Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
Транспортная система Красноярского края включает автомобильный и городской электрический, железнодорожный, внутренний водный и воздушный транспорт.
Развитие транспорта и других отраслей экономики тесно взаимосвязано. Характер подвижности населения, уровень развития производства и торговли определяют спрос на услуги транспорта. Вместе с тем, транспорт является системообразующим фактором, влияя на уровень жизни и развития производительных сил. Пассажирский транспорт, как одна из социально значимых отраслей экономики, играет достаточно большую роль в обеспечении качества жизни населения. От эффективности функционирования пассажирского транспортного комплекса во многом зависит сохранение социальной и экономической стабильности региона.
Показатели транспортной отрасли (далее - отрасль) в общих объемах краевых показателей за 2016 год следующие:
численность занятых в отрасли составляет 77,7 тыс. человек, или 7,8% от общей численности занятых в экономике региона;
объем инвестиций в отрасли составляет 19,2 млрд. рублей, или 5% от общих инвестиций в Красноярском крае.
Общий объем услуг, оказанных предприятиями транспорта в 2016 году, составил 166,5 млрд. рублей, из них наибольшая доля - 27,1% приходится на железнодорожный транспорт, 26,3% объема услуг приходится на вспомогательную транспортную деятельность, 30,1% - на воздушный транспорт, 12% - на автомобильный транспорт, 4,5% - на водный транспорт.
В 2016 году объем перевезенных грузов составил 123,04 млн. тонн, основные объемы грузовых перевозок в крае приходятся на железнодорожный (42%) и автомобильный (53%) виды транспорта.
Основными видами перевозимых в Красноярском крае грузов являются уголь, нефть и нефтепродукты, алюминий, лесные и строительные грузы.
В 2016 году объем перевозок грузов железнодорожным транспортом увеличился на 4,2%, до 51,3 млн. тонн, автомобильным транспортом (без учета деятельности субъектов малого предпринимательства) - увеличился на 6,9% (до 65,7 млн. тонн), внутренним водным - на 10,4% (до 6,0 млн. тонн), что обусловлено развитием производственной и инвестиционной деятельности в крае, в том числе увеличением объемов строительной деятельности, ростом производства в лесном комплексе.
В 2014 году количество перевезенных пассажиров составило 287,6 млн. человек, в 2015 году - 272,06 млн. человек, в 2016 году - 260,42 млн. человек.
Основным фактором сокращения пассажирских перевозок в последние годы стало снижение количества перевезенных пассажиров на автомобильном транспорте - в 2016 году составило 6,3%, перевезено 232,2 млн. человек.
Тенденция снижения количества перевезенных пассажиров автомобильным транспортом общего пользования отмечается в связи со снижением спроса населения на перевозки в условиях роста автомобилизации.
Основной объем пассажирских перевозок приходится на город Красноярск.
Объем услуг, оказанный основными предприятиями, определяющими тенденции и показатели развития отрасли и обеспечивающими достижение целей и показателей программы, в 2016 году составил 88,6 млрд. рублей.
К основным предприятиям отрасли относятся:
Красноярская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги";
АО "Краспригород";
АО "В-Сибпромтранс";
АО "Енисейское речное пароходство";
АО "ПассажирРечТранс";
ГПКК "Канское пассажирское автотранспортное предприятие";
ГПКК "Краевое автотранспортное предприятие";
МП г.Красноярска "Горэлектротранс";
МП "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2";
МП "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 5";
МП "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 7";
ООО "Нортранс-Норильск";
МУП "Норильское производственное объединение пассажирского автомобильного транспорта";
ООО "Норильский промышленный транспорт";
ГПКК "КрасАвиа";
ООО "АэроГео";
АО "Норильск Авиа";
ООО "Авиакомпания "Турухан";
ООО "Аэропорт Емельяново";
ГПКК "Авиапредприятие "Черемшанка";
ООО "Аэропорт Норильск";
АО "Красноярский речной порт";
АО "Лесосибирский порт".
