Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации города
от 31.10.2017 N 1438
1. Паспорт муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды на 2018-2022 годы города Сосновоборска"
Наименование муниципальной Программы |
"Формирование комфортной городской среды на 2018-2022 годы города Сосновоборска" (далее - Программа) |
Основания для разработки муниципальной Программы |
Статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды", Приказ Минстроя России от 06.04.2017 N 691/пр "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на 2018 - 2022 годы"; постановление администрации города Сосновоборска от 18.09.2013 N 1564 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города Сосновоборска, их формировании и реализации"; постановление администрации города Сосновоборска от 16.09.2014 N 1847 "Об утверждении перечня муниципальных программ города Сосновоборска" |
Ответственный исполнитель муниципальной Программы |
Отдел капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Сосновоборска (далее ОКС И ЖКХ) |
Соисполнители муниципальной Программы |
Администрация города Сосновоборска; Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК; Граждане, проживающие в муниципальном образовании город Сосновоборск; Предприятия, организации, учреждения |
Цели муниципальной Программы |
Создание наиболее благоприятных и комфортных условий жизнедеятельности населения города Сосновоборска |
Задачи муниципальной Программы |
1. Обеспечение формирования единого облика города Сосновоборска; 2. Обеспечение создания, содержания и развития объектов благоустройства на территории города Сосновоборска, включая объекты, находящиеся в частной собственности и прилегающие к ним территории; 3. Повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории города Сосновоборска. |
Срок и этапы реализации муниципальной Программы |
2018-2022 годы 1 этап: 2018-2019 годы 2 этап: 2020-2021 годы 3 этап: 2022 год |
Перечень целевых показателей и показателей результативности муниципальной Программы с расшифровкой |
Количество благоустроенных дворовых территорий, ед.; Доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий, %; Охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонде благоустроенными дворовыми территориями от общей численности населения г.Сосновоборска, %; |
плановых значений по годам ее реализации, значения целевых показателей на долгосрочный период (приложение N 1 к настоящему паспорту) |
Количество благоустроенных муниципальных общественных территорий, ед.; Площадь благоустроенных муниципальных общественных территорий, га; Доля финансового участия в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий заинтересованных лиц, %; |
Информация по ресурсному обеспечению муниципальной Программы, в том числе в разбивке по источникам финансирования по годам реализации Программы |
Финансирование программы на 2018 - 2022 годы составит рублей, в том числе за счет средств: из федерального бюджета 10 715 494 рублей, том числе: 2018 г. - 6 577 828 рублей, 2019 г. - 0,00 рублей, 2020 г. - 0,00 рублей, 2021 г. - 0,00 рублей, 2022 г. - 0,00 рублей; из краевого бюджета 4 031 572 рублей, том числе: 2018 г. - 4 031 572 рублей, 2019 г. - 0,00 рублей, 2020 г. - 0,00 рублей, 2021 г. - 0,00 рублей, 2022 г. - 0,00 рублей; из бюджета города 106094 рублей в том числе: 2018 г. - 106 094 рублей, 2019 г. - 0,00 рублей, 2020 г. - 0,00 рублей, 2021 г. - 0,00 рублей, 2022 г. - 0,00 рублей; юридические лица - 0,00 рублей. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной Программы |
Своевременная и в полном объеме реализация Программы позволит повысить уровень благоустройства территории города Сосновоборска и сформировать современную городскую среду. |
2. Характеристика текущего состояния благоустройства территории города Сосновоборска, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы
Благоустройство территории города Сосновоборска является одной из важных проблем, требующей ежедневного внимания и эффективного решения. Для этого необходимо качественно изменить уровень планирования и реализации мероприятий в сфере благоустройств.
