Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 1
к Методике проведения
комплексной гериатрической оценки
лиц пожилого и старческого возраста
Перечень тестовых заданий,
проводимых с целью выявления синдрома старческой астении
1. Исследования первого этапа комплексной гериатрической оценки
(далее - КГО)
1.1. Исследование по шкале "Возраст не помеха"
N п/п |
Перечень вопросов |
Результат да/нет |
1 |
Похудели ли Вы на 5 кг и более за последние 6 месяцев? (вес) |
|
2 |
Испытываете ли Вы какие-либо ограничения в повседневной жизни из-за снижения зрения или слуха? |
|
3 |
Были ли у Вас в течение последнего года травмы, связанные с падением? |
|
4 |
Чувствуете ли Вы себя подавленным, грустным или встревоженным на протяжении последних недель? (настроение) |
|
5 |
Есть ли у Вас проблемы с памятью, пониманием, ориентацией или способностью планировать? |
|
6 |
Страдаете ли Вы недержанием мочи? |
|
7 |
Испытываете ли Вы трудности в перемещении по дому или на улице? (ходьба до 100м/подъем на 1 лестничный пролет). |
|
Интерпретация обследования: Три и более положительных ответа
указывают на наличие у пациента синдрома старческой астении, что
является основанием для направления данного пациента на консультацию к
врачу гериатру.
1.2. Минимальное психологическое исследование (Mini Cog)
Пациента просят повторить и запомнить 3 слова: Лимон, Ключ, Шар с
последующей оценкой исполнения:
Выполнен |
Выполнен частично |
Нет |
Тест рисование часов - Пациента просят самостоятельно нарисовать
круглые часы, поставить цифры в циферблате часов в правильном порядке,
стрелки часов при этом должны показать время 12:45. По завершении
проводится оценка исполнения:
Выполнен |
Выполнен частично |
Нет |
После проведения теста рисования часов пациента просят повторить
ранее запомненные 3 слова (Лимон, Ключ, Шар) с оценкой исполнения:
Выполнен |
Выполнен частично |
Нет |
Интерпретация обследования: Наличие каких-либо заметных отклонений
в положении цифр на циферблате или положения стрелок, а также, если
пациент не смог воспроизвести ранее запомненные слова (хотя бы одно),
следует считать, что у пациента выявлены когнитивные расстройства. Это
является основанием для направления к врачу-гериатру.
1.3. Оценка функциональных способностей стареющего человека
по шкале Katz ADL
N п/п |
Перечень вопросов |
Варианты |
Результат да/нет |
|
1. |
Купание (ванна или душ) |
Помощь не требуется или требуется для мытья какой-либо одной части тела |
|
|
2. |
Одевание |
Одевается без помощи, кроме надевания обуви |
|
|
3. |
Посещение туалета |
Пользуется туалетом, справляется с одеждой (может использовать палку или ходунки) |
|
|
4. |
Перемещение по комнате |
Ложится и садится, встает с кровати и стула без помощи (может использовать палку или ходунки) |
|
|
5. |
Контроль мочеиспускания и дефекации |
Полностью контролирует мочеиспускание и дефекацию |
|
|
6. |
Питание |
Ест самостоятельно (исключая нарезание мяса и намазывание масла на хлеб) |
|
|
|
Сумма |
|
|
|
Ответы "Да" оцениваются в 1 балл, ответы "Нет" - 0 баллов.
Вычисляется общая сумма баллов.
Интерпретация обследования:
1-2 балла - тяжелые функциональные расстройства. Имеется
необходимость в посторонней помощи или постороннем уходе.
3-4 балла - средняя выраженность функциональных расстройств.
Рассматривается вопрос о посторонней помощи, поддержке и уходе, хотя бы
частичном.
5-6 баллов - практически не нуждаются в постороннем уходе.
