок под жилищное строительство, что обуславливает высокий уровень издержек при освоении новых территорий и сдерживает развитие малоэтажного жилищного строительства;
наличие значительного количества административных процедур, увеличивающих сроки получения разрешительной документации на строительство;
ухудшение условий привлечения кредитных ресурсов строительными организациями;
усиление конкурентной борьбы в условиях вступления РФ в ВТО и развития производства строительных материалов в регионах Сибирского федерального округа;
отсутствие средств на опытно-конструкторские работы и научные исследования;
низкий уровень инвестиций в научно-технические разработки и исследования в области строительных материалов и технологий;
инновационно-технологических рисков, связанных, прежде всего:
с капиталоемкостью модернизации существующих мощностей и слабо развитой конкуренцией на внутреннем рынке, что может быть причиной отсутствия заинтересованности в применении инноваций у бизнес сообщества, которая проявляется в неблагоприятном осуществлении процесса модернизации производств отрасли, строительства новых предприятий;
несовершенство российского законодательства в области защиты прав научных разработок;
недостаток рабочих строительных специальностей, что способствует привлечению иностранной рабочей силы и снижению качества выполнения работ.
В целях создания благоприятных условий развития организаций и строительной отрасли, обеспечения стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, министерством планируется осуществление комплекса мероприятий, представленных далее:
2.3.2. Устранение избыточных административных барьеров.
В целях сокращения сроков реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства, в результате увеличения объемов жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения принято постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 1336-р об утверждении "Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" (далее - "дорожная карта"). Целями "дорожной карты" являются: упрощение градостроительной подготовки земельных участков; совершенствование регуляторной среды; сокращение административных барьеров в строительстве, включая сокращение количества процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов, а также совокупного времени и расходов на их прохождение.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 1336-р" имеется в виду "распоряжение Правительства РФ от 29.07.2013 N 1336-р"
В рамках исполнения "дорожной карты" постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства (далее - Перечень), который включает 139 процедур.
В целях приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с Перечнем министерство осуществляет мониторинг исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства на территории края.
Кроме того, служба по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края (далее - служба) ежегодно осуществляет проверки соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований края (далее - ОМСУ) законодательства о градостроительной деятельности.
За 2016 год службой проведено 77 проверок соблюдения ОМСУ законодательства о градостроительной деятельности, из которых 50 - плановых, 27 - внеплановых.
По итогам проверок выявлены многочисленные случаи как отсутствия необходимых административных регламентов, так и случаи несоответствия имеющихся административных регламентов действующему законодательству. Выданы предписания об устранении выявленных нарушений, исполнение которых находится на постоянном контроле.
В целях реализации "дорожной карты" в составе приоритетного проекта Красноярского края "Улучшение инвестиционного климата Красноярского края" утвержден план-график реализации мероприятий по внедрению целевой модели "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" протоколом заседания президиума Совета при Губернаторе Красноярского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 04.08.2017 N 190. Планом-графиком с 2017 года до завершения 2021 года предусмотрено поэтапное достижение показателей:
наличие программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур поселения, городского округа - 100% муниципальных образований края;
наличие утвержденных правил землепользования и застройки - 100% муниципальных образований края;
сокращение сроков предоставления услуг по выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) до 15 рабочих дней;
сокращение сроков предоставления государственных (муниципальных) услуг по выдаче ГПЗУ: в электронном виде (доля предоставленных услуг на 31.12.2021 составит 70% от общего числа аналогичных услуг), по принципу одного окна в МФЦ (доля предоставленных услуг на 31.12.2021 составит 30% от общего числа аналогичных услуг);
сокращение срока получения заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до 30 календарных дней;
предоставление услуг по проведению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в электронном виде (доля предоставленных услуг на 31.12.2021 составит 90% от общего числа аналогичных услуг);
сокращение срока получения разрешения на строительство до 5 рабочих дней;
предоставление услуг по выдаче разрешения на строительство: в электронном виде (доля предоставленных услуг на 31.12.2021 составит 70% от общего числа аналогичных услуг), по принципу одного окна в МФЦ (доля предоставленных услуг на 31.12.2021 составит 30% от общего числа аналогичных услуг);
сокращение количества и, до завершения 2021 года, исключение дополнительных процедур Перечня, осуществляемых на территориях муниципальных образований края;
наличие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) регионального уровня в электронном виде;
проведение обучающих семинаров (вебинаров) для государственных (муниципальных) служащих по предоставлению государственных (муниципальных) услуг в сфере строительства, а также иных участников градостроительной деятельности края в части земельных вопросов и вопросов градостроительства.
