Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В,
при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В,
с участием представителя административного истца Бочаровой Ю.Ю, представителя Красноярского городского Совета депутатов Макоенко О.В, представителя Управления архитектуры администрации города Красноярска Илюшенко Ю.Н, прокурора Федорченко М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-413/2017 по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Кофер" о признании недействующим Приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" (в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 08 июня 2017 года N 18-223) в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:113, установил:
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" (далее - Решение от 07 июля 2015 N В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, являющиеся приложением к данному Решению (далее - Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением от 07 июля 2015 N В-122).
Приложением N 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 07 июля 2015 N В-122, является Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, на которой установлены территориальные зоны городского округа город Красноярск.
Решение от 07 июля 2015 N В-122 было подписано Главой города Красноярска и в первоначальной редакции опубликовано 15 июля 2015 года в периодическом печатном издании "Городские новости" N 102, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов г. Красноярска, и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования - 15 июля 2015 года.
В Решение от 07 июля 2015 N В-122 неоднократно вносились изменения и в настоящее время оно действует в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 08 июня 2017 года N 18-223 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" (далее - Решение от 08 июня 2017 года N 18-223), которым Приложение N 1 к оспариваемым Правилам землепользования и застройки (Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск) изложено в новой редакции.
Решение от 08 июня 2017 года N 18-223 было подписано Главой города Красноярска, опубликовано 21 июня 2017 года в периодическом печатном издании "Городские новости" N 69 и в соответствии с пунктом 2 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования - 21 июня 2017 года
Общество с ограниченной ответственностью "Кофер" (далее - ООО "Кофер") обратилось с административным иском о признании недействующим Приложение N 1 к Решению Красноярского городского Совета депутатов от 08 июня 2017 года N 18-223 в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:113.
Требования мотивированы тем, что административный истец, является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:113, который в соответствии с спариваемым в части нормативным правовым актом находится в двух территориальных зонах: коммунально-складская зона (П-3) и зона городской рекреации (Р-3). На указанном земельном участке располагается комплекс АЗС, который также принадлежат административному истцу на праве собственности.
Считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку территориальное зонирование земельного участка не отвечает требованиям принадлежности указанного земельного участка только к одной территориальной зоне и нарушает права административного истца на использование земельного участка в соответствии видами разрешенного использования, в том числе препятствует получению разрешительной документации для выполнения на нем строительных работ.
Представитель ООО "Кофер" Бочарова Ю.Ю. настаивала на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Красноярского городского Совета депутатов Макоенко О.В, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям и доводам изложенным в письменных возражениях, в которых указано на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к их форме и содержанию. Правила землепользования и застройки были подготовлены с учетом положений Генерального плана, которым установлены функциональные зоны. Административным истцом не представлены доказательства того, что нахождение земельного участка в двух территориальных зонах препятствует или ограничивают его права на использование земельного участка.
Представитель Управления архитектуры администрации города Красноярска Илюшенко Ю.Н, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать по тем же основаниям и доводам, дополнительно указав, что изменение территориального зонирования обусловлено необходимостью развития муниципального образования, что соответствует целям, закрепленным в статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Представитель Главы города Красноярска Петрушина Н.Ю, действующая на основании доверенности, представила письменные возражения, в которых указала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к его форме и содержанию и не нарушает права административного истца, поскольку не ограничивает его право на пользование земельным участком в соответствии с его разрешенным использованием. При установлении нескольких территориальных зон в отношении земельных участков права правообладателей не нарушаются, поскольку Правила будут распространяться только на те правоотношения, которые возникнут после их вступления в силу, и должны учитываться при формировании новых земельных участков. Территориальные зоны устанавливаются с учетом функциональных зон, определенных Генеральным планом, и не могут быть привязаны и зависеть от существующих на момент их принятия границ земельных участков. Утверждение правил землепользования предшествует принятию решений о резервировании и изъятии земельных участков для государственных нужд, при этом резервированию подлежат не земельные участки целиком, а именно земли.
Прокурор - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах прокуратуры Красноярского края Федорченко М.С. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заключение прокурора, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).
Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Устанавливаемый правилами землепользования и застройки градостроительный регламент отражает требования для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков.
Как следует из материалов дела, проект Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск подготовлен в соответствии с вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Решение об утверждении указанных Правил, а также Решение от 08 июня 2017 года N 18-223, которым Приложение N 1 к оспариваемым Правилам землепользования и застройки (Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск) изложено в новой редакции, принято уполномоченным органом (пункт 2 статьи 27 Устава города Красноярска) в установленной форме (статья 56 Устава), подписано Главой города Красноярска (пункт 6 статьи 57 Устава), официально опубликовано для всеобщего сведения (пункт 8 статьи 57 Устава) и вступило в законную силу со дня его официального опубликования (пункт 5 статьи 56 Устава).
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 12 октября 2016 года ООО "Кофер" является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:113, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Центральный район. Ул. Северное шоссе, 35, ул. Северное шоссе, д. 35 "Д", стр. 1, и находящегося на данном участке комплекса АЗС, что подтверждается вышеуказанным договором и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1, л.д. 22-24).
Указанный земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 24 апреля 2009 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках земельного участка (т. 2, л.д. 49-51).
Картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (Приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 07 июля 2015 N В-122 (в редакции Решения от 08 июня 2017 года N 18-223)) в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:113 установлены следующие территориальные зоны: коммунально-складская зона (П-3), зона городской рекреации (Р-3), что также подтверждается сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) (т. 1, л.д. 63-68), и не оспаривается участвующими в деле лицами.
Поскольку материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:113 относится к нескольким территориальным зонам (П-3, Р-3), Приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 07 июля 2015 N В-122 (в редакции Решения от 08 июня 2017 года N 18-223) в части установления нескольких территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:113 противоречит предписаниям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не могут быть приняты во внимание доводы представителя Красноярского городского Совета депутатов о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска, мотивированные ссылкой на часть 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и на то, что оспариваемые Правила землепользования и застройки не препятствуют административному истцу использовать земельный участок.
Оспариваемыми Правилами землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:113 в результате установления двух территориальных зон изменен правовой режим использования этого земельного участка, который противоречит требованиям закона и налагает ограничения на использование земельного участка, в связи с чем, нарушаются права административного истца, как собственника вышеуказанного земельного участка. Кроме того, нахождение земельного участка в двух территориальных зонах, предусматривающих различные виды разрешенного использования, создает неопределенность его правового режима, что также ограничивает право административного истца на использование по назначению принадлежащего ему земельного участка.
Доводы представителя Главы города Красноярска о том, что положения части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежат учету лишь при формировании новых земельных участков, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона.
Вопреки утверждениям представителя Главы города Красноярска, Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением от 07 июля 2015 года N В-122, не относятся к документам территориального планирования, в связи с чем закрепление названным нормативным правовым актом территориальных зон не препятствует принятию решений об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, резервировании земель в соответствии с функциональными зонами, определяемыми генеральным планом, и утвержденными проектами планировки территории, учитывая при этом, что назначение и правовой статус функциональных и территориальных зон различны.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах суд полагает признать недействующим со дня вступления в законную силу судебного решения Приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 07 июля 2015 года N В-122 (в редакции Решения от 08 июня 2017 года N 18-223), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:113 к двум территориальным зонам, а также обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Кофер" - удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" (в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 08 июня 2017 года N 18-223), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:113 к двум территориальным зонам.
Обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда |
Д.В.Андриишин |
Решение в окончательной форме принято 15 декабря 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Красноярского краевого суда от 11 декабря 2017 г. по делу N 3а-413/2017
Текст решения официально опубликован не был