Постановление Правительства Республики Башкортостан
от 7 сентября 2018 г. N 435
"Об утверждении комплексной программы "Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан"
В целях реализации мероприятий государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года N 458 (с последующими изменениями), Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан".
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Фазрахманова И.И.
Премьер-министр |
Р.Х. Марданов |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 7 сентября 2018 г. N 435
Комплексная программа
"Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан"
Паспорт
Комплексной программы "Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан"
Наименование Программы |
Комплексная программа "Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан" |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан |
Цели и задачи Программы |
Цели: обеспечить увеличение объемов производства товарного молока-сырья и его качества на основе индустриализации; увеличить объемы переработки молока и производства молочной продукции в регионе; развить экспортный потенциал Задачи: улучшить качество и обеспечить вывод продукции на новые внешние рынки сбыта; создать условия для формирования механизма развития молочной индустрии; обеспечить модернизацию и структурную трансформацию отрасли |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Объем производства товарного молока; молочная продуктивность коров в сельскохозяйственных организациях; товарность молока в сельскохозяйственных организациях; уровень загрузки производственных мощностей действующих молокоперерабатывающих предприятий Республики Башкортостан; удельный вес племенного поголовья коров в сельскохозяйственных организациях; выход телят на 100 голов коров в сельскохозяйственных организациях; доля модернизированных и индустриализированных молочно-товарных ферм в сельскохозяйственных организациях в общем количестве молочно-товарных ферм республики |
Перечень программных мероприятий |
Развитие животноводства, переработки, инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции молочной отрасли; повышение молочной продуктивности в скотоводстве; предоставление субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе; создание и модернизация объектов агропромышленного комплекса, а также приобретение техники и оборудования; организация системы племенного учета (системы IT-идентификации скота) и воспроизводство племенного поголовья с использованием современных биотехнологических методов; создание сервисной инфраструктуры для отрасли молочного скотоводства; покупка высокоценного импортного племенного скота; дифференцированная поддержка на 1 кг реализованного молока; строительство новых мощностей и модернизация производства сухого молока, которые осуществляются путем льготного кредитования по проектам модернизации и нового строительства, предоставления краткосрочных кредитов на закупку сырья для производителей сухого молока и молочной продукции, товарных интервенций для поддержания отрасли переработки молока, налоговых льгот по проектам строительства перерабатывающих предприятий |
Сроки реализации Программы |
2018-2030 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 36,8 млрд. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 2,6 млрд. рублей; 2019 год - 3,5 млрд. рублей; 2020 год - 3,8 млрд. рублей; 2021 год - 2,6 млрд. рублей; 2022 год - 5,3 млрд. рублей; 2023 год - 4,8 млрд. рублей; 2024 год - 3,9 млрд. рублей; 2025 год - 3,3 млрд. рублей; 2026 год - 2,1 млрд. рублей; 2027 год - 1,6 млрд. рублей; 2028 год - 1,5 млрд. рублей; 2029 год - 0,9 млрд. рублей; 2030 год - 0,9 млрд. рублей; из них за счет средств: федерального бюджета - 1,3 млрд. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 0,5 млрд. рублей; 2019 год - 0,4 млрд. рублей; 2020 год - 0,4 млрд. рублей; бюджета Республики Башкортостан - 0,6 млрд. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 0,2 млрд. рублей; 2019 год - 0,2 млрд. рублей; 2020 год - 0,2 млрд. рублей; внебюджетных средств - 34,9 млрд. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 1,9 млрд. рублей; 2019 год - 2,9 млрд. рублей; 2020 год - 3,2 млрд. рублей; 2021 год - 2,6 млрд. рублей; 2022 год - 5,3 млрд. рублей; 2023 год - 4,8 млрд. рублей; 2024 год - 3,9 млрд. рублей; 2025 год - 3,3 млрд. рублей; 2026 год - 2,1 млрд. рублей; 2027 год - 1,7 млрд. рублей; 2028 год - 1,3 млрд. рублей; 2029 год - 0,9 млрд. рублей; 2030 год - 0,9 млрд. рублей Объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджетов всех уровней |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Формирование имиджа Республики Башкортостан как лидера молочной отрасли Российской Федерации; создание конкурентоспособного бренда молочной продукции "Из Башкортостана" ("Продукт Башкортостана", "Сделано в Башкортостане", "Молочные продукты Башкортостана", "Молоко Башкортостана" и других); максимальное насыщение внутреннего рынка республиканской молочной продукцией (доля молочной продукции собственного производства - 80%); экспорт молока и молочной продукции и выход на мировой рынок молокоемких биржевых продуктов (сухого обезжиренного молока и сухого цельного молока, масла, сыров); обеспечение инвестиционной привлекательности молочной отрасли республики; создание более 20 новых индустриальных молочных комплексов с высокотехнологичным циклом производства молочного сырья высокого качества; внедрение эффективного механизма государственной поддержки, обеспечивающего увеличение доходности молочной отрасли; создание до 1000 дополнительных высокопроизводительных рабочих мест; рост средней заработной платы до уровня средней по экономике региона |
1. Состояние и перспективы развития молочной отрасли Республики Башкортостан
1.1. Анализ состояния молочного рынка страны и близлежащих регионов
Мировое производство молока характеризуется устойчивой динамикой роста. Начиная с 2000 года ежегодный прирост производства молока составляет 10 - 20 млн. т в год. Зарубежные специалисты и аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение производства молока в среднем на 12 - 14 млн. т в год. Основной прирост ожидается в развивающихся странах (Китай, Индия, Пакистан, страны Африки и др.). Наибольший прирост объемов производства молока прогнозируется в странах Европейского союза, США, Китае, Индии, Российской Федерации. Роль и ценность продукции молочной отрасли в питании населения нашей страны так велика, что она не может быть полностью заменена продукцией других отраслей. Нехватка пищевого белка является не только экономической, но и социальной проблемой современного мира. Из-за низкой покупательской способности большинства социальных групп населения и отсутствия платежеспособного спроса сдерживается развитие отраслей животноводства и продолжает сокращаться поголовье молочного скота. При этом на фоне резкого удорожания полноценных белков (за 4 года молочный белок подорожал более чем на 60%) в России образовался дефицит производства полноценных белков. Потребление импортируемых белков животного происхождения в 2016 году составляло 16,8%, и этот дефицит, вероятно, сохранится до 2020 года. Оценивая все виды продукции животного происхождения через выход полноценного белка можно сделать вывод о роли и значении молочной отрасли в формировании продовольственного рынка страны. Недостаточный уровень самообеспечения (3/4 от минимальной потребности) ставит перед отечественным скотоводством новые задачи по интенсивному наращиванию производства молока.
В молочном скотоводстве Российской Федерации общая экономическая ситуация характеризуется прежде всего снижением уровня рентабельности, который не позволяет сегодня вести расширенное воспроизводство. Обусловлено это рядом причин объективного характера: постоянный рост затрат на услуги государственных монополий (горюче-смазочные материалы, электричество) и соответственно рост затратной части, формирующей себестоимость продукции; низкие закупочные цены на продукцию, в том числе в связи конкурентоспособным и хорошо дотируемым иностранными государствами импортом; выросшие из-за череды засух цены на фуражное зерно и соответственно значительное удорожание стоимости кормов; распределение высокого удельного веса прибыли между торговыми сетями и переработчиками, при этом сельскохозяйственные товаропроизводители едва покрывают собственные издержки производства молока; высокие процентные ставки по кредитам.
Все это ведет к тому, что животноводство в достаточно краткосрочной перспективе может стать, а во многих случаях и становится зоной убытка, что в перспективе приведет к оттоку инвестиций из отрасли.
Несмотря на осуществляемую поддержку доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области молочной отрасли из расчета на 1 килограмм реализованного молока, ежегодно происходит снижение поголовья коров, что свидетельствует о недостаточном выделении бюджетных средств. На основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" Министерством экономического развития Российской Федерации был разработан прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, согласно которому возможно увеличение производства молока в стране до 38,0 - 43,8 млн. т к 2030 году.
Производство молока и молочной продукции в Российской Федерации в 2017 году составило 31,1 млн. т, при этом уровень товарности молока - 68,6%. Таком образом, производство товарного молока составляет только 21,3 млн. т. Наибольший объем товарного молока среди субъектов Российской Федерации в 2017 году был произведен в Республике Татарстан - 1270,89 тыс. т, Краснодарском крае - 998,46 тыс. т, Республике Башкортостан - 715,01 тыс. т.
