Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Приоритетные направления социально-экономического развития города Ачинска
В рамках реализации Стратегии социально - экономического развития города Ачинска до 2030 года предполагается осуществление следующих приоритетных направлений, соответствующих стратегическим целям развития города:
1. Изменение качества жизни на основе роста человеческого капитала и улучшения состояния городской среды
Город Ачинск в социально-экономическом аспекте имеет стабильные перспективы роста как "индустриальной столицы" Западного макрорайона. Принципиальных изменений в экономическом пространстве города Ачинска в перспективе до 2030 года не произойдет. Для закрепления и расширенного воспроизводства профессиональных кадров для нужд экономики города, населения в целом, необходимо, прежде всего, обеспечить поступательное изменение качества жизни, способствующее возникновению желания жить и работать в Ачинске.
Проведенные в городе социологические обследования показывают, что основу такого изменения качества жизни составляют рост человеческого капитала и улучшение состояния городской среды. Рост человеческого капитала проявляется и обеспечивается позитивными изменениями в демографической ситуации, в уровне жизни населения, а также за счет новых технологий предоставления различного типа услуг в социальной сфере. Улучшение состояния городской среды проявляется и обеспечивается позитивными изменениями в деятельности городских служб жизнеобеспечения, экологии.
1.1. Демографическая ситуация, уровень жизни населения
Демографическая ситуация в течение длительного периода в городе Ачинске характеризовалась ежегодным снижением численности населения в размере до 1,0%, в связи с естественной убылью населения и отрицательным сальдо миграции.
Крайне важным фактором для улучшения демографической ситуации в городе является замедление темпов естественной убыли населения. С 2014 года в Ачинске наблюдается замедление темпов естественной убыли населения. а в 2016 году, впервые за последние годы, отмечается естественный прирост населения 47 чел. (Рис.6)
Рисунок 6. Естественный прирост (убыль) населения города Ачинска, чел.
За 2016 год коэффициент рождаемости на 1 тыс.чел. населения составляет 14,4; за 2014 год -13,9. На рост рождаемости положительное влияние оказало проведение мероприятий государственной программы по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми.
Однако, по прогнозам статистиков, рост рождаемости в последующие годы будет замедляться в связи с вступлением в репродуктивный возраст женщин, родившихся в 1990-е годы, когда отмечалась "демографическая яма".
В городе наметилась тенденция к снижению общей смертности населения: за 2016 год показатель смертности на 1 тыс.чел. населения составляет 13,9; за 2014 год - 15,0.
Важным фактором улучшения демографической ситуации в городе является миграция. Миграция населения в городе Ачинске на протяжении ряда лет характеризовалась преобладанием миграционного оттока в основном за счет населения трудоспособного возраста, имеющего высокую квалификацию.
В 2016 году отмечается значительное замедление темпов миграционного снижения населения: за 2016 год сальдо миграции -148 чел.; за 2015 год -636 чел. (Рис.7).
Миграционный приток населения не восполняет миграционную убыль по объему и структуре, основной миграционный резерв - население близлежащих районов, а также соотечественники, проживающие в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Рисунок 7. Динамика численности населения города Ачинска, чел.
Таким образом, состояние демографической ситуации в городе Ачинске крайне неустойчивое. Несмотря на положительную динамику в рождаемости, имеются высокие риски по причине недостаточного миграционного притока и высокой смертности населения. Причины смертности остаются неизменными на протяжении ряда лет: на первом месте стоят болезни органов кровообращения, на втором - новообразования, на третьем - внешние причины смерти.
Основной вектор действий по сохранению и изменению демографической ситуации в лучшую сторону состоит в совершенствовании системы здравоохранения, профилактике заболеваний, формировании у населения установок на ведение здорового образа жизни, улучшении экологической обстановки. Для этого имеются существенные предпосылки:
1. Город Ачинск является центром оказания высококачественных медицинских услуг для населения Западного макрорайона Красноярского края. В городе Ачинске расположены:
4 краевых государственных учреждения здравоохранения - Ачинская межрайонная больница; Красноярский краевой центр охраны материнства и детства N 2; Ачинская межрайонная стоматологическая поликлиника; Красноярский краевой дом ребенка N 1;
6 филиалов краевых учреждений здравоохранения - психоневрологический, противотуберкулезный, наркологический, кожно-венерологический диспансеры, Красноярский краевой Центр СПИД, Красноярский краевой центр крови;
филиал ООО "РУСАЛ Медицинский Центр" в городе Ачинске, некоммерческое учреждение здравоохранения "Отделенческая поликлиника на станции Ачинск ОАО "РЖД", медицинские центры.
2. Совершенствуется система оказания медицинской помощи населению, повышается техническая оснащенность учреждений здравоохранения, внедряются новые методы оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
В Ачинской межрайонной больнице действуют:
отделение диализа, в котором оказывается медицинская помощь больным с хронической почечной недостаточностью;
травмоцентр по оказанию медицинской помощи населению города Ачинска и Западного макрорайона Красноярского края (пострадавшим в ДТП, получившим травмы);
инвазивный сердечно-сосудистый центр, где проводятся диагностика и малоинвазивные хирургические операции на сосудах сердца. Открытие центра позволяет снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, улучшить состояние здоровья пациентов и вернуть их к активной и полноценной жизни;
в хирургическом, урологическом и травматологическом отделениях больницы проводятся эндовидеооперации.
В 2016 году в городе Ачинске введен в эксплуатацию перинатальный центр, вошедший в структуру Красноярского краевого центра охраны материнства и детства N 2. В перинатальном центре внедрены современные перинатальные технологии, создан дистанционный консультативный центр, что позволяет снизить младенческую смертность и обеспечить качественной медицинской помощью женщин и новорожденных детей города Ачинска, а также городов и районов Западного макрорайона Красноярского края.
На период до 2030 года планируется:
реализация программы повышения эффективности работы амбулаторно-поликлинических учреждений: организация Единой регистратуры, создание Call-центров в Ачинской межрайонной больнице и Красноярском краевом центре охраны материнства и детства, организация кабинетов доврачебного приема, кабинетов неотложной помощи, смотрового кабинета, сестринского патронажа на дому, повышение доступности скорой медицинской помощи;
реконструкция здания родильного дома для размещения клинико-диагностической поликлиники, создание единой диагностической службы;
оптимизация структуры коечного фонда учреждений здравоохранения;
дальнейшее внедрение эндоваскулярных методов лечения острого нарушения мозгового кровообращения, увеличение объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Западного макрорайона Красноярского края с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
оказание высокотехнологичной медицинской помощи беременным женщинам высокой группы риска и выхаживание новорожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела в перинатальном центре Красноярского краевого центра охраны материнства и детства N 2.