На территории города Сосновоборска находятся 140 многоквартирных жилых домов, введенных в эксплуатацию в период с 1973 по 2017 гг., с количеством квартир от 60 до 400. На протяжении не одного десятилетия, жилищная сфера испытывала значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов и слабой материально-технической базой, что повлекло за собой не проведение капитальных ремонтов жилого фонда. Средний показатель износа жилищного фонда составляет до 30%. Недостаток финансирования негативным образом отразился и на внешнем благоустройстве, что неизбежно привело к ухудшению внешнего состояния города, а также негативно сказалось на комфортной и безопасной среде проживания.
С 2017 года реализовывается проект "Формирование современной комфортной среды" в рамках которого благоустроены 6 дворовых территорий и 1 общественное пространство.
Городская среда должна соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, а также иметь завершенный, привлекательный и эстетичный внешний вид. Создание
современной городской среды включает в себя проведение работ по благоустройству дворовых территорий и наиболее посещаемых общественных пространств (устройство детских и спортивных площадок, зон отдыха, парковок и автостоянок, набережных, озеленение территорий, устройство наружного освещения).
Решение актуальных задач требует комплексного, системного подхода, и переход к программно-целевым методам бюджетного планирования, разработке муниципальных программы, содержащих мероприятия по благоустройству территорий. Основные принципы формирования программ формирование комфортной городской среды:
- Общественное участие. Общественная комиссия, созданная администрацией города Сосновоборска, контролирует реализацию настоящей программы. В состав общественной комиссии включаются представители политических и общественных партий и движений. Согласно данного принципа осуществляются обязательное общественное обсуждение, утверждение настоящей муниципальной программы, концепций и дизайн-проектов объектов благоустройства. В рамках данного принципа обеспечиваются свободное право граждан на подачу предложений по объектам для включения в программу, подробное информирование обо всех этапах реализации программы.
- Системный подход. Формирование муниципальных программ на 2018-2022 годы осуществляется на территории всех муниципальных образований на территории Красноярского края и Российской Федерации с численностью населения более 1000 человек. В целях реализации принципа системности подхода в рамках формирования и реализации программы осуществляется инвентаризация объектов (земельных участков) частной собственности, общественных и дворовых территорий, формирование графика проведение благоустройства дворовых территорий, общественных пространств и объектов (земельных участков) частной собственности.
- Все начинается с дворов. Дворовые территорию включаются в программу только по инициативе жителей. Условием включения дворовых территорий в программу является софинансирование собственников в размере не менее 2% от сметной стоимости по минимальному перечню работ по благоустройству (ремонт проездов, организация освещение, установка скамеек, урн), в размере не менее 20% от сметной стоимости по дополнительному перечню работ по благоустройству (установка спортивного и игрового оборудования). При благоустройстве дворов учитывается принцип безбарьерности для маломобильных групп.
- Создание общественного пространства. На основании инвентаризации общественных пространств и по выбору жителей осуществляется формирование плана (графика) благоустройства до 2022 неблагоустроенных общественных зон.
- Закрепление ответственности за содержанием благоустроенной территории. При проведении работ по благоустройству дворовых территорий организуются и проводятся мероприятий для жителей, включая их непосредственное участие (посадка деревьев, участие в субботниках и т.д.). Вместе с тем, содержание благоустроенных дворовых территорий и объектов благоустройства на них, согласно условий реализации программы, закрепляются за жильцами многоквартирных домов, территории которых были благоустроены.
- Личная ответственность. За реализацию программы отвечает Глава города Сосновоборска. На собственников (арендаторов) возлагается ответственность за содержание объектов недвижимости (земельных участков), прилегающих территорий.
- Привлечение местных производителей для выполнения работ по благоустройству. Реализация данного принципа способствует формированию взаимодействия с представителями малого и среднего бизнеса на территории города Сосновоборска, развитию конкуренции.
- Применение лучших практик благоустройства. В рамках реализации настоящей программы создаются условия для привлечения молодых архитекторов, студентов ВУЗов к разработке дизайн-проектов благоустройства дворов и общественных пространств соответствующего функционального назначения.
