Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Текстовая часть программы
1. Характеристика (анализ) состояния в сфере детского туризма
Детский туризм - один из самых массовых видов туризма, в перспективе он может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма.
Актуальность Программы обусловлена необходимостью создания условий по развитию детско-юношеского туризма и системой взаимодействия: ведомств, структур, общества по реализации новых форм туристско-краеведческой работы, позволяющих обеспечить здоровые и развивающие альтернативы досуга подрастающего поколения.
Детско-юношеский туризм является уникальной моделью воспитания личности, одной из наиболее эффективных воспитательно-оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека через общение с природой, организации активного досуга и занятости, развитию культуры поведения на природе, воспитанию бережного отношения к памятникам истории и культуры, практическому познанию родного края, а также социальной адаптации, профессиональной ориентации, воспитанию гражданственности и патриотизма, что имеет большое государственное значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Воспитание патриотизма невозможно без формирования и стимулирования интереса детей и юношества к истории, природе, культуре малой и большой Родины. Эти задачи успешнее всего решаются средствами туристско-краеведческой деятельности; организацией краеведческого поиска, изучением историко-культурных, архитектурных, этнографических и археологических ценностей, народных обычаев и традиций, созданием школьных музеев, уголков, выставок, проведением массовых мероприятий, таких как слеты, соревнования, фестивали, конкурсы, олимпиады, полевые туристские лагеря, экскурсии.
Детский туризм - это комплексное явление, которое может помочь молодым людям найти свою дорогу в жизни и не требует больших финансовых вложений. Туризм дает возможность проявить себя, научиться принимать решения, стать настоящим лидером. В процессе привлечения детей и подростков в различные туристские мероприятия укрепляется физическое и духовное здоровье воспитанников.
В настоящий момент в городском округе город Нефтекамск программы туристско-краеведческой направленности реализуют, всего лишь 3 общеобразовательные организации: МОАУ СОШ N 11, МОБУ СОШ села Амзя и села Ташкиново, а также 3 учреждения дополнительного образования детей: МБУ ДО Детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий "Штурм", МАУ ДО Детско-юношеский центр "Венед", МБУ ДО Детско-юношеская спортивная школа. Занятия ведутся как на базе этих учреждений, так и на базе общеобразовательных учреждений. В 34 объединениях туристско-краеведческой направленности занимаются 680 детей, что составляет менее 3,4% от общего количества школьников городского округа. Учебная деятельность в данных учреждениях ведется по дополнительным общеобразовательным программам туристско-краеведческой направленности: "Спортивный туризм с элементами Школы безопасности", "Туризм и ориентирование", "Краеведение, туризм, экология, ориентирование", "ОФП и туризм", "Введение в туризм", "Спортивно-оздоровительный туризм". Причина такого скудного разнообразия реализуемых образовательных программ кроется в отсутствии в городском округе современной материальной базы для занятий многими видами туризма. Так, в городе со 140 тысячным населением до сих пор нет таких туристических объектов, как, "скалодром", "веревочный городок", оборудованной загородной базы для круглогодичного занятия спортивным туризмом.
Туризм неразрывно связан с краеведением. По программам краеведческой направленности "Школьный музей" занимается в городе всего 5 учебных групп на базе 5 общеобразовательных учреждений города (МОБУ СОШ N 7, 9, 16, СОШ с. Амзя, МАОУ СОШ N 11). Дети изучают историю и культуру школы, родного края, изучают основы экскурсоведения, составляют новые экскурсии, проводят исследовательские изыскания. Результаты этой работы представляют на конкурсе юных экскурсоводов "По малой Родине моей" и конкурсе исследовательских работ "Дорогами Отечества" (сначала - на городском, а потом и на республиканском уровне). Таким образом, из 15 учреждений, имеющих музеи (МАОУ СОШ N 2, 11, 12, "Центр образования" СОШ N 10, МОБУ СОШ N 3, 4, 7, 9, 14, 15, 16, МОБУ СОШ села Ташкиново, МАДОУ детский сад N 41, 43), занятия по программам краеведческой направленности ведутся только в 5-ти организациях, что составляет 33%.
