Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Красноярского края
от 14.12.2017 N 773-п
Положения о территориальном планировании
Схема территориального планирования Красноярской агломерации (далее - Схема) подготовлена на основании государственного контракта N 468-01.2-08, заключенного ОАО "Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор" и Краевым государственным казенным учреждением "Управление капитального строительства".
Схема является одним из трех базовых документов, определяющих ее развитие, в состав которых должны войти: Стратегия социально-экономического развития Красноярской агломерации, Схема территориального планирования Красноярской агломерации и комплексная инвестиционная программа развития Красноярской агломерации (включающая инвестиционный, финансово-правовой и организационный блоки реализации программы развития Красноярской агломерации).
Основным стратегическим замыслом Схемы является проработка направлений пространственного развития Красноярской агломерации с целью выявления резервов социально-экономического и территориального развития, которые позволят поднять качество жизни населения, улучшить инфраструктуру агломерации, создать комфортную среду для развития бизнеса, что должно соответствовать государственным целям и задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (Стратегия-2020).
Для крупных городов Сибири будет полезно появление мегаполиса, задающего образцы подхода к развитию, использующего опыт решения тех или иных проблем, способного к смене устоявшихся представлений и закоснелых способов оперирования с реально нарастающими проблемами, к новым для современной российской практики подходам и методам их решения, преодоления, преобразования из проблем в возможности и шансы.
Для Сибири и Дальнего Востока России метод пространственного развития городов, объединяющий ресурсы соседствующих муниципальных образований при активной роли субъектов Российской Федерации, является магистральным направлением развития.
Представленные в Схеме данные о прогнозном развитии ряда отраслей хозяйства и численности населения с учетом факторов неопределенности носят ориентировочный характер. Учитывая, что факторы неопределенности не могут быть предсказаны на современном уровне разработок, в составе функционального зонирования в Схеме предусмотрены резервные территории.
Цели и задачи территориального планирования
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации территориальное планирование определяется как планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В этом смысле территориальное планирование направлено на определение функционального назначения территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития транспортно-инженерной и социальной инфраструктуры, обеспечения учета интересов населения, муниципальных образований Красноярской агломерации, Красноярского края.
Наиболее общими принципами территориального планирования в контексте формирования и развития агломерации рассматриваются:
выбор приоритетов территориального развития на основе комплексной оценки территории, оценки градостроительных ограничений и приоритетов в ее развитии;
приоритет внимания к вопросам состояния среды обитания;
поддержка главных общественных интересов в большей степени, чем интересов отдельных лиц или групп населения;
защита невозобновляемых природных ресурсов;
учет перспективных стратегических соображений при определении краткосрочных действий.
Сложившиеся территориальные различия в освоенности и заселенности территории, в развитости инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры в существенной мере определяют перспективы пространственного развития проектируемой территории.
Вместе с тем развитие Красноярской агломерации позволяет решить ряд проблем не только города Красноярска за счет его разгрузки, но и территорий, входящих в Красноярскую агломерацию, за счет обеспечения более высокого уровня инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни для населения. Международная практика развития крупных городов давно перешла к агломерированию пространств (пространственному развитию) города и пригорода как единой связанной территории; такая методология позволяет наиболее эффективно использовать земельные ресурсы, транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру, планировать размещение производительных сил и системы расселения исходя из экологических приоритетов.
Основные положения Схемы
При разработке Схемы были изучены особенности и потенциал транспортно-географического положения территории Красноярской агломерации в структуре сопредельных территорий Красноярского края (городские округа: Красноярск, Сосновоборск, Дивногорск; муниципальные районы: Березовский, Емельяновский, Манский, Сухобузимский), Российской Федерации и мира.
Транспортно-географическое положение Красноярской агломерации является благоприятным фактором для поступательного развития города Красноярска как центра крупного ресурсного региона страны, важного опорного центра России, находящегося в зоне активного влияния Азиатско-Тихоокеанского региона, административного центра одного из крупнейших субъектов Российской Федерации.
Фактически впервые на территории Красноярской агломерации выполнена комплексная работа по территориальному планированию, использованы топографические электронные карты масштаба 1:100000-1:25000, сведения дистанционного зондирования Земли разрешением от 1 м до 6 м;
сведения по структуре землепользования;
сведения об инженерно-геологических условиях территории агломерации;
сведения о природных условиях территории агломерации с применением современных информационных технологий и методов компьютерного проектирования и моделирования.
По результатам работы сформирована комплексная информационная база данных территории Красноярской агломерации, содержащая в себе многослойную цифровую информацию (более 100 слоев цифровой информации) следующего содержания:
схема современного использования территории (опорный план);
схема комплексной оценки территории;
схема планировочной организации территории Красноярской агломерации. Основной чертеж;
схема функционально-градостроительного зонирования;
схема зон с особыми условиями использования территории;
схема проектных предложений по формированию природно-экологического каркаса территории;
схема границ земель;
схема транспортной инфраструктуры. Проектные мероприятия;
схема инженерной инфраструктуры. Энергетика, связь;
схема инженерной инфраструктуры. Водопровод, канализация, санитарная очистка;
схема инженерной подготовки и защиты территории;
схема размещения объектов историко-культурного наследия Красноярской агломерации;
схема размещения объектов капитального строительства;
схема пространственной организации социальной инфраструктуры;
схема пространственных особенностей инвестиционной деятельности;
схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятий ГО и ЧС.
Поставив соответствующее программное обеспечение и разработанную базу данных в администрациях-учредителях Красноярской агломерации (городские округа: Красноярск, Сосновоборск, Дивногорск; муниципальные районы: Березовский, Емельяновский, Манский, Сухобузимский), можно значительно повысить оперативность принятия решений и качественный уровень управления территорией.
По результатам многофакторного анализа, основанного в том числе и на натурных обследованиях, была проведена многокритериальная оценка всех уровней связей и инвестиционного потенциала территорий, которая позволила определить существующие и проектные границы самой Красноярской агломерации.
Город Красноярск с окрестностями - это ареал с наибольшей концентрацией населения в пределах Красноярского края. В Красноярской агломерации сосредоточено около 40% всего населения и около 50% городского населения Красноярского края. Территория и население Красноярской агломерации представлены в таблице 1.
Таблица 1. Территория и население Красноярской агломерации
N п/п |
Территориальные единицы |
расстояние до Красноярска, км |
площадь, тыс.га |
население, тыс.чел. |
плотность населения, чел./кв.км |
количество населенных пунктов, всего |
в т.ч. городских |
1 |
г.Красноярск |
- |
35,4 |
1 083,8 |
3 060 |
2 |
1 |
2 |
г.Дивногорск |
40 |
50,2 |
33,2 |
66 |
8 |
1 |
3 |
г.Сосновоборск |
30 |
1,5 |
39,4 |
2 600 |
1 |
1 |
4 |
Березовский район |
7 |
424,4 |
41,3 |
9 |
26 |
1 |
5 |
Емельяновский район |
25 |
743,7 |
45,5 |
6 |
64 |
2 |
6 |
Сухобузимский район |
70 |
561,2 |
20,0 |
4 |
36 |
- |
7 |
Манский район |
97 |
595,9 |
15,7 |
3 |
45 |
- |
|
Всего по Красноярской агломерации |
|
2 411,6 |
1 278,9 |
57 |
182 |
6 |
Анализ интенсивности взаимосвязей внутри указанных выше территорий на основании доступных данных по ежедневной трудовой миграции, интенсивности движения на автомобильном вневедомственном и железнодорожном пригородном транспорте, по размещению садоводческих товариществ жителей города Красноярска, по наличию связей по инженерной инфраструктуре между поселениями Красноярской агломерации позволил определить ареал тяготения к городу - центру в пределах недельного цикла жизнедеятельности населения.
Территория Красноярской агломерации определена как ареал наиболее интенсивных внутриагломерационных социальных и экономических взаимосвязей в пределах в основном 1,5-часовой доступности на общественном транспорте (что корректно по отношению к территории Сибири).
От центра Красноярской агломерации была определена зона радиусом в 60 км, в которой по мере совершенствования транспортных средств возможна организация часовой транспортной доступности на общественном транспорте, рассматриваемая в качестве территориального потенциала развития взаимосвязанной системы населенных мест.