Железнодорожный транспорт представлен Красноярской железной дорогой и АО "Краспригород".
Подразделения ОАО "Российские железные дороги", расположенные в границах Красноярской железной дороги, осуществляют предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. Эксплуатационная длина дороги составляет 3157,9 км.
Инженерные сооружения дороги: 19 действующих тоннелей протяженностью 21 км; 1063 мостов, виадуков, путепроводов под железной дорогой; 2154 водопропускных труб.
Всего на дороге 180 станций. Крупнейшая пассажирская станция - Красноярск, сортировочная - Красноярск-Восточный. Общее количество платформ для посадки и высадки пассажиров - 667.
Из всех действующих станций и остановочных пунктов, выполняющих пассажирские операции, продажу билетов и прием багажа осуществляют 45, только продажу билетов - 36, только посадку и высадку пассажиров (без продажи билетов и приема багажа) 443.
Предприятие осуществляет строительство вторых путей на участке Междуреченск - Тайшет в целях повышения пропускной способности участка для организации вывоза грузов с планируемой железнодорожной линии Кызыл - Курагино, а также реконструкцию существующего железнодорожного участка Решоты - Карабула для обеспечения перевозок грузов планируемой железнодорожной линии Карабула - Ярки.
АО "Краспригород" осуществляет перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом. Перевозка осуществляется в направлениях: Красноярск - Решоты, Красноярск - Боготол, Енисей - Дивногорск, Ачинск - Суриково, Суриково - Лесосибирск, Решоты - Чунояр, а также Красноярск - Красноярск-северный и Кошурниково - Енисейская. Основной объем перевозок пассажиров осуществляется в весенне-осенний (садово-огороднический) период.
Актуальным вопросом на сегодняшний день является обновление подвижного железнодорожного транспорта пригородного сообщения.
Данная проблема является системной для всех регионов Российской Федерации, без решения которой в самое ближайшее время произойдет сокращение железнодорожных перевозок. Так, в Красноярском крае в период с 2017 по 2020 год в связи с истечением срока возможного использования выбытию подлежит 32% парка подвижного состава (13 электропоездов (90 вагонов).
АО "В-Сибпромтранс" осуществляет комплексное транспортное обслуживание промышленных предприятий и организаций Сибирского региона, перевозку, погрузку и выгрузку различных грузов. На обслуживании компании около 1000 км железнодорожных путей, мощный парк тепловозов и погрузочно-разгрузочной техники, вагоноопрокидыватели, повышенные пути и эстакады.
Внутренний водный транспорт представлен АО "Енисейское речное пароходство" и АО "ПассажирРечТранс".
АО "Енисейское речное пароходство" осуществляет перевозку грузов. Рабочее ядро пароходства порядка 460 единиц флота. В настоящее время предприятие реализует общую программу обновления флота.
АО "ПассажирРечТранс" осуществляет перевозку пассажиров. Перевозка осуществляется по 1 пригородному маршруту, 2 межмуниципальным и 11 муниципальным маршрутам (с учетом паромных переправ). В организации перевозок задействовано 38 единиц подвижного состава. Протяженность внутренних водных путей Красноярского края составляет 7665 км. Наибольшая протяженность пассажирской линии Красноярск - Дудинка - 1992 км. В целях обновления пассажирского флота прорабатывается вопрос проектирования и строительства новых пассажирских теплоходов, а также модернизации эксплуатируемых в настоящее время судов.
Автомобильный транспорт представлен ГПКК "Канское пассажирское автотранспортное предприятие", ГПКК "Краевое автотранспортное предприятие", МП г.Красноярска "Горэлектротранс", МП г.Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2", МП г.Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 5", МП г.Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 7", ООО "Нортранс-Норильск", МУП "Норильское производственное объединение пассажирского автомобильного транспорта", ООО "Норильский промышленный транспорт". Большинство из перечисленных предприятий осуществляют пассажирские перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам.
