Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Миссия, цели и задачи социально-экономического развития города Ачинска
2.1. Стратегическая цель социально экономического развития города Ачинска на долгосрочный период. Система целей и задач, обеспечивающих достижение стратегической цели города Ачинска
Миссия города Ачинска - самый привлекательный город Западного макрорайона Красноярского края по качеству жизни населения. Ачинск - город, в котором хочется жить!
Миссия города Ачинска определяется сочетанием факторов, формирующих его ценность и уникальность в составе Красноярского края: выгодное географическое положение, развитая производственная и социальная сфера, обширная ресурсная и производственная база, развитый человеческий потенциал, а также наличие ресурсов и возможностей экономического и социального развития, позволяющих создать гармоничную городскую среду, в которой хочется жить и работать.
Стратегическая цель города Ачинска заключается в обеспечении высокого качества жизни населения и привлекательности города для проживания на базе эффективного развития экономики города.
Качество жизни населения характеризуется степенью удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека:
демографические показатели;
доходы населения;
занятость населения и условия труда;
доступность современных социальных сервисов (здравоохранение, образование, культура, спорт, социальное обеспечение, отдых и сфера обслуживания);
обеспеченность жильем;
состояние окружающей среды, безопасность.
В настоящее время уровень качества жизни населения города Ачинска отражают следующие показатели:
1. демография:
в 2016 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 69,42 года, в том числе мужчины - 62,54 года, женщины - 75,26 лет;
отмечается замедление темпов естественной убыли населения - увеличение рождаемости и снижение смертности населения:
за 2016 год коэффициент рождаемости на 1 тыс.чел. населения составляет 14,4; за 2014 год - 13,9,
за 2016 год показатель смертности на 1 тыс.чел. населения составляет 13,9; за 2014 год - 15,0.
2. наличие на территории города крупных и стабильно работающих промышленных предприятий обеспечивает высокие показатели доходов и занятости населения:
- в 2016 году среднедушевые денежные доходы населения составили 21 745,0 руб.,
- в 2016 году среднемесячная заработная плата работников организаций составила 30 345,4 руб.
- уровень безработицы составил в 2016 году 0,7% от экономически активного населения, что значительно ниже регионального показателя (1,2%).
- в Ачинске, как крупном промышленном и культурном центре, сконцентрирована наиболее активная и квалифицированная часть населения Западного макрорайона.
3. Наличие развитой социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, социальная защита населения), а также развитая коммунальная и транспортная инфраструктура, высокая транспортная доступность, развитая система благоустройства и озеленения обеспечивают высокие показатели качества жизни жителей города Ачинска.
4. Жилищная политика в городе Ачинске направлена на создание условий для обеспечения населения доступным, качественным и благоустроенным жильем. В 2016 году общая площадь жилищного фонда достигла 2 571,1 тыс. кв. м. (24,1 кв. м. на одного жителя).
За 2016 год введено в эксплуатацию 37,1 тыс. кв. м. жилья. По вводу жилья город Ачинск занимает 4 место в Красноярском крае, значительно опережая другие города.
5. В результате мероприятий по улучшению экологического состояния городской среды, уровень загрязнения атмосферного воздуха города Ачинска снизился с "высокого" в 2013 году на "повышенный" в 2016 году.
Дальнейшие изменения показателей качества жизни населения города Ачинска и целевые ориентиры социально-экономического развития города Ачинска до 2030 года представлены в разделах III - V Стратегии, а также в Приложении 5 Стратегии.
Стратегическая цель города Ачинска ориентирована на достижение стратегического видения будущего города Ачинска, основывается на результатах анализа и оценки существующего состояния социально-экономического положения города, его ресурсного потенциала и возможностей развития, согласуется с целями и приоритетами социально-экономического развития Красноярского края.
Стратегическая цель города Ачинска включает три основные цели первого уровня, а также цели второго и последующих уровней, уточняющие стратегическую цель в области повышения качества жизни населения, сфере развития производственного потенциала города и повышения эффективности муниципального управления.
1. Развитие человеческого капитала и улучшение качества городской среды
1.1. Демографическое развитие, повышение уровня жизни населения:
увеличение уровня рождаемости путем использования стимулирующих мер по повышению качества медицинского обслуживания матерей и детей, мер поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей;
снижение уровня смертности, в том числе в трудоспособном возрасте, за счет дальнейшего развития системы здравоохранения, формирования у населения установок на ведение здорового образа жизни, развития физической культуры и спорта;
снижение миграционного оттока, повышение миграционной привлекательности города путем дальнейшего развития экономики, создания высокооплачиваемых рабочих мест, обеспечения комфортной среды жизнедеятельности населения.