При выполнении работ была проведена многофакторная комплексная оценка территории Красноярской агломерации. Красноярская агломерация имеет не совсем благоприятные планировочные условия, осложняющие условия пространственного развития города Красноярска и его агломерации в силу следующих обстоятельств:
неблагоприятные природно-климатические условия, усугубленные антропогенной деятельностью, долинно-котловинный рельеф центральной зоны Красноярской агломерации, где сконцентрированы основные поселения агломерации; неблагоприятные условия рассеивания выбросов, частые температурные инверсии, в результате которых над агломерацией возникает запирающий слой воздуха, препятствующий рассеиванию загрязнителей;
особые условия использования поймы и надпойменных террас реки Енисея в условиях нижнего бьефа Красноярской ГЭС;
высокие геодинамические риски, в том числе сейсмическая опасность территории (оцениваемая специалистами до 7 баллов);
значительная концентрация производств высоких классов опасности и низкого технологического уровня на территории Красноярска, его правого и левого берегов, создающая неблагоприятную экологическую ситуацию на существенной части города и значительных прилегающих территориях;
на части территории Красноярской агломерации сформировалась зона экологической напряженности с отдельными признаками деградации окружающей среды, с негативными последствиями для здоровья населения;
город Красноярск по данным Росстата занимает 5-е место среди крупных городов России по объему выбросов загрязняющих атмосферу веществ стационарными источниками и автомобильным транспортом;
дискомфортные условия проживания в городской среде - город занимает значительную территорию, плохо структурированную, с большими производственными площадками (более 20% территории), с многочисленными зонами экологического и транспортно-инфраструктурного дискомфорта, на исторически сложившееся несовершенство городской застройки накладывается определяемое сиюминутными интересами частных застройщиков многоэтажное жилищное строительство, без учета рациональной структуры города в целом, необходимости комплексности застройки, учета разумного сочетания этажности застройки с транспортной организацией городского пространства, необходимости сохранения и формирования в пределах застройки элементов природно-экологического каркаса;
ограниченные территориальные ресурсы муниципальных образований Красноярской агломерации для размещения производственных объектов и развития жилищного строительства;
на территории Емельяновского района около 76 тыс.га территории занято зоной акустического и экологического дискомфорта от аэропорта (при этом крайне активно развивается рынок земельных участков северо-западнее города Красноярска);
частная собственность на землю как в границах города Красноярска, так и на прилегающих территориях, где конкуренцию сельскому хозяйству составляют пользователи иных направлений жизнедеятельности;
закрытость территории города Железногорска (в т.ч. его южной жилой части), который является в большой степени готовой базой в ряде направлений инновационного развития Красноярской агломерации;
высокая плотность коридоров и линий электропередачи на территории Красноярской агломерации;
значимые площади, занятые садоводческими товариществами;
наличие особо ценных земель сельскохозяйственного назначения, значительных по площади элементов природно-экологического каркаса, охраняемых и нуждающихся в охране;
наличие территорий с повышенным природным радиационным фоном, с выделением радона.
На основании проведенной комплексной оценки территории Красноярской агломерации были выделены территории "относительно благоприятные" для строительства (более 85 тыс.га), в пределах которых возможен поиск площадок для многофункционального градостроительного освоения.
Помимо этого, были выделены территории возможного поиска площадок для производственного строительства (около 4,2 тыс. га), большая часть которых осложнена некоторыми экологическими ограничениями. При выделении территорий для производственного строительства базовым ограничением рассматривалась недопустимость размещения на территории Красноярской агломерации производства с санитарно-защитными зонами более 300 м.
Выделены также территории, имеющие рекреационный потенциал (7,9 тыс.га) и возможность освоения под садово-дачное строительство (около 3 тыс.га).
В Схеме была учтена гипотеза социально-экономического развития агломерации, представленная в "Стратегии социально-экономического развития Красноярской агломерации до 2020 года" приоритетного инфраструктурного (инвестиционного) проекта "Комплексное развитие Красноярской агломерации до 2020 года" и в Концепции программы социально-экономического развития города Красноярска, а также в материалах Схемы территориального планирования Красноярского края. Основные положения Стратегии приведены в обосновывающих материалах Схемы. Таким образом, впервые в России на агломерационном уровне сформирована комплексная сквозная система развития территории, состоящая из стратегии социально-экономического развития, разработки градостроительной документации, финансово-правового и инвестиционного обеспечения развития Красноярской агломерации.
Демографическая ситуация в Красноярской агломерации на фоне Красноярского края и России в настоящее время и в перспективе глубоко проанализирована в разделе "Демография и миграционная политика Красноярской агломерации" "Стратегии социально-экономического развития Красноярской агломерации до 2020 года". В других работах, предшествовавших разработке Схемы, также проведены оценки и расчеты численности населения Красноярской агломерации, которые приводятся в Схеме (Концепция программы социально-экономического развития города Красноярска до 2020 года; Схема территориального планирования Красноярского края; Схема территориального планирования районов Красноярской агломерации).
Указанные материалы, а также большая степень неопределенности социально-экономической ситуации в стране определяют нецелесообразность каких-либо дополнительных расчетов численности населения Красноярской агломерации.
В такой ситуации представляются уместными лишь сугубо ориентировочные оценки.
В таблице 2 представлена ориентировочная оценка численности населения Красноярской агломерации, сопряженная с предложениями по пространственной организации Красноярской агломерации.
Таблица 2. Ориентировочная численность населения Красноярской агломерации к 2020 г., тыс.чел.
N п/п |
Территориальные единицы |
2008 г. |
2020 г. |
Максимальный |
|
Красноярская агломерация, всего, |
1 127,3 |
1 417 |
1 550 |
1 |
г.Красноярск |
937,2 |
1 200 |
1 300 |
2 |
г.Дивногорск |
34,9 |
35 |
35 |
3 |
г.Сосновоборск |
30,1 |
40 |
45 |
4 |
Емельяновский район |
38,5 |
60 |
65 |
5 |
Березовский район |
45,9 |
43 |
48 |
6 |
Сухобузимский район |
23 |
23 |
40 |
7 |
Манский район |
17,7 |
16 |
17 |
Выше обозначен достаточно оптимистичный вариант, принимаемый для выявления резервов территориального развития.
Однако возможно развитие Красноярской агломерации, как и большого числа других агломераций России, в условиях длительной депопуляции.
Сгусток населения, каковым является город Красноярск и зона его активного влияния, представляет собой слабо развитую моноцентрическую агломерацию. Можно ставить задачу развития, трансформации Красноярской агломерации, но изменить ее моноцентрическую структуру невозможно. Поэтому проблема совершенствования центра Красноярской агломерации является и в перспективе определяющей в ее развитии.
Новая миссия города Красноярска - современный многофункциональный центр с развитой предпринимательской и научно-инновационной деятельностью, элементами мирового города на основе его трансформации из исторически сложившегося индустриально-хозяйственного центра.
Ведущая проблема организации территории - градостроительными средствами расширить зону экологического благополучия на территории агломерации.
В основу предложений по территориальной организации Красноярской агломерации положены результаты произведенной комплексной оценки, базирующейся на системе планировочных ограничений и режимных требованиях к градостроительному использованию территории агломерации.
Выявлены зоны с особыми условиями использования территорий, формируемых экологическими и санитарно-гигиеническими ограничениями градостроительной деятельности (более 30 видов). Выявленная система зон соответствует законодательным и нормативным актам Российской Федерации и впервые в границах агломерации комплексно территориально обозначена.
Формирование сети особо охраняемых природных территорий предусматривается с учетом материалов "Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае на период до 2015 года", утвержденной постановлением Совета администрации Красноярского края от 02.11.2006 N 341-п.
Границы зон негативных экологических воздействий на природную среду определены по материалам Красноярского филиала ФГУП "Госцентр "Природа".
Пространственная организация территории Красноярской агломерации предложена как сочетание радиально-лучевого расселения с функциональными поясами. Кольцевое зонирование определяется условиями доступности центра Красноярской агломерации. Выделяются две зоны.
Первая зона: собственно Красноярская зона агломерации, населенные пункты которой связаны трудовыми маятниковыми миграциями (существующими и перспективными), совместным использованием инженерных сетей и сооружений, относительно интенсивным транспортным сообщением, снабжением городских поселений скоропортящимися сельскохозяйственными продуктами. В этой зоне сконцентрированы основные предложения Схемы.
В пределах этой зоны могут быть выделены:
ядро агломерации - город Красноярск;
подзона размером примерно в 10-15 километрах от границ Красноярска, имеющая статус лесопаркового пояса и нуждающаяся в градостроительном регулировании;
внешняя зона, где даны предложения, имеющие целью создать, развить "точки активизации территории", рассредоточить селитебную и производственную нагрузку на город Красноярск и его ближайшее окружение. Населенные пункты здесь в большой мере ориентированы на собственные места приложения труда.
На территории зоны выделены возможные места рекреационного и садоводческо-дачного строительства.
Вторая зона: периферийный пояс Красноярской агломерации - наиболее удаленные территории агломерации, используемые в соответствии со сложившимися условиями и ресурсами. Миграционные связи с Красноярской агломерацией и ее центром определяются в основном рекреационным потенциалом этих территорий и проявляются по определенным сезонам и в выходные дни. Здесь замыкаются недельные и сезонные циклы жизнедеятельности населения Красноярской агломерации.
Предлагаемая специализация городских центров и районов Красноярской агломерации:
город Красноярск - финансово-деловой центр крупного региона, многоотраслевой промышленно-производственный и транспортный центр со значительным потенциалом научно-инновационной деятельности, крупный информационно-образовательный центр, значительный центр торгового, социально-культурного обслуживания.
