Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
муниципального района
Мелеузовский район
Республики Башкортостан
от 18 июля 2016 г. N 1126
Алгоритм
межведомственного взаимодействия при выявлении и первичной социализации несовершеннолетних, оказавшихся в условиях непосредственной угрозы их жизни и здоровью
Настоящий Алгоритм определяет основные направления и этапы работы Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов и учреждений системы профилактики при выявлении несовершеннолетних, оказавшихся в условиях непосредственной угрозы их жизни и здоровью, изъятии из обстановки, не отвечающей требованиям безопасности (далее - изъятие из обстановки), отобрании ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка и его здоровью, первичной социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с изъятием из обстановки и (или) отобранием ребенка у родителей.
I. Общие положения
В случае, когда лишение или ограничение родительских прав не позволяет защитить интересы ребенка с достаточной быстротой, ст. 77 Семейного кодекса РФ (далее - СК) позволяет осуществить незамедлительное отобрание ребенка у родителей или иных лиц, на попечении которых он находится, при наличии угрозы для жизни или здоровья ребенка.
Условием, при котором ребенок может быть отобран, является наличие реальной угрозы для его жизни или здоровья, устранить которую невозможно другим способом. При этом данную угрозу необходимо устранить немедленно. Правовое значение имеет факт существования такой опасности, а не наличие негативных последствий.
Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью осуществляется в административном порядке органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.
Под непосредственной угрозой жизни следует понимать совокупность обстоятельств, в которых физическое и (или) психическое состояние близко к критическому, и данные обстоятельства являются последствиями действий (бездействий) родителей (законных представителей).
Под непосредственной угрозой здоровью следует понимать высокую вероятность наступления вреда здоровью ребенка средней или тяжелой степени, неотвратимой и непоправимой инвалидности.
Следует разделять "угрозу жизни и здоровью" от "опасности жизни и здоровью" - по степени вероятности наступления неблагоприятных последствий для ребенка. При "угрозе" вероятность наступления максимальная, при "опасности" - возможная.
При наличии непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, носящий прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений, стойких нарушений здоровья, или иного вреда здоровью ребенка, связанного с:
- отсутствием полноценного ухода за ребенком, создающим угрозу его жизни или здоровью;
- отказом законных представителей от лечения ребенка, имеющего заболевания, требующие срочного медицинского вмешательства;
- наличие признаков физического и / или психического насилия над ребенком;
- нахождением родителей (законных представителей) в тяжелой степени опьянения;
- наличием иных обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью ребенка, в том числе отказом или уклонением родителей (законных представителей) от лечения имеющихся у них опасных для здоровья ребенка форм заболевания (в том числе открытой формы туберкулеза, обострение психических заболеваний), ребенок, на основании письменного заявления его родителей или законных представителей, может быть помещен в специализированное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию несовершеннолетних, учреждение здравоохранения, семьи граждан в форме предварительной опеки (попечительства) (далее - временное помещение).
При невозможности получения письменного заявления от законных представителей ребенка о его временном помещении, принимается решение об изъятии его из обстановки, представляющей угрозу жизни и здоровью и временном помещении в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - ФЗ N 120).
Изъятие - мера, которая создает альтернативу лишению прав и оставляет шанс на возврат ребенка в семью. Основными критерием для решения вопроса об изъятии становится безопасность среды ребенка, а для лишения - способность и намерение родителей выполнять свои родительские обязанности. Изъятие - это акт (действие), направленный на оперативное реагирование и незамедлительное обеспечение мер безопасности ребенка, нуждающегося в оказании экстренной государственной помощи. Изъятие - мера в краткосрочной перспективе, мера быстрого, кризисного реагирования.
Отобрание ребенка у родителей - акт принудительных действий по отношению к родителям, которые не способны или не желают выполнять обязанности по воспитанию, обучению, содержанию и защите их прав своих несовершеннолетних детей.
Отобрание ребенка выражается в предъявлении родителям распорядительного акта органа местного самоуправления, свидетельствующего о невозможности дальнейшего пребывания ребенка с родителями.
Отобранию ребенка может предшествовать изъятие ребенка из обстановки, представляющей угрозу их жизни и здоровью, которая возникла по вине родителей или законных представителей (в форме умышленных действий или бездействия).
Отобрание ребенка у родителей осуществляется исключительно специалистами опеки и попечительства в строгом соответствии со ст. 77 СК РФ и по основаниям, предусмотренным ст. 69, 73 СК РФ.