В 2017 году фактический уровень самообеспеченности молоком и молочными продуктами в Российской Федерации составлял менее 70%.
В 2016 году высокие показатели выхода молока на 100 га сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственных организациях отмечены в регионах с развитым молочным животноводством, таких, как: Ленинградская область, Республика Карелия, Владимирская область, Московская область. В данных субъектах значения показателя превышают средние по стране в 12 - 14 раз (приложение N 1 к Программе).
В настоящее время уровень самообеспеченности молоком и молочной продукцией в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) составляет 96,3%, средняя недообеспеченность населения молоком - 366 тыс. т (приложение N 2 к Программе). При этом в отдельных регионах ПФО уровень самообеспеченности существенно различается (приложение N 3 к Программе).
В 7 из 14 регионов ПФО уровень самообеспеченности молоком и молочной продукцией существенно превышает минимальные нормы:
Удмуртская Республика - 485 кг (147%);
Республика Татарстан - 452 кг (137%);
Республика Башкортостан - 425 кг (129%);
Оренбургская область - 380 кг (115%).
В ряде регионов самообеспеченность составляет 40 - 80%, в частности, крупнейшие дефицитные по молоку регионы непосредственно граничат с Республикой Башкортостан:
Челябинская область - 130 кг (39,4%);
Свердловская область - 15 кг (47,3%);
Самарская область - 452 кг (42,4%);
Курганская область - 265 кг (80,3%);
Пермский край - 184 кг (55,8%).
Выгодное территориальное расположение Республики Башкортостан и ее близость к емким рынкам дефицитных по молоку регионов ПФО является положительным фундаментом для формирования и устойчивого развития в республике экспортно ориентированного производства молока и молочной продукции. Общий дефицит молока в соседних с республикой регионах оценивается в 300 - 500 тыс. т (таблица 1).
Таблица 1
Производство молока и молокопродуктов в расчете на одного жителя (килограммы в год)
Наименование региона |
Годы |
||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2016 |
|
Республика Башкортостан |
475 |
418 |
374 |
511 |
511 |
445 |
425 |
Удмуртская Республика |
412 |
388 |
345 |
406 |
441 |
475 |
485 |
Республика Татарстан |
419 |
515 |
510 |
500 |
452 |
448 |
452 |
Оренбургская область |
614 |
416 |
335 |
356 |
423 |
399 |
380 |
Курганская область |
787 |
457 |
431 |
341 |
399 |
270 |
265 |
Пермский край |
284 |
222 |
218 |
192 |
180 |
183 |
184 |
Свердловская область |
228 |
166 |
153 |
137 |
128 |
151 |
156 |
Тюменская область |
262 |
184 |
164 |
148 |
175 |
153 |
148 |
Самарская область |
340 |
234 |
184 |
139 |
124 |
137 |
140 |
Челябинская область |
298 |
210 |
167 |
151 |
168 |
133 |
130 |
Поскольку в соседних с Республикой Башкортостан регионах отмечается недостаточный уровень молока и молочной продукции в расчете на душу населения в год, особенно наглядно это прослеживается в Курганской, Свердловской, Тюменской, Самарской и Челябинской областях, а также в Пермском крае, эти регионы являются потенциальными потребителями (направлениями для расширения рынков сбыта) молока и молочной продукции, произведенной в Республике Башкортостан.
Конкуренцию Республике Башкортостан на региональных рынках сбыта молочной продукции в рамках ПФО к 2025 году могут составить Удмуртская Республика и Республика Татарстан, которые также являются профицитными по молоку регионами и планируют высокие темпы развития молочной отрасли.
1.2. Анализ сырьевой базы молочной отрасли Республики Башкортостан
Молочное животноводство занимает важнейшее место в сельском хозяйстве Башкортостана. Этому способствуют не только давние традиции, но и природно-географические и погодно-климатические условия.
Согласно данным Башкортостанстата в структуре продукции сельского хозяйства Республики Башкортостан животноводству принадлежит 57% валовой продукции сельского хозяйства, в том числе молочному скотоводству - 20 - 22%.
Сырьевую базу молочной отрасли Республики Башкортостан обеспечивают 930 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности и хозяйствования (сельскохозяйственный производственный кооператив, общество с ограниченной ответственностью, крестьянское (фермерское) хозяйство) и более 110 тысяч личных подсобных хозяйств населения. В хозяйствах всех категорий на 1 января 2018 года в республике насчитывалось 423,9 тыс. голов коров. В сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 189,5 тыс. голов коров, произведено более 715 тыс. т товарного молока (101% к 2016 году). Таким образом, потенциал реализован на 70% и имеются возможности нарастить производство до 1100 тыс. т.
Самообеспеченность населения республики молоком и молочной продукцией составляет 128,8%. Республика Башкортостан в 2017 году по объему производства молока во всех категориях хозяйств заняла 2 место среди всех регионов Российской Федерации. Доля Республики Башкортостан в общем объеме производства молока в Российской Федерации составляет 5,6%, в ПФО - 18,4%.
Согласно данным официальной статистики Башкортостанстата в 2017 году поголовье крупного рогатого скота - 1028,8 тыс. голов, из них коров - 423,9 тыс. голов, что составило соответственно 99% и 98,9% к аналогичному показателю предыдущего года. В сельскохозяйственных предприятиях данный показатель снизился по сравнению с предыдущим годом и составил 346 тыс. голов крупного рогатого скота (91,1%) и 132,7 тыс. голов коров (91,9%), однако наблюдается некоторое увеличение поголовья в личных хозяйствах населения - 567,2 тыс. голов (102,1%) и 239 тыс. голов (100,1%) и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 124,4 тыс. голов (109,8%) и 57,9 тыс. голов (112,9%) соответственно.
Удельный вес коров молочного направления в составе основного стада в республике в 1990 году составлял 33,6%, а в 2017 году стал равным 41,4%. При этом в сельскохозяйственных организациях значение данного показателя в среднем - 38%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 45,2%, в хозяйствах населения - 42,9%.
Производство молока в республике в 2017 году несколько уменьшилось и составило 1718,4 тыс. т (99,3% к 2016 году). Наблюдаемое снижение объемов производства произошло в основном за счет сельскохозяйственных предприятий - 541,6 тыс. т (96,5%), при некотором росте производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 173,8 тыс. т (116,8%) и личных хозяйствах населения - 1135,7 тыс. т (111,2%).
Средний надой на корову по итогам 2017 года составил 4963 кг, это 42 место в рейтинге регионов Российской Федерации.
Продажа и отгрузка сырого молока по всем каналам сбыта составила 761,3 тыс. т (96,4% к 2016 году), наблюдается снижение данного показателя в сельскохозяйственных предприятиях - 438,5 тыс. т (91,2%), в личных хозяйствах населения - 190,0 тыс. т (99,3%) и некоторое увеличение по сравнению с предыдущим годом в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 132,8 тыс. т (112,6%).
В Республике Башкортостан молочное скотоводство развито в северной лесостепной, предуральской степной и южной лесостепной природно-климатических зонах, в которых сконцентрировано более 80% перерабатывающих производств и трудовых ресурсов.
В целях повышения эффективности производства молока и качества конечного продукта необходима индустриализация молочной отрасли, которая базируется на комплексной механизации. В настоящее время на молочных фермах республики оснащенность современным доильным оборудованием составляет 46%, кормораздатчиками - 42%.
Общая обеспеченность сельскохозяйственных организаций квалифицированными специалистами составляет в среднем 84%, недоукомплектованность главными зоотехниками и главными ветеринарными врачами - до 16%, при этом удельный вес специалистов с высшим образованием - лишь около 60%.
В настоящее время перерабатывающая отрасль в республике хорошо развита. Молочную продукцию производят более 80 предприятий, при этом фактический уровень загруженности их производственных мощностей составляет чуть более 40%, следовательно, имеется значительный потенциал для увеличения объемов переработки молока в регионе (таблица 2).
