Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации города
от 14.11.2018 N 707
Муниципальная программа
"Управление муниципальными финансами" на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов
Паспорт муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
"Управление муниципальными финансами" на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
департамент финансов администрации города (далее - департамент финансов) |
Соисполнители Программы |
отсутствуют |
Структура Программы, перечень подпрограмм, отдельных мероприятий Программы |
подпрограмма "Организация бюджетного процесса"; отдельное мероприятие "Управление муниципальным долгом города Красноярска" |
Цели Программы |
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Красноярска, повышение качества и прозрачности управления муниципальными финансами |
Задачи Программы |
повышение эффективности управления муниципальными финансами, в том числе с учетом применения принципов и процедур управления, ориентированных на достижение конечного результата; мобилизация доходов бюджета города; нормативно-методическое обеспечение бюджетного процесса в городе, организация планирования и исполнения бюджета города; обеспечение внутреннего муниципального финансового контроля; эффективное управление муниципальным долгом города Красноярска |
Сроки реализации Программы |
2019-2021 годы |
Целевые индикаторы |
доля расходов бюджета города, формируемых в рамках муниципальных программ города Красноярска; темп прироста доходной части бюджета города; соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по срокам внесения проекта бюджета города и отчета о его исполнении в представительный орган, ограничений по показателям бюджета города; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе годовой бюджетной отчетности; объем просроченной кредиторской задолженности по оплате труда (включая уплату страховых взносов) муниципальных учреждений; доля главных распорядителей бюджетных средств, обеспеченных возможностью работы в постоянно обновляющихся информационных системах планирования и исполнения бюджета города; количество обновлений информации на сайте "Открытый бюджет города Красноярска"; 8) соотношение объема проверенных средств бюджета города с общей суммой расходов бюджета города (без учета субвенций); 9) удельный вес муниципального долга в собственных доходах бюджета города |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
объем бюджетных ассигнований на 2019-2021 годы за счет средств бюджета города - 4 617 566,50 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 1 466 320,08 тыс. рублей; 2020 год - 1 567 106,45 тыс. рублей; 2021 год - 1 584 139,97 тыс. рублей. Общий объем финансирования подпрограммы "Организация бюджетного процесса" за счет средств бюджета города - 535 052,28 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 178 350,76 тыс. рублей; 2020 год - 178 350,76 тыс. рублей; 2021 год - 178 350,76 тыс. рублей. Общий объем финансирования отдельного мероприятия "Управление муниципальным долгом города Красноярска" за счет средств бюджета города - 4 082 514,22 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 1 287 969,32 тыс. рублей; 2020 год - 1 388 755,69 тыс. рублей; 2021 год - 1 405 789,21 тыс. рублей |
I. Общая характеристика текущего состояния сферы управления муниципальными финансами города Красноярска. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
На протяжении последних лет в городе Красноярске проводилась планомерная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению его прозрачности и открытости, внедрению новых методов и технологий в формирование и исполнение бюджета города.
Это во многом способствовало созданию в городе Красноярске современной системы управления муниципальными финансами.
В настоящее время большинство расходов бюджета города формируется и исполняется по программно-целевому принципу. Это обеспечивает более четкую взаимосвязь распределения бюджетных расходов с результатами от реализации программ, повышает качество контроля за использованием бюджетных ресурсов и уровень ответственности главных распорядителей бюджетных средств.
С 2014 года бюджет города формируется на основе муниципальных программ.
В текущем году действует 13 муниципальных программ. В соответствии с распоряжением администрации города от 26.07.2018 N 291-р "Об утверждении перечня муниципальных программ города Красноярска на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов" планируется принятие и реализация с 2019 года еще одной муниципальной программы.
В 2014 году - истекшем периоде 2018 года исполнение мероприятий муниципальных программ осуществлялось в условиях разнонаправленных изменений экономической ситуации в стране и крае, таких как замедление темпов социально-экономического развития в 2014-2015 годах и поступательный рост во второй половине 2016 года. Это оказало существенное влияние на исполнение бюджета города.
С целью обеспечения сбалансированности бюджета города ежегодно, начиная с 2014 года, утверждаются планы мероприятий по мобилизации доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики города Красноярска.
В рамках плана по мобилизации доходов в 2014 году - истекшем периоде 2018 года администрацией города проведена работа по различным направлениям, в том числе:
совершенствование законодательства;
сохранение и укрепление налогового потенциала бюджета города;
повышение эффективности системы администрирования доходов;
содействие развитию реального сектора экономики на территории города и повышению предпринимательской активности.
В целях расширения собственной доходной базы города продолжилась системная работа по масштабному расширению прогнозного плана приватизации, выявлению свободных и пригодных для застройки земельных участков, а также территорий, занятых самовольными постройками, для продажи права на заключение договоров аренды земельных участков для строительства.
На постоянной основе в рамках межведомственного взаимодействия с налоговыми органами и службой судебных приставов осуществлялись мероприятия, направленные на повышение собираемости и взыскание задолженности по налоговым и неналоговым платежам.
Для обсуждения перспектив и механизмов развития промышленного комплекса города проводились индивидуальные рабочие встречи с руководителями системообразующих предприятий города.
В целях комплексного развития промышленно-коммунальных зон для информирования потенциальных инвесторов на официальном сайте администрации города размещена информация о незагруженных производственных мощностях и площадях в городе Красноярске.