3. Сформированы основные направления муниципальной политики по решению проблем демографии:
увеличение уровня рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей;
повышение качества медицинского обслуживания матерей и детей;
снижение уровня смертности, в том числе в трудоспособном возрасте, сохранение и приумножение здоровья жителей города, увеличение продолжительности активной жизни, обеспечение их доступной и качественной медицинской помощью;
создание условий и формирование у населения установок на ведение здорового образа жизни;
обеспечение приоритета профилактики в сфере здоровья;
совершенствование системы диспансеризации населения для раннего выявления хронических и социально значимых заболеваний;
оказание гериатрической медицинской помощи пациентам пожилого возраста;
создание условий для обеспечения системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; привлечение и закрепление кадров в учреждениях здравоохранения, в том числе путем целевой подготовки специалистов, обеспечения жильем;
формирование благоприятных социально-экономических условий для сокращения миграционного оттока населения и повышения миграционной привлекательности города;
создание новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов предприятий, расширения действующих производств, создания новых производств;
создание условий для возвращения молодежи после обучения на работу в организации города;
обеспечение комфортной среды жизнедеятельности населения, включающей жилищные условия, развитие транспорта, доступность услуг, экологическую обстановку, благоустройство, безопасность;
упорядочение притока мигрантов в соответствии с потребностями экономики города в квалифицированных мигрантах, создание условий для переселения мигрантов семьями.
Повышение уровня жизни в городе Ачинске обеспечивается за счет увеличения заработной платы в реальном секторе экономики, в результате:
роста производительности труда;
увеличения доли занятых в производстве высокотехнологичной и инновационной продукции;
внедрения инноваций в традиционные секторы экономики (торговля, строительство, инфраструктурные отрасли);
а также мероприятий по реализации "майских" указов Президента Российской Федерации относительно роста заработной платы работников бюджетных учреждений образования, здравоохранения, спорта и культуры, социальных услуг.
1.2. Развитие человеческого капитала на основе взаимодействия образования, культуры, спорта и молодежной политики за счет развития профессиональных, научных, творческих способностей каждого гражданина
1.2.1. Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг
Инфраструктура социального обслуживания населения включает в себя 5 учреждений социального обслуживания населения города Ачинска, в том числе 2 муниципальных и 3 краевых учреждения. В городе действует муниципальная программа "Система социальной защиты населения города Ачинска", включающая комплекс мероприятий, направленных на:
обеспечение отдыха и круглогодичного оздоровления детей из многодетных семей, детей - инвалидов;
повышение социального престижа материнства и статуса многодетных семей;
укрепление системы социальной защиты семьи с целью профилактики семейного неблагополучия и предупреждения социального сиротства;
обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
совершенствование системы адресной поддержки граждан при предоставлении социальной помощи;
развитие практики благотворительной деятельности граждан и организаций, поддержки добровольческой деятельности (волонтерства);
повышение качества предоставления муниципальных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения;
использование современных информационных технологий предоставления муниципальных услуг, в том числе предоставление социальных услуг в электронном виде;
формирование высокопрофессионального кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности труда работников отрасли;
обеспечение информационной прозрачности действий управления, а также развитие активного диалога с гражданским сообществом.
Обеспечить необходимый объем социальных услуг населению, их высокое качество и оперативность предоставления позволит развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан, а также строительство новых учреждений.
В соответствии со Схемой территориального планирования Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2011 N 449-п (в ред. от 27.12.2016 N 696-п), на период 2026-2036 годы в Ачинске планируется строительство следующих объектов социального обеспечения:
- дом (отделение) ночного пребывания;
- социальный приют для детей и подростков (социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних);
- дом-интернат для умственно отсталых детей.
1.2.2. Становление современного образовательного пространства города
В настоящее время муниципальная система образования города Ачинска включает 52 муниципальных образовательных организации, из них 26 организаций входят в площадки и проекты разных уровней (региональные инновационные площадки, городской инновационный комплекс по оптимизации процесса обучения, участие в краевых проектах по повышению качества образования и др.).
Дошкольное образование в 2016 году получают 6 178 детей. Доля охвата детей от 1 года до 6 лет дошкольным образованием составляет 71,7%. Планируется решить задачу по 100% охвату детей в возрасте с 1,5 лет, за счет открытия 4 дошкольных образовательных учреждений.
В условиях возрастающей численности детей в перспективе до 2030 года возникает необходимость в строительстве в городе Ачинске двух новых школ.
Особое значение уделяется обеспечению качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. С 01.09.2016 образовательные учреждения города Ачинска реализуют федеральные государственные стандарты начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, требуется обновление управленческих и образовательных практик, создание условий для профессионального становления и развития педагогов.
Ключевым изменением в общем образовании должны стать достижение образовательных результатов в новой образовательной среде, которая не ограничивается возможностями образовательной организации, а включает в себя:
информационные ресурсы сети Интернет, в том числе использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
возможности в рамках дополнительного образования;
возможности в рамках взаимодействия с профессиональным образованием.
Город Ачинск обладает развитой системой профессионального обучения - 3 колледжа, 3 техникума, 1 филиал ВУЗа. В структуре выпуска учебных заведений профессионального образования 36% составляют специалисты сферы образования и здравоохранения, 21% - специалисты производственно-строительной сферы и нефтехимического производства, 16% - специалисты транспортного профиля. На основе анализа перспективной потребности экономики города в специалистах в профессионально-квалификационном разрезе, учебные заведения производят актуализацию программ подготовки выпускников в соответствии перспективной кадровой потребностью города Ачинска и Красноярского края.
С 2014 года действует межмуниципальный проект Образовательный консорциум западной группы территорий Красноярского края, в составе представителей образовательных организаций, органов местного самоуправления, бизнеса. Задачами консорциума являются: создание и реализация сетевых образовательных программ на основе интеграции ресурсов общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования, а также промышленных предприятий; обеспечение поддержки, реализации образовательных проектов и программ, направленных на развитие творческих способностей детей, способствующих их социальной адаптации, личностному и профессиональному самоопределению; переход на новое качество подготовки по наиболее востребованным профессиям и другие. В рамках консорциума организовано учебно-методическое объединение "Запад", а также зональный центр профессиональной карьеры, которые занимаются практической профориентационной работой, организуя различные мероприятия и диалоговые площадки между представителями системы образования, бизнеса и власти.
Мероприятия отрасли образования включают в себя участие в краевых проектах, инициативные проекты, включая проекты образовательных коопераций внутри- и межмуниципального масштаба и межведомственные проекты, значимые мероприятия и события.
Одним из ресурсов развития города Ачинска является развитие и модернизация сегмента научно-технического творчества детей и молодежи.
В рамках региональной Стратегии развития научно-технического творчества и технологического предпринимательства детей и молодежи, в Ачинске реализуются проекты регионального уровня, а также проекты образовательных коопераций внутри- и межмуниципального масштаба, направленные на выявление и индивидуальное сопровождение наиболее талантливых ребят, в том числе в сфере научно-технического творчества:
- проект "Мега-класс";
- проект довузовской подготовки ПАО НК "Роснефть";
- участие в соревнованиях JuniorSkills;
- открытие и деятельность специализированных классов;
- участие в региональном проекте "Реальное образование";
- участие в региональном проекте "Кадровое обеспечение технологического лидерства" ("Кадры для передовых технологий");
- проект ранней профессионализации "Старт в профессию" (детские дошкольные организации, общеобразовательные организации, "Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса");
- проект "Робототехническое сообщество" (общеобразовательные организации, Центр творчества и развития "Планета талантов", "Ачинский техникум нефти и газа");
- проект "Старшая школа, ориентированная на инженерно-техническое мышление" (общеобразовательные организации);
- планируется строительство Кванториума-детского технопарка.
В целом, деятельность отрасли образования направлена на развитие человеческого потенциала в интересах города и самого человека. В перспективе до 2030 года - на создание единого образовательного пространства, обеспечивающего доступность качественного образования для формирования личности, обладающей деятельностной памятью, потребностью к развитию, способной к самоопределению и самореализации, обладающей предпосылками инженерно-технического мышления.
