Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV. Проектное решение. Архитектурно-планировочная и объемно-пространственная организация территории
4.1. Численность населения
По данным Башкортостанстата численность постоянного населения составила 268,7 тыс. чел., в том числе
- моложе трудоспособного - 17,3%;
- в трудоспособном - 65,3%;
- старше трудоспособного - 17,4%;
Средний коэффициент семейности составил 2,8.
Ожидаемая численность населения на первую очередь и на расчетный срок определена методом трудового баланса и методом естественного и механического прироста населения.
В итоге, расчетная численность населения на 1 очередь составит: 282,0 тыс. чел.
Численность населения на расчетный срок составит: 295,0 тыс. чел.
Прогноз занятости населения
По данным Башкортостанстата за 2008 г. среднегодовая численность занятых в экономике составляет 96,776 тыс. чел.
На расчетный срок сохраняется занятость на существующих предприятиях, прирост предусмотрен за счет занятых на производстве машин и оборудования, в обрабатывающих отраслях: кожевенном производстве, предприятиях малого бизнеса; увеличится обслуживающая группа населения (за счет строительства новых объектов обслуживания).
4.2. Объемы строительства
4.2.1. Жилищное строительство
Объемы жилищного строительства рассчитаны по укрупненным показателям.
Существующая жилищная обеспеченность составляет 19,9 кв.м./чел. Основным принципом расчета объемов нового жилищного строительства является доведение средней жилищной обеспеченности на расчетный срок до 25,0 кв.м/чел. К концу расчетного срока фонд города Стерлитамака составит 7375,0 тыс. кв.м. Объемы нового жилищного строительства составят 2077,3 тыс. кв.м общей площади в том числе на 1 очередь - 1032,4 тыс.м2.
Распределение нового строительства по типу застройки, всего:
1) секционная многоквартирная застройка, всего - 1877,65 тыс.м2, в т.ч. на 1 очередь - 983,65 тыс. м2, на расчетный срок - 894,0 тыс. м2;
2) индивидуальная застройка с участками, всего - 199,65 тыс.м2, в т.ч. на 1 очередь - 48,75 тыс. м2, на расчетный срок - 150,9 тыс. м2.
Ежегодные объемы ввода жилья на 1 очередь строительства - 103,0 тыс. м2, на расчетный срок - 104,5 тыс.м2.
В расчетах учтена убыль жилого фонда по ветхости, снос из санитарно-защитных зон и по условиям реконструкции.
Убыль жилого фонда на расчетный срок составит 158732,3 тыс.м2 (3223 квартиры).
4.2.2. Культурно-бытовое строительство
Расчет потребности в учреждениях и предприятиях обслуживания произведен в соответствии с рекомендациями СНиП 2.07.01-89* (приложение N 7) и республиканскими нормативами градостроительного проектирования Республики Башкортостан (2008 г.) на расчетную численность населения 295,0 тыс. чел. и в том числе на 1 очередь строительства - 282,0 тыс. чел. с учетом существующих емкостей.
В системе межселенного обслуживания город Стерлитамак является районным центром МР Стерлитамакский район РБ.
Социальные и культурно-бытовые объекты размещены с учетом нормативных радиусов обслуживания.
Предлагаемые к размещению объекты даны в экспликациях на основном чертеже "Карта зонирования территории с планируемыми границами функциональных зон. Карта границ земельных участков для размещения объектов капитального строительства с выделением 1-ой очереди строительства (основной чертеж)".
На 1 очередь строительства предлагается строительство объектов повседневного обслуживания застраиваемых микрорайонов "Коммунистический", "Комсомольский", "Южный" и существующего "Ашкадарский", где полностью отсутствуют объекты социального и культурно-бытового строительства.
4.2.3. Промышленное и коммунально-бытовое строительство
Промышленное и коммунально-бытовое строительство в ГО г. Стерлитамак связано как с новым строительством, так и с техническим перевооружением, модернизацией действующих производств, внедрением инновационных технологий, сносом аварийного, ветхого фондов, реконструкцией и капитальным ремонтом.
ГО г. Стерлитамак является центром химической, нефтехимической и машиностроительной промышленности.
