Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 15 января 2016 г. N 12 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению администрации
муниципального района
Уфимский район
Республики Башкортостан
от 23 декабря 2014 г. N 2640
Муниципальная программа
"Развитие сельского хозяйства в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан на 2015-2020 годы"
22 сентября 2015 г., 15 января 2016 г.
Паспорт
муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан на 2015-2020 годы"
Наименование программы |
Муниципальная программа "Развитие сельского хозяйства в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан на 2015-2020 годы" |
||
Основание для разработки программы |
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"; Закон Республики Башкортостан "О развитии сельского хозяйства в Республике Башкортостан"; постановление Правительства Республики Башкортостан от 07.04.14 г. N 151 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Башкортостан"; Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17.12.12 г. N 458 "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан"; Постановление администрации муниципального района Уфимский район от 27.07.15 г. N 1658 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан". |
||
Муниципальный заказчик программы |
Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан |
||
Основной разработчик и ответственный исполнитель программы |
Отдел развития агропромышленного комплекса муниципального района Уфимский район |
||
Цели и задачи муниципальной программы |
Цели: повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции; повышение финансовой устойчивости предприятий; устойчивое развитие сельских территорий; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, а также экологизация производства Задачи: стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции; поддержка малых форм хозяйствования; повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития; повышение качества жизни сельского населения; стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития; создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения; развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения; повышение плодородия почв до оптимального уровня; развитие малых (семейных) молочных ферм |
||
Сроки реализации муниципальной программы |
2015-2020 годы без деления на этапы |
||
Перечень подпрограмм и целевых индикаторов |
"Развитие подотрасли растениеводства". Производство зерна, картофеля, овощей. "Развитие подотрасли животноводства". Производство скота и птицы, производство молока, безопасность объектов утилизации биологических отходов. "Поддержка малых форм хозяйствования". Организация крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, площадь оформленных в собственность земельных участков крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. "Техническая и технологическая модернизация сельскохозяйственного производства". Приобретение сельскохозяйственной техники. |
||
Ресурсное обеспечение муниципальной программы |
Объем средств, направляемых на реализацию программы - 72 032,80 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||
|
бюджет |
внебюджет |
|
2015 год - |
7 553,0 тыс. рублей; |
9 791,5 тыс. рублей; |
|
2016 год - |
1 952,1 тыс. рублей; |
9 766,4 тыс. рублей; |
|
2017 год - |
1 952,1 тыс. рублей; |
9 766,4 тыс. рублей; |
|
2018 год - |
1 952,1 тыс. рублей; |
9 766,4 тыс. рублей; |
|
2019 год - |
0 тыс. рублей; |
9 766,4 тыс. рублей; |
|
2020 год - |
0 тыс. рублей |
9 766,4 тыс. рублей. |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
- увеличение производства продукции сельского хозяйства всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2015 году - на 15%; - повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 9,9% (с учетом субсидий); - доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике района до 31662 рублей. - производство продукции растениеводства во всех категориях хозяйств к 2020 году: зерновые - 60 тыс. тонн, картофель - 55,2 тыс. тонн, овощи открытого грунта - 24,2 тыс. тонн, подсолнечник - 4,8 тыс. тонн; - производство продукции животноводства во всех категория хозяйств к 2020 году: молоко - 28,9 тыс. тонн, скот и птица на убой в живом весе - 6 тыс. тонн, поголовье коров - 5300 голов, удой молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях - 6000 кг, поголовье мясных табунных лошадей в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах - 1525 голов, объем производства сыров и сырных продуктов - 58,8 тонн, объем производства масла сливочного - 27,6 тонн; - количество приобретаемой техники в год: тракторов - 9 ед., зерноуборочных комбайнов - 4 ед., кормоуборочных комбайнов - 2 ед., грузовых автомобилей - 1 ед. |
Введение
В современных границах муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Уфимский район), расположенный по кольцу вокруг Уфы у слияния рек Уршак, Демы, Уфы и Белой занимает территорию 1584,9 кв. км. На севере он граничит с Кушнаренковским и Благовещенским районами, на востоке с Иглинским районом, на юге с Кармаскалинским, на западе с Чишминским районом. Численность населения района сегодня составляет около 80 тысяч человек.
Традиционно Уфимский район в числе республиканских лидеров по производству сельскохозяйственной продукции. Крупнейшие сельскохозяйственные предприятия - совхоз "Алексеевский", Птицефабрики "Уфимская" и "Башкирская", ООО Агрофирма "Николаевская", ОАО "Шемяк". Сельское хозяйство является ведущей системообразующей сферой экономики района, формирующей агропродовольственный рынок, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Муниципальная программа "Развитие сельского хозяйства в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан на 2015-2020 годы" (далее - Программа) определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных программой мероприятий.
