Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
Транспорт играет важнейшую роль в экономике Красноярского края и в последние годы в целом удовлетворяет спрос населения и экономики в перевозках пассажиров и грузов.
Транспортная система Красноярского края включает автомобильный и городской электрический, железнодорожный, внутренний водный и воздушный транспорт.
Развитие транспорта и других отраслей экономики тесно взаимосвязано. Характер подвижности населения, уровень развития производства и торговли определяют спрос на услуги транспорта. Вместе с тем транспорт является системообразующим фактором, влияя на уровень жизни и развития производительных сил. Пассажирский транспорт, как одна из социально значимых отраслей экономики, играет достаточно большую роль в обеспечении качества жизни населения. От эффективности функционирования пассажирского транспортного комплекса во многом зависит сохранение социальной и экономической стабильности региона.
Показатели транспортной отрасли (далее - отрасль) в общих объемах краевых показателей за 2017 год следующие:
численность занятых в отрасли составляет 74,9 тыс. человек, или 7,7% от общей численности занятых в экономике региона;
объем инвестиций в отрасли составляет 29,7 млрд рублей, или 7,8% от общих инвестиций в Красноярском крае.
Общий объем услуг, оказанных предприятиями транспорта в 2017 году, составил 201,6 млрд рублей, из них наибольшая доля - 34,5% приходится на воздушный транспорт, 26,7% объема услуг приходится на вспомогательную транспортную деятельность, 22,9% - на железнодорожный транспорт, 12,0% - на автомобильный транспорт, 3,3% - на водный транспорт.
В 2017 году объем перевезенных грузов составил 136,9 млн тонн. Основные объемы грузовых перевозок в крае приходятся на автомобильный (57,1%) и железнодорожный (38,9%) виды транспорта.
Основными видами перевозимых в Красноярском крае грузов являются уголь, нефть и нефтепродукты, алюминий, руда, цветные металлы, лесные и строительные грузы.
В 2015 году количество перевезенных пассажиров составило 272,1 млн человек, в 2016 году - 229,8 млн человек. В 2017 году - 249,0 млн человек, из них 223,3 млн человек, или 89,7%, перевезено автомобильным транспортом; 15,0 млн человек, или 6,0%, перевезено городским электрическим транспортом; 7,1, 2,9 и 0,8 млн человек, или 2,8%, 1,2% и 0,3%, - железнодорожным, воздушным и водным видами транспорта соответственно.
В прогнозируемом периоде в целом ожидается снижение количества перевезенных пассажиров. Исключением будет являться 2019 год, когда в условиях проведения XXIX Всемирной зимней универсиады в г.Красноярске прогнозируется рост перевезенных пассажиров до 102,1% к 2018 году. В 2020 и в 2021 годах в условиях дальнейшего развития автомобилизации населения темпы прогнозируются на уровне 97,9% и 98,9% соответственно. В целом в трехлетнем периоде количество перевезенных пассажиров общественным транспортом всех видов снизится на 8 млн человек: в 2019 году количество перевезенных пассажиров составит 251,5 млн человек, в 2020 году снизится и составит 246,2 млн человек, к концу 2021 года - составит 243,5 млн человек.
Основными причинами снижения количества перевезенных пассажиров автомобильным транспортом являются:
активная автомобилизация населения;
увеличение объемов услуг легкового такси.
Объем услуг, оказанный основными предприятиями, определяющими тенденции и показатели развития отрасли и обеспечивающими достижение целей и показателей программы, в 2017 году составил 102,6 млрд рублей.
К основным предприятиям отрасли относятся:
Красноярская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги";
АО "Краспригород";
ГПКК "Канское пассажирское автотранспортное предприятие";
ГПКК "Краевое автотранспортное предприятие";
МП г.Красноярска "Горэлектротранс";
МП г.Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 5";
МП г.Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 7";
ООО "Нортранс-Норильск";
МУП "Норильское производственное объединение пассажирского автомобильного транспорта";
ООО "Норильский промышленный транспорт";
АО "Енисейское речное пароходство";
АО "ПассажирРечТранс";
АО "КрасАвиа";
ООО "АэроГео";
АО "Норильск Авиа";
ООО "Авиакомпания "Турухан";
ООО "Аэропорт Емельяново";
АО "КрасАвиаПорт";
ООО "Аэропорт Норильск";
АО "Красноярский речной порт";
АО "Лесосибирский порт".
Железнодорожный транспорт представлен Красноярской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД" и АО "Краспригород".
Подразделения ОАО "Российские железные дороги", расположенные в границах Красноярской железной дороги, осуществляют предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. Эксплуатационная длина дороги составляет 3 158 км.