Создание условий для ведения здорового образа жизни населением, развитие молодежных объединений и сообществ
Здоровый образ жизни в городе культивируется за счет развития физической культуры и спорта. Город Ачинск традиционно входит в число лидеров Красноярского края по развитию физической культуры и спорта, является спортивным центром Западного макрорайона Красноярского края. Спортивная база города включает в себя 223 спортивных сооружения, в том числе:
крытый каток "Звездный", легкоатлетический манеж "Рекорд", футбольные поля с искусственным покрытием, спортивные залы, плавательные бассейны, плоскостные площадки, стадионы, тиры, лыжные трассы, лыжероллерная трасса;
действуют четыре детские спортивные школы;
функционируют спортивные клубы, деятельность которых направлена на увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом, оздоровление населения города, развитие различных видов спорта (клубы на базе общеобразовательных школ, 15 спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивный клуб "Победа", который посещают граждане с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды).
Ежегодно в городе Ачинске проходит более 150 физкультурных, спортивных мероприятий с общим количеством участников, превышающим 23 тыс.чел. К числу наиболее популярных и культивируемых видов спорта относятся: легкая атлетика, лыжные гонки, биатлон, хоккей, фигурное катание, единоборства, футбол, баскетбол, волейбол, регби.
В городе Ачинске наблюдается положительная динамика количества занимающихся спортом, в том числе населения с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, за счет проведения спортивно-массовых мероприятий, создания условий для занятий физкультурой и спортом, строительства спортивных объектов, ремонта и реконструкции существующих спортивных объектов, улучшения материально-технической базы спортивных учреждений и организаций, создания спортивных клубов по месту жительства, пропаганды здорового образа жизни.
Приоритетными направлениями формирования здорового образа жизни являются:
обеспечение доступности спортивных сооружений для занятий по общефизической подготовке (шаговой доступности) по интересам, с учетом спортивной специализации по разным видам спорта, по совершенствованию спортивного мастерства;
организация и проведение краевых и муниципальных физкультурных и комплексных спортивных мероприятий среди различных групп населения;
совершенствование детско-юношеского спорта, включая нормативно-правовое, организационное, финансовое, материальное, научно-методическое, кадровое обеспечение;
создание условий для развития спорта высших достижений и профессионального спорта;
расширение сети спортивных клубов по месту жительства;
вовлечение в физкультурную деятельность большего числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, участие спортсменов по адаптивным видам спорта в соревнованиях краевого уровня.
На период до 2030 года в городе Ачинске планируется строительство следующих спортивных объектов:
залов борьбы и бокса в МБУ ГСК "Олимп";
физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) и гостиницы для спортсменов на территории МБУ ГСК "Олимп";
лыжно-биатлонного комплекса;
50-и метрового бассейна;
крытого катка в Привокзальном районе.
Для координации работы спортивных школ Западного макрорайона Красноярского края, проведения углубленного медицинского обследования и организационно-методического сопровождения занимающихся физической культурой и спортом, в городе Ачинске запланировано создание структурного подразделения КГБУЗ "Красноярский краевой врачебно-физкультурный диспансер".
Основным направлением молодежной политики города Ачинска является создание условий для формирования различных молодежных объединений и сообществ, обеспечивающих развитие потенциала молодежи и его реализация в интересах развития города Ачинска и Красноярского края. Особое внимание уделяется поддержке молодежных инициатив, развитию личностного, командного и творческого потенциала молодых людей города Ачинска.
Разработаны и реализуются следующие флагманские программы и инфраструктурные проекты молодежной политики:
молодежное предпринимательство;
креативные индустрии;
трудовые отряды старшеклассников;
поддержка молодежных инициатив;
экстремальный спорт;
"Беги за мной!", "Моя территория", "АРТ - парад";
КВН, робототехника и НТТМ;
добровольчество, историческая память;
студенческий спорт, Универсиада - 2019;
коворкинг, "Территория 2020", территории инициативной молодежи "Бирюса" и "Юниор".
В рамках муниципальной программы реализуется направление "Молодежный форум "Арга". Реализация мероприятий по данному направлению способствует развитию процесса оздоровления, воспитания, образования и повышению эффективности летнего отдыха и занятости подростков, в том числе подростков, находящихся в социально опасном положении и категории "группы риска".
1.2.3. Развитие социокультурной среды города
Исторически сформированное культурное пространство города Ачинска имеет специфические черты, обусловленные уникальностью природно-географических условий, культурой, бытом и укладом населения.
Сеть муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования детей в области культуры города Ачинска включает:
библиотечную систему;
Дворец культуры;
краеведческий музей с филиалом - выставочным центром;
2 музыкальных и художественную школы.
Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргаполова и Центральная библиотека им. А.С.Пушкина, основанные в 1887 году, являются старейшими учреждениями культуры в городе и крае. На территории города действуют также краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Ачинский драматический театр" и частный комплекс "Эдем" с двумя кинозалами.
На период до 2030 года планируется дальнейшее развитие учреждений дополнительного образования детей:
реконструкция здания для перевода МБУ ДО "Ачинская детская художественная школа имени А.М.Знака" в новое помещение;
расширение площадей Ачинской музыкальной школы N 1 (открытие новых отделений).
В результате будет достигнуто:
увеличение контингента обучающихся до 550 человек;
увеличение контингента обучающихся по предпрофессиональным программам;
реализация в рамках приоритетных проектов Правительства РФ "Доступное дополнительное образование" и "Десятилетие детства" общеразвивающих программ для детей 9-10 лет и 13-14 лет;
увеличение реализации общеразвивающих программ (платных образовательных услуг). Доля контингента, осваивающего платные образовательные услуги, составит 60%;
расширение на 20% перечня платных образовательных услуг для населения с разным возрастным диапазоном:
- детей раннего возраста 6-8 лет;
- молодежи от 14 лет;
- граждан пожилого возраста.
Стратегическими направлениями развития города Ачинска в социокультурной сфере являются:
Повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики:
- повышение роли общественных советов, творческих союзов и объединений в сфере культуры в решении вопросов управления отраслью;
- участие в грантовых программах благотворительных фондов;
- взаимодействие с расположенными в городе национальными объединениями, религиозными организациями, использование в культурологическом аспекте их духовно-нравственного потенциала, социокультурных, образовательных и духовных ресурсов;
Формирование гармонично развитой личности, способной стать активным участником культурного процесса:
- создание благоприятных условий для всестороннего развития человека, его творческой самореализации, получения художественного образования и приобщения к культуре и искусству;
- популяризация всех направлений отрасли культура в средствах массовой информации и в сети Интернет, реализация медиапроектов;
- формирование у жителей города потребности в культурных ценностях, обеспечение доступности для населения лучших образцов отечественной и зарубежной культуры через организацию культурных событий и проектов с участием выдающихся деятелей культуры и искусства;
-осуществление просветительской, патриотической, исследовательской деятельности среди детей и молодежи, развитие волонтерского движения;
- развитие сети образовательных организаций дополнительного образования, расширение спектра предоставляемых ими услуг, в том числе и взрослому населению;
- поддержка талантливых и одаренных детей и молодежи через систему проведения конкурсов, фестивалей, присуждения премий, участия в российских и международных фестивалях-конкурсах;
Сохранение культурно-исторического наследия города:
- повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных ценностей;
- сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного художественного творчества, традиционных художественных ремесел;
- реставрация предметов основного фонда краеведческого музея и их дальнейшее экспонирование;
оцифровка книжных, архивных, музейных фондов;
проведение капитального ремонта и реставрационных работ на объектах культурного наследия различных форм собственности (53 объекта культурного наследия находится на территории города Ачинска);
- формирование культурного бренда города Ачинска посредством сохранения и использования уникального культурно-исторического наследия и реализации крупных арт-событий;
- развитие культурно-познавательного туризма, включение историко-культурного потенциала города в систему туристских маршрутов формирование новой модели деятельности и финансирования отрасли "Культура":
- развитие межведомственного взаимодействия;
- переход на многоканальную систему финансирования отрасли с увеличением внебюджетных источников финансирования, в том числе путем развития государственно-частного партнерства, благотворительной деятельности, меценатства.