Таблица 2
Объемы производства цельномолочной продукции на крупных молокоперерабатывающих предприятиях Республики Башкортостан
N п/п |
Наименование предприятия |
Производственная мощность, тонны в сутки |
1 |
ОАО "Белебеевский молочный комбинат" |
800 |
2 |
ЗАО "Мелеузовский молочноконсервный комбинат" |
600 |
3 |
АО "Аллат" |
400 |
4 |
ООО "Чекмагушмолзавод" |
350 |
5 |
ЗАО "Дюртюлинский комбинат молочных продуктов" |
300 |
6 |
ОАО "Уфамолагропром" |
250 |
7 |
ООО "Месягутовский молочноконсервный комбинат" |
250 |
8 |
АО "Давлекановская молочная компания" |
200 |
9 |
ООО "Уфагормолзавод" |
100 |
|
Итого |
3250 |
Ежегодно в регионе перерабатывается около 700 тыс. т сырого молока. В больших объемах производится практически весь ассортимент молочной продукции, за исключением ряда пищевых и эксклюзивных товарных групп. Ежегодный объем производства цельномолочной продукции - более 310 тыс. т, сыров и сырных продуктов - 13 тыс. т, масла сливочного - 7 тыс. т, сухого молока - 15 тыс. т.
Предприятия молочной промышленности республики в полной мере обеспечивают население молочной продукцией. На душу населения производится 425 кг молока и молокопродуктов, потребляется 315 кг (при норме потребления - 320 - 340 кг в год). Емкость рынка молочной продукции составляет 1383,8 тыс. т, что дает возможность для расширения каналов сбыта за пределы республики.
За пределы республики в год вывозится более 66% производимых твердых сыров (8,4 тыс. т), 94% сухих молочных продуктов (14,0 тыс. т), около 30% масла сливочного (2,1 тыс. т).
Вместе с тем на региональный рынок ввозится молочная продукция из других регионов России и стран ближнего зарубежья. Это обостряет конкурентную борьбу и требует от республиканских производителей обеспечения стабильно высокого качества молочной продукции.
Поскольку молоко является скоропортящимся продуктом, территориальная удаленность предприятий-производителей от переработчиков и переработчиков от потребителей оказывает прямое влияние на географические границы емкости рынка молочной отрасли.
Республика Башкортостан развивается в рамках общероссийских изменений и к 2030 году численность населения региона согласно низкому варианту демографического прогноза Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации гипотетически сократится на 3,8%, по среднему варианту - уменьшится на 0,5%, по высокому - возрастет на 3,9%. В этой связи численность населения Республики Башкортостан к 2030 году составит от 3913 до 4226 тыс. человек (таблица 3).
Таблица 3
Обоснование потребности в молоке и молочной продукции Республики Башкортостан до 2030 года
Годы |
Численность населения, тыс. чел. |
Норма потребления молока, кг в год на человека |
Общая потребность региона в молоке, тыс. т |
Потребность в молоке с учетом Доктрины продовольственной безопасности РФ, тыс. т |
||
320 кг |
340 кг |
320 кг |
340 кг |
|||
2018 |
4067,0 |
320 - 340 |
1301,4 |
1382,8 |
1171,3 |
1244,5 |
2030* |
3912,5 |
320 - 340 |
1252,0 |
1330,3 |
1126,8 |
1197,2 |
2030** |
3967,5 |
320 - 340 |
1269,6 |
1349,0 |
1142,6 |
1214,1 |
2030*** |
4225,6 |
320 - 340 |
1352,2 |
1436,7 |
1217,0 |
1293,0 |
* По низкому варианту прогноза.
** По среднему варианту прогноза.
*** По высокому варианту прогноза.
Таким образом, минимальный объем производства товарного молока в регионе для внутреннего потребления к 2030 году должен составлять не менее 1197 тыс. т, а требуемый - более 1293 тыс. т.
В настоящее время доля экспорта сельскохозяйственной продукции в общем объеме экспорта - 3,9%, что составляет 1/3 от целевого показателя 2030 года (15%).
Среди положительных тенденций развития отрасли молочного животноводства, интенсификации производства молока в Республике Башкортостан очевидны следующие моменты:
во-первых, несмотря на сокращение численности поголовья коров молочного направления и уменьшение объемов производства молока, положительно то, что за период с 1990 по 2017 год в регионе произошел рост продуктивности коров на 86%;
во-вторых, обратный показатель производительности труда - трудоемкость производства одного центнера молока - снизился в 4,1 раза;
в-третьих, затраты труда на содержание одной коровы сократились в 2,2 раза;
в-четвертых, нагрузка в расчете на одного оператора машинного доения за анализируемый период возросла в 2 раза: с 17 до 34 голов коров;
в-пятых, ввоз молока, включая импорт из стран дальнего зарубежья и Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), уменьшился на 53,6%, что создает возможности для развития отечественного рынка молока и молочной продукции. Положительно и то, что вывоз молока, включающий экспорт в страны дальнего зарубежья и государства СНГ, возрос в 3,2 раза.
Несмотря на положительные тенденции в развитии молочной отрасли Республики Башкортостан, существует ряд проблем:
сокращение численности поголовья коров и валового объема производства молока (только за последний год поголовье сократилось на 19,8 тыс. голов, что привело к упущенной выгоде по объему производства молока более чем на 99,6 тыс. т);
высокая волатильность цен на сырое молоко, их сезонная зависимость;
наличие значительного удельного веса мелкотоварных производств в молочной отрасли и неоднородность качества производимой ими продукции, а также ограниченность их финансовых и квалифицированных кадровых ресурсов;
слабое использование возможностей генетического потенциала специализированного молочного скота вследствие несоответствия условиям содержания и кормления, низкой товарности молока и выхода телят на 100 голов коров;
недостаточный уровень технического и технологического оснащения молочной отрасли;
крайне низкий уровень оплаты труда работников при производстве молока (менее 50% от средней заработной платы работников отрасли сельского хозяйства в регионе), недоукомплектованность сельскохозяйственных предприятий квалифицированными кадрами;
высокая закредитованность хозяйств и нестабильность ценовой ситуации на рынке молока-сырья, что нивелирует возможность получения новых займов для развития капиталоемких производств;
низкая загруженность мощностей перерабатывающих предприятий, приводящая к ограничению экспортных поставок за пределы республики.
Все вышеизложенные проблемы развития отрасли нуждаются в скорейшем решении, индикаторы реализации Программы будут служить надежным ориентиром развития отрасли.
Программой установлен стратегический план объемов производства молока в регионе, который предполагает получение к 2020 году 900 тыс. т молока и к 2030 году - 1500 тыс. т, что позволит создать условия для развития экспортного потенциала и направить часть производимой продукции на экспорт (в пределах 15 - 25% валового объема производства молока в регионе).
1.3. Государственная поддержка молочной отрасли Республики Башкортостан
Государственная поддержка агропромышленного комплекса (далее - АПК) Республики Башкортостан осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан по 30 направлениям.
Объем государственной поддержки АПК Республики Башкортостан за счет бюджетов обоих уровней составил:
в 2015 году - 9,5 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4,9 млрд. рублей (освоено 92%), за счет средств бюджета Республики Башкортостан - 4,5 млрд. рублей (освоено 98,5%);
в 2016 году - 8,6 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4,3 млрд. рублей (освоено 99,9%), за счет средств бюджета Республики Башкортостан - 4,3 млрд. рублей (освоено 98,7%);
в 2017 году - 8,2 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3,7 млрд. рублей (освоено 99,6%), за счет средств бюджета Республики Башкортостан - 4,4 млрд. рублей (освоено 95,8%).
Одним из основных показателей эффективности мер государственной поддержки является объем валовой продукции в расчете на 1 рубль государственной поддержки. По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в рейтинге регионов по величине субсидий на повышение молочной продуктивности коров в расчете на один килограмм товарного молока, произведенного в 2017 году, на первом месте находится Республика Алтай (4,6 рубля) и далее в нисходящей последовательности регионы: Сахалинская область (4,5 рубля), Томская область (4,2 рубля), Республика Тыва (3,6 рубля), Республика Крым (3,0 рубля), Свердловская область (2,7 рубля), Тюменская область (2,1 рубля), Еврейская автономная область (1,5 рубля), Республика Бурятия (1,5 рубля), Забайкальский край (1,4 рубля) и др.
На основании аналитических данных, представленных в утвержденном распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 декабря 2016 года N 1499-р Стратегическом плане развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2016-2020 годы, Республика Башкортостан по объему валовой сельскохозяйственной продукции на 1 рубль господдержки находится на 8 месте среди регионов-лидеров по отрасли сельского хозяйства.