Инженерные сооружения дороги: 19 действующих тоннелей протяженностью 21 км; 1 063 моста, виадука, путепровода под железной дорогой; 2 154 водопропускных трубы.
Всего на дороге 180 станций. Крупнейшая пассажирская станция - Красноярск, сортировочная - Красноярск-Восточный. Общее количество платформ для посадки и высадки пассажиров - 668.
Из всех действующих станций и остановочных пунктов, выполняющих пассажирские операции, продажу билетов и прием багажа осуществляют 45, только продажу билетов - 36, только посадку и высадку пассажиров (без продажи билетов и приема багажа) - 443.
На дороге функционируют 5 эксплуатационных локомотивных депо и 7 оборотных локомотивных депо Дирекции тяги; 5 ремонтных локомотивных депо и 4 ремонтно-локомотивных депо; 3 эксплуатационных вагонных депо и одна промывочно-пропарочная станция.
Кроме того, в регионе деятельности Красноярской железной дороги расположены 3 ремонтных вагонных депо Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской дирекций по ремонту грузовых вагонов.
В целях развития железнодорожной отрасли планируется осуществить строительство (совместно с Тувинской энергетической промышленной корпорацией) линии Кызыл - Курагино в увязке с масштабной модернизацией транспортного коридора Междуреченск - Тайшет. Это будет новый "шелковый путь", удобный для транспортировки товаров и ресурсов с богатейших месторождений Тувы.
АО "Краспригород" осуществляет перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом. Перевозка осуществляется на участках: Иланская - Уяр, Боготол - Чернореченская, Чернореченская -Красноярск, Красноярск - Уяр, Красноярск - Дивногорск, Абакан -Кошурниково, (к Красноярскому краю относится участок Енисейская -Кошурниково), Ачинск - Лесосибирск, Решоты - Чунояр. Основной объем перевозок пассажиров осуществляется в весенне-осенний (садово-огороднический) период.
В части позитивных направлений развития железнодорожных перевозок в крае необходимо отметить положительную динамику развития проекта "Городская электричка".
Внутригородской пассажиропоток по итогам 2017 года составил 1,3 млн пассажиров, с приростом к уровню 2016 года на 13%. В целом с 2012 года, а именно с начала реализации проекта, внутригородской пассажиропоток увеличился на 69%.
АО "Краспригород" реализуются мероприятия, направленные на повышение качества обслуживания пассажиров.
Практически все пункты продажи пригородных проездных документов (90%) оборудованы банковскими терминалами для безналичного расчета.
Проводится работа по развитию мультимодальных сообщений. Достигнуто соглашение с главой Манского района Красноярского края о синхронизации 6 рейсов "поезд+автобус" на направлении Камарчага - Шалинское.
Следует отметить, что ОАО "РЖД" в 2016 году утвержден проект по развитию "Городской электрички" Красноярской железной дороги. Предусмотрено выделение средств на сумму 430 млн рублей на строительство платформ на восьми остановочных пунктах, реконструкцию платформ на одном остановочном пункте (Мясокомбинат) и устройство съезда для организации приема поездов по ст.Злобино.
В 2017 году построены платформы на остановочном пункте Северное шоссе, начато строительство посадочных платформ на остановочных пунктах Бобровый лог, Тихие зори, Калинина, а также завершаются проектные работы еще по пяти объектам.
В 2018 году Красноярской железной дорогой планируется открыть три новых остановочных пункта, в связи с чем на внутригородских перевозках предполагается увеличение пассажиропотока на 130 тыс. человек, или 10% к уровню 2017 года.
Актуальным вопросом на сегодняшний день является обновление подвижного железнодорожного транспорта пригородного сообщения.
Данная проблема является системной для всех регионов Российской Федерации, без решения которой в ближайшее время произойдет сокращение железнодорожных перевозок. Так, в Красноярском крае в период с 2018 по 2021 год в связи с истечением срока возможного использования выбытию подлежит 28% парка подвижного состава (9 электропоездов (60 вагонов).
С целью достижения высокого уровня организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом планируется предоставление полной компенсации расходов перевозчика, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения из краевого бюджета, при условии распространения на последующие годы применения льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры, а также обновление подвижного состава.
Внутренний водный транспорт представлен АО "Енисейское речное пароходство" и АО "ПассажирРечТранс".
АО "Енисейское речное пароходство" является основным перевозчиком грузов по водным путям бассейна реки Енисей. Предприятие обладает самым мощным в регионе сухогрузным и танкерным флотом. Флот Енисейского пароходства состоит из порядка 650 судов общей грузоподъемностью около 680 тыс. тонн.
