Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2.1
к Порядку оценки обстоятельств,
обуславливающих нуждаемость
семьи в предоставлении
социального сопровождения
Методика
проведения оценки семейной ситуации в семье, имеющей ребенка (детей), в целях установления уровня риска причинения ребенку вреда
Для проведения оценки семейной ситуации в семье, имеющей ребенка (детей), специалистом центра "Семья" (структурного подразделения центра "Семья") на основе сведений, поступивших от заинтересованных учреждений и организаций или учреждений, располагающих необходимой информацией о семье (образовательные, медицинские организации, органы опеки и попечительства, организации социального обслуживания, центры занятости, администрации муниципальных образований и т. д.), а также сведений, ставших ему известными в результате беседы с членами семьи, по каждому фактору оценки определяется уровень риска причинения ребенку вреда (далее - уровень риска) путем заполнения полей формы "Оценка семейной ситуации", утвержденной приложением N 2 к Порядку оценки обстоятельств, обуславливающих нуждаемость семьи в предоставлении социального сопровождения, утвержденному приказом Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 04 марта 2019 года N 104-о, в соответствии с таблицей N 1 к настоящей Методике с указанием представленных в ней характеристик.
Оценка семейной ситуации проводится в отношении каждого ребенка, проживающего в семье.
Для определения итогового уровня риска специалист центра "Семья" (структурного подразделения центра "Семья") анализирует всю полученную в ходе проведения оценки семейной ситуации информацию. При оценке каждого фактора важно учитывать, что все факторы взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Для оценки каждого фактора необходимо учитывать все обстоятельства, усиливающие риск по этому фактору или снижающие его.
Высокий риск определяется в случае выявления не менее трех факторов оценки с высоким уровнем риска, имеющим объективные данные, которые не могут быть изменены в результате социального сопровождения, а именно:
а) возраст ребенка;
б) особенности развития и личности ребенка;
в) предыдущие сообщения или случаи жестокого обращения.
Высокий уровень риска предполагает, что непринятие мер по защите прав и законных интересов ребенка (детей), оставление ситуации без вмешательства может привести к вероятности причинения серьезного вреда его (их) здоровью, жестокого обращения с ним (ними), насилия или смерти.
Средний риск определяется в случае выявления не менее четырех факторов оценки со средним уровнем риска по следующим факторам:
а) возраст ребенка;
б) особенности развития и личности ребенка;
в) бытовые условия и окружение;
г) предыдущие сообщения или случаи жестокого обращения.
Средний риск предполагает, что ребенку (детям) может быть причинен определенный вред, особенности родителей, их навыки и поведение позволяют им в определенной степени контролировать усугубление ситуации, связанной с непосредственной угрозой для жизни, здоровья, развития ребенка (детей). При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку (детям) грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти.
Во всех остальных случаях определяется низкий уровень риска, который предполагает, что родители в стрессовых ситуациях могут неэффективно выполнять некоторые родительские обязанности: с задержкой удовлетворять отдельные, важные для здоровья и развития потребности ребенка (детей), использовать физические наказания как способ воздействия на ребенка (детей), на некоторое время снижать качество ухода за ним и его воспитания.
Таблица 1
Характеристика факторов оценки в зависимости от уровня риска причинения ребенку вреда
Фактор оценки, описание |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1. Возраст С возрастом ребенка возрастает и его независимость от родителей (ребенок сам может переодеться, взять себе еду, попросить других людей о помощи и т. д.), а также способность распознать опасные ситуации и отреагировать на них соответствующим образом (убежать, спрятаться, защищаться, уйти к друзьям) |
Грудные дети и дети до шести лет (0-6 лет). |
Дети младшего школьного возраста (7-11 лет). |
Дети младшего подросткового возраста (12-14 лет) и подросткового возраста (14-17 лет) |
2. Особенности развития и личности ребенка Оценивается степень независимости ребенка, его возможности и степень потребности во внимании родителей в зависимости от состояния его здоровья, особенностей его поведения и развития, взаимодействия с окружающими людьми. |
Ребенок с серьезными заболеваниями или отклонениями в развитии, которые требуют особого внимания со стороны родителей; родители ребенка считают его "неправильным"; ребенок с особыми потребностями, которого родители считают здоровым и, как следствие, не признают необходимость лечения и соответствующего ухода. |
