Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы Программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
2.1.1. Характеристика строительной отрасли (состав, роль в экономике Красноярского края, крупнейшие организации, расположенные на территории Красноярского края).
Строительная отрасль Красноярского края представлена организациями, выполняющими общестроительные работы по возведению зданий, сооружению мостов, автомобильных дорог, тоннелей, магистральных и местных трубопроводов, линий связи и электропередачи, монтажных, электромонтажных и отделочных работ, а также организациями, осуществляющими производство строительных материалов и конструкций.
В крае эффективно работает структурная цепочка строительной отрасли: проектные, строительные организации и производители строительных материалов.
По состоянию на 01.01.2018 в Красноярском крае зарегистрировано 9077 организаций, относящихся к строительному комплексу или 11,9% общего числа организаций в крае, включая подрядные организации, проектно-изыскательские предприятия, проектные институты. Кроме того, на территории края в области строительства осуществляют деятельность 3180 индивидуальных предпринимателей. Подавляющее число строительных организаций, расположенных на территории края (98%), имеют частную форму собственности.
Крупнейшими застройщиками, осуществляющими строительство жилья на территории города Красноярска, являются: ООО УСК "Сибиряк", ГСК "Красстрой", ООО ФСК "Монолитинвест", АО "Фирма Культбытстрой", ООО "Альфа", ООО "Омега".
Ведущими застройщиками многоэтажного жилья в муниципальных образованиях края являются ООО "СибБытСтрой", ООО "Стройтехсервис" (город Лесосибирск), ООО СК "Енисей" (город Железногорск), ОАО "Черногорскпромстрой" (город Минусинск), ООО "Альянс МК" (город Шарыпово).
В крае в индустриальных объемах производятся основные виды строительных материалов, такие как: кирпич строительный, различные виды цементов, конструкции и детали сборные железобетонные, листы асбестоцементные, шлаковата, вата минеральная и другие. Кроме того, в крае широко представлены производители деревянно-каркасного домостроения, изделий из клееного бруса, металлоконструкций, лакокрасочных, теплоизоляционных материалов и других видов строительных изделий и материалов.
Основное производство цемента осуществляется на двух крупных предприятиях - ООО "Ачинский Цемент" в г.Ачинске и ООО "Красноярский цемент" в краевом центре. Кроме того, цемент производится в г.Норильске на цементном заводе Заполярного филиала ПАО ГМК Норильский Никель. Общий годовой выпуск цемента в регионе составляет более 2 млн тонн.
В крае действуют 15 предприятий по производству сборного железобетона общей годовой мощностью около 700 тыс. куб. метров. Предприятия с таким профилем выпускаемой продукции сохранились на всей территории края. Основная номенклатура крупнейших производителей Красноярского рынка железобетона - производство изделий для крупнопанельного домостроения. Загрузка мощностей, лидирующих на рынке заводов (АО "Фирма "Культбытстрой" и ООО УСК "Сибиряк"), составляет 60-80%, указанные производители входят в состав строительных корпораций - крупнейших застройщиков жилья на территории края и краевого центра.
Объемы производства строительных материалов полностью покрывают платежеспособный спрос строительного рынка и его требования по качеству (импорт по основной номенклатуре продукции, за исключением отделочных материалов, незначителен).
На территории Красноярского края действуют 4 крупных кирпичных завода: ООО "Содружество", ООО "Кирпичный завод "Песчанка", ООО "Сибирский элемент", ООО "Канский КСК". Общая мощность производства стеновых материалов (без стеновых железобетонных панелей) в крае составляет 186,1 млн шт. усл. кирпича в год. Более 80% выпускаемого объема кирпича в крае приходится на заводы, расположенные в краевом центре.
Выпуск строительных материалов и изделий не только в полном объеме обеспечивает потребности Красноярского края, но и позволяет реализовывать продукцию на рынках других субъектов Российской Федерации. Производством строительных материалов в крае по состоянию на 01.01.2018 занималось 462 организации.
2.1.2. Основные производственные показатели.
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство" в Красноярском крае в 2017 году, составил 176 332,5 млн руб., по данному показателю Красноярский край с 2012 года сохраняет 1 место в Сибирском федеральном округе.
Таблица 1
Статистические показатели по ВЭД "Строительство"
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2016 |
2017 |
январь - июнь 2018 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем выполненных строительных работ |
млн рублей |
195 109,2 |
176 332,5 |
71 459,7 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
39 299,0 |
41 644,5 |
43 436,8 |
3 |
Численность работающих |
человек |
60 715 |
57 024 |
54 840 |
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство" в крае, в январе - июне 2018 года составил 71,5 млрд рублей, или 96,5% к январю - июню 2017 года.
Информация о вводе в эксплуатацию зданий различного назначения в январе - июне 2018 года представлена в таблице 2.
Таблица 2
Ввод в эксплуатацию зданий по видам (назначению) в январе - июне 2018 года
N п/п |
Вид (назначение) здания |
Количество зданий (единиц) |
Общий строительный объем зданий (тыс. куб. метров) |
Общая площадь зданий (тыс. кв. метров) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Введено в действие зданий |
1712 |
3327,0 |
781,9 |
|
в том числе: |
|
|
|
1 |
жилого назначения |
1588 |
2015,0 |
585,0 |
2 |
нежилого назначения* |
124 |
1312,0 |
196,9 |
|
в том числе: |
|
|
|
2.1 |
промышленные |
9 |
127,9 |
10,4 |
2.2 |
сельскохозяйственные |
5 |
39,6 |
8,1 |
2.3 |
коммерческие |
29 |
175,4 |
37,3 |
2.4 |
административные |
21 |
80,8 |
17,8 |
2.5 |
учебные |
3 |
66,1 |
17,5 |
2.6 |
здравоохранение |
5 |
87,2 |
22,9 |
2.7 |
другие |
52 |
735,0 |
82,7 |
*Здания нежилого назначения распределены исходя из целей их использования в соответствии с "Общероссийским классификатором основных фондов".
Объем отгруженной продукции по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" в 2017 году составил 21 449,0 млн рублей. В частности, в 2017 году производство цемента составило 1910,6 тыс. т, кровельных асбестоцементных листов - 50,4 млн усл. плиток, объем производства блоков и прочих изделий сборных строительных для зданий и сооружений из цемента, бетона и искусственного камня - 538,6 тыс. куб. метров. Стабильные показатели демонстрирует производство строительного кирпича - 165,9 млн шт. и бетона готового для заливки (товарного бетона) - 619,7 тыс. куб. метров.
Индекс производства строительных материалов в январе - июне 2018 года сложился на уровне 94,2% (к январю-июню 2017 г.), объем отгруженной продукции составил 8 585,9 млн рублей.
Таблица 3
Статистические показатели по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции"
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2016 |
2017 |
январь - июнь 2018 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем отгруженной продукции |
млн рублей |
17 491,4 |
20 868,1 |
8 585,9 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
30 253,9 |
29 957,5 |
32 831,3 |
3 |
Численность работающих |
человек |
9 699 |
6 882 |
8 067 |
4 |
Объем выпуска основных видов строительных материалов: |
||||
4.1 |
портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичный цемент гидравлический |
тыс. т |
2 005,7 |
1 910,6 |
915,2 |
4.2 |
блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня |
тыс. куб. м |
494,7 |
538,61 |
222,9 |
4.3 |
кирпич строительный |
млн усл. кирп. |
170,8 |
165,95 |
56,6 |
4.4 |
листы асбестоцементные (шифер) |
млн усл. плиток |
63,3 |
50,4 |
... |
4.5 |
бетон, готовый для заливки (товарный бетон) |
тыс. куб. м |
605,6 |
619,7 |
240,4 |
4.6 |
материалы и изделия минеральные тепло- и звукоизоляционные |
тыс. куб. м |
602,3 |
580,8 |
... |
В течение последних 5 лет для строительной отрасли Красноярского края остается характерной ситуация неполного использования производственных мощностей по основным группам строительных материалов. Средний уровень использования производственных мощностей организаций строительной индустрии составляет 69%, что свидетельствует о наличии значительных резервов в отрасли.