Транспортные организации Красноярского края различных форм собственности, осуществляющие пассажирские перевозки, обслуживают 82 межмуниципальных маршрута междугородного сообщения; 63 межмуниципальных маршрута пригородного сообщения. На межмуниципальных маршрутах междугородного сообщения задействовано 216 единиц (автобусы большого класса), на межмуниципальных маршрутах пригородного сообщения - 200 единиц (автобусы большого, среднего и малого класса).
Муниципальное предприятие города Красноярска "Горэлектротранс" эксплуатирует более 51,2 км трамвайных путей. На линию выпускается до 38 трамвайных вагонов. Доля перевозки пассажиров трамваем в городе Красноярске составляет 2,3% от общего объема. Кроме того, эксплуатируются 105 троллейбусных машин с ежесуточным выпуском на линию 67 единиц. Протяженность троллейбусных линий составляет 133,9 км. Доля перевозки пассажиров троллейбусами в городе Красноярске составляет 3,6% от общего объема.
Воздушный транспорт представлен ГПКК "КрасАвиа", ООО "АэроГео", АО "Норильск Авиа", ООО "Авиакомпания "Турухан".
Основными видами деятельности ГП КК "КрасАвиа" являются:
доставка пассажиров, почты, грузов, жизненно важных товаров народного потребления и продуктов питания в населенные пункты Эвенкийского муниципального района, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, а также другие города и населенные пункты;
выполнение срочных санитарных заданий, осуществление аварийно-спасательных дежурств, доставка авиатранспортом людей, работающих на территории Эвенкийского муниципального района, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в нефтяных и геологоразведочных компаниях;
периодическое техническое обслуживание и восстановительные работы на базе технического обслуживания и ремонта авиационной техники в аэропорте Тура - МВЛ (местные воздушные линии), Хатанга;
аэропортовое и наземное обслуживание собственных и сторонних воздушных судов на базе аэропортовых комплексов Тура - МВЛ (местные воздушные линии), Тура (Горный), Байкит, Ванавара, Хатанга, Диксон, Енисейск.
Основной особенностью производственной деятельности ГПКК "КрасАвиа" является выполнение значительного объема социально значимых авиационных пассажирских перевозок и авиационных работ в труднодоступных и удаленных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края.
АО "Норильск Авиа" осуществляет свою деятельность на внутреннем рынке авиационных услуг, на севере Красноярского края, располагает достаточным парком собственных и арендуемых ВС тип Ми-8 (Т и МТВ), чтобы удовлетворить потребности региона в авиаперевозках.
Основной целью авиакомпании является своевременное и в полном объеме выполнение вертолетных перевозок, в первую очередь, в интересах Группы компаний ПАО "ГМК "Норильский никель" (70%) и прочих заказчиков (30%) в Норильском промышленном и Таймырском (Долгано-Ненецком) муниципальном районах Красноярского края, а при необходимости и в других регионах Российской Федерации.
Авиакомпания "Турухан" предоставляет услуги как в секторе самолетных перевозок, так и в сфере вертолетных услуг. Главная специализация авиакомпании "Турухан" - выполнение чартерных (вахтовых) перевозок и других видов авиационного обслуживания в интересах компаний сырьевого сектора, а также регулярных перевозок высокой социальной значимости, как правило, на территориях с экстремальными условиями. Компания эксплуатирует авиатехнику российских производителей - самолеты Як-42, Ту-134, Ан-24, Ан-26 и вертолеты Ми-8 различных модификаций. Флот компании базируется более чем в десяти аэропортах России - в регионах Севера и Сибири: от Архангельска на Западе до Усть-Кута на Востоке, от Красноярска на Юге, до Игарки на Севере.
