Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации города
от 29.11.2018 N 767
Концепция
развития туризма в городе Красноярске до 2030 года
I. Общие положения
В условиях меняющейся конкурентной среды, с подъемом мобильности населения городам все чаще приходится конкурировать между собой, прежде всего за население и бизнес. Самообеспеченность муниципалитетов будет зависеть от количества жителей, проживающих на территории, влияющего на налоги, которые формируют бюджет.
Туристская индустрия - многоотраслевой комплекс, функционирование которого регулируется различными отраслями права: гражданским, транспортным, земельным, налоговым, лицензионным, природоохранным, защиты прав потребителей и т.д.
Решение проблем, препятствующих развитию отрасли, требует взаимодействия всех уровней власти, межведомственной координации, оптимизации и консолидации, необходимых ресурсов для развития туризма.
Концепция развития туризма в городе Красноярске (далее - Концепция) является базовым документом, на основе которого будет разработан межведомственный комплексный план развития туризма в городе Красноярске.
Концепция определяет цели, задачи, модели, принципы, приоритеты и механизмы развития туризма в городе в среднесрочной перспективе; является частью комплексного проекта, оценивает тенденции и проблемы развития туристского сегмента, определяет основные направления развития туризма, рассматривает эффективность развития туристской индустрии.
При формировании Концепции в основу заложены следующие принципы:
системность (высокая взаимосвязь всех элементов Концепции);
сбалансированность (баланс интересов различных групп, заинтересованных в осуществлении Концепции, включая жителей города);
экологичность (сохранение экологической среды).
Концепция разработана в соответствии с:
Концепцией развития туристской индустрии в Красноярском крае, утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 27.12.2016 N 1174-р (далее - краевая концепция);
схемой территориального планирования Красноярской агломерации, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 14.12.2017 N 773-п;
Генеральным планом городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 N 7-107.
II. Характеристика потенциала
Красноярск - крупнейший промышленный, деловой, интеллектуальный и культурный центр Восточной Сибири, столица Красноярского края - второго по площади субъекта России. Статус города Красноярск получил в 1690 году, когда Сибирь была окончательно присоединена к России. В 1822 году он стал центром Енисейской губернии.
Территория (на 2017 год) - 379,5 кв. км.
Население Красноярска (на 2017 год) - 1 082 933 человека.
Расстояние от Красноярска до Москвы - 3 955 км, по прямой - 3 363 км.
Город находится в зоне лесостепи и в гористой местности. Рельеф города Красноярска холмистый, вокруг горы, заповедник "Столбы", часть Центрального и Железнодорожный районы находятся в низине, Академгородок расположен на Саянском хребте, Советский и Октябрьский районы - на холмах, Свердловский район расположен на границе заповедника "Столбы" в предгорье. Красноярские леса - это центральная тайга и южные лиственные леса. Здесь произрастает более 450 видов растений. Более половины лесов - это лиственница, а приблизительно сорок процентов - ель, пихта, сосна и кедр. Животный мир чрезвычайно разнообразен.
Климат Красноярска резко континентальный с сильными колебаниями температур воздуха в течение года, относительно коротким жарким летом и продолжительной умеренно суровой снежной зимой. Длительность периода с температурой более +10°C - приблизительно 110-120 дней. Снежный покров устанавливается в среднем в начале ноября и держится до конца марта. В горах Саян снег может сохраняться круглый год. Средняя температура января в Красноярске -16°C, июля +18°C. Среднегодовая температура воздуха +1°C. Среднегодовое количество осадков - около 470 миллиметров. Основная часть осадков выпадает в июле и августе.
В Красноярске расположены ключевые объекты транспортной инфраструктуры.
Авиационный транспорт. Аэропорт "Красноярск", регулярные и чартерные пассажирские перевозки осуществляют 27 российских и зарубежных пассажирских авиаперевозчиков по 56 направлениям. Пассажиропоток международного аэропорта за 2017 год составил более 3 млн. пассажиров.
Автомобильный транспорт. Междугородный автовокзал ЗАО "Автоэкпресс" имеет 29 перронов (24 для убытия, 5 для прибытия, 22 кассы продажи билетов, 127 маршрутов). Расчетное среднесуточное отправление - 400 автобусов. Общая протяженность автомобильных дорог в городе Красноярске составляет 1 169 км, из них с усовершенствованным покрытием - 894,8 км. Автобусный парк - 1 367 ед. Пассажиропоток в 2017 году - 216,6 млн. пассажиров.