Выявление признаков функциональных расстройств является основанием
направления пациента к врачу гериатру, а также решения вопроса о мерах
социальной поддержки
2. Исследования третьего этапа КГО
2.1. Исследование базовой активности в повседневной жизни
по шкале Бартел-ADL
Перечень вопросов |
Варианты |
Балы |
Прием пищи (нужное подчеркнуть) |
не нуждается в помощи, способен самостоятельно пользоваться всеми необходимыми столовыми приборами |
10 |
частично нуждается в помощи, например, при разрезании пищи |
5 |
|
полностью зависим от окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью) |
0 |
|
Личная гигиена (умывание, чистка зубов, бритье, причесывание) (нужное подчеркнуть) |
не нуждается в помощи |
5 |
нуждается в помощи |
0 |
|
Одевание (нужное подчеркнуть) |
не нуждается в посторонней помощи; |
10 |
частично нуждается в помощи, например, при одевании обуви, застегивании пуговиц и т. д. |
5 |
|
полностью нуждается в посторонней помощи |
0 |
|
Прием ванны (нужное подчеркнуть) |
принимает ванну без посторонней помощи |
5 |
нуждается в посторонней помощи |
0 |
|
Посещение туалета: перемещение в туалете, раздевание, очищение кожных покровов, одевание, выход из туалета (нужное подчеркнуть) |
не нуждается в помощи |
10 |
частично нуждается в помощи (удержание равновесия, использование туалетной бумаги, снятие и одевание брюк и т. д.); |
5 |
|
нуждается в использовании судна, утки |
0 |
|
Контролирование мочеиспускания (нужное подчеркнуть) |
полное контролирование |
10 |
случайные инциденты (максимум 1 раз за 24 часа) |
5 |
|
недержание |
0 |
|
Контролирование дефекации (нужное подчеркнуть) |
полное контролирование |
10 |
случайные инциденты (не чаще одного в неделю) |
5 |
|
недержание |
0 |
|
Перемещение с кровати на стул и обратно (нужное подчеркнуть) |
15 - не нуждается в помощи |
15 |
при вставании с постели требуется незначительная помощь или присмотр |
10 |
|
при вставании с постели требуется помощь, может самостоятельно сидеть в постели |
5 |
|
перемещение невозможно |
0 |
|
Подъем по лестнице (нужное подчеркнуть) |
не нуждается в помощи; |
10 |
нуждается в наблюдении или поддержке |
5 |
|
не способен подниматься по лестнице даже с поддержкой |
0 |
|
Мобильность (перемещение в пределах дома и вне дома; могут использоваться вспомогательные средства) (нужное подчеркнуть) |
не нуждается в помощи |
15 |
может ходить с посторонней помощью |
10 |
|
может передвигаться с помощью инвалидной коляски |
5 |
|
не способен |
0 |
|
Общий балл: |
|
Интерпретация обследования:
0-20 баллов - полная зависимость в повседневной жизни;
21-60 баллов - выраженная зависимость в повседневной жизни;
61-90 баллов - умеренная зависимость в повседневной жизни;
91-99 баллов - легкая зависимость в повседневной жизни;
100 баллов - нет зависимости.
2.2. Оценка повседневной инструментальной активности (Шкала IADL)
Перечень вопросов |
Варианты |
Баллы |
1. Можете ли Вы пользоваться телефоном (нужное подчеркнуть) |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен |
1 |
|
2. Можете ли Вы добраться до мест, расположенных вне привычных дистанций ходьбы (нужное подчеркнуть) |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен добираться, если не организована специальная доставка |
1 |
|
3. Можете ли Вы ходить в магазин за едой (нужное подчеркнуть) |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен делать любые покупки |
1 |
|
4. Можете ли Вы готовить себе пищу (нужное подчеркнуть) |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен готовить любую еду |
1 |
|
5. Можете ли Вы выполнять работу по дому (нужное подчеркнуть) |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен выполнять какую-либо работу по дому |
1 |
|
6. Можете ли Вы выполнять мелкую "мужскую"/ "женскую" работу по дому (нужное подчеркнуть) |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен выполнять любую мелкую "мужскую"/"женскую" работу по дому |
1 |
|
7. Можете ли вы стирать для себя (нужное подчеркнуть) |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен стирать |
1 |
|
8. Можете или могли бы вы самостоятельно принимать лекарства (нужное подчеркнуть) |
Без посторонней помощи (в правильных дозах и в назначенное время) |
3 |
С частичной помощью (если кто-то приготовит лекарство к приему и/или напомнит о необходимости принять) |
2 |
|
Полностью не способен принять лекарство |
1 |
|
9. Можете ли вы распоряжаться своими деньгами (нужное подчеркнуть) |
Без посторонней помощи |
3 |
С частичной помощью |
2 |
|
Полностью не способен распоряжаться своими деньгами |
1 |
|
Общий балл |
|
Интерпретация обследования: Менее 27 баллов - снижение
инструментальной активности.