Компания ООО "АэроГео" создана 24 марта 2005 года. В настоящее время маршрутами авиакомпании охвачена территория России от Алтая до Камчатки. Приоритетные направления деятельности авиакомпании: коммерческие воздушные перевозки пассажиров и грузов, выполнение авиационных работ любой сложности, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, услуги базирования, хранения, заправки воздушных судов, организация строительства и эксплуатация посадочных площадок. Парк воздушных судов авиакомпании насчитывает более 40 единиц авиационной техники, включающий в себя вертолеты и самолеты различных типов: Ми-8Т, Ми-8МТВ-1, Ми-2, Eurocopter EC-120B, Eurocopter AS 350B3, Robinson R-44, Bell-429, Cessna 208B Grand Caravan, Cessna T206H, DHC-6 Twin Otter, Pilatus PC 12/47.
Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность представлена предприятиями ООО "Аэропорт Емельяново", ГПКК "Авиапредприятие "Черемшанка", ООО "Аэропорт Норильск", АО "Красноярский речной порт", АО "Лесосибирский порт".
Аэропорт Красноярск (Емельяново) находится в 27 км к северо-западу от города Красноярска. Аэропорт оснащен средствами управления воздушным движением, радионавигации, посадки и связи, обеспечивающими прием/выпуск воздушных судов по II категории ИКАО и соответствует сертификационным требованиям. Существующий аэровокзальный комплекс обслуживает все виды и категории пассажиров: внутрироссийских авиалиний, международных линий, внутрироссийского трансфера и транзита.
ООО "Аэропорт Емельяново" является главным оператором аэропортового комплекса, координирующим деятельность по обеспечению приема и отправки воздушных судов и осуществляющим основные виды аэропортовой деятельности в аэропорту Красноярск (Емельяново).
Прямые рейсы из Красноярского аэропорта выполняют 25 авиакомпаний по 53-м направлениям. Пассажиропоток аэропорта в 2016 году превысил 1 822 000 пассажиров.
За счет средств инвестора осуществляется строительство нового пассажирского терминала, площадь которого 41000 кв. м, пропускная способность - до 3,5 млн. пассажиров. Ввод терминала в эксплуатацию определен на конец 2017 года.
Основными видами оказываемых услуг ГПКК "Авиапредприятие "Черемшанка" являются аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов. В состав предприятия входят три аэропорта: Игарка, Богучаны и Черемшанка.
Аэропорт Черемшанка введен в эксплуатацию в 1988 году. Расположен в 24 км от г.Красноярска и в 3 км от аэропорта Красноярск (Емельяново). Специализируется на региональной "малой" авиации.
Аэропорт Богучаны введен в эксплуатацию в 1976 году. Расположен на левом берегу реки Ангары, северо-восточнее города Красноярска на 380 км и расположен в черте села Богучаны. С 15.12.2015 аэропорт Богучаны эксплуатируется в качестве посадочной площадки для воздушных судов 4 класса и вертолетов всех типов.
Аэропорт Игарка введен в эксплуатацию в 1948 году. Расположен в низовьях реки Енисей на удалении 1300 км от г.Красноярска в трех километрах от города Игарка на острове, отделенном от города протокой р. Енисей.
Аэропорт работает круглосуточно (кроме воскресенья), обслуживает регулярные, чартерные и транзитные рейсы, а также используется в качестве запасного аэродрома, особенно из-за частых неудовлетворительных метеоусловий в аэропорту Алыкель города Норильска.
Основными потребителями услуг ГПКК "Авиапредприятие "Черемшанка" являются региональные авиакомпании ГП КК "КрасАвиа", ООО "Турухан" и ООО "АэроГео", осуществляющие регулярные и нерегулярные (вахтовые) пассажирские и грузовые перевозки в труднодоступные и удаленные районы Крайнего Севера Красноярского края и приравненные к ним территории.
Аэропорт "Норильск" располагается на Севере Красноярского края, на юге Таймырского полуострова в 52 км от промышленного и индустриального центра г. Норильск с его градообразующим стратегически важным предприятием ПАО "ГМК "Норильский Никель". Имеет статус внутреннего аэропорта федерального значения, является аэродромом совместного базирования с государственной авиацией. Аэропорт является единственной связью севера Красноярского края с другими регионами России, не считая судоходство по реке Енисей и Северному морскому пути.