АО "Енисейское речное пароходство" располагает судостроительными и судоремонтными предприятиями и рядом других структурных подразделений, которые обеспечивают полный производственный цикл деятельности компании.
География перевозок значительна: порядка 7 тыс. км, включая территории Крайнего Севера - Эвенкийский и Таймырский муниципальные районы, остров Диксон.
Основным заказчиком, на долю которого приходится более 50% объемов выполняемых пароходством грузоперевозок, и держателем контрольного пакета акций предприятия является ПАО "ГМК "Норильский никель". Соответственно, основной линией грузоперевозок является магистральное направление "Красноярск - Дудинка".
Однако и по некоторым другим направлениям в последние годы наблюдается увеличение грузопотока. Это связано, в первую очередь, с реализацией программ по освоению расположенных на Севере нефтегазоносных месторождений, вступающих в фазу максимальной потребности в материалах.
Вместе с тем пароходство является постоянным участником Северного завоза, снабжая необходимыми ресурсами отдаленные труднодоступные территории Красноярского края. В этой связи стоит отметить такое относительно новое направление работы пароходства, как доставка угля на остров Диксон.
Средний возраст флота составляет 38 лет, и, конечно, существует постоянная потребность в его пополнении новыми судами. Прежде всего, речь идет о несамоходном флоте, так как именно бескомандные баржи подвержены максимальному износу в условиях тяжелой судоходной обстановки и маловодности на сибирских реках.
АО "ПассажирРечТранс" начиная с 2006 года является основным перевозчиком пассажиров на водном транспорте в регионе, исполнителем краевой программы, субсидируемой за счет средств бюджета.
Предприятие осуществляет перевозки на пригородном маршруте Торговый центр - Усть-Мана, на межмуниципальных маршрутах Енисейск - Бор и Красноярск - Дудинка, обслуживает пассажирские линии и паромные переправы внутри муниципальных районов края.
АО "ПассажирРечТранс" эксплуатирует 40 единиц флота, 9 из которых арендованные. В составе имеются водоизмещающие теплоходы, скоростные суда, суда на воздушной подушке, дебаркадеры для посадки/высадки пассажиров в местах подхода к берегу, баржи-площадки, буксиры, паромы.
Расширение маршрутной сети, развитие пассажирских перевозок, в том числе туристического сектора (круизного туризма, прогулочных рейсов) напрямую зависит от исправности, достаточного количества флота, обустроенных подходов судна к берегу, наличия ремонтной базы.
На сегодняшний день особо острым вопросом развития внутреннего водного транспорта региона остается необходимость обновления флота.
В период 2019-2021 годов планируется приобретение двух новых пассажирских судов класса Российского Речного Регистра "М-ПР" для работы в Енисейском бассейне внутренних водных путей на условиях финансовой аренды (лизинга). В бюджете края на эти цели предусмотрены ассигнования в размере 793 млн рублей.
Кроме того, программой ремонта флота АО "ПассажирРечТранс" на 2017 год и плановый период до 2021 года предусмотрен ремонт судов на общую сумму 380,7 млн рублей.
Автомобильный транспорт представлен ГПКК "Канское пассажирское автотранспортное предприятие", ГПКК "Краевое автотранспортное предприятие", МП г.Красноярска "Горэлектротранс", МП г.Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 5", МП г.Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 7", ООО "Нортранс-Норильск", МУП "Норильское производственное объединение пассажирского автомобильного транспорта", ООО "Норильский промышленный транспорт". Большинство из перечисленных предприятий осуществляют пассажирские перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам.
Транспортные организации Красноярского края различных форм собственности, осуществляющие пассажирские перевозки, обслуживают 140 маршрутов, из них 87 межмуниципальных маршрутов междугородного сообщения; 53 межмуниципальных маршрута пригородного сообщения.
В настоящее время перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа осуществляют 45 перевозчиков: 10 - государственные (муниципальные) перевозчики, 35 - частной формы собственности.
Таким образом, доля негосударственных (немуниципальных) перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в общем количестве перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа составляет 77,8%.
Муниципальное предприятие города Красноярска "Горэлектротранс" осуществляет пассажирские перевозки по регулярным городским маршрутам трамваями и троллейбусами, эксплуатирует более 50 км трамвайных путей в однопутном исчислении. Среднесуточный выпуск на линию составляет 38 трамвайных вагонов. Кроме того, эксплуатируются 102 пассажирских троллейбуса со среднесуточным выпуском на линию 68 единиц. Протяженность контактной сети троллейбуса составляет 133,1 км.