Характерной особенностью строительной индустрии края является высокая степень обеспеченности потребностей территории строительными материалами местного производства, высокий уровень концентрации производства почти на всех основных рынках строительных материалов и наличие на рынке края строительных корпораций, включающих в себя, кроме строительных подразделений, заводы по производству изделий крупнопанельного, монолитно-каркасного домостроения.
Главной проблемой, тормозящей рост подрядной деятельности, остается сокращение количества новых заказов на строительную продукцию со стороны других секторов экономики. Из-за замедления развития промышленности и падения темпов экономического роста в торговле и сфере услуг многие предприятия из этих видов деятельности в целях минимизации своих издержек останавливают расширение производства за счет нового строительства и одновременно замораживают начатое.
Помимо слабой инвестиционной активности к основным проблемам, негативно влияющим на деловую активность в строительной отрасли в текущий момент, необходимо отнести высокую внутриотраслевую конкуренцию и монопольное положение отдельных строительных компаний, излишние административные барьеры, а также несовершенство технического регулирования.
2.1.3. Жилищное строительство (структура, территориальное распределение, направления развития).
По объемам жилищного строительства край стабильно входит в тройку лидеров среди регионов Сибирского Федерального округа, а по итогам прошедшего года уступил только Новосибирской области. В 2017 году в крае введено 1 056,5 тыс. кв. метров (76,9% к 2016 году), в том числе: в городах и поселках городского типа - 889,20 тыс. кв. метров (76,8% к 2016 году), в сельской местности - 167,3 тыс. кв. метров (77,5% к 2016 году).
Таблица 4
Статистические показатели ввода жилья в 2013-2018 годах
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
январь - июнь 2018 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Ввод в действие общей площади жилых домов |
тыс. кв. м. |
1133,9 |
1200,6 |
1311,1 |
1373,8 |
1056,5 |
449,4 |
2 |
Темп роста объемов ввода общей площади жилых домов |
% |
105,3 |
105,8 |
109,2 |
104,8 |
76,9 |
109,2 |
За 2017 год в городе Красноярске введено 676,9 тыс. кв. м жилых домов (64,1% от общего ввода), что составляет 73,4% к 2016 году. В других территориях края ввод жилья составил 379,6 тыс. кв. метров, темп роста к прошлому году составил 84,1%.
В 2017 году значительные объемы ввода зафиксированы в городах: Сосновоборске (29,1 тыс. кв. м), Лесосибирске (20,9 тыс. кв. м) Минусинске (20,6 тыс. кв. м), Ачинске (20,2 тыс. кв. м), Канске (17,7 тыс. кв. м) и районах края: Емельяновском (67,8 тыс. кв. м), Березовском (21,7 тыс. кв. м), Северо-Енисейском (15,1 тыс. кв. м) и Курагинском (13,1 тыс. кв. м).
В 2017 году по сравнению с 2016 годом высокие темпы жилищного строительства зафиксированы в Северо-Енисейском, Шарыповском, Таймырском Долгано-Ненецком, Пировском, Эвенкийском муниципальном, Курагинском, Кежемском районах края.
Значительно снизились объемы жилищного строительства на территориях края к соответствующим показателям 2016 года, а именно: городов Ачинск (36,9%), Дивногорск (27,6%), Минусинск (25,7%); районов: Мотыгинский (21,1%), Нижнеингашский (75,8%).
В построенных в 2017 году жилых домах преобладают одноэтажные и двухэтажные дома - 23,6% от общего ввода жилья, доля трехэтажных составила 5,3%, выше двенадцати этажей - 58,7%.
Наибольший объем ввода жилья в крае обеспечивается за счет строительства многоэтажных жилых домов. В 2017 году на долю многоэтажного жилищного строительства пришлось 71,1% общего ввода жилых площадей (751,0 тыс. кв. м). Значительная часть многоэтажных жилых домов строится в городе Красноярске, но многоэтажное жилищное строительство ведется также и на других территориях края, обеспечивая ввод до 95,9 тыс. кв. м общей площади жилья.
Ввод малоэтажного жилья в крае в 2017 году составил 305,4 тыс. кв. м (28,9% общего ввода), в 2016 году - 321,0 тыс. кв. м. (23,4% общего ввода).
Значительные объемы ввода малоэтажного жилья в крае приходятся на Емельяновский (58,7 тыс. кв. м), Березовский (21,7 тыс. кв. м) и Курагинский (13,1 тыс. кв. м) районы, а также города Красноярск (21,7 тыс. кв. м) и Минусинск (16,8 тыс. кв. м).
Развитию строительства в муниципальных образованиях края, в том числе малоэтажного, способствовали меры по обеспечению муниципальных образований документами территориального планирования. Обеспеченность муниципальных образований края документами территориального планирования составляет 100%.
В январе - июне 2018 года в крае юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами введено в действие (эксплуатацию) 449,4 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов.
Ввод жилья в крае формируется значительным числом застройщиков, среди которых отсутствуют явные монополисты. Так, по итогам 2017 года крупнейшими застройщиками введено в действие (эксплуатацию): ООО УСК "Сибиряк" - 96, 1 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов (9,1% от общей площади), ГСК "Красстрой" - 60,0 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов (5,7% от общей площади), ЗАО "Фирма Культбытстрой" - 49,8 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов (4,7% от общей площади); более 24% ввода жилья обеспечивается организациями с долей ввода 1-2%; до 30% жилья ежегодно строится населением за счет собственных и заемных средств (за 2017 год - 27,2%).
Основным фактором сохранения объемов жилищного строительства является продолжающаяся заинтересованность и участие населения в инвестировании жилищного строительства при фактическом уходе государства с рынка.
Развитию жилищного строительства в значительной мере способствует развитие банковского кредитования на приобретение жилья, в том числе развитие кредитования и реализация мер господдержки граждан при покупке жилья на первичном рынке.
В крае за 2017 год выдано 27 093 ипотечных жилищных кредита на общую сумму 43,8 млрд рублей, что на 28,8% больше, чем в 2016 году. По объему выданных кредитов край занимает 1 место в Сибирском федеральном округе и 10 - в Российской Федерации.
Красноярским краевым фондом жилищного строительства в 2017 году выдано 454 ипотечных кредита на сумму 653 млн рублей. Минимальная процентная ставка по выданным кредитам составила 6,45%, максимальная - 11,5%.
Реализованы меры, направленные на повышение доступности жилья и улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан - нетрудоспособного населения северных районов края, молодых и многодетных семей, работников бюджетной сферы, ветеранов, вынужденных переселенцев, чернобыльцев и других категорий.
Так, в течение 2017 года за счет средств бюджетов всех уровней в сумме 1,1 млрд рублей обеспечено жильем 1 197 семей из числа северян, вынужденных переселенцев, чернобыльцев.
В отчетном году сохранилась поддержка молодых семей при приобретении жилья. В рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей выдано 240 свидетельств на общую сумму 202,8 млн рублей (в 2016 году - 295 свидетельств на сумму 231,0 млн рублей).
Также гражданам оказывалась поддержка в приобретении жилья с использованием ипотечных кредитов. В 2017 году предоставлены социальные выплаты за счет краевого бюджета 3 138 гражданам на сумму 230,4 млн рублей. Поддержку получили работники бюджетной сферы края, многодетные семьи, отдельные категории ветеранов, граждане, пострадавшие от действий (бездействия) застройщиков.