1.3. Развитие сферы жизнеобеспечения города
1.3.1. Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем
С 2008 года в городе Ачинске отмечается устойчивый прирост площадей жилищного фонда. В 2016 году общая площадь жилищного фонда достигла 2 571,1 тыс. кв. м. Ежегодно увеличиваются объемы вводимого в эксплуатацию жилья, постоянно повышается его качество (Табл. 1).
Таблица 1
Ввод жилья по городу Ачинску
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Общая площадь жилья в расчете на 1 жителя, кв.м. |
22,0 |
22,6 |
23,0 |
23,4 |
23,8 |
24,1 |
Введено жилья всего, кв.м. |
5 997 |
12 494 |
14 233 |
27 433 |
32 093 |
37 415 |
Введено жилья в расчете на одного жителя, кв.м. |
0,12 |
0,11 |
0,13 |
0,25 |
0,30 |
0,35 |
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в целом по городу Ачинску по состоянию на 01.01.2017 составляет 3,8% от общего объема жилищного фонда. Уровень цен на жилые помещения, недостаток бюджетных средств и отсутствие доступного финансово-кредитного механизма не позволяют большинству граждан, проживающих в аварийных домах, самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилые помещения удовлетворительного качества.
Доля многоквартирных жилых домов, требующих капитального ремонта, составляет 24% от общего количества жилых домов, 633 жилых дома, расположенные на территории города Ачинска, включены в региональную программу капитального ремонта. Общий срок реализации программы: 2014-2043 годы. В настоящее время реализуются краткосрочные планы ремонта многоквартирных домов.
В целях снижения социальной напряженности и улучшения качества жилищного фонда, в городе Ачинске реализуются программные мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий граждан, ликвидацию аварийного жилищного фонда:
участие в региональной адресной программе по переселению граждан из ветхого аварийного жилищного фонда;
строительство многоквартирных жилых домов повышенной комфортности;
строительство малоэтажного индивидуального жилья.
В рамках мероприятий по созданию условий для повышения доступности земельных участков для отдельных категорий граждан, в микрорайоне "Зеленая горка" Привокзального района планируется увеличение предоставления земельных участков семьям, имеющим 3-х и более детей. Формируются земельные участки в квартале малоэтажной застройки "Новостройка". Планируется вовлечение в оборот земельных участков в целях строительства жилья - 54,5 га.
В предстоящие годы в городе Ачинске предусматривается проведение ряда мероприятий по развитию жилой застройки:
в Центральном районе - реконструкция индивидуальной жилой застройки в районе исторического центра, размещение парковых сооружений и развлекательных объектов;
в Привокзальном районе - реконструкция под индивидуальную застройку, строительство объектов общественно-делового, социально-бытового назначения, озеленение и благоустройство территории;
в микрорайоне "Авиатор" - формирование зоны комфортной малоэтажной и среднеэтажной жилой застройки.
1.3.2. Развитие и модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры
Жилищно-коммунальное хозяйство является отраслью экономики города Ачинска, обеспечивающей население города жизненно важными услугами: отоплением, горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, газоснабжением.
Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда города Ачинска на текущий момент составляет 82,3%.
В жилищно-коммунальном комплексе города эксплуатируется централизованная система теплоснабжения протяженностью 162,6 км, суммарной мощностью около 300 Гкал/час. Основным поставщиком тепловой энергии для города является теплоэлектроцентраль АО "РУСАЛ Ачинск" (более 80% от общего объема теплоэнергии), остальные 20% поставляют котельная ЗАО "Промэнерго" и котельные ООО "Теплосеть" и ЗАО "Назаровское". В настоящее время в замене нуждается 107,1 км (65,9%) ветхих тепловых сетей.
В соответствии со Схемой территориального планирования Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2011 N 449-п (в ред. от 27.12.2016 N 696-п), в рамках проекта строительства на территории Красноярского края магистрального газопровода Проскоково (Кемеровская область) - Ачинск - Красноярск - Канск - Балаганск (Иркутская область), в городе Ачинске планируется строительство газораспределительной станции "Ачинск" с газопроводом высокого давления (расчетный срок 2026-2036 годы). В результате реализации проекта, городе в Ачинске, а также прилегающих к нему городах и районах западной группы Красноярского края, предполагается газификация жилых объектов, и перевод котельных и промышленных объектов - потребителей сжиженного углеводородного газа, на природный газ.
Источником водоснабжения города Ачинска является река Чулым. АО "РУСАЛ Ачинск" обеспечивает 99% объема потребности города в питьевой воде. Общая протяженность муниципальных водопроводных сетей составляет 182,7 км.
Обеспечение электрической энергией населения города и организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, осуществляется преимущественно от централизованной системы энергоснабжения.
Электрические сети, распределительные пункты города Ачинска были построены в 60-е - 70-е годы, и их состояние на данный момент характеризуется большой степенью износа. Износ сетей и объектов инфраструктуры является сдерживающим фактором в развитии экономики города и фактором риска для окружающей среды. Морально устаревшая и изношенная инфраструктура становится причиной высоких потерь при передаче энергоресурсов потребителям, а значит, и высокой себестоимости услуг, что негативно сказывается на качестве жизни населения.
Основными проблемами отрасли жилищно-коммунального хозяйства города Ачинска являются:
высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры, обусловленный принятием в муниципальную собственность объектов коммунального назначения в ветхом и аварийном состоянии;
высокие потери энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления, составляющие 30 - 50%, вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия;
качество очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Чулым, на левобережных очистных сооружениях;
несоответствие поставляемой воды действующим санитарным нормам и правилам по показателям содержания железа;
уровень износа трансформаторных подстанций составляет 57%;
уровень износа воздушных и кабельных линий электропередачи в среднем составляет 50%, а в старой черте города - 70%.
В настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве города активно проводятся преобразования, закладывающие основы развития отрасли на долгосрочную перспективу. Эффективное регулирование коммунального хозяйства, при котором достигается баланс интересов всех сторон, обеспечивается путем реализации следующих мероприятий:
государственная регистрация объектов централизованных систем коммунальной инфраструктуры, находящейся в государственной и муниципальной собственности;
разработка схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
создание системы капитального ремонта многоквартирных домов;
обеспечение контроля формирования целевых показателей деятельности и подготовки на их основе инвестиционных программ, в том числе финансируемых за счет привлечения частных инвестиций;
утверждение планов мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями и планов снижения сбросов;
обеспечение контроля качества и надежности коммунальных услуг и ресурсов;
обеспечение социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;
контроль раскрытия информации для потребителей в соответствии с установленными стандартами.