II. Алгоритм неотложных межведомственных действий при выявлении и изъятии детей, оказавшихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью
Этапы (мероприятия) |
Исполнители |
Основание |
Сроки исполнения |
Этап 1. Выявление и проверка сигнала о чрезвычайном происшествии, связанном с непосредственной угрозой жизни и здоровью несовершеннолетнего | |||
1.1. Выявление (сигнал*) и регистрация сообщения в установленном порядке. Источники выявления: - в ходе служебной деятельности (рейды, патронаж и др.); - обращения граждан; - информация СМИ; - телефон доверия (горячей линии); - иные сведения о фактах детского неблагополучия, связанного с реальной угрозой жизни и здоровью ребенка. * Сигнал - информация о признаках нарушения прав и законных интересов ребенка, переданная и зарегистрированная в установленном порядке. |
- Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - специалисты КДН и ЗП; - - общественные организации и объединения; - граждане и иные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которым стало известно о чрезвычайном происшествии |
ст. 9 ФЗ от 24.06.99 N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; - Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерства внутренних дел по республике Башкортостан, Министерства образования Республики Башкортостан, Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 26 сентября 2012 г. N 360-О/ОД-808/1043/2397/2467-Д "Об утверждении "Сигнальной карточки о семье, находящейся в социально опасном положении, о несовершеннолетнем, находящемся в социально опасном положении"; - приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции"; - приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений"; |
по факту |
1.2. Уточнение обстоятельств происшествия (ситуации), предварительная оценка риска безопасности ребенка, получение информации из различных источников системы профилактики. 1.3 Оценка необходимости экстренности реагирования. |
незамедлительно |
||
1.4. Передача сообщения в дежурную часть ОМВД и принятие незамедлительных мер по обеспечению безопасности ребенка и оказанию неотложной помощи. Информирование органов опеки и попечительства. |
в течение 3 часов с момента получения информации |
||
1.5. Информирование КДН и ЗП, прокуратуры о выявленном случае неблагополучия ребенка, сопряженного с реальной угрозой его жизни и (или) здоровью. |
в течение 24 часов |
||
Этап 2. Экстренное реагирование | |||
2.1. Выезд на место происшествия (пребывания ребенка в условиях непосредственной угрозы или опасности). 2.1.1. Проведение проверки сообщения в установленном законом порядке: осмотр места происшествия и иные мероприятия, позволяющие оценить риск для жизни и (или) здоровья ребенка, его безопасности; Обязательное взаимодействие со специалистами опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или иных законных представителей). 2.1.2. Оценка безопасности ребенка* на месте происшествия. Составление акта первичного обследования, рассмотрение возможности передачи ребенка родственникам (под предварительную опеку). * Оценка безопасности - выявление и оценка средовых и динамических факторов, действие которых с высокой степенью вероятности может в ближайшем будущем представлять угрозу жизни ребенка или причинить серьезный вред его здоровью. 2.1.3. Принятие на основе объективных данных на месте происшествия коллегиального решения об изъятии ребенка из обстановки непосредственной угрозы (в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 13 ФЗ N 120 от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" по акту оперативного дежурного ОМВД) или незамедлительном отобрании ребенка у родителей (в соответствии со ст. 77 СК РФ, согласно распорядительному акту органа местного самоуправления). 2.1.4. При отсутствии угрозы для жизни и (или) здоровья ребенка и отсутствия необходимости изъятия его из семьи, составляется заключение, в котором указывается объект взаимодействия и передается после утверждения в соответствии с п. 5 ст. 6 ФЗ N 120 от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в КДН и ЗП |
ОДН ОМВД, ООиП совместно с представителями субъектов системы профилактики |
- п. 5 ч. 3 ст. 13 ФЗ от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - ст. 77 СК РФ; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423", который включает в себя Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей; - распорядительный акт органов местного самоуправления |
немедленно, в течение суток |
2.1.5. При наличии фактов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями несовершеннолетнего обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию своих детей, ОДН ОМВД, члены КДН и ЗП составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ |
ОДН ОМВД, члены КДН и ЗП |
КоАП РФ |
|
2.1.6. Обращение с заявлением в ОМВД о принятии мер воздействия к родителям, не исполняющим обязанности по воспитанию своих несовершеннолетних детей, если эти деяния представляют реальную угрозу для безопасности ребенка, его жизни и (или) здоровью. |
ООиП, представитель субъектов системы профилактики, ОДН ОМВД, члены КДН и ЗП |
|
|