Город Дивногорск - туристско-рекреационный, спортивный центр общеагломерационного значения, возможный центр подготовки олимпийского резерва, место размещения ряда учреждений социального назначения, профессионального образования краевого значения, небольшой производственный центр с ограниченным потенциалом промышленной деятельности невысоких классов санитарной вредности.
Город Сосновоборск - промышленно-производственный центр с территориальными и коммуникационными возможностями расширения производственных функций невысоких классов санитарной вредности (к примеру, деревообработка, включая мебельное производство), возможный центр переработки сельскохозяйственной продукции восточной части Красноярской агломерации, развития строительной базы. Имеются территориальные резервы для жилищного строительства. Близость к городу Железногорску определяет возможность развития научно-технических функций, создания инновационного центра для малого бизнеса.
Город Железногорск (который разработчики рекомендуют рассматривать на перспективу как часть Красноярской агломерации) - научно-производственный центр со значительным инновационным потенциалом (ядерный, космический комплексы, производство новых материалов и др.), центр поддержки инновационного бизнеса, подготовки высококвалифицированных кадров для инновационной деятельности.
Поселок Подгорный - ограниченное производственное обслуживание производственного комплекса г. Железногорска, спортивно-оздоровительный центр.
Емельяновский район - региональный, международный транспортный узел на базе аэропорта Емельяново, инфраструктурное обустройство автомагистралей федерального и регионального значения, сельское хозяйство пригородного направления, переработка сельскохозяйственного сырья, размещение первых и вторых жилищ, объектов отдыха для жителей города Красноярска, производство кирпича, инновационная деятельность по переработке сельскохозяйственного сырья, возрождение народных промыслов.
Березовский район - добыча минерального сырья для строительства, сельское хозяйство пригородного направления, рекреация, лесозаготовки и переработка древесины, размещение первых и вторых жилищ жителей города Красноярска, инфраструктурное обустройство дорог.
Манский район - лесозаготовки и переработка древесины, добыча минерального сырья (кварцевый песок), строительство завода по производству стеклотары, строительной смеси и кремния, рекреация.
Сухобузимский район - сельское хозяйство пригородного направления, переработка сельскохозяйственного сырья, лесозаготовки (преимущественно правый берег), золотодобыча (правый берег), деревянное домостроение, рекреация.
Даны предложения по формированию площадок опережающего градостроительного развития. Для некоторой "разгрузки" города Красноярска, улучшения его планировочной ситуацию и создания для части населения города относительно экологически благоприятной среды обитания предлагается организация приоритетной площадки застройки (около 2 тыс. га) на территории севернее села Шуваево, между селами Шуваево и Таскино. Это город численностью 50-100-200 тысяч человек с преимущественно среднеэтажной и малоэтажной плотной застройкой - до 4-6 этажей, с небольшими районами 1-2-этажной плотной индивидуальной застройки с небольшими приусадебными участками площадью 200-400 квадратных метров, с высоким уровнем благоустройства и полным комплексом учреждений обслуживания в соответствии с его численностью и социальным и возрастным составом населения. Здесь целесообразно увеличивать типологическое разнообразие в области малоэтажного и среднеэтажного жилья.
Площадку предполагается связать с городом Красноярском скоростным рельсовым транспортом и модернизированными автомобильными дорогами. Интеллектуальный уровень этого городского образования связывается с возможностью размещения здесь инновационной зоны (возможная площадка предусмотрена), а также с вариантом выноса сюда ряда учебных заведений или их структур с соответствующим жилищным обеспечением. Помимо элементов городского озеленения представляется уместным ввести в структуру города окружающие лесопокрытые площади.
Площадка близка к резервируемой промышленной зоне Красноярской агломерации восточнее Енисейского тракта, где запрещено размещение производств I-II классов (с санитарной защитной зоной свыше 300 м) опасности.
На этой площадке целесообразно сконцентрировать объекты по всем видам целевых государственных программ в сфере жилищно-социально-инфраструктурного строительства.
Это предложение может войти в число экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территории (далее - КОТ), включенных Правительством Российской Федерации в программы государственной поддержки массового жилищного строительства (постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы"). Механизмом, позволяющим эффективно реализовать проекты КОТ, является государственно-частное партнерство, в рамках которого государство (федеральный бюджет) финансирует создание жилищно-коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры (проекты получают поддержку, предусмотренную ФЦП. В рамках КОТ при вложении государственных средств в развитие инфраструктуры часть жилья по соглашению с застройщиками может поступать на исполнение социальных обязательств (для жителей аварийных домов, военнослужащих, северян и т.п.) по фиксированным ценам. КОТ повышает инвестиционную привлекательность территории за счет масштаба, долгосрочности и надежности (участие государства).
Проекты КОТ становятся основным источником создания нового жилья и позволяют обеспечивать им население в соответствии с современными стандартами его качества, а также экологическими и архитектурными требованиями. Эти проекты направлены на создание новой городской среды с "чистого листа" с использованием современных технологий и выгодны всем.
При принятии варианта Схемы по освоению приоритетной для Красноярской агломерации площадки городской застройки нецелесообразно застраивать территории на севере и западе города по обе стороны городской границы.
Существующая протяженная застройка селитебной части города Красноярска определяет большое количество передвижений, что увеличивает нагрузку на улично-дорожную сеть и ведет к избыточному энергопотреблению. Некоторое уменьшение площади застройки города Красноярска и придание ей многофункционального характера можно считать здоровым сценарием развития города.
По комплексу условий проживания представляется целесообразным резко ограничить жилую застройку на правом берегу реки Енисея. Для компенсации выбываемого здесь жилищного фонда могут быть рассмотрены территории Кузнецовского плато на юго-востоке города (470 га), на территории Березовского района, расположенные на более высоких отметках и в связи с этим экологически более благоприятные для проживания. Здесь может быть создано городское образование с населением до 50 и более тыс. человек.
На расстоянии 45-60 км от города Красноярска на основе крупных населенных пунктов (в отдельных случаях с учетом территориально сближенных с ними населенных пунктов меньшей людности) предлагается создать сеть приоритетных "точек роста" территории агломерации - населенные пункты: с.Сухобузимское, с.Миндерла, п.Борск Сухобузимского района; с.Никольское, п. Памяти 13 Борцов Емельяновского района; п.Камарчага Манского района. Для каждого из этих населенных пунктов даны условные (масштаб 1:100 000) резервы для жилищного и производственного строительства. Представляется, что те предложения по строительству производственных объектов, которые не нуждаются непосредственно в среде города Красноярска, целесообразно пытаться разместить в этих "точках", идя на определенные преференции инвесторам. Часть этих центров может способствовать активизации тяготеющих к ним сельскохозяйственных территорий. Для выполнения функций по обслуживанию аграрно-промышленного комплекса и переработке сельскохозяйственного сырья предложены площадки на базе районных центров Емельяново, Сухобузимское, Шалинское, села Вознесенка в Березовском районе.
Предлагается рассмотреть возможность размещения малоэтажного усадебного строительства для постоянного и сезонного проживания желающих жителей города Красноярска в существующих населенных пунктах или в непосредственной близости к ним, при создании единых систем инженерной и социальной инфраструктуры. Таким населенными пунктами рассматриваются, в частности: с.Сухобузимское, п.Борск, с.Миндерла, с.Шила в Сухобузимском районе, д.Таскино, с.Никольское, с.Устюг, п.Арей в Емельяновском районе, п.Манский в Манском районе, с.Маганск, с.Вознесенка в Березовском районе.
Поскольку территория лесопаркового пояса Красноярской агломерации имеет достаточно плотную сеть поселений, представляется, что создание обособленных образований, не интегрированных с существующими населенными пунктами для постоянного и сезонного проживания, здесь представляется недопустимым.
В Схеме:
содержатся согласованные предложения по усовершенствованию дорожной сети для связи центров населенных пунктов между собой, с городом Красноярском, для выхода на внешние транспортные направления;
на схеме "Пространственные особенности инвестиционной деятельности" предложен один из возможных подходов к созданию условий для привлечения инвестиций в эти центры;
содержатся согласованные предложения по сохранению и формированию природно-экологического каркаса территории как основы для организации массового отдыха, сохранения и воспроизводства важнейших природных ресурсов. Предложения по формированию природно-экологического каркаса территории агломерации дополнены в генеральном плане города Красноярска весьма актуальными предложениями по природно-экологическому каркасу территории города;
содержатся согласованные предложения по формированию транспортного каркаса агломерации на основе модернизации существующей инфраструктуры с введением в транспортный кластер инновационных технологий;
сформулирована концепция развития скоростного агломерационного транспорта, связывающего основные населенные пункты агломерации со всеми районами города Красноярска, включающая легкое метро, круглогодично функционирующие суда на воздушной подушке и автомобильные магистрали безостановочного движения.
На основе проведенного анализа определены зоны формирования системы транспортно-логистических центров и транспортно-пересадочных узлов: федерального, регионального и агломерационного значения, разумно рассмотреть несколько из них в качестве пилотных проектов (в частности в РЖД).
С целью оздоровления экологии и эстетики городского пространства предложен вынос грузового порта и судоремонтного завода из города Красноярска в Ермолаевский затон (Березовский район).