Помимо перечисленных мероприятий в 2017 году завершалось переселение жителей из отдельных населенных пунктов края - п.Таежный Кежемского района, п.Партизанск Мотыгинского района.
В 2017 году за счет средств краевого бюджета предоставлены социальные выплаты для приобретения жилья 82 семьям, выезжающим из п.Таежный, на сумму 166,4 млн рублей.
Выплаты в сумме 201,6 млн рублей предоставлены 99 семьям, выезжающим из п.Партизанск. Финансирование данных расходов велось за счет поступлений в краевой бюджет от АО "Васильевский рудник".
С целью улучшения жилищных условий работников учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной защиты населения в 2017 году в 18 муниципальных образованиях края приобретено 102 жилых помещения общей площадью 5 422 кв. м жилья на сумму 146,5 млн рублей.
В прошлом году в жилищной сфере края сложилась чрезвычайная ситуация в связи с произошедшими в апреле-мае пожарами в ряде муниципальных образований (Абанском, Большемуртинском, Бирилюсском, Манском, Нижнеингашском и Рыбинском районах, г.Канск и Лесосибирск). В связи с этим задачей органов власти края являлось обеспечение жилыми помещениями граждан, пострадавших в результате пожаров. За счет краевого бюджета в сумме 394,0 млн рублей в ограниченные сроки (с июня по сентябрь) построено и приобретено 165 жилых домов (жилых помещений) в муниципальных образованиях края (построено - 101, приобретено - 64).
В отчетном году продолжалась реализация мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ от 07.05.2012 N 600). Ключевыми направлениями деятельности, предусмотренными Указом, являются обеспечение земельными участками многодетных семей и ликвидация аварийного жилищного фонда.
В рамках первого направления по состоянию на 01.01.2018 многодетным гражданам предоставлено 8 748 земельных участков, в том числе: 7 432 земельных участка под индивидуальное жилищное строительство, из которых 2 193 земельных участка (29,5%) полностью или частично обеспечены минимальной коммунальной, транспортной инфраструктурой (электроэнергией, дорогами в переходном типе покрытия). В 2017 году гражданам предоставлено 172 земельных участка, в том числе 125 участков под индивидуальное жилищное строительство, из них 62 участка (49,6%), обеспеченных инфраструктурой.
В рамках второго направления в 2017 году завершена реализация региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Программа реализовывалась с 2013 года за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и краевого бюджета, общий объем финансирования составил 9,8 млрд рублей. Всего за период реализации программы переселено 14,5 тыс. человек из 232 тыс. кв. метров аварийного жилья (расселено 729 многоквартирных домов). Взамен построено, приобретено у застройщиков 266,4 тыс. кв. метров жилья; жилые помещения общей площадью 11,6 тыс. кв. метров расселены путем возмещения за изымаемые жилые помещения.
В рамках реализации функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора на территории Красноярского края в 2017 году проведено 6 409 проверок, зафиксировано 11 136 нарушений, 38% из них связаны с качеством проведения строительно-монтажных работ и используемых материалов. По результатам проверок за нарушение строительных норм, проектной документации и нормативно-правовых актов выдано 2 473 предписания, составлено 1 422 административных протокола. Результаты проверок показали, что основная часть - 73,2% нарушений градостроительного законодательства устранялась в установленные сроки, по фактам неисполнения предписаний к застройщикам принимались меры административного воздействия.
На текущий момент за 2018 год службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края проведено 3529 проверок, выявлено 6141 нарушение, выдано 1453 предписания и возбуждено 778 административных дел.
2.1.4. Кадровый потенциал.
Строительная отрасль в настоящее время испытывает значительные кадровые трудности в связи со старением профессиональных кадров и низкой преемственностью поколений, и будущий уровень конкурентоспособности отрасли в значительной степени будет определяться качеством профессиональных кадров всех уровней.
Численность работников строительной отрасли края составляет около 78,7 тыс. человек, в том числе: 58,9 тыс. человек - в строительных организациях, 6,7 тыс. человек - в промышленности по производству строительных материалов, 13,1 тыс. человек - в проектных организациях. Средний возраст рабочих специальностей в строительной отрасли края составляет 35-40 лет. Средний уровень заработной платы по итогам 2017 года в строительных организациях, расположенных на территории края, по ВЭД "Строительство" составил 41,3 тыс. рублей, в организациях строительной отрасли по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" - 28,4 тыс. рублей.
Развитие производственной базы строительной отрасли, внедрение новых технологий строительства и производства строительных материалов становится возможным за счет проведения системной работы по подготовке рабочих и инженерных кадров.
На сегодняшний день в крае действует сеть образовательных организаций профессионального образования по подготовке специалистов строительной отрасли, включающая в себя 7 техникумов:
Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства;
Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса;
Ачинский техникум отраслевых технологий и бизнеса;
Назаровский аграрный техникум имени А.Ф.Вепрева (Назаровский строительный техникум);
Шарыповский строительный техникум;
Красноярский строительный техникум;
Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики.
Две образовательные организации высшего профессионального образования - Инженерно-строительный институт, Институт архитектуры и дизайна, входящие в состав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (далее - СФУ), а также Норильский индустриальный институт.
Обучение в СФУ осуществляется по 10 профилям бакалавриата, 7 магистерским программам, 1 программе специалитета: Строительство уникальных зданий и сооружений (специализация "Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений"), 8 программам аспирантуры.
Министерством совместно с министерством образования края созданы высокотехнологичные профессиональные учебные центры: в целях подготовки рабочих в городе Канске и в городе Красноярске на базе Красноярского строительного техникума.
Профильные образовательные организации имеют договорные отношения с базовыми организациями отрасли по трудоустройству выпускников (ООО УСК "Сибиряк", ООО "Монолитстрой", ООО "Новый город", ОАО "Сибэлектрострой", ООО 2-КМУ ЗАО "ВСТМ", ООО "Производственная жилищно-строительная компания", ООО "Красноярская строительная компания", ООО "СК "Сиблидер", АО "Агат").
Выпуск специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и кадровая потребность строительной отрасли в основном сбалансированы. Существует дополнительная кадровая потребность строительной отрасли в квалифицированных рабочих кадрах.
В целях повышение уровня подготовки кадров для строительной отрасли, престижа рабочей профессии в 2018 году студенты Красноярского строительного техникума успешно участвовали в V Региональном чемпионате Красноярского края "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)" 2018 и в результате заняли призовые места по компетенциям: "плотницкое дело" - 1 золотую и 1 серебряную медали; "печное дело" - 1 золотую, 1 серебряную и 1 бронзовую медали; "реставрация произведений из дерева" - 1 золотую, 1 серебряную и 1 бронзовую медали; "кирпичная кладка" - 1 бронзовую медаль; "сухое строительство и штукатурные работы" - 1 золотую медаль; "геодезия" - 1 серебряную медаль; "ремонт и обслуживание автомобилей" - 1 бронзовую медаль.
Для популяризации и повышения престижности профессии, обмена опытом, выявления лучших по профессии в преддверии профессионального праздника - Дня строителя, среди строительных организаций края проводятся специализированные конкурсы по следующим номинациям: лучшая строительная площадка; лучшее санитарное состояние строительной площадки; лучшая организация пожарной безопасности; лучшая организация электробезопасности; лучшая детская площадка; лучший фасад; лучшая квартира. В 2017 году представители строительных организаций Красноярского края успешно участвовали во всероссийском конкурсе и конкурсе Сибирского Федерального округа: представитель ООО СК "Сиблидер" во всероссийском конкурсе "Лучший по профессии" в номинации "Лучший бетонщик" занял 1 место, представитель ЗАО "Стальмонтаж" в полуфинале конкурса "Строймастер" в Сибирском Федеральном округе в номинации "Лучший сварщик" занял 1 место, представитель ООО СК "Сиблидер" в полуфинале конкурса "Строймастер" в Сибирском Федеральном округе в номинации "Лучший каменщик" занял 3 место.