1. Характеристика текущего состояния сельского хозяйства
Сельское хозяйство играет весомую роль в формировании экономики района и уклада жизни населения. В агропромышленном комплексе района занято около 6 тыс. человек. В районе функционируют 26 сельскохозяйственных предприятий, 57 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 27 тысяч личных подобных хозяйств.
За последние годы в районе обеспечен рост валовой продукции сельского хозяйства, улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.
Стратегическим направлением развития сельскохозяйственного производства должно стать создание в первоочередном порядке условий для повышения конкурентной способности продукции агропромышленного комплекса, обеспечения населения республики и района качественным отечественным продовольствием, созданий условий для устойчивого развития сельских территорий достойных условий жизни сельского населения
Производство валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств за 2014 год составляет 5,9 млрд. рублей. Вместе с тем перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития сельского хозяйства сохраняется.
Это обусловлено:
- сохраняющимся диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
- недостаточными темпами технологической модернизации аграрного производства;
- нестабильностью агропродовольственного рынка, ограниченным доступом сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- слабым развитием страхования рисков в сельском хозяйстве;
- медленными темпами социального развития сельских территорий, оттоком трудоспособного населения из сельской местности, дефицитом квалифицированных кадров;
- недостаточным объемом ресурсного обеспечения на всех уровнях финансирования.
В условиях ограниченности средств бюджетов всех уровней объемы государственной поддержки сельского хозяйства явно недостаточны.
Динамика развития сельского хозяйства на период до 2020 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, сказываются меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости сельскохозяйственного производства. В сельском хозяйстве субсидируется ряд направлений: субсидирование процентной ставки по кредитам (долгосрочным и краткосрочным), несвязанная поддержка в отрасли растениеводства, субсидирование произведенного (реализованного молока), содержание племенного скота и т.д.
С другой стороны, сохраняется сложная макроэкономическая обстановка, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить объемы внесения органических и минеральных удобрений, осуществить переход на посев семян перспективных высокоурожайных сортов и гибридов. В отношении отдельных культур необходимо существенное расширение посевных площадей.
В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов.
Создание и увеличение семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств обеспечат рост производства сельскохозяйственной продукции.
Современный, обновленный машинно-технологический комплекс сельского хозяйства, как инновационная база аграрного производства, является важнейшей системой, которая позволит регулировать объемы, качество и экономические характеристики конечной сельскохозяйственной продукции.
Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей района.
В программе выделяются приоритеты:
в сфере производства:
- скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль. Реализация республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в республике Башкортостан" на 2012-2016 годы, покупка племенного скота, строительство и содержание скотомогильников;
- приобретение семян сельскохозяйственных культур, повышение плодородия почв за счет внесения органических и минеральных удобрений, приобретение сельскохозяйственной техники;
в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;
в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий.
2. Цели и задачи реализации муниципальной программы
Программа предусматривает комплексное развитие всей отрасли и подотраслей.
Целями Программы являются:
- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;
- обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей;
-устойчивое развитие сельских территорий;
- воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства.
Для достижения указанных целей в Программе предусматривается решение следующих задач:
- стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития;
- стимулирование внедрения почвозащитных энергоресурсосберегающих технологий и систем земледелия;
- повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;
- повышение уровня занятости, качества жизни сельского населения;
- создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
- развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
- поддержка создания и развития малых форм хозяйствования, стимулирование инвестиционной деятельности.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы предусмотрена в 2015-2020 годах без деления на этапы.
4. Перечень целевых индикаторов Программы
Сведения о показателях (индикаторах) Программы и их значениях приведены в приложении N 5 к Программе. Перечень показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность их корректировки в случаях потери информативности показателя (например, в связи с достижением его максимального значения), изменений приоритетов муниципальной политики в сфере АПК района и Республики Башкортостан, а также изменений законодательства, влияющих на расчет данных показателей. сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
5. Ресурсное обеспечение муниципальной Программы
Меры государственного регулирования реализации Программы включают следующие экономические инструменты:
а) софинансирование из муниципального бюджета прямого субсидирования, за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан следующих мероприятий:
- развитие племенного дела, стимулирование развития скотоводства;
- компенсация части затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями основных видов материально-технических ресурсов, включая новую технику, а также на отдельные мероприятия.