В рамках мероприятий по оптимизации расходов органами администрации города проводилась работа по сокращению неэффективных расходов бюджета города, выявлению внутренних резервов, которые направлялись на реализацию государственных приоритетов и решение первоочередных задач.
Наибольшие резервы по итогам проведенных мероприятий за предыдущие годы и в истекшем периоде 2018 года были изысканы посредством:
изменения проектных решений, уточнения видов и стоимости строительных работ;
оптимизации расходов на содержание органов управления, в том числе за счет:
проведения мероприятий по оптимизации структуры органов администрации города и численности муниципальных служащих;
полного отказа от коммерческой аренды в городе Красноярске;
уменьшения количества служебных автомобилей;
сокращения расходов, связанных с текущей деятельностью органов управления и капитальных расходов;
недопущения необоснованной дебиторской задолженности подрядных организаций, поставщиков;
проведения претензионно-исковой работы с подрядчиками, поставщиками в случае неисполнения обязательств по муниципальным контрактам (договорам);
оптимизации бюджетной сети муниципальных учреждений социальной сферы и передачи несвойственных функций учреждений на исполнение сторонним организациям;
сокращения сроков заселения необремененных муниципальных квартир (комнат);
мероприятий по повышению эффективности работы и финансовому оздоровлению муниципальных предприятий;
минимизации расходов на обслуживание муниципального долга за счет замещения действующих кредитных линий кредитами с более низкой процентной ставкой. По итогам проведения аукционов по кредитованию бюджета города за последние два года ставки были снижены до 8,25-7,62% годовых. Кроме того, уменьшение расходов на обслуживание муниципального долга произошло в виду сокращения объемов и сроков привлечения банковских кредитов, замещения банковских кредитов бюджетными на пополнение остатков средств на счетах местного бюджета, а также в результате реструктуризации бюджетного кредита.
Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов остается повышение эффективности бюджетной сети.
Для этого с 2016 года объем финансового обеспечения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения. Нормативные затраты определяются с учетом базовых нормативов затрат и применяемых к ним корректирующих коэффициентов.
Такое нормирование в расчете на единицу услуги (работы), а не на одно учреждение, - отвечает главному принципу бюджетной реформы - бюджетированию, ориентированному на результат.
В связи с изменением бюджетного законодательства в 2017 году подготовлена необходимая нормативная правовая база в городе Красноярске в части отмены с 1 января 2018 года ведомственных перечней муниципальных услуг и работ. Муниципальные задания на 2018-2020 годы сформированы в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг и региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг и работ.
Использование единых перечней муниципальных услуг и работ с четко определенными характеристиками услуг (работ) призвано упростить работу учредителей по подготовке муниципальных заданий и расчету нормативных затрат, а для учреждений, оказывающих муниципальные услуги и работы, упрощает деятельность по их планированию, контролю за выполнением и отчетностью.
Кроме того, в Положение о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и об оценке выполнения муниципального задания, утвержденное постановлением администрации города от 25.09.2015 N 601, внесены изменения, предусматривающие повышение ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципального задания, в том числе установление требований об обязательном возврате средств субсидии в бюджет города в случае недостижения показателей, установленных в муниципальном задании.
В перспективе повышение эффективности бюджетной сети в рамках единого подхода с Правительством Красноярского края планируется обеспечить за счет разработки стандартов оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
Утверждение стандартов по всем отраслям позволит определить базовые нормативы затрат по каждой из оказанных муниципальных услуг (выполненных работ), на основании которых будет рассчитан объем финансового обеспечения муниципального задания.
Кроме того, продолжится работа по оптимизации расходов на содержание органов управления с учетом введения количественного, ценового и качественного нормирования муниципальных закупок.
Применение такого механизма позволяет повысить прозрачность обоснования бюджетных ассигнований для муниципальных нужд за счет установления конкретного порядка расчета нормативных затрат, снизить вероятность необоснованного завышения объема бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг.
Дополнительным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов является применение практики вовлечения жителей города Красноярска в определение приоритетов расходования средств бюджета города путем реализации проектов инициативного бюджетирования.
Для этого в 2017 году подготовлена вся необходимая правовая база. С целью более доступного информирования населения о проекте "Инициативное бюджетирование" разработана и размещена на сайте "Открытый бюджет города Красноярска" и сайте администрации города наглядная памятка.
В 2018 году с учетом опыта реализации в городе Красноярске проектов инициативного бюджетирования нормативно-правовая база была усовершенствована. Теперь проекты, отобранные на конкурсной основе, реализуются в течение двух лет, следующих за годом проведения конкурсного отбора. Это повышает эффективность планирования расходов бюджета города на очередной финансовый год и плановый период при его формировании.
С целью привлечения средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации город Красноярск активно участвует в краевых и федеральных проектах. В результате взаимодействия с органами государственной власти Красноярского края в бюджет города ежегодно поступают дополнительные средства.
Практически все субсидии распределяются по результатам конкурсных отборов.
Ежегодный объем средств, выделенных городу из вышестоящих бюджетов, за 2014-2017 годы в среднем составлял порядка 3 млрд. рублей. В основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Красноярска на 2018-2020 годы была поставлена задача в части привлечения в бюджет города финансовой помощи не ниже уровня 2017 года. В рамках выполнения данной задачи в текущем году получено около 9 млрд. рублей.
