Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу Главы
Республики Башкортостан
от 8 августа 2016 г. N УГ-165
Концепция
формирования в Республике Башкортостан открытого правительства
I. Общие положения
Открытое правительство - система принципов, механизмов и инструментов организации государственной деятельности на основе развития форм участия граждан в управлении, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан (далее - органы власти), а также широкого использования современных информационных технологий и новых средств коммуникации в осуществлении взаимодействия органов власти с гражданами.
Открытое правительство основано на признании того, что:
социальные и экономические вызовы общества многообразны и возникают на самых различных уровнях;
интенсивность информационных обменов в обществе требует от системы государственного управления значительно большей открытости в целях обеспечения потребностей и интересов граждан, распространения достоверной информации и повышения конкурентоспособности страны;
информационные технологии и новые средства коммуникации меняют социальные процессы и требуют внедрения современных технологий взаимодействия государства и общества.
Реализация открытого правительства в Республике Башкортостан является одной из важнейших составляющих обеспечения устойчивого развития региона.
Концепция формирования в Республике Башкортостан открытого правительства (далее - Концепция) принимается в целях:
повышения прозрачности и подотчетности деятельности органов власти; повышения качества решений органов власти;
повышения удовлетворенности граждан качеством государственного управления;
расширения возможностей непосредственного участия граждан в процессах разработки, экспертизы и контроля исполнения решений, принимаемых органами власти;
качественного изменения уровня информационной открытости органов власти;
развития механизмов общественного контроля деятельности органов власти и исполнения ими государственных (муниципальных) функций;
повышения качества и доступности государственных (муниципальных) услуг.
Концепция закрепляет основные принципы открытости органов власти и механизмы (инструменты) реализации этих принципов. Концепция призвана стать основой системного подхода к реализации принципов и требований открытого правительства, повышению уровня открытости органов власти.
Реализация Концепции в Республике Башкортостан будет способствовать:
упрощению взаимодействия граждан и органов власти;
повышению качества решений органов власти, результатов реализации государственных решений и их регулирующего воздействия;
росту качества жизни населения Республики Башкортостан;
повышению уровня доверия жителей региона к деятельности органов власти и удовлетворенности ее результатами;
выполнению задач, определенных следующими нормативными актами:
Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями).
II. Описание состояния предметной области
На сегодняшний день в Республике Башкортостан уже реализуются отдельные проекты и идеи, которые соответствуют принципам формирования открытого правительства (развивается система "Открытая Республика", действует сеть многофункциональных центров, при органах власти сформированы общественные советы, жителям предоставляются возможности получения электронных государственных и муниципальных услуг, некоторые государственные органы реализуют ведомственные программы (планы) в сфере открытого правительства). В основном такие проекты были инициированы интуитивно, по мере необходимости и их реализация является несистемной.
Курс на формирование качественно новой системы открытого правительства в Республике Башкортостан требует, как внедрения новых форм и механизмов открытого правительства в деятельность органов власти, так и систематизации уже имеющихся инструментов. Таким образом, в дальнейшем стоит рассматривать мероприятия, проводимые в рамках применения принципов и механизмов открытого правительства в республике, как неотъемлемые части реализации настоящей концепции.
III. Принципы открытого правительства
Открытость органов власти при реализации ими государственных (муниципальных) полномочий и функций достигается соблюдением следующих принципов:
информационная открытость - своевременное предоставление открытой, общедоступной и достоверной информации о деятельности органов власти, доступ к которой специально не ограничен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами Республики Башкортостан, актами Главы Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, в формате, удобном для поиска, обработки и дальнейшего использования такой информации, в том числе в форме открытых данных;
понятность - представление целей, задач, планов и результатов деятельности органов власти в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие обществом указанной информации;
вовлеченность гражданского общества - обеспечение возможности участия граждан Российской Федерации, общественных организаций и предпринимательского сообщества в разработке и реализации управленческих решений в целях учета общественного мнения, а также создания системы постоянного диалога органов власти и граждан;
подотчетность - раскрытие органами власти информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества, обеспечение возможности осуществления гражданами, общественными организациями и предпринимательским сообществом контроля деятельности органов власти.
IV. Механизмы (инструменты) реализации принципов открытости
Реализация принципов открытости осуществляется путем применения соответствующих основных механизмов (инструментов):
раскрытие информации о деятельности органов власти;
размещение наборов открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и создание на их основе востребованных социальных сервисов и приложений;
оценка эффективности деятельности органов власти;
использование каналов обратной связи и взаимодействия органов власти с гражданами;
формирование и организация работы органов власти с общественными советами;
работа органов власти со средствами массовой информации, социальными сетями и форумами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Перечень представленных в Концепции механизмов (инструментов) открытости не является исчерпывающим и закрытым. Постоянное их совершенствование и расширение - один из принципов открытости, который позволяет эффективнее достигать обозначенных выше целей.