2.1.5. Основные тенденции развития строительной отрасли края.
Современная, эффективная инфраструктура - это ключевое условие достижения высокой производительности, и важнейшая задача строительной отрасли - создать такую инфраструктуру максимально инновационным способом с наименьшими затратами. Работа всех предприятий реального сектора экономики зависит от наличия и качества построенной инфраструктуры, такой, как телекоммуникационные сети, объекты энергоснабжения и т.п. Внутренние и внешние инвесторы рассматривают качество построенной инфраструктуры как один из ключевых факторов в процессе принятия инвестиционных решений. Гибкость, подвижность и эффективность трудовых ресурсов и, соответственно, производительность компаний напрямую зависят от наличия, качества, доступности жилья и объектов социальной инфраструктуры.
В основу отраслевой политики положены принципы ее территориальной дифференциации с учетом перспектив социально-экономического и демографического развития регионов, городов и иных поселений и децентрализации, основанной на усилении роли местного самоуправления в принятии и реализации градостроительных и иных решений, направленных на развитие реального сектора экономики, создание благоприятной среды жизни и деятельности на территории города, иного поселения и возможностей для улучшения жилищных условий различными группами населения.
Направления развития строительной отрасли края определяются государственными приоритетами в развитии инвестиционной деятельности, отраслей социальной сферы, промышленного производства, инфраструктурных объектов. Перспективы развития края связаны с освоением северных территорий Красноярского края: формированием Норильско-Туруханского территориально-производственного комплекса и Нижне-Енисейского (Игарка, Дудинка, Диксон) транспортно-логистического узла. На плановый период с учетом темпов жилищного строительства, реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики края предполагается:
1) сохранение значительного объема выполняемых работ по ВЭД "Строительство", обусловленное реализацией крупных инвестиционных проектов в сфере нефтедобычи (освоение месторождений Ванкорского кластера, Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений), металлургическом производстве (расширение и модернизация добывающих и металлургических мощностей на ЗФ ПАО "ГМК "Норильский никель", строительство первой очереди Богучанского алюминиевого завода), проектов в сфере лесопереработки, нефтеперерабатывающем производстве, энергетике, транспортном комплексе;
2) в жилищном строительстве в 2015-2017 годах темпы производства составили от роста в размере 9,2% до сокращения на 24,1% в год по отношению к предыдущему периоду. В плановом периоде прогнозируется рост объемов строительства жилья.
На территории существующих городских поселений края продолжится как застройка новых жилых территорий качественно нового типа с комплексным благоустройством, благоприятной средой проживания, так и освоение неиспользуемых площадок промышленного пояса.
В северных районах края планируется развивать вахтовые формы поселений для разведки, освоения и эксплуатации новых источников природных ресурсов, являющихся опорными пунктами освоения северных территорий.
3) В целях сохранения ассортимента и увеличения объема выпускаемой продукции, повышения уровня экологической безопасности производства в области строительной индустрии планируется продолжение реализации следующих инвестиционные проектов: ООО "Красноярский цемент" - внедрение "сухого" способа производства цемента", реконструкция и модернизация действующего оборудования; ООО "Ачинский цемент" - перевод цементной мельницы на пылеугольное топливо.
2.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является комплексное развитие и повышение конкурентоспособности строительной отрасли Красноярского края.
Достижение этой цели планируется обеспечить за счет решения следующих задач:
1. Создание условий, обеспечивающих:
развитие жилищного строительства с опережающим обустройством массивов жилищной застройки инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой;
строительство и ввод в эксплуатацию объектов промышленности в установленные стратегией социально-экономического развития Красноярского края сроки;
2. Обеспечение потребностей строительной отрасли Красноярского края в высококачественных, конкурентноспособных, ресурсо- и энергосберегающих строительных материалах, развитие действующих предприятий строительных материалов на инновационной основе;
3. Внедрение технологий с использованием композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории края.
Целевыми показателями, планируемыми к достижению в программном периоде, приняты объем выполненных строительных работ и объем отгруженных товаров, а также ввод в действие общей площади жилых домов.
2.3. План действий министерства по достижению планируемых показателей развития по ВЭД "Строительство"
2.3.1. Основные риски, препятствующие развитию строительной отрасли.
На ход реализации Программы возможно влияние следующих рисков:
макроэкономических рисков, связанных с ухудшением макроэкономической ситуации, следствием чего является снижение объемов инвестиций в экономику в целом, в том числе уменьшение объемов строительства в крае;
сокращение объемов ассигнований федерального бюджета на финансирование строительства объектов, расположенных на территории Красноярского края;
сокращение объемов ассигнований краевого бюджета на финансирование строительства объектов в рамках социальных программ;
значительная дифференциация цен на жилье в городе Красноярске и районах края, что снижает экономическую привлекательность жилищного строительства за пределами краевого центра;
высокая концентрация строительных организаций в городе Красноярске и, как следствие, отсутствие необходимой материально-технической базы на территориях муниципальных образований края препятствует реализации крупных инвестиционных проектов и развитию жилищного строительства за пределами Красноярской агломерации;
высокий уровень износа основных фондов (строительных машин и механизмов, производственных линий), применение устаревших технологий строительства и производства строительных материалов, что в значительной мере снижает конкурентоспособность местных организаций;
дефицит обеспеченных инженерной инфраструктурой площадок под жилищное строительство, что обуславливает высокий уровень издержек при освоении новых территорий и сдерживает развитие малоэтажного жилищного строительства;
наличие значительного количества административных процедур, увеличивающих сроки получения разрешительной документации на строительство;
ухудшение условий привлечения кредитных ресурсов строительными организациями;
усиление конкуренции и развитие производства строительных материалов в регионах Сибирского федерального округа;
низкий уровень инвестиций в научно-технические разработки и исследования в области строительных материалов и технологий;
инновационно-технологических рисков, связанных, прежде всего с капиталоемкостью модернизации существующих мощностей и слабо развитой конкуренцией на внутреннем рынке, что может быть причиной отсутствия заинтересованности в применении инноваций у бизнес-сообщества, который проявляется в неблагоприятном осуществлении процесса модернизации производств отрасли, строительства новых предприятий;
несовершенство российского законодательства в области защиты прав научных разработок;
недостаток рабочих строительных специальностей, что способствует привлечению низкоквалифицированной иностранной рабочей силы и снижению качества выполнения работ.
Одним из существенных рисков является изменение ситуации на рынке жилищного строительства в связи с изменениями федерального законодательства. С 01.07.2018 вступают в действие новые требования к застройщикам жилья, касающиеся финансовой стороны строительного бизнеса:
размер собственных финансов застройщика, направляемых в строительство, не должен быть меньше 10% от объема инвестиций к моменту утверждения проектной декларации; административные расходы не могут превышать 10% от проектной стоимости строительства, а общая сумма авансовых платежей - не более 30%;
застройщик лишается права привлекать какие-либо займы помимо целевого кредита на проект. Все финансирование строительства должно идти через единый расчетный счет, который можно открыть только в уполномоченном банке;
ограничена возможность застройщика привлекать средства одновременно по нескольким разрешениям на строительство. Вводится принцип "один застройщик - одно разрешение на строительство". Соответственно, для крупных проектов, насчитывающих несколько этапов строительства, разрешительную и проектную документацию необходимо будет утверждать до старта реализации, а это повлечет за собой увеличение расходов.