Водный транспорт. В бассейне реки Енисей эксплуатируется более 30 судов в транспортных и экскурсионных целях. Пассажиропоток в 2017 году составил 61 999 человек.
Железнодорожный транспорт. В городе Красноярске организовано движение электропоездов по маршруту: Красноярск-Восточный - Злобино - Енисей - Красноярск-Главный - Бугач - Красноярск-Северный. В рамках реализации проекта "Городская электричка" данный маршрут будет закольцован. Протяженность маршрута-кольца составит 67,5 км. В транспортное обеспечение Красноярской агломерации также входят радиальные ветки: ст.Енисей - ст.Дивногорск (протяженность 31 км), в перспективе ст.Базаиха - ст.Железногорск (протяженность 41 км), далее переход в высокоскоростную магистраль до ст.Новосибирск. Пассажиропоток в 2017 году составил 3 795 332 человека.
Из объектов туристской инфраструктуры по состоянию на 2017 год в городе расположено: 180 объектов размещения; 600 объектов общественного питания; 13 парковых зон; более 300 памятников и объектов культурного наследия; более 100 туристских достопримечательностей; 26 турагентств и туроператор, работающие по направлению внутреннего и въездного туризма.
В Красноярске 8 образовательных учреждений готовят специалистов в отрасли туризма.
К основным объектам туристского притяжения в городе Красноярске относятся: река Енисей, государственный природный заповедник "Столбы", Красноярский парк флоры и фауны "Роев ручей", фанпарк "Бобровый лог", скульптура "Царь-рыба", Красноярская ГЭС, Красноярский краевой краеведческий музей, музей-пароход "Святитель Николай", музей-усадьба В.И. Сурикова, органный зал, пещера Караульная, Покровский кафедральный собор, ФОЦ "Татышев-парк", фонтан "Реки Сибири", часовня Параскевы Пятницы, Черная сопка.
В Красноярске на регулярной основе проходят следующие крупные события, способствующие развитию внутреннего и въездного туризма: Международный турнир по вольной и женской борьбе "Голден Гран-при имени Ивана Ярыгина"; Волшебный лед Сибири (Magic ice of Siberia); Всероссийский день снега; Красноярский экономический форум (КЭФ); Всероссийские спортивные акции ("Лыжня России", "Лед надежды нашей", "Оранжевый мяч", "Кросс нации", "Российский азимут"); Фестиваль по мультиспорту для лиц старшего возраста; Фестиваль "Интеллектуальная спелеотехника"; матчи Российской премьер-лиги футбольной команды "Енисей", Суперлиги по хоккею с мячом команды "Енисей", матчи Единой лиги ВТБ баскетбольной команды "Енисей", матчи Суперлиги женской и мужской волейбольных команд "Енисей", матчи Красноярских регбийных команд "Красный Яр", "Енисей-СТМ"; День победы; День города; уникальные соревнования по роллерспорту "Ночные роллеры"; полумарафон "Июльская жара"; "АРТ-берег"; приключенческая гонка "Городские джунгли"; рогейн "Красноярские столбы"; Бал ценителей музыки; Международный турнир по вольной борьбе на призы Бувайсара Сайтиева; Всероссийский день самбо; Зимний суриковский фестиваль искусств.
II.I. Красноярск - спортивный центр Восточной Сибири и Дальнего Востока
Согласно статистике за 2017 год, в Красноярске 38% населения систематически занимаются физической культурой и спортом. Развивается более 150 видов спорта, действует 94 аккредитованных спортивных федерации.
Красноярск имеет опыт проведения двух универсиад (1990 год - Всесоюзная зимняя Универсиада, 2010 год - Всероссийская зимняя Универсиада) и двух всесоюзных спартакиад (1982, 1986 годы - V и VI зимние Спартакиады народов СССР).
В период со 2 по 12 марта 2019 года Красноярск принимает XXIX Всемирную зимнюю универсиаду 2019 года.
Общий период соревнований с момента церемонии открытия до церемонии закрытия составит 11 дней.
В рамках Универсиады-2019 награды будут разыгрываться в одиннадцати видах спорта: горные лыжи, биатлон, лыжные гонки, хоккей, шорт-трек, сноуборд, фигурное катание на коньках, керлинг, спортивное ориентирование, фристайл, хоккей с мячом.
Спортсмены разыграют 76 комплектов наград. Участниками игр станут порядка 4 тыс. спортсменов из 55 стран мира.