2.3.3. Реализация строительной программы Универсиады.
В рамках мероприятий по подготовке к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады в городе Красноярске, проведение которой запланировано с 2 по 12 марта 2019 года, осуществляется строительство, реконструкция и капитальный ремонт 34 объектов, из них 18 объектов финансируется за счет средств субсидий из федерального бюджета.
Законом Красноярского края от 08.12.2016 N 2-195 "О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов" на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов Универсиады предусмотрены средства в сумме 13429,5 млн рублей, в том числе:
10243,4 млн рублей на спортивные объекты, из них 6 999,9 млн рублей за счет средств федерального бюджета;
1722,0 млн рублей на объекты здравоохранения, из них 1 000,0 млн рублей за счет средств федерального бюджета;
1464,1 млн рублей на объекты транспортной инфраструктуры, из них 794,7 млн рублей за счет средств федерального бюджета.
Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить строительство объектов Универсиады и их ввод в эксплуатацию в установленные сроки, провести тестовые соревнования в преддверии Универсиады.
Приказом министерства от 27.06.2016 N 215-о создана проектная группа по обеспечению реализации мероприятий по проектированию и строительству объектов Универсиады (далее - проектная группа). Проектная группа осуществляет мониторинг реализации мероприятий по проектированию и строительству объектов Универсиады. Также министерство представляет Губернатору Красноярского края ежемесячный отчет о ходе выполнения графика проектирования, реконструкции и капитального ремонта объектов Универсиады.
2.3.4. Реализация мероприятий государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан", утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 N 514-п (далее - государственная программа).
Ожидаемые результаты реализации государственной программы к 2020 году:
общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, составит 25,8 кв. м.
В том числе по подпрограммам:
подпрограмма "Стимулирование жилищного строительства" государственной программы (далее - подпрограмма).
Для решения задачи формирования земельных участков для жилищного строительства с обеспечением их коммунальной и транспортной инфраструктурой предусмотрено выделение субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на строительство муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры.
В результате площадь земельных участков, обеспеченных (полностью или частично) коммунальной и транспортной инфраструктурой, предоставляемая для семей, имеющих трех и более детей, к 2020 году составит 435,0 га (ежегодно по 145,0 га).
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы к 2020 году:
удельный вес введенной площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда - 1,89%;
доля муниципальных образований края, на территории которых утверждены схемы территориального планирования, генеральные планы, правила землепользования и застройки, - 100%;
доля земельных участков, предоставленных для жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей, обеспеченных коммунальной и транспортной инфраструктурой, - 37%.
Подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" государственной программы (далее - подпрограмма).
Для решения задачи строительства (приобретения) жилья для переселения граждан, проживающих в жилых домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, предусмотрено выделение субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на строительство жилья, участие в долевом строительстве многоквартирных домов, приобретение жилых помещений и выплату возмещения собственникам жилых помещений за изымаемое жилое помещение для переселения граждан, проживающих в жилых домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Объем общей площади жилья, построенного (приобретенного) в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, к 2019 году составит 19,5 тыс. кв. м; количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Красноярского края, к 2019 году составит 1 309 человек.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы к 2020 году:
доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда нарастающим итогом в 2020 году - 3,3%.
Подпрограмма "Повышение доступности ипотечного кредитования" государственной программы (далее - подпрограмма).
