Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Указу Главы
Республики Башкортостан
от 30 марта 2018 г. N УГ-44
Концепция
развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Башкортостан на период 2018-2020 годов
Введение
Концепция развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Башкортостан на период 2018-2020 годов (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации".
Согласно законодательству Российской Федерации кооперация граждан и хозяйствующих субъектов осуществляется путем создания нового юридического лица - сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее - кооператив). Кооператив позволяет решить вопросы обеспечения доступа своих членов к заемным ресурсам (сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы), снабжения членов кооператива продукцией производственного и бытового назначения (снабженческие кооперативы), заготовки и сбыта сельскохозяйственной продукции (сбытовые кооперативы), а также ее переработки (перерабатывающие кооперативы). Кооператив обеспечивает условия для повышения товарности, конкурентоспособности и реализации производимой сельскохозяйственной продукции.
В современных условиях в создании инфраструктуры по снабжению средствами производства и сбыту сельскохозяйственной продукции в форме кооператива особо нуждаются малые формы хозяйствования на селе, к которым относятся организованные сельскими жителями личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) и крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - К(Ф)Х).
На 1 января 2017 года в Республике Башкортостан проживали более 1650 тыс. человек сельского населения, что составляет 40,2% от общей численности населения региона. Действовали 613 тыс. ЛПХ, 6,3 тыс. К(Ф)Х, которые в 2016 году произвели сельскохозяйственной продукции на сумму более 102 млрд. рублей, или 61,7% от республиканских объемов, в том числе К(Ф)Х - на 17 млрд. рублей, ЛПХ - на 85 млрд. рублей. В пользовании у ЛПХ находилось 167,9 тыс. га земель. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах населения составляло 555,5 тыс. голов, в том числе 238,7 тыс. голов коров; также имелось 52,6 тыс. голов свиней, 718,6 тыс. голов овец и коз, 2,9 млн. голов различной птицы. Среднегодовой объем производимых хозяйствами населения скота и птицы в живом весе составил 203,5 тыс. тонн, или 51,2% от объемов, произведенных хозяйствами всех категорий; молока - 1021,0 тыс. тонн (59%).
В пользовании К(Ф)Х находилось более 708,6 тыс. га пашни. Поголовье крупного рогатого скота в К(Ф)Х насчитывало 113,3 тыс. голов, в том числе 51,3 тыс. голов коров; а также имелось 7,2 тыс. свиней, 95,7 тыс. овец и коз, 450,5 тыс. голов птицы. В 2016 году фермерскими хозяйствами республики было произведено 148,7 тыс. тонн молока и 21,8 тыс. тонн мяса.
ЛПХ и К(Ф)Х являются самой массовой, гибкой и устойчивой формой хозяйствования, что объясняется исторически сложившимся укладом жизни. Действительность последних лет показывает, что ЛПХ и К(Ф)Х - достаточно стабильный сектор экономики, способный к быстрой отдаче. При определенной поддержке он может даже в условиях кризиса увеличивать объемы производства и быть своего рода резервной нишей - стабилизационным товарно-сырьевым кредитом для аграрной экономики и населения в целом. Кроме того, ЛПХ и К(Ф)Х содействуют занятости сельского населения и росту его доходов, решению социальных вопросов, способствуют сохранению сельского образа жизни и социального контроля над территорией, решению демографических вопросов, обеспечению экономической стабильности в республике и стране в целом.
Отсутствие системы сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования, является фактором, при котором для ЛПХ и К(Ф)Х становится выгодным объединение в кооперативы.
С 2015 года в Республике Башкортостан реализуется программа грантовой поддержки кооперативов, с помощью которой развиваются 10 кооперативов по переработке молока, мяса и овощей, получившие на эти цели 55,2 млн. рублей.
Примерами такой успешной государственной поддержки является деятельность следующих кооперативов:
"Агробазис" муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан по производству и переработке гусей, который активно вовлекает в кооперацию других производителей, обеспечивая их молодняком птицы, кормами, закупая выращенное ими поголовье и содействуя реализации продукции;
"Буранбай" муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, "Гафурийское молоко" муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, "Галактика" муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан, "Лаклы" муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан по сбору молока, которые активно вовлекают в кооперацию начинающих фермеров - производителей молока, обеспечивая их крупным рогатым скотом (нетелями, коровами), кормами и осуществляя охлаждение и поставку продукции на молочные заводы.
