Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Аналитическая часть
Служба по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края (далее - Служба) является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный надзор, оказывает государственные услуги в области технического состояния самоходных машин и других видов техники на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства сельского хозяйства и торговли края.
Служба реализует компетенцию непосредственно и через свои территориальные подразделения - 51 инспекцию Службы.
В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 28.06.2017 N 371-п "Об утверждении Перечня видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Красноярского края, уполномоченных на их осуществление", Служба осуществляет следующие виды государственного контроля (надзора):
1) надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе их использования независимо от их принадлежности (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также параметров машин, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору) по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды.
Предметом данного вида надзора является соблюдение юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним (далее - машины), или лицами от имени собственников, владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях этими машинами (далее - владельцы, водители), технического состояния машин в процессе их использования независимо от их принадлежности (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также параметров машин, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору) по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды.
В рамках данного вида надзора Служба проверяет соблюдение обязательных требований, установленные федеральными нормативными правовыми актами в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, перечень которых установлен приказом службы по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края от 14.07.2017 N 85-п (текст приказа размещен на официальном сайте Службы в сети "Интернет" по адресу http://www.krasgtn.ru/index.php/knd/npa-knd).
При осуществлении надзора должны осуществляться следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения надзорных мероприятий:
проверка документов поднадзорного лица;
проверка технического состояния транспортных средств и оборудования на соответствие требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды (проверка рулевого управления, тормозной системы, световой сигнализации, отсутствия течи технологических жидкостей, наличия аптечки, огнетушителя, аварийного знака и проверка других требований, установленным ГОСТ и технической документацией).
2) надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды (кроме параметров, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору), а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией.
Предметом данного вида государственного надзора является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в агропромышленном комплексе правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией.
Надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей, сохранности имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией, включает в себя проверку обязательных требований, установленных Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823.
В рамках данного вида надзора осуществляются следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения надзорных мероприятий:
проверка документов поднадзорного лица;
проверка технического состояния транспортных средств и оборудования на соответствие требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды (проверка рулевого управления, тормозной системы, световой сигнализации, отсутствия течи технологических жидкостей, наличия аптечки, огнетушителя, аварийного знака и проверка других требований, установленных ГОСТ и технической документацией).
3) государственный надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования.
Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в агропромышленном комплексе, установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования.
В рамках государственного надзора в агропромышленном комплексе за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования, обязательные требования установлены Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и приказом Минсельхозпрода РФ от 12.09.1997 N 387 "Об организации работ по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники".
Однако предмет данного вида надзора фактически отсутствует с 2002 года. Так, в результате принятия Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификация предусмотрена только в отношении продукции. Таким образом, данный вид надзора Службой фактически не осуществляется, в связи с отсутствием его предмета, как несоответствующего действующему законодательству.
4) контроль исполнения владельцами транспортных средств установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при регистрации, организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств и осуществлении иных полномочий в области надзора за техническим состоянием транспортных средств в процессе их использования.
Предметом государственной функции является контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В отношении контроля исполнения владельцами самоходных машин установленной обязанности по страхованию гражданской ответственности следует отметить, что данный вид контроля осуществляется при проведении любых надзорных мероприятий, а также при исполнении иных функций органами гостехнадзора (осуществление регистрационных действий в отношении самоходной техники, принадлежащей физическим, юридическим лицам и главам крестьянских (фермерских) хозяйств, проведении профилактических мероприятий, плановых (рейдовых) осмотров. Обязательные требования в данном случае установлены Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В целях реализации статей 8.2, 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) по вышеперечисленным видам надзора (контроля) Службой организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, а также мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Так, в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 28.07.2015 N 398-п "Об утверждении порядка организации и осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники на территории Красноярского края" Службой проводятся плановые (рейдовые) осмотры.
За 2018 год Службой получены следующие результаты проведения плановых (рейдовых) осмотров:
Проверено самоходных машин и других видов техники (ед.) |
Выявлено фактов эксплуатации самоходных машин и других видов техники с нарушением обязательных требований |
Привлечено лиц к административной ответственности |
Выдано предписаний |
|||
Нарушение правил регистрации |
отсутствие удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) соответствующей категории |
несоответствующее техническое состояние |
иные нарушения |
|||
2852 |
55 |
56 |
192 |
102 |
323 |
17 |
Кроме того, инспекции Службы с участием представителей ГИБДД проводят проверки в период профилактических операций в местах интенсивного использования машин за их техническим состоянием, соблюдением требований безопасности движения, техники безопасности и охраны окружающей среды.
Первоочередное внимание при проведении операций уделяется соответствию машин (агрегатов) регистрационным данным, соблюдению Правил регистрации машин и проведения технических осмотров машин, порядка допуска лиц к управлению машинами, наличию и своевременному заполнению регистрационных, эксплуатационных и других документов.
Проведение профилактических операций осуществляется в соответствии с распоряжением Совета администрации Красноярского края от 02.04.2008 N 335-р "О проведении ежегодной профилактической операции "Трактор" и распоряжением Правительства Красноярского края от 24.10.2008 N 350-р "О проведении профилактической операции "Снегоход".
В ходе операции "Снегоход" проверено 826 (792) машин. В 2018 году сократилось количество выявленных нарушений и лиц, привлеченных к административной ответственности, особенно заметно сократилось количество нарушений, связанных с нарушением требований безопасности движения, правил регистрации. Выросло количество нарушений, связанных с отсутствием соответствующего удостоверения, свидетельства о прохождении технического осмотра.
Аналогичная ситуация и по результатам проведения профилактической операции "Трактор". За 2018 год проверено 1853 (1959) единицы техники. Основными нарушениями являются непрохождение технического осмотра и отсутствие регистрационных документов, эксплуатировалось машин в отсутствие государственных регистрационных знаков вдвое больше относительно 2017 года.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, Службой используется инструмент предостережений. В 2018 году в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было направлено 4 предостережения.
Также Службой на постоянной основе проводится работа с поднадзорными субъектами по разъяснению неоднозначных или неясных требований нормативных документов. Такая работа планируется и проводится инспекторским составом как во время проверок непосредственно, так и в ходе повседневной деятельности.
Службе поднадзорны 3000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Большая часть индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих поднадзорную технику, заняты в сфере агропромышленного комплекса. Юридические лица в большинстве своем используют поднадзорную технику для оказания коммунальных и бытовых услуг, в промышленной и строительной сфере.
Анализ надзорной деятельности службы показал, что большинство нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями приходится на нарушения, связанные с несоблюдением правил государственной регистрации поднадзорной техники - ч.1 ст.19.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (отсутствие регистрации техники, нарушение сроков регистрации).
Анализ причин нарушений показывает, что в основном нарушения связаны с низкой исполнительской дисциплиной лиц, эксплуатирующих поднадзорную технику, а также небольшим размером штрафа, который не является должным стимулом к недопущению нарушения обязательных требований.
Степень риска нарушения обязательных требований не зависит от видов подконтрольных субъектов, их экономической деятельности, территорий, на которых они осуществляют свою деятельность.
Настоящая программа разработана в целях организации проведения Службой профилактических мероприятий по недопущению нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, Красноярского края в отношении поднадзорной ей техники, направленных на минимизацию рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) ущерба (далее - профилактические мероприятия).
Целями проведения профилактических мероприятий являются:
повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности службы;
снижение административных и финансовых издержек, как службы, так и подконтрольных ей субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий; предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований; мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты; разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи: повышение уровня понимания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а также рисков их несоблюдения;
своевременное информирование подконтрольных субъектов об изменении обязательных требований;
сокращение количества контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном улучшении состояния подконтрольной сферы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.