Указанные средства направлены на реализацию важных государственных приоритетов и федеральных проектов таких, как строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог, мероприятия по благоустройству, связанные с формированием современной городской среды, строительство и приобретение детских садов и школ, капитальный ремонт образовательных учреждений, благоустройство и развитие инфраструктуры города в целях подготовки города Красноярска к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года (далее - Универсиада 2019 года) и другие цели.
В предстоящем трехлетнем периоде ставится задача продолжить взаимодействие с отраслевыми краевыми и федеральными органами исполнительной власти по привлечению средств из вышестоящих бюджетов на решение важных задач, которые стоят перед муниципалитетом. Для этого потребуется максимально участвовать в государственных программах и федеральных приоритетных проектах.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" принята новая форма основных направлений государственной политики - национальные проекты.
Разработка национальных проектов основывается на единых для всех уровней власти методах достижения национальных целей и принципах проектного управления.
Главная идея нового механизма в том, что в государственные программы должны быть включены мероприятия, направленные на достижение целей соответствующих национальных проектов, средства на реализацию которых в федеральном бюджете будут предусматриваться в приоритетном порядке.
В связи с этим ставится задача активно участвовать в федеральных программах, направленных на реализацию национальных проектов.
Учитывая общероссийские тенденции в экономике, а также практику исполнения бюджета города Красноярска в предыдущие периоды, остается актуальным продолжение работы по решению возникающих проблем в сфере управления муниципальными финансами.
Экономические последствия принимаемых решений не всегда оцениваются в полной мере.
С учетом сложившихся реалий существует необходимость приводить расходы бюджета города в соответствие с имеющимися финансовыми возможностями.
Решение указанных проблем будет обеспечено за счет применения различных механизмов, направленных на обеспечение стабильного развития города.
Необходимо активизировать работу по мобилизации доходов, выявлению резервов и перераспределению ресурсов в пользу приоритетных направлений и проектов.
Всем главным распорядителям бюджетных средств поставлена задача обеспечить бесперебойное функционирование муниципальных учреждений без снижения качества предоставляемых населению муниципальных услуг.
Еще одним инструментом эффективного использования бюджетных средств является внутренний муниципальный финансовый контроль за деятельностью органов городского самоуправления, муниципальных учреждений, предприятий города и иных организаций, получающих средства из бюджета города.
Контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением требований бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок является неотъемлемой частью работы департамента финансов. Он обеспечивает соблюдение получателями бюджетных средств финансовой дисциплины, повышает их ответственность в использовании бюджетных ресурсов. С целью дальнейшего развития системы внутреннего финансового контроля постоянно совершенствуется нормативно-правовая база города, регулирующая порядок его осуществления.
В трехлетнем периоде планируется продолжить работу по повышению открытости и прозрачности бюджета города, вовлечению граждан в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Будут приниматься меры по совершенствованию долговой политики города Красноярска.
Утверждение настоящей Программы обусловлено необходимостью внедрения современных механизмов управления муниципальными финансами в рамках реформ, проводимых на федеральном и краевом уровнях, реализации мероприятий, направленных на обеспечение стабильности в реальных экономических условиях, а также на достижение целей соответствующих национальных проектов, исполнение государственных приоритетов и решение первоочередных задач.
Прогноз развития сферы управления муниципальными финансами города Красноярска в рамках реализации настоящей Программы направлен на:
достижение сбалансированности и прозрачности бюджета города;
стабилизацию объема и структуры муниципального долга города;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых финансовых ресурсов и сроков их реализации;
соблюдение установленных законодательством требований к показателям бюджета.
Управление муниципальными финансами в городе Красноярске осуществляется на основе нормативных правовых актов, принятых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Красноярска, нормативной правовой базой Красноярского края и ориентировано на приоритеты социально-экономического раз-вития, обозначенные на федеральном, краевом и муниципальном уровнях.
Реализация настоящей Программы зависит от множества экономических и социальных факторов:
непрерывно меняющееся законодательство, прежде всего федеральное;
темпы экономического развития, оказывающие влияние на поступление доходов в бюджет города.
Данные факторы могут привести к изменению показателей настоящей Программы.
Целями настоящей Программы являются обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Красноярска, повышение качества и прозрачности управления муниципальными финансами.
Достижение указанных целей Программы будет обеспечено за счет решения следующих задач:
повышение эффективности управления муниципальными финансами, в том числе с учетом применения принципов и процедур управления, ориентированных на достижение конечного результата;
мобилизация доходов бюджета города;
нормативно-методическое обеспечение бюджетного процесса в городе, организация планирования и исполнения бюджета города;
обеспечение внутреннего муниципального финансового контроля;
эффективное управление муниципальным долгом города Красноярска.
Поставленные цели и задачи настоящей Программы соответствуют социально-экономическим приоритетам города Красноярска в сфере управления муниципальными финансами.
Планируемый период реализации Программы: 2019-2021 годы (без деления на этапы).
II. Перечень подпрограмм, краткое описание мероприятий подпрограмм
В рамках настоящей Программы планируется реализация подпрограммы "Организация бюджетного процесса" и отдельного мероприятия "Управление муниципальным долгом города Красноярска".
Цель реализации подпрограммы "Организация бюджетного процесса" (далее - подпрограмма) - создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышения эффективности расходов бюджета города.
В рамках подпрограммы планируется реализация трех мероприятий:
мероприятие 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления".