Важно, что свои доходы предприятия в значительной степени вкладывают в развитие производства, в реконструкцию и техническое перевооружение.
Таблица 4.1
Показатели по крупным предприятиям ГО г. Стерлитамака
Наименование предприятий |
Числен. раб., чел. сущ. 2009 г. |
Износ основных фондов, %, сущ. 2009 г. |
Выпуск продукции в млн. руб. |
||
Сущ. - 2009 г |
1 очередь |
Расч. срок - 2030 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ФГП "Авангард" |
1124 |
61 |
200 |
2200 |
4200 |
ОАО "Сода" |
6417 |
66 |
1324 |
1620 |
1730 |
ОАО "Каустик" |
6050 |
|
8322 |
8400 |
8600 |
ОАО "Стерлитамакский нефтехимический завод" |
1195 |
52,2 |
4514,5 |
4600 |
4700 |
ОАО "Стерлитамакский завод строительных машин" |
570 |
68 |
160 |
170 |
180 |
ОАО "Стерлитамакский станкостроительный завод" |
1033 |
18,5 |
135 |
142 |
150 |
ОАО "Красный пролетарий" |
540 |
51 |
720 |
792 |
871 |
ООО "УЗБашавто" |
641 |
|
240 |
240 |
240 |
Экспликация производственных территорий объектов приведена на чертеже "Карта зонирования территории с планируемыми границами функциональных зон. Карта границ земельных участков для размещения объектов капитального строительства с выделением 1-ой очереди строительства (основной чертеж)".
В соответствии с каталогом "Инвестиционные проекты Республики Башкортостан 2008-2014 гг." Министерства промышленности, инвестиционной политики РБ по ГО г. Стерлитамак запланированы инвестиции:
1) на реконструкцию комплекса ВХ-ПВХ на ОАО "Каустик". Объем инвестиций 2,2 млрд. руб. Объем производства 200 тыс. т;
2) на реконструкцию производства с внедрением "сухого" способа получения цемента на ОАО "Сода" Объем инвестиций - 10,63 млрд. руб. Объем производства цемента - 2500 тыс. т в год. Создание новых рабочих мест 200;
3) разработку и организацию производства универсального комплексного трактора среднего класса, с учетом организации сборочного производства базовой модели "Толпар" и тракторов других классов тяги в режиме SKD/СКД. Объем инвестиций 10,1 млрд. руб. Объем производства тракторов - 4000 тракторов в год. Создание новых рабочих мест - 750;
4) Организацию производства по утилизации обычных видов боеприпасов повышенного могущества на ФПК "Авангард". Объем инвестиций - 465,7 млн. руб. Годовой объем ресурсного материала, подлежащего утилизации - 300 тыс. изделий в год;
5) организацию кожевенного производства. Объем инвестиций - 300,8 млн. руб. Объем производства - 260 млн. дм2 кожи в год. Создание новых рабочих мест - 526.
В ГО г. Стерлитамак действует откорректированная "Социально-экономическая программа развития городского округа г. Стерлитамак", где в числе множества положений в частности уделяется значительное место развитию малого предпринимательства.
Концепция территориального формирования промзон в генеральном плане сводится к следующему: максимальное территориальное уплотнение северной и южной промзон, вынос части предприятий из селитебной зоны и центральной промзоны, выделение территорий под развитие малого бизнеса, использование под коммерческие, производственные и общественные функции территорий, высвободившихся после реализации программ переселения из п.Первомайский и Строймаш.
К новым предприятиям относятся: предприятия по утилизации промотходов ОАО "Сода" со строительством линий по производству строительных материалов (в границах территории ОАО "Сода") (газобетонных блоков, силикатного кирпича, штукатурных смесей, минеральных наполнителей), цех по производству мороженного, снегоплавильные предприятия, мусороперерабатывающий завод, новый мясокомбинат (без скотобойни), коммерческо-производственные предприятия, логистические центры, пекарня, кондитерский цех, одноименные предприятия, выносимые из селитебных зон. Развитие жилой зоны повлечет за собой строительство и реконструкцию головных инженерных сооружений: котельные, электроподстанции, насосные станции, очистные ливневой канализации, жилищно-эксплуатационные службы, многоуровневые парковки, станцию технического обслуживания, АЗС, АГЗС и т.д., которые разместятся в соответствии с радиусами обслуживания и расчетными нагрузками. Проектом предлагается строительство крематория в северной части города.