проведение капитальных ремонтов и модернизация объектов и сетей коммунальной инфраструктуры посредством финансирования из бюджетов всех уровней и средств частных инвесторов;
повышение энергоэффективности путем создания системы рационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении;
сведение до минимума аварийности на коммунальных сетях за счет использования инновационных технологий и современного оборудования, обеспечивающего надежность, экономическую эффективность и экологическую безопасность их функционирования;
повышение качества коммунальных услуг и эффективности систем коммунальной инфраструктуры за счет реализации муниципальных программ и инвестиционных проектов организаций коммунального комплекса;
развитие коммунальной инфраструктуры темпами, обеспечивающими реализацию перспективных планов в сфере жилищного и промышленного строительства;
обеспечение сбалансированности интересов субъектов коммунальной инфраструктуры и потребителей посредством информирования и привлечения гражданских инициатив.
Приоритетными направлениями формирования архитектурно- пространственной среды и комплексного благоустройства являются:
благоустройство существующей территории и комплексное освоение новых территорий;
создание новых и развитие существующих общедоступных рекреационных пространств и зон отдыха (парки, скверы, спортивные площадки);
развитие гражданских инициатив и вовлечение активного местного сообщества в деятельность по решению вопросов содержания и благоустройства территорий общего пользования;
привлечение частного бизнеса в решение вопросов благоустройства территорий общего пользования и примыкающих территорий.
В целом, реализация поставленных приоритетов позволит городу стать не только комфортным "домом" для жителей, но и привлекательной площадкой для развития деловой активности и бизнеса, а также интересным местом для отдыха и самореализации горожан, пребывания гостей.
1.3.3. Формирование эффективной транспортной инфраструктуры
Протяженность городских автодорог составляет 221,9 км. Основная улица, по которой осуществляется движение транзитного транспортного потока - улица 5-го Июля, является частью автомобильной трассы федерального значения Р-255 "Сибирь". Большая часть основных улиц и внутриквартальных проездов города находится в удовлетворительном состоянии, вследствие влияния природной окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянного воздействия транспортных средств. Количественный рост автомобильного парка и значительное превышение тоннажа современных транспортных средств над эксплуатационными нормативами приводит к ускоренному износу и преждевременному разрушению автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
В части развития дорожного хозяйства, с учетом существующих проблем, основными направлениями в развитии транспортной инфраструктуры являются:
приведение технического состояния сети внутригородских дорог и трассы федерального значения в соответствие нормативным требованиям;
повышение качества проводимых дорожных работ посредством применения современных технологий;
реализация мероприятий муниципальных программ по содержанию и развитию транспортной инфраструктуры за счет финансирования из бюджетов всех уровней.
1.4. Обеспечение экологической безопасности
Устойчивое развитие города Ачинска, высокое качество жизни и здоровья городского населения возможны при поддержании соответствующего состояния окружающей среды, обеспечении экологической безопасности.
Основными проблемами города Ачинска в сфере экологии являются:
большой объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (город Ачинск, как один из промышленных центров края, входит в список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения воздушного бассейна);
высокая степень износа систем водоснабжения и водоотведения;
недостаточное использование отходов производства и потребления в качестве вторичного сырья, отсутствие организаций по сортировке и переработке твердых бытовых отходов, несанкционированное размещение отходов.
Уровень загрязнения атмосферного воздуха города Ачинска характеризуется как "повышенный".
Главные источники загрязнения воздушного бассейна - это выбросы более чем 20 крупных промышленных предприятий, а также автотранспорт. Основными загрязняющими веществами атмосферы города являются формальдегид, бенз(а)пирен и пыль неорганическая.
Источником хозяйственно-питьевого водоснабжения города является река Чулым. В соответствии с критериями гигиенической оценки качества питьевой воды, население города обеспечивается доброкачественной питьевой водой. ТЭЦ АО "РУСАЛ Ачинск" переведена на замкнутый водооборот, построены новые очистные сооружения, что позволило полностью прекратить сброс сточных вод организации в реку Чулым.
В ведении МУП "Ачинский транспорт" имеется полигон твердых бытовых отходов города, осуществляющий прием отходов 4-5 классов опасности. Отходы 1-3 класса опасности на полигон не принимаются. В перспективе - создание полигона твердых коммунальных отходов с технологиями по сортировке отходов.
Бизнес-сообщество, население города активно участвуют в решении вопросов улучшения экологической обстановки в городе: действует Общественный Совет по экологии, на официальном портале города Ачинска размещаются данные мониторинга загрязнения атмосферного воздуха, проводятся общегородские субботники и экологические акции.
Основными направлениями обеспечения благоприятных экологических условий жизни населения города, охраны природных ресурсов и их рационального использования, являются:
минимизация негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды и здоровье населения города:
- установка на промышленных предприятиях города современных очистных сооружений, дополнительных систем очистки, влияющих на объем выбросов и сбросов вредных веществ;
- дальнейшее благоустройство города (озеленение территории и содержание зеленых насаждений, использование современной дорожно-уборочной техники);
- внедрение современных экологически безопасных технологий, в том числе предусматривающих размещение и переработку отходов, использование вторичного сырья;
- предъявление к вновь создаваемым предприятиям жестких экологических требований в отношении используемых производственных технологий;
- оборудование системы водоснабжения города необходимым комплексом очистных и обеззараживающих устройств, замена разводящих водопроводных сетей с учетом процента изношенности, внедрение эффективных, отвечающих современному уровню развития канализационных и очистных сооружений;
контроль и мониторинг состояния экосистемы города, разработка и реализация мероприятий по снижению экологического ущерба:
- осуществление контроля и мониторинга качества атмосферного воздуха, воды, почвы с учетом приоритетных загрязняющих веществ, формирующих высокие риски здоровью населения;
- проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в отношении природопользователей, не имеющих соответствующей природоохранной документации и работающих с нарушением действующего законодательства;
- проведение рекультивации нарушенных земельных участков;
- разработка системы прогнозирования, предотвращения высоких уровней загрязнения воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
- обустройство зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (скважин);
развитие экологического образования населения в целях повышения уровня культуры в сфере охраны окружающей среды, внедрение системы формирования культуры обращения с отходами;
привлечение граждан, общественности, бизнес - сообщества к решению вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности:
- привлечение общественности к участию в разработке и принятии решений по вопросам экологии;
- создание эффективной системы информирования общественности о состоянии окружающей среды;
- поддержка общественного экологического контроля.
2. Развитие экономического потенциала города
2.1. Развитие реального сектора экономики и базовых инфраструктурных проектов в реальном секторе экономики
2.1.1. Градообразующие предприятия
Экономический потенциал города Ачинска характеризуется тем, что индекс производства города существенно выше регионального показателя.
Отраслевая структура хозяйственной и иной деятельности Ачинска достаточно разнообразна.
Несмотря на расширение сферы производства и торговли за счет включения в нее новых производств и продуктов, услуг, металлургическое производство сохраняет свою доминирующую роль в экономике, как края, так и города и в значительной степени определяет показатели экономического развития города (Рис.8).