2.3. Исследование равновесия и походки по шкале Willifms В.А.
N |
Перечень вопросов |
Варианты |
Баллы |
1. |
Равновесие сидя (нужное подчеркнуть) |
Наклоняется или скользит по стулу Сидит устойчиво, надежно |
0 1 |
2. |
Вставание (нужное подчеркнуть) |
Не способен без посторонней помощи Способен, но с помощью рук Способен без помощи рук |
0 1 2 |
3. |
Попытка встать (нужное подчеркнуть) |
Не способен без посторонней помощи Способен, но требуется более одной попытки Способен с первой попытки |
0 1 2 |
4. |
Сохранение равновесия (первые 5 сек.) (нужное подчеркнуть) |
Неустойчив (пошатывание, переставляет ноги) Устойчив, но использует трость или ходунок Устойчив без трости или ходунка |
0 1 2 |
5. |
Равновесие стоя (нужное подчеркнуть) |
Неустойчив Стоит, но широко расставив ноги, или использует трость, ходунок Стоит, поставив ноги вместе, не использует трость и др. |
0 1
2 |
6. |
Способность сохранять равновесие при подталкивании (нужное подчеркнуть) |
Начинает падать Пошатывается, ищет опору, но удерживается на ногах Устойчив |
0 1
2 |
7. |
Способность сохранять равновесие с закрытыми глазами (нужное подчеркнуть) |
Неустойчив Устойчив |
0 1 |
8. |
Поворот на 360 градусов (нужное подчеркнуть) |
Прерывающиеся шаги Плавный поворот Неустойчив (ищет опору, пошатывается) Устойчив |
0 1 0 1 |
9. |
Попытка сесть (нужное подчеркнуть) |
Неуверенность (неверно рассчитывает дистанцию) Использует руки Надежное, безопасное движение |
0
1 2 |
10. |
Инициация движения (сразу после команды) (нужное подчеркнуть) |
Любые колебания или множественные попытки начать движение Никаких колебаний |
0
1 |
11. |
Длина и высота шага (нужное подчеркнуть) |
Начинающая правая нога: не может начать шаг с левой ноги может начать с левой ноги правая нога не отрывается полностью от пола при шаге правая нога полностью отрывается от пола Начинающая левая нога: не может начать с правой ноги может начать с правой ноги левая нога не отрывается от пола при шаге левая нога полностью отрывается от пола |
0 1 0
1
0 1 0 1 |
12. |
Симметричность шагов (нужное подчеркнуть) |
Правый и левый шаги неодинаковой длины Правый и левый шаги одинаковые |
0 1 |
13. |
Шаг непрерывный (нужное подчеркнуть) |
Остановки и неодинаковые шаги Непрерывные шаги |
0 1 |
14. |
Траектория (может устанавливаться по отклонению одной ноги более 10 см от прямой) (нужное подчеркнуть) |
Заметное отклонение Небольшое отклонение или использование помощи при ходьбе Прямо, без помощи при ходьбе |
0 1
2 |
15. |
Туловище (нужное подчеркнуть) |
Имеется заметное качание Нет качания, но есть сгибание коленей или спины, или раскидывание рук во время ходьбы Нет качания, сгибания, нет раскидывания рук и вспомогательных приспособлений |
0 1
2 |
16. |
Положение ног при ходьбе (нужное подчеркнуть) |
Большое расстояние между стопами Пятки почти касаются друг друга при ходьбе |
0 1 |
Интерпретация обследования:
28 баллов - пациент не испытывает проблем с сохранением равновесия
и трудностей при перемещении и ходьбе;
менее 26-27 баллов - наличие минимальных нарушений тех или иных
функций сохранения равновесия и ходьбы;
25-19 баллов - умеренные нарушения функций сохранения равновесия и
ходьбы; менее 19 баллов - выраженные нарушения в сохранении равновесия и
ходьбе, ассоциируется с увеличением риска падений в 5 раз.