В соответствии с функциями департамента финансов будут проводиться:
организация и координация работы органов администрации города по эффективному расходованию средств бюджета города;
организация работы по привлечению средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
детализация кодов бюджетной классификации для более четкого администрирования доходов и контроля за использованием средств бюджета города;
актуализация нормативной базы по вопросам финансирования главных распорядителей бюджетных средств в целях минимизации просроченной кредиторской задолженности;
мероприятие 2 "Комплексная автоматизация процесса планирования и исполнения бюджета города".
Реализация мероприятия предусматривает применение передовых принципов организации работы по управлению бюджетом на основе программных комплексов с участием органов администрации города;
мероприятие 3 "Обеспечение прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса для граждан".
В рамках мероприятия планируется дальнейшее развитие сайта "Открытый бюджет города Красноярска", повышение финансовой грамотности населения и реализация эффективной системы общественного контроля за организацией бюджетного процесса в городе Красноярске.
Подробная характеристика мероприятий представлена в разделе 4 подпрограммы настоящей Программы.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Подпрограмма не содержит раздел 4
В рамках отдельного мероприятия настоящей Программы "Управление муниципальным долгом города Красноярска" планируется продолжить работу по следующим направлениям:
1) сохранение объема и структуры муниципального долга в пределах ограничений, установленных законодательством.
Эффективное управление муниципальным долгом означает не только своевременное обслуживание долговых обязательств, но и проведение рациональной долговой политики, направленной на сохранение объема и структуры муниципального долга в пределах ограничений, установленных законодательством.
Как и в предшествующие периоды важнейшей задачей в сфере управления муниципальным долгом станет стабилизация его объема.
Для этого бюджет города Красноярска на предстоящий трехлетний период запланирован без дефицита.
Это позволит стабилизировать объем муниципального долга, уменьшив удельный вес долговых обязательств в собственных доходах бюджета города.
В качестве основных инструментов заимствований предлагается использовать бюджетные кредиты и кредиты коммерческих банков.
Коммерческие кредиты планируется привлекать в рамках возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий. Это позволит оперативно управлять заимствованиями, использовать механизмы досрочного погашения и снижать расходы на их обслуживание.
Продолжится практика привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета. Это позволит восполнить возникающие кассовые разрывы в течение финансового года, обеспечивая дополнительную устойчивость бюджета города.
Преимуществом данного вида заимствований являются низкие процентные ставки под 0,1% годовых.
Планируемый уровень долговой нагрузки города соответствует нормативному значению, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, который не должен превышать объем доходов города без учета средств безвозмездных поступлений, налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;
2) соблюдение ограничений по расходам на обслуживание муниципального долга, установленных законодательством.
Расходные обязательства города по обслуживанию муниципального долга возникают в результате заключения договоров о предоставлении бюджетных кредитов из краевого и федерального бюджетов, муниципальных контрактов с кредитными организациями.
Согласно законодательству имеется ограничение по объему расходов на обслуживание муниципального долга, который не должен превышать 15% объема расходов бюджета города без учета субвенций.
Планирование расходов на обслуживание муниципального долга осуществляется в объеме, необходимом для полного и своевременного исполнения долговых обязательств по выплате процентных платежей по муниципальному долгу, а также замещения долговых обязательств, в связи с окончанием срока действия контрактов и договоров в плановом периоде.
В 2019-2021 годах расходы на замещение действующих долговых обязательств запланированы с учетом роста ключевой ставки Центрального Банка России.
Это обусловлено тем, что в сентябре 2018 года ставка уже была повышена до 7,5% годовых и по данным финансовых экспертов ожидается дальнейший рост ключевой ставки, связанный с экономической неопределенностью и негативным влиянием внешних и внутренних факторов: санкционное давление США и ЕС, инфляционные риски в экономике Российской Федерации.
Запланированные расходы на обслуживание муниципального долга не превышают ограничения, установленного законодательством - 15% от объема расходов бюджета города без учета субвенций;
3) качественное обслуживание муниципального долга.
Город Красноярск имеет безупречную кредитную историю в результате своевременного исполнения принятых долговых обязательств и, как следствие, отсутствие просроченной задолженности, включенной в муниципальную долговую книгу города Красноярска;
4) минимизация расходов на обслуживание муниципального долга.
Для снижения расходов на обслуживание заимствований администрация города планирует продолжить работу по:
проведению электронных аукционов на оказание услуг по предоставлению кредитов на погашение муниципальных долговых обязательств в рамках возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий;
замещению банковских кредитов на погашение долговых обязательств города бюджетными кредитами из краевого бюджета;
замещению банковских кредитов на кассовый разрыв бюджетными кредитами на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов, предоставляемых Российской Федерацией за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета;
снижению процентных ставок с банками в рамках заключенных муниципальных контрактов и кредитных договоров;
досрочному погашению банковских кредитов по возобновляемым линиям в случае поступления дополнительных доходов в бюджет города.
Информация о мероприятиях подпрограммы "Организация бюджетного процесса" и отдельном мероприятии "Управление муниципальным долгом города Красноярска" Программы представлена в приложении 1 к настоящей Программе.