III. Цели и задачи развития туристской отрасли
Основной целью является создание в Красноярске современного и эффективного туристско-рекреационного комплекса.
Задачи настоящей Концепции:
создание правовых и совершенствование организационных основ формирования в Красноярске современной туристской индустрии в соответствии с краевой концепцией;
обеспечение многообразия, высокого качества и доступности предоставляемых населению Красноярска туристских услуг;
создание в Красноярске благоприятных условий для привлечения инвестиций в туристскую индустрию;
рациональное использование туристско-рекреационного потенциала города Красноярска.
IV. Основные направления деятельности
Приоритетными направлениями развития туристской отрасли города Красноярска являются:
развитие въездного и внутреннего туризма;
развитие делового туризма;
развитие малого и среднего предпринимательства в сфере туризма;
укрепление положительного имиджа Красноярска как города благоприятного для туризма;
развитие туристско-рекреационных зон;
создание качественной системы информационного обеспечения туристского комплекса;
комплексное развитие парковых и лесопарковых зон;
развитие социально ориентированных направлений досуга;
формирование и развитие комплекса пешеходных маршрутов;
система ориентирования туристов в Красноярске;
рекламно-информационная деятельность;
создание стиля города.
Концепция определяет, что взаимодействие муниципалитета и бизнеса в форме муниципально-частного партнерства - одно из перспективных направлений по интенсификации развития туристского комплекса города Красноярска.
Использование механизма муниципально-частного партнерства предполагается в форме:
концессионного соглашения;
соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между администрацией города и потенциальными инвесторами.
На основе муниципально-частного партнерства предлагается реализовывать проекты следующих видов:
комплексные (создание туристско-рекреационных зон);
целевые (отдельные направления или задачи развития туристского комплекса);
обеспечивающие (опосредованно влияющие на туризм, например, по развитию транспортной инфраструктуры);
межмуниципальные (формирующие туристско-рекреационные кластеры).
V. Механизм реализации Концепции
Разработанная в рамках Концепции модель "Планомерное и комплексное развитие высококачественного туристского сервиса города" предполагает полноценное развитие современного туристского кластера в Красноярске с серьезной социально-экономической интеграций, ориентацией на широкую целевую аудиторию и значительные долгосрочные частные инвестиции.
В качестве основного продукта (услуги) потребителю (туристу) должен быть предложен высокий уровень сервиса и комфорта приемлемый для широкой целевой аудитории.
Привлекательностью выбранной модели является то, что на ее основе возможно выстраивать широкий спектр дополнительных системных проектов и гармонично развивать разные виды туризма.
Данная модель предполагает создание новых рабочих мест (новые гостиницы, кафе, рестораны, спортивные объекты и т.д.). Развитие сервисной составляющей как базовой позволит выстроить вокруг нее целый комплекс услуг и бизнесов в рамках практически всех приоритетных видов туризма.
Развитие каждого из направлений можно форсировать (варьировать) в зависимости от текущей ситуации, стратегических целей, стоящих перед администрацией города, а также наличия частных инициатив.
Модель благоприятна для реализации отдельных проектов, ориентированных на особые сегменты (пенсионеров, студентов, детей, военных и т.д.).
Основой для реализации настоящей Концепции должен быть межведомственный комплексный план мероприятий по реализации Концепции (далее - План). План разрабатывается ежегодно после утверждения бюджета города на соответствующий год и плановый период с детализацией первого года, создается на основе предложений-заявок участников предпринимательской деятельности, структурных подразделений администрации города, участвующих в реализации данной Концепции. План утверждается Главой города.
При разработке Плана могут создаваться временные и долгосрочные рабочие группы участников по консолидированию усилий выполнения мероприятий Плана, объединенных как по тематическому, так и территориальному признаку.
Каждая позиция Плана должна содержать наименование мероприятия, исполнителя и соисполнителей, объем финансирования, сроки реализации, вид отчетности, источники финансирования, наименование мер привязки к реализации настоящей Концепции, измеримые индикаторы выполнения в рамках мероприятия мер реализации настоящей Концепции для дальнейшего мониторинга.
Ежегодный План включает разработку системных проектов, содержащих детальную проработку экономических и управленческих аспектов деятельности, обеспечиваемой сочетанием бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
Возможные системные проекты:
1. Создание на территории Красноярска нескольких туристско-рекреационных зон (системный проект "Туристско-рекреационные зоны города Красноярска").