С целью уменьшения транспортной нагрузки на город Красноярск предложено:
создание дублера автодороги Красноярск - Железногорск:
строительство моста через реку Енисей в районе города Железногорска и реконструкция автодороги, проходящей по левому берегу реки Енисей, обеспечивающей подъезд к городу Железногорску с севера-востока, минуя перегруженные участки предмостовых и мостовых дорог в черте города;
строительство автодороги от г.Железногорска южнее существующей, которая обеспечит выход на предлагаемый настоящим проектом южный обход города Красноярска и доступ к пятому - западному мосту через Енисей, минуя улицы города Красноярска;
создание сети магистральных дорог безостановочного движения в городе Красноярске с учетом агломерационных связей.
Проделанная в Схеме работа позволила систематизировать, сформировать интегрированную базу данных около 300 объектов культурного наследия и отобразить их в едином картографическом пространстве проектируемой территории, которые были учтены при формировании планировочных решений территории Красноярской агломерации. Разработаны мероприятия по выявлению, охране и использованию объектов культурного наследия.
Мероприятия по территориальному планированию
В Схеме учтены:
инвестиционные проекты, предусмотренные для реализации на территории муниципальных образований, входящих в Красноярскую агломерацию, в соответствии со Схемой территориального планирования Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2011 N 449-п;
инвестиционные проекты, зарегистрированные в Реестре инвестиционных проектов Красноярского края;
инвестиционные заявки, предоставленные ОАО "Корпорацией "Красноярск 2020", заявленные, проектируемые, начатые строительством, проектируемые коттеджные поселки. Объекты, представленные в указанных документах и имеющие относительно конкретизированное место размещения, обозначены на специальной схеме, а вышеуказанные перечни объектов приводятся в Приложениях к тому 2 Схемы "Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования Красноярской агломерации".
Мероприятия по развитию экономической базы
Решение проблемы диверсификации экономики Красноярской агломерации возможно лишь через внедрение новых технологий в традиционных отраслях и развитие высокотехнологичных производств. Необходимо постепенное освобождение города от предприятий, не нуждающихся в среде крупного города.
Целесообразно размещать на территории агломерации преимущественно производства с высоким уровнем производительности и добавленной стоимости (инжиниринг, приборостроение машиностроение, научно-образовательные и профессиональные услуги, а также предприятия новой экономики). Необходимо отдавать предпочтение созданию средних и малых предприятий.
Неблагоприятная экологическая обстановка не позволяет размещать на территории агломерации предприятия, увеличивающие экологическую нагрузку на окружающую среду.
Исключить размещение на территории Красноярской агломерации ряда объектов высоких классов вредности, прежде всего, металлургического завода по производству ферромарганцевых сплавов, производств по переработке нефти в городе Красноярске.
Целесообразно на уровне Правительства Красноярского края и администрации г.Красноярска рассмотреть вопрос о рациональности дальнейшего развития лесоперерабатывающих предприятий города Красноярска.
Следует также обратить внимание на то, что в программно-прогнозных материалах предусматривается развитие ряда производств, предусмотренных в действующем Генеральном плане города Красноярска (например, вынос Красноярского завода комбайнов за черту г.Красноярска).
Расширение Енисейского фанерного комбината должно быть увязано на территории Красноярской агломерации с предоставлением участков для заготовки древесины за пределами элементов природно-экологического каркаса.
В Схеме представлены предложения по реализации на территории Красноярской агломерации производства современного рельсового пассажирского транспорта (ООО "Красноярские машиностроительные компоненты").
По использованию минерально-сырьевых ресурсов:
Освоение и добыча кварцитов на Шилкинском месторождении в Казачинском районе Красноярского края. Возможно использование этого сырья в производстве поликристаллического кремния, сплавов на основе алюминия и железа;
организация добычи рудного золота на основе рудных месторождений Кузеевского рудного узла. В более отдаленной перспективе возможна добыча рудного и рассыпного золота на юге Манского района.
Могут быть использованы для производства кирпича огнеупорные глины Шестаковского месторождения (Сухобузимский район, деревня Шестаково) и гравий для строительных работ в районе села Атаманово (Сухобузимский район). Последний нуждается в проверке на радиоактивность.
Возможна добыча кварцевого песка в Манском районе (южнее деревни Белогорка); на основе добычи кварцевого песка - строительство завода по производству стеклотары, строительной смеси и кремния в поселке Камарчага Манского района.
Мероприятия по развитию аграрно-промышленного комплекса
Учитываются инвестиционные проекты по крупным животноводческим комплексам, по созданию инновационных структур в сфере аграрно-промышленного комплекса, предлагается организация интеграционных структур муниципальных образований, входящих в Красноярскую агломерацию, по переработке сельскохозяйственной продукции, по переработке дикорастущего сырья, по обслуживанию сельскохозяйственного производства, по поставкам продукции в населенные пункты Красноярской агломерации.
Выделенные в Схеме "точки активизации территории" могут выполнять указанные функции. Для выполнения этих функций также предложены площадки на базе районных центров Емельяново, Сухобузимское, Шалинское, села Вознесенка в Березовском районе.
Необходимо обеспечить сохранность лучших сельскохозяйственных угодий, т.к. АПК на территории Красноярской агломерации обладает наиболее высокой конкурентоспособностью по сравнению с другими территориями Красноярского края, в первую очередь, из-за высокой транспортной доступности к основному рынку сбыта г.Красноярска и возможности высокого сервисного обслуживания. Наступление застройки всех видов на сельскохозяйственные земли должно быть управляемым.
Мероприятия по пространственной организации территории
Территориями и объектами особо значимого, приоритетного, опережающего развития рассматриваются:
площадки городской комплексной застройки: города-спутника (севернее села Шуваево, западнее Енисейского тракта); Кузнецовское плато (в районе деревни Кузнецово);
полюса роста - ареалы направленного развития: с.Сухобузимское, с.Миндерла - пос. Борск, с.Никольское, с.Маганск, пос. Камарчага, с.Шалинское; для этих территорий условно (в масштабе 1:100 000) выделены территории возможного градостроительного освоения;
производственная зона: севернее города Красноярска, восточнее Енисейского тракта;
территория комплексной застройки Сибирского федерального университета;
научно-технологические, технико-внедренческие зоны: на правом берегу Енисея, южнее застройки в городе Красноярске; в проектируемом городе-спутнике; инновационные площадки в городе Железногорск;
зона аэропортов Емельяново и Черемшанка - создание грузового хаба с сопутствующими объектами, портовой особой экономической зоной;
федеральный транспортно-логистический комплекс при пересечении северным автодорожным обходом города Красноярска реки Енисей;
формирование транспортного каркаса Красноярской агломерации.
В городе Красноярске: регенерация приенисейской зоны на основе выноса ряда производственных объектов; создание в Октябрьском районе г.Красноярска финансово-делового и выставочного центра с соответствующей инфраструктурой; создание многофункционального транспортно-пересадочного узла в сочетании с интегрированной плотной городской застройкой на базе железнодорожного вокзала и прилегающих территорий, осуществление мероприятий по сохранению исторической среды и застройки.
Формирование туристско-рекреационных центров с инфраструктурой в городах Красноярск, Дивногорск.
Мероприятия по развитию образования, социальной сферы, туризма
Продолжается развитие Сибирского федерального университета, который будет играть важную роль в Красноярской агломерации. Предусматривается формирование университета мирового уровня, способного оказать существенное влияние на инновационное развитие России и Сибирского федерального округа, повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и технологий на основе подготовки высококвалифицированных специалистов в области научных исследований, производства, социально-экономического управления и развития личности.
Создан современный центр сердечно-сосудистой хирургии в Сибири с использованием новейших технологий. Центр оказывает высокотехнологичную медицинская помощь населению Красноярского края и соседних регионов. Это современный комплекс на 180 мест, который будет ежегодно оказывать кардиологическую помощь 6 000 человек.
Построен перинатальный центр в городе Красноярске за счет средств федерального и краевого бюджетов. Предполагается снижение младенческой и материнской смертности.
Строительство ледового дворца спорта на 2500-3000 зрителей в городе Красноярске осуществлялось за счет финансирования средств федерального и краевого бюджетов. Объект является социальным и создан с целью обновления и расширения материальной базы для проведения тренировочных занятий, учебно-тренировочных сборов, краевых и региональных соревнований по хоккею, фигурному катанию, скалолазанию, игровых видов спорта, для создания условий населению для занятия зимними видами спорта, расширение материальной базы для занятий хоккеем, фигурным катанием, скалолазанием, игровыми видами спорта.
Развитие "Академии биатлона" в городе Красноярске, в районе Николаевской сопки - спортивные залы (волейбольный, теннисный, настольного тенниса, сквош, тренажерный), кафе, гостиница на 60 мест, хозяйственный корпус, площадка для стоянки автомобилей, открытая спортивная площадка, лыжероллерная трасса. Финансирование предусматривается за счет средств краевого бюджета в рамках краевой адресной инвестиционной программы. Цель проекта - создание современной базы по биатлону с целью качественной многолетней подготовки биатлонистов на территории Красноярского края, для консолидации усилий и преемственности на различных этапах подготовки, поскольку на территории Восточной Сибири и Урала нет ни одного биатлонного комплекса, отвечающего современным требованиям.