Данные изменения могут спровоцировать заметный рост себестоимости строительства, что в будущем может привести либо к росту цен, либо к снижению доходности девелоперского бизнеса. Учитывая текущую ситуацию на рынке жилья Красноярского края, где ощущается переизбыток предложения, часть застройщиков будет вынуждена свернуть свою деятельность либо серьезно пересмотреть ее параметры.
В целях создания благоприятных условий развития организаций и строительной отрасли, обеспечения стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, министерством планируется осуществление комплекса мероприятий, представленных далее:
2.3.2. Устранение избыточных административных барьеров в рамках реализации плана-графика мероприятий по внедрению целевой модели "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" в составе приоритетного проекта Красноярского края "Улучшение инвестиционного климата Красноярского края".
В целях сокращения сроков реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства, в результате увеличения объемов жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения, принято постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 1336-р об утверждении "Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" (далее - "дорожная карта"). Целями "дорожной карты" являются: упрощение градостроительной подготовки земельных участков; совершенствование регуляторной среды; сокращение административных барьеров в строительстве, включая сокращение количества процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов, а также совокупного времени и расходов на их прохождение.
В рамках исполнения "дорожной карты" постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства (далее - Перечень), который включает 139 процедур.
О результатах внесения изменений в Перечень министерство размещает на собственном официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию в отношении процедур, включенных в Перечень и предусмотренных нормативными правовыми актами Красноярского края и муниципальными правовыми актами.
В целях приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с Перечнем министерство осуществляет мониторинг исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства на территории Красноярского края.
Кроме того, служба по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края (далее - служба) ежегодно осуществляет проверки соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований края (далее - ОМСУ) законодательства о градостроительной деятельности.
За 2017 год службой проведено 36 проверок соблюдения ОМСУ законодательства о градостроительной деятельности, из которых 30 плановых, 6 - внеплановых.
По итогам проверок выявлены многочисленные случаи, как отсутствия необходимых административных регламентов, так и случаи несоответствия имеющихся административных регламентов действующему законодательству. Выданы предписания об устранении выявленных нарушений, исполнение которых находится на постоянном контроле.
В целях реализации "дорожной карты" в составе приоритетного проекта Красноярского края "Улучшение инвестиционного климата Красноярского края" утвержден план-график реализации мероприятий по внедрению целевой модели "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование", которым с 2017 года до завершения 2021 года предусмотрено поэтапное достижение показателей:
подготовка, согласование, утверждение и размещение в федеральной государственной информационной системе (далее - ФГИС ТП) местных нормативов градостроительного проектирования, нормативов градостроительного проектирования городов федерального значения - 100% муниципальных образований Красноярского края;
обеспечение принятия документов территориального планирования - 100% муниципальных образований Красноярского края;
обеспечение сбалансированного перспективного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур местного значения на основании генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (для городов федерального значения - государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на развитие социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры) - 100% муниципальных образований Красноярского края;
обеспечение установления территориальных зон и градостроительных регламентов - 100% муниципальных образований Красноярского края;
получение градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) - 100% муниципальных образований края, в том числе: сокращение сроков предоставления услуг по выдаче градостроительного плана земельного участка до 15 рабочих дней; уровень обеспечения предоставления услуг в электронном виде (доля предоставленных услуг на 31.12.2021 составит 70% от общего числа аналогичных услуг), по принципу "одного окна" в МФЦ (доля предоставленных услуг на 31.12.2021 составит 30% от общего числа аналогичных услуг);
заключение договоров подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, электрическим сетям, включая получение технических условий, в том числе: оптимизация сроков предоставления услуг по заключению договоров подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, электрическим сетям, включая получение технических условий - не более 30 дней; уровень обеспечения предоставления услуг в электронном виде (доля предоставленных услуг на 31.12.2021 составит 60% от общего числа аналогичных услуг), по принципу "одного окна" в МФЦ (доля предоставленных услуг на 31.12.2021 составит 40% от общего числа аналогичных услуг);
прохождение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе: сокращение срока получения заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до 30 календарных дней; уровень обеспечения предоставления услуг в электронном виде (доля предоставленных услуг на 31.12.2021 составит 90% от общего числа аналогичных услуг);
получение разрешения на строительство, в том числе: сокращение срока получения разрешения на строительство до 5 рабочих дней; предоставление услуг в электронном виде (доля предоставленных услуг на 31.12.2021 составит 70% от общего числа аналогичных услуг), по принципу "одного окна" в МФЦ (доля предоставленных услуг на 31.12.2021 составит 30% от общего числа аналогичных услуг);
сокращение количества и до завершения 2021 года исключение дополнительных процедур Перечня, осуществляемых на территориях муниципальных образований края.
Обеспечивающими факторами являются: уровень развития онлайн-сервисов в сфере строительства: наличие "калькулятора процедур", наличие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности регионального уровня в электронном виде, наличие "контактного центра" по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере строительства в электронном виде; эффективность регионального "проектного офиса" в сфере строительства: уровень удовлетворенности заявителей качеством предоставленных услуг в сфере строительства в рамках национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации к 2021 году 4,8 из 5 возможных (средний балл оценки); уровень информированности участников градостроительных отношений.
2.3.3. Реализация мероприятий государственных программ Красноярского края:
2.3.3.1. "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан", утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 N 514-п (далее - государственная программа N 1).
Мероприятия государственной программы N 1 направлены на решение основных задач:
создание условий для увеличения объемов ввода жилья, в том числе стандартного жилья;
обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
создание условий для повышения доступности ипотечных жилищных кредитов для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края;
оказание содействия в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
По итогам реализации государственной программы N 1 планируется к 2021 году:
обеспечить долю ввода жилья, соответствующего стандартам экономического класса, - 60%;
в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований Красноярского края построить (приобрести) жилье общей площадью 99,5 тыс. кв. м;
переселить из аварийного жилищного фонда муниципальных образований Красноярского края 4363 человека;
предоставить социальные выплаты при уплате кредитов (займов), привлеченных на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома на территории Красноярского края, в 2021 году 2937 гражданам;
предоставить социальные выплаты на улучшение жилищных условий 1917 семьям;
высвободить 624 жилых помещения, пригодных для постоянного проживания, для повторного заселения лицами, проживающими в домах аварийного жилищного фонда, в домах, признанных не пригодными для постоянного проживания, и иными гражданами в соответствии с действующим жилищным законодательством.
В результате к 2021 году общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, составит 26,1 кв. м с увеличением к 2025 году до 28,0 кв. м.
В том числе по подпрограммам:
подпрограмма "Стимулирование жилищного строительства" государственной программы N 1 (далее - подпрограмма) реализуется с 2014 по 2021 год.
Результатами достижения цели определены следующие показатели:
годовой объем ввода жилья в 2021 году - 1300 тыс. кв. метров;
площадь земельных участков, обеспеченных (полностью или частично) коммунальной и транспортной инфраструктурой, предоставляемая для семей, имеющих троих и более детей, к 2021 году - 435,0 га (ежегодно по 145,0 га).
Для решения задачи формирования земельных участков для жилищного строительства с обеспечением их коммунальной и транспортной инфраструктурой предусмотрено выделение субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на строительство муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры;
подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" государственной программы N 1 (далее - подпрограмма) реализуется с 2014 по 2019 год.
Целью подпрограммы является обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Красноярского края.
Для достижения цели необходимо решить задачу по строительству (приобретению) жилья для переселения граждан, проживающих в жилых домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Результатами достижения цели определены следующие показатели:
объем общей площади жилья, построенного (приобретенного) в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда к 2021 году, - 20,8 тыс. кв. м;
количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда муниципальных образований Красноярского края к 2021 году, - 2090 человек.