2. Комплексное развитие территории на основе экологических принципов (системный проект "Экологическая среда").
3. Формирование привлекательной городской среды (системный проект "Дизайнерский и архитектурно-художественный облик города Красноярска").
4. Внедрение водного такси и развитие транспортной инфраструктуры города за счет более полноценного использования реки Енисей и других водных объектов, улучшение транспортного обслуживания жителей и гостей столицы края, повышение туристской привлекательности города и улучшение общего имиджа города (системный проект "Развитие водного такси в городе Красноярске").
5. Обеспечение благоприятной городской среды, создание стимулов для социальной интеграции и использования альтернативных видов транспорта; планомерное создание участков сети велосипедного движения, включающих главные трассы, коммутирующие дорожки для жилых районов и средства велосипедной инфраструктуры, ориентированные на перемещения в пределах 2-3 километров; привязка развития велосипедной сети и инфраструктуры к проектам строительства, реконструкции и капитального ремонта улично-дорожной сети, а также крупных объектов инвестирования (системный проект "Организация системы велосипедного движения в городе Красноярске").
6. Формирование институциональных, организационно-управленческих, экономических условий для эффективного развития социального туризма в городе Красноярске, обеспечение широких возможностей для удовлетворения потребностей пенсионеров и инвалидов в туристских услугах (системный проект "Развитие социального туризма в городе Красноярске").
7. Повышение культуры и качества обслуживания туристов, улучшение внешнего вида туристских и культурно-досуговых объектов, способствующие формированию у туриста положительных впечатлений, для повышения качества услуг в сфере туризма города (системный проект "Туристский сервис города Красноярска").
Метод системных проектов позволяет решить весь комплекс существующих задач по созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности органов местного самоуправления города, туристского бизнеса, научных и общественных организаций и других заинтересованных сторон.
Основные риски использования метода системных проектов связаны с возможным недостаточным финансированием из бюджетов различных уровней и неготовностью бизнеса инвестировать средства в проекты в сфере туризма, новые объекты туристской инфраструктуры.
В этом случае мероприятия проектов и финансирование будут направлены на продвижение имеющихся и создание новых туристских ресурсов города, поддержку действующих участников туристской деятельности.
Развитие туризма не является единственным стратегическим направлением и не может, безусловно, доминировать в стратегии города Красноярска. Концепция призвана обеспечить координацию политики развития туризма с другими направлениями развития города. При этом функции участников распределяются следующим образом:
1) администрация города:
обеспечивает проведение организационно-правовой и методической работы по реализации Концепции;
выделяет средства бюджета города на реализацию мероприятий Плана при наличии соответствующих расходных обязательств в решении о бюджете города на соответствующий финансовый год и плановый период, направленных на продвижение турпродукта города и улучшение инфраструктуры муниципальных объектов показа;
привлекает внебюджетные средства и направляет их на реализацию проектных мероприятий, в первую очередь на формирование благоприятного туристского имиджа города;
осуществляет благоустройство зон привлекательных для туристов;
2) туристские организации:
участвуют в реализации проектных мероприятий Плана;
выделяют собственные средства для организации продвижения турпродукта города на туристском рынке.
Реализацию мероприятий Концепции предлагается разбить на три этапа:
1-й этап: является наиболее важным, поскольку успех последующих этапов зависит от выполнения работ в рамках 1-го этапа, - адаптация существующих и создание новых правовых мер и институциональных механизмов.
Данный этап также является первой стадией развития, в течение которой желательно подготовить все системные проекты и инициировать их реализацию, стимулировать разработку других (малых) туристских проектов, инвестировать в общую инфраструктуру и человеческие ресурсы, определить и внедрить систему маркетинга, брэндинга городского туризма и иные сопутствующие виды деятельности, а также принять меры, направленные на получение быстрых результатов. Срок - до 2020 года.
2-й этап: является продолжением развития. С точки зрения инвестирования рекомендуется выполнение основных строительных работ, в частности мест размещения и объектов туристской инфраструктуры в рамках развития городских туристских проектов, в том числе проектов с низким уровнем риска. Во время этого этапа важно продолжение развития инфраструктуры, укрепления потенциала человеческих ресурсов и выполнения различных работ в области маркетинга. Срок - 2020- 2025 годы.