В течение учебного года с учащимися образовательных организаций города, с детьми дошкольных учреждений, проводятся прогулки, походы выходного дня в лесо - парковую зону, обзорные и тематические экскурсии по городу и Краснокамскому району в основном в с. Николо-Березовка. За 2015-2016 учебный год тремя учреждениями дополнительного образования было проведено:
прогулки, ПВД - с охватом 2347 детей, что составляет 11,7%;
тематические экскурсии по городу - 1341 человек, что составляет 6,7%;
обзорные экскурсии в с. Николо-Березовка - 801 человек - 4,0%;
выездные экскурсии в другие города и регионы - 26 человек - 0,1% от общего числа школьников в городе.
Охват детей по программе летнего оздоровления детей составил:
в лагере с дневным пребыванием детей туристической направленности - 20 человек;
в многодневных туристических походах на территории городского округа и Краснокамского района - 450 человек;
в многодневных туристических походах по республике Башкортостан - 285 человек.
В целях оказания квалифицированной помощи руководителям туристских групп в городе ведет работу Туристская маршрутно-квалификационная комиссия (МКК), которая находится на базе МБУ ДО ДООЦТКиЭ "Штурм".
В настоящее время в крае большое внимание уделяется вопросу развития детско-юношеского туризма, так как это одно из средств гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерным структурным компонентом которого является поход, путешествие.
Когда в многодневном походе группа находится в автономном режиме, приходит сознание своей незащищенности, понимание, что теперь можно надеяться только на свои силы и силы своих спутников. Это роднит ребят, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и экономность во всем. Рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям. Жизнь в походах прививает учащимся навыки самообслуживания, приучает их к систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. Солнце, вода, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляют ребят. В походах рождаются товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина, основанная на уважение к своему коллективу и на обязательности его требований. Все это делает туризм могучим средством воспитания, изучая природу родного края, воспитывая бережное отношение к растительному и животному миру.
Несмотря на природно-рекреационный и историко-культурный потенциал, развитие школьного, массового туризма в районе на сегодняшний момент сопряжено с определенными проблемами и трудностями. Это связано с недостаточной материально-технической базой образовательных учреждений, нехваткой квалифицированных кадров, а также разрозненностью и отсутствием информации о собственных туристско-краеведческих ресурсах. Поскольку эти проблемы требуют комплексной учебно-воспитательной системы педагогически организованной деятельности, обновления содержания туристско-краеведческих мероприятий возникла необходимость принятия муниципальной программы.
Реализация основных мероприятий Программы позволит создать наиболее благоприятные условия для гражданского и личностного становления подрастающего поколения, стабильную систему туристко-краеведческой# работы в районе среди школьников.
Реализация Программы позволит обеспечить создание благоприятных условий для развития детского туризма в городе за счет расширения его сети и повышения материально-технической оснащенности организаций, оказывающих услуги в сфере детского туризма, создания соответствующей инфраструктуры, укрепления кадрового потенциала, а также организовать тесное взаимодействие образовательных, туристских организаций, организаций культуры, культурно-исторических центров, общественных объединений, государственных и муниципальных музеев.
В конечном счете, это должно повысить уровень охвата детей и подростков туристской деятельностью, в том числе посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок.
Нефтекамск имеет большой неиспользованный потенциал для развития детского туризма на своей территории.
2. Приоритеты, цели и задачи программы
Основной целью программы является создание условий для организации отдыха и оздоровления детей путем повышения уровня педагогической эффективности и результативности проводимых туристско-краеведческих мероприятий, увеличения количества туристских походов и детей, участвующих в них.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
удовлетворение естественных потребностей учащихся в непосредственном познании мира, своего края;
обучение необходимым навыкам существования в природных условиях;
привлечение детей к регулярным занятиям туризмом и краеведением;
обучение детей основам туристского быта, правилам поведения в походе;
обучение детей основам туристской техники, топографии и ориентирования;
ознакомление детей с историей, природой, культурой родного края;
модернизация пешеходного и водного туризма, как универсальной формы физкультурно-спортивной деятельности для всестороннего удовлетворения потребности детей, подростков, молодежи и других слоев населения города;
консолидация финансовых, организационных, кадровых и информационных ресурсов для решения задач развития детско-юношеского туризма в городе;
использование туризма для укрепления здоровья детей, молодежи и вовлечение широкой массы населения;
создание условий для привлечения к занятиям по туризму всех категорий граждан вне зависимости от их возраста, материального и социального положения;
вовлечение детей, подростков и молодежи в регулярные занятия по спортивному туризму;
вовлечение лиц с ограниченными способностями к активным занятиям по различным видам туризма;
разработка и внедрение системы повышения профессиональной подготовки специалистов по детско-юношескому туризму;
создание условий для привлечения частных инвестиций в развитие самодеятельного туризма в городе.