Основными проблемами в области благоустройства дворовых территории и наиболее посещаемых общественных территорий города Сосновоборска являются:
- недостаточное количество детских и спортивных площадок, зон отдыха, площадок для свободного выгула собак;
- недостаточное количество автостоянок и мест парковки транспортных средств на дворовых и общественных территориях;
- недостаточное количество малых архитектурных форм на дворовых и общественных территориях;
- неудовлетворительное состояние отдельных лестниц, расположенных на дворовых территориях;
- недостаточное озеленение дворовых территорий и отсутствие общей концепции озеленения общественных территорий, увязанной с остальными элементами благоустройства;
- изнашивание покрытий дворовых проездов и тротуаров;
- недостаточное освещение отдельных дворовых и общественных территорий.
В результате реализации мероприятий Программы ожидается:
- повышение уровня комфортности проживания населения;
- повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
- улучшение организации досуга всех возрастных групп населения;
- улучшение экологических, санитарных, функциональных и эстетических качеств городской среды;
- привлечение общественности и населения к решению задач благоустройства городских и дворовых территорий;
- воспитание бережного отношения и создание условий для расширения инициативы жителей в сфере благоустройства, а также развитие их творческого потенциала;
- поиск и привлечение внебюджетных источников к решению задач благоустройства.
3. Характеристика нормативного правового регулирования реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения и текущего состояния сферы благоустройства
Город Сосновоборск - один из самых молодых городов Красноярского края. Численность населения в городе, по данным статистики, на 1 января 2017 года составляет 39 375 человек в том числе:
29% от общей численности населения люди в возрасте от 55 лет и старше;
18% от общей численности населения люди в возрасте от 40 до 54 лет;
20% от общей численности населения люди в возрасте от 30 до 39 лет;
12% от общей численности населения люди в возрасте от 20 до 29 лет;
1% от общей численности населения люди в возрасте от 18 до 19 лет;
3% от общей численности населения люди в возрасте от 14 до 17 лет;
13% от общей численности населения люди в возрасте от 3 до 13 лет;
4% от общей численности населения люди в возрасте от 1 до 2 лет.
Город Сосновоборск производит регулирование землепользования и застройки его территории посредством разработки, согласования, утверждения, внесения изменений и дополнений, а также обеспечения требований документа территориального планирования города (проектов планировки, проектов межевания, градостроительных планов земельных участков), также Правил землепользования и застройки города.
Генеральный план г.Сосновоборска, Правила землепользования и застройки г.Сосновоборска: утвержден решением Сосновоборского городского Совета депутатов от 23.12.2009 от N 312-р.
Не удовлетворительное состояние (отсутствие) парков и скверов, отсутствие детских игровых площадок и зон отдыха во дворах, устаревшие малые архитектурные формы - негативно влияет на эмоциональное состояние и качество жизни населения.
В силу объективных причин, из-за ограниченности средств объекты благоустройства, такие как пешеходные зоны, зоны отдыха, тротуары, объекты уличного освещения, нуждаются в ремонте и реконструкции. Территорий функционального назначения системно не благоустраиваются.
Анализ обеспеченности дворовых территорий элементами внешнего благоустройства показал, что уровень их комфортности не отвечает требованиям жителей. Комфортность проживания в многоквартирных домах определяется уровнем благоустройства дворовых территорий с учетом организации во дворах дорожно-тропиночной сети, устройства газонов и цветников, озеленения, освещения территории двора, размещения малых архитектурных форм, организации детских спортивно-игровых площадок, упорядочения площадок индивидуального транспорта, организации площадок для выгула домашних животных, обустройства мест сбора и временного хранения мусора.
