Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка проблемы и обоснование необходимости разработки подпрограммы
На начало 2017-2018 учебного года сеть образовательных организаций, подведомственных Управлению образования администрации города Сосновоборска, включает:
7 дошкольных образовательных учреждений, 5 общеобразовательных учреждений, 3 образовательных учреждения дополнительного образования детей.
При этом текущий момент характеризуется процессами, которые стимулируют образовательные организации к реализации нескольких видов образовательных программ в одном учреждении.
Причиной этого является как потребность общества в доступных и качественных образовательных услугах, так и дефицит площадей для реализации образовательных программ, а именно: программ всех без исключения уровней общего образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования); программ дополнительного образования детей (общеразвивающих, предпрофессиональных).
Кроме того, ограниченность имеющихся ресурсов побуждает к оптимизации использования площадей помещений, энерго- и трудозатрат, концентрации материальных ресурсов. Уже в настоящее время 2 общеобразовательных учреждения имеют дошкольные группы, размещают на своих площадях учреждение дополнительного образования детей, все общеобразовательные учреждения самостоятельно реализуют программы дополнительного образования детей, четыре общеобразовательных учреждения из пяти и 2 образовательных учреждения дополнительного образования детей организуют отдых и оздоровление детей в летний период на собственных площадях, на площадях общеобразовательных учреждений проводятся занятия учреждения дополнительного образования спортивной направленности.
В предстоящие годы работа по повышению эффективности деятельности системы образования города Сосновоборска продолжится.
Дошкольное образование
Система дошкольного образования города Сосновоборска включает 9 муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сеть представлена следующими образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования:
- 7 дошкольных образовательных учреждений;
- 2 общеобразовательных учреждения.
В 2016, 2017 годах в двух дошкольных образовательных учреждениях в эксплуатацию введены дополнительно два здания.
По состоянию на 01.01.2017 г. в городе Сосновоборске проживало 3942 ребенка в возрасте от 0 до 7 лет без учета обучающихся в общеобразовательных учреждениях. В связи с положительной динамикой рождаемости численность детей от 0 до 7 лет с 2017 по 2019 годы будет неуклонно расти. На 01.01.2017 года численность детей только в возрасте от 3-х до 7-ми лет составила 2537 человек, в 2018 году - прогнозируется 2612 человек, в 2019 году - 2648 человек, в 2020 году - 2700 человек.
Таким образом, задачу обеспеченности местами детей от 3-х до 7-ми лет в дошкольных образовательных учреждениях необходимо решать и в 2018-2020 годах.
По состоянию на 01.01.2017 г. в городе Сосновоборске в очереди для определения в детские сады состояло 1675 детей в возрасте от 0 до 7 лет. При этом это все дети в возрасте от 0 до 3 лет, все дети от 3 до 7 лет были обеспечены местами.
На современном этапе основной проблемой в дошкольном образовании является недостаточное предложение в оказании услуг по реализации прав граждан на получение дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет при стабильно высоком спросе.
К началу 2017-2018 учебного года создано дополнительно 86 мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет уплотнения групп в новых зданиях детских садов, а также открытия дополнительной группы в МАДОУ ДСКН N 2 г.Сосновоборска. Однако это не решило проблему обеспечения местами детей, которым к 01.01.2018 году исполнится 3 года.
Кроме того, обеспечение прав граждан на общедоступное бесплатное дошкольное образование в возрасте от 1,5 до 3-х лет возможно через вариативные формы, такие как группы кратковременного пребывания.
Механизмом реализации планов является реализация настоящей муниципальной программы.
С 1 января 2016 года все дошкольные образовательные учреждения перешли на ФГОС ДО.
Изменение содержания дошкольного образования требует формирования системы оценки качества дошкольного образования: включения учреждений в апробацию модели оценки качества; изучения и внедрения единого краевого стандарта качества дошкольного образования в городе Сосновоборске.
Общее образование
Система общего образования включает 5 общеобразовательных организаций, из них:
1 гимназия; 3 средние общеобразовательные школы, в одной из них 1 учебно-консультационный пункт, классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование по адаптированным основным общеобразовательным программам для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 1 основная общеобразовательная школа.
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях с 2014 по 2017 годы ежегодно неуклонно растет, что обусловлено повышением рождаемости детей и в большей степени изменением демографической ситуации в городе в связи с миграционными процессами, связанными с расширением рынка жилья в городе. По состоянию на 20.09.2017 года численность учащихся в общеобразовательных учреждениях составила 4672 человека, прогнозируется, что в 2020 году численность учащихся составит 5608 человек.