3. Обоснование необходимости решения вопросов программным методом
В настоящее время в республике большое внимание уделяется вопросу развития детско-юношеского туризма, так как это одно из средств гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерным структурным компонентом которого является поход, путешествие.
Решение указанных задач Программы предполагается осуществлять путем реализации мероприятий.
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват туристским движением всех категорий граждан города. Однако приоритетным направлением программы является модернизация содержания туристского движения и создание благоприятных условий для повышения уровня туристской культуры различных слоев населения, формирования здорового образа жизни и всестороннего гармоничного развития личности.
Практическая значимость Программы заключается в том, что ее реализация позволит создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях путем проведения учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок по родному краю, для вовлечения детей и подростков в деятельность по исследованию и изучению Отечества, его культуры и истории.
Программа содержит основные направления осуществления мероприятий по организации отдыха детей и подростков, а также предполагаемые методы осуществления этих мероприятий.
Актуальность Программы обусловлена необходимостью создания условий по развитию детско-юношеского туризма и системой взаимодействия: ведомств, структур, общества по реализации новых форм туристско-краеведческой работы, позволяющих обеспечить здоровые и развивающие альтернативы досуга подрастающего поколения.
4. Целевые показатели (индикаторы) реализации программы
Целевые показатели (индикаторы) представлены в Приложении N 1 "Сведения о составе и значениях целевых показателей (индикаторов) программы".
Показатели определены в соответствии с целью и задачами реализации программных мероприятий.
5. Финансовое и ресурсное обеспечение программы
Ресурсное обеспечение представлено в Приложении N 2 "Ресурсное обеспечение реализации программы".
Расчет потребности в ресурсном обеспечении для реализации программы основан на оценке объемов средств, необходимых для реализации каждого мероприятия. Расчет осуществлен с учетом фактических норм, сложившихся в ходе реализации программ предыдущих периодов, с учетом инфляции.
6. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами
Для успешной реализации программы развития образования предусмотрено взаимодействие с Министерством образования Республики Башкортостан, администрацией городского округа город Нефтекамск, структурными подразделениями администрации городского округа город Нефтекамск, структурами и ведомствами городского округа город Нефтекамск, образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования, общественными организациями, частными организациями и с другими заинтересованными лицами.
7. Основные программные мероприятия
Содержание программных мероприятий представлены по следующим направлениям:
повышение квалификации и переподготовка работников образования в экскурсионно-краеведческой, экологической и туристско-спортивной работе;
организация туристских лагерей с образовательными и развивающими программами;
проведение массовых мероприятий по обучению спортивно-туристской и краеведческо-экскурсионной деятельности;
материально-техническое обеспечение туристско-краеведческих объединений, в том числе оснащение туристским снаряжением;
пропаганда массовых оздоровительных лагерей и походов, здорового образа жизни;
организация детского и семейного отдыха с образовательными и развивающими программами;
выявление, изучение и распространение опыта туристской, краеведческой, экскурсионной деятельности учащихся;
слеты и соревнования по пешему и спортивному туризму;
организация и проведение походов выходного дня, экскурсий, многодневных походов.
8. Сроки и этапы реализации мероприятий программы
Программа реализуется с 2017 по 2020 год.
2017 год - I этап - Разработка основных моделей изменений, нормативной базы для их реализации. Разработка конкретных сценариев реализации программы на всех уровнях системы, реализация мероприятий программы.
2018 - II этап - Реализация мероприятий программы.
2019 - III этап - Реализация мероприятий программы.
2020 год - IV этап - Завершение реализации мероприятий программы. Формирование механизмов обеспечения устойчивости достигнутых положительных изменений. Определение целей и задач на следующий период развития.
9. Меры муниципального регулирования
Управление программой осуществляется ее руководителем - первым заместителем главы администрации городского округа. Руководитель программы осуществляет непосредственный контроль за ее реализацией и несет ответственность за эффективность и результативность программы.