Реконструкция и оснащение современным концертным оборудованием Красноярской краевой филармонии в городе Красноярске осуществлены для повышения качества жизни населения Красноярского края и Красноярской агломерации. Финансирование проекта осуществлялось за счет средств федерального и краевого бюджетов.
Прогнозируется строительство аквапарка в городе Красноярске, который может обслуживать население всей Красноярской агломерации.
Необходимо строительство социально значимых объектов, направленных на создание комфортной среды обитания и улучшение уровня жизни населения, среди которых: бассейны, медицинские учреждения, учреждения музейного и культурно-досугового типа, парки и спортзалы.
Обеспеченность населения жилищным фондом принята: 28-30 квадратных метров на человека. В Схеме содержатся предложения по строительству нового жилья в экологически благоприятных районах.
Для обеспечения доступа населения к объектам социальной инфраструктуры на основе рассмотренной ранжированной схемы центров обслуживания даны предложения по модернизации дорожной сети, а также выделены территории, нуждающиеся в выездных формах обслуживания.
В Стратегии социально-экономического развития Красноярской агломерации на основе норм обеспеченности, установленных федеральными законами и нормативными актами, предложено реконструировать и модернизировать медицинские учреждения, построить диагностический и реабилитационный центры, 68 школ и 96 дошкольных учреждений, ввести в эксплуатацию 12 организаций музейного типа, учреждения культурно-досугового типа, детские школы искусств, 97 библиотек, обустроить 12 парков, ввести в эксплуатацию 58 бассейнов, 120 спортивных залов.
Предлагается формирование и развитие туристических, спортивно-туристических центров за счет специализированных учреждений, гостиниц, приютов, специализированного сервисного обслуживания комплексных туристических проектов - приоритетных в городе Красноярске и городе Дивногорске, в дальнейшем - в поселке Подгорный на основе уже имеющегося спортивного комплекса "Факел" по реке Мана.
Мероприятия по транспортно-инженерной инфраструктуре
Для поступательного развития Красноярской агломерации необходимо преодолеть ограничения в инфраструктурных отраслях, прежде всего в транспортно-инженерной инфраструктуре, которая рассматривается ключевым фактором пространственного развития Красноярской агломерации.
Развитие транспортной инфраструктуры
Реализация потенциала географического положения Красноярской агломерации и его значимость для Российской Федерации определяет участие государства в создании авиахаба, особой экономической зоны на базе аэропорта Емельяново, в строительстве метро.
Формирование автодорожного каркаса агломерации
Согласно Схеме предлагается, чтобы все основные автомобильные дороги Красноярской агломерации соответствовали нормам не ниже III категории.
С целью формирования опорного каркаса агломерации предлагается строительство новых и реконструкция существующих участков автодорог:
Атаманово - Сухобузимское - Миндерла - Талое - Никольское - Памяти 13 борцов - Элита - Красноярск;
Сухобузимское - Татарское - Придорожный;
основных автодорог Манского района.
Строительство автодороги Красноярская ГЭС - Минино - Красноярск обеспечит связи Красноярск - Дивногорск - Республика Хакасия, минуя мосты в черте города и участок автодороги М-54, проходящей по южному берегу реки Енисей.
Схемой предусмотрена реконструкция единственной автодорожной связи городов Железногорск, Сосновоборск, поселка Подгорный с городом Красноярск - автодороги Железногорск-Красноярск до II категории с расширением до 4-х полос на всем протяжении, пропускная способность которой в настоящее время существенно ниже фактического транспортного потока, со строительством путепровода на ответвлении на Сосновоборск.
Реконструкция автодорожного коридора "Красноярск - Енисейск" дороги Р-01 до категории 1Б. С расширением от города Красноярска до промышленной площадки "Крастяжмаш" и города-спутника до 6 полос далее до 4-х полос.
Формирование дополнительной автодорожной связи города-спутника с городом Красноярском западнее дороги Р-01 в основном за счет реконструкции существующих дорог и частично строительства новых участков.
Строительство обхода поселка Элита на участке дороги Емельяново (М-53) - аэропорт - поселок Еловый - поселок Элита - Кача - Зеледеево-Бирюса (выход в южном направлении - на М-54).
С целью уменьшения транспортной нагрузки на предмостные улицы и площади в городе Красноярске и равномерного распределения транспортных потоков по всем мостам через реку Енисей предусмотрено:
создание дублеров автодороги Железногорск - Красноярск;
строительство моста через реку Енисей в районе города Железногорск и реконструкция автодороги Барабаново - Красноярск, проходящей по левому берегу реки, обеспечивающей подъезд к городу с севера-востока, минуя перегруженные участки предмостовых и мостовых дорог в черте города Красноярска;
строительство автодороги Зыково - Железногорск обеспечит выход на формируемый южный обход города Красноярска и доступ к строящемуся западному мосту, минуя улицы города Красноярска;
формирование кольцевой автодороги вокруг города Красноярска;
создание сети магистральных агломерационных дорог в городе Красноярске. Магистральные агломерационные дороги в черте города Красноярска необходимо реконструировать до категории 1В с расширением минимально до четырех полос на всем протяжении. На данных дорогах должно быть организовано безостановочное движение.
Предполагается строительство в перспективе магистрального газопровода Проскоково - Ачинск - Красноярск - Нижняя Пойма - Тайшет. Поступление газа на территорию Красноярской агломерации может заметно улучшить экологическую ситуацию.
Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры
Пришедшее в упадок сетевое хозяйство требует обновления, постоянного поддержания и развития в условиях растущей экономики, что требует значительных вложений в сжатые сроки, что недостижимо для каждого муниципального образования в отдельности.
Водоснабжение
Для комфортного проживания в существующей и проектируемой застройке необходимо проведение реконструкции существующих систем водопровода и строительство новых систем, в том числе и межпоселенческих.
Учитывая разобщенность населенных пунктов, входящих в агломерацию, водоснабжение рекомендуется осуществлять за счет создания локальных централизованных систем водоснабжения.
В настоящее время только города Дивногорск и Сосновоборск преимущественно имеют 100% обеспеченности системой водоснабжения, причем она построена так, что при необходимости, проведя небольшую реконструкцию, можно увеличить мощность головных сооружений и провести прокладку недостающих сетей.
Во всех районах, входящих в систему агломерации (особенно в Манском), необходимо строительство централизованных систем водоснабжения c прокладкой разводящих сетей. Существующие системы водоснабжения, состоящие из 1-4 скважин, не отвечают требованиям надлежащего водопотребления ни жилого сектора, ни производства.
Схемой намечается развитие централизованных систем водоснабжения как в местах нового жилищного строительства, так и в существующей застройке. Со строительством собственных водозаборов там, где это целесообразно, предлагается строительство объединенных систем с единым водозабором. Такое предложение правомерно для части населенных пунктов Емельяновского района: Еловое - Элита - Минино - одно крыло, районный центр Емельяново - Творогово - Логовой - Дрокино - другое крыло от системы водоснабжения г.Красноярска.
Развитие систем водоснабжения направлено на бесперебойное обеспечение всех жителей и предприятий водой надлежащего качества и в достаточном количестве.
Канализация
В городе Красноярске на очистных сооружениях необходимо строительство цеха по обезвоживанию осадка с последующим его сжиганием на заводе. На обоих берегах реки Енисей для разгрузки системы канализации намечается строительство коллекторов глубокого заложения шахтной проходкой.
Только город Дивногорск и город Сосновоборск имеют централизованную систему канализации с очистными сооружениями биологической очистки, которые обслуживают всю застройку (100%), как селитебную, так и промышленную. Система построена так, что при необходимости, проведя небольшую реконструкцию, можно увеличить мощность очистных сооружений, достроить недостающую часть централизованной системы.
Во всех районах, входящих в систему агломерации, систем канализации практически нет, поэтому необходимо строительство централизованных систем канализации с очистными сооружениями биологической очистки с доочисткой с внедрением новых технологий очистки, а также применение новых технологий при обеззараживании воды и сбросом очищенных стоков в проточные водоемы. Учитывая климатические условия, проектом предлагаются очистные сооружения в закрытых помещениях по возможности каскадного типа. В связи с перемерзанием рек в зимнее время Схемой предлагается на зимний период очищенные токи после очистных сооружений подавать на поля намораживания, с которых в весеннее время сток постепенно уйдет вместе с таянием снега.
Развитие систем канализации направлено на прекращение сброса неочищенных сточных вод на рельеф, что позволит улучшить экологическую обстановку на территории агломерации и предотвратит загрязнения водных горизонтов.