Рисунок 8. Структура экономики города Ачинска за 2016 год, %
Особенность города Ачинска - наличие мощного гиганта цветной металлургии АО "РУСАЛ Ачинск", от которого в большей степени зависит не только размер налоговых поступлений в бюджет, но и благополучие жителей города.
Производственный комплекс предприятия включает следующие производства:
Кия-Шалтырский нефелиновый рудник - добыча нефелиновой руды;
Мазульский известняковый рудник - добыча известняка;
Комплекс по производству глинозема - АО "РУСАЛ Ачинск" производит глинозем из нефелиновой руды и известняка по уникальной технологии, разработанной Всероссийским алюминиево-магниевым институтом. Производственная мощность предприятия составляет 1,07 млн. тонн глинозема в год;
Цех кальцинированной соды - производство кальцинированной соды.
АО "РУСАЛ Ачинск" постоянно осуществляется работа по повышению эффективности, расширению ассортимента за счет продукции с добавленной стоимостью и усилению позиций на ключевых рынках, прежде всего в России.
Инвестиционные проекты АО "РУСАЛ Ачинск", а также Ачинского филиала ООО "РУС-Инжиниринг", осуществляющего монтаж, ремонт и техническое обслуживание оборудования АО "РУСАЛ Ачинск", направлены на расширение производственной базы, необходимой для обеспечения роста производства продукции, а также достижение стратегической цели по повышению эффективности производства в результате внедрения современных технологий и диверсификации бизнеса.
В целях повышения рентабельности производства, АО "РУСАЛ Ачинск" ведется строительство современного мельничного комплекса фирмы Loeshe, позволяющего использовать в производстве бурый уголь Канско-Ачинского угольного бассейна.
В рамках Программы модернизации и развития предприятия, производится изучение недр и доразведка глубоких горизонтов Мазульского известнякового месторождения и Кия-Шалтырского нефелинового рудника, в перспективных планах - создание производств по переработке нефелинового шлама, что позволит утилизировать отходы глиноземного производства и обеспечить дополнительный источник прибыли.
С 2017 года осуществляется опытная разработка инновационного материала для кабельной промышленности - высокодисперсного осажденного гидроксида алюминия (ВОГА). На территории Ачинского глиноземного комбината в перспективе планируется создание современного участка по производству ВОГА мощностью 2,5 тыс.тонн (с возможностью дальнейшего расширения).
ООО "Ачинский цемент" входит в число предприятий, формирующих строительный рынок Красноярского края. По объему реализации продукции предприятие входит в тройку лидеров промышленности строительных материалов в Сибирском федеральном округе. Производственная мощность предприятия - 1,4 млн. тонн в год, в перспективе планируется увеличение до 2,1 млн. тонн в год. На ООО "Ачинский Цемент" достигнут один из самых высоких показателей по производительности труда на цементных заводах, работающих по технологии "мокрого" способа производства. На предприятии ведется планомерная работа по модернизации оборудования, улучшению качества продукции, расширению ассортимента.
С 2015 года осуществляется деятельность ООО "Красноярский завод проппантов" (производство керамических проппантов для нефтедобывающей отрасли). Основой производства стало технологическое оборудование Ачинского керамзитового завода. В перспективе объем выпуска продукции составит 144 тыс. тонн в год. Качество керамического проппанта, производимого предприятием, не уступает зарубежным аналогам, что позволяет конкурировать с продукцией зарубежных производителей, в частности, компаний Китая. Сырье, используемое для получения гранул, исключительно местного производства. ООО "Красноярский завод проппантов" заключены договоры на поставку проппантов различной номенклатуры с дочерними компаниями Роснефти, Лукойла, Сургутнефтегаз, Новатэк.
На территории города расположены организации пищевой промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию - Ачинский молочный завод и мясокомбинат компании ЗАО "Назаровское", ООО "Причулымье", ООО "Хозяин".
Объем выпуска продукции мясокомбината компании ЗАО "Назаровское" - 15 тонн мясных и колбасных изделий в сутки, молокозавода - 50 тонн молочной продукции в сутки (зарегистрирована собственная торговая марка продукции "Молочный городок"). Продукция ЗАО "Назаровское" реализуется преимущественно в городе Ачинске, а также в городе Назарово и Назаровском районе.
ООО "Хозяин" перерабатывает пшеницу от сельхозпроизводителей Назаровского, Ужурского, Шарыповского и Балахтинского районов. Потребителями зерна и муки являются Монголия, Бурятия, Кемеровская область, Красноярский и Алтайский края. За 2016-2017 годы предприятием реализован проект по увеличению мощности зернохранилищ на 344 тыс. тонн в год, что позволило сократить дефицит зернохранилищ в Красноярском крае. С 2018 года реализуется проект строительства цеха по переработке рапса, в перс - проект модернизации железнодорожных подъездных путей для увеличения отгрузки зерна железнодорожным транспортом.
Дальнейшее развитие обозначенных предприятий, составляющих "несущий каркас" экономики города связано с формированием благоприятного инвестиционного климата и привлечения потенциальных инвесторов.
Инвестиционные проекты крупных предприятий города по модернизации и техническому перевооружению производства, что способствует развитию на их базе инфраструктурных и обеспечивающих отраслей - строительства, транспорта, связи, предприятий малого и среднего бизнеса, сервисов услуг, обеспечению занятости населения, совершенствованию системы подготовки кадров.
В рамках внедрения общероссийского Стандарта развития конкуренции в городе Ачинске реализуются инвестиционные проекты в сфере развития социально-значимых рынков: услуг дошкольного образования, дополнительного образования детей, спорта, ЖКХ.
В Ачинске реализуются межмуниципальные проекты: направленные на развитие пищевой промышленности, а также проекты в области социальной сферы, направленные на развитие образования и культуры.
В сети Интернет размещен Инвестиционный паспорт города Ачинска с интерактивной картой. Это обновляющийся продукт, который постоянно наполняется новой информацией и имеет обратную связь с жителями города и бизнесменами.
2.1.2.Транспортная система города
Обеспеченность территории города хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект развития.
В настоящее время в Ачинске насчитывается 14 муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом, 3 маршрута - городским наземным электрическим транспортом. Маршруты пассажирского транспорта проходят по всем основным улицам города, соединяя центральную зону с отдаленными районами, поселками, входящими в городскую черту, и расположенными в ее пределах промышленными узлами.
Одной из проблем городского общественного транспорта является сильный износ и недостаточные темпы обновления подвижного состава, в связи с чем снижается уровень технической надежности и безопасности пассажирского транспорта, возрастает поток сходов с линии по техническим неисправностям.
Для удовлетворения потребностей населения и экономики города в транспортных услугах необходима реализация следующих приоритетных направлений:
организация устойчиво функционирующей системы общественного транспорта и обеспечение равной транспортной доступности для населения города Ачинска;
организация и проведение конкурсных процедур в целях заключения контрактов на долгосрочный период (от 3 до 5 лет), что позволит достичь более эффективных и высоких показателей уровня транспортных услуг, а также послужить стимулом для инвестирования финансовых средств в сферу пассажирских перевозок и привлечь новых перевозчиков;
открытие новых маршрутов и оптимизация действующей маршрутной сети в целях обеспечения шаговой доступности к социальным и производственным объектам населения города Ачинска;
реализация комплекса мероприятий и распорядительных действий, направленных на удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках.