III. Перечень нормативных правовых актов, которые необходимы для реализации мероприятий Программы, подпрограммы
Реализация программных мероприятий будет производиться в соответствии со следующими основными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетный процесс в городе:
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 N 15-359 "О бюджетном процессе в городе Красноярске";
решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.10.2011 N В-267 "О программе социально-экономического развития города Красноярска до 2020 года";
постановлением Главы города от 03.09.2007 N 500 "О муниципальной долговой книге города Красноярска";
постановлением администрации города от 07.06.2013 N 271 "О разработке бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период";
постановлением администрации города от 27.02.2014 N 92 "Об утверждении Порядка осуществления полномочий органом внутреннего муниципального финансового контроля администрации города Красноярска по внутреннему муниципальному финансовому контролю и контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд";
постановлением администрации города от 03.03.2015 N 105 "Об утверждении Порядка оценки эффективности реализации муниципальных программ";
постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска";
постановлением администрации города от 24.09.2015 N 600 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза города Красноярска на долгосрочный период";
распоряжением администрации города от 23.09.2016 N 1-ф "Об утверждении стандартов осуществления внутреннего муниципального финансового контроля".
Департамент финансов проводит постоянную работу по совершенствованию правовой базы города, приведению ее в соответствие с федеральным и краевым законодательством.
За истекший период 2018 года наиболее значимые изменения коснулись следующего:
внесены изменения в Порядок принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города, утвержденный постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153;
внесены изменения в Положение о порядке и сроках разработки бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период, утвержденное постановлением администрации города от 07.06.2013 N 271.
В ходе реализации настоящей Программы по мере необходимости будут разрабатываться проекты соответствующих нормативных правовых актов.
IV. Перечень целевых индикаторов и показателей результативности Программы
Исходя из целей и задач определены целевые индикаторы и показатели результативности настоящей Программы:
доля расходов бюджета города, формируемых в рамках муниципальных программ города Красноярска;
темп прироста доходной части бюджета города;
соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по срокам внесения проекта бюджета города и отчета о его исполнении в представительный орган, ограничений по показателям бюджета города;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе годовой бюджетной отчетности;
объем просроченной кредиторской задолженности по оплате труда (включая уплату страховых взносов) муниципальных учреждений;
доля главных распорядителей бюджетных средств, обеспеченных возможностью работы в постоянно обновляющихся информационных системах планирования и исполнения бюджета города;
количество обновлений информации на сайте "Открытый бюджет города Красноярска";
соотношение объема проверенных средств бюджета города с общей суммой расходов бюджета города (без учета субвенций);
удельный вес муниципального долга в собственных доходах бюджета города.
Значения целевых индикаторов и показателей результативности, характеризующих достижение целей и решение задач, представлены в приложении 2 к настоящей Программе.
V. Ресурсное обеспечение Программы за счет средств бюджета города
Существенное отличие настоящей Программы в сфере управления финансами от других муниципальных программ города в том, что она ориентирована (посредством развития правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов реализации других муниципальных программ.
Настоящая Программа включает в себя особые расходы по сравнению с другими муниципальными программами. Прежде всего это расходы на обслуживание муниципального долга и управление финансовыми ресурсами.
Расходы, связанные с обслуживанием муниципального долга, определены исходя из планируемого объема заимствований.
Размер ассигнований на управление финансовыми ресурсами определен исходя из предварительной оценки расходов на реализацию настоящей Программы.
Финансовое обеспечение мероприятий настоящей Программы за счет средств бюджета города составляет 4 617 566,50 тыс. рублей, в том числе:
2019 год - 1 466 320,08 тыс. рублей;
2020 год - 1 567 106,45 тыс. рублей;
2021 год - 1 584 139,97 тыс. рублей.
Общий объем финансирования подпрограммы "Организация бюджетного процесса" за счет средств бюджета города - 535 052,28 тыс. рублей, в том числе:
2019 год - 178 350,76 тыс. рублей;
2020 год - 178 350,76 тыс. рублей;
2021 год - 178 350,76 тыс. рублей.
Общий объем финансирования отдельного мероприятия "Управление муниципальным долгом города Красноярска" за счет средств бюджета города - 4 082 514,22 тыс. рублей, в том числе:
2019 год - 1 287 969,32 тыс. рублей;
2020 год - 1 388 755,69 тыс. рублей;
2021 год - 1 405 789,21 тыс. рублей.
Информация о распределении планируемых расходов бюджета на реализацию настоящей Программы по кодам классификации расходов бюджетов представлена в приложении 3 к настоящей Программе.
Аналитическое распределение объемов финансирования Программы по источникам финансирования представлено в приложении 4 к настоящей Программе.
VI. Подпрограмма Программы
Подпрограмма
"Организация бюджетного процесса"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Организация бюджетного процесса" |
Исполнители мероприятий подпрограммы |
департамент финансов |
Цель подпрограммы |
создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышение эффективности расходов бюджета города |
Задачи подпрограммы |
осуществление планирования и исполнения бюджета города; развитие программно-целевых принципов формирования бюджета; совершенствование правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе; координация деятельности органов администрации города по мобилизации собственных доходов бюджета города и привлечению средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; формирование объема расходных обязательств, соответствующих источникам их финансового обеспечения; обеспечение автоматизации процессов составления и исполнения бюджета города, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности; повышение прозрачности и открытости информации в сфере управления муниципальными финансами; соблюдение законодательства в части исполнения бюджета города |
Показатели результативности подпрограммы |
процент исполнения расходных обязательств города (за исключением безвозмездных поступлений); доля полученных положительных заключений экспертной комиссии, осуществляющей проведение публичной независимой экспертизы проектов решений Красноярского городского Совета депутатов по бюджетным и налоговым вопросам; доля органов администрации города, имеющих установленные показатели результативности деятельности; количество дополнительно автоматизированных задач, решаемых в процессе планирования и исполнения бюджета города; количество посещений сайта "Открытый бюджет города Красноярска"; количество проведенных контрольных мероприятий; соотношение количества фактически проведенных контрольных мероприятий с количеством запланированных; соотношение количества нарушений, по которым проверенными организациями разработаны меры по устранению и недопущению их в дальнейшем, с общим количеством выявленных нарушений; 9) наличие плана мероприятий по мобилизации доходов в бюджет города |
Сроки реализации подпрограммы |
2019-2021 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
объем бюджетных ассигнований на 2019-2021 годы за счет средств бюджета города - 535 052,28 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 178 350,76 тыс. рублей; 2020 год - 178 350,76 тыс. рублей; 2021 год - 178 350,76 тыс. рублей |
1. Постановка общегородской проблемы подпрограммы
В трехлетней перспективе политика администрации города в области доходов, как и прежде, будет направлена на укрепление доходной базы бюджета города, в том числе через создание благоприятных условий для бизнеса, а также совершенствование всех форм и методов администрирования доходов, вопросам которого уделяется большое внимание на всех уровнях власти.