Воздушный транспорт представлен АО "КрасАвиа", ООО "АэроГео", АО "Норильск Авиа", ООО "Авиакомпания "Турухан".
Основными видами деятельности воздушных предприятий отрасли являются:
доставка пассажиров, почты, грузов, жизненно важных товаров народного потребления и продуктов питания в населенные пункты Эвенкийского муниципального района, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, а также другие города и населенные пункты;
выполнение срочных санитарных заданий, осуществление аварийно-спасательных дежурств, доставка авиатранспортом людей, работающих на территории Эвенкийского муниципального района, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в нефтяных и геологоразведочных компаниях;
периодическое техническое обслуживание и восстановительные работы на базе технического обслуживания и ремонта авиационной техники в аэропорту Тура - МВЛ (местные воздушные линии), Хатанга;
аэропортовое и наземное обслуживание собственных и сторонних воздушных судов на базе аэропортовых комплексов Тура - МВЛ (местные воздушные линии), Тура (Горный), Байкит, Ванавара, Хатанга, Диксон, Енисейск.
Основным направлением деятельности АО "КрасАвиа" всегда было и остается выполнение внутрирегиональных и внутримуниципальных рейсов на самолетах и вертолетах в районах Крайнего Севера Красноярского края. Основной особенностью производственной деятельности предприятия является выполнение значительного объема социально значимых авиационных пассажирских перевозок и авиационных работ в труднодоступных и удаленных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края.
АО "Норильск Авиа" осуществляет свою деятельность на внутреннем рынке авиационных услуг на севере Красноярского края, располагает достаточным парком собственных и арендуемых ВС типа Ми-8 (Т и МТВ), чтобы удовлетворить потребности региона в авиаперевозках.
Основной целью авиакомпании является своевременное и в полном объеме выполнение вертолетных перевозок в первую очередь в интересах Группы компаний ПАО "ГМК "Норильский никель" (70%) и прочих заказчиков (30%) в г.Норильске и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, а при необходимости и в других регионах РФ.
Авиакомпания "Турухан" предоставляет услуги как в секторе самолетных перевозок, так и в сфере вертолетных услуг. Главная специализация авиакомпании "Турухан" - выполнение чартерных (вахтовых) перевозок и других видов авиационного обслуживания в интересах компаний сырьевого сектора, а также регулярных перевозок высокой социальной значимости, как правило, на территориях с экстремальными условиями. Компания эксплуатирует авиатехнику российских производителей - самолеты Як-42, Ту-134, Ан-24, Ан-26 и вертолеты Ми-8 различных модификаций. Флот компании базируется более чем в десяти аэропортах России - в регионах Севера и Сибири: от Архангельска на западе до Усть-Кута на востоке, от Красноярска на юге до Игарки на севере.
Компания ООО "АэроГео" осуществляет свою деятельность на территории России от Алтая до Камчатки. Приоритетные направления деятельности авиакомпании: коммерческие воздушные перевозки пассажиров и грузов, выполнение авиационных работ любой сложности, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, услуги базирования, хранения, заправки воздушных судов, организация строительства и эксплуатация посадочных площадок. Парк воздушных судов авиакомпании насчитывает более 40 единиц авиационной техники, включающий в себя вертолеты и самолеты различных типов: Ми-8Т, Ми-8МТВ-1, Ми-2, Eurocopter EC-120B, Eurocopter AS 350B3, Robinson R-44, Bell-429, Cessna 208B Grand Caravan, Cessna T206H, DHC-6 Twin Otter, Pilatus PC 12/47.
Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность представлена предприятиями ООО "Аэропорт Емельяново", АО "КрасАвиаПорт", ООО "Аэропорт Норильск", АО "Красноярский речной порт", АО "Лесосибирский порт".
Аэропорт Красноярск (Емельяново) находится в 27 км к северо-западу от города Красноярска и является одним из важнейших авиатранспортных узлов региона, играющим огромную роль в развитии торгово-экономических связей Красноярского края. Аэропорт Красноярск имеет выгодное географическое положение и является стратегическим транзитным узлом в воздушном сообщении между Европой и Азией.
Аэропорт оснащен средствами управления воздушным движением, радионавигации, посадки и связи, обеспечивающими прием/выпуск воздушных судов по II категории ИКАО и соответствует сертификационным требованиям. Существующий аэровокзальный комплекс обслуживает все виды и категории пассажиров: внутрироссийских авиалиний, международных линий, внутрироссийского трансфера и транзита.
ООО "Аэропорт Емельяново" является главным оператором аэропортового комплекса, координирующим деятельность по обеспечению приема и отправки воздушных судов и осуществляющим основные виды аэропортовой деятельности в аэропорту Красноярск (Емельяново).