Размещение объектов указано на чертеже ГД-4 Карта зонирования территории с планируемыми границами функциональных зон (Основной чертеж).
4.3. Функциональное зонирование
Проектом предусмотрены следующие функциональные зоны:
1. Жилая зона
2. Общественно-деловая зона
3. Рекреационная зона
4. Производственная зона
5. Зона инженерно-транспортной инфраструктуры
6. Зона специального назначения
7. Прочие территории
1. Жилая зона подразделяется на подзоны:
а) Зона застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами. Этажность преимущественно 5 этажей и выше. Тип застройки - секционный;
б) Зона застройки многоэтажными многоквартирными домами в историческом центре города. Это зона повышенного архитектурного контроля. Этажность определяется проектами охранных зон памятников истории и культуры.
в) Зона застройки малоэтажными домами. Данная зона включает весь спектр малоэтажного жилищного строительства: коттеджи, блокированные типа "Таун-Хауз", секционные до 4 этажей.
С архитектурно-планировочной точки зрения создается плавный переход от существующей зоны коттеджной застройки к зоне многоэтажной секционной застройки.
г) Зона застройки индивидуальными жилыми домами представлена одно- двухквартирными жилыми домами с приквартирными участками. В районе с.Отрадовка выделена зона индивидуального жилья социального типа.
д) Зона застройки индивидуальными жилыми домами в историческом центре. Это зона повышенного архитектурного контроля, где наряду с жилой функцией развивается общественная, как в виде отдельно-стоящих объектов, так и в виде жилых домов с элементами обслуживания (частная практика);
е) Жилая застройка в зоне действия ограничений. В данной зоне могут находится как индивидуальные, так и многоквартирные секционные жилые дома. Это зона поэтапных преобразований, связанных со следующими видами деятельности:
- перевод из жилой функции в нежилую;
- снос в связи с организацией санитарно-защитной зоны;
- изменение технологий или проведение иных природоохранных мероприятий на предприятиях - источниках вредного воздействия, с целью сокращения размера санитарно-защитных зон.
В пределах жилой зоны выделены территории под строительство детских дошкольных учреждений и общеобразовательных.
2. В пределах общественно-деловых зон выделены следующие подзоны:
а) Зона многофункциональной общественно-деловой застройки. Здесь размещаются учреждения общегородского и регионального значения, а также формируются подцентры районного и микрорайонного значения (периодического и эпизодического обслуживания);
б) Зоны специализированных центров: среднего специального образования, объектов здравоохранения, оздоровительных учреждений, объектов социального обеспечения, зона спортивных сооружений.
На территориях, примыкающих к существующим сохраняемым промышленным предприятиям запроектированы технопарки и коммерческо-производственные центры, где сочетаются функции обслуживания и производства IV-V класса опасности. Здесь выделяются территории для развития малого предпринимательства.
3. Рекреационная зона включает зоны зеленых насаждений общего пользования - парки, скверы, бульвары, лесопарки, лесные массивы с размещенными в них объектами рекреации, городские пляжи.
4. Производственная зона - территория, где размещены промышленные, коммунально-складские объекты. Территориально выделены зона предприятий II класса опасности, зона предприятий III класса опасности, и зона предприятий IV-V класса опасности. Помимо вышеперечисленных зон выделены территории карьеров, стоянок индивидуального транспорта, логопарков, подсобных хозяйств, водозаборных и очистных сооружений.
5. Зона инженерно-транспортной инфраструктуры.
На стадии генплана это - полоса отвода железной дороги, улицы, дороги, основные коридоры магистральных сетей.
6. Зона специального назначения. К этой зоне отнесены территории скотомогильников, кладбищ, полигонов ТКО, военных объектов, санитарно-защитное озеленение, лесопитомники.