2.4. Исследование когнитивных функций с использованием шкалы оценки
психического статуса (MMSE)
N п/п |
Перечень вопросов |
Результат правильный/ неправильный |
1 |
Какое сегодня число? |
|
2 |
Какой сейчас месяц? |
|
3 |
Какой сейчас год? |
|
4 |
Какой сегодня день недели? |
|
5 |
Какое сейчас время года? |
|
6 |
В каком городе мы с Вами находимся? |
|
7 |
В какой области мы находимся? |
|
8 |
Назовите учреждение, в котором Вы сейчас находитесь |
|
9 |
На каком этаже мы находимся? |
|
10 |
В какой стране мы находимся? |
|
Интерпретация обследования:
Ориентировка во времени максимальный балл (5) дается, если больной
самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится
задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Если больной называет
только число, дополнительно спрашивают: "Какого месяца?", "Какого
года?", "Какой день недели?". Каждая ошибка или отсутствие ответа
снижает оценку на один балл.
Ориентировка в месте. Задается вопрос: "Где мы находимся?" Если
больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной
должен назвать страну, область, город, учреждение в котором происходит
обследование, номер комнаты (или этаж). Каждая ошибка или отсутствие
ответа снижает оценку на один балл.
Неврологическое исследование восприятия
"Слушайте меня внимательно, сейчас мы будем исследовать Ваше
внимание. Я произнесу 3 слова, ваша задача - запомнить слова. Я попрошу
Вас повторить эти слова через некоторое время. Когда я Вас попрошу -
произнесите слова "Мяч, флаг, дверь" медленно и четко".
Попросите повторить слова. Повторяйте тест до тех пор, пока пациент
правильно не произнесет все три слова (не более 5 попыток). Зафиксируйте
результат первой попытки:
11 |
Ответил "Мяч" |
|
12 |
Ответил "Флаг" |
|
13 |
Ответил "Дверь" |
|
Интерпретация обследования:
Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно
слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один
балл для каждого из слов.
Неврологическое исследование внимания и счета
Попросите пациента от 100 последовательно вычитать 7. Остановите
пациента после пяти вычислений. Правильно: 93, 86, 79, 72, 65. За каждый
правильный ответ 1 балл. За правильность всего теста 5 баллов
14 |
Правильно "93" |
|
15 |
Правильно "86" |
|
16 |
Правильно "79" |
|
17 |
Правильно "72" |
|
18 |
Правильно "65" |
|
Интерпретация обследования:
Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Другой вариант: просят
произнести слово "земля" наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на один
балл. Например, если произносится "ямлез" вместо "ялмез" ставится 4
балла; если "ямлзе" - 3 балла.
Неврологическое исследование памяти
Попросите повторить три слова, которые вы просили запомнить в
разделе "Восприятие".
19 |
Ответил "Мяч" |
|
20 |
Ответил "Флаг" |
|
21 |
Ответил "Дверь" |
|
Интерпретация обследования:
Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.
Неврологическое исследование функции речи
22 |
Покажите пациенту часы и спросите "Что это?" 1 балл за правильный ответ |
|
23 |
Покажите пациенту ручку и спросите "Что это?" 1 балл за правильный ответ |
|
24 |
Попросите пациента повторить "Никаких если, и, или но" - 1 балл за задачу |
|
Выполнение операций из трех действий
25 |
Пациент взял лист бумаги в правую руку - 1 балл |
|
26 |
Пациент сложил пополам - 1 балл |
|
27 |
Пациент положил на колено - 1 балл |
|
Чтение
Покажите лист бумаги с надписью "Закройте глаза". Попросите
пациента прочитать надпись и сделать то, что написано.