Проектом предлагается строительство объединенных очистных сооружений:
в Сухобузимском районе: Борск - Миндерла;
в Манском районе: Камарчага - Малая Камарчага - Нижняя Есауловка;
в Емельяновском районе: подключение к левобережной системе канализации города Красноярска части населенных пунктов: Еловое - Элита - Минино - одно крыло, районный центр Емельяново - Творогово - Логовой - Дрокино - другое крыло;
в Березовском районе: подключение к правобережной системе канализации города Красноярска поселков Березовка и Зыково.
Санитарная очистка
Вблизи существующих правобережных канализационных сооружений города Красноярска предлагается создание завода в закрытом помещении по переработке твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на новых технологиях (Гидросепарационная станция - использование очищенных стоков с очистных сооружений). На территории завода необходимо создать мусоросортировочную станцию, которая взаимосвязана с предлагаемой рассредоточенной по территории системой сортировки бытовых отходов, а также цех брикетирования. Этот завод будет обслуживать застройку города Красноярска и населенные пункты Березовского и Манского района.
На левом берегу, рядом с территорией существующего полигона "Автобаза", предлагается строительство предприятия в закрытом помещении по переработке ТБО на основе сухой технологии, в основе которого предлагается мусоросортировочная станция по извлечению вторичного сырья, цех брикетирования с последующим захоронением неутилизируемых отходов, цех по переработке шкур животных с "ямой Беккари", цех по дожиганию хвостов и медицинских отходов. Это предприятие будет обслуживать населенные пункты Емельяновского и Сухобузимского районов.
Часть ТБО будет поступать на эти заводы непосредственно, а часть - через мусоросортировочные станции с брикетированием.
На территории Емельяновского и Сухобузимского районов предлагается строительство сети мусоросортировочных станций по обслуживанию мелких населенных пунктов для извлечения вторичного сырья с последующей его переработкой и брикетированием.
Электроснабжение
На территории всей агломерации предлагается ряд мероприятий:
1. Для обеспечения покрытия прироста электрических нагрузок потребуется дополнительное электросетевое строительство, сооружение и реконструкция, кроме базовых крупных подстанций 500, 220 и 110 кВ (Енисей, Новая, Новокрасноярская, Дивногорской, КИСК, Левобережной, ЦРП-220 и др.), также потребительских подстанций 10 кВ средней мощности каждой распределительной подстанции (РП) - 2,5 МВа в следующих районах: на приоритетной площадке городского строительства г.Красноярска - 28 РП; в Железногорске - 1-2 РП; Сосновоборске - 27 РП, в Сухобузинском районе - 1 РП, в Березовском - 12 РП, в Манском - 1-2 РП и в Емельяновском - 24 РП.
2. Для обеспечения дополнительной потребности в тепловой энергии новой средне- и малоэтажной застройки городов Красноярской агломерации в качестве основной предлагается использовать схему энерготехнологического кластера (ЭТК) - набор локальных экологически чистых, безотходных мини- "заводов-котельных" (МЗК), на которых осуществляется переработка угля и сжигание попутного газа с одновременным получением тепловой энергии.
3. Для обеспечения потребителей Красноярской агломерации качественным топливом до решения задачи газификации Красноярского края - создание системы снабжения новых локальных потребителей сжиженным природным газом с использованием небольших месторождений, размещенных на территории Красноярского края и в соседних субъектах Российской Федерации.
4. Создание системы производства древесных пеллет на базе неделовой древесины в местах лесодобычи. Небольшие установки по получению древесных пеллет могут быть мобильными и размещаемыми непосредственно рядом с местами лесозаготовки.
5. Основной задачей в области телекоммуникации является дальнейшее строительство и развитие оптико-волоконных сетей многофункционального назначения (связь, телевещание, интернет, системы управления и оповещения и др.), а также наращивание сети сотовых операторов связи.
На территории районов Красноярской агломерации предлагаются следующие мероприятия:
1. Схема энерготехнологического кластера (ЭТК) - рекомендуется для обеспечения дополнительной потребности в тепловой энергии новой средне- и малоэтажной застройки городов и поселений, в первую очередь Березовского, Манского и Сухобузимского районов. Эта схема является абсолютно новым инновационным технологическим решением, прототип которого апробирован для ряда регионов Республики Монголия (разработчик ЗАО "Крастермо").
2. Создание системы снабжения новых локальных потребителей сжиженным природным газом с использованием небольших месторождений, размещенных на территории Красноярского края и в соседних субъектах Российской Федерации, рекомендуется практически для всех территорий Красноярской агломерации - городов Красноярска, Сосновоборска, Дивногорска, Железногорска, муниципальных районов: Березовского, Емельяновского, Манского и Сухобузимского (это предложение является прогрессивным технологическим инновационным решением, сохраняющим свое важное значение для потребителей Красноярской агломерации даже после реализации программы газификации края);
Создание системы производства древесных пеллет на базе неделовой древесины в местах лесодобычи рекомендуется для Манского, Березовского и Сухобузимского районов и частично для Емельяновского района (это комплексное предложение является прогрессивным технологическим инновационным решением, сохраняющим свое важное значение для потребителей Красноярской агломерации).
Инженерная защита и подготовка территории
Инженерная защита и подготовка территории включает следующие мероприятия, указанные на Схеме инженерной подготовки и защиты территории:
защита от затопления;
понижение уровня грунтовых вод и ликвидация заболоченностей;
регулирование русел рек и водотоков;
строительство берегоукрепительных и противооползневых сооружений;
благоустройство овражных территорий;
благоустройство водоемов;
организация поверхностного стока и строительство очистных сооружений ливневой канализации.
Защита от затопления
Инженерные мероприятия по защите от затопления паводками 1% обеспеченности включают в себя:
строительство дамбы обвалования и регулирование русла;
подсыпка затапливаемых и подтапливаемых площадок;
крепление берегов и строительство противооползневых сооружений;
строительства системы ливневой канализации и системы дренажа с принудительным водоотводом.
Защита от подтопления
Значительная часть застроенной территории населенных пунктов (в основном территории пойменных и надпойменных террас) подвержена подтоплению грунтовыми водами, которые залегают на глубине до 2,0 м от поверхности земли.
Для ликвидации подтопления необходимо осуществить строительство:
системы ливневой канализации, реконструкцию всех водонесущих коммуникаций (водопровода, канализации, теплоснабжения);
строительство дренажных систем (в составе магистральных дренажных коллекторов и локальных дренажей вокруг отдельных зданий или группы зданий в виде кольцевого, пристенного, систематического дренажа);
строительство насосных станций.
Организация и очистка поверхностного стока
Схемой предусматривается организация поверхностного стока ливнесточными коллекторами с очисткой наиболее загрязненной части поверхностного стока на очистных сооружениях ливневой канализации. Для очистки поверхностного стока применяются пруды - отстойники механической очистки с устройствами для улавливания плавающего мусора и нефтепродуктов, с фильтрами доочистки.
Регулирование русел рек и берегоукрепление склонов
Регулирование русел водотоков предлагается в составе расчистки, уширения, углубления с целью увеличения пропускной способности и выполнения противоэрозионных мероприятий с целью стабилизации береговых склонов. Берегоукрепление предусматривается на эрозионных участках, где к реке подходят освоенные или планируемые к освоению территории.
Освоение заболоченных территорий
При освоении заболоченных и заторфованных территорий одновременно с понижением уровня грунтовых вод, организацией поверхностного стока, регулированием русел водотоков, проектом предусматривается подсыпка заторфованных и заболоченных пониженных участков грунтом.
Противооползневые мероприятия
Для повышения устойчивости склона и предотвращения дальнейшего развития оползневых процессов рекомендуется выполнение противооползневых мероприятий.
Противооползневые мероприятия включают в себя:
срезку и террасирование склона;
строительство удерживающих противооползневых сооружений;
строительство перехватывающего дренажа;
организацию сбора и отвода поверхностного стока с территории оползневого склона и прилегающей территории.
Благоустройство оврагов
Схемой намечается комплекс мероприятий по благоустройству овражных территорий, включающих в себя:
уполаживание склонов с крутизной откосов более 25-30°;
перехват и отвод дождевых вод;
укрепление бортов и вершин оврагов посадкой быстрорастущих деревьев и кустарников;
строительство по тальвегу оврага ливнесточного коллектора с сопутствующим дренажем.
Благоустройство внутригородских водотоков и водоемов
Схемой предлагается проведение комплекса мероприятий по оздоровлению малых рек, благоустройству русел и прибрежных зон, который включает:
ликвидацию всех существующих выпусков загрязненных промышленных стоков с направлением их на городские очистные сооружения;
устройство очистных сооружений дождевой канализации;
ликвидацию нелегальных свалок в прибрежных зонах рек и ручьев;
расчистку русел от ила, донных отложений, мусора и завалов;
уполаживание и укрепление откосов бетонными плитами или одерновкой, посевом трав, посадкой кустарников и деревьев;
организацию водоохранных зон (с выводом загрязняющих объектов).
Все имеющиеся пруды на рассматриваемой территории не благоустроены и нуждаются в мероприятиях по расчистке и благоустройству с организацией зеленых зон вблизи них.