Для организации сбыта продукции в г. Уфе функционируют постоянные фермерские рынки. Ведется активная работа по созданию агропромышленных парков в муниципальных районах Республики Башкортостан в форме сельскохозяйственных потребительских кооперативов для объединения К(Ф)Х и ЛПХ в целях производства сырья для его последующей переработки, фасовки и сертификации, а также поставки продукции торговым сетям. Достигается и основная цель создания кооперативов - распределение добавленной стоимости между пайщиками пропорционально доле участия, решается задача выделения специализированных секций для продажи продукции фермеров. У сельчан появляется стимул реализации излишков продукции и большего воспроизводства на основе гарантированного сбыта.
В Республике Башкортостан функционируют два современных оптово-распределительных центра в г. Уфе для хранения и распределения фруктов, овощей, мясной продукции и рыбы общей мощностью до 45 тыс. тонн единовременного хранения, построенные и введенные в эксплуатацию в 2016 году за счет собственных средств инвесторов.
На стадии строительства находятся оптово-распределительные центры мощностью хранения до 50 тыс. тонн (г. Уфа), до 55 тыс. тонн (с. Караидель муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан); в г. Кумертау ООО "Агролидер" разработало эскизный проект оптово-распределительного центра на 20 тыс. тонн единовременного хранения, в г. Салавате ООО "Башстроймаркет" планирует строительство оптово-распределительного центра мощностью до 8 тыс. тонн.
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Концепция
Наряду с основными целями и задачами государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года N 458 (с последующими изменениями) (далее - Госпрограмма), важными задачами развития сельскохозяйственной кооперации являются:
повышение конкурентоспособности республиканской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в условиях импортозамещения;
воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов;
развитие производственно-сбытовых возможностей для ЛПХ и К(Ф)Х, а также других сельскохозяйственных производителей в целях обеспечения соответствия их продукции требованиям торговых сетей и формирования необходимого канала сбыта.
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" Госпрограммы в качестве самостоятельных целей обозначает развитие сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни населения в сельской местности.
Действуя на высококонкурентном рынке, сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением отдельных крупных вертикально интегрированных структур) получают в качестве выручки от реализации своей продукции лишь малую долю той цены, которую платит конечный потребитель. Прибыль, образовавшаяся на всех этапах переработки и реализации продукции, не поступает сельскохозяйственному товаропроизводителю, что негативно сказывается на возможности достижения целей и решения задач Госпрограммы.
Таким образом, развитие всех видов сельскохозяйственной кооперации является необходимым условием обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, сохранения занятости на селе, повышения покупательной способности сельского населения и в конечном счете устойчивого развития сельских территорий.
В республике за период 2007-2013 годов количество сельскохозяйственных кооперативов сократилось с 89 до 42 единиц, в том числе действующих - с 53 до 24 единиц.
Кооперативы сталкиваются с рядом серьезных проблем, важнейшими из которых являются недостаток первоначального капитала и высокая стоимость привлеченных финансовых ресурсов. Создание и развитие кооператива требует от его членов мобилизации материальных ресурсов, отсутствующих у сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей, либо привлечения заемных средств, что создает значительную нагрузку на будущих членов кооператива. Отдельными проблемами являются дефицит профессиональных, основанных на практическом опыте, консультационных услуг по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским, финансовым и правовым вопросам, недостаточный уровень профессиональной подготовки, отсутствие дополнительного профессионального образования менеджеров и других работников кооперативов.
Без решения вышеназванных проблем кооперативы не смогут выдержать конкуренции и в значительной степени не смогут начать или будут вынуждены прекратить свою деятельность. Предусмотренные в настоящее время меры государственной поддержки, как показывает практика, недостаточно стимулируют развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, что потребовало разработки настоящей Концепции.
2. Цель и задачи Концепции
Целью реализации Концепции является формирование системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Башкортостан как основного механизма увеличения доходности малых форм хозяйствования на селе.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
обеспечение правовой, информационно-методической и образовательной поддержки создания и развития кооперативов;
экономическое стимулирование объединения малых форм хозяйствования в кооперативы и реализации проектов инициативного бюджетирования по созданию объектов коллективного пользования;
создание условий для развития материально-технической базы кооперативов.
3. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации Концепции
Объединение малых форм хозяйствования в кооперативы направлено на достижение плановых значений целевого индикатора Концепции "Рост доходов сельских жителей".
Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов:
создание и обеспечение условий эффективного функционирования не менее 450 кооперативов;
обеспечение доступа кооперативов через объекты коллективного пользования к современным технологиям производства, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции и каналам ее реализации;
повышение доверия к кооперативной форме хозяйствования, а также уровня самозанятости и доходов сельского населения.
4. Перечень и описание целей мероприятий Концепции
Основными целями мероприятий Концепции являются:
4.1. Оказание государственной поддержки доходогенерирующим проектам, основанным на гражданских инициативах по объединению в кооперативы (далее - ДГП).
ДГП - объект коллективного пользования, созданный по инициативе жителей и представителей малых форм хозяйствования (далее - инициативная группа), объединившихся в кооператив. ДГП включает движимое и недвижимое имущество, которое служит целям деятельности кооператива:
специализированную сельскохозяйственную технику и оборудование (комбайны, тракторы, транспортные средства для перевозки сельскохозяйственной продукции, технику и оборудование для погрузки и разгрузки, транспортеры и приемно-погрузочные комплексы);
высокотехнологичное специализированное оборудование по обработке и переработке сельскохозяйственной продукции (линии мойки, калибровки и расфасовки, упаковочные линии, оборудование для охлаждения и хранения, приемно-погрузочные комплексы);
лабораторное оборудование для проведения исследований сельскохозяйственной продукции.
4.2. Информационно-консультационное сопровождение и методическая помощь по созданию и ведению деятельности кооперативов, в том числе подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров для системы сельскохозяйственной потребительской кооперации Республики Башкортостан.
Механизмами реализации Концепции являются:
предоставление правовой, информационно-методической, образовательной поддержки системе кооперативов, разработка планов по развитию кооперативов и программ обучения для их председателей, менеджеров и членов, включая изучение соответствующего отечественного и зарубежного передового опыта, а также развитие системы тренингов по вопросам управления и контроля качества в сфере сельскохозяйственного производства;
оказание государственной поддержки ДГП путем предоставления на его реализацию гранта в размере не более 3 млн. рублей (не более 90% от стоимости ДГП) при условии софинансирования со стороны кооператива в размере не менее 9% от стоимости ДГП. Список ДГП, включаемых в перечень получателей государственной поддержки, определяется в результате конкурсного отбора.
5. Сроки реализации Концепции
Срок реализации Концепции - с 2018 по 2020 год без деления на этапы.
6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Концепции
Реализация Концепции не несет негативных экологических последствий, наоборот, будет способствовать сохранению и рациональному использованию природных ресурсов за счет выполнения культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов выполнения Концепции от запланированных, относятся:
низкий уровень финансирования, в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан, что не позволит своевременно ввести в строй основные фонды кооперативов;
критическое падение цен на продовольственные товары, в том числе за счет поступлений на местный рынок импортной продукции;
рост цен на строительные материалы, технику и оборудование сверх ожидаемого уровня, обусловленного темпами инфляции;
аномальные погодные условия и прочие форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан.
Указанные риски являются форс-мажорными или зависят от деятельности органов государственной власти, в этой связи эти риски не могут быть спрогнозированы.
Государственная поддержка будет предоставляться только тем кооперативам, которые присоединились к ревизионным союзам, что будет обеспечивать как исполнение требований законодательства Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации, так и контроль целевого и эффективного использования государственных средств поддержки обязательного членства. Кроме этого, членство кооператива в ревизионном союзе позволит осуществлять оперативный мониторинг развития сельскохозяйственной кооперации, проводить профилактику нарушений законодательства Российской Федерации руководством кооперативов, организовать на базе ревизионных союзов обучение и консультирование для руководства и членов кооперативов.
7. Описание системы управления реализацией Концепции
Организация управления Концепцией и контроль за ходом ее реализации осуществляется Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Реализация Концепции осуществляется по Плану мероприятий ("дорожной карты") Концепции по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Башкортостан на период 2018-2020 годов согласно приложению к настоящей Концепции, а также в соответствии с решениями Правительства Республики.
Ответственные исполнители ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан информацию о ходе исполнения Плана мероприятий ("дорожной карты") Концепции по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Башкортостан на период 2018-2020 годов и решений Правительства Республики Башкортостан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.