7. Прочие зоны - к ним отнесены резервные селитебные территории, резервные территории городского центра, коллективные сады, земли сельскохозяйственного использования, земли существующего лесного фонда, не используемого в качестве рекреации.
Проектом предлагается оптимизация функционального зонирования. Преобразования рассчитаны на длительный срок (как расчетный, так и перспективный).
В расчетный срок проектирования предлагается создать программу переселения жителей поселков Первомайский и Строймаш из санитарно-защитных зон и решить ее с привлечением как муниципальных средств, так и средств предприятий I класса опасности. Высвободившиеся территории использовать как в целях создания новых зон деловой активности, так и зон для размещения предприятий, выносимых за пределы существующих селитебных территорий.
В пределах срока действия данного генплана к выносу предлагаются предприятия, прилегающие к зоне исторического центра, упорядочение застройки в центральной и южной промзонах, а также микрорайонах Ленинский, Нахимовский, Комсомольский.
В центральной промзоне указаны территории для перспективного освоения под общественные функции на последующих этапах развития города.
4.4. Архитектурно-планировочное и объемно-пространственное решение
Проект "Корректировка генерального плана ГО г. Стерлитамак" разработан с учетом анализа существующего использования и комплексной оценки территории как в существующих границах ГО, так и на прилегающих территориях.
Архитектурно-планировочная и объемно-пространственная композиция обусловлена:
1. природными условиями;
2. сложившимся функциональным зонированием;
3. существующими и проектируемыми инженерными коммуникациями и транспортными артериями.
В силу исторических особенностей развития природных и инженерно-технических условий ГО город Стерлитамак имеет расчлененную структуру.
Железная дорога делит город на два планировочных района - восточный и западный.
В восточной части выделяется район Заашкадарье. Несколько обособлено размещается район Шахтау - на правом берегу реки Белой, и поселки Первомайский и Строймаш, расположенные в северном промрайоне.
Проектом предлагается создать программу по переселению постоянно проживающего населения из поселков Строймаш и Первомайский в экологически благоприятные районы.
Промышленная зона вытянулась вдоль железной дороги на всем протяжении города, соединяя южную промзону с основной - северной.
Проектом предлагается присоединение к городскому округу с.Отрадовка, прилегающего к Стерлибашевскому тракту, и микрорайона "Раевский", прилегающего к автомобильной дороге Стерлитамак - р.ц.Раевский.
При выборе направления территориального развития ГО г. Стерлитамак рассматривались три основных варианта при обязательном условии рационального использования земель в существующих границах. В качестве основного критерия оценки выбрано удорожание 1 кв.м. общей площади жилых домов. Это I - Западный и Юго-западный районы; II Ашкадарский район (на намывных территориях); III Забелье.
В итоге наиболее рациональным для освоения в пределах расчетного срока данного генплана считаем I вариант в совокупности с освоением свободных территорий в южной части Городского округа, освоением под селитебные функции старых садов, строительством на территориях сносимого ветхого и аварийного фонда, выноса за пределы жилых зон предприятий производственного и коммунального назначения, сокращение промышленных зон в центральной части города, рациональным землепользованием во всех функциональных зонах города.
Расчет потребности в дополнительных территориях произведен из расчета жилищной обеспеченности 25 м.кв./чел. При условии предоставления жителям права выбора любого типа жилища (коттеджи, таун-хаусы, малоэтажное и многоэтажное секционного типа).
При этом учитывались объемы сноса жилого фонда в связи с организацией санитарно-защитных зон.
Потребность в дополнительных территориях составит 2289,2 га (в том числе ориентировочно 884,8 га - с.Отрадовка, загородный и м-н Раевский (в наст. Время-Лазурный)).
При оптимистическом прогнозе объемов нового строительства и вводе жилья 1 кв.м. на 1 человека в год жилищная обеспеченность в ГО достигнет 30 кв.м./чел.
Это отображено в генеральном плане дополнительным приращением 242 га селитебных территорий.
Резервными территориями являются все три рассматриваемых района. Резерв запроектирован с учетом возможности принятия органами местного самоуправления дополнительных жилищных программ, а также развития ГО за пределами расчетного срока.
