Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 марта 2017 г. N 193
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П.Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М.Чудиновой, начальника отдела, А.А.Кирилловой, ведущего специалиста-эксперта, рассмотрев жалобу ООО "Профит плюс" на действия МБУК Центральная городская библиотека им. М.Горького при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту (Наружные работы. Планировочная организация земельного участка и архитектурно-строительные решения по водоотводным мероприятиям) нежилого здания МБУК ЦГБ им. М.Горького, расположенного по адресу: Красноярский край, город Железногорск, улица Крупской, дом 8, закупка N 0319300165917000001 (далее - электронный аукцион, закупка), установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Профит плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3, 5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России, при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство, было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ООО "Профит плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, а также жалобы ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступившей в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавшей требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятой к рассмотрению по существу.
Существо жалоб: составление извещения и документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
Заседание комиссии Красноярского УФАС России состоялось 07 марта 2017 года в 14 часов 30 минут по адресу: г.Красноярск, пр.Мира, 81д, каб. 20.
На заседании Комиссии по рассмотрению вышеуказанных жалоб присутствовал представитель заказчика - Н.Г.Никонова (приказ от 11.01.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу податели жалоб не обеспечили.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании извещения и аукционной документации, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, по мнению ООО "Перспектива", заказчик не указал в извещении о проведении электронного аукциона требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в то время, как в аукционной документации такое требованье установлено.
Во-вторых, по мнению подателей жалоб, заказчик устанавливает срок оплаты с нарушением требования части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе - в течение 30 (тридцати) банковских дней.
В-третьих, по мнению ООО "Профит плюс", заказчик установил требование к участникам закупки в соответствии с недействующей редакцией пункта 7 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В-четвертых, заказчик необоснованно требует предоставления декларации, что участник закупки не является офшорной компанией.
В-пятых, положения проекта контракта ограничивают права лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Представитель заказчика в озвученных на заседании Комиссии пояснениях с доводами жалоб согласился, уточнив, что данные нарушения явились следствием технической ошибки, кроме того, в письменных пояснениях, заказчик уточнял, что обжалуемые положения аукционной документации не будут являться основанием для отклонения заявок участников.
До начала заседания представитель заказчика ходатайствовал о выдачи ему предписания о внесении изменений в проект контракта на этапе его заключения.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту (Наружные работы. Планировочная организация земельного участка и архитектурно-строительные решения по водоотводным мероприятиям) нежилого здания МБУК ЦГБ им. М.Горького, расположенного по адресу: Красноярский край, город Железногорск, улица Крупской, дом 8, закупка N 0319300165917000001.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно пункту 1 раздела 16 части 1 документации о проведении электронного аукциона заказчик предъявляет следующие требования к участникам электронного аукциона и перечень документов, которые должны быть предоставлены на участие в электронном аукционе:
"Требование |
Документ |
Предусмотрено / не предусмотрено |
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы являющейся объектом закупки |
Копия действующего свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией (в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г. (с изменениями)), в составе которого указаны виды работ, предусмотренные сметами.* |
Предусмотрено |
* Для выполнения Работ по контракту Исполнитель должен иметь:
- допуск, выданный саморегулируемой организацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (приказ Минрегиона России от 30.12.2009 г. N 624), на следующие виды работ, являющиеся предметом контракта/договора:
- "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. жилищно-гражданское строительство"
Срок действия допуска, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства не должен быть меньше срока выполнения работ по контракту/договору".
Однако, Комиссией установлено, что извещение о проведении электронного аукциона, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, не содержит исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками аукциона, а именно: не содержит требования о предоставлении вышеуказанного документа, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что данное нарушение не влияет на результат определения подрядчика, ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что необходимость в выдаче предписания об его устранении отсутствует.
2. Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила следующее:
Пунктом 5.3 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе установлено следующее: "Оплата по Контракту осуществляется Заказчиком путем перевода денежных средств в российских рублях на расчетный счет Подрядчика, указанный в разделе 15 Контракта в полном объеме в течение 30 (тридцати) банковских дней с момента подписания Заказчиком акта приема-сдачи выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3".
Исходя из изложенного выше, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение требований части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе следующее единое требование к участникам закупки:
"7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
Однако, проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что согласно пункту 5 раздела 16 части 1 заказчик предъявляет следующие требования к участникам электронного аукциона и перечень документов, которые должны быть предоставлены на участие в электронном аукционе:
Требование |
Документ |
Предусмотрено / не предусмотрено |
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации |
декларация |
Предусмотрено |
Таким образом, Комиссия установила, что заказчик, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установил требование, не соответствующее требованию, установленному в пункте 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что данное нарушение не влияет на результат определения подрядчика, ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что необходимость в выдаче предписания об его устранении отсутствует.
4. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
При этом, согласно части 8.1. статьи 31 Закона о контрактной системе соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, проверяет оператор электронной площадки при аккредитации участника на электронной площадке.
Однако, проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что согласно пункту 9 раздела 16 части 1 заказчик предъявляет следующие требования к участникам электронного аукциона и перечень документов, которые должны быть предоставлены на участие в электронном аукционе:
Требование |
Документ |
Предусмотрено / не предусмотрено |
9) участник закупки не является офшорной компанией. |
Декларирование (Комиссия вправе проверить участника) |
Предусмотрено |
Исходя из вышеизложенного, Комиссия установила, что заказчик неправомерно, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, требует предоставления в составе заявок деклараций, подтверждающих, что участники закупки не являются офшорными компаниям, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, непредставление такой декларации во второй части заявки не может являться основание для принятия аукционной комиссией решения о несоответствии заявки, в которой такая декларация отсутствует, требованиям, установленным аукционной документацией.
5. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При анализе аукционной документации Комиссией установлено, что в пункте 5.1. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации электронного аукциона, установлено, что "основанием для оплаты фактически выполненных работ в полном объеме по настоящему Контракту является акт сдачи-приемки выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3, подписанные Сторонами, а также предоставленные Подрядчиком по настоящему контракту счет на оплату (с указанием в нем: общей, подлежащей оплате, суммы за выполненные работы) и счет-фактура".
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Таким образом, Закон о контрактной системе связывает возникновение обязательства по оплате с датой подписания документа о приемке.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанный документ составляется лицами, являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В силу части 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участниками закупки могут быть лица, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала и указанные субъекты, добровольно выбирав режим налогообложения в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, имеют возможность представить только те документы, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении того или иного режима налогообложения.
Таким образом, Комиссия установила, что в зависимости от добровольно выбранного подрядчиком режима налогообложения в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, и ввиду отсутствия обязанности подрядчика производить изменение режима налогообложения с целью предоставления императивно определенного заказчиком документа, предусмотренного только для определенного режима налогообложения, действия заказчика, связанные с формулированием порядка оплаты выполненных работ, являющихся предметом контракта, в пункте 5.1. проекта контракта с предоставлением подрядчиком счета-фактуры противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Ввиду изложенного выше, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемые действия заказчика не подлежат признанию надлежащим исполнением требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы ООО "Профит плюс" по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Профит плюс" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 8 статьи 30, части 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии предписание о рассмотрении вторых частей заявок, поданных участниками электронного аукциона до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, без учета требований, установленных в пункте 9 раздела 16 части 1 документации о проведении электронного аукциона.
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки, закрепленных в части 8 статьи 30, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе путем внесения соответствующих изменений в проект контракта на этапе заключения контракта с победителем электронного аукциона.
5. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
Члены Комиссии |
Т.М.Чудинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 марта 2017 г. N 193
Текст решения официально опубликован не был