Таким образом, продолжающееся жилищное строительство, вызывающее прирост населения, а, следовательно, прирост числа учащихся потребует ежегодного увеличения текущего финансирования и ввода дополнительных мест для реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Прогнозируемая дополнительная потребность в местах в общеобразовательных учреждениях города Сосновоборска с учетом учащихся, получающих образование по адаптированным основным общеобразовательным программам для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в отдельных классах в 2017 году составит 1408, а, следовательно, возникает необходимость строительства и ввода в эксплуатацию одного здания общеобразовательного учреждения проектной мощностью не менее 1500 мест не позднее 2019 года.
С 2014 по 2017 год в общеобразовательных учреждениях города созданы необходимые (базовые) условия для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования: оснащение учебным оборудованием, обеспечение учебниками, переподготовка учителей начальных классов и учителей-предметников.
В 2017 - 2018 учебном году 100% учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений города обучаются по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. 56,3% учащихся пятых, шестых и седьмых классов общеобразовательных учреждений города обучаются по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Кроме этого, в рамках пилотного проекта 21,1% от общего числа учащихся восьмых классов (учащиеся МАОУ "Гимназия N 1" г.Сосновоборска) продолжают обучение по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Также, 41,6% (102 человека) учащихся первых и вторых классов общеобразовательных учреждений города обучаются по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В 2015 году по поручению Губернатора Красноярского края для достижения учебных результатов, превышающих стандарт по естественно-научному, инженерно-технологическому, физико-математическим профилям в 2015 - 2016 учебном году в крае были открыты новые специализированные классы. Так, по результатам краевого конкурса классы с углубленным изучением физики, математики, химии и биологии появились в 10 муниципалитетах, в том числе и в нашем городе на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназии N 1" города Сосновоборска был открыт 8 класс инженерно-технологического направленности. В истекшем учебном году на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназии N 1" города Сосновоборска функционировали 8 и 9 классы инженерно-технологического направленности. В настоящее время на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназии N 1" города Сосновоборска функционируют 8, 9 и 10 классы инженерно-технологической направленности с охватом учащихся 25 человек в каждом. Отличительной особенностью специализированного класса является тесное взаимодействие с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования. При организации учебного процесса в такой класс привлекаются преподаватели Красноярского государственного педагогического университета, Сосновоборского механико-технологического техникума, активно применяются новейшие технологии обучения и проводятся практические занятия на базе учреждений профессионального образования, что значительно повышает качество образования и увеличивает расходы на реализацию образовательных программ.
В 2017 -2018 учебном году все учащиеся с первого по одиннадцатый класс общеобразовательных учреждений обеспечены необходимыми бесплатными учебниками, скорость доступа к Сети Интернет в 100% общеобразовательных учреждений города составляет не менее 30 Мб/с.
В 100% общеобразовательных учреждений города имеются спортивные залы, но проведение уроков физической культуры непосредственно в спортивных залах в холодное время года и в ненастную погоду затруднено ввиду переполненности общеобразовательных учреждений и увеличения до трех уроков физической культуры в неделю. Таким образом, пропускная способность имеющихся школьных спортивных залов вскоре (в связи с постоянным ростом контингента учащихся) не сможет обеспечить выполнение учебной программы по физической культуре (даже при переводе этих школ на обучение в 2 смены). Кроме того в трех общеобразовательных учреждениях отсутствуют современные школьные спортивные дворы и спортивные площадки.
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ) и детей-инвалидов, обучающихся в школах города, ежегодно растет, так в 2015-2016 учебном году было 112 учащихся с ограниченными возможностями здоровья и 76 детей-инвалидов, в 2016 - 2017 учебного года - 120 учащихся с ограниченными возможностями здоровья и 89 детей-инвалидов, на начало 2017 - 2018 учебного года - 245 учащихся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе 79 детей-инвалидов) и кроме того 9 детей-инвалидов. Таким образом, численность детей с ограниченными возможностями к 2017 году выросла на 32,5%, а численность детей-инвалидов сохраняется на том же уровне. Тридцать одному учащемуся рекомендовано обучение на дому, в том числе тем учащимся, для кого не созданы в общеобразовательных учреждениях специальные условия.
Совершенствуются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов и инвалидов, включающие в себя: разработку и реализацию адаптированных образовательных программ (в отношении 100% обучающихся с ОВЗ); использование специальных методов обучения и воспитания; приобретение специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов, демонстрационных и раздаточных материалов (в отношении детей с нарушением речи 100%); специальных средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг тьютора, сопровождающего процесс индивидуального обучения в образовательном учреждении(100% от потребности), ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь (100% от потребности), проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий (100% от потребности образовательных программ), обеспечение доступа в здания образовательных организаций, оказание методической поддержки образовательного процесса данной категории детей муниципальным образовательным учреждениям (100% от потребности); деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов; повышение квалификации педагогов. Однако обеспечить образовательный процесс необходимым оборудованием до настоящего времени не удалось. Так для обучающихся с расстройством аутистического спектра образовательный процесс обеспечен необходимым оборудованием только на четверть, для обучающихся с нарушением речи - на 62,2%, для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата - на 33,3%, для обучающихся с нарушениями слуха и зрения - 0%. Для сенсомоторного развития обучающихся с ОВЗ обеспеченность оборудованием составляет 57%.