Анализ общественных территорий, показал, что на отдельных территориях уровень освещенности входных групп ниже допустимого или имеющиеся светильники находятся в ветхом состоянии и требуют замены. Проведение мероприятий по замене существующих ламп на энергосберегающие лампы повышенной яркости или светильников целиком позволит создать безопасные условия для участников дорожного движения, уменьшить аварийные ситуации, обеспечить безопасность и исключить травматизм населения, а также создать условия для доступности маломобильных групп населения и граждан с детскими колясками.
Текущее состояние сферы благоустройства, в разрезе мероприятий, реализуемых в рамках данной Программы, на основании проведенной инвентаризации территорий общего пользования, в том числе общественных пространств, дворовых территорий оценивается следующими показателями:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение показателя |
1 |
2 |
3 |
Дворовые территории многоквартирных домов | ||
Количество многоквартирных домов |
ед. |
139 |
Количество многоквартирных домов включенных в программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов |
ед. |
134 |
Количество и площадь благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов - твердым покрытием, освещением, урнами, лавочками (минимальный перечень) |
ед. |
92 |
кв.м. |
627 257,0 |
|
Количество и площадь благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов - твердым покрытием, освещением, урнами, лавочками, озеленением, детской, спортивной площадкой, автопарковкой иными элементами благоустройства (дополнительный перечень) |
ед. |
20 |
кв.м. |
189 009,3 |
|
Количество, площадь и доля благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов (по минимальному и дополнительному перечню) от общего количества дворовых территорий многоквартирных дворов |
ед |
20 |
кв.м |
189 009,3 |
|
% |
14% |
|
Количество, площадь и доля дворовых территорий многоквартирных домов, которые необходимо благоустроить по минимальному перечню от общего количества дворовых территорий многоквартирных дворов |
ед |
27 |
кв.м |
146 839,0 |
|
% |
19% |
|
Территории общего пользования соответствующего функционального назначения (общественные территории) | ||
Количество и площадь общественных территорий соответствующего функционального назначения всего, из них: |
ед |
20 |
кв.м |
188 246,4 |
|
площадь |
ед/кв.м |
1 /27000 |
парк |
ед/кв.м |
6 / 23802,3 |
сквер |
ед/кв.м |
4 / 30037,8 |
набережная |
ед/кв.м |
|
иные |
ед/кв.м |
9 / 107406,3 |
Количество, площадь и доля общественных территорий |
ед |
2 |
соответствующего функционального назначения благоустроенных от общего количества общественных территорий всего, из них: |
|
|
кв.м |
65590,8 |
|
% |
34,8% |
|
площадь |
ед/кв.м |
1 / 22984,0 |
парк |
ед/кв.м |
|
сквер |
ед/кв.м |
|
набережная |
ед/кв.м |
|
иные |
ед/кв.м |
1 / 42606,8 |
Количество, площадь и доля общественных территорий соответствующего функционального назначения нуждающихся в благоустройстве от общего количества общественных территорий всего, из них: |
ед |
18 |
кв.м |
100462,9 |
|
% |
|
|
площадь |
ед/кв.м |
3 / 7053,8 |
парк |
ед/кв.м |
1 /27000 |
сквер |
ед/кв.м |
4 / 30037,8 |
набережная |
ед/кв.м |
|
иные |
ед/кв.м |
8 / 42606,8 |
Площадь благоустроенных общественных территорий, приходящихся на 1 жителя |
кв.м |
1,64 |
С целью существенных изменений данной ситуации администрацией города Сосновоборска проводятся конкурсы "Добрые соседи", "Мой двор - моя прелесть", также администрация участвует в краевых конкурсах "Жители - за чистоту и благоустройство".
За 2014-2016 годы выполнены работы по благоустройству общественной территории площади "Юбилейной" на общую сумму 6 823,7 тыс.рублей. Это позволило благоустроить 1335 кв.м. общественной территории города Сосновоборска и создать комфортные условий для отдыха и досуга жителей.