Этап 3. Изъятие ребенка из обстановки, не отвечающей условиям безопасности или представляющей угрозу для его жизни и здоровья и оказание экстренной помощи в государственной защите | |||
3.1. Решение вопроса об изъятии ребенка из семьи а) В случае если родители добровольно пишут заявление о временном помещении своего ребенка в государственное учреждение (дом ребенка, социальный приют), ребенок помещается временно на основании заявления родителей до решения вопроса о возврате ребенка в кровную семью |
ООиП |
п. 7 постановления правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" - ст. 77 СК РФ |
на срок, необходимый для реабилитации семьи, но не более 3-х мес. |
ГАРАНТ:По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "п. 7 постановления" имеется в виду "п. 7 Положения, утвержденного постановлением" | |||
б) В случае если родители отказываются во временном помещении ребенка на период улучшения ситуации в семье, и при установлении непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка, ООиП на основании акта обследования жилищно-бытовых условий семьи и ребенка осуществляет подготовку постановления (распоряжения) органа местного самоуправления об отобрании ребенка из семьи). в) Экстренное помещение ребенка в учреждение здравоохранения либо организацию, оказывающую социальные услуги. 3.2 ООиП при необходимости оказывают содействие в определении учреждения, в которое может быть доставлен несовершеннолетний, наличии мест в учреждении, способе доставки. Определение ребенка в возрасте до 4 лет - в учреждение здравоохранения, старше 4 лет - в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (временное помещение). |
|
|
|
3.3 Несовершеннолетних беспризорных доставляют в территориальные дежурную часть ОМВД. Копии актов о выявлении беспризорного ребенка (форма установлена совместным приказом Минздрава РФ от 20.08.2003 г. N 414/633) в течение суток направляются в КДН и ЗП, а также в ООиП. |
ОДН ОМВД |
Совместный приказ Минздрава РФ и МВД РФ от 20.08.2003 г. N 414/633 |
постоянно |
3.4 Информирование КДН и ЗП о факте изъятия ребенка по месту обнаружения и временном помещении ребенка в учреждение, о состоянии первичного обследования условий проживания в семье, о причинах и условиях возникновения угрозы и рисков опасности для ребенка. |
ОДН ОМВД ООиП учреждение, куда помещен ребенок |
- ФЗ от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"; - ФЗ от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" |
в течение 3-х рабочих дней |
3.5. После изъятия ребенка по распорядительному акту (постановление, распоряжение) органа местного самоуправления ООиП обязаны обратиться в Мелеузовский районный суд с иском об ограничении (лишении) в родительских правах. ООиП на период временного помещения обеспечивают постоянное взаимодействие с учреждением, в которое помещен ребенок, при необходимости выносят ходатайство на имя руководителя учреждения |
ООиП |
|
7 суток |
Этап 4. Экспертная оценка положения ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации в связи с угрозой безопасности его жизни и здоровью | |||
4.1. Экстренное заседание КДНиЗП в муниципальном образовании по факту изъятия из обстановки или отобрания ребенка у родителей. Решение вопроса о сроках разработки плана безопасности ребенка. * План безопасности ребенка - документ, лимитированный по времени, с конкретными сроками исполнения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности ребенка и стабилизацию ситуации в семье, контроля над установленной угрозой или помещения ребенка в государственное учреждение либо альтернативное место в целях его безопасности до момента, пока не будет проведена комплексная оценка семьи и определено, в каких услугах нуждается ребенок. Безопасность - отсутствие условий для возникновения угроз жизни и (или) здоровью ребенка. |
КДН и ЗП |
|
в течение 3-х рабочих дней с момента изъятия ребенка |
4.2. Разработка индивидуального плана работы. План разрабатывается с включением пунктов всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, согласовывается с ними, утверждается на заседании КДН и ЗП в муниципальном образовании. После утверждения план безопасности направляется во все органы и учреждения системы профилактики безнадзорности, которые прописаны в исполнителях. 4.2.1. Проведение диагностики, сбор необходимого материала по семье, ребенку. |
органы и учреждения системы профилактики в пределах своей компетенции |
|
в течение 10 рабочих дней после изъятия ребенка |
4.2.2. Обследование жилищно-бытовых условий семьи и ребенка (копия акта направляется в КДН и ЗП). |
ООиП |
|
|
4.2.3. Определение реабилитационных мероприятий, в которых нуждается ребенок, и их реализация с фиксированием их в отчете о реализации плана безопасности ребенка. |
Органы и учреждения системы профилактики; |
|
в течение 3 дней, в исключительных случаях - до 10 суток. |