Несмотря на улучшение условий для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов, расширение материальной базы и ресурсного обеспечения образовательных учреждений в целях повышения эффективности образовательного процесса, сохраняются барьеры доступа к получению общего образования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата непосредственно в стенах общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования: из необходимых условий по созданию безбарьерной среды в школах в наличии только пандусы при входе в здания. Лифты, мобильные лестничные подъемники отсутствуют. В связи с этим беспрепятственный доступ детей-инвалидов возможен лишь на первые этажи зданий.
В системе общего образования города Сосновоборска по состоянию на 20.09.2017 г. работают 237 учителей, в то же время на сегодняшний день имеется 1% вакантных должностей (без учета скрытых вакансий). Увеличение численности учащихся ставит задачу привлечения дополнительного числа педагогических работников. Низкой является доля молодых учителей (в возрасте до 25 лет) - 5,1%. По-прежнему остается проблема недостаточного обновления кадрового потенциала: 29,1% учителей пенсионного возраста.
Дополнительное образование детей
В муниципальной системе образования по состоянию на 01.01.2017 г. действует 3 учреждения дополнительного образования детей, на базе которых функционируют 165 объединений разной направленности, в которых занято 2682 детей и подростков, из них 27 объединений занимаются на базе общеобразовательных учреждений, ввиду отсутствия достаточного количества площадей в самих учреждениях дополнительного образования детей. Кроме того дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях занято 571 учащийся.
Доля детей и молодежи, занимающихся дополнительным образованием в муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных Управлению образования администрации города, составляет 85,4% от общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет, данный показатель необходимо удерживать не ниже представленного уровня, учитывая рост численности обучающихся данной возрастной категории.
В городе функционирует многоуровневая система предъявления результатов образовательной деятельности детей (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы, спартакиады и т.д.), в том числе требующего выезда учащихся, участников мероприятий, в другие территории края и РФ.
Решение задачи развития доступности и повышения качества дополнительного образования, в настоящее время затруднено рядом обстоятельств:
"ветхая" материально-техническая база муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, что обусловлено их недостаточным финансированием и в следствии этого невозможность реализовывать новые современные программы;
отсутствие специализированных помещений для учреждений дополнительного образования.
С целью развития системы дополнительного образования необходимо создать условия для:
- развития инфраструктуры и укрепления материально-технической базы организаций дополнительного образования детей для формирования и реализации современного содержания дополнительного образования, обеспечения его высокого качества и дифференцированного характера при массовой доступности;
- профессионального развития и привлечения педагогических кадров системы дополнительного образования города.
Помимо охвата дополнительным образованием детей, на базе всех общеобразовательных учреждений создано 5 физкультурно-спортивных клубов, в которых занимается 734 человека, но проведение занятий в спортивных залах общеобразовательных школ вызывает затруднение ввиду роста количества обучающихся во вторую смену и увеличения числа уроков физической культуры до трех в неделю.
Функционирование физкультурно-спортивных клубов на базе общеобразовательных школ имеет большое значение для учащихся, так как обеспечивает внеурочную занятость и досуг, а также ключевыми мероприятиями физкультурно-спортивной деятельности клубов является проведение школьных этапов Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания и Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры" (в Красноярском крае - "Школьная спортивная лига"), которые проводятся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 948 "О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников". В 2016-2017 учебном году в соревнованиях "Школьная спортивная лига" приняли участие 1766 учащихся 5-11 классов (что составляет 87% от общего числа учащихся 5-11 классов), в соревнованиях "Президентские состязания" - 3474 учащихся.
Выявление и поддержка одаренных детей
Актуальность направления работы с одаренными детьми обозначена в указе Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р), концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 года.
В рамках реализации приоритетов развития общего образования и задач по выявлению, сопровождению и поддержке интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей:
- на базах образовательных учреждений города организована работа городских интенсивных школ по подготовке детей к интеллектуальным, спортивным, творческим состязаниям, организовано сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями города и края, с высшими учебными заведениями;
- разработан и реализуется городской проект "Созвездие Сосновоборска", который включается в себя: олимпиады, конкурсы (интеллектуальные, спортивные, творческие), организацию и участие в форумах.
- Организовано ежегодное участие обучающихся в краевых круглогодичных интенсивных школах интеллектуального роста по естественнонаучному, физико-математическому и гуманитарному направлениям, а так же в летних интенсивных школах "Летняя академия" и "Перспектива".
Развитие учительского потенциала
В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" важным ключевым направлением развития общего образования определено развитие учительского потенциала как условие его подготовленности к решению новых задач на новом этапе развития образования.