Для решения задачи создания условий для повышения доступности ипотечных жилищных кредитов для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края, предусмотрены социальные выплаты: на погашение процентной ставки по кредитам, привлеченным работниками бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий; на погашение основного долга по кредитам (займам), привлеченным работниками бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий; на оплату процентной ставки по кредитам (займам), привлеченным гражданами, имеющими четверых и более детей, на улучшение жилищных условий; на возмещение расходов по уплате процентов по кредитам или займам, направленным на завершение строительства многоквартирных домов, расходов по оплате завершения строительных работ малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма гражданам; на погашение основного долга по кредитам (займам), привлеченным отдельными категориями ветеранов на улучшение жилищных условий. Количество граждан, получивших социальные выплаты при уплате кредитов (займов), привлеченных на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома на территории Красноярского края, составит 3 587 человек.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы к 2020 году:
доля кредитов (займов) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, по которым оказана государственная помощь, от общего количества выданных кредитов (займов) на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома на территории края в 2020 году - не менее 25,2%;
доля обеспеченных доступным и комфортным жильем семей от семей, желающих улучшить свои жилищные условия, - 60%;
доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств - 50%;
коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) - 2,6 года.
Подпрограмма "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" государственной программы (далее - подпрограмма).
Для решения задач улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан; высвобождения для повторного заселения в районах отселения жилых помещений, сдаваемых семьями, выезжающими в результате реализации мероприятий подпрограммы; строительства (приобретения) жилья для работников муниципальных учреждений отраслей бюджетной сферы планируются:
социальные выплаты на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка, за счет средств краевого бюджета и ПАО "ГМК "Норильский никель";
субвенции бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим за пределы муниципального района, на приобретение (строительство) жилья; социальных выплат пенсионерам, выезжающим за пределы муниципального района, на приобретение (строительство) жилья; на обеспечение деятельности специалистов, осуществляющих переданные государственные полномочия по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
дополнительные социальные выплаты на приобретение жилья на территории города Красноярска гражданам, подвергшимся воздействию радиации, и приравненным к ним лицам;
социальные выплаты на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края;
субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья;
предоставление дополнительной социальной выплаты молодой семье при рождении (усыновлении) 1 ребенка;
субсидия Красноярскому краевому фонду жилищного строительства на строительство и приобретение жилых домов (жилых помещений) в муниципальных образованиях края для предоставления работникам учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной защиты населения.
Количество семей, которым оказана социальная поддержка путем предоставления социальных выплат на улучшение жилищных условий, за 2018-2020 годы составит 2 247 семьи; количество жилых помещений, переданных в органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, за 2018-2020 годы оставит 936 единиц.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы к 2020 году:
доля граждан, улучшивших жилищные условия, от общего количества граждан, которым предоставлена государственная поддержка в форме социальных выплат, - 95% ежегодно.
Подпрограмма "Развитие земельных отношений муниципальных образований" государственной программы (далее - подпрограмма).
Для решения задачи недопущения выбытия из гражданского оборота земельных участков (сокращение количества сделок с земельными участками), границы которых подлежат уточнению в связи с пересечением таких земельных участков с границами муниципальных образований, предусмотрено проведение землеустроительных работ по изменению (уточнению) описания местоположения границ муниципальных образований, внесение сведений о границах муниципальных образований по итогам проведения землеустроительных работ в единый государственный реестр недвижимости.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы к 2020 году:
количество муниципальных образований края (муниципальных районов, городских округов), в отношении которых проведены землеустроительные работы по изменению (уточнению) описания местоположения границ муниципальных образований, - 51 единица;
количество муниципальных образований края (муниципальных районов, городских округов), сведения об уточненных границах которых внесены в единый государственный реестр недвижимости, - 39 единиц.
2.3.5. Внедрение в строительство композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории Красноярского края.