Для решения задачи строительства (приобретения) жилья для переселения граждан, проживающих в жилых домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, предусмотрено выделение субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на строительство жилья, участие в долевом строительстве многоквартирных домов, приобретение жилых помещений, выплату возмещения собственникам жилых помещений за изымаемое жилое помещение для переселения граждан, проживающих в жилых домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также на снос таких домов после расселения граждан;
подпрограмма "Повышение доступности ипотечного кредитования" государственной программы N 1 (далее - подпрограмма) реализуется с 2014 по 2021 год.
Результатами достижения цели определены следующие показатели:
количество граждан, получивших социальные выплаты при уплате кредитов (займов), привлеченных на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома на территории Красноярского края, нарастающим итогом к 2021 году - 2937 человек;
общее количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов в Красноярском крае нарастающим итогом в 2021 году - 48000 кредитов.
Для решения задачи создания условий для повышения доступности ипотечных жилищных кредитов для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края предусмотрены социальные выплаты: на погашение процентной ставки по кредитам, привлеченным работниками бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий; на погашение основного долга по кредитам (займам), привлеченным работниками бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий; на оплату процентной ставки по кредитам (займам), привлеченным гражданами, имеющими четверых и более детей, на улучшение жилищных условий; на возмещение расходов по уплате процентов по кредитам или займам, направленным на завершение строительства многоквартирных домов, расходов по оплате завершения строительных работ малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма гражданам; на погашение основного долга по кредитам (займам), привлеченным отдельными категориями ветеранов на улучшение жилищных условий;
подпрограмма "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" государственной программы N 1 (далее - подпрограмма) реализуется с 2014 по 2021 год.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан для улучшения жилищных условий;
высвобождение для повторного заселения в районах отселения жилых помещений, сдаваемых семьями, выезжающими в результате реализации мероприятий подпрограммы;
строительство (приобретение) жилья для работников муниципальных учреждений отраслей бюджетной сферы.
Результатами достижения цели определены следующие показатели:
количество семей, которым оказана социальная поддержка путем предоставления социальных выплат на улучшение жилищных условий за 2019-2021 гг. - 2117 семей;
количество жилых помещений, переданных в органы местного самоуправления за 2019-2021 гг., - 624 помещения.
Для решения задач: улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан; высвобождения для повторного заселения в районах отселения жилых помещений, сдаваемых семьями, выезжающими в результате реализации мероприятий подпрограммы; строительства (приобретение) жилья для работников муниципальных учреждений отраслей бюджетной сферы планируются:
социальные выплаты на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка, за счет средств краевого бюджета и ПАО "ГМК "Норильский никель";
субвенции бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим за пределы муниципального района, на приобретение (строительство) жилья;
субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение деятельности специалистов, осуществляющих переданные государственные полномочия по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
дополнительные социальные выплаты на приобретение жилья на территории города Красноярска гражданам, подвергшимся воздействию радиации, и приравненным к ним лицам;
социальные выплаты на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края;
субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья;
предоставление дополнительной социальной выплаты молодой семье при рождении (усыновлении) 1 ребенка;
субсидия Красноярскому краевому фонду жилищного строительства на строительство и приобретение жилых домов (жилых помещений) в муниципальных образованиях края для предоставления работникам учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной защиты населения;
социальные выплаты на возмещение расходов по оплате найма жилых помещений гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков на территории Красноярского края;
подпрограмма "Развитие земельных отношений муниципальных образований" государственной программы N 1 (далее - подпрограмма) реализуется с 2016 по 2019 год.
Для достижения цели необходимо решить задачу по недопущению выбытия из гражданского оборота земельных участков (сокращение количества сделок с земельными участками), границы которых подлежат уточнению в связи с пересечением таких земельных участков с границами муниципальных образований.
Результатами достижения цели определены следующие показатели:
количество муниципальных образований края (муниципальных районов, городских округов), в отношении которых проведены землеустроительные работы по изменению (уточнению) описания местоположения границ муниципальных образований, к 01.01.2020 - 51 единица;
количество муниципальных образований края (муниципальных районов, городских округов), сведения об уточненных границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, к 01.01.2021 - 51 единица.
Для решения задачи недопущения выбытия из гражданского оборота земельных участков (сокращение количества сделок с земельными участками), границы которых подлежат уточнению в связи с пересечением таких земельных участков с границами муниципальных образований предусмотрено проведение землеустроительных работ по изменению (уточнению) описания местоположения границ муниципальных образований, внесение сведений о границах муниципальных образований по итогам проведения землеустроительных работ в Единый государственный реестр недвижимости;
2.3.3.2. "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды", утвержденной постановлением Правительства края от 29.08.2017 N 512-п (далее - государственная программа N 2).
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы "Благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований" государственной программы N 2 к 2021 году:
доля благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов от общего количества дворовых территорий многоквартирных домов муниципальных образований Красноярского края, нуждающихся в благоустройстве по результатам инвентаризации, на территории которых утверждены муниципальные программы по формированию современной городской среды, не менее 25% (в 2018 году - 10%);
доля благоустроенных общественных территорий, от общего количества общественных территорий муниципальных образований Красноярского края, нуждающихся в благоустройстве по результатам инвентаризации, на территории которых утверждены муниципальные программы по формированию современной городской среды не менее 13% (в 2018 году - 4%);
2.3.4. Межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти Красноярского края, образовательными учреждениями, организациями строительной отрасли по развитию профессиональных учебных центров, формированию программ подготовки кадров строительных специальностей с учетом потребностей организаций строительной отрасли края, проведению ярмарок вакансий организаций строительной отрасли на площадках профильных учебных заведений.
В целях обеспечения строительной отрасли в квалифицированных кадрах в период 2019-2021 годов министерство планирует реализацию следующих мероприятий:
расширение участия организаций строительной отрасли в процессе трудоустройства и организации стажировок выпускников профильных образовательных организаций, а также прохождения производственных практик учащимися, в том числе путем заключения соответствующих соглашений с организациями высшего образования, среднего профессионального образования;
развитие высокотехнологичных учебных центров и ресурсных центров крупных производителей строительных материалов на базе образовательных организаций среднего профессионального образования строительной отрасли;
межведомственное взаимодействие с агентством труда и занятости населения Красноярского края в рамках реализации положений "Стратегии управления рынком труда Красноярского края до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства края от 27.12.2013 N 992-р (прогнозирование кадровой потребности предприятий отрасли, в том числе реализующих инвестиционные проекты, выработка предложений по оптимизации профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов в организациях профессионального образования Красноярского края, кадровое обеспечение предприятий отрасли за счет эффективного использования кадровых ресурсов региона, повышение доступности информации о кадровой потребности предприятий отрасли и возможных механизмах ее заполнения);
участие в проведении ежегодных ярмарок вакансий организаций строительной отрасли на площадках профильных учебных заведений.
2.3.5. Содействие развитию и повышению конкурентоспособности архитектурно-проектного комплекса Красноярского края с учетом задач экономического и социального развития региона и отдельных территорий.
Проектная документация дает возможность до начала собственно строительства оценить реализуемость, надежность, экономическую эффективность объекта недвижимости с различных точек зрения, включая действующее законодательство, нормы и правила, требования общества и экономическую ситуацию. Решение указанных задач возложено на проектные организации.