На сегодняшний день через международный аэропорт Красноярск осуществляют регулярные и чартерные пассажирские перевозки 28 ведущих российских и зарубежных авиакомпаний, маршрутная сеть аэропорта насчитывает 63 направления.
В 2012 году аэропорт Красноярск сертифицирован по международным стандартам PART-145 Европейского агентства по безопасности полетов (EASA).
Пассажиропоток аэропорта в 2017 году достиг 2 297 тыс. пассажиров, что на 26% выше показателя 2016 года. Из них на внутренних направлениях перевезено 1 782 тыс. человек (+18%), на международных направлениях - 477 тыс. человек (+55%). Также отмечено существенное увеличение транзитного пассажиропотока - на 44% до уровня 38 тыс. человек.
Новый пассажирский терминал Красноярского аэропорта, введенный в эксплуатацию в конце 2017 года, оснащен технологичным современным оборудованием, что обеспечивает комфорт и безопасность при обслуживании пассажиров. Терминал обладает высокой пропускной способностью - от 2,5 до 5 млн пассажиров в год.
Основным видом деятельности АО "КрасАвиаПорт" является аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов. В состав предприятия входят два аэропорта и шесть посадочных площадок: Игарка, Черемшанка, Богучаны, Тура, Байкит, Ванавара, Хатанга, Енисейск.
Основными потребителями услуг являются региональные авиакомпании АО "КрасАвиа", ООО АК "Турухан", АО "Авиакомпания НордСтар", ООО "АэроГео" и другие авиакомпании, осуществляющие регулярные и нерегулярные (вахтовые) пассажирские и грузовые перевозки, а также социально значимые перевозки в труднодоступные и удаленные районы Крайнего Севера Красноярского края и приравненные к ним территории.
Для увеличения уровня комфортности и качества обслуживания пассажиров завершены работы по сборке современного модульного быстровозводимого служебно-пассажирского здания общей площадью около 1500 кв. метров в аэропорту Черемшанка. Открытие нового терминала состоялось 28 июня текущего года. Строительство аэропорта осуществлялось с использованием современных технологий, что позволяет обеспечивать комфорт и высокий уровень сервиса при размещении и обслуживании пассажиров, вылетающих в северные аэропорты региона.
Аэропорт Норильск располагается на севере Красноярского края, на юге Таймырского полуострова в 52 км от промышленного и индустриального центра г.Норильск с его градообразующим стратегически важным предприятием ПАО "ГМК "Норильский никель". Имеет статус внутреннего аэропорта федерального значения, является аэродромом совместного базирования с государственной авиацией. Аэропорт является единственной связью севера Красноярского края с другими регионами России, не считая судоходства по реке Енисей и Северный морской путь.
Аэропорт осуществляет отправку и прием воздушных судов, используя новейшее, высокотехнологичное оборудование. Четыре авиакомпании связывают регулярными воздушными линиями аэропорт Норильск с 10 населенными пунктами России. Пассажиропоток по итогам 2017 года составил 462 тыс. человек, грузопоток 11 515 тонн.
Основной задачей развития регионального воздушного транспорта Красноярского края является обеспечение устойчивых и доступных для населения транспортных связей с труднодоступными районами, в том числе с теми, для которых воздушное сообщение является безальтернативным.
Низкие объемы работ и высокие затраты, связанные с осуществлением деятельности в тяжелых климатических условиях (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), и как следствие убыточность вновь принятых посадочных площадок являются сдерживающими факторами развития аэропортовой инфраструктуры.
Основная специализация Лесосибирского порта - погрузочно-разгрузочные работы, хранение и накопление всех видов грузов, а также перевозка грузов речными судами. Подъездные автомобильные и железнодорожные пути, непосредственно примыкающие к порту, дают возможность производить перевалку грузов на автомобильный, железнодорожный и водный транспорт.
Пропускная способность порта составляет около 1 200 тыс. тонн в год. Портовый нефтеналивной причал позволяет перерабатывать более 45 тыс. тонн топлива в год.
Лесосибирский порт добывает песчано-гравийную смесь, производит гидротехнические работы. Кроме того, предприятие выполняет корпусный средний и текущий ремонт портальных кранов и судов.
АО "Красноярский речной порт" является одним из крупнейших речных портов Восточной Сибири и самым крупным грузоперерабатывающим предприятием Енисейского бассейна.
Порт расположен в промышленном центре региона - г.Красноярске на пересечении Енисейского водного пути (имеющего выход к северным морским портам) с Транссибирской железнодорожной магистралью, воздушными трассами, автомобильными дорогами (федеральная трасса М53 "Байкал"). Порт является одним из важнейших звеньев мощного транспортного узла Сибири.