Более высокие показатели по производству валовой продукции на 1 рубль господдержки обусловливаются именно специализацией и концентрацией высокооборотных отраслей и предприятий, где показатели производительности труда являются значительно более высокими.
Основным инструментом повышения эффективности государственной поддержки АПК республики является совершенствование механизмов оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. В регионе с 2016 года государственная поддержка сельского хозяйства из федерального бюджета направлена на поддержку крупнотоварного производства.
Производители молока ежегодно получают субсидии за реализованное молоко (в 2016 году - 666,1 млн. рублей при градации ставки от 2,92 рубля до 8,64 рубля за 1 кг молока в зависимости от молочной продуктивности и сортности молока, в 2017 году - 299 млн. рублей, или 7,2 рубля за 1 кг).
Объем финансовых средств на субсидирование процентных ставок по кредитам в 2017 году составил около 2,2 млрд. рублей из бюджетов всех уровней на условиях софинансирования.
Согласно анализу динамики реализации инвестиционных проектов, а также учитывая, что краткосрочные кредиты являются одним из основных источников пополнения оборотных средств на содержание сельскохозяйственных животных (на корма), данный вид субсидирования затрат в ближайшей перспективе останется основным и приоритетным при оказании государственной поддержки, поскольку направлен на обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей при реализации инвестиционных проектов и, следовательно, серьезно влияет на повышение инвестиционной привлекательности любого региона страны.
В республике введен дифференцированный подход к субсидированию коровьего молока высшего и первого сортов в зависимости от продуктивности коров по итогам предыдущего года: до 4000 кг; от 4001 кг до 6000 кг; от 6001 кг и более.
На субсидирование производства молока в 2016 году из бюджетов всех уровней было выделено 666,1 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 566,1 млн. рублей, из бюджета Республики Башкортостан - 100,0 млн. рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 года N 624 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования" ежегодно в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан ведется работа по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей, планирующих начать новое строительство или модернизацию молочно-товарных ферм, также сельскохозяйственных товаропроизводителей для субсидирования приобретения техники с учетом реально достигнутых ими экономических показателей. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 июня 2017 года N 254 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования" предусмотрен механизм предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям, включенным в Среднесрочную комплексную программу экономического развития Зауралья на 2016-2020 годы, Среднесрочную комплексную программу социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на период 2017-2020 годов, на приобретение новой сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе тракторов и зерноуборочных комбайнов российского производства, в соответствии с критериями отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенной в Российской Федерации, а также тракторов и зерноуборочных комбайнов производства предприятий, расположенных на территории Республики Башкортостан, в размере не более 55% от их стоимости.
Таким образом, комплекс мер государственной поддержки должен быть направлен на формирование инвестиционной привлекательности отрасли, а именно: привлечение инвестиций в сектор (сокращение сроков окупаемости) и поддержание доходности сельскохозяйственных организаций на инвестиционной фазе, формирование сервисной инфраструктуры для внедрения современных интенсивных технологий производства. Активное наращивание объемов производства и повышение качества молока возможны при реализации комплекса мероприятий и использовании всех ресурсов отрасли.
1.4. Ключевые направления развития молочной отрасли
Развитие молочной отрасли Республики Башкортостан осуществляется на программно-целевой основе. В настоящее время в республике принимаются все необходимые меры по достижению целевых показателей развития молочной отрасли, запланированных на 2020 год.
Согласно целевому сценарию объем производства товарного молока в регионе к 2020 году должен достичь 900 тыс. т (при финансировании - 1120 млн. рублей) и к 2030 году увеличиться до 1500 тыс. т.
Ключевые направления развития молочной отрасли:
1) строительство новых индустриальных молочно-товарных ферм (МТФ), укомплектованных высокопродуктивным скотом (приложение N 4 к Программе), путем:
возведения до 2030 года 33 индустриальных комплексов с поголовьем в среднем 2500 голов и продуктивностью 7000 кг/гол./год за счет как расширения мощностей действующих местных производителей, так и прихода в республику новых стратегических инвесторов;
привлечения в республику 2 - 3 стратегических инвесторов, каждый из которых обеспечит строительство серии МТФ на 20 - 25 тыс. голов;
создания в республике благоприятного инвестиционного климата и обеспечения долгосрочной стабильности в отрасли (гарантии инвесторам стабильности механизмов и объемов государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов);
2) интенсификация производства молока в действующих сельскохозяйственных организациях и повышение продуктивности путем:
ускоренного внедрения современных технологий производства молока через создание сети сервисных центров, охватывающих все направления компетенций работы с молочным скотом (заготовка кормов, кормление и содержание скота, ветеринария и осеменение, генетика и воспроизводство стада и т.д.);
модернизации ферм в части оборудования и технологий (сельскохозяйственной техники, кормозаготовительной и кормораздаточной техники, оборудования для содержания и доения скота, системы управления стадом и т.д.);
ускоренного обновления текущего поголовья коров на высокопродуктивное поголовье (коров с продуктивностью 3 - 5 тыс. кг на коров с продуктивностью 8 - 9 тыс. кг/гол./год) с дальнейшим развитием генетического потенциала стада;
3) повышение качества молока-сырья и доходности сельхозтоваропроизводителей путем:
стимулирования повышения качества молока-сырья и закупочных цен на молоко, в том числе посредством включения характеристик качественных критериев показателей молока в контракты переработчиков;
внедрения современных технологий содержания скота, повышения эффективности воспроизводства стада и развития генетики в целях достижения самостоятельного обновления стада (с учетом улучшения генетики ремонтного молодняка) и последующего опережающего воспроизводства поголовья и продажи нетелей на рынок;
повышения товарности производства молока, в том числе за счет оснащения всех ферм современным доильным оборудованием;
улучшения продуктивных качеств коров молочного направления продуктивности путем скрещивания низко продуктивных коров с крупным рогатым скотом специализированных мясных пород;
4) стимулирование кооперации среди производителей молока в целях повышения эффективности и доходности сельхозорганизаций путем:
создания сбытовой кооперации производителей молока в целях укрупнения товарных партий молока и унификации ценовой политики;
организации производственной кооперации и специализации хозяйств в целях развития аутсорсинга и концентрации деятельности молочных сельхозтоваропроизводителей на производстве молока;
создания сети специализированных сервисных компаний, в том числе через трансформацию действующих сельхозорганизаций;
формирования кормоцентров для производства концентрированных и полнорационных кормов, а также оптимизации закупок дорогостоящих компонентов кормов;
основания нетелиных комплексов для доращивания молодняка;
строительства индустриальных комплексов (фидлотов) по откорму молочных бычков;
устройства механизированных технологических станций и формирования рынка услуг по контрактной заготовке кормов;
5) стимулирование объединения и укрупнения сельхозорганизаций путем:
укрупнения сельхозтоваропроизводителей в целях повышения эффективности деятельности, концентрации высококвалифицированных кадровых ресурсов и инвестиционных возможностей хозяйств для модернизации ферм и внедрения современных технологий;
присоединения небольших и недостаточно эффективных сельхозтоваропроизводителей к наиболее эффективным в целях сохранения персонала, поголовья коров и производственной инфраструктуры, а также поддержки развития сельских территорий;
активизации формирования кооперации в секторе личных подсобных хозяйств для сохранения объемов товарного молока и оснащения кооперативов оборудованием для сбора, хранения и транспортировки молока;
6) формирование отраслевой инфраструктуры путем:
сплошной идентификации скота и оснащения ферм системами управления стадом для повышения качества учета, автоматизации сбора контрольных данных и документооборота, а также обеспечения возможности дистанционного взаимодействия с хозяйствами;
создания аналитического центра и комплексной отраслевой базы данных по стаду (возможно на базе регионального информационно-селекционного центра или Центра сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан), которые будут обеспечивать учет, анализ, прогнозирование и разработку планов развития отрасли, в том числе в части генетического потенциала поголовья и качества молока, а также контроль эффективности государственный поддержки;
организации сети лабораторий в целях повышения доступности анализов качества молока и кормов для сельхозтоваропроизводителей;
повышения эффективности и гибкости механизмов государственной поддержки при изменениях в показателях работы отрасли и конъюнктуры рынка;
7) развитие переработки и выход на новые рынки сбыта путем:
стимулирования инвестиций в модернизацию, расширение и строительство новых перерабатывающих мощностей;
содействия выходу переработчиков на новые региональные рынки и усилению их позиций на рынках ПФО и на федеральном уровне;
содействия активному выходу предприятий на экспорт и мировой рынок, в том числе за счет эффективного управления ценовой ситуацией и повышения качества молока-сырья;
8) стимулирование потребления молочной продукции и повышение эффективности регулирования рынка молока путем:
мотивации внедрения в молочной отрасли долгосрочных контрактов между производителями и переработчиками молока с применением механизмов формульного ценообразования (в части изменения цен во времени и дифференциации цен в зависимости от качества молока-сырья) и продвижения сбытовой кооперации среди сельхозтоваропроизводителей;
возмещения части прямых понесенных затрат на строительство молочного комплекса (САРЕХ);
предоставления льготных инвестиционных кредитов.