Таблица 4.2
Движение земельного фонда в пределах проектируемых границ
N п/п |
Перечень земельных участков, из состава которых планируется изъятие земель для расширения границ населенного пункта |
Категория земель (наст) |
Площадь земель, планируемых к включению в границы населенного пункта |
Категория земель (проект) |
Кадастровая стоимость участка, руб./кв.м |
Вид использования (наст.) |
Форма собственности |
Вид использования (проект) |
1 |
2 |
3 |
|
4 |
5 |
6 |
|
8 |
1 |
02:44:210901:253 |
Земли с/х назначения |
78,9 |
Земли населенных пунктов |
3,08 |
Для сельскохозяйственного производства |
правопритязания отсутствуют |
под комплексную застройку ИЖС |
2 |
02:44:210701:2062 |
Земли с/х назначения |
11,8 |
Земли населенных пунктов |
3,55 |
Для сельскохозяйственного производства |
Общая долевая собственность |
земли сельхозиспользования; (резерв) |
3 |
02:44:000000:817 (западная часть) |
Земли с/х назначения |
24,9 |
Земли населенных пунктов |
3,55 |
Для сельскохозяйственного производства |
Общая долевая собственность |
земли сельхозиспользования; (резерв) |
4 |
02:44:210701:2079 |
Не установлена |
40,7 |
Земли населенных пунктов |
3,55 |
Для сельскохозяйственного производства |
Общая долевая собственность |
земли сельхозиспользования; (резерв) |
5 |
02:44:210701:2080 |
Не установлена |
73 |
Земли населенных пунктов |
3,55 |
Для сельскохозяйственного производства |
Общая долевая собственность |
под комплексную застройку ИЖС |
6 |
02:44:210701 |
Не установлена |
176,0 |
Земли населенных пунктов |
3,18 |
Пойма р. Стерля (луга) |
Земли Отрадовского сельсовета |
Зеленые насаждения общего пользования |
7 |
02:44:210901:267 |
Не установлена |
89,4 |
Земли населенных пунктов |
3,55 |
луга |
правопритязания отсутствуют |
под комплексную застройку ИЖС |
8 |
02:44:210901:247 |
Не установлена |
89,5 |
Земли населенных пунктов |
3,18 |
Пойма р. Стерля (луга) |
правопритязания отсутствуют |
Зеленые насаждения общего пользования |
9 |
02:44:210801:1579 |
Земли поселений |
39 |
Земли поселений |
42,36 |
сельхозиспользование |
правопритязания отсутствуют |
под комплексное освоение в целях жилищного строительства (Стерл. район) |
10 |
02:44:210801:3272 |
Земли с/х назначения |
66,3 |
Земли населенных пунктов |
3,28 |
Для сельскохозяйственного производства |
правопритязания отсутствуют |
под комплексное освоение в целях жилищного строительства |
12 |
02:44:000000:95 |
Земли с/х назначения |
655 |
Земли населенных пунктов |
3,55 |
Для сельскохозяйственного производства |
Общая долевая собственность |
447,4 - под комплексное освоение в целях жилищного строительства 164,6-земли сельхозиспользования; (резерв) |
13 |
02:44:210901:2036 |
Земли поселений |
59,9 |
Земли поселений |
60,3 |
Для сельскохозяйственного производства |
правопритязания отсутствуют |
под комплексное освоение в целях жилищного строительства (Стерл. район) |
|
Итого |
|
1404,4 |
|
|
|
|
|
|
В том числе под комплексную застройку |
|
1162,4 |
|
|
|
|
|
Основой планировочной структуры города является его транспортный каркас.
Особенностью развития магистральной улично-дорожной сети ГО г. Стерлитамак является внедрение городской магистрали непрерывного движения - Стерлибашевский тракт - новая улица в центральной промзоне - ул. Элеваторная - ул. Техническая с выходом на автомобильные дороги Уфа - Оренбург и Стерлитамак - Белорецк. Пересечение с другими улицами в 2х уровнях.
Проектом предлагается повышение плотности магистральной сети и создание дублирующих магистралей по основным направлениям.
Планировочный каркас новых районов является логическим продолжением существующей транспортной структуры.