Аэропорт осуществляет отправку и прием воздушных судов, используя новейшее, высокотехнологичное оборудование. Четыре авиакомпании связывают регулярными воздушными линиями аэропорт "Норильск" с 15 населенными пунктами России.
Основная специализация Лесосибирского порта - погрузочно-разгрузочные работы, хранение и накопление всех видов грузов, а также перевозка грузов речными судами. Подъездные автомобильные и железнодорожные пути, непосредственно примыкающие к порту, дают возможность производить перевалку грузов на автомобильный, железнодорожный и водный транспорт.
В составе порта 6 причалов с причальной стенкой протяженностью 690 м, открытые складские площадки для накопления грузов до 500 тыс. тонн, площадью 70,3 тыс. кв.м.
На балансе порта 12 ед. самоходного и 15 ед. несамоходного флота, в том числе 5 буксировщиков, рейдово-маневровые суда и вспомогательный флот.
Продолжительность навигации - от 160 до 180 суток.
Сдерживающими факторами развития транспортного комплекса Красноярского края являются:
1) недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры.
Плотность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края составляет 6,04 км/1000 кв. км, данный показатель является самым низким среди регионов Сибирского федерального округа. В целом по России Красноярский край по данному показателю находится на 79 месте.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения составляет 13 964,37 километров, из них 4 127,6 км краевых дорог (29,4%) находятся в неудовлетворительном состоянии и не отвечают нормативным требованиям.
На внутреннем водном транспорте наблюдается неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, транспортной инфраструктуры.
Одной из основных проблем в сфере воздушного транспорта является неудовлетворительное состояние наземной и аэродромной инфраструктуры, аэропортов, посадочных площадок и вертодромов;
2) износ подвижного состава и низкие темпы его обновления.
Высокий износ подвижного состава является общей проблемой транспортной отрасли края, при этом наиболее острой она является для пассажирского транспорта всех видов.
2.2. Цель и задачи
Целью программы является комплексное развитие транспорта Красноярского края для полного и эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах.
Для достижения указанной цели необходимо реализовать следующие задачи.
1. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона.
2. Обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта.
3. Повышение эффективности перевозочного процесса, направленного на обеспечение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края.
4. Повышение уровня безопасности транспортной системы Красноярского края.
Приоритетность вышеуказанных задач обусловлена необходимостью их приведения в соответствие с задачами, обозначенными в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р, Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной совместным приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации от 29.05.2008 N 003/0021, государственной программе Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 319.
Мероприятия программы определены с учетом ограничений регионального бюджета на основании выявленных отраслевых проблем, а также возможных рисков в программном периоде.
Ожидаемыми результатами реализации программы является достижение следующих показателей к 2020 году:
объем перевезенных грузов до 127,47 млн. тонн;
количество перевезенных пассажиров до 248,25 млн. пассажиров;
объем оказанных транспортных услуг до 218 628,7 млн. рублей;
налоговые поступления до 11,4 млрд. рублей;
среднемесячная заработная плата до 55,16 тыс. рублей.
2.3. План действий министерства транспорта Красноярского края по достижению планируемых показателей развития отрасли, вида экономической деятельности
Реализация мероприятий программы сопряжена со следующими рисками:
ухудшение социально-экономической ситуации в стране, в том числе снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновение бюджетного дефицита и сокращение объемов финансирования отрасли;
снижение объемов производства и отгрузки предприятий промышленности, сельского хозяйства, лесной, металлургической и других отраслей;
снижение темпов строительства жилых домов, зданий, сооружений, а также автомобильных дорог;
возможные изменения налогового законодательства Российской Федерации, приводящие к ухудшению финансово-экономического положения инвесторов и подрядных организаций, что негативн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.