Реализация данных мер государственной поддержки в масштабах 33 индустриальных комплексов с суммарным поголовьем около 50 тыс. голов потребует вложения средств в общем объеме 27,14 млрд. рублей до 2030 года.
Кроме того, задачей государственной поддержки является развитие действующих хозяйств путем стимулирования частных инвестиций, ускорения процессов модернизации ферм и внедрения современных технологий, для чего необходимо поддержать уровень доходности хозяйств, обеспечивая накопление инвестиционного потенциала, и снизить инвестиционную нагрузку, возместив часть частных инвестиций за счет бюджетных средств.
Меры государственный поддержки, часть из которых предполагает финансирование из федерального бюджета, приведены в приложении N 5 к Программе и включают:
субсидирование затрат на 1 кг реализованного молока;
субсидирование сервисных контрактов;
субсидии на приобретение племенного и высокопродуктивного скота;
субсидирование затрат на приобретение сельхозтехники, в том числе современной кормозаготовительной и кормораздаточной техники;
возмещение части прямых понесенных затрат на реконструкцию и модернизацию ферм (проектирование, строительно-монтажные работы, приобретение оборудования для содержания и доения и т.д.);
возмещение части прямых понесенных затрат на строительство специализированных ферм (нетельных ферм, кормовых центров, откормочных площадок);
льготные инвестиционные кредиты.
При этом инвесторы на равных основаниях могут претендовать на меры поддержки, предусмотренные для всех производителей молока в республике, а также на государственную поддержку инвестиционной деятельности, а именно на:
субсидии на покупку (лизинг) сельхозтехники и оборудования;
субсидии на приобретение племенного и высокопродуктивного скота;
субсидирование затрат на 1 кг реализованного молока.
Отдельный блок мер государственный поддержки направлен на формирование эффективной и общедоступной отраслевой инфраструктуры, которая позволит обеспечивать устойчивое поступательное развитие отрасли как в процессе реализации Программы, так и в дальнейшей перспективе.
Создание сервисной инфраструктуры и субсидирование сервисных контрактов предполагают организацию специализированных сервисных компаний (нетельных ферм, кормовых центров, откормочных площадок), ориентированных на стимулирование развития рынка сервисного аутсорсинга и концентрацию деятельности молочных хозяйств на производстве молока, что существенно повысит эффективность их деятельности и доходность.
В масштабах республики предполагается сформировать сеть из 16 нетелиных комплексов (по 2 - 3 тыс. голов каждый), 15 кормоцентров (на 10 тыс. голов каждый) и 3 фидлотов для откорма бычков (по 4 тыс. голов каждый).
Создание эффективной отраслевой инфраструктуры и системы управления осуществляется путем:
проведения в республике сплошной идентификация скота эмиссионными номерами и формирования единой базы данных поголовья сельскохозяйственных животных;
организации и эксплуатации аналитического центра (IT-системы) на базе действующих регионального информационно-селекционного центра или Центра сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан;
формирования на принципах государственно-частного партнерства сети лабораторий по анализу качества молока и кормов для сельхозтоваропроизводителей;
субсидирования проведения регулярных технологических аудитов, анализа качества кормов и молока, геномной оценки животных и других дорогостоящих мероприятий, которые необходимы для контроля эффективности государственной поддержки и обеспечения эффективного долгосрочного развития отрасли.
Общий объем средств из бюджета Республики Башкортостан, необходимый на реализацию данных мероприятий, составит 2,6 млрд. рублей до 2030 года.
Активное развитие перерабатывающих мощностей и выход на новые рынки сбыта предполагается прежде всего за счет частных инвестиций. Однако повышенные требования к поддержанию в республике сбалансированности объемов производства сырья и переработки (дисбаланс вызовет снижение цен на молоко, что негативно скажется на доходности сельхозтоваропроизводителей) потребуют отдельных стимулирующих мер государственной поддержки, а именно:
льготные инвестиционные кредиты для проектов модернизации и нового строительства перерабатывающих мощностей (в дополнение к общим формам государственный поддержки инвестиционной деятельности);
льготные краткосрочные кредиты на закупки сырья, поддерживающие оборотный капитал как переработчиков, так и производителей молока в сезонные пиковые финансовые нагрузки;
государственные закупочные интервенции на рынке молока, реализуемые совместно или в дополнение к закупкам из федерального бюджета, которые эффективно регулируют ценовую конъюнктуру на рынке молока, а также положительно сказываются на загрузке мощностей всех производителей молокоемкой продукции сухого молока и масла;
комплекс мер по продвижению и стимулированию потребления молочной продукции, в том числе расширению ассортимента и объемов молочной продукции, поставляемой в рамках государственных закупок.
Комплексная реализация обозначенных мер по развитию перерабатывающей промышленности и эффективному регулированию рынка молока позволит поддерживать рынок в сбалансированном состоянии и обеспечит устойчивое развитие молочной отрасли.
2. Ожидаемые результаты реализации и целевые индикаторы программы
Результат реализации Программы определяется количественными и качественными показателями работы молочной отрасли.
Развитие молочной отрасли Республики Башкортостан предполагается в три этапа, на каждом из которых сбалансированы потенциал сбыта молочной продукции и технологические возможности по производству молока-сырья, подкрепленные совершенствующимися механизмами развития технологий и отраслевой инфраструктуры, а также мерами государственной поддержки отрасли.
План мероприятий по выполнению Программы представлен в приложении N 5 к ней. Целевые индикаторы реализации Программы приводятся в приложении N 6 к ней.
3. Описание социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация Программы в 2018-2030 годы с государственной поддержкой за счет бюджета Республики Башкортостан позволит создать существенный экономический, бюджетный и социальный эффекты для развития региона (приложение N 6 к Программе):
1) прирост инвестиций:
строительство новых и коренная модернизация действующих производственных мощностей привлечет в экономику региона более 120 млрд. рублей инвестиций (около 40 млрд. рублей средств федерального бюджета и более 80 млрд. рублей частных инвестиций), соответственно на каждый 1 рубль государственной поддержки - 4,2 рубля инвестиций;
2) рост налоговых доходов:
увеличение производственных мощностей, повышение доходности сектора, новые высокопроизводительные рабочие места и рост средней заработной платы в отрасли создадут дополнительную налоговую базу, увеличив доходы бюджета Республики Башкортостан более чем на 50 млрд. рублей, соответственно на каждый 1 рубль государственной поддержки доход бюджета Республики Башкортостан - 1,8 рубля (доходы федерального бюджета увеличатся на 80 млрд. рублей, коэффициент возврата - 2);
3) рост экономики региона:
рост производства молока, пропорциональный рост кормозаготовки и производства молочной продукции обеспечат прямой вклад в экономику региона в размере более 170 млрд. рублей, а мультипликативный эффект развития смежных отраслей экономики (логистика, торговля, строительство и т.д.) сгенерируют дополнительные 400 млрд. рублей валового продукта. Таким образом, при 600 млрд. рублей общего эффекта каждый 1 рубль государственной поддержки обеспечит более 20 рублей экономической прибыли;
4) социальный эффект:
новые производственные мощности позволят создать более 5 тыс. новых рабочих мест, а существенный рост эффективности производства приведет к росту средней заработной платы в секторе до 58 тыс. рублей и повысит долю высокопроизводительных рабочих мест в отрасли.