Красноярский речной порт является портом общего пользования и осуществляет перевалку грузов с железной дороги и автомобильного транспорта на воду, следуемых в северные районы Красноярского края и прибываемых грузов с Севера на железную дорогу и автотранспорт.
Пропускная способность порта составляет 1 280 тыс. тонн, протяженность причалов - 1 958,7 погонного метра, количество портальных кранов - 38 (грузоподъемностью от 5 до 40 тонн), мостовой причальный кран - 1 (грузоподъемностью до 130 тонн), количество плавучих кранов - 6 (грузоподъемностью от 5 тонн).
Расположение кранов на грузовых районах позволяет как переваливать грузы по прямому варианту (в судно), так и обеспечивать работу на линиях, удаленных от причальной стенки.
Сдерживающими факторами развития транспортного комплекса Красноярского края являются:
1) недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры.
Плотность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края составляет 6,04 км/1000 кв. км, данный показатель является самым низким среди регионов Сибирского федерального округа, при этом в Республике Бурятия плотность сети выше в 3,3 раза, в Алтайском крае - в 20,4 раза. В целом по России Красноярский край по данному показателю находится на 79-м месте.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения составляет 14 008,4 километра, из них 4 281,2 км краевых дорог (30,6%) находятся в неудовлетворительном состоянии и не отвечают нормативным требованиям.
На внутреннем водном транспорте наблюдается неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, транспортной инфраструктуры.
Одной из основных проблем в сфере воздушного транспорта является неудовлетворительное состояние наземной и аэродромной инфраструктуры, аэропортов, посадочных площадок и вертодромов;
2) износ подвижного состава и низкие темпы его обновления.
Высокий износ подвижного состава является общей проблемой транспортной отрасли края, при этом наиболее острой она является для пассажирского транспорта всех видов.
2.2. Цель и задачи
Целью программы является реализация комплексного подхода к развитию транспортной системы Красноярского края в целях совершенствования форм и методов удовлетворения потребностей населения и экономики края в транспортных услугах.
Для достижения указанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона.
2. Обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта.
3. Повышение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края.
4. Повышение уровня безопасности транспортной системы Красноярского края.
Приоритетность вышеуказанных задач обусловлена необходимостью их приведения в соответствие с задачами, обозначенными в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р, Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной совместным приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации от 29.05.2008 N 003/0021, государственной программе Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
Мероприятия программы определены с учетом ограничений регионального бюджета на основании выявленных отраслевых проблем с применением мер по уклонению от угроз и их компенсации, что обосновывает их выбор.
Ожидаемыми результатами реализации программы является достижение следующих показателей к 2021 году:
объем перевезенных грузов до 144,3 млн тонн;
количество перевезенных пассажиров до 243,5 млн пассажиров;
объем оказанных транспортных услуг до 262 715,2 млн рублей;
налоговые поступления до 11,5 млрд рублей;
среднемесячная заработная плата до 59,5 тыс. рублей.
2.3. План действий министерства транспорта Красноярского края по достижению планируемых показателей развития отрасли, вида экономической деятельности
На ход реализации программы возможно влияние следующих рисков:
ухудшение социально-экономической ситуации в стране, что выражается в снижении темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновении бюджетного дефицита и сокращении объемов финансирования отрасли;
проводимые изменения налогового и неналогового законодательства Российской Федерации, приводящие к ухудшению финансово-экономического положения хозяйствующих субъектов;
повышение уровня автомобилизации населения;
повышение стоимости проезда на общественном транспорте;
износ пассажирского флота внутреннего водного транспорта; моторвагонного подвижного состава, задействованного в перевозках пассажиров в пригородном сообщении; подвижного состава общественного автомобильного и городского электрического транспорта;
сокращение профильных учебных заведений, снижение качества профессиональной подготовки кадров.
В соответствии с поставленной целью программы и задачами программы министерством транспорта Красноярского края предусмотрена реализация следующих мероприятий.
Задача 1. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона:
реализация мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в рамках подпрограммы "Дороги Красноярья" государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п;
организация передачи имущественного комплекса аэропорта Хатанга из краевой собственности в собственность Российской Федерации с последующим закреплением его на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием "Аэропорты Красноярья".