Архитектурно-проектный комплекс в целом обеспечивает потребность капитального строительства в проектных работах. Тем не менее существует ряд проблем, влияющих на качество разрабатываемой проектной документации и сроки ее подготовки:
недостаточная подготовка кадров, в том числе низкая квалификация застройщиков и заказчиков, отсутствие разумной ценовой политики в отношении проектно-изыскательских работ, занижение заказчиками стоимости таких работ, низкое качество инженерных изысканий и оформления их результатов;
несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической базы проектирования, несовершенство методологии и технологии проектирования, в том числе при типовом проектировании;
отсутствие качественного отечественного программного обеспечения для выполнения проектных работ, использование устаревших программных комплексов для осуществления проектных работ и подсчета смет;
отсутствие единых стандартов, определяющих основные стандарты и правила проектирования с применением технологии информационного моделирования объекта (BIM-проектирование);
несовершенство механизмов, обеспечивающих своевременное включение инноваций в документы технического регулирования строительной отрасли.
В последнее время приняты меры, направленные на воссоздание системы типового проектирования на принципиально новой основе с использованием инновационного подхода в проектировании, возможностей информационных технологий и соблюдения авторских прав. Сформирован запрос общества на разработку типовых проектов малоэтажных жилых домов, учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, учреждений среднего профессионального образования, высших учебных заведений с кампусами.
Анализ показывает, что внедрение системы типового проектирования (типовые проекты, нормали, типовые проектные решения) сократит расходы средств бюджетов всех уровней (стоимость строительства объектов, возводимых по типовым проектам, как правило, на 10-20% ниже стоимости аналогичных объектов, построенных по индивидуальным проектам), а также значительно сократит объем и сроки проектирования и строительства.
Отсутствие нормативных баз для внедрения и использования технологий информационного моделирования в проектировании (BIM-проектирование) и, как следствие, невозможность внедрения современных технологий для реализации всех стадий жизненного цикла проекта лишает возможности экономии бюджетных средств на этапе СМР, эксплуатации, реконструкции и ликвидации объекта.
При реализации государственной политики по указанным направлениям необходимо решение следующих задач:
повышение качества проектных работ, обеспечение внедрения новых материалов и технологий строительства и проектирования, включая информационное моделирование и прогнозное математическое моделирование;
разработка и утверждение порядка создания и ведения единого классификатора нормативно-технических документов, применяемых при строительстве, архитектурно-строительном проектировании и инженерных изысканиях;
установление требований к стадийности, составу и содержанию проектной документации в зависимости от вида и сложности объектов капитального строительства;
расширение перечня объектов капитального строительства, для которых оценка соответствия выполняется в форме декларации;
выполнение оценки соответствия зданий и сооружений по контролируемым параметрам и качественным характеристикам, установленным в строительных нормах обязательного применения;
регулирование доступа на рынок труда профессиональных архитекторов и инженеров-проектировщиков путем введения системы их аттестации;
создание условий для более активного и ответственного участия проектных организаций в строительстве, в том числе путем повышения роли авторского надзора;
развитие системы типового проектирования, основанной на создании цифровых баз проектов повторного применения, типовых проектов, типовых проектных решений, в том числе типовых нормалей, типовых строительных конструкций, типовых конструктивных серий, типовых деталей, изделий и узлов и организации доступа к этим базам данных;
создание информационных баз данных строительных материалов и технологических карт, применяемых при возведении объектов капитального строительства, включая классификаторы, каталоги, сведения о текущей стоимости материалов и работ.
В том числе, для решения указанных задач на стадии реализации министерством будут проведены следующие мероприятия:
работа по формированию окончательного перечня юридических лиц, которые должны будут ежеквартально предоставлять информацию в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС). В соответствии с частью 7 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации о ценообразовании и сметном нормировании в области градостроительной деятельности Российская Федерация совершенствует систему ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности в целях создания максимально эффективной системы ценообразования, выработки консолидированных решений по рассматриваемым вопросам и обеспечения достоверного определения сметной стоимости. Переход на ресурсную модель ценообразования в строительстве находится на завершающей стадии: приняты необходимые законодательные решения и нормативные акты, введена в эксплуатацию ФГИС ЦС, утверждены методики и правила формирования стоимости строительства, начата работа по формированию цены стройматериалов в разрезе регионов на основе мониторинга цен строительных ресурсов. В ФГИС ЦС будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, стоимости технических и трудовых ресурсов с учетом территориальной специфики. На все элементы выполняемой при строительстве работы в разрезе трудозатрат рабочих, применяемых стройматериалов и техники, будут сформированы ценовые нормы. Далее на их основе будут рассчитываться показатели стартовой сметной стоимости строительства того или иного объекта. По состоянию на 01.07.2018 в результате проведенной работы по верификации сведений о юридических лицах перечень насчитывает 124 юридических лица (перечень, представленный Росстатом 06.07.2017, насчитывал 489 юридических лиц и их территориально обособленных подразделений, осуществляющих деятельность по производству материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов на территории Красноярского края, включенных в классификатор строительных ресурсов);
работа по включению проектной документации в реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования. В соответствии с пунктом 5.12 частью 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 N 389 "О порядке признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документации повторного использования" Минстрой России формирует реестр экономически эффективной проектной документацией повторного использования. По состоянию на 01.10.2018 в реестр внесена проектная документация по 10 объектам, размещенным на территории Красноярского края, в том числе: 6 объектам социальной инфраструктуры, 1 объекту жилищно-коммунального хозяйства, 3 объектам спортивного назначения;
проведение совместно с Краевым государственным автономным учреждением "Красноярская краевая государственная экспертиза" комплекса организационных и технических мероприятий по переходу на ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. В соответствии с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ, создан новый информационный ресурс в сфере строительства - Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее - ЕГРЗ). Приказом Минстроя России от 11.01.2017 N 13 пр оператором ЕГРЗ определено ФАУ "Главгосэкспертиза России". Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2017 N 878 утверждены Правила формирования ЕГРЗ проектной документации объектов капитального строительства, которыми установлено, что формирование и ведение ЕГРЗ должно осуществляться с использованием ГИС ЕГРЗ.
Цели создания ГИС ЕГРЗ:
обеспечение единого доступа к консолидированной информации о заключениях экспертизы, проектной документации и инженерных изысканиях в отношении объектов капитального строительства, в том числе в отношении экономически эффективной проектной документации повторного использования;
повышение информационной открытости деятельности экспертных организаций;
повышение оперативности и качества принимаемых управленческих решений, направленных на сокращение инвестиционного цикла и оптимизации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при проектировании объектов капитального строительства.
2.3.6. Проведение контрольных мероприятий, направленных на соблюдение установленных требований к качеству выполняемых строительных работ.
Полномочия по соблюдению участниками строительства градостроительного законодательства при возведении объектов капитального строительства осуществляет служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба). Предметом государственного строительного надзора является проверка: соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов); лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации; застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда. Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) службы в соответствии с программой проверок, которая разрабатывается должностным лицом службы с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Кроме того, проводятся внеплановые проверки, число которых определяется количеством поступивших обращений, послуживших основанием для их проведения; количеством выданных предписаний, проверки исполнения которых, также относятся к внеплановым проверкам. Итоговые проверки проводятся по факту получения извещения от застройщиков об окончании строительства объекта; результатом проверок о соответствии объектов техническим регламентам и проектной документации является утвержденное заключение, таким образом, полномочия службы по надзору исполнены. В целях повышения качества выполняемых строительных работ: исполнение программных проверок в отношении поднадзорных объектов по итогам завершения года должно составлять 100%; количество устраненных недостатков от общего числа выявленных при осуществлении государственного строительного надзора - ежегодно сокращаться.
2.3.7. Создание условий для развития инновационной деятельности в строительном комплексе края: развитие действующих предприятий строительных материалов на инновационной основе, внедрение технологий с использованием композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории края.