Одной из основных задач совершенствования транспортной инфраструктуры города Ачинска является разделение внутримуниципальных и транзитных автортанспортных перевозок. Для выведения транзитного транспорта за пределы Ачинска, планируется строительство федеральной трассы Р-255 "Сибирь" на участке обхода города Ачинска (длина обхода 28 км). С целью развития транзитной экономики, сокращения сроков доставки грузов в северные районы Красноярского края, на период до 2030 года планируется строительство автодороги Ачинск - Лесосибирск.
2.2. Развитие сферы предпринимательской деятельности и предпринимательского рынка
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью современной системы хозяйствования, играет важную роль в решении социально-экономических задач города. Малый и средний бизнес присутствует во многих отраслях экономики, все социальные группы населения вовлечены в деятельность малых и средних предприятий. Развитие данного направления оказывает влияние на общее состояние экономики, способствует насыщению рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, а также формированию налоговой базы.
На сегодняшний день в городе насчитывается 4 249 субъектов малого и среднего предпринимательства, у которых занято 9,5 тыс. человек.
Наиболее привлекательной для малого бизнеса остаётся сфера оптовой и розничной торговли - 67,7% малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, что объясняется более быстрым оборотом денежных средств (Рис.9).
Рисунок 9. Структура субъектов малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности по городу Ачинску за 2016 год, %
Перспективными направлениями развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года являются:
развитие зерноперерабатывающих производств, обеспечивающих полный цикл переработки от зерна до готовой продукции.
развитие высокотехнологичных производств по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.
развитие строительной индустрии и производства строительных материалов, в том числе с использованием местного сырья;
развитие высокотехнологичных медицинских услуг;
развитие услуг в области образования, в том числе дополнительного образования;
развитие услуг в области спорта и фитнеса.
В перспективе, развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства города Ачинска будет осуществляться по следующим направлениям:
обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержкой;
популяризация предпринимательской деятельности;
совершенствование форм финансовой, имущественной и иных видов поддержки;
развитие системы подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства;
развитие системы предоставления муниципальных услуг по принципу "одного окна";
реализация Стандарта развития конкуренции на территории города.
Современное состояние потребительского рынка в городе Ачинске характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, соответствующим уровнем перенасыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Особую роль в развитии потребительского рынка области играет торговля. Розничная торговая сеть города насчитывает:
689 стационарных торговых объектов общей торговой площадью 119,5 тыс. кв.м. Структура действующих магазинов в основном представлена торговыми форматами площадью до 100 кв.м.;
323 нестационарных торговых объекта общей торговой площадью 8,9 тыс. кв.м.
Структура розничных каналов продаж изменилась в сторону современных форматов торговли. В городе активно ведется строительство как крупноформатных торгово-развлекательных центров, супермаркетов, так и магазинов "шаговой доступности". Торговые сети в последние годы стали одними из самых быстрорастущих и успешных сегментов розничного рынка и представлены как местными, так и региональными предпринимателями.
На фоне благоприятного и динамичного развития потребительского рынка города существует и ряд проблемных вопросов:
несовершенство нормативно-правовой базы развития и регулирования торговли;
недостаточное развитие инфраструктуры (в отдельных жилых зонах города отсутствует необходимый уровень конкуренции на потребительском рынке, ряд объектов вне доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями);
развитие крупных розничных форматов является потенциальной угрозой сокращения доли малого и среднего бизнеса в розничной торговле;
дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда, значительной текучестью кадров.
Основными направлениями в развитии торговли в городе являются:
развитие розничной торговой сети современных форматов;
градостроительное планирование, разработка схем размещения торговых объектов с учетом охвата отдаленных районов города;
развитие ярмарочной торговли;
строительство розничных рынков сельскохозяйственного типа;
создание оптово-распределительного центра;
содействие предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, сельхозпроизводителям в установлении прямых хозяйственных связей с предприятиями розничной торговли.
2.3. Развитие рынка труда. Организация опережающего обеспечения трудовыми ресурсами устойчивого развития экономики, обеспечение занятости трудовых ресурсов
Для обеспечения устойчивого развития города Ачинска необходимо обеспечение эффективной занятости населения и сдерживание уровня безработицы.
В настоящее время на рынке труда в городе Ачинске наблюдается общая структурная диспропорция спроса и предложения. Основными проблемами рынка труда являются:
дефицит квалифицированных трудовых ресурсов на фоне растущей кадровой потребности;
недостаток рабочих мест, привлекательных для высококвалифицированных специалистов по условиям труда и социально-бытовым условиям;
снижение престижности рабочих профессий на фоне возрастающей потребности работодателей в квалифицированных рабочих;
недостаточная развитость системы непрерывного образования, позволяющего осуществлять качественную подготовку и переподготовку специалистов, востребованных на рынке труда.
Основными механизмами реализации Стратегии в сфере управления рынком труда города Ачинска являются:
участие в реализации Стратегии управления рынком труда Красноярского края до 2020 года, предусматривающей комплекс мер по совершенствованию системы мониторинга, анализа и прогнозирования рынка труда, повышению эффективности процессов формирования, привлечения и распределения трудовых ресурсов, повышению эффективности мер содействия занятости населения, обеспечению качества рабочих мест, развитию социального партнерства на рынке труда;
участие в реализации Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае, предусматривающей комплекс мер по содействию профессиональному самоопределению, успешной социализации и эффективной самореализации граждан, ориентированных на качественное развитие трудового потенциала населения и его использование в интересах инновационного развития города и края;
реализация Программы опережающего кадрового обеспечения города Ачинска, что позволит обеспечить организации города квалифицированными кадрами, повысить их конкурентоспособность и престиж рабочих профессий в условиях развивающейся экономики, а также повысить востребованность выпускников учреждений профессионального образования;
реализация проектов в области содействия занятости населения в сфере занятости населения, по обеспечению работодателей кадрами необходимой квалификации. В настоящее время реализуется проект "Эффективное взаимодействие с работодателями города Ачинска", направленный на повышение эффективности подбора кадров работодателями, увеличение численности трудоустроенных граждан, а сокращение безработицы.
Для поддержания стабильной ситуации на рынке труда планируется реализация комплекса мер по следующим направлениям:
стимулирование создания и сохранения рабочих мест;
опережающее кадровое обеспечение устойчивого развития экономики города: развитие целевой подготовки кадров, взаимодействие органов власти, системы профессионального образования и работодателей в целях подготовки востребованных специалистов;
опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
развитие малого и среднего предпринимательства;
сокращение неформальной занятости путем содействия официальному трудоустройству, обучению и переобучению незанятых граждан;
стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов;
обеспечение социальной занятости инвалидов;
создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин с детьми, включая ликвидацию очереди в ясли для детей до трех лет;
содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства, изменение структуры прибывающих на территорию мигрантов в сторону увеличения в общем потоке квалифицированных кадров и создание условий для переселения мигрантов семьями.
В своей работе муниципалитет тесно взаимодействует с КГКУ "Центр занятости населения города Ачинска", работодателями, учебными заведениями основного, среднего общего и высшего профессионального образования. При администрации города Ачинска действует Координационный комитет содействия занятости населения, основными задачами которого являются: разработка предложений по предотвращению роста напряженности на рынке труда; рассмотрение вопросов финансового обеспечения политики занятости населения; содействие осуществлению активной политики занятости населения и социальной поддержки безработных граждан.
