Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к постановлению Администрации
муниципального района
от 10.07.2018 N 724
Техническое задание
1. Что такое техническое задание при закупках
Техническое задание - документ, содержащий требования заказчика к объекту закупки, определяющие условия и порядок ее проведения для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в соответствии с которым осуществляются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг и их приемка. Это исходный документ, который учитывает основное назначение закупки товаров, работ, услуг, их характеристики, сроков поставки, выполнения работ, оказания услуг, требований к товару, работам, услугам, их результатам, к гарантиям, описание объекта закупки, объем закупаемых товаров, работ, услуг, обоснование требований к товару, работам, услугам, эквивалентные показатели, экономические требования, а также специальные требования. Таким образом, техническое задание содержит описание того, что нужно заказчику, и процесс достижения необходимого результата.
Техническое задание разрабатывается на конкретную закупку в целом.
Составление технического задания до размещения извещения о проведении закупки позволяет правильно рассчитать сроки, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, поставки товара, подробно и понятно описать предмет закупки, назначить ответственных специалистов, а также:
- представить результат закупки;
- исключить несогласованности и ошибки;
- поставить задачу;
- исключить ошибочные и неправомерные требования;
- проверить соответствие товаров, работ, услуг требованиям законодательства;
- спланировать все этапы закупки, в том числе после заключения контракта;
- осуществить проверку закупки.
2. Составление технического задания при закупках
2.1. Общие правила составления технического задания при закупках
Законом N 44-ФЗ не регламентировано содержание технического задания, однако оно в любом случае должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика. В связи с этим для правильной организации планирования и осуществления закупки рекомендуется при составлении технического задания руководствоваться приведенными правилами.
При подготовке технического задания учитываются нормы гражданского и бюджетного законодательства, законодательства о государственных закупках, антимонопольного законодательства и иных законодательных актов и отраслевых нормативных правовых актов.
При составлении технического задания Заказчику следует руководствоваться следующими рекомендациями:
1) формулировки задания должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, типовыми (унифицированными), соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству;
2) задание не должно предусматривать для поставщика (подрядчика, исполнителя; далее - поставщик) больше рисков и обременений, чем для заказчика, поскольку это грозит завышением цены участниками или вообще их отказом от подачи заявок.
2.2. Требования технического задания к общей информации о закупке
Общая информация технической документации, как правило, отражает правила и требования Закона N 44-ФЗ, касающиеся конкурентных способов определения поставщиков или осуществления закупки у единственного поставщика, а также сведения об исходных данных. Включать их в техническое задание данный Закон не требует. Вместе с тем сделать это целесообразно, чтобы можно было сослаться на них в извещении о проведении закупки, проекте контракта или документации о торгах, не перегружая типовые формы названных документов фактической информацией, которая изменяется при каждой закупке.
1. Термины, определения, сокращения, используемые в техническом задании.
Указываются с целью установить однозначно понимаемую и непротиворечивую терминологию для всех видов документов, которые подготавливаются при определении поставщика конкурентным способом или осуществлении закупки у единственного поставщика. Такая информация призвана обеспечить взаимопонимание между заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами рыночно-хозяйственной деятельности, применяющими национальные стандарты. Использование терминов с определениями позволит избежать неправильного их толкования и разночтений в техническом задании, а также упорядочит информацию, содержащуюся в нем.
Для описания технических, функциональных и качественных характеристик объекта закупки нужно использовать условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены техническими регламентами и (или) документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации. Иные обозначения и термины заказчик может применить, обосновав необходимость их использования в документации о закупке (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
2. Общие сведения о закупке.
К таким сведениям можно отнести:
1) сведения об объекте заказчика - информацию об архитектурных особенностях недвижимого объекта, дате его постройки, этажности, наличии или отсутствии лифтов, ширине лестничных пролетов, составе помещений, отделке внутренних помещений, текущем техническом состоянии, общей площади, инженерном оборудовании и пр.
Такие сведения указываются с целью предупредить участников закупки об особенностях объекта, которые могут повлиять на процесс исполнения контракта. При описании объекта могут указываться источники информации - паспорт объекта, чертежи, типовой проект, проект объекта.
2) сведения о местоположении объекта заказчика - информацию о территориальном расположении объекта, районе, в котором он находится, климатических условиях, градостроительных особенностях района, развитости инфраструктуры, основных транспортных и пешеходных потоках, наличии транспортных подъездов и развязок, магистралей, собственной территории, парковок, особо охраняемых территорий, а также сведения о характере застройки, благоустройстве территории, рельефе и пр. В этом разделе приводится любая доступная информация, которая может потребоваться для принятия решения об участии в закупке.
3) сведения об особенностях объекта заказчика. Основная цель описания особенностей объекта - выявление всех его достоинств и недостатков. При этом следует иметь в виду, что такие сведения должны быть понятны широкому кругу лиц, а исходные данные могут впоследствии использоваться участниками закупки в их расчетах при подаче заявки и должны быть подтверждены доступными для проверки источниками. При описании основных конструктивных особенностей объекта рекомендуется указать его наиболее существенные дефекты, уязвимые места, отметить особенности конструктивной схемы, привести информацию о фактическом использовании объекта.
4) сведения об исходных условиях - справочную, научную, техническую, социально-экономическую, опытную информацию, дающую представление об изначальных условиях, в которых окажется участник закупки и которые должны быть им учтены при исполнении контракта. Такие данные позволят оценить конкретные условия, в которых начнется процесс исполнения контракта.
5) нормативно-правовую базу. Это одна из важнейших составляющих технического задания, представляющая собой перечень законов, нормативных правовых актов, методических документов, стандартов, инструкций по эксплуатации, технических регламентов, используемых в рамках подготовки требований к участникам закупки, предмету контракта, условиям его исполнения, сроку, гарантийным обязательствам, при описании объекта закупки и иных параметров. Такая база направлена на установление условий закупки, правил работы при исполнении контракта, внедрении новых инновационных технологий и иных параметров.
6) дополнительные пояснительные сведения - вспомогательную информацию, которая раскрывает, уточняет и дополняет данные, представленные в основных разделах технического задания. В этом разделе также может быть приведено обоснование установленных в техническом задании требований.
2.3. Требования технического задания к информации об объекте закупки
Составление технического задания в этой части требует повышенного внимания заказчика, так как данный раздел является ключевым разделом, устанавливающим требования к товару, работам, услугам, порядку их предоставления и ожидаемому результату. Содержание раздела строго не регламентировано, оно во многом зависит от объекта закупки, способа определения поставщика и в большинстве случаев носит индивидуальный характер. Однако при описании объекта закупки по некоторым показателям необходимо соблюдать правила, предусмотренные статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
2.3.1. Наименование объекта закупки
Указывается информация, которая позволит отнести объект закупки к классу, группе, виду экономической деятельности, продукции и услуг (классификация товаров, работ, услуг в соответствии с классификатором ОКПД2 (не менее 6 цифр)).
Наименование должно словесно обозначать закупаемый товар, работу, услугу. Кроме того, наименование объекта закупки, в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, нужно указывать в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 4 статьи 23 Закона N 44-ФЗ).
2.3.2. Описание объекта закупки
Описание объекта закупки - это фиксация различных характеристик (качественные, технические и т.д.), позволяющая идентифицировать объект закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Источниками для описания объекта закупки могут служить:
1) исполненные контракты;
2) реклама, каталоги, описания товаров и другие предложения, обращенные к неопределенному кругу лиц;
3) официальные источники информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, официальные источники информации иностранных государств, международных организаций или иные общедоступные издания;
4) универсальные энциклопедии, словари и справочники, электронные каталоги библиотек, статистические данные;
5) результаты анализа общедоступного рынка, коммерческие предложения;
6) информация от информационных агентств;
7) классификаторы, терминологические базы, антологии и другие структурные информационные механизмы;
8) информационно-коммуникационные источники (форумы, статьи, обзоры и пр.), информация из глобальной сети Интернет;
9) информация из опубликованных научных журналов, книг, эссе;
10) нормативно-технические, производственно-административные, справочно-информационные документы, технические нормы, стандарты, правила, условия и пр.;
11) протокол первого этапа двухэтапного конкурса;
12) брифинги, презентации, пресс-релизы, симпозиумы, семинары, конференции и пр.
Объект закупки описывается с учетом правил, установленных статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Когда техническое задание включается в состав проекта контракта, документацию и (или) извещение о закупке, то при описании объекта закупки заказчику необходимо отразить следующие параметры:
1. Качественные характеристики объекта закупки.
Указывается совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. При описании качественных характеристик необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и термины, установленные в соответствии с техническими регламентами и (или) документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации. Вместо установленных иные показатели, требования, обозначения и термины можно использовать, обосновав необходимость их применения в документации о закупке (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
2. Технические характеристики объекта закупки.
Указывается информация, определяющая технические свойства объекта закупки. Заказчик может дать развернутое, детализированное описание объекта закупки, привести конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, описать регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг. При описании технических характеристик необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, установленные в соответствии с техническими регламентами и (или) документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации. Вместо установленных иные показатели, требования, обозначения и термины можно использовать, обосновав необходимость их применения в документации о закупке (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, в описание технических характеристик можно включить эскизы, чертежи, проекты, фотографии и пр. При использовании наглядных материалов заказчик должен соблюдать авторские права.
3. Эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Указываются характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, к которым относятся, в том числе прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики, такие как ровность, устойчивость. Могут быть также указаны эксплуатационные расходы, которые связаны с поддержанием объекта закупки в необходимом заказчику состоянии. В качестве эксплуатационных характеристик товара можно указать стадию его жизненного цикла использования по назначению.
Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком. Определять объект закупки, отражать требования в техническом задании должен специалист, владеющий знаниями об объекте закупки профессионально. Вместе с тем при определении эксплуатационных характеристик профильному специалисту нелишне ознакомиться с пожеланиями тех работников, которые будут использовать объект закупки. Например, учесть такие факторы, как удобство, простота в работе и т.п.
4. Требования энергетической эффективности.
Заказчики обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями энергетической эффективности (часть 1 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ)).
Если объект закупки включает товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, их необходимо отразить в техническом задании.
Заказчик, принимая решение о видах и категориях закупаемых товаров, работ, услуг и (или) устанавливая требования к ним, должен исходить из того, что объекты закупок призваны обеспечивать (часть 5 статьи 26 Закона N 261-ФЗ):
1) достижение максимально возможных показателей энергосбережения, энергетической эффективности;
2) снижение затрат заказчика за счет ожидаемой и достигаемой экономии при эксплуатации объекта закупки (в том числе экономии энергетических ресурсов).
Осуществление в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд закупок товаров, работ, услуг, не соответствующих требованиям энергетической эффективности, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
5. Функциональные характеристики объекта закупки.
Совокупность сведений о свойствах объекта закупки, удовлетворяющих потребности и ожидания заказчика. Такие сведения отражают способность объекта выполнять его основную функцию. При определении функциональных характеристик необходимо установить основное назначение объекта закупки и условия его использования по назначению. Функциональное назначение объекта характеризуется следующими свойствами:
- выполнение основной функции, определяющееся степенью удовлетворения наиболее значимой потребности при использовании по назначению (например, создание и поддержание определенной температуры в помещении);
- совершение вспомогательных операций, определяющееся особенностями функционирования объекта закупки на разных этапах его технологического и жизненного цикла.
6. Гарантийный срок.
Указывается срок, в течение которого заказчик имеет право обратиться к поставщику с требованием о восстановлении свойств объекта закупки.
По сути, гарантийный срок - это период сохраняемости первоначальных свойств объекта закупки, в течение которого поставщик гарантирует и обеспечивает выполнение задач, поставленных в отношении объекта закупки, при условии соблюдения заказчиком правил его эксплуатации, хранения, использования и транспортирования.
При закупке машин и оборудования заказчик обязан установить требования к их гарантийному сроку. Если закупаются новые машины и оборудование заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. В остальных случаях гарантийный срок устанавливается при необходимости (часть 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Гарантийный срок может определяться в днях, месяцах, годах. Для некоторых объектов закупки гарантийный срок может быть установлен законом или иным нормативным актом.
Если заказчик устанавливает в документации требования к остаточному сроку годности товаров, то такой срок целесообразно определить периодом (например, в годах, месяцах, днях) либо конкретной датой, до которой эти товары должны сохранять пригодность. Указывать данный срок в процентах нежелательно. Это позволит избежать возможного ограничения конкуренции и снизит вероятность возникновения претензий со стороны контролирующих органов.
7. Объем предоставляемых гарантий качества товара, работ, услуг.
Под объемом предоставления гарантий качества товара, работ, услуг понимается совокупный объем расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, которые несет поставщик на обслуживание объекта закупки в целях восстановления его функционального состояния. Измеряется в натуральных (физических) или денежных единицах. В этом разделе также можно перечислить обязанности поставщика в случае обнаружения дефектов объекта закупки или несоответствия его контракту.
При закупке машин и оборудования заказчик обязан установить требование к объему предоставления гарантий качества. В остальных случаях такое требование устанавливается при необходимости (часть 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
8. Упаковка.
Указываются требования к комплексу защитных мер и материальных средств по подготовке товара к транспортированию и хранению для обеспечения его максимальной сохранности.
Назначение упаковки - сохранить содержимое, защитить от внешних воздействий при транспортировании и реализации продукции. Основная задача упаковки - предотвращение повреждения и (или) порчи товара.
Заказчик может установить требования к внешней и внутренней упаковке товара, предусмотреть вид и материалы упаковки, ее конструкцию. В отношении некоторых видов товаров требования к упаковке предусматриваются стандартами.
9. Маркировка.
Требования к маркировке заключаются в том, что на упаковку или на сам товар должны быть нанесены текст или условные обозначения, информирующие об условиях перевозки, хранения, эксплуатации или о свойствах товара. При закупке отдельных видов товаров требование о маркировке является обязательным.
10. Условные обозначения.
При описании объекта закупки в некоторых случаях возникает необходимость использовать специальные обозначения, например сокращенное обозначение размеров, графические элементы, стандартные сокращения пояснительных надписей, применяемых на схемах, картах, чертежах. Для описания технических, функциональных и качественных характеристик объекта закупки следует использовать условные обозначения, предусмотренные техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации. Иные обозначения вместо установленных можно применять, обосновав необходимость их применения в документации о закупке (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в техническом задании допускается устанавливать требования к условным обозначениям. Введение таких требований приводит к единообразному пониманию содержания заявки и окончательного предложения и позволяет проверить их на соответствие техническому заданию.
11. Терминология.
При описании качественных, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) объекта закупки используются термины, которые предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации. Вместо установленной можно использовать и иную терминологию, обосновав необходимость ее применения в документации о закупке (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в техническом задании допускается устанавливать требования к терминологии. Введение таких требований приводит к единообразному пониманию содержания заявки и окончательного предложения и позволяет проверить их на соответствие техническому заданию.
12. Новый товар.
Если в описание объекта закупки включены товары, то по правилам пункта 7 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ поставке подлежат новые товары при условии, что не указано иное.
Товар считается новым, если не находился в употреблении, не ремонтировался, не восстанавливался, не осуществлялась замена его запасных частей, не восстанавливались его потребительские свойства.
13. Товарный знак.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ указывать товарный знак в описании объекта закупки можно при одном из следующих условий:
1) есть слова "или эквивалент". При этом заказчик обязан перечислить требования к качеству товара, технические и другие характеристики;
2) товары с другими товарными знаками несовместимы с товарами, которые использует заказчик, и необходимо обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с товарами заказчика;
3) закупаются запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на машины и оборудование.
14. Показатели.
При описании в техническом задании характеристик объекта закупки используются показатели. Они отражаются преимущественно в численной форме и позволяют определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным требованиям заказчика.
При указании показателей необходимо соблюдать следующие правила:
- использовать показатели, предусмотренные техническими регламентами и (или) документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации. Вместо установленных заказчик может применить иные показатели, обосновав необходимость их использования в документации о закупке (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ);
- указывать максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения, которые не могут меняться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
15. Этикетка.
Этикетка является носителем информации о товаре, его производителе, транспортировке. Наличие этикетки способствует идентификации товара при его приеме, правильному хранению, сортировке и распределению товара.
Заказчик может указать в техническом задании, что каждая единица поставляемого товара должна быть снабжена этикеткой, а также перечислить требования к этикеткам.
16. Гарантийное обслуживание товара.
При необходимости в техническое задание может быть включено требование о гарантийном обслуживании товара (часть 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ). Оно подразумевает установление порядка обслуживания товара в течение гарантийного срока. В связи с этим целесообразно установить требование о передаче вместе с товаром гарантийного талона к каждой единице изделия.
17. Расходы на эксплуатацию товара.
Требование к расходам на эксплуатацию товара (часть 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ) включается в техническое задание, если необходимо обосновать документально расходы, которые будут понесены заказчиком при эксплуатации закупленного товара. Величина расходов отражается в численной форме индивидуально для каждого товара с учетом нормальных эксплуатационных и нагрузочных условий работы. Данное требование может быть критерием оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (пункт 2 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ).
18. Монтаж и наладка товара.
Требование к монтажу и наладке товара включается в техническое задание при необходимости, например, если товар поставляется в разобранном виде, а его эксплуатация возможна только после сборки и наладки для функционирования в заданных заказчиком условиях. Вместе с тем при закупке машин и оборудования требование о монтаже и наладке обязательно устанавливается в документации о закупке, если они предусмотрены технической документацией на товар (часть 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
19. Обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
При необходимости для обеспечения должной эксплуатации закупленного товара в техническое задание может быть включено требование об обучении лиц, осуществляющих его использование и обслуживание (часть 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ). Если сотрудники заказчика освоят навыки использования и обслуживания поставленного товара, то приобретут опыт работы с оборудованием. В дальнейшем это позволит минимизировать риски производственного простоя, усовершенствовать трудовые и служебные функции, повысить профессиональную компетенцию сотрудников, поддерживать работоспособное состояние товара.
20. Соответствие образцу или макету товара.
При необходимости в техническое задание допускается включать требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету (пункт 5 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ). Наличие такого образца (макета) позволит наглядно продемонстрировать внешнюю форму и размеры товара, оценить взаимодействие товара с элементами производственного и (или) эксплуатационного окружения, ознакомиться с его характеристиками и функционалом, опробовать товар в работе.
Если указанное требование содержится в техническом задании, включенном в документацию о закупке, его необходимо сопроводить информацией:
1) о месте осмотра образца или макета участниками закупки;
2) датах начала и окончания осмотра;
3) порядке осмотра;
4) графике осмотра.
21. Соответствие изображению товара.
При необходимости в техническое задание допускается включать требование о соответствии поставляемого товара изображению (пункт 4 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
В качестве изображения товара могут выступать:
- фотографии (пункт 3 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ);
- эскизы (пункт 3 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Изображением товара могут также являться: рисунок; схема; бланк; репринт; факсимиле; инфографика (блок-схема, граф-схема, диаграмма); знак соответствия национальным стандартам; пиктограмма; иллюстрация и пр.
Если указанное требование введено в техническое задание, необходимо включить в него и изображение поставляемого товара, позволяющее идентифицировать его и подготовить участнику закупки заявку, окончательное предложение. При включении изображения в техническое задание заказчик должен соблюдать права автора и правообладателя на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
22. Проведение испытаний.
Для подтверждения соответствия объекта закупки требованиям и документам в области стандартизации в техническое задание может быть включено требование о проведении испытаний в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ (пункт 3 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Для получения достоверных результатов испытания необходимо проводить в соответствии с правилами и методами исследований (испытаний) и измерений, в том числе с правилами отбора образцов, необходимых для применения и исполнения указанного требования и осуществления оценки соответствия. Испытания могут проводить только аккредитованные Федеральной службой по аккредитации органы по сертификации и (или) испытательные лаборатории (центры).
Для проведения испытаний разрабатывается программа испытаний с учетом положений национальных стандартов, устанавливающих общие требования к стандартным образцам, их разработке, испытаниям и применению (при наличии соответствующих национальных стандартов), в которую включаются методы испытаний. В техническом задании заказчик вправе установить требования в отношении проведения и методов испытаний (пункт 3 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Результаты испытаний, их оценка отражаются в акте испытаний, к которому прилагаются также протоколы испытаний по каждому использованному методу.
Установление рассматриваемого требования позволяет по итогам испытаний получить результаты, которые отражают метрологические, технические характеристики объекта закупки, информацию о составе и свойствах материалов образца, подвергшегося испытаниям.
23. Процессы и методы производства.
В техническое задание может быть включено требование о соответствии процессов и методов производства объекта закупки требованиям технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий (пункт 3 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
24. Подтверждение соответствия.
Допускается включать в техническое задание требование о подтверждении соответствия объекта закупки (пункт 3 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ). Данное положение направлено на то, чтобы удостоверить соответствие объектов закупки документам, определяющим требования к ним, в частности техническим регламентам.
Обязательное подтверждение соответствия устанавливается в случаях, предусмотренных в технических регламентах на объекты закупок. Обязательное подтверждение может осуществляться в форме обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии.
Возможность установить требование о подтверждении соответствия объекта закупки не означает, что заказчик вправе потребовать представить в составе заявки документы, подтверждающие соответствие, если согласно законодательству они должны передаваться вместе с товаром (пункт 3 части 2 статьи 51, пункт 3 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ).
25. Особенности описания отдельных видов объектов закупок.
Для отдельных видов товаров, работ, услуг Правительством РФ могут быть установлены специальные правила описания (часть 5 статьи 33 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, Законом N 44-ФЗ предусмотрены следующие особенности:
1) закупка для нужд оборонного заказа.
Особенности описания товаров, работ, услуг, входящих в состав государственного оборонного заказа для обеспечения федеральных нужд, могут быть установлены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (часть 6 статьи 33 Закона N 44-ФЗ);
2) закупка лекарственных средств.
Для закупки лекарственных средств и препаратов предусмотрено включение в описание объекта закупки дополнительной информации (пункт 6 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ). При закупке лекарственных средств следует соблюдать установленные ограничения (пункт 6 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Указанные требования к описанию лекарственных препаратов, а также ограничения не применяются при проведении конкурса на поставку лекарственных препаратов в соответствии со статьей 111.4 Закона N 44-ФЗ (пункт 6 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
3) закупка машин и оборудования.
При закупке машин и оборудования в техническом задании, которое включается в документацию о закупке, необходимо установить следующие требования, если они предусмотрены технической документацией на товар (часть 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ):
- к гарантийному сроку;
- к объему предоставления гарантий качества товара;
- к гарантийному обслуживанию;
- к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока;
- к осуществлению монтажа и наладки товара.
При закупке новых машин и оборудования в техническом задании необходимо установить требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика и сроку ее действия (часть 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ). Необходимо учитывать, что такая гарантия предоставляется вместе с товаром.
26. Документы, которые включаются в описание объекта закупки.
В случае необходимости постановки более точной и четкой задачи перед участниками закупки в описание объекта закупки могут включаться документы, которые имеют прямое отношение к нему и содержат обязательные и важные требования и (или) его характеристики (пункт 3 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ). Такими документами могут выступать в том числе:
- спецификации;
- планы;
- чертежи;
- эскизы;
- результаты работы;
- результаты тестирования.
27. Требования, которые могут включаться в описание объекта закупки в определенных случаях.
В соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования, которые могут повлечь необоснованное ограничение конкуренции и количества участников закупки. Однако существует ряд исключений из этого правила.
Таблица. Условия, при которых в техническом задании допускается устанавливать требования, ограничивающие количество участников закупки
Требование (указание) |
Условия, при которых можно установить требование |
Основание |
Указание на товарный знак |
- товарный знак сопровождается словами "или эквивалент" (в этом случае заказчик обязан перечислить требования к качеству товара, технические и другие характеристики); - необходимо обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с теми, которые использует заказчик, но товары с другими товарными знаками с ними несовместимы; - закупаются запасные части и расходные материалы в соответствии с технической документацией на машины и оборудование. |
Пункт 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ |
Требования к производителю товара |
В случае, если возможность установить такие требования к участнику закупки предусмотрена Законом N 44-ФЗ. |
Часть 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ |
Требования к квалификации участника закупки (включая наличие опыта работы) | ||
Требования к деловой репутации участника закупки | ||
Наличие у участника производственных мощностей, необходимых для производства товара, выполнения работ или оказания услуг | ||
Наличие у участника технологического оборудования, необходимого для производства товара, выполнения работ или оказания услуг | ||
Наличие у участника трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, выполнения работ или оказания услуг |
Требования к экологическим характеристикам объекта закупки.
В техническом задании указываются сведения о снижении, устранении, отсутствии загрязнений (в том числе светового), о мероприятиях, которые проводятся для предотвращения загрязнения окружающей среды, о ресурсосбережении, обращении с отходами, о мерах по защите окружающей среды. Также приводятся показатели экологической безопасности (уровни шума, вибрации, иных физических воздействий), порядок охраны зеленых насаждений, нормативы санитарных и защитных зон и иные сведения, необходимые заказчику.
При описании экологических характеристик необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
28. Положения, которые не допускается включать в описание объекта закупки.
В целях обеспечения конкуренции в описание объекта закупки не допускается включать:
1) требования, которые создают преимущественные условия участия для участников закупки (пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; далее - Закон N 135-ФЗ);
2) требование поставить товары (выполнить работы, оказать услуги), которые технологически и функционально не связаны между собой (часть 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ). Наличие или отсутствие взаимосвязи устанавливается для каждого случая индивидуально. В частности, объединение в один лот лицензируемых и нелицензируемых видов работ может свидетельствовать о потенциальном нарушении, поскольку может ограничивать число участников закупки.
Объединение в один лот товаров должно соответствовать общим принципам Закона N 44-ФЗ и требованиям статьи 17 Закона N 135-ФЗ. Укрупнение лота может ограничить конкуренцию при проведении закупок в силу того, что сокращается число хозяйствующих субъектов, которые могут участвовать в определении поставщика. Указанное укрупнение может привести также к неэффективному расходованию бюджетных средств.
3) любые требования, которые влекут необоснованное ограничение конкуренции, в частности количества участников закупки (часть 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ).
1.3.3. Описание объема закупаемых товара, работ или услуг
В данном разделе указываются количественные характеристики товаров, работ, услуг. Обычно их объем измеряется в натуральных (физических) единицах. Объем закупки формируется на основании потребностей и нужд заказчика. Его указание в технической документации позволит участникам закупки подготовить ценовое предложение.
Объем закупки можно отразить с помощью:
- спецификаций;
- технических чертежей;
- смет;
- проектной документации;
- дефектных актов;
- результатов тестирования и работ;
- результатов инженерных изысканий;
- экспликаций.
Если общий объем закупки невозможно определить, он измеряется в денежных единицах. Для этого указывается цена единицы работы (услуги) или используемого при ее выполнении (оказании) товара. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ так можно определять объем закупки, объектом которой являются:
1) выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;
2) оказание услуг связи;
3) оказание юридических, медицинских, образовательных услуг;
4) оказание услуг общественного питания;
5) оказание услуг переводчика;
6) оказание услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;
7) оказание гостиничных услуг;
8) оказание услуг по проведению оценки.
При этом указываются цена запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги.
1.3.4. Описание периодичности и сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг
В этом разделе отражается период, в течение которого планируется поставка товара (выполнение работ, оказание услуг). В Законе N 44-ФЗ не установлены правила формирования сроков - заказчик устанавливает срок, исходя из своих потребностей. В отношении некоторых видов работ, услуг, товаров нормативно-правовыми актами могут быть установлены конкретные сроки или правила, ограничения, связанные с их определением, - рекомендуется их учитывать. Если никаких правил и ограничений не установлено, целесообразно при определении срока руководствоваться принципом разумности.
1. Срок поставки товара.
Определяет, в какой момент участник закупки обязан передать (отгрузить) товар заказчику. В техническом задании можно отразить следующие сроки поставки:
- строгий срок - четко определенные даты начала и окончания поставки;
- периодичность - несколько дат поставки. Такой срок удобно устанавливать, если поставка осуществляется партиями и в течение продолжительного срока.
Срок поставки товара может быть установлен в часах, днях, неделях, месяцах или годах.
2. Срок выполнения работ.
Определяет период, в течение которого будут выполняться работы.
По общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ необходимо указывать сроки начала и окончания выполнения работ.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в техническом задании обязательно должны быть отражены сроки завершения работы. Кроме того, в нем могут быть указаны промежуточные сроки - сроки завершения отдельных этапов работы.
Срок выполнения работ может быть установлен в часах, днях, неделях, месяцах или годах.
3. Срок оказания услуг.
Определяет период, в течение которого будут предоставляться услуги, в том числе моменты начала и окончания их предоставления, а также завершения отдельных его этапов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в техническом задании обязательно должен быть приведен график оказания услуг. С помощью него можно распределить объем оказываемых услуг по рабочим дням и периодам, в которые предоставление услуг наиболее востребовано.
Срок оказания услуг может быть установлен в часах, днях, неделях, месяцах или годах.
Нецелесообразно устанавливать сжатые сроки исполнения контракта, поскольку при отсутствии заявок контролирующие и судебные органы могут расценить такое требование как ограничение конкуренции.
При составлении технического задания следует устанавливать реальные сроки исполнения контракта, особенно если предполагается выполнение большого объема работ или если в объект закупки помимо поставки товара входит его изготовление.
1.3.5. Описание порядка поставки товара, выполнения работ, оказания услуг
В данном разделе указывается информация о режиме, процедуре, методах, последовательности, способах и пути достижения требуемого результата закупки.
В качестве таких сведений можно указать:
- последовательность действий поставщика при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
- перечень документов, которые должен представить поставщик при сдаче результатов закупки заказчику;
- порядок взаимодействия ответственных лиц со стороны заказчика и участника закупки, контактные данные таких лиц;
- условия, которые должен соблюдать участник закупки при исполнении контракта.
Наличие такого порядка позволит минимизировать риски причинения вреда имуществу заказчика, срыва сроков исполнения контракта, предупредить нарушения рабочего процесса заказчика, допуска на территорию, объект заказчика, а также соблюсти определенный техническими регламентами, условиями, стандартами порядок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Установление порядка организует работу участника по исполнению контракта, поможет наладить взаимодействие сотрудников участника закупки и заказчика при исполнении контракта, что позволит:
1) обеспечить необходимые условия для эффективного взаимодействия сторон контракта в вопросах исполнения контракта, отчета о ходе его исполнения, порядка сдачи результатов, а также оперативного решения возникающих в процессе конфликтов;
2) рационально использовать ресурсы (временные, производственные, трудовые, транспортные) участника закупки и заказчика при исполнении контракта;
3) усовершенствовать контроль за исполнением контракта;
4) оптимально разместить производительные силы;
5) содействовать достижению ожидаемого результата;
6) обеспечить документальное и информационное взаимодействие.
Заранее спланированный порядок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг дает возможность участнику закупки на стадии определения поставщика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
1.3.6. Описание требований к результатам закупки
Указываются обязательные для исполнения требования, направленные на обеспечение муниципальных нужд. Законом N 44-ФЗ не установлен порядок описания требований к результатам закупки. На практике целесообразно в данном разделе описать результат, достижение которого признается должным исполнением контракта. Это поможет участнику закупки понять поставленную задачу в полной мере, будет способствовать выработке объективных, системно организованных знаний об итоге закупки. Ожидаемый результат может также служить показателем того, как участник закупки исполняет контракт, обладает ли он необходимыми навыками, способен ли он добросовестно исполнить контракт.
Требования к результату должны быть достаточными, сведения о результате закупки - достоверными и обоснованными. В требованиях к результату закупки учитываются все исходные данные, а также требования, которые предъявляются федеральными законами, стандартами и сводами правил, специальными техническими условиями и регламентами.
В случае отсутствия указанных требований соответствие результата требованиям безопасности, качества, санитарно-эпидемиологическим требованиям, защитным требованиям, а также потребностям заказчика может быть обосновано результатами исследований или испытаний.
1.4. Включение в техническое задание информации об условиях исполнения контракта
На практике в данном разделе заказчики указывают условия, на которых будет заключен контракт. Чтобы определить, какую информацию включить в этот раздел, можно принять за основу положения пункта 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
1.5. Приложения к техническому заданию
В состав технического задания при необходимости могут быть включены дополнительные документы, которые содержат сведения об объекте закупки. Такими документами могут быть, в частности, заключения экспертиз и предписания контролирующих органов.
Например, если объектом закупки являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, для осуществления которых необходимо архитектурно-строительное проектирование, целесообразно в составе документации о закупке разместить в ЕИС проектную документацию. Это позволит избежать претензий со стороны контрольных органов.
<< Приложение 4 Приложение 4 |
||
Содержание Постановление Таймырского Долгано-Ненецкого Администрации муниципального района Красноярского края от 10 июля 2018 г. N 724... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.