Принимая во внимание, что создание условий для развития бизнеса на территории Красноярска прямо влияет на налоговый потенциал города, планируется осуществление таких мер, как:
содействие формированию высокотехнологичных кластеров в основных отраслях экономики города, а также развитию кооперационных связей предприятий города с крупными компаниями, реализующими инвестиционные проекты на территории Красноярского края;
оказание организационной и информационной поддержки инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории города, а также консультационной и инфраструктурной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
предоставление инвестиционных налоговых кредитов по земельному налогу организациям, реализующим инвестиционные проекты.
Важная роль в решении задачи повышения доходной базы бюджетов принадлежит качественному администрированию доходов.
Для достижения поставленной цели налоговой политики одним из необходимых условий является продолжение совместной работы с налоговыми, правоохранительными и иными федеральными органами в части выявления резервов увеличения налоговой базы, повышения эффективности администрирования доходов бюджета города и пресечения уклонения от их уплаты.
В целях содействия налоговым органам по администрированию налоговых доходов бюджета города будет продолжена работа в следующих направлениях:
выявление собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечение их к налогообложению;
актуализация адресов объектов адресации в Государственном адресном реестре и уточнение сведений по категории и виду разрешенного использования земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости;
анализ состояния платежной дисциплины организаций города;
работа с плательщиками, допустившими снижение платежей в бюджет города, имеющими задолженность по заработной плате перед работниками и выплачивающими заработную плату, но не перечисляющими НДФЛ в бюджет;
мониторинг плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и предоставление в налоговые органы сведений о хозяйствующих субъектах, объектах имущества и земельных участках, используемых ими для осуществления предпринимательской деятельности на территории города Красноярска;
привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму, к уплате НДФЛ через приобретение патента, а также самозанятых граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, к постановке на учет в налоговом органе;
информирование граждан о необходимости выполнения своих обязательств, связанных с декларированием доходов и уплатой налога на доходы физических лиц, а также своевременной уплате имущественных налогов;
взыскание задолженности по налоговым платежам в бюджет города в рамках работы территориальных комиссий по взысканию задолженности по налогам и сборам и иным обязательным платежам.
Учитывая правовую ограниченность органов местного самоуправления в налоговой сфере, резервом для расширения доходной части бюджета города являются неналоговые доходы. В связи с этим администрацией города будет предприниматься комплекс мер в отношении управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами:
инвентаризация нежилых объектов в целях установления направления его эффективного использования, в том числе для включения в прогнозный план приватизации;
формирование земельных участков под строительство, поиск новых мест под размещение рекламных конструкций, временных сооружений для продажи с аукционов;
проведение муниципального земельного контроля в целях выявления нецелевого использования земельных участков, самовольного строительства, несоблюдения нормативных сроков строительства;
управление объектами инженерной инфраструктуры посредством передачи их в хозяйственное ведение, оперативное управление муниципальным предприятиям и учреждениям, а также по договорам аренды;
оформление бесхозяйных объектов в муниципальную собственность для дальнейшего вовлечения их в хозяйственный оборот;
проведение рекламно-информационной кампании с целью привлечения более широкого круга потенциальных покупателей к участию в аукционах по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся на территории города;
реализация комплекса мероприятий для подготовки к продаже на торгах территорий, занятых аварийным жильем, в рамках реализации механизма развития застроенных территорий;
проведение работы, направленной на повышение собираемости арендных платежей за землю и муниципальное имущество, проведение претензионной работы в отношении неплательщиков, осуществление мер принудительного взыскания задолженности.
Также планируется продолжать работу по изысканию дополнительных источников финансирования расходов бюджета города за счет вышестоящих бюджетов.
Для этого как на этапе формирования бюджета, так и в ходе его исполнения будет организована работа органов администрации города по анализу национальных проектов, федеральных и краевых государственных программ на предмет возможного участия в них города Красноярска.
В течение года будет проводиться мониторинг привлечения средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и их освоения.
Динамика ожидаемого поступления доходов бюджета города представлена в следующей таблице:
|
|
Млрд. рублей |
||
|
2018 год* |
Ожидаемое поступление доходов в ходе исполнения бюджета города с учетом результатов работы с другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации |
||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
||
Доходы бюджета города |
29,3 |
29,7 |
30,7 |
31,9 |
__________________
* Ожидаемое исполнение на конец 2018 года в сопоставимых условиях без учета разовых поступлений из вышестоящих бюджетов на подготовку города к проведению Универсиады 2019 года.