Молочное животноводство является системообразующей отраслью для развития сельских территорий, поскольку обеспечивает занятость населения и позволяет получать на селе стабильный ежедневный доход. За период реализации Программы будет создан стабильный фундамент для дальнейшего устойчивого развития молочной отрасли и соответственно всех задействованных сельских территорий, что обеспечит повышение уровня жизни на селе и развитие сельской социальной инфраструктуры села.
4. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит создать базу для устойчивого увеличения объемов производства молока и повышения его качества, концентрации и специализации производства, а также увеличения объемов переработки молока, производства молочной продукции в регионе и ее экспорта на внешние рынки, рационального использования отходов животноводства.
Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий зависит от комплексной реализации ряда направлений:
увеличение удельного веса племенного поголовья (не менее 60 - 70% к 2030 году) и численности поголовья коров;
повышение продуктивности коров до 7400 кг на одну корову в год и уровня товарности молока до 95%.
Подробные расчеты сценариев развития молочной отрасли, объемов производства молока в Республике Башкортостан до 2020 года и на период до 2030 года приведены в приложении N 6 к Программе. В совокупности реализация этих мероприятий будет способствовать достижению целевых показателей Программы, увеличению объемов производства молока и повышению уровня загрузки мощностей действующих молокоперерабатывающих предприятий.
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме свидетельствует об увеличении объемов производства молока и объемов его переработки в регионе.
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по формуле:
,
где:
- коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
- ежегодный прирост товарной сельхозпродукции в стоимостном выражении, млн. рублей;
- объем финансирования по Программе, млн. рублей.
При значении комплексного показателя эффективности Программы свыше 0,8 эффективность ее реализации признается высокой, при значении 0,8 и менее - низкой.
Результаты расчетов экономической эффективности реализации Программы приведены в таблице 4.
Таблица 4
Расчет экономической эффективности реализации Программы
Наименование показателя |
Годы |
||||||||||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|
Цена реализации, руб./л |
20,0 |
20,0 |
21,0 |
22,1 |
23,2 |
24,3 |
25,5 |
26,8 |
28,1 |
29,5 |
31,0 |
32,6 |
34,2 |
35,9 |
37,7 |
Производство молока в сельскохозяйственных организациях, тыс. т |
710 |
715 |
776,7 |
838,4 |
900 |
960 |
1020 |
1080 |
1140 |
1200 |
1260 |
1320 |
1380 |
1440 |
1500 |
Товарность, % |
86,0 |
87,0 |
88,0 |
89,0 |
90 |
90,4 |
90,8 |
91,2 |
91,6 |
92 |
92,6 |
93,2 |
93,8 |
94,4 |
95 |
Объем реализуемого молока, тыс. т |
610,6 |
622,1 |
683,5 |
746,2 |
810,1 |
867,9 |
926,3 |
985,1 |
1044,3 |
1104,1 |
1166,9 |
1230,3 |
1294,5 |
1359,5 |
1425,1 |
Выручка от реализации молока, млрд. рублей () |
12,2 |
12,4 |
14,4 |
16,5 |
18,8 |
21,1 |
23,6 |
26,4 |
29,4 |
32,6 |
36,2 |
40,1 |
44,3 |
48,8 |
53,7 |
Ежегодный прирост выручки от реализации молока, млрд. рублей () |
0,0 |
0,2 |
1,9 |
2,1 |
2,3 |
2,3 |
2,5 |
2,8 |
3,0 |
3,2 |
3,6 |
3,9 |
4,2 |
4,5 |
4,9 |
Общий объем финансирования Программы, млрд. рублей () |
0,0 |
0,0 |
2,6 |
3,5 |
3,8 |
2,6 |
5,3 |
4,8 |
3,9 |
3,3 |
2,1 |
1,6 |
1,5 |
0,9 |
0,9 |
Показатели эффективности () |
0,0 |
0,0 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,9 |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
1,7 |
2,4 |
2,8 |
5,1 |
5,5 |
Как показывают расчеты, системная реализация мероприятий, предусмотренных Программой, при стабильной государственной поддержке молочной отрасли, а также наличии инвесторов и инвестиций окажет положительное влияние на конечные результаты реализации Программы. Вложенные средства начнут окупаться через 7 - 8 лет начиная с 2025 года.
Реализация комплекса системных и целенаправленных мероприятий по устойчивому увеличению объемов производства молока и повышению его качества путем интенсификации, концентрации и специализации производства, а также увеличению объемов переработки молока, производства молочной продукции на территории республики позволит:
увеличить объемы производства молока до 900 тыс. т к 2020 году и до 1500 тыс. т к 2030 году;
увеличить удельный вес племенного поголовья (не менее 60 - 70% к 2030 году);
увеличить удельный вес численности поголовья коров молочного направления;
повысить продуктивность коров до 6500 - 7000 кг на одну корову;
повысить уровень товарности молока до 95%;
увеличить выход телят на 100 голов коров не менее 80%;
повысить уровень жирности молока не ниже 4,0 - 4,2% к 2030 году;
увеличить уровень загрузки производственных мощностей действующих молокоперерабатывающих предприятий до 90%.
Промежуточная и завершающая оценки эффективности Программы основываются на увеличении объемов производства молока, повышении его качества, увеличении объемов переработки молока в республике, выводе молочной продукции на экспорт.
5. Оценка эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации мероприятий Программы осуществляется ежегодно Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан исходя из степени достижения соответствующих показателей ее результативности.
Эффективность реализации Программы оценивается в зависимости от значений критериев по формуле:
,
где:
- общая оценка достижения плановых значений показателей (индикаторов) Программы;
- эффективность реализации мероприятий;
- оценка использования финансовых ресурсов.
При этом:
общая оценка достижения плановых значений показателей (индикаторов) - 0,5;
эффективность реализации мероприятий - 0,25;
эффективность использования финансовых ресурсов - 0,25.
Рассчитанное значение интегральной оценки () сопоставляется с качественной шкалой, приведенной в таблице 5.
Таблица 5
Шкала показателей интегральной оценки эффективности реализации Программы ()
Численное значение оценки эффективности реализации Программы () |
Качественная характеристика Программы |
0,9 < |
эффективность Программы высокая |
0,8 < < 0,9 |
эффективность Программы средняя |
0,7 < < 0,8 |
эффективность Программы удовлетворительная |
< 0,7 |
эффективность Программы неудовлетворительная |
Эффективность достижения целевых индикаторов Программы рассчитывается по формуле:
,
где:
- коэффициент эффективности целевых индикаторов Программы;
- фактическое значение целевого индикатора Программы за отчетный период;
- плановое значение целевого индикатора Программы на отчетный период.
Коэффициент эффективности Программы оценивается как "высокоэффективный", если значение показателя больше 1;
коэффициент эффективности Программы оценивается как "эффективный", если значение показателя равно 1;
коэффициент эффективности Программы оценивается как "неэффективный", если значение показателя будет меньше 1.
Эффективность реализации мероприятий Программы рассчитывается по формуле:
,
где:
- коэффициент, характеризующий эффективность реализации мероприятий Программы;
- коэффициент исполнения мероприятия (если - мероприятие исполнено в полном объеме; если - мероприятие исполнено частично и не требует дополнительных действий; если - мероприятие не исполнено);
- количество мероприятий.
- реализация мероприятий Программы оценивается на "отлично";
- реализация мероприятий Программы оценивается на "хорошо";
- реализация мероприятий Программы оценивается на "удовлетворительно";
- реализация мероприятий Программы оценивается на "неудовлетворительно".
Эффективность использования финансовых ресурсов рассчитывается по формуле:
,
где:
- коэффициент, характеризующий использование финансовых ресурсов;
- объем выделенных средств из бюджета Республики Башкортостан, млн. рублей;
- объем освоенных средств из бюджета Республики Башкортостан, млн. рублей.
Коэффициент эффективности оценивается как "эффективный", если значение показателя равно 1;
коэффициент эффективности оценивается как "неэффективный", если значение показателя будет больше 1.
6. Система управления реализацией программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
сформировать механизмы развития молочной отрасли;
осуществить модернизацию и структурную трансформацию отрасли;
увеличить объемы производства молока и молочной продукции;
вывести молочную продукцию, произведенную в республике, на новые внешние рынки сбыта;
рационально использовать и утилизировать отходы животноводства.