Ребенок незначительно отстает в развитии или страдает какими-либо заболеваниями, не требующими постоянного внимания и контроля со стороны родителей и специалистов; новорожденный ребенок с нарушенным порядком сна и бодрствования; ребенок проявляет упрямство, самостоятельность, требовательность, что провоцирует родителей на применение травмирующих форм реагирования. |
Ребенок обычно живет по распорядку, ведет себя предсказуемо; имеет меньше исключительных потребностей, выглядит довольным и счастливым, легко успокаивается; родители ребенка не считают, что уход за ними сопряжен с какими-либо особыми трудностями. |
3. Наличие травм Особенности травм могут помочь определить их происхождение, оценить вероятность повторения и начать работу с семьей, направленную на снижение этой вероятности. При оценке данного фактора риска учитывается локализация травмы, ее тип и степень тяжести, частота травм. При обнаружении нескольких травм необходимо оценивать локализацию каждой. При оценке царапин, опрелостей и прочих травм необходимо оценить их площадь и степень поражения тканей. |
Ожоги разного происхождения; гематомы, возникшие в результате нанесения ударов кулаками (в том числе большой площади); травмы, нанесенные колющими и режущими предметами; следы сильных повреждений (требующих оказания медицинской помощи) на любой части тела; наличие у ребенка следов травм в разной степени заживления; неоднократное обнаружение серьезных травм. |
Следы от ударов ремнем и подобными гибкими предметами; ссадины, царапины на спине, ногах, руках, которые указывают на применение избыточной силы при физическом наказании; наличие на коже следов наказания; опрелости у маленьких детей, возникшие в результате отсутствия необходимого ухода; при обнаружении у ребенка отдельных травм (повреждений), требующих незначительной обработки, без необходимости медицинского вмешательства. |
Отсутствие травм, гематом, следов сильных повреждений; отсутствие случаев нанесения травм. |
4. Степень выраженности признаков эмоционального вреда К признакам эмоционального вреда относятся эмоциональные и поведенческие признаки, выражающиеся в проявлении чувства тревоги и уязвимости, устойчивого недоверия к окружающим, подозрительности и враждебности поведения, эмоциональной дистанции. |
Родители часто пренебрегают базовыми потребностями ребенка в питании, безопасности, одежде и др.; родители прибегают к телесным наказаниям без каких-либо очевидных причин, унижают или игнорируют ребенка. |
Родители в целом адекватно удовлетворяют возрастные потребности ребенка в питании, медицинском обслуживании, образовании и др. При этом могут периодически пренебрегать базовыми потребностями ребенка, применять телесные наказания. |
Есть отдельные случаи физического наказания или неудовлетворения отдельных потребностей ребенка при здоровой эмоциональной атмосфере в семье (родители и ребенок проявляют друг к другу теплые чувства). |
5. Индивидуальные особенности родителей |
|
|
|
5.1. Готовность родителей признать риск причинения ребенку вреда Оценивается готовность родителей вмешаться в ситуацию в интересах ребенка и устранить условия, приведшие к травмам или эмоциональным, поведенческим нарушениям. |
Родители отказываются признать факт или обстоятельства, создающие для ребенка угрозу; родители не признают, что ребенок нуждается в защите; родители отказываются обеспечить ему необходимую медицинскую помощь; родители выдумывают неправдоподобные истории, пытаясь объяснить травму или заболевание ребенка. |
Родители признают, что ребенок получил или может получить травму, но у них отсутствует готовность или способность изменить сложившуюся ситуацию; родители могут предпринять усилия к тому, чтобы осуществить необходимые изменения, частично завершить эти усилия или осуществить некоторые из необходимых изменений, тем самым снизив уровень риска, но не устранив его до конца. |
Родители допускают нарушение прав и интересов ребенка только в тех случаях, когда они находятся в ситуации сильного стресса, в других случаях справляются со своими родительскими обязанностями и проявляют сочувствие к ребенку; вербальные и эмоциональные реакции родителей указывают на то, что они переживают из-за полученной ребенком травмы, чувствуют свою вину и ответственность; родители проявляют готовность сотрудничать со специалистом, принять его помощь с целью не допустить повторения случаев причинения вреда ребенку. |
5.2. Заболевания, влияющие на поведение родителей При оценке необходимо учитывать состояние здоровья родителей, имеющиеся заболевания и их влияние на качество ухода за ребенком и его воспитание. |
Родители страдают заболеванием, которое резко снижает уровень их функциональности, при этом они отрицают существование проблемы; родители не обращаются за медицинской помощью или не выполняют предписаний врача; родители, которые отрицают, что их заболевание или поведение отрицательно сказывается на качестве их ухода за ребенком и его воспитании. |
Родители имеют нарушения здоровья, которые не мешают им удовлетворять базовые потребности ребенка, либо симптомы которых успешно купируются; родители принимают от других людей помощь в выполнении тех своих родительских обязанностей, которые они не в состоянии выполнять самостоятельно. |