В существующих экономических условиях особо актуальными остаются мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.
В целях обеспечения оптимального объема расходов, соответствующих источникам их финансового обеспечения, планируется:
формировать бюджетные параметры исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации;
принимать новые расходные обязательства на основе сравнительной оценки их эффективности и с учетом сроков и механизмов их реализации в пределах имеющихся ресурсов;
активно участвовать в федеральных программах, направленных на реализацию национальных проектов;
обеспечивать гибкость объема и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов;
применять бюджетный маневр, означающий, что любые дополнительные расходы, носящие "обязательный" характер, обеспечиваются за счет внутреннего перераспределения наименее приоритетных расходов;
расширять практику вовлечения жителей города в определение приоритетов расходования средств бюджета города путем реализации проектов инициативного бюджетирования.
В целях автоматизации процессов планирования и исполнения бюджета города, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности планируется осуществлять сопровождение используемых программных продуктов в течение всего периода реализации подпрограммы.
Для повышения прозрачности и открытости муниципальных финансов продолжится работа по размещению информации на сайте "Открытый бюджет города Красноярска" в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Красноярского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Красноярска и иные мероприятия в данном направлении.
Необходимо отметить, что такая работа в городе Красноярске ведется постоянно. Сайт "Открытый бюджет города Красноярска" стал дополнительным инструментом общественного контроля и взаимодействия жителей города с органами власти.
Здесь горожане могут ознакомиться с основной информацией по бюджету, направлениям и результатам расходования бюджетных средств города. Сайт постоянно обновляется и дополняется. В 2017 году появились новые рубрики: "Важная цифра" и "Из истории_", "Калькулятор семейного бюджета". Ежегодно размещается электронная версия "Путеводителя по бюджету", которая в течение года актуализируется с учетом изменений, вносимых в утвержденное решение о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период. В 2018 году впервые был разработан и опубликован "Путеводитель по исполнению бюджета города Красноярска".
Для повышения финансовой грамотности подрастающего поколения красноярцев с 2015 года проводятся уроки в школах города.
В 2017 году город Красноярск впервые принял участие во Всероссийской неделе финансовой грамотности. В общеобразовательных учреждениях города было проведено более 80 мероприятий (лекции-практикумы, конкурсы эссе, рисунков, деловые игры, викторины), в которых было задействовано порядка 7 тысяч школьников.
В 2018 году - это уже более 300 мероприятий и порядка 30 тысяч учащихся.
Форматы вовлечения жителей в обсуждение и формирование бюджета города расширяются, но задача повышения финансовой грамотности не теряет своей актуальности и приобретает все большее значение.
Интерес жителей растет пропорционально расширению вариантов их участия в процессе, поэтому постоянно идет поиск новых инструментов.
В рамках данной работы на сайте "Открытый бюджет города Красноярска" в 2018 году размещен видеоролик "Дети о бюджете". Указанный проект стал победителем регионального этапа конкурса "Бюджет для граждан", который был проведен Министерством финансов Красноярского края в текущем году.
Также от города Красноярска победителями стали еще 4 проекта. По решению конкурсной комиссии все проекты, набравшие более половины от максимально возможной оценки, были направлены для участия в федеральном конкурсе, который проводится Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.
В номинации "Современные формы представления информации о государственных и муниципальных услугах" один из проектов от города Красноярска был награжден дипломом первой степени. Остальные участники получили сертификаты.
Таким образом, разработка подпрограммы и ее дальнейшая реализация позволят:
обеспечить устойчивое функционирование и развитие бюджетного процесса города;
продолжить совершенствование системы исполнения бюджета и бюджетной отчетности;
обеспечить сбалансированное распределение бюджетных ресурсов, направленное на повышение качества работы по исполнению расходных обязательств;
повысить эффективность и результативность использования средств бюджета города, в том числе за счет осуществления внутреннего муниципального финансового контроля;
продолжить автоматизацию процессов планирования и исполнения бюджета города;
проводить работу по повышению открытости бюджета города для населения.
Особенно актуальной разработка и реализация настоящей подпрограммы становится в связи с необходимостью достижения долгосрочных целей социально-экономического развития города в реальных экономических условиях.
2. Основная цель, задачи, сроки выполнения и показатели результативности подпрограммы
Целью подпрограммы является создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышение эффективности расходов бюджета города.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
осуществление планирования и исполнения бюджета города;
развитие программно-целевых принципов формирования бюджета;
совершенствование правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе;
координация деятельности органов администрации города по мобилизации собственных доходов бюджета города и привлечению средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Феде-рации;
формирование объема расходных обязательств, соответствующих источникам их финансового обеспечения;
обеспечение автоматизации процессов составления и исполнения бюджета города, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности;
повышение прозрачности и открытости информации в сфере управления муниципальными финансами;
соблюдение законодательства в части исполнения бюджета города.
Решение поставленных задач охватывает все стадии планирования и исполнения бюджета города и позволит создать организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов.
Период реализации подпрограммы: 2019-2021 годы.
Исполнителем подпрограммы является департамент финансов.
Показатели результативности мероприятий подпрограммы представлены в приложении 2 к настоящей Программе.