увеличение доходов населения на основе развития и диверсификации производственного сектора, сопровождающегося ростом производительности труда и созданием высокооплачиваемых рабочих мест, а также роста средней заработной платы работников бюджетной сферы.
1.2. Развитие человеческого капитала на основе взаимодействия образования, культуры, спорта и молодежной политики за счет развития профессиональных, научных, творческих способностей каждого гражданина
1.2.1. повышение качества и доступности предоставления социальных услуг:
повышение качества предоставления социальных услуг и эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам за счет адресного подхода и внедрения новых технологий (гражданам пожилого возраста, семьям, имеющим детей, лицам с ограниченными возможностями, в том числе детям-инвалидам);
формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение уровня и качества их жизни, развитие социального партнерства с общественными организациями, создание института сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов;
развитие активного диалога с гражданским сообществом путем проведения независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания, укрепления взаимодействия со СМИ с целью разъяснения гражданам их прав и социальных гарантий, укрепление социального партнерства с некоммерческими организациями: общественными организациями инвалидов, ветеранов.
1.2.2. Становление современного образовательного пространства города:
достижение высокого качества дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования в соответствии с образовательными стандартами;
успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие системы дополнительного образования; выявление, сопровождение и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи;
совершенствование системы межведомственного взаимодействия и социального партнерства с целью создания единого образовательного пространства: Ачинск как центр образовательных услуг для западного макрорайона Красноярского края.
1.2.3. Создание условий для ведения здорового образа жизни населением, развитие молодежных объединений и сообществ:
формирование у населения осознанной потребности в здоровом образе жизни, развитие массовой физической культуры, привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
предоставление качественного дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, создание условий для подготовки спортивного резерва;
повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни граждан создание условий для самореализации молодежи в интересах развития города;
развитие адаптивной физической культуры и спорта.
1.2.4. Развитие социокультурной среды города:
сохранение и эффективное использование культурного наследия города Ачинска, формирование и укрепление имиджа города как культурной столицы западного макрорайона Красноярского края;
повышение доступности и качества культурного продукта для граждан, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
развитие системы дополнительного образования в области культуры и искусства;
повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных ценностей.
1.3. Развитие сферы жизнеобеспечения города
1.3.1. Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем:
создание условий для увеличения объемов ввода жилья путем снятия административных барьеров на рынке жилищного строительства, содействия обеспечению жилищного строительства земельными участками и их инфраструктурному обустройству;
обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
1.3.2. Развитие и модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры:
развитие, модернизация и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда города;
комплексное благоустройство территории города для комфортного проживания населения.
развитие системы муниципально-частного партнерства в сферах предоставления жилищно-коммунальных услуг, благоустройства, развития инженерной инфраструктуры.
1.3.3. Формирование эффективной транспортной инфраструктуры:
развитие, модернизация и капитальный ремонт транспортной инфраструктуры;
комплексное развитие транспортной отрасли для полного удовлетворения потребностей населения и экономики города в транспортных услугах;
развитие системы муниципально-частного партнерства, привлечение частных инвесторов в сфере совершенствования транспортной инфраструктуры и предоставления транспортных услуг.
1.4. Обеспечение экологической безопасности:
минимизация негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды и здоровье населения города;
контроль и мониторинг состояния экосистемы города, разработка и реализация мероприятий по снижению экологического ущерба;
развитие экологического образования населения в целях повышения уровня культуры в сфере охраны окружающей среды, внедрение системы формирования культуры обращения с отходами;
привлечение граждан, общественности, бизнес-сообщества к решению вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
2. Развитие экономического потенциала города
2.1. Развитие реального сектора экономики и базовых инфраструктурных объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов в реальном секторе экономики
развитие основных отраслей промышленности на базе их модернизации и развития на новом технологическом уровне, с применением ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
диверсификация экономики, усиление кооперации и интеграции базовых отраслей промышленности с другими отраслями, а также кооперации предприятий малого и среднего бизнеса с крупными компаниями;
мониторинг и актуализация данных о муниципальных инвестиционных площадках, свободных земельных участках и производственных площадях; сопровождение реализации инвестиционных проектов;
развитие сырьевой базы для предприятий переработки, строительных компаний, предприятий, производящих продукты собственного производства (пищевые, строительные материалы), и технологии; рациональное и эффективное использование местных сырьевых, в том числе возобновляемых ресурсов.