Население (школьники, студенты) привлекается к работам по благоустройству: озеленению, сгребанию сухой травы, поливу клумб, помывке малых архитектурных форм и ограждений. Проводятся субботники в рамках ежегодного двухмесячника по благоустройству общественных территорий города.
4. Основная цель, задачи выполнения Программы, целевые показатели
Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В целях создание наиболее благоприятных и комфортных условий жизнедеятельности населения города Сосновоборска планируется решать следующие задачи.
Задача 1. Обеспечение формирования единого облика муниципального образования.
Задача 2. Обеспечение создания, содержания и развития объектов благоустройства на территории муниципального образования, включая объекты, находящиеся в частной собственности и прилегающие к ним территории.
Задача 3. Повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории Города Сосновоборска.
Решение вышеуказанных задач возможно при реализации приоритетного проекта, направленного на формирование современной городской среды.
Показатели результативности программы:
Показатель 1. Количество дворовых территорий муниципального образования;
Показатель 2. Количество благоустроенных дворовых территорий (полностью освещенных, оборудованных местами для проведения досуга и отдыха разными группами населения, малыми архитектурными формами;
Показатель 3. Доля благоустроенных дворовых территорий в общем количестве дворовых территорий в муниципальном образовании;
Показатель 4. Площадь дворовых территорий муниципального образования;
Показатель 5. Площадь благоустроенных дворовых территорий (полностью освещенных, оборудованных местами для проведения досуга и отдыха разными группами населения, малыми архитектурными формами;
Показатель 6. Доля благоустроенных дворовых территорий в общей площади дворовых территорий в муниципальном образовании;
Показатель 7. Всего населения, проживающего в многоквартирных домах на территории муниципального образования;
Показатель 8. Всего населения, проживающего в многоквартирных домах с благоустроенными дворовыми территориями на территории муниципального образования;
Показатель 9. Доля населения, проживающего в многоквартирных домах с благоустроенными дворовыми территориями в общей численности населения в муниципальном образовании;
Показатель 10. Количество общественных территорий муниципального образования (площадей, набережных, улиц, скверов, парков, иных территорий);
Показатель 11. Количество благоустроенных общественных территорий муниципального образования (площадей, набережных, улиц, скверов, парков, иных территорий;
Показатель 12. Доля благоустроенных общественных территорий муниципального образования (площадей, набережных, улиц, скверов, парков, иных территорий);
Показатель 13. Площадь общественных территорий муниципального образования (площадей, набережных, улиц, скверов, парков, иных территорий);
Показатель 14. Площадь благоустроенных общественных территорий муниципального образования (площадей, набережных, улиц, скверов, парков, иных территорий);
Показатель 15. Доля площади благоустроенных общественных территорий муниципального образования (площадей, набережных, улиц, скверов, парков, иных территорий).
5. Ожидаемые результаты Программы
Своевременная и в полном объеме реализация Программы позволит повысить уровень благоустройства территории города Сосновоборска и сформировать современную городскую среду.
Реализация мероприятий Программы позволит в целом обеспечить достижение ее целей, а также будет содействовать профилактике и недопущению социальной напряженности.
Показатели рассчитаны на основе прогноза их динамики с учетом имеющихся тенденций и их изменения при сохранении имеющегося уровня финансирования.
6. Сроки реализации Программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей
Программа реализуются в 2018-2012 годах. Этапы реализации Программы не выделяются.
7. Характеристика мероприятий Программы
Задача 1. Обеспечение формирования единого облика города Сосновоборска.
Мероприятие 1.1. Разработка и принятие Правил благоустройства города Сосновоборска.
Правила благоустройства города Сосновоборска разработаны в соответствии со ст.28 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
рекомендациями Министерства строительства и ЖКХ РФ, утвержденными приказом от 13.04.2017 N 711/пр и утверждены постановлением администрации города Сосновоборска от 23.08.2017 после проведения публичных слушаний.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определен Положением о публичных слушаниях в городе Сосновоборске, утвержденным Решением Горсовета депутатов города Сосновоборска от 09.11.2005 N 45-р.