При администрации города Ачинска действует межведомственная комиссия по содействию добровольному переселению на территорию соотечественников проживающих за рубежом, задачами которой является привлечение квалифицированных соотечественников для решения проблем демографии, а также удовлетворения кадровой потребности экономики города.
Ежегодно администрацией города утверждаются объемы и виды общественных работ, выделяются средства на реализацию ведомственной целевой программы для временного трудоустройства безработных и несовершеннолетних граждан.
С 2011 года действует Координационный комитет по делам инвалидов при администрации города Ачинска, основной задачей которого является содействие обеспечению трудовой занятости инвалидов.
3. Повышение эффективности муниципального управления
Конкурентные преимущества города в современных условиях напрямую связаны с накопленным и задействованным человеческим капиталом. Следовательно, приоритетным источником социально-экономической динамики должно стать муниципальное управление, направленное на развитие человеческого капитала и инвестиции в человека.
Человеческий капитал развивается на муниципальном уровне целенаправленно с учетом потребностей и особенностей территории на основе:
обеспечения открытости власти для населения и привлечения общественности к практическому участию в социально-экономическом развитии города;
инвестиционной деятельности по развитию человеческого капитала муниципального образования на основе программно-проектного подхода.
3.1. Обеспечение открытости власти для населения, привлечение общественности к практическому участию в социально-экономическом развитии города, повышение качества управления муниципальными финансами и муниципальным имуществом:
Взаимодействие органов городского самоуправления с жителями города, общественными организациями, деловыми кругами является значимым ресурсом реализации Стратегии. При этом органы городского самоуправления осуществляют координацию и поддержку деятельности общественных организаций, бизнес-сообщества, жителей города по реализации Стратегии.
В городе Ачинске создана система обратной связи с представителями бизнес-сообщества и различными слоями населения:
Общественный Совет при Главе города Ачинска;
Общественный Совет по экологии;
Общественный Совет по вопросам ЖКХ;
Молодежный общественный Совет;
Совет по предпринимательству;
Совет Почетных граждан;
Совет ветеранов города;
Совет по делам национальностей.
Ведется личный прием Главой города и его заместителями, работает виртуальная приемная и телефон доверия для граждан.
При Главе города Ачинска действует Координационный штаб по мониторингу социально-экономической ситуации, который рассматривает важнейшие вопросы обеспечения жизнедеятельности города: показатели занятости населения (задержка выплаты заработной платы, уровень безработицы, занятость населения); результаты мониторинга цен на социально-значимые продукты, топливо, лекарственные средства; задолженность организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по налоговым платежам, арендной плате за пользование муниципальным имуществом и земельными участками, страховым взносам.
Жители Ачинска активно участвуют в проводимых мероприятиях по благоустройству города, традиционных общегородских субботниках, экологических акциях. В целях формирования экологической культуры молодежи, в образовательных организациях, учреждениях культуры проводятся экологические уроки, выставки, фестивали.
Важным ресурсом в области повышения эффективности муниципального управления является повышение качества управления муниципальными финансами и муниципальным имуществом:
постоянно осуществляется мониторинг поступлений в бюджет города налоговых и неналоговых доходов в разрезе кодов бюджетной классификации, налогоплательщиков;
действует комиссия по рассмотрению вопросов задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет города Ачинска в составе представителей муниципалитета, ФСС, ИФНС;
проводится совместная работа с ИФНС по обеспечению собираемости налогов и сборов, снижению задолженности по налогам и сборам;
проводится оценка эффективности предоставляемых налоговых льгот по местным налогам;
проводится работа по формированию правовой базы для распоряжения объектами недвижимости;
проводятся мероприятия по выявлению неучтенных объектов муниципального имущества, взысканию имеющейся задолженности по арендным платежам.
В связи с напряженной экологической ситуацией, работает Общественный совет города Ачинска по экологии, практикуются выездные заседания Совета на предприятия города, являющиеся основными источниками загрязнения.
3.2. Осуществление инвестиционной деятельности по развитию человеческого капитала муниципального образования на основе программно-проектного подхода
В настоящее время для города Ачинска недостаточно разработанными являются вопросы, связанные с определением человеческого капитала территории, анализом влияния системных диспропорций муниципальной структуры на его формирование и развитие и выработкой направлений муниципального управления, обеспечивающих результативное формирование и использование человеческого капитала.
Важным инструментом развития человеческого капитала в городе Ачинске становится муниципальный заказ на профессиональное образование. На муниципальном уровне условия формирования муниципального заказа на профессиональное образование просматриваются как привлечение дополнительных инвестиций из федерального и регионального бюджетов, обеспечение возможностей трудоустройства выпускников и создание привлекательных условий для населения.
Рисунок 10. Схема муниципального управления развитием человеческого капитала
Основными мерами муниципального управления развитием человеческого капитала города являются:
анализ потребности в профессиональном образовании для решения задач развития территории;
анализ сложившейся структуры профессионального образования;
формирование муниципального заказа на профессиональное образование;
создание системы оценки качества образования и экономического стимулирования.
Общая схема формирования и реализации муниципального заказа состоит в следующем:
разработка перспективной структуры направлений и специальностей профессионального образования (на основе анализа потребностей);
определение количественных показателей (на основе имеющейся и перспективной потребности);
выявление образовательных учреждений территории, способных выполнить муниципальный заказ;
определение части муниципального заказа, которую в настоящее время не могут выполнить образовательные учреждения территории;
выявление перспективных возможностей выполнения этой части заказа образовательными учреждениями территории;
выявление образовательных учреждений вне территории, способных выполнить недостающую часть муниципального заказа;
размещение муниципального заказа за счет всех возможных источников финансирования;
контроль выполнения муниципального заказа и оценка качества образования.
Эффективен в данном направлении программно-проектный подход на межведомственной основе. Учреждения высшего и среднего профессионального образования города Ачинска, в рамках межведомственного взаимодействия по реализации профориентационных проектов, ежегодно проводят актуализацию программ подготовки выпускников в соответствии с перспективной кадровой потребностью города и края.
С 2018 года в Ачинске реализуется межведомственный проект в области содействия трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования "Стажировка - старт в профессиональную карьеру". Исполнителями проекта являются администрация города Ачинска и КГКУ "Центр занятости населения города Ачинска", партнерами проекта - учреждения высшего и среднего профессионального образования и организации города Ачинска. Проект направлен на обеспечение трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а также удовлетворение потребности работодателей в работниках необходимой квалификации в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Межведомственные проекты, направленные на развитие человеческого капитала, способствуют развитию конкурентных преимуществ территории и повышению ее привлекательности. Важным фактором развития города является реализация межведомственных проектов, направленных на максимальное раскрытие личностных ресурсов горожан, поддержку традиционных ценностей и семьи, повышение у граждан мотивации к ведению здорового образа жизни. Интересен в данном направлении разрабатываемый в Ачинске межведомственный проект "Академия семейного счастья". Целью проекта является: для города - обустройство городской среды, становление практики организации городского семейного досуга с учетом культурно-исторических ценностей и современных трендов через практики клубной жизни; для горожан - раскрытие личностных ресурсов, развитие инициатив, изменение образа жизни. Партнерами проекта являются учреждения образования, социальной защиты населения, культуры, спорта и молодежной политики, а также представители бизнеса, в том числе - в области детских развлечений и образования, сообщество активных родителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.