3-й этап: является завершающей стадией развития, в течение которой продолжается реализация мероприятий, выполняемых в рамках 2-го этапа, с диверсификацией туристских предложений и значительной поддержкой предприятий малого и среднего бизнеса для развития туристских проектов во всех районах города и пригороде Красноярска.
VI. Экономический эффект
Экономический эффект от реализации мероприятий Концепции заключается в увеличении доходов населения, предприятий частного бизнеса, регионального и местного бюджетов.
Экономический эффект от мероприятий можно рассматривать в двух аспектах.
Во-первых, это эффект от поступлений в бюджет через систему налогов субъектов турбизнеса. Этот эффект увеличивается с ростом потока туристов, а также с повышением качества обслуживания туристов субъектами турбизнеса, чему способствуют проводимые программные мероприятия.
Во-вторых, это эффект для экономики города, связанный с увеличением объема торговли от прироста туристского потока в результате реализации мероприятий Концепции.
Реализация Концепции позволит получить следующий социально-экономический эффект:
создание туристского комплекса города Красноярска, объединяющего в себе все отрасли, направленные на прием и обслуживание туристов, а также производство товаров (услуг) для них (транспорт, гостиничный комплекс, общественное питание, туроператоры, турагенты, экскурсионные услуги, информационное обслуживание, производство сувенирной продукции);
привлечение организаций малого и среднего бизнеса в индустрию туризма;
увеличение доходов городского бюджета;
создание новых рабочих мест в городе;
формирование и целенаправленное продвижение положительного имиджа города Красноярска и его конкурентных преимуществ в российских, зарубежных средствах массовой информации и сети Интернет;
сохранение историко-культурного наследия и уникальных природно-ландшафтных особенностей города;
создание качественного, конкурентоспособного туристского продукта на территории города Красноярска, направленного на восстановление и совершенствование духовного и физического здоровья горожан, пропаганду здорового образа жизни путем использования туристского потенциала.
Реализация Концепции позволит достичь следующих основных результатов, измеряемых целевыми показателями.
Основные целевые показатели |
Значение показателя |
||
2020 год |
2025 год |
2030 год |
|
Объем предоставленных платных услуг в туристско-рекреационной сфере, млн. рублей |
4 434,3 |
4 659,3 |
4 898,2 |
Количество лиц, размещенных в коллективных средствах размещения в Красноярске, тыс. человек |
459,6 |
483 |
507,6 |
Количество туристских прибытий в город Красноярск, человек |
1 200 000 |
2 200 000 |
3 200 000 |
Общие индикаторы:
увеличение поступлений в бюджеты;
появление новых рабочих мест;
улучшение инфраструктуры (в первую очередь туристской инфраструктуры - транспортной, гостиничной, общественного питания);
появление новых объектов, привлекательных для туристов и жителей города, - музеев, мест отдыха, горнолыжного комплекса;
повышение качества жизни жителей города;
реализация платных туристских и экскурсионных услуг за период (млн. руб.);
рост реализации платных туристских и экскурсионных услуг по сравнению с предыдущим периодом (%);
численность российских туристов, посетивших Красноярск (включая экскурсантов), за период (тыс. чел.); количество ночевок (число прибытий) этих групп туристов за период;
численность иностранных туристов, посетивших Красноярск (включая экскурсантов), за период (тыс. чел.); количество ночевок (число прибытий) этих групп туристов за период;
поступление в бюджет города налоговых платежей от компаний сферы туризма (млн. руб.);
численность занятых в сфере туризма (чел.);
рост количества объектов инфраструктуры по сравнению с предыдущим периодом (%);
рост инвестиций по видам туристской деятельности и объектам инфраструктуры по сравнению с предыдущим периодом (%).
Дополнительные индикаторы:
длительность пребывания туриста в городе (в т.ч. по определенным сегментам);
количество повторных посещений (в т.ч. по определенным сегментам), средний чек на одного туриста, общий объем доходов (прямых и косвенных) от туристских услуг, доля иностранцев в туристском потоке.
Развитие туризма в городе Красноярске осуществляется за счет частных инвестиций, средств бюджета города, вышестоящих бюджетов, внебюджетных источников. Объемы финансовых затрат на развитие туризма из городского бюджета ежегодно будут уточняться в установленном порядке при формировании бюджета на соответствующий год.
Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в городе Красноярске и Красноярском крае, в том числе на основании мониторинга состояния туристской индустрии и туристских ресурсов города.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г.Красноярска от 29 ноября 2018 г. N 767 "Об одобрении Концепции развития туризма в городе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.