03 03.08.2017 на официальном сайте города Сосновоборска и в газете "Рабочий" было опубликовано оповещение о времени и месте проведения публичных слушаний.
Публичные слушания проведены 23.08.2017, основание Протокол публичных слушаний по обсуждению проекта правил благоустройства территории города Сосновоборска от 23.08.2017 г. В публичных слушаниях приняли участие 14 человек.
Мероприятие 1.2. Применение лучших практик (проектов, дизайн-проектов) при благоустройстве дворов и общественных пространств.
При разработке концепции благоустройства для каждой территории необходимо учитывать потребностей и запросов жителей и других участников деятельности по благоустройству и при их непосредственном участии на всех этапах создания концепции.
В концепции отражается настоящее и будущее территории:
а) характеристика, описание (текстовое, графическое) территории в настоящее время, место расположения (адрес), анализ существующих сценариев использования данной территории, анализ проблем, анализ ценностей и потенциала территории, задачи по развитию территории;
б) характеристика, описание (текстовое, графическое), планируемые сценарии использования территории по результатам работ по благоустройству.
На уровне Красноярского края по результатам конкурса формируется база лучших проектов (дизайн-проект) благоустройства дворов и общественных территорий, которой можно пользоваться.
Мероприятие 1.3. Обеспечение системной работы административной комиссии, рассматривающей дела о нарушении правил благоустройства.
Согласно ст.14.2 закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 "Об административных правонарушениях" органы местного самоуправления городских округов, поселений края наделяются государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий в соответствии с Законом края от 23.04.2009 N 8-3170.
Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.1 "Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов" Закона "Об административных правонарушениях".
Состав административной комиссии утвержден решением Сосновоборского городского Совета депутатов от 08.10.2015 от N 2/9-р.
Анализ работы административной комиссии за период с января 2014 по декабрь 2016 года показал следующее: поступило на рассмотрение 21 материал, в результате выявлено 2 административных штрафа по ст.5.1 Закона Красноярского края "Об административных правонарушениях".
Задача 2. Обеспечение создания, содержания и развития объектов благоустройства на территории муниципального образования, включая объекты, находящиеся в частной собственности и прилегающие к ним территории.
Для решения второй задачи были разработаны и утверждены в 2017 году муниципальные нормативные правовые акты по вопросам реализации Программы:
Порядок формирования общественной комиссии по развитию городской среды в городе Сосновоборске, утвержденный постановлением администрации города Сосновоборска от 01.03.2017 N 253;
На 2018 год Порядок представления, рассмотрения и оценки предложений по включению дворовой территории и Порядок представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций о включении в муниципальную Программу наиболее посещаемой муниципальной территории общего пользования городе Сосновоборске, утвержденный постановлением администрации города Сосновоборска от 02.08.2017 N 997
Мероприятие 2.1. Расходы на реализацию мероприятий по благоустройству, направленных на формирование современной городской среды;
Мероприятие 2.2. Софинансирование расходов на реализацию мероприятий по благоустройству, направленных на формирование комфортной городской среды.
Данные мероприятия направлены на благоустройство дворовых территорий и общественных пространств.
Благоустройство дворовых территорий.
В целях благоустройства дворовых территорий сформирован ранжированный адресный перечень всех дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в 2018-2022 годах исходя из минимального и дополнительного перечня работ по благоустройству, согласно приложению N 1 к Программе.
При благоустройстве дворовой территории с привлечение бюджетных средств в порядке, установленном Правительством края, выполняется минимальный и дополнительный перечень работ.
Минимальный перечень включает в себя следующие виды работ (с указанием их нормативной стоимости (единичных расценок) минимальных и предельных стоимостей их выполнения):
- ремонт дворовых проездов - от ___________________ - __________________ руб./кв.м.,
- установка скамеек - от ___________________ - _______
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.