3. Механизм реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы производится в соответствии со следующими основными правовыми актами города, регулирующими бюджетный процесс в городе:
решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 N 15-359 "О бюджетном процессе в городе Красноярске". Данное решение является базовым нормативным правовым актом города, в котором определены участники бюджетного процесса, вопросы формирования доходов и расходов бюджета города, процессы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета города. На основании данного решения принимаются нормативные правовые акты, регулирующие отдельные вопросы бюджетного процесса в городе;
постановлением администрации города от 07.06.2013 N 271 "О разработке бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период";
постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска".
Контроль за использованием средств бюджета города в рамках реализации мероприятий подпрограммы будет осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Департамент финансов является уполномоченным органом администрации города Красноярска по управлению средствами бюджета города и обеспечивает проведение гибкой финансовой политики муниципальной власти.
Одна из ключевых задач департамента финансов - формирование и организация исполнения бюджета города (подготовка проектов решений о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период, о внесении изменений в решение о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период, об утверждении отчета об исполнении бюджета города).
В целях своевременной и качественной подготовки проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период департамент финансов:
составляет проект бюджета города и материалы к нему;
разрабатывает основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики;
ведет реестр расходных обязательств города;
организует методологическое руководство работой главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов при подготовке проекта бюджета города;
доводит бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств;
проводит работу по совершенствованию процесса планирования и организации исполнения бюджета, правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса.
Также к ведению департамента финансов относятся:
установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города и кассового плана исполнения бюджета города, а также состава и сроков предоставления главными распорядителями бюджетных средств и главными администраторами доходов сведений, необходимых для их составления и ведения;
осуществление внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий, а также контроля в сфере закупок в пределах полномочий;
участие в совершенствовании оплаты труда работников муниципальных учреждений, лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих в рамках реализации принятых решений на уровне федерации, субъекта и муниципалитета;
ведение реестра источников доходов бюджета города;
иные вопросы, определенные нормативными правовыми актами.
4. Характеристика мероприятий подпрограммы
Решение задач подпрограммы планируется осуществлять в рамках трех мероприятий.
В рамках мероприятия 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления" будут решаться задачи по:
координации деятельности органов администрации города по увеличению собственных доходов бюджета города и привлечению средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
формированию объема расходных обязательств, соответствующих источникам их финансового обеспечения;
осуществлению планирования и исполнения бюджета города;
развитию программно-целевых принципов формирования бюджета;
совершенствованию правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе;
обеспечению соблюдения законодательства в части исполнения бюджета города.
Мероприятие будет включать в себя несколько направлений деятельности:
проведение работы по мобилизации собственных доходов бюджета города и привлечению средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
определение объема расходных обязательств с учетом их распределения на действующие и принимаемые;
активное участие в федеральных программах, направленных на реализацию национальных проектов;
внедрение универсального подхода к расчету однотипных муниципальных услуг;
формирование информации и документов для реестра участников и неучастников бюджетного процесса на едином портале бюджетной системы Российской Федерации "Электронный бюджет", а также поддержание информации в актуальном состоянии;
организация работы по формированию и публикации структурированной информации о муниципальных учреждениях на официальном сайте для размещения информации об учреждениях (www.bus.gov.ru), разработанном Министерством финансов Российской Федерации совместно с Федеральным казначейством.
В рамках мероприятия 2 "Комплексная автоматизация процесса планирования и исполнения бюджета города" в 2019-2021 годах продолжится процесс автоматизации планирования и исполнения бюджета города, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности.
По мере развития и совершенствования бюджетной системы возникает необходимость использования новых современных продуктов и технологий, направленных на автоматизацию процессов планирования и исполнения бюджета города.
В настоящее время для планирования и исполнения бюджета города необходимы программные продукты, позволяющие:
обеспечить взаимодействие участников бюджетного процесса;
проводить многовариантные расчеты при формировании бюджета;
повысить эффективность и прозрачность бюджетного процесса;
укрепить бюджетную дисциплину.
В данное мероприятие включается доработка используемого программного обеспечения.
Другим мероприятием подпрограммы является мероприятие 3 "Обеспечение прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса для граждан".
Современные условия развития экономики и общества требуют:
обеспечения высокой степени подотчетности деятельности органов местного самоуправления;
повышения публичности и прозрачности бюджетного процесса;
создания условий для обратной связи между органами местного самоуправления и горожанами при формировании и исполнении бюджета города;
повышения уровня информированности и грамотности жителей в вопросах формирования, утверждения и исполнения бюджета;
предоставления информации о бюджете города для горожан в популярной, понятной форме.
Для реализации данного мероприятия планируется:
поддерживать в актуальном состоянии и развивать сайт "Открытый бюджет города Красноярска" путем размещения новой информации и предоставления посетителям дополнительных инструментов для общественного взаимодействия с органами городской власти, включая интернет-опросы населения о бюджете города;
отвечать на интересующие жителей вопросы либо обсуждать какие-либо темы, связанные с бюджетом города, с комментариями специалистов;
обсуждать бюджет города на различных общественных площадках с участием представителей науки и бизнеса;
проводить общественные обсуждения проектов документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципального образования;
принимать участие в реализации мероприятий в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности, а также продолжить участие в региональном и федеральном этапах конкурса проектов "Бюджет для граждан";
обеспечивать широкую общественную и профессиональную экспертизу принимаемых решений в сфере финансов.
Информация об исполнителях и сроках исполнения мероприятий подпрограммы представлена в приложении 1 к настоящей Программе, о главном распорядителе бюджетных средств, объемах и источниках финансирования мероприятий подпрограммы - в приложениях 3, 4 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.