Общая координация, а также контроль за ходом реализации программы осуществляется Муниципальным казенным учреждением Управление образования администрации городского округа город Нефтекамск.
Проверка целевого использования средств, выделенных на реализацию мероприятий программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Центром ответственности за реализацию программы является МКУ Управление образования администрации городского округа город Нефтекамск, которое осуществляет мониторинг целевых индикаторов. Информация о ходе реализации программы включается в публичный информационный ресурс.
Изменение данной программы производится по результатам ежегодного анализа хода ее реализации. Решения об изменении принимается администрацией.
Отчет по программе МКУ Управление образования администрации городского округа город Нефтекамск направляет в администрацию городского округа город Нефтекамск не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
10. Риски и меры по управлению рисками
Реализация поставленных в программе целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов.
Вместе с тем, при использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
с недостаточностью бюджетных средств для финансирования программы;
с неэффективным расходованием бюджетных средств;
с разобщением взаимодействия образовательных и других заинтересованных организаций;
с недоступностью качественных образовательных услуг для всех категорий обучающихся;
с ошибками при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий;
с недостаточной координацией деятельности заказчиков и исполнителей.
Меры по снижению рисков:
минимизация рисков (недостаточность бюджетных средств для реализации мероприятий программы) возможна путем привлечения внебюджетных средств, а также проведения мероприятий в иных формах с наименьшими затратами;
создание организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию программы;
тщательная разработка и подготовка документов по взаимодействию сторон, принимающих непосредственное участие в реализации программы, а также по взаимодействию с привлеченными организациями;
детализация программных мероприятий;
широкое привлечение общественности и педагогического сообщества к реализации и оценке результатов реализации программы;
публичность промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации программы.
11. Мониторинг реализации программы
Мониторинг исполнения программы осуществляют:
Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан - путем рассмотрения ежегодных отчетов о ходе выполнения Программы и принятия решений по результатам отчетов.
Первый заместитель главы администрации городского округа - путем рассмотрения отчетов о ходе реализации Программы на постоянно действующих комиссиях по итогам года.
Текущий контроль за ходом реализации программы осуществляет МКУ Управление образования администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан путем регулярного мониторинга целевых показателей (индикаторов).
Управление программой и контроль за ходом ее реализации осуществляется путем:
координации действий всех исполнителей программы и заинтересованных организаций;
ежегодного уточнения программных мероприятий, затрат и состава исполнителей;
обеспечения эффективного и целевого использования финансовых средств, качества проводимых мероприятий и выполнения сроков реализации;
регулярного мониторинга ситуации и анализа эффективности проводимой работы;
предоставления в установленном порядке отчетов о ходе реализации программы.
МКУ Управление образования администрации городского округа город Нефтекамск готовит сводный отчет о выполнении мероприятий Программы.
Средства городского бюджета предоставляются исполнителю программы при соблюдении следующих условий:
предоставление в установленный заказчиком срок по установленной форме отчет о ходе выполнения мероприятий, включая отчет об использовании средств;
выполнение мероприятий за отчетный период;
целевое использование средств городского бюджета.
12. Оценка эффективности
Оценка эффективности программы проводится МКУ Управление образования администрации городского округа город Нефтекамск в соответствии с пунктом 7 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, утвержденного постановлением администрации городского округа город Нефтекамск от 28 августа 2015 года N 2925.
Годовой отчет с аналитической запиской о реализации программы, утвержденный координатором, представляется в срок до 15 февраля следующего за отчетным периодом.
13. Список использованных сокращений
МКУ УО - Муниципальное казенное учреждение Управления образования.
МБУ ДО ДООЦТКиЭ "Штурм" - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий "Штурм".
ОУ - образовательное учреждение.
МБУ ДЮСШ - Муниципальное бюджетное учреждение Детско-юношеская спортивная школа.
МАУ ДО ДЮЦ "Венед" - Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр "Венед".
МОАУ СОШ - Муниципальное образовательное автономное учреждение средняя образовательная школа.
МОБУ СОШ - Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя образовательная школа.
МКК - маршрутно-квалификационная комиссия.
ПВД - поход выходного дня.
ОПФ - общая физическая подготовка.
МАДОУ - муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.