б) прямые финансовые вложения на осуществление мероприятий капитального характера, в том числе на мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения, социальное развитие сельских территорий.
Объем средств, направляемых на реализацию муниципальной Программы составляет 72 032,8 тыс. рублей, в том числе:
- в 2015 году - 17 344,5 тыс. рублей;
- в 2016 году - 11 718,5 тыс. рублей;
- в 2017 году - 11 718,5 тыс. рублей;
- в 2018 году - 11 718,5 тыс. рублей;
- в 2019 году - 9 766,4 тыс. рублей;
- в 2020 году - 9 766,4 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение реализации муниципальной Программы за счет источников ее финансирования по годам реализации в разрезе программных мероприятий представлено в приложениях N 6-9 к Программе.
6. Механизм реализации муниципальной Программы
Механизм реализации муниципальной Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей мероприятий, ведущие к достижению намеченных целей и решению поставленных задач.
Текущее управление реализацией программы осуществляется муниципальным заказчиком - администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, основным разработчиком программы является - отдел развития агропромышленного комплекса администрации, текущий контроль за реализацией программы осуществляется - заместителем главы администрации по сельскому хозяйству.
При реализации Программы возможно возникновение внешних и внутренних рисков невыполнения программных мероприятий и не достижения запланированных результатов.
К рискам реализации Программы, которыми могут управлять муниципальный заказчик и исполнители Программы, уменьшая при этом вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений Программы на региональном уровне и (или) недостаточно быстрым осуществлением институциональных преобразований, предусмотренных Программой;
2) организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией Программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Программой, что может привести к нецелевому или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда программных мероприятий или задержке их выполнения;
3) финансовые риски, которые связаны с финансированием Программы в неполном объеме за счет бюджетных средств. Данный риск может возникнуть по причине значительной продолжительности Программы, а также зависимости ее успешной реализации от средств федерального бюджета, отказа кредитора от обязательств по предоставлению кредитов;
4) непредвиденные риски, связанные с ухудшением конъюнктуры, кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, приводящими к резким колебаниям на фондовых рынках Российской Федерации, а также возможными кризисными явлениями в экономике Российской Федерации и Республики Башкортостан, природными и техногенными катастрофами, стихийными бедствиями, что может привести к повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, снижению бюджетных доходов, потребовать осуществления непредвиденных дополнительных расходов бюджетных средств.
7. Перечень подпрограмм и основных программных мероприятий, включенных в муниципальную Программу
1). Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства" (Приложение N 1 к Программе) включает следующие основные мероприятия в области:
- элитного семеноводства;
- производства продукции растениеводства в открытом и защищенном грунте;
- мелиоративных мероприятий;
- повышения почвенного плодородия;
2). Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства" (Приложение N 2 к Программе) выделяются следующие основные мероприятия в области:
- племенного животноводства;
- молочного и мясного животноводства.
3). Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" (Приложение N 3 к Программе) представляет собой поддержку малого предпринимательства и включает следующие основные мероприятия:
- поддержка начинающих фермеров;
- развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.
4). Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация сельскохозяйственного производства" (Приложение N 4 к программе) включает следующие основные мероприятия:
- обновление парка сельскохозяйственной техники, предусматривает покупку современных высокотехнологичных машин, тракторов, комбайнов сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
8. Методика и оценка эффективности реализации муниципальной Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется с использованием показателей ее выполнения, мониторинг и оценка степени достижения целевых значений, которые позволяют проанализировать ход выполнения программных мероприятий и принять оптимальное управленческое решение.
Методика оценки эффективности Программы представляет собой алгоритм оценки в ходе реализации программы по годам и по итогам в целом исходя из соответствия фактических значений показателей их целевым значениям.
Методика включает проведение количественных оценок эффективности по следующим направлениям:
1) степень достижения запланированных результатов (достижения целей и решения задач) Программы (оценка результативности);
2) степень соответствия фактических затрат бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан запланированному уровню (оценка полноты использования бюджетных средств);
3) эффективность использования средств бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (оценка экономической эффективности достижения результатов).
В дополнение к количественной оценке эффективности будет проводиться качественная оценка социальной эффективности Программы на основе анализа достижения ожидаемых результатов ее реализации.
Оценка степени достижения целей и решения задач Программы осуществляется путем расчета результативности ее реализации в целом по формуле:
где:
- результативность реализации Программы (%);
- степень достижения i-го показателя Программы (%);
- количество показателей Программы.