Программа предусматривает использование кадрового потенциала Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, Управления ветеринарии Республики Башкортостан, сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан.
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан в установленном порядке на основе информации о ходе выполнения Программы, собираемой в рамках действующей системы отчетности.
Задачи по управлению и контролю за реализацией Программы осуществляют отделы Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан:
отдел животноводства - разработка плана выполнения работ по реализации Программы; текущее управление сопровождения этапов реализации Программы;
отдел экономического анализа, планирования и отдел по работе с инвесторами - мониторинг реализации Программы на основании изученных показателей; управление отклонениями, возникающими в ходе реализации Программы;
отдел бюджетного планирования, финансирования и контроля - осуществление мер государственной поддержки в рамках реализации экономически значимых региональных программ в области животноводства.
Приложение N 1
"Развитие молочной отрасли
в Республике Башкортостан"
Выход молока в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственных организациях регионов Российской Федерации с развитым молочным животноводством за период с 1990 по 2016 год
(тыс. т на 100 га сельхозугодий) | |||||||||
Наименование региона |
Годы |
2016 год в % к 1990 году |
1990 год к 2016 году, разы |
||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2016 |
|||
Российская Федерация |
36,1 |
21,9 |
18,0 |
18,5 |
19,0 |
18,6 |
18,8 |
52,2 |
1,9 |
Приволжский федеральный округ |
29,4 |
21,0 |
16,8 |
18,0 |
20,0 |
19,9 |
20,2 |
68,9 |
1,5 |
Ленинградская область |
238,0 |
104,4 |
145,3 |
187,2 |
223,3 |
272,1 |
268,8 |
112,9 |
0,9 |
Республика Карелия |
209,4 |
90,1 |
93,6 |
132,7 |
178,9 |
236,2 |
230,8 |
110,2 |
0,9 |
Владимирская область |
76,7 |
50,3 |
57,1 |
65,5 |
95,3 |
115,5 |
121,4 |
158,3 |
0,6 |
Московская область |
171,8 |
85,0 |
100,5 |
133,8 |
143,3 |
113,6 |
107,9 |
62,8 |
1,6 |
Калининградская область |
102,8 |
47,2 |
40,8 |
39,0 |
52,6 |
48,2 |
47,1 |
45,8 |
2,2 |
Республика Татарстан |
37,9 |
34,1 |
26,7 |
30,1 |
38,5 |
34,4 |
35,3 |
93,2 |
1,1 |
Краснодарский край |
50,4 |
34,5 |
29,9 |
33,0 |
33,3 |
34,1 |
35,2 |
69,8 |
1,4 |
Белгородская область |
56,7 |
40,6 |
29,6 |
28,2 |
34,0 |
32,8 |
34,1 |
60,1 |
1,7 |
Республика Башкортостан |
28,5 |
21,6 |
17,4 |
19,7 |
19,5 |
17,8 |
18,2 |
64,0 |
1,6 |
Приложение N 2
"Развитие молочной отрасли
в Республике Башкортостан"
Самообеспеченность молоком и молочной продукцией в субъектах Российской Федерации в 2017 году
Приложение N 3
"Развитие молочной отрасли
в Республике Башкортостан"
Уровень самообеспеченности молоком и молочной продукцией в Приволжском федеральном округе в 2017 году
Примечание:
Общий объем дефицита производства молока в Приволжском федеральном округе и близлежащих регионах колеблется в пределах 300 - 500 тыс. т.
Приложение N 4
"Развитие молочной отрасли
в Республике Башкортостан"
Строительство и ввод в эксплуатацию индустриальных комплексов
N п/п |
Наименование объекта |
Поголовье коров, гол. |
Объем молока, тыс. т |
Реализуемые проекты (2019 год) |
7400 |
54 |
|
1 |
ООО "А7 Агро" I очередь (Зианчуринский район) |
600 |
4 |
2 |
ООО "Красная Башкирия" (Абзелиловский район) |
800 |
6 |
3 |
ООО "Базы" (Чекмагушевский район) |
1000 |
4 |
4 |
ООО "АП имени Калинина" (Стерлитамакский район) |
1000 |
7 |
5 |
ООО "Победа" (Калтасинский район) |
1200 |
8 |
6 |
ООО "Северная Нива Башкирии" (Ермекеевский район) |
2800 |
25 |
Планируемые проекты |
17180 |
141 |
|
7 |
ООО "Янган-Тау" (Салаватский район) |
400 |
3 |
8 |
ООО "Байбулат" (Чекмагушевский район) |
500 |
7 |
9 |
ООО "А7 Агро" II очередь (Зианчуринский район) |
680 |
5 |
10 |
ООО "Герой" (Чекмагушевский район) |
1000 |
7 |
11 |
ООО СП "Урожай" (Аургазинский район) |
1200 |
8 |
12 |
ООО "АП имени Калинина" (Бижбулякский район) |
1200 |
8 |
13 |
ООО "Северная Нива Башкирии" (Бижбулякский и Белебеевский районы) |
5600 |
50 |
14 |
ООО "Нерал-Буздяк" (Буздякский район) |
2800 |
19 |
15 |
ООО "Победа" (Янаульский, Бураевский районы) |
3800 |
34 |
Потенциальные проекты |
24800 |
223 |
|
16 |
ООО СП "Урожай" (Аургазинский район) |
4000 |
36 |
17 |
ООО "САВА Агро" (Туймазинский район) |
4800 |
43 |
18 |
ООО "TH Group" (Вьетнам) (Буздякский район) |
6000 |
54 |
19 |
ООО БМК ГК "Таврос" (Благоварский, Буздякский районы) |
10000 |
90 |
Приложение N 5
"Развитие молочной отрасли
в Республике Башкортостан"
План мероприятий
комплексной программы "Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан"
(млн. рублей) | ||||||||||||||||||||
N п/п |
Наименование мероприятия Программы |
Источник финансирования Программы |
Срок реализации мероприятия |
Финансовое обеспечение Программы по годам ее реализации, тыс. рублей |
Целевой индикатор реализации мероприятий |
Непосредственный результат реализации мероприятия, единица измерения |
Значение непосредственного результата реализации мероприятия (по годам) |
|||||||||||||
Всего |
в том числе |
|||||||||||||||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
|
Всего по комплексной программе "Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан" |
Всего по Программе, в том числе: |
x |
36840,3 |
2579, |
3589,2 |
3858,7 |
2587 |
5255 |
4815 |
3895 |
3341 |
2143 |
1666 |
1311 |
920 |
890 |
X |
x |
x |
бюджет Республики Башкортостан |
631,6 |
212,5 |
209,6 |
209,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
федеральный бюджет |
1331,4 |
457,2 |
437 |
437 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
внебюджетные источники |
34877,3 |
1899,8 |
2942,5 |
3212 |
2587 |
5255 |
4815 |
3895 |
3341 |
2143 |
1666 |
1311 |
920 |
890 |
||||||
|
Задача: улучшить качество и обеспечить вывод продукции на новые внешние рынки сбыта |
|||||||||||||||||||
1 |
Создание сервисной инфраструктуры для отрасли молочного скотоводства |
Всего по Программе, в том числе: |
2018-2022 |
2626 |
462 |
538 |
506 |
534 |
586 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
количество созданных сервисных центров для отрасли молочного скотоводства, ед. |
2018 - 1; 2019 - 1; 2020 - 1; 2021 - 4; 2022 - 3 |
бюджет Республики Башкортостан |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
внебюджетные источники |
2626 |
462 |
538 |
506 |
534 |
586 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
2 |
Создание системы идентификации крупного рогатого скота |
Всего по Программе, в том числе: |
2018-2030 |
447 |
133,5 |
100,5 |
21 |
21 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
2 |
количество идентифицированного поголовья крупного рогатого скота в СХП и К(Ф)Х, включая ИП, гол. |
2018 - 1018; 2019 - 1019; 2020 - 1020; 2021 - 1022; 2022 - 1025; 2023 - 1026; 2024 - 1027; 2025 - 1029; 2026 - 1030; 2027 - 1031; 2028 - 1032; 2029 - 1034; 2030 - 1040 |
бюджет Республики Башкортостан |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
внебюджетные источники |
447 |
133,5 |
100,5 |
21 |
21 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
||||||
3 |
Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области молочного скотоводства |
Всего по Программе, в том числе: |
2018-2020 |
3270 |
1133,4 |
1068,3 |
1068,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3,4 |
прирост производства молока в СХП и К(Ф)Х, включая ИП, % |
2018 - 1,4; 2019 - 1,4; 2020 - 2,0 |
бюджет Республики Башкортостан |
108 |
37,5 |
35,3 |
35,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
федеральный бюджет |
792,4 |
274,6 |
259 |
259 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
внебюджетные источники |
2369,3 |
821,3 |
774 |
774 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
|
Задача: создать условия для формирования механизма развития молочной индустрии |
|||||||||||||||||||
4 |