Родители страдают заболеваниями, которые не снижают уровень их функциональности, либо симптомы таких заболеваний полностью купируются медикаментозным лечением и обращением за медицинской помощью; второй родитель или другой взрослый член семьи готов взять на себя основную ответственность за выполнение большей части непосредственных родительских обязанностей. |
5.3. Родительские навыки воспитания При оценке учитывается влияние недостающих или отсутствующих навыков воспитания у родителей на состояние здоровья и развития ребенка, учитывая его возраст и потребности. К родительским навыкам воспитания относятся: 1) базовый уход за ребенком: кормление и питание, купание, одевание, соблюдение режима дня, удовлетворение медицинских потребностей, соблюдение правил личной гигиены; 2) формирование привязанности: родитель берет ребенка на руки, прижимает его к себе, говорит и играет с ним, адекватно реагирует на посылаемые ребенком сигналы и попытки пообщаться; 3) поддержание дисциплины: установление и соблюдение ограничений, управление поведением, последовательность используемых подходов, эффективность методов поддержания дисциплины; 4) достаточность надзора и способность родителя распознавать ситуации, связанные с повышенным риском, и защищать ребенка в таких ситуациях; 5) умение способствовать развитию ребенка: использование игр, книг, игрушек, предметов домашнего обихода, межличностных игр и других взаимодействий с ребенком в целях развития его когнитивных, социальных и языковых навыков; 6) степень строгости и реалистичности требований, которые родитель предъявляет к поведению ребенка, с учетом возраста и уровня развития ребенка. Информация, необходимая для проведения оценки по этому фактору, может быть получена в процессе наблюдения за родителями в моменты, когда они кормят, купают, воспитывают своего ребенка или играют с ним, а также в процессе беседы с родителями об используемых методах воспитания ребенка. |
Имеющиеся у родителей навыки или их отсутствие (отсутствие одного из них) создают прямую угрозу жизни и здоровью ребенка. |
Родители осознают необходимость поддержания дисциплины, но используют недейственные (непонятные ребенку, либо не соответствующие возрасту) методы; родители желают ребенку благополучия, однако кормят его неполноценно по причине недостатка средств либо кормят пищей, не соответствующей возрасту ребенка; родители пытаются присматривать за ребенком или поддерживать дисциплину, но не могут контролировать его поведение; родители хотят способствовать развитию ребенка, но не знают, какие условия необходимы для его нормального роста и развития. |
Родители достаточно хорошо владеют навыками воспитания и в состоянии удовлетворять базовые потребности своих детей за исключением нахождения в стрессовых ситуациях, в которых они неэффективно исполняют некоторые родительские функции. |
5.4. Особенности поведения родителей, говорящие о возможности жестокого обращения При оценке учитываются особенности поведения родителя с точки зрения вероятности возникновения любого вида жестокого обращения с ребенком (как со стороны родителей, так и со стороны других лиц, имеющих к ребенку свободный доступ). |
Родители могут в гневе совершать неконтролируемые действия, о которых позже сожалеют, либо родители, которые не могут справиться с подавленностью и печалью, и игнорируют ребенка; родитель, проживающий с ребенком, часто меняет сексуальных партнеров, либо переезжает с места на место, либо поручает в свое отсутствие ребенка людям, которые недоброжелательно относятся к ребенку, или вовсе незнакомым гражданам; родитель употребляет алкоголь, наркотические вещества в степени, влекущей за собой появление вышеуказанных ситуаций, либо неспособность заботиться о ребенке в соответствии с его потребностями |
Родители способны управлять своими эмоциями, при этом регулярно подвергают ребенка телесным наказаниям без объяснений его причин; поведение кого-то из членов семьи, проживающих совместно с ребенком или другого человека, имеющего доступ к ребенку, носит агрессивный характер; родители употребляют алкоголь, при этом способны оградить ребенка от потенциальной опасности |
Родители, действуя в соответствии культурными и нравственными установками семьи, прибегают к телесному наказанию как к законному и необходимому средству защиты своего ребенка от грозящих ему опасностей, с целью наложения определенных ограничений на его поведение |
6. Бытовые условия и окружение Оценка бытовых условий осуществляется с позиции возможного риска причинения ребенку вреда с учетом его возраста, особенностей развития и личности ребенка. При оценке окружения ребенка учитывается отношение членов семьи к ребенку или ситуации. Обстоятельствами, снижающими риск, являются наличие в семье людей, которые в состоянии и готовы прийти на помощь в случае необходимости ребенку или родителю. |
Жилье