28 |
Пациент закрыл глаза - 1 балл |
|
Письмо
Попросите пациента на чистой бумаге написать предложение, в котором
содержится существительное и глагол. Предложение должно быть осмысленным.
29 |
Пациент написал предложение - 1 балл |
|
Копирование
На листе бумаги нарисованы два пересекающихся пятиугольника.
Попросите пациента перерисовать картинку. Если при перерисовке возникают
пространственные искажения, или несоединение линий, выполнение команды
считается неправильным. За правильное выполнение дается один балл.
30 |
На листе бумаги нарисованы два пересекающихся пятиугольника. Просим пациента перерисовать картинку |
|
Интерпретация исследования когнитивных функций с использованием
шкалы оценки психического статуса (MMSE)
Итоговый балл выводится путем суммирования результатов по каждому
из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что
соответствует оптимальному состоянию когнитивных функций. Чем ниже
итоговый балл, тем более выражен когнитивный дефицит. Результаты теста:
28-30 баллов - нет нарушений когнитивных функций;
24-27 баллов - преддементные когнитивные нарушения;
20-23 балла - деменция легкой степени выраженности;
11-19 баллов - деменция умеренной степени выраженности;
0-10 баллов - тяжелая деменция.
2.5. Проведение гериатрического теста на депрессию
(по медицинским показаниям)
N |
Вопросы |
Результат да/нет |
|
1 |
В целом, удовлетворены ли Вы своей жизнью? |
|
|
2 |
Вы забросили большую часть своих занятий и интересов? |
|
|
3 |
Вы чувствуете, что Ваша жизнь пуста? |
|
|
4 |
Вам часто становится скучно? |
|
|
5 |
У вас хорошее настроение большую часть времени? |
|
|
6 |
Вы опасаетесь, что с Вами случится что-то плохое? |
|
|
7 |
Вы чувствуете себя счастливым большую часть времени? |
|
|
8 |
Вы чувствуете себя беспомощным? |
|
|
9 |
Вы предпочитаете остаться дома, нежели выйти на улицу и заняться чем-нибудь новым? |
|
|
10 |
Считаете ли Вы, что Ваша память хуже, чем у других? |
|
|
11 |
Считаете ли Вы, что жить - это прекрасно? |
|
|
12 |
Чувствуете ли Вы себя сейчас бесполезным? |
|
|
13 |
Чувствуете ли Вы себя полным энергией и жизненной силой? |
|
|
14 |
Ощущаете ли вы безнадежность той ситуации, в которой находитесь в настоящее время? |
|
|
15 |
Считаете ли Вы, что окружающие Вас люди живут более полноценной жизнью в сравнении с Вами? |
|
|
Общий балл: |
|
1 балл зачисляется за ответ "нет" на вопросы 1, 5, 7, 11, 13 и за
ответ "да" на вопросы 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15.
Интерпретация обследования:
0-4 балла - нет депрессии; 5 баллов и более - вероятна депрессия.
2.6. Определение функциональной мобильности пациента
Тест "Встань и иди"
Пациента просят встать со стула без помощи рук, пройти 3 метра,
вернуться назад и сесть на стул. При ходьбе пациент использует обычные
для себя средства помощи.
Интерпретация обследования: Оценивается походка.
"Тандем-тест"
Тест выполняется стоя, глаза открыты, руки в произвольном
положении, ступни ног поставить последовательно друг за другом по прямой
линии, пятка передней стопы касается носка задней. Зафиксировать
положение и стоять 10 секунд.
Интерпретация обследования: Каждое перемещение стопы расценивается
как преждевременное завершение теста. Для правильной оценки можно
проводить не более 3 попыток. Время менее 10 сек.- высокий риск падения.