В связи с тем, что климат ГО г. Стерлитамак отличается наличием значительного количества штилевых дней и в целях обеспечения лучшей аэрации территории, новые магистральные улицы запроектированы преимущественно по направлению господствующих ветров.
В проекте сохранен характерный признак планировки ГО г. Стерлитамак - сочетание общественных центров с зелеными зонами общего пользования.
Зона исторического ядра ГО г. Стерлитамак рассматривается как административный центр муниципального района Стерлитамакский район, историко-культурный центр регионального значения.
В зоне центральной промзоны формируется новый общественно деловой центр города (Стерлитамак - Сити), рассчитанный на реализацию как на расчетный срок, так и на перспективу.
Городской центр линейно формируется по Проспекту Октября.
Подцентры районного и микрорайонного значения формируются с учетом радиусов доступности.
В зоне новой застройки в юго-западном и западном районах жилая застройка постепенно меняется от существующей индивидуальной коттеджного типа до многоквартирной многоэтажной секционного типа.
В районах малоэтажной застройки Отрадовка и Заашкадарье сложившийся тип застройки сохраняется. Здесь также запроектированы на основных магистралях зоны общественной застройки.
Застройка Южного района запроектирована в виде многоэтажной многоквартирной застройки на примыкании к улицам Гоголя и Суханова с понижением этажности в сторону Ольховки. Здесь также запроектирован общественной центр, а на выезде в сторону в г.Салават запроектирована автостанция. Новая автостанция запроектирована также в п.Первомайский. Существующий реконструируемый автовокзал станет элементом нового городского общественного центра.
На подъездах к городу с Западной стороны в створе улицы Проспект Октября и Южной стороны в створе улицы Оренбургский тракт запроектированы площади под мегамаркеты.
Упорядочение производственных, коммунально-складских зон в пределах всего населенного пункта, приведет к оптимизации использования земель.
4.5. Охрана памятников историко-культурного наследия
В соответствии с "Реестром недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Республики Башкортостан" в ГО г. Стерлитамак принято на государственную охрану 46 объектов. Проектом рекомендуется сохранить современное использование этих зданий в качестве объектов общественного назначения, а функцию жилую по возможности перевести в ранг нежилой (особенно для зданий памятников деревянного зодчества).
К выявленным памятникам истории и архитектуры отнесены 14 объектов. Здесь работа сводится к постановке на государственную охрану. В функциональном отношении рекомендации сохраняются.
Проектом историко-архитектурный план устанавливаются границы зон охраны памятников.
Все случаи сноса зданий, стоящих на государственной охране (а их в ГО г. Стерлитамак 8 единиц) подлежат проверке в установленном законодательством порядке.
Могилы, обозначенные памятниками монументального искусства - 5 объектов сохраняются на закрепленных территориях.
Новые памятники, связанные с историческими фактами и историческими личностями, могут быть установлены по мере необходимости, в соответствии с проектной документацией. В планировочном отношении в исторической части города рекомендуется сохранение квартальной сетки улиц без укрупнения планировочной структуры.
В связи с тем, что в районах нового строительства известны случаи находок археологических памятников и в соответствии с п.1. ст.31 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской федерации" от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ до начала землеустроительных, земляных, строительных и иных работ необходимо проводить историко-культурную экспертизу осваиваемых участков.
В составе проекта разработан историко-архитектурный опорный план. Материалы представлены отдельным томом.
4.6. Озеленение. Рекреация
Город Стерлитамак раскинулся у западного подножия Южного Урала - город пяти рек и четырех всемирно известных Шиханов. Богатый ландшафт включает разнообразный ассортимент древесно-кустарниковой растительности. Город Стерлитамак регулярно становится призером Всероссийского конкурса "Самый благоустроенный город России".
Проектируемые зеленые насаждения в границах поселения по их функциональному назначению подразделяются на следующие группы:
- общего пользования (лесопарки, парки, скверы, озеленение прибрежной зоны);
- ограниченного пользования (участки школ, детских садов, общественных зданий);
- внутригрупповое озеленение (жилых дворов, производственных предприятий);
- специального назначения - эпизодического пользов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.