2.2. Развитие сферы предпринимательской деятельности и предпринимательского рынка:
развитие и совершенствование механизмов стратегического партнерства и взаимодействия органов местного самоуправления и деловых кругов в решении насущных проблем производства и инвестирования;
развитие потребительского рынка;
формирование комплексной системы поддержки малого и среднего бизнеса для повышения предпринимательской активности;
создание условий по продвижению на рынке, как города, так и края, продуктов собственного производства, увеличение объемов обеспечения населения продуктами собственного производства;
повышение инвестиционной привлекательности города за счет формирования благоприятного имиджа города.
2.3. Развитие рынка труда. Организация опережающего обеспечения трудовыми ресурсами устойчивого развития экономики, обеспечение занятости трудовых ресурсов
опережающее кадровое обеспечение устойчивого развития экономики города на основе взаимодействия органов власти, системы профессионального образования и работодателей, развития межведомственной системы профессиональной ориентации;
сокращение неформальной занятости за счет развития рынка труда, содействия официальному трудоустройству, профессиональному обучению и переобучению;
развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечивающего рациональную структуру экономики, занятость и доходы населения;
повышение экономической активности и занятости отдельных категорий населения: молодежи и высвобождаемых работников, женщин в период отпуска по уходу за ребенком, пенсионеров, стремящихся возобновить трудовую деятельность, - путем профессионального обучения и переобучения, обеспечения самозанятости, дистанционной занятости; инвалидов - путем создания рабочих мест для инвалидов;
содействие добровольному переселению соотечественников проживающих за рубежом на постоянное место жительства; изменение структуры прибывающих на территорию мигрантов в сторону увеличения в общем потоке квалифицированных кадров и создание условий для переселения мигрантов семьями.
3. Повышение эффективности муниципального управления
3.1. Обеспечение открытости власти для населения, привлечение общественности к практическому участию в социально-экономическом развитии города, повышение качества управления муниципальными финансами и муниципальным имуществом:
развитие системы органов территориального общественного самоуправления (Общественный Совет по экологии; Общественный Совет по вопросам ЖКХ; Молодежный общественный Совет; Совет по предпринимательству; Совет ветеранов города; Совет по делам национальностей; ведется личный прием граждан Главой города и его заместителями, работает виртуальная приемная и телефон доверия для граждан);
поддержка общественных инициатив по благоустройству города, проведению массовых мероприятий, общественных движений;
развитие системы интерактивной обратной связи с горожанами, раскрытие общедоступной информации на официальном портале администрации города Ачинска; организация независимой оценки качества предоставляемых населению услуг; проведение опросов населения, в том числе с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
развитие системы муниципально-частного партнерства в сферах предоставления жилищно-коммунальных услуг, благоустройства, развития инженерной инфраструктуры, строительства и содержания объектов образования, культуры, спорта;
повышение качества и доступности муниципальных услуг, цифровизация сервисов (предоставление муниципальных услуг по принципу "одного окна", перевод муниципальных услуг в электронный вид и пр.);
повышение эффективности муниципального управления и мониторинга посредством использования информационных и коммуникационных технологий;
укрепление и развитие доходной базы бюджета города, в том числе за счет повышения эффективности формирования доходов по имущественным налогам;
оптимизация налоговых льгот по местным налогам;
повышение эффективности муниципального земельного контроля;
совершенствование организации бюджетного процесса;
выявление неучтенных объектов муниципального имущества, взыскание имеющейся задолженности по арендным платежам.
3.2. Осуществление инвестиционной деятельности по развитию человеческого капитала муниципального образования на основе программно-проектного подхода
привлечение дополнительных инвестиций из федерального и регионального бюджетов, обеспечение возможностей трудоустройства выпускников и создание привлекательных условий для населения.
2.2. Сценарные варианты социально-экономического развития города Ачинска на долгосрочный период
При разработке вариантов социально-экономического развития города Ачинска были учтены внутренние и внешние факторы, ограничения и риски, выявленные в ходе анализа экономического потенциала города. На основе проведенного стратегического анализа факторов внутренней и внешней среды, перспективы долгосрочного развития города Ачинска оцениваются в рамках двух основных сценариев: инерционного (консервативного) и умеренно-оптимистичного.