Комплекс природоохранных мероприятий
Определение состава зон с особыми условиями использования территорий, учет их границ и режимов природопользования (в том числе - ограничений на градостроительного использование) в Схеме - важнейший инструмент соблюдения природоохранного и санитарно-защитного законодательства в процессе территориального планирования устойчивого развития территории Красноярской агломерации. При этом требует реализации комплекс природоохранных мероприятий, направленных на экологический контроль, консервацию либо реконструкцию опасных в санитарном отношении производственных, коммунальных и сельскохозяйственных объектов, экологическую реабилитацию нарушенных природных территорий, охрану водных объектов, совершенствование экологической инфраструктуры, как населенных пунктов, так и межселенных территорий, организацию особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление утраченных элементов природно-экологического каркаса региона.
Перебазирование (ликвидация) экологически опасных объектов
В первую очередь требуется проведение полной инвентаризации стационарных и передвижных источников загрязнения компонентов окружающей среды, создание единого информационного банка данных источников.
В состав объектов, требующих перепрофилирования, перебазирования, закрытия либо ликвидации, входят объекты, расположенные в жилых кварталах поселений, которые не обеспечивают соблюдение режима санитарно-защитных зон, нарушающие режим поясов зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенные в водоохранных зонах водотоков и водоемов.
Защита объектов водного фонда от загрязнения и заиления
Планировочными решениями Схемы обеспечивается организация и соблюдение режима водоохранных зон водотоков и водоемов и зон формирования и питания местного поверхностного стока, ликвидацией сброса и инфильтрации загрязненных стоков в объекты водного фонда, очисткой территории водоохранных зон от несанкционированных свалок бытового и строительного мусора, навоза, мазута, отходов производства.
Охрана источников водоснабжения
Планировочными решениями Схемы обеспечивается организация и соблюдение режима 1, 2 и 3 поясов зон санитарной охраны с одновременной реализацией комплекса водоохранных мер на предприятиях и объектах загрязнения водного бассейна, обеззараживанием и рекультивацией загрязненных и нарушенных участков территории, доиспользованием мало- и среднетоксичных ядохимикатов с истекшим сроком годности; утилизация токсичных отходов, в первую очередь ламп люминесцентных ртутьсодержащих, гальванических шламов, масляных и воздушных отработанных фильтров, пластмассовых упаковок и емкостей с остатками вредного содержимого, растворителей и хладагентов, пропелентов# и их смесей, свинецсодержащих отходов, шлама нефтеуловителей, шламосодержащей нефти, нефтепродуктов и др.; вовлечение отходов во вторичное использование или переработку.
Снижение загрязнений компонентов окружающей среды производственными объектами
Планировочными решениями Схемы обеспечивается организация, озеленение и соблюдение режима санитарно-защитных зон и санитарных разрывов с одновременной реализацией мер, направленных на снижение объемов эмиссии загрязняющих веществ и сокращение в ней доли наиболее опасных загрязнителей, оснащением предприятий пыле- и газоулавливающим оборудованием (в первую очередь для улавливания ингредиентов 1-го и 2-го класса опасности) и совершенствование технологии производства.
Снижение загрязнений компонентов окружающей среды сельскохозяйственными объектами
Планировочными решениями Схемы обеспечивается организация, озеленение и соблюдение режима санитарно-защитных зон с одновременным компостированием-сбраживанием навоза совместно с отходами растениеводства, термической или вакуумной сушкой навоза и помета с получением сухого концентрированного удобрения, анаэробным сбраживанием в реакторах с целью получения биогаза.
Снижение загрязнений компонентов окружающей среды
автотранспортными средствами
Планировочными решениями Схемы обеспечивается организация, озеленение и соблюдение режима санитарного разрыва, отвод основных транспортных потоков от мест массовой жилой застройки за счет модернизации и реконструкции транспортной сети агломерации и населенных пунктов, на стадии разработки генеральных планов населенных пунктов и проектов планировки - рекомендации по строительству шумозащитных экранов.
Снижение негативных акустических воздействий
Планировочными решениями Схемы обеспечивается организация, озеленение и соблюдение режима санитарного разрыва, на стадии разработки генеральных планов населенных пунктов и проектов планировки - рекомендации по строительству шумозащитных экранов.
Отказ от нового жилищного и рекреационного строительства в санитарном разрыве вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов
Схемой предусмотрено сокращение площади санитарного разрыва за счет сокращения количества маршрутов взлета и посадки в сторону города Красноярска, изменения режима полетов, сокращения полетов в ночное время, изменения глиссадных параметров взлета воздушных судов, применения малошумных двигателей и пр.
Рекультивация и воссоздание нарушенных ландшафтов,
восстановление плодородия почв
Достигается экологической реабилитацией участков нарушенных и загрязненных территорий с их дальнейшим включением в систему реконструируемых элементов природно-экологического каркаса агломерации и поселений. Для восстановления утраченного плодородия почв, своевременного обнаружения и локализации неблагоприятных изменений в состоянии земель рекомендуется расширение сети мониторинга земель, включая зоны влияния населенных пунктов, линейных сооружений и промышленных объектов; усиление контроля использования земель и повышение уровня экологических требований к деятельности землепользований; улучшение технического уровня мелиоративных систем.
Обеспечение охраны лесов и стабильного функционирования лесохозяйственной отрасли
Схемой предусмотрена организация учета лесов, расположенных на землях запаса фонда, передача их в государственный лесной фонд; проведение лесоустройства в установленные сроки; усиление контроля соблюдения правил отпуска древесины на корню, освоения лесосек и самовольного пользования леса; своевременное принятие мер по профилактике и тушению лесных пожаров; проведение лесопатологического мониторинга, а также профилактических и истребительных мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса; проведение лесовосстановления в объемах и в сроки, соответствующие нормативам.
Охрана животных, закрепление положительных тенденций
в репродукции видов и предотвращения негативных процессов
Схемой предусмотрено введение ограничений по территориям (вплоть до полного запрета) на использование видов с неустойчивым состоянием популяций; активизация борьбы с браконьерством; увеличение объемов биотехнических мероприятий; осуществление мониторинга состояния популяций основных промысловых видов; расширение комплекса мер, направленных на сохранение среды обитания и поддержание воспроизводственного потенциала популяций животных, формирование природно-экологического каркаса территории агломерации.
Сохранение и оптимальное использование рыбных ресурсов
Схемой предусмотрено снижение уровня техногенной нагрузки на рыбохозяйственные водоемы за счет усиления контроля соблюдения условий водопользования, предельно допустимых сбросов (ПДС), внедрения экологически безопасных технологий, замкнутых циклов водоснабжения и др.; расчистка русел рек и водоемов от загрязненных донных отложений, их прибрежных зон - от мусора и загрязняющих объектов; усиление мер по пресечению браконьерства; расширение работ по искусственному воспроизводству; создание особо охраняемых природных территорий ихтиологического направления в местах нереста и зимовки ценных пород рыб.
Поддержание плодородия почв
Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
защита земель от затопления и подтопления, водной эрозии и воздействия других негативных техногенных факторов;
сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства, охрана сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии, подтопления, засоления;
внесение минеральных удобрений;
организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв.
Организация новых особо охраняемых природных территорий
Организация новых особо охраняемых природных территорий в Схеме учтена в соответствии со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета администрации Красноярского края от 02.11.2006 N 341-п.
К ним относятся:
заказник "Саратовское болото";
заказник "Хайдакский";
заказник "Красноярский" (6 кластеров);
памятник природы "Пещера Партизанская";
памятник природы "Пещера Женевская";
памятник природы "Слизневский провал";
памятник природы "Базаихский разрез";
памятник природы "Баджейские пещеры";
памятник природы "Торгашинское месторождение раннедевонской флоры";
биологическая станция "Шилко-Таловская".
Сохранение и формирование природно-экологического каркаса территории
Проектируемая территория требует продуманного планировочного вмешательства для обеспечения ее дальнейшего устойчивого развития, формирования и поддержания благоприятных экологических условий проживания и отдыха населения. Наряду с реализацией планировочных, организационных и технологических мер должны быть зарезервированы значительные по площади пространства как для организации массового отдыха, так и для сохранения и воспроизводства важнейших природных ресурсов. В то же время необходимо развитие зон хозяйственного назначения и селитебных зон. Обеспечить их рациональное соотношение призван применяемый в качестве одного из ведущих в Схеме принцип экологической ориентации в градостроительной организации территории агломерации.
Результаты комплексной оценки и выявленные зоны с особыми условиями использования территорий положены в основу концепции планировочной организации агломерации. Одновременно основные направления совершенствования расселения, территориальной структуры производства, социальной, транспортной и инженерной инфраструктур учитывают также и необходимость формирования природно-экологического каркаса территории. Это особенно важно для района, испытывающего жесткий пресс объектов промышленного производства и относительно интенсивной сельскохозяйственной деятельности.