Необходимость увеличения объемов жилищного строительства в крае обуславливает потребность в применении современных экономичных и долговечных материалов, обладающих повышенными эксплуатационными и потребительскими свойствами. В связи с этим особое внимание уделяется использованию новых перспективных композиционных материалов с высоким уровнем технических, эстетических, а также специальных характеристик для изделий, конструкций и материалов, что приведет к увеличению объемов капитального строительства и дорожного строительства.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
создание единой нормативно-технической базы; точечные инвестиции в перспективные НИОКР и поддержка инжиниринговой деятельности;
создание современной системы подготовки кадров - на сегодняшний день в отрасли работает недостаточное количество квалифицированных специалистов, способных ее развивать;
увеличение объемов производства и потребления инновационной продукции композитных материалов, обеспечивающей снижение стоимости и увеличение сроков безремонтной эксплуатации конструкций, изделий, зданий и сооружений, произведенных, построенных или отремонтированных с применением композитов на территории края;
повышение эффективности и инновационности государственных и муниципальных закупок, осуществляемых органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления муниципальных образований края (в том числе в рамках государственных программ, федеральных, региональных и других программ, региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса) за счет применения композитов, конструкций и изделий из них;
повышение эффективности деятельности государственных и частных организаций, расположенных на территории края и осуществляющих деятельность в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта, за счет применения композитов, конструкций и изделий из них.
Приоритетные сферы применения композиционных материалов следующие: дорожное строительство, строительство капитальных объектов, капитальный ремонт многоэтажных жилых домов.
Отдельные виды производимой в Красноярском крае композитной продукции:
геомембрана (синтетическое полотно - современный строительный материал с абсолютной водонепроницаемостью);
анкерный лист V-LOCK (полимерный лист с V-образными анкерными элементами для защиты сборных железобетонных конструкций);
георешетка дорожная армированная РД (плоская георешетка, изготовленная из высокопрочных композитных полос, сваренных между собой в местах переплетения);
георешетка полимерная СД (плоская двуосноориентированная георешетка с жесткими узловыми соединениями);
бентонитовый мат (водонепроницаемый композит, состоящий из гранул бентонитовых глин, расположенных между полотнами тканого и нетканого геотекстиля, соединенными иглопробивным способом);
гидромат (дренажный мат, объемная сетка с ромбовидным расположением полимерных прутков в трех плоскостях).
В настоящее время композиционные материалы активно используются на территории края.
В жилищном строительстве организациями строительной отрасли ЗАО "Фирма "Культбытстрой", ООО "Монолитхолдинг", ООО "УСК "Сибиряк", группой строительных компаний "Красстрой-центр" применяются следующие слоистые и волокнистые композиционные материалы:
композитные холсты, ламели, стержни на основе углеродных высокопрочных волокон, предназначенные для усиления и восстановления несущей способности строительных конструкций;
строительные теплоизоляционные плиты и сэндвич-панели из экструдированного пенополистирола.
В дорожном строительстве, в частности при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, применяются: объемные георешетки с перфорацией; трещинопрерывающие георешетки; полиэфирные геосетки; геосинтетическое полотно; нетканное# иглопробивное полотно различной плотности; геотекстиль и тканный геотекстиль; адгезионные добавки, различные модификаторы, которые меняют структуру битума, улучшая его физико-механические свойства.
Крупнейшими организациями в сфере производства и распространения композиционных материалов являются ООО "КраспанИнновации", ООО "ТЕХНОЛОГЪ", ЗАО "ТехПолимер".
В целях популяризации и распространения композиционных материалов среди организаций строительной отрасли края в прогнозный период при поддержке министерства планируется проведение ежегодных ярмарочно-выставочных мероприятий, среди которых:
"Строительство и архитектура" - ежегодная специализированная выставка строительных и архитектурных проектов, проводится во второй половине января ежегодно;
"Строительные и отделочные материалы" - выставка, объединяющая крупнейшие выставки строительных и отделочных материалов, технологий и оборудования для их производства, проводится в первой половине мая ежегодно.
На площадках выставок крупнейшие строительные организации заключают договоры на закупку и поставку оборудования, устанавливают бизнес-контакты и определяют тенденции предстоящего года.