Постоянно растущие требования к качеству строительства, удлинению жизненного цикла объектов капитального строительства, к их безопасности, диктуют потребность в улучшении прочностных и эксплуатационных характеристик строительных материалов, изделий и конструкций при условии снижения массы конструкции (или ее элемента), а также необходимость увеличения объемов жилищного строительства в крае обуславливает потребность в применении современных экономичных и долговечных материалов, обладающих повышенными эксплуатационными и потребительскими свойствами. В связи с этим особое внимание уделяется использованию новых перспективных композиционных материалов с высоким уровнем технических, эстетических, а также специальных характеристик для изделий, конструкций и материалов, что приведет к увеличению объемов капитального строительства и дорожного строительства.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
создание единой нормативно-технической базы; точечные инвестиции в перспективные НИОКР и поддержка инжиниринговой деятельности;
создание современной системы подготовки кадров - на сегодняшний день в отрасли работает недостаточное количество квалифицированных специалистов, способных ее развивать;
увеличение объемов производства и потребления инновационной продукции композитных материалов, обеспечивающей снижение стоимости и увеличение сроков безремонтной эксплуатации конструкций, изделий, зданий и сооружений, произведенных, построенных или отремонтированных с применением композитов на территории края;
повышение эффективности и инновационности государственных и муниципальных закупок, осуществляемых органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления муниципальных образований края (в том числе в рамках государственных программ, федеральных, региональных и других программ, региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса) за счет применения композитов, конструкций и изделий из них;
повышение эффективности деятельности государственных и частных организаций, расположенных на территории края и осуществляющих деятельность в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта, за счет применения композитов, конструкций и изделий из них.
Приоритетными сферами применения композиционных материалов являются следующие: дорожное строительство, строительство капитальных объектов, капитальный ремонт многоэтажных жилых домов.
Отдельные виды производимой в Красноярском крае композитной продукции:
геомембрана (синтетическое полотно - современный строительный материал с абсолютной водонепроницаемостью);
анкерный лист V-LOCK (полимерный лист с V-образными анкерными элементами для защиты сборных железобетонных конструкций);
георешетка дорожная армированная РД (плоская георешетка, изготовленная из высокопрочных композитных полос, сваренных между собой в местах переплетения);
георешетка полимерная СД (плоская двуосноориентированная георешетка с жесткими узловыми соединениями);
бентонитовый мат (водонепроницаемый композит, состоящий из гранул бентонитовых глин, расположенных между полотнами тканого и нетканого геотекстиля, соединенными иглопробивным способом);
гидромат (дренажный мат, объемная сетка с ромбовидным расположением полимерных прутков в трех плоскостях).
В настоящее время композиционные материалы активно используются на территории края.
В жилищном строительстве организациями строительной отрасли ЗАО "Фирма "Культбытстрой", ООО "Монолитхолдинг", ООО "УСК "Сибиряк", группа строительных компаний "Красстрой-центр" применяются следующие слоистые и волокнистые композиционные материалы:
композитные холсты, ламели, стержни на основе углеродных высокопрочных волокон, предназначенные для усиления и восстановления несущей способности строительных конструкций;
строительные теплоизоляционные плиты и сэндвич-панели из экструдированного пенополистирола.
В дорожном строительстве, в частности при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, применяются: объемные георешетки с перфорацией; трещинопрерывающие георешетки; полиэфирные геосетки; геосинтетическое полотно; нетканое иглопробивное полотно различной плотности; геотекстиль и тканый геотекстиль; адгезионные добавки, различные модификаторы, которые меняют структуру битума, улучшая его физико-механические свойства.
Инновационный проект "Производство систем с применением энергоэффективного комбинированного кронштейна L-BCtK Краспан" предусматривает использование энергоэффективного комбинированного кронштейна и его комплектующих с различными облицовочными материалами. Комбинированные энергоэффективные кронштейны, которые изготавливаются из огнестойкого стального композитного материала "КраспанКоппозит-ST", имеют следующие преимущества перед используемыми: уменьшенная металлоемкость системы, увеличенная несущая способность, низкая теплопроводность кронштейна, меньший вес системы на кв. м стены здания, минимальное количество элементов крепления к стене. Серийный запуск производства продукции позволит снизить среднюю стоимость квадратного метра навесного фасада, обеспечить надежную, безопасную, многолетнюю эксплуатацию фасадов с применением данных систем.
Крупнейшими организациями в сфере производства и распространения композиционных материалов являются ООО "КраспанИнновации", ООО "Технологъ", ЗАО "ТехПолимер".
В целях популяризации и распространения композиционных материалов среди организаций строительной отрасли края в прогнозный период при поддержке министерства планируется проведение ежегодных ярмарочно-выставочных мероприятий, среди которых:
"Строительство и архитектура" - ежегодная специализированная выставка строительных и архитектурных проектов, проводится во второй половине января ежегодно;
"Строительные и отделочные материалы" - выставка, объединяющая крупнейшие выставки строительных и отделочных материалов, технологий и оборудования для их производства, проводится в первой половине мая ежегодно.
На площадках выставки крупнейшие строительные организации заключают договоры на закупку и поставку оборудования, устанавливают бизнес-контакты и определяют тенденции предстоящего года.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий Программы представлен в приложении N 1 к Программе.
Информация об инвестиционных проектах, реализуемых в рамках программы, представлена в приложении N 2 к Программе.
Информация о планируемых объемах бюджетных ассигнований, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности, представлена в приложении N 3 к Программе.
План действий министерства, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, представлен в приложении N 4 к Программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности
В рамках выполнения поставленных задач в 2021 году планируется достижение показателей развития строительной отрасли (по отношению к 2017 году):
1. По ВЭД "Строительство":
увеличение объема выполненных строительных работ до 222 711,9 млн рублей (126,3%);
увеличение прибыли (убыток) до налогообложения - 1453,6 млн рублей (125,9%);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 28,7 млрд рублей (120,2%);
увеличение объема инвестиций в основной капитал - 4 454,3 млн рублей (116,5% к 2016 году, 64,7% к 2017 году);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 33 754,8 млн рублей (118,5%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы -47 595,6 рублей (114,3%);
увеличение среднесписочной численности работников - 59 100 человек (103,6%);
увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования - 1 300 тыс. кв. метров (123,0%).
2. По ВЭД "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов":
увеличение объема отгруженных товаров до 25 255,4 млн рублей (117,7%);
изменение объемов производства строительных материалов следующим образом:
производство портландцемента, цемента глиноземистого, цемента шлакового и аналогичных гидравлических цементов - 1992,1 тыс. тонн (104,3%);
производство кирпича керамического неогнеупорного строительного, кирпича строительного (включая камни) из цемента, бетона или искусственного камня - 183,7 млн условных кирпичей (110,7%);
блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня - 566,0 тыс. куб. метров (105,1%);
производство бетона готового для заливки (товарного бетона) - 615,0 тыс. куб. метров (99,2%);
производство листов асбестоцементных (шифер) - 65,0 млн штук (129,0%);
производство материалов и изделий минеральных тепло- и звукоизоляционных - 582 тыс. куб. метров (100,2%);
увеличение прибыли до налогообложения - 642,3 млн рублей (120,0%);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 8 321,2 млн рублей (104,2%);
увеличение объема инвестиций в основной капитал - 1 339,4 млн рублей (120,0%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 2 847,3 млн рублей (115,1%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы - 34 238,5 рублей (114,3%);
увеличение среднесписочной численности работников - 6 930 человек (100,7%).
3. Показатели, характеризующие динамику качества выполняемых строительных работ:
исполнение программных проверок постоянно на уровне 100%;
увеличение доли устраненных недостатков от общего числа выявленных при осуществлении государственного строительного надзора до 85%.
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли представлен в приложении N 5 к Программе.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет края, представлена в приложении N 6 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.