4.2.4. Проведение доследственной проверки и принятие одного из следующих решений (в соответствии со ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса РФ): - об отказе в возбуждении уголовного дела и привлечении к административной ответственности родителей (законных представителей); - о возбуждении уголовного дела; - о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ - о принятом решении в обязательном порядке уведомляются: - Мелеузовскую межрайонную прокуратуру; - КДН и ЗП; - ООиП; - родителей (законных представителей); - руководителя специализированного учреждения Подготовка мотивированных заключений, предложений с фиксацией в отчете о реализации плана безопасности ребенка для заседания КДН и ЗП о положении ребенка и семьи (направляются в КДН и ЗП до заседания комиссии) после проведения диагностики, сбора необходимого материала, обследования жилищно-бытовых условий семьи и ребенка, проведения реабилитационных мероприятий. |
ОМВД |
|
в течение 24-х часов |
Этап 5. Организация работы по первичной социализации ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, работа с семьей | |||
5. Заседание КДНиЗП по вопросу устройства ребенка*, оказавшегося в условиях непосредственной угрозы его жизни и (или) здоровью, в том числе: 5.1.1. о сохранении ребенку кровной семьи и "открытии случая", ведение которого осуществляется в рамках постановки семьи на учет как находящейся в СОП и организации ИПР; 5.1.2. о сборе материалов на лишение родительских прав по основаниям ст. 69 СК РФ либо ограничении в родительских правах по основаниям ст. 73 СК РФ и дальнейшей реализации плана безопасности ребенка и его устройства. Рассмотрение вопроса о необходимости принятия распорядительного акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей; 5.1.3. о передаче под временную опеку и реализации плана безопасности ребенка, сохранения кровной семьи. * Дети, нуждающиеся в защите государства, - дети, в отношении которых органы опеки и попечительства обязаны принять необходимые меры по защите их прав и законных интересов в соответствии с п. 3 ст. 56 СК РФ. |
КДН и ЗП |
Постановление от 10 июня 2014 г. "Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"; - СК РФ - ст. ст. 69, 73; - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; |
Не позднее: 7 дней с момента отобрания ребенка у родителей и 14 дней - с момента изъятия из обстановки, угрожающей жизни и здоровью ребенка |
5.2. Разработка программы реабилитации на семью и ребенка, находящихся в СОП. 5.3. Сопровождение семей (детей). КДН и ЗП по фактическому месту проживания ребенка поручает разработку плана ИПР с семьей несовершеннолетнего одному из учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальному приюту для детей и подростков. |
- КДН и ЗП, органы и учреждения системы профилактики; - Рабочая группа, работающая со случаем; - Учреждение, в которое определен ребенок. |
|
в течение 7 дней |
5.4. Непосредственная работа с неблагополучной семьей. 5.5. Учреждение, получившее поручение КДН и ЗП: - в течение трех дней изучают социально-бытовые условия семьи, ее социальное окружение, проблемы взаимоотношений между членами семьи и разрабатывают проект плана ИПР с семьей несовершеннолетнего; - после утверждения КДН и ЗП плана ИПР с семьей организуется контроль за его выполнением и социальный патронаж семьи в сроки, установленные планом; - по истечении 3-х месяцев с момента постановки на социальное сопровождение вносит на рассмотрение КДН и ЗП информацию о результатах проделанной работы. А также предложения: о снятии семьи с учета, о продолжении реабилитационной работы, о корректировке индивидуальной программы социальной реабилитации, другие предложения в зависимости от конкретной ситуации. |
|
|
Срок определенный по плану работы |
5.6. Мониторинг результатов индивидуальной программы социальной реабилитации положения ребенка, его семьи, направление информации в КДН и ЗП. 5.7. Снятие с учета семей (детей) в КДН и ЗП производится: - на основании Заключения учреждения, осуществляющего контроль за реализацией плана индивидуально-профилактической работы с семьей несовершеннолетнего; - по заявлению родителей (семьи) при наличии положительного заключения ООиП; - при достижении младшим ребенком в семье 18 лет; - при наличии обстоятельств, связанных со смертью, переездом на другое место жительства за пределы района и города) и т.п.; |
|
|
не реже 1 раза в 10 дней, и до устранения или нейтрализации обстоятельств реальной угрозы безопасности ребенка |
Список использованных сокращений
КДН и ЗП |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан |
ООиП |
Отдел опеки и попечительства Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан |
ОДН ОМВД |
отделение по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Мелеузовскому району |
ОМВД |
Отдел МВД России по Мелеузовскому району |
СК РФ |
Семейный кодекс Российской Федерации |
УПК РФ |
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации |
ИПР |
индивидуально-профилактическая работа |
СМИ |
Средства массовой информации |
СОП |
социально опасное положение |
КоАП РФ |
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации |
МВД РФ |
Министерство внутренних дел Российской Федерации |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 18 июля 2016 г. N 1126 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.