Обеспечение государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям по приобретению племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления продуктивности* |
Всего по Программе, в том числе: |
2018-2020 |
450 |
150 |
150 |
150 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
количество приобретенного племенного поголовья крупного рогатого скота молочного направления, гол. |
2018 - 2200; 2019 - 2300; 2020 - 2400 |
бюджет Республики Башкортостан |
450 |
150 |
150 |
150 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
5 |
Обеспечение поддержки по развитию племенного животноводства |
Всего по Программе, в том числе: |
2018-2020 |
1778,9 |
595,3 |
591,8 |
591,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
численность племенного маточного поголовья, тыс. усл. гол. |
2018 - 59; 2019 - 60; 2020 - 60 |
бюджет Республики Башкортостан |
51,4 |
17,4 |
17 |
17 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
федеральный бюджет |
377,5 |
127,9 |
124,8 |
124,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
внебюджетные источники |
1350 |
450 |
450 |
450 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
|
Задача: обеспечить модернизацию и структурную трансформацию отрасли |
|||||||||||||||||||
6 |
Строительство индустриальных комплексов в области молочного скотоводства** |
Всего по Программе, в том числе: |
2018-2030 |
23008 |
0 |
850 |
850 |
1200 |
3854 |
3854 |
3050 |
3050 |
1900 |
1500 |
1200 |
850 |
850 |
7 |
количество построенных индустриальных комплексов в области молочного скотоводства, ед. |
2018 - 0; 2019 - 2; 2020 - 2; 2021 - 3; 2022 - 3; 2023 - 3; 2024 - 3; 2025 - 3; 2026 - 3; 2027 - 3; 2028 - 3; 2029 - 3; 2030 - 2 |
бюджет Республики Башкортостан |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
внебюджетные источники |
23008 |
0 |
850 |
850 |
1200 |
3854 |
3854 |
3050 |
3050 |
1900 |
1500 |
1200 |
850 |
850 |
||||||
7 |
Государственная поддержка инвестиций на создание специализированных предприятий в области животноводства |
Всего по Программе, в том числе: |
2018-2030 |
5077 |
33 |
230 |
611 |
832 |
796 |
942 |
826 |
272 |
224 |
147 |
92 |
51 |
21 |
7 |
количество построенных специализированных предприятий в области животноводства, ед. |
2018 - 0; 2019 - 2; 2020 - 2; 2021 - 3; 2022 - 3; 2023 - 3; 2024 - 3; 2025 - 3; 2026 - 3; 2027 - 3; 2028 - 3; 2029 - 3; 2030 - 3 |
бюджет Республики Башкортостан |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
внебюджетные источники |
5077 |
33 |
230 |
611 |
832 |
796 |
942 |
826 |
272 |
224 |
147 |
92 |
51 |
21 |
||||||
8 |
Обеспечение возмещения части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства |
Всего по Программе, в том числе: |
2018-2020 |
183,4 |
62,3 |
60,6 |
60,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
количество принятых к субсидированию краткосрочных кредитов на развитие молочного скотоводства, ед. |
2018 - 15; 2019 - 15; 2020 - 15 |
бюджет Республики Башкортостан |
22,2 |
7,5 |
7,3 |
7,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
федеральный бюджет |
161,3 |
54,7 |
53,3 |
53,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
внебюджетные источники |
0 |
0 |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
* Часть субсидий на покупку высокопродуктивного скота может быть компенсирована из федерального бюджета через племенные хозяйства.
** При наличии типовых проектов до 50% проектов реконструкции/модернизации ферм может быть реализовано с софинансированием из федерального бюджета (88%).
Приложение N 6
"Развитие молочной отрасли
в Республике Башкортостан"
Перечень
целевых индикаторов Комплексной программы "Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан"
N п/п |
Показатель оценки эффективности реализации Программы, единица измерения |
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы (2017 год) |
Значения целевого индикатора и показателя Программы по годам ее реализации |
Методика расчета значений целевого индикатора и показателя Программы |
||||||||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
1 |
Объем производства товарного молока, тыс. т |
715 |
725 |
735 |
900 |
910 |
920 |
930 |
950 |
1200 |
1260 |
1320 |
1380 |
1440 |
1500 |
прямой подсчет |
2 |
Молочная продуктивность коров в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, на одну дойную корову, кг |
5098 |
5120 |
5200 |
5445 |
5678 |
5978 |
6127 |
6252 |
6377 |
6501 |
6626 |
6751 |
6875 |
7000 |
прямой подсчет |
3 |
Уровень товарности молока в сельскохозяйственных организациях, % |
87 |
87,0 |
87,0 |
88,0 |
89,0 |
89,5 |
90,0 |
91,0 |
92,0 |
92,6 |
93,2 |
93,8 |
94,4 |
95,0 |
,
где: - уровень товарности молока в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан; - объем реализованного молока в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан в отчетном периоде; - объем произведенного молока в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан в отчетном периоде |
4 |
Уровень загрузки производственных мощностей действующих молокоперерабатывающих предприятий Республики Башкортостан, % |
70 |
70 |
70 |
70 |
71 |
73 |
75 |
77 |
79 |
81 |
83 |
85 |
87 |
90 |
,
где: - уровень загрузки производственных мощностей действующих молокоперерабатывающих предприятий Республики Башкортостан; - объем загрузки производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий Республики Башкортостан в отчетном году; - проектная мощность молокоперерабатывающих предприятий Республики Башкортостан в отчетном году |
5 |
Удельный вес племенного поголовья коров в сельскохозяйственных организациях, % |
31 |
31,5 |
32,0 |
34,0 |
37,0 |
40,0 |
42,0 |
44,0 |
47,0 |
50,0 |
52,0 |
55,0 |
58,0 |
60 |
,
где: - удельный вес племенного поголовья в общем поголовье скота в СХП и К(Ф)Х, включая ИП; - племенное поголовье скота в СХП и К(Ф)Х, включая ИП, в отчетном году; - общее поголовье скота в СХП и К(Ф)Х, включая ИП, в Республике Башкортостан в отчетном году |
6 |
Выход телят на 100 голов коров в сельскохозяйственных организациях, % |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
80 |
,
где: - выход телят на 100 коров; - количество телят, полученных в СХП, в отчетном году; - среднегодовое поголовье коров в СХП в отчетном году |
7 |
Доля модернизированных и индустриализированных молочно-товарных ферм в сельскохозяйственных организациях, % |
10 |
10,0 |
15,0 |
30,0 |
40,0 |
50,0 |
60,0 |
70,0 |
80,0 |
85,0 |
88,0 |
90,0 |
95,0 |
100,0 |
,
где: - доля модернизированных и индустриализированных молочно-товарных ферм в сельскохозяйственных организациях; - количество модернизированных и индустриализированных молочно-товарных ферм в сельскохозяйственных организациях; - общее количество молочно-товарных ферм в сельскохозяйственных организациях |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целями программы являются: обеспечение увеличения объемов производства товарного молока-сырья и его качества на основе индустриализации; увеличение объемов переработки молока и производства молочной продукции в регионе; развитие экспортного потенциала.
Задачами программы являются: улучшение качества и обеспечение вывода продукции на новые внешние рынки сбыта; создание условий для формирования механизма развития молочной индустрии; обеспечение модернизации и структурной трансформации отрасли.
Общий объем финансирования программы составляет 36,8 млрд руб.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 7 сентября 2018 г. N 435 "Об утверждении комплексной программы "Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан"
Настоящее постановление вступает в силу с 7 сентября 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 11 сентября 2018 г., в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", N 28 от 2 октября 2018 г., ст. 1088
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 мая 2024 г. N 204
Изменения вступают в силу с 22 мая 2024 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2019 г. N 457
Изменения вступают в силу с 30 июля 2019 г.