В ходе реализации Концепции определяются первоначальный набор соответствующих процедур, проектов и мероприятий, а также их порядок и организационные схемы внедрения.
V. Основные процедуры внедрения открытого правительства в Республике Башкортостан
Организация внедрения принципов и механизмов открытости в системе государственного управления Республики Башкортостан предусматривает следующие процедуры:
1. Диагностика текущей позиции и возможностей республики в сфере открытого правительства.
2. Формирование ответственных и координирующих органов.
3. Разработка плана мероприятий по повышению открытости государственного управления в республике.
Составление плана реализации данной Концепции и разработка дополнительных инициативных механизмов (инструментов) открытости основываются на:
принципах открытости, изложенных в Концепции;
регламентации деятельности органов власти;
актуальных вопросах и приоритетах социально-экономического развития республики;
запросах граждан Российской Федерации, общественных организаций и предпринимательского сообщества;
опыте повышения открытости государственного управления других субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, мировом опыте и т. д.
4. Подготовка и принятие основных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, касающихся повышения открытости государственного управления в регионе, в частности вопросов:
реализации открытого правительства в Республике Башкортостан;
внедрения отдельных механизмов (инструментов) открытости.
5. Реализация плана мероприятий по повышению открытости государственного управления в республике осуществляется органами власти в рамках установленных полномочий и бюджетных ассигнований, предусмотренных на очередной финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
Для реализации Концепции дополнительно могут быть привлечены средства федерального бюджета и внебюджетных источников.
VI. Основные понятия, используемые в рамках формирования и развития открытого правительства в Республике Башкортостан
Официальный сайт органа государственной власти Республики Башкортостан |
- сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности органа государственной власти Республики Башкортостан, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат данному органу государственной власти Республики Башкортостан. |
Официальный сайт органа местного самоуправления Республики Башкортостан |
- сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления Республики Башкортостан, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат данному органу местного самоуправления Республики Башкортостан. |
Информационная открытость органов власти |
- Законодательно обусловленное, гарантированное и процедурно обеспеченное представление органами власти информации о своей деятельности, не содержащей персональные данные, информацию для служебного пользования и государственную тайну. |
Открытые данные |
- информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в виде массивов (наборов) данных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), на условиях свободного (бесплатного) использования. Открытые данные могут размещаться органами власти, а также организациями, в том числе общественными, любых форм собственности. |
Открытые государственные и муниципальные данные |
- информация (в том числе документированная), которая либо создана в пределах своих полномочий органами власти, либо поступила в указанные органы и подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в формате, обеспечивающем автоматическую обработку этой информации в целях ее повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и может свободно использоваться в любых соответствующих законодательству Российской Федерации целях независимо от формы размещения. |
Набор данных |
- систематизированная совокупность информации в форме открытых данных, состоящая из отдельных элементов, которые характеризуются набором атрибутов, и позволяющая автоматизированным системам без участия человека идентифицировать, интерпретировать и обрабатывать данные элементы. |
Публикация набора данных |
- размещение набора данных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. |
Доступность информации о деятельности органов власти |
- обеспечение органами власти с помощью системы правил, комплекса средств и технологий дифференцированных возможностей различным группам пользователей с учетом их предпочтений получать и использовать информацию, находящуюся в распоряжении органов власти. |
Обеспечение понятности информации |
- деятельность органов власти по специализированному представлению информации с тем, чтобы обеспечить удобство ее понимания гражданами, не обладающими специальными знаниями и навыками, исключить непрозрачность, затрудненный и (или) неравный доступ граждан к информации, а также минимизировать риски неоднозначного (двойственного) толкования представляемых сведений и норм. |
Общественное обсуждение |
- публично осуществляемые с участием представителей различных заинтересованных групп регламентированные процедуры рассмотрения и анализа нормативных и распорядительных актов органов власти, а также их проектов. |
Обеспечение гражданского участия, вовлечения граждан в деятельность системы управления Республики Башкортостан |
- деятельность органов власти по обеспечению участия граждан и представителей организаций в деятельности органов власти, включая обсуждение и формулирование проблем, разработку, внедрение и реализацию решений, обсуждение проектов нормативных актов, мониторинг, общественный (гражданский) контроль и независимую оценку деятельности органов власти. Данная деятельность включает также формирование и регламентацию действенного механизма учета общественного мнения при принятии органами власти решений, затрагивающих права и свободы граждан и отдельных социальных групп. |
Обеспечение достоверности информации |
- деятельность органов власти по обеспечению обоснованности и бесспорности информации для пользователей, выражающаяся в отсутствии необходимости ее дополнительного подтверждения. |
Обеспечение полноты информации |
- деятельность органов власти по обеспечению уровня минимально необходимой достаточности информации для ее продуктивного (целевого) использования пользователями. |
Обеспечение точности информации |
- деятельность органов власти, ведущая к обеспечению оптимального с объективной точки зрения соответствия информации реальности. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.