2.3.6. Развитие кадрового потенциала.
В целях обеспечения строительной отрасли в квалифицированных кадрах в период 2018-2020 годов министерство планирует реализацию следующих мероприятий:
расширение участия организаций строительной отрасли в процессе трудоустройства и организации стажировок выпускников профильных образовательных организаций, а также прохождения производственных практик учащимися, в том числе путем заключения соответствующих соглашений с организациями высшего образования, среднего профессионального образования;
развитие высокотехнологичных учебных центров и ресурсных центров крупных производителей строительных материалов на базе образовательных организаций среднего профессионального образования строительной отрасли;
межведомственное взаимодействие с агентством труда и занятости населения края в рамках реализации положений "Стратегии управления рынком труда Красноярского края до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства края от 27.12.2013 N 992-р (прогнозирование кадровой потребности предприятий отрасли, в том числе реализующих инвестиционные проекты, выработка предложений по оптимизации профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов в организациях профессионального образования края, кадровое обеспечение предприятий отрасли за счет эффективного использования кадровых ресурсов региона, повышение доступности информации о кадровой потребности предприятий отрасли и возможных механизмах ее заполнения);
внедрение принципов дуального образования, представляющего собой систему интегрированной подготовки инженерных кадров, которая представляет собой сочетание теоретического обучения с производственной работой студентов на базовых организациях в соответствии с профилем специальности, направлением подготовки;
выработка мер поддержки студентов, показавших высокие результаты в процессе обучения;
проведение ежегодных ярмарок вакансий организаций строительной отрасли на площадках профильных учебных заведений.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий Программы представлен в приложении N 1 к Программе.
Информация об инвестиционных проектах, реализуемых в рамках программы, представлена в приложении N 2 к Программе.
Информация о планируемых объемах бюджетных ассигнований, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности, представлена в приложении N 3 к Программе.
План действий министерства, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, представлен в приложении N 4 к Программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли.
В рамках выполнения поставленных задач в 2020 году планируется достижение показателей развития строительной отрасли (по отношению к 2016 году):
По ВЭД "Строительство":
увеличение объема выполненных строительных работ до 243 956,9 млн рублей (125,0%);
увеличение прибыли (убыток) до налогообложения - 5 777,6 млн рублей (101,2%);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 25,9 млрд рублей (101,2%);
увеличение объема инвестиций в основной капитал - 4 243,7 млн рублей (142,5%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 30 488,0 млн рублей (106,5%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы - 46 151,9 рублей (117,4%);
сокращение среднесписочной численности работников - 55 050 человек (90,7%);
увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования - 1 380 тыс. кв. метров (100,5%).
По ВЭД "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов":
увеличение объема отгруженных товаров до 24 100,2 млн рублей (121,4%);
изменение объемов производства строительных материалов следующим образом:
производство портландцемента, цемента глиноземистого, цемента шлакового и аналогичных гидравлических цементов - 1 962,8 тыс. тонн (97,9%);
производство блоков и прочих изделий сборных строительных для зданий и сооружений из цемента - 540 тыс. куб. метров (98%);
производство кирпича керамического неогнеупорного строительного - 152,0 млн условных кирпичей (89,0%);
производство бетона готового для заливки (товарный бетон) - 522,0 тыс. куб. метров (103,4%);
производство листов асбестоцементных (шифер) - 64,9 млн штук (102,5%);
производство материалов и изделий минеральных тепло- и звукоизоляционных - 430 тыс. куб. метров (101,6%);
увеличение прибыли до налогообложения - 238,3 млн рублей (101,2%);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 7 314,1 млн рублей (101,2%);
увеличение объема инвестиций в основной капитал - 1005,3 млн рублей (117,3%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 4446,5 млн рублей (126,3%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы - 35 189 рублей (116,3%);
увеличение среднесписочной численности работников - 10 530 человек (108,6%).
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли представлен в приложении N 5 к Программе.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет края, представлена в приложении N 6 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.