Природно-экологический каркас территории призван ввести и закрепить более жесткие (по сравнению с действительным характером природопользования) режимы использования включенных в него территорий, обеспечить непрерывность природного пространства с помощью формирования миграционных экологических коридоров, что придаст природному комплексу области свойства системы, то есть образования, способного к саморегуляции за счет внутренних связей. Такая система, обладающая наибольшей экологической устойчивостью, т.е. условиями для лесовозобновления, разнообразием биогеоценозов, повышенной мозаичностью ландшафтов, большим "эффектом опушки", обеспечивает возможность для миграции животных, сохранения информационных свойств и генетического фонда природы.
Мероприятия по выявлению, охране и использованию объектов
культурного наследия
Проделанная в Схеме работа позволила систематизировать, сформировать интегрированную базу данных трехсот объектов культурного наследия и отобразить их в едином картографическом пространстве проектируемой территории на Схеме размещения объектов историко-культурного наследия. Данные об объектах культурного наследия были учтены при формировании планировочных решений территории Красноярской агломерации.
Представляются необходимыми осуществление следующих мероприятий:
выявление и паспортизация объектов историко-культурного наследия;
представление информации об объектах культурного наследия регионального или местного значения, включаемых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) Российской Федерации, находящихся на территории Красноярской агломерации, и ведение информационной базы данных объектов охраны и ограничений возможных преобразований на основе:
проведения работ по инвентаризации объектов культурного наследия при соответствующем планировании финансирования данного вида работ;
разработки зон охраны (или, по крайней мере, их схем с определением ареала композиционного влияния памятников) объектов культурного наследия на территории агломерации за пределами города Красноярска;
геодезической привязки и занесения в государственный кадастр недвижимости всех памятников археологии с их территориями и разработанными охранными зонами, с этой целью могут быть использованы государственные информационные системы (далее - ГИС);
совершенствование и развитие системы охраны объектов историко-культурного наследия, обеспечение физической сохранности объектов.
В историческом центре города Красноярска следует предусмотреть следующие мероприятия:
восстановление, реставрация, ремонт и сохранение памятников истории и культуры с соблюдением зон регулирования застройки и зон охраны ландшафтов;
выборочная реконструкция жилого фонда, не соответствующего статусу территории и современным требованиям по комфортности проживания и внешнему облику, не являющегося исторической застройкой или исторической средой памятников;
завершение и ввод в эксплуатацию ряда строящихся сооружений, не вносящих дисгармонию в историческую застройку;
объемно-пространственная организация главных площадей исторического центра города с учетом памятников и исторической среды при строительстве станций метрополитена;
создание новых объемно-пространственных композиций жилой и общественной застройки с сохранением ведущего значения исторических архитектурных доминант.
Предложения по реализации Схемы
На основании проделанной работы по разработке Схемы можно сделать выводы о необходимости осуществления на территории Красноярской агломерации следующих разработок:
выполнение комплексного исследования потенциала аэропорта Емельяново и возможности создания на его базе крупного узлового аэропорта с учетом многих аспектов макроэкономики и региональной конкуренции; разработка паспорта аэропорта с учетом стратегии его развития, с установлением величины санитарных разрывов вдоль стандартных маршрутов в зоне взлета и посадки воздушных судов с проведением натурных исследований и измерений;
осуществление научно-проектной разработки по повторной утилизации, управлению отходами производства, по рекультивации многочисленных мест складирования, отстойников промышленных отходов на территории города Красноярска и Красноярской агломерации;
создание единой базы данных по состоянию окружающей среды на территории Красноярской агломерации;
специализированная оценка природно-техногенных условий использования приречных территорий и островов реки Енисей в границах города Красноярска;
составление карты геодинамических и сейсмических рисков на территории Красноярской агломерации (включая данные микросейсмического районирования);
создание единой базы инженерно-геологических данных;
проведение исследований и картирование ареалов повышенного природного радиационного фона, ареалов выделения радона на территории Красноярской агломерации;
проведение работ по инвентаризации объектов культурного наследия при соответствующем планировании финансирования данного вида работ;
разработка зон охраны (или, по крайней мере, их схем с определением ареала композиционного влияния памятников) объектов культурного наследия на территории агломерации за пределами города Красноярска;
организация геодезической привязки и занесения в государственный кадастр недвижимости всех памятников археологии с их территориями и разработанными охранными зонами (с этой целью могут быть использованы ГИС);
неукоснительное проведение стратегической экологической оценки при размещении новых производств на территории Красноярской агломерации (по аналогии с европейской хартией);
разработка механизма координации деятельности муниципальных образований, входящих в Красноярскую агломерацию, для координации деятельности в области градостроительства и развития инфраструктуры.
Представляется целесообразным, чтобы Комиссия по комплексному развитию Красноярской агломерации совместно с Государственной корпорацией "Росатом" рассмотрели вопрос о вхождении городского округа Железногорск в Красноярскую агломерацию.
Многие проблемы развития агломераций Российской Федерации идентичны проблемам трансформации Красноярской агломерации. И в этом плане следует искать общие подходы к решению пространственных проблем развития территории. И поскольку проект развития этой агломерации идет несколько опережающим другие аналогичные разработки его достоинства, и просчеты могут быть с пользой использованы в последующих работах.
Ее пример показывает, в частности, что необходима на федеральном уровне разработка механизма более эффективного управления территорией при действующем законе о местном самоуправлении.
Для превращения города Красноярска в конкурентоспособный и привлекательный для жизни и инвестирования центр межрегионального и международного значения необходима длительная, многоаспектная, скоординированная работа органов власти федерального, краевого и муниципального уровней, различная на разных этапах развития страны и региона.
В связи с этим представляется актуальной разработка информационной системы территориального развития Красноярской агломерации. Начальной базовой основой для нее может служить Схема.
На основе разработки Схемы может быть обозначен следующий круг проблем, на который должно быть обращено особое внимание в генеральном плане города Красноярска как центра Красноярской агломерации в градостроительной политике по развитию города:
выделение зоны (зон) перспективного центра города, зон крупных планировочных районов и постепенно их формировать, охраняя эти территории от непрофильной застройки. Целесообразна попытка рассмотреть формирование полицентрической структуры города с учетом ландшафтного фактора. Необходимо сделать центр города привлекательным для жителей и посетителей;
формирование приречного фасада города, высвобождение этой территории от производственной застройки, предохраняя от новой рядовой жилой застройки его частей. Однако, нужны серьезные научно-практические оценки природной составляющей, возможностей и ограничений использования прибрежных территорий и островов в пределах города Красноярска;
сохранение элементов исторической застройки города, его исторического центра. Сохранение этой зоны является одним из факторов туристической привлекательности города. Проработок на тему сохранения деревянных построек немало в мире и в ряде городов страны. Возможны попытки адаптировать чужой опыт к своим условиям;
разработка стратегии застройки города (плотность, этажность и т.п.). В предложениях по этажности жилой и деловой застройки, ее плотности в конкретных природно-климатических условиях города Красноярска необходимо учитывать продуваемость территории, а также повышенную влажность в холодное время года, особенно в прибрежной полосе и на островах, а также условия организации транспортного обслуживания;
использование подземного пространства города, прежде всего, в центральной части города с учетом инженерно-геологических условий;
особую значимость имеют многоаспектные разработки по улучшению экологической ситуации на территории города, в частности: реструктуризация экономики города, ликвидация, вынос ряда производств, не требующих среды крупного города, связанных с первичными стадиями переработки сырья и т.п.; принципиальное изменение схемы транспорта, учет при ее разработке современного и перспективного уровня автомобилизации, увеличения нагрузки на транспорт при повышении плотности застройки, прежде всего, при многоэтажном строительстве и т. д.; переориентация на использование экологически чистых технологий энергетического инженерного обеспечения, совершенствование систем водоснабжения и водоотведения; развитие и совершенствование природно-экологического каркаса города.
В связи с экологическим неблагополучием городской среды и малой площадью зеленых насаждений необходимо максимальное использование для создания зеленых зон отдыха набережных и островов реки Енисея, а также долин его притоков и овраги. Последние могут быть использованы для рекреации и индивидуальной застройки.
Особое значение имеет задача резервирования особо ценных земель (территорий опережающего развития) в подавляющем большинстве примыкающих к городской черте г.Красноярска для государственных и муниципальных нужд.
Значимыми аспектами внутригородской транспортной инфраструктуры города в целях увеличения пропускной способности транспортной системы рассматриваются:
необходимость сочетания традиционных и скоростных магистралей движения;
более широкое использование для пассажирских перевозок рельсового транспорта;
возможность круглогодичного использования водного транспорта в условиях незамерзающего Енисея;
создание транспортных обходов "тела" города;
использование системы приемов организации внутригородского движения, апробированных в развитых странах: выделение полос для общественного транспорта, введение "перехватывающих" и повсеместных платных парковок, освобождение от стоянок на проезжей части улиц, ограничения разного рода для частного транспорта в центр города и т.п.
Крайне важным представляется активное продвижение проекта Красноярская агломерация, который является одним из первых в России, на федеральный уровень. Бурное развитие города Красноярска все настоятельней требует повышенного внимания к развитию агломерации, поскольку основные проблемы города можно решить только в рамках формирования и развития Красноярской агломерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.