Задача 2. Обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта:
обеспечение обновления самоходных транспортных судов, осуществляющих пассажирские перевозки водным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении;
обеспечение обновления моторвагонного подвижного состава, осуществляющего перевозки пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении;
обеспечение обновления подвижного состава автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров в межмуниципальном и пригородном сообщении;
осуществление расчетов по договорам лизинга воздушных судов. Меры государственной поддержки предусматривают финансовое обеспечение части затрат на уплату лизинговых платежей и уплату вознаграждений за выдачу банковских гарантий за воздушные суда.
Задача 3. Повышение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края:
приведение нормативных правовых актов Красноярского края в соответствие с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
развитие безналичной системы оплаты проезда на территории края, в том числе за счет внедрения оплаты проезда банковскими картами;
увеличение количества пополнений социальных карт льготными категориями граждан, для которых законодательством предусмотрено предоставление права проезда по социальной карте;
приобретение специальных автобусов, оборудованных для людей с ограниченными возможностями, в рамках подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п.
Задача 4. Повышение уровня безопасности транспортной системы Красноярского края:
финансирование мероприятий муниципальных образований Красноярского края, направленных на повышение безопасности дорожного движения в рамках подпрограммы "Повышение безопасности дорожного движения" государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п.
В целях обеспечения транспортной доступности населения министерство транспорта Красноярского края осуществляет государственное регулирование тарифов и предоставляет в связи с этим субсидии на:
возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов, сборов и платы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении;
возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров внутренним водным транспортом в местном сообщении, внутренним водным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
возмещение затрат, возникающих при осуществлении деятельности по содержанию, развитию и организации эксплуатации аэропортов и (или) посадочных площадок гражданской авиации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Также министерство транспорта Красноярского края обеспечивает в рамках предусмотренных бюджетных средств предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с регулярными перевозками пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах с небольшой интенсивностью пассажиропотока.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий программы указан в приложении N 1 к программе.
В период 2019-2021 годов в отрасли будут реализовываться крупнейшие инвестиционные проекты региона.
Наиболее значимым инвестиционным проектом, реализуемым на территории Красноярского края, является проект "Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет", который направлен на увеличение пропускной способности данного участка в связи со строительством новой линии на стратегически важном железнодорожном направлении Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел. Линия Междуреченск - Тайшет обеспечивает транспортно-экономические связи четырех регионов: Красноярского края, Республики Хакасия, Кемеровской и Иркутской областей, а также максимально задействована в перевозках транзитных грузов.
Также на территории Красноярского края в области инфраструктуры авиатранспортного комплекса реализуется инвестиционный проект по реконструкции аэропортового комплекса "Алыкель" (г.Норильск) в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
Срок проведения реконструкции аэропорта Алыкель определен в период 2014-2019 годов на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
На реконструкцию в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы "предусмотрены денежные средства в объеме 12 048,8 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 9 048,8 млн рублей, внебюджетных источников (ПАО "ГМК "Норильский никель") - 3 000,0 млн рублей.
Реконструкция аэропорта Алыкель осуществляется в несколько этапов без полного закрытия аэропорта.
Так, в 2016 году завершена реконструкция участка взлетно-посадочной полосы длиной 720 м.
В 2017 году проведена реконструкция участка взлетно-посадочной полосы длиной 1 020 метров с устройством водоотводной системы и межсезонного пандуса, реконструкция системы электроснабжения и сетей связи, строительство патрульной автодороги, реконструкция ограждения аэродрома. Во время проведения реконструкции с июня по сентябрь полеты выполнялись на участке длиной 1 510 метров с ограничениями по типам воздушного судна (самолеты малой авиации), в остальное время года без ограничений.
В летний период 2018 года велись работы по реконструкции аэропорта Норильск (Алыкель). Взлетно-посадочная полоса после реконструкции введена в эксплуатацию в сентябре 2018 года. Оставшиеся объекты, такие как устройство армобетонного покрытия перрона, рулежных дорожек, устройство цементобетонного покрытия (обочины) перрона и рулежных дорожек, будут введены в эксплуатацию в 2019 году.
Инвестиционный проект "Развитие инфраструктуры аэропорта Красноярск (Емельяново)" в настоящее время завершен, ввод в эксплуатацию нового пассажирского терминала в аэропорту состоялся 26.12.2017.
В настоящее время все строительные, инженерные и отделочные работы по помещениям сектора международных воздушных линий и воздушного пункта пропуска выполнены в полном объеме, проведены все пусконаладочные работы.
Сектор международных воздушных линий пассажирского терминала в аэропорту Красноярск (Емельяново) начнет функционировать в полном объеме (ориентировочно в ноябре текущего года) после приемки воздушного пропускного пункта межведомственной комиссией с участием ФГКУ "Росгранстрой" и государственных контрольных органов, осуществляющих пограничный, таможенный, другие виды контроля и открытия воздушного пропускного пункта Красноярск.
Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2006 N 1708-р об инвестиционных проектах, реализуемых при государственной поддержке за счет средств инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержден проект "Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республика Тыва".
Цель проекта - создание инфраструктуры для ускорения социально- экономического развития Республики Тыва на основе вовлечения в хозяйственный оборот месторождений полезных ископаемых в этом регионе, а также на юге Красноярского края, в том числе обеспечения доступа к крупнейшему в мире Элегестскому месторождению угля.
Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республика Тыва - один из крупнейших в России инвестиционных проектов, общая стоимость которого составляет 144,6 млрд рублей, в том числе 104,1 млрд рублей приходится на территорию Красноярского края, реализация проекта планируется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Реализация данного проекта обеспечит рабочие места для населения южных территорий края. В период строительства в южных районах края будет создано 10 тысяч рабочих мест и 1 500 - в процессе эксплуатации, а также сотни сопутствующих рабочих мест в социальной сфере и сфере услуг.
Линия железной дороги (287 км из 402 км) пройдет по территории трех районов края - Курагинского (села Курагино, Подгорный, Бугуртак), Каратузского (села Качулька, Выселки, Старая Копь, Нижний Кужебар, Верхний Кужебар) и Ермаковского (село Арадан), где появятся пять новых железнодорожных станций: Курагино-2, Нижний Кужебар, Черная Сопка, Малый Тайгиш, станция Арадан.
Дорога спроектирована однопутная не электрифицированная. Строительная длина составляет 402 км. Предусмотрено строительство 7 станций и 13 разъездов, протяженность станционных путей 127 км. Объект включает 678 искусственных сооружений, в том числе 118 мостов и 7 тоннелей. Также будет выполнено строительство 395 км временной притрассовой асфальтированной дороги и строительство 29 км автоподъездов к раздельным пунктам.
Кроме того, на территории края в 2019-2021 годах планируется к реализации инвестиционный проект по строительству моста через реку Енисей в районе п. Высокогорский. Устройство мостового перехода через Енисей обеспечит устойчивую автотранспортную связь развитой автодорожной сети левого берега реки с ее плохо освоенным правобережьем.
В настоящий момент автодорожные системы Северо-Енисейского и северо-западной части Енисейского районов Красноярского края оторваны от автодорожной сети края двумя крупнейшими водотоками - реками Енисей и Ангара.
Грузовые и пассажирские перевозки на сегодняшний день осуществляются с использованием паромных и ледовых переправ через р. Енисей, бесперебойное движение транспорта по которым невозможно в течение периода ледохода - ледостава, в связи с чем ежегодно в течение 3 месяцев (осенью и весной) северные районы края лишаются автотранспортного доступа в центральные районы, что существенно и негативно влияет как на социальную обстановку территории, так и на перспективы ее экономического развития.
Строительство автодорожного моста через р. Енисей позволит обеспечить круглогодичную устойчивую транспортную связь с центральными районами края Северо-Енисейского района, который при всей своей инвестиционной привлекательности значительную часть года является труднодоступным для автомобильного транспорта.
Строительство моста может послужить началом автодорожного развития Ангарского правобережья, а также создаст предпосылки для создания новой автодорожной оси, соединяющей центр края с его северо-восточными районами (прежде всего Мотыгинским по маршруту Высокогорский - Партизанск - Раздолинск, а через него - с Богучанским и Кежемским).
Строительство моста также позволит обеспечить внутренний спрос для строительных компаний, производителей строительных материалов и оборудования.
В настоящее время рассматривается вариант реализации проекта в период 2019-2023 годов, стоимость объектов пересчитана на указанный период и составляет 9,9 млрд рублей на условиях паритетного финансирования из краевого и федерального бюджетов (50% на 50%).
Информация об инвестиционных проектах представлена в приложении N 2 к программе.
Бюджетные ассигнования на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности программой не предусмотрены.
План действий министерства транспорта Красноярского края, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в консолидированный бюджет Красноярского края, представлен в приложении N 3 к программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли, вида экономической деятельности представлен в приложении N 4 к программе.
В период реализации программы к 2021 году планируется увеличение показателей:
объема оказанных транспортных услуг до 262 715,2 млн рублей, или на 30,3% к уровню 2017 года;
объема перевезенных грузов до 144,3 млн тонн, или на 5,4% к уровню 2017 года;
среднемесячной заработной платы до 59,5 тыс. рублей, или 16,3% к уровню 2017 года;
налоговых поступлений до 11,5 млрд рублей, или на 14,7% к уровню 2017 года.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, представлена в приложении N 5 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.