2.7. Оценка способности выполнения основных функций
Действие |
Может 2 балла |
Не может 0 баллов |
С затруднением 1 балл |
Завести руки за голову, за спину на уровне талии (оценивается способность |
|
|
|
расчесываться, мыть спину, способность одеваться, выполнять гигиенические процедуры) |
|
|
|
Сидя дотронуться рукой до большого пальца на противоположной ноге (способность одевания нижней части тела, подстригания ногтей на ногах) |
|
|
|
Сжать пальцы врача обеими руками (способность открывать двери, банки) |
|
|
|
Удерживать лист бумаги между большим и указательным пальцами (способность выбора и удержания предметов) |
|
|
|
Подняться со стула без помощи рук (возможность свободного передвижения) |
|
|
|
2.8. Шкала оценки питания
Краткая шкала оценки питания (MNA)
А. |
Снизилось ли за последние 3 месяца количество пищи, которое вы съедаете, из-за потери аппетита, проблем с пищеварением, из-за сложностей при пережевывании и глотании? |
0 - серьезное снижение количества съедаемой пищи; 1 - умеренное снижение кол-ва съедаемой пищи; 2 - нет снижения количества съедаемой пищи |
Б. |
Потеря массы тела за последние 3 месяца |
1 - не знаю; 2 - потеря m тела от 1 до 3 кг; 3 - нет потери массы тела |
В. |
Подвижность |
0 - прикован к кровати/стулу; 1 - способен вставать с кровати /стула, но не выходит из дома; 2 - выходит из дома |
Г. |
Острое заболевание (психологический стресс) за последние 3 месяца |
0 - да; 2 - нет |
Д. |
Психоневрологические проблемы |
0 - серьезное нарушение памяти или депрессия; 1 - умеренное нарушение памяти; 2 - нет нейропсихологических проблем |
Е. |
Индекс массы тела |
0 - меньше 19; 1 - 19-21; 2 - 21-23; 3 - 23 и выше |
Ж. |
Живет независимо (не в доме престарелых или больнице) |
0 - нет; 1 - да |
З. |
Принимает более трех лекарств в день |
0 - да; 1 - нет |
И. |
Пролежни и язвы кожи |
0 - да; 1 - нет |
К. |
Сколько раз в день пациент полноценно питается |
0 - 1 раз; 1 - 2 раза; 2 - 3 раза |
Л. |
Маркеры потребления белковой пищи: |
0 - если 0-1 ответ "да"; 0,5 - если 2 ответа "да"; 1 - если 3 ответа "да" |
одна порция молочных продуктов (1 порция - 1 стакан молока, 60 гр творога, 30 гр сыра, 3\4 стакана йогурта) в день (да /нет); | ||
две или более порции бобовых и яиц в неделю (1 порция - 200 гр бобовых, 1 яйцо) (да /нет); | ||
мясо, рыба или птица каждый день (да /нет) | ||
М. |
Съедает две или более порций фруктов или овощей в день (1 порция - 200 гр овощей, 1 любой фрукт среднего размера) |
0 - нет; 1 - да |
Н. |
Сколько жидкости выпивает в день |
0 - меньше 3 стаканов; 0,5 - 3-5 стаканов; 1 - больше 5 стаканов |
О. |
Способ питания |
0 - неспособен есть без помощи; 1 - самостоятельно с небольшими трудностями; 2 - самостоятельно |
П. |
Самооценка состояния питания |
0 - оценивает себя как плохо питающегося; 1 - оценивает свое состояние питания неопределенно; 2 - оценивает себя как не имеющего проблем с питанием |
Р. |
Состояние здоровья в сравнении с другими людьми своего возраста |
0 - не такое хорошее; 0,5 - не знает; 1 - такое же хорошее; 2 - лучше |
С. |
Окружность по середине плеча, см |
0 - менее 21; 0,5 - 21-22; 1 - 22 и больше |
Т. |
Окружность голени, см |
0 - меньше 31; 1 - 31 и больше |
Общий балл: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.