В целях оценки степени достижения запланированных результатов Программы устанавливаются следующие критерии:
если значение показателя результативности () равно или больше 70,0%, степень достижения запланированных результатов Программы оценивается как высокая;
если значение показателя результативности () равно или больше 50,0%, но меньше 70%, степень достижения запланированных результатов Программы оценивается как удовлетворительная;
если значение показателя результативности () меньше 50,0%, степень достижения запланированных результатов Программы оценивается как неудовлетворительная.
Расчет результативности по каждому показателю Программы проводится по формуле:
где:
- степень достижения i-го показателя Программы (%);
- фактическое значение показателя;
- целевое значение показателя, установленное Программой.
В случае, если Программой установлено целевое значение показателя,
равное нулю, при фактическом значении показателя, равном нулю, степень достижения i-го показателя Программы () принимается равной 100,0%. При фактическом значении показателя, не равном нулю, соответствующий показатель считается недостигнутым, степень достижения i-го показателя Программы принимается равной 0,0%.
В случае, если меньшее значение показателя по сравнению с целевым значением показателя, установленным Программой, по содержанию этого показателя означает его выполнение и достижение большей эффективности, оценка степени достижения такого i-го показателя Программы производится по формуле:
где:
- степень достижения i-го показателя Программы (%);
- целевое значение показателя, установленное Программой;
- фактическое значение показателя.
Расчет степени соответствия фактических затрат бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на реализацию Программы запланированному уровню производится по формуле:
где:
- полнота использования бюджетных средств (%);
- фактические расходы бюджета на реализацию Программы в соответствующем периоде;
- запланированные в бюджете расходы на реализацию Программы в соответствующем периоде.
В целях оценки степени соответствия фактических затрат бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на реализацию Программы запланированному уровню устанавливаются следующие критерии:
если значение показателя полноты использования бюджетных средств () равно или больше 70,0%, степень соответствия фактических затрат бюджета Республики Башкортостан на реализацию Программы запланированному уровню оценивается как удовлетворительная;
если значение показателя полноты использования бюджетных средств () меньше 70,0%, степень соответствия фактических затрат бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на реализацию Программы запланированному уровню оценивается как неудовлетворительная.
Расчет эффективности использования средств бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на реализацию Программы производится по формуле:
где:
- эффективность использования средств бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (процентов);
- показатель результативности реализации Программы;
- показатель полноты использования бюджетных средств.
В целях оценки эффективности использования средств бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан при реализации Программы устанавливаются следующие критерии:
если значение показателя эффективности использования средств бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан () больше или равно 100,0%, такая эффективность использования бюджетных средств оценивается как высокая;
если значение показателя эффективности использования средств бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан составляет от 70 до 100,0%, такая эффективность использования бюджетных средств оценивается как умеренная;
если значение показателя эффективности использования средств бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан менее 70,0%, такая эффективность использования бюджетных средств оценивается как низкая.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ответственным исполнителем и соисполнителями ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным. Результаты оценки Программы представляются ответственным исполнителем в отдел экономики администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в составе годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программы.
При необходимости ответственный исполнитель Программы может привлекать независимых экспертов для проведения анализа хода реализации программных мероприятий и подготовки предложений по повышению эффективности реализации Программы.
9. Контроль за реализацией муниципальной Программы
Контроль за реализацией муниципальной Программы осуществляется путем проведения мониторинга, анализа соответствующих отчетов, ежегодной оценки эффективности реализации муниципальной Программы, а также осуществления муниципального финансового контроля в установленном порядке. Мониторинг реализации муниципальной Программы выполняется отделом развития агропромышленного комплекса администрации муниципального района, отделом экономики. Объектом мониторинга являются значения целевых индикаторов и показателей муниципальной Программы, ход реализации ее мероприятий. Текущий контроль за реализацией муниципальной Программы осуществляется заместителем главы администрации по сельскому хозяйству.
Отчет о реализации муниципальной Программы составляется отделом развития агропромышленного комплекса администрации (далее - одел развития АПК) за отчетный квартал, год. Координация исполнения и рассмотрение результатов регулярного мониторинга реализации Программы осуществляется также заместителем главы администрации по сельскому хозяйству в соответствии с распределением обязанностей. Ход реализации Программы, рассмотрение периодической отчетности, качество межведомственного взаимодействия между исполнителями подлежат регулярному коллегиальному обсуждению на заседаниях.
Квартальный отчет о ходе реализации и об оценке эффективности реализации Программы подготавливается отделом развития АПК до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и направляется заместителю главы администрации по сельскому хозяйству, отдел экономики и финансовое управление.
Годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности реализации Программы подготавливается отделом развития АПК до 1 марта года, следующего за отчетным, и направляется заместителю главы администрации по сельскому хозяйству, отдел экономики и финансовое управление.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.