Инерционный (консервативный) сценарий развития предполагает преимущественное развитие существующих в городе Ачинске производств, инфраструктуры.
Тенденциями развития экономики города являются:
сохранение в целом текущей структуры экономики и промышленности, доминирование обрабатывающей промышленности как базового сектора экономики;
сохранение темпов роста и основных тенденций, сложившихся за период 2005-2016 годов;
сохранение невысокой инвестиционной привлекательности города для внешних инвесторов, недостаточного уровня привлечения инвестиций в экономику;
сохранение сложившихся приоритетов в сфере инвестиционной деятельности (транспорт, связь, торговля и сфера услуг);
развитие малого предпринимательства в рамках традиционных видов деятельности: строительства, торговли, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг.
Демографическая ситуация характеризуется сохранением отрицательного сальдо миграции в результате оттока трудоспособного населения, а также увеличением социальной нагрузки на муниципальный бюджет вследствие увеличения доли населения в возрасте старше трудоспособного.
Основой для дальнейшего повышения уровня среднедушевых доходов горожан будет служить рост средней заработной платы в реальном секторе экономики, прежде всего, в обрабатывающей промышленности. Увеличение доходов жителей города будет обеспечено также через реализацию мероприятий по повышению заработной платы работникам учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальных услуг, а также мер социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
В качестве базового сценария социально-экономического развития города Ачинска предложен умеренно-оптимистичный, предполагающий инновационный путь развития - сохранение и укрепление статуса города Ачинска как одного из крупнейших промышленно-транспортных центров Красноярского края, повышение инвестиционной привлекательности города на основе реализации инвестиционных проектов в промышленном секторе, в том числе в области обеспечения экологической безопасности, развитие строительной индустрии, жилищно-коммунального хозяйства, сервисного сектора и социо-культурной сферы города.
Дальнейшее развитие и диверсификация экономики является основой обеспечения для жителей возможностей для творчества и самореализации, повышения уровня благосостояния и обеспечения комфортной городской среды. В свою очередь, данный сценарий развития характеризуется всесторонним использованием человеческого капитала города в качестве источника экономического роста.
Ключевыми локомотивами развития производства будут технологические инновации ведущих организаций города: АО "РУСАЛ Ачинск", ООО "РУС Инжиниринг", ООО "Ачинский Цемент".
Ускорение темпов роста реальных доходов населения происходит вследствие роста производительности труда в промышленности, увеличения доли занятых высококвалифицированным трудом.
Развитие основных отраслей промышленности города будет способствовать дальнейшему развитию инфраструктурных и обеспечивающих отраслей - строительства, транспорта, ЖКХ, связи.
В результате мероприятий по формированию благоприятного предпринимательского климата, предполагается ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства:
увеличение численности занятых на малых и средних предприятиях;
увеличение доли производственной сферы в обороте малого и среднего предпринимательства за счет развития: строительной отрасли и производства строительных материалов с использованием местного сырья; зерноперерабатывающих производств, обеспечивающих полный цикл переработки от зерна до готовой продукции; высокотехнологичных производств по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции; деревообрабатывающих производств.
На потребительском рынке города Ачинска предполагается формирование системы, обеспечивающей баланс интересов потребителя, производителя, муниципалитета:
развитие торговой и логистической инфраструктуры, в том числе обеспечение доступности предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания современных форматов для населения каждого микрорайона; организация оптово-распределительного центра поставок продукции производителей Западного макрорайона Красноярского края;
реализация мер по продвижению продукции местных товаропроизводителей, в том числе через развитие ярмарочной, рыночной и развозной торговли.
Рост объемов производства, производительности труда, уровня его оплаты и, как следствие, рост налоговой базы позволят повысить доходную часть бюджета города, и в условиях эффективного муниципального и общественного управления наиболее рационально использовать ресурсы для решения социальных задач развития города. В комплексе это качественно повлияет на уровень жизни горожан. В результате, к 2030 году в городе Ачинске прогнозируется стабилизация численности населения, естественный и миграционный прирост населения.
Реализация данного сценария социально-экономического развития позволит городу Ачинску укрепить лидирующие позиции по ключевым направлениям среди городов края и стать одним из самых привлекательных городов Красноярского края по качеству жизни населения.
Следует отметить, что изменения федерального и регионального законодательства, внешних политических и макроэкономических условий и другие внешние факторы могут привести к значительным изменениям сценария развития социально-экономического развития города Ачинска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.