Одно из главных направлений повышение квалификации - это создание условий для профессионального развития педагогических работников, обеспечивающих качество образования, развитие их творческого потенциала, поддержка стремления к непрерывному образованию, профессиональному росту и самосовершенствованию.
Реализация данного направления осуществлялась через систему практической работы со всеми категориями педагогических кадров (мероприятия: курсы повышения квалификации на базе ККИПК и ППРО, организация и проведение семинаров, в том числе с приглашением специалистов университетов, организация и работа городских базовых площадок, развитие конкурсного движения среди педагогических работников, аттестация педагогических работников ОУ).
Развивается сотрудничество с другими образовательными учреждениями (Красноярский педагогический университет имени В.П.Астафьева; КГБОУ СПО "Красноярский педагогический колледж N 1 имени М.Горького"; КГБОУ СПО "Красноярский педагогический колледж N 2"; Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников; КГБОУ ДОД "Красноярская краевая станция юных натуралистов"; Открытая биолого-экологическая школа "Фламинго".
В 2015-2016 учебном году с целью реализации ФГОС ДО было организовано сетевое межмуниципальное взаимодействие среди территорий: Сосновоборск, Железногорск, Березовка, Дивногорск, которое продолжается и в этом учебном году.
Отдых и оздоровление детей в летний период
На территории городского округа город Сосновоборск отсутствуют загородные оздоровительные лагеря.
В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии на организацию отдыха детей и их оздоровления, руководствуясь Законом Красноярского края от 07.07.2009 N 8-3618 "Об обеспечении прав детей на отдых, оздоровление и занятость в Красноярском крае", муниципальное образование получает субсидии на:
оплату стоимости путевок для детей в краевые государственные и негосударственные организации отдыха детей и их оздоровления; в 2016 г. при данной поддержке было приобретено 174 путевки в загородные оздоровительные лагеря;
оплату стоимости набора продуктов питания или готовых блюд и их транспортировки, в 2017 г. 676 детей отдохнули в лагерях с дневным пребыванием организованных на базе 4 общеобразовательных учреждений и 2 учреждений дополнительного образования детей города. Перед системой образования стоит задача сохранения значений данных показателей в предстоящем периоде.
2.2. Основная цель, задачи и сроки выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
Целью подпрограммы является: создание в системе общего и дополнительного образования детей равных возможностей для современного качественного образования, позитивной социализации детей, отдыха и оздоровления детей в летний период.
Задачи:
1. Обеспечить доступность дошкольного образования, соответствующего единому стандарту качества дошкольного образования;
2. Обеспечить условия и качество обучения, соответствующие федеральным государственным стандартам начального общего, основного общего, среднего общего образования, федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Обеспечить развитие системы дополнительного образования детей;
4. Содействовать выявлению и поддержке одаренных детей;
5. Обеспечить безопасный, качественный отдых и оздоровление детей в летний период.
Сроки выполнения подпрограммы 2018-2020 годы.
Перечень целевых индикаторов подпрограммы представлен в приложении 1 к подпрограмме 1 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей".
2.3. Механизмы реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы по пунктам осуществляется Управлением образования, подведомственными ему муниципальными образовательными учреждениями в рамках действующего законодательства.
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией подпрограммы осуществляет Управление образования администрации города Сосновоборска, которое несет ответственность за ее выполнение и целевое использование средств.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств муниципального и краевого бюджетов.
Контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляют:
Управление образования администрации города Сосновоборска, Финансовое Управление администрации города Сосновоборска.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Оценка социально-экономической эффективности проводится Управлением образования администрации города Сосновоборска.
Обязательным условием эффективности подпрограммы является успешное выполнение целевых индикаторов и показателей подпрограммы (приложение 1 к подпрограмме), а также мероприятий в установленные сроки.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Мероприятия подпрограммы представлены в приложении 2 к подпрограмме 1 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей".
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат (ресурсное обеспечение подпрограммы)
Подпрограмма финансируется за счет средств краевого, муниципального бюджетов и внебюджетных источников.
Объем финансирования Подпрограммы составит 1 577777,2 тыс. рублей, в том числе:
2018 год - 530 073,2 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств краевого бюджета - 330 639,8 тыс. рублей; за счет средств муниципального бюджета - 169 704,5 тыс. рублей; за счет внебюджетного источника - 29 728,9 тыс. рублей.
2019 год - 523 852 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств краевого бюджета - 330 639,8 тыс. рублей; за счет средств муниципального бюджета - 163 483,3 тыс. рублей; за счет внебюджетного источника - 29 728,9 тыс. рублей.
2020 год - 523 852,0 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств краевого бюджета - 330 639,8 тыс. рублей; за счет средств муниципального бюджета - 163 483,3 тыс. рублей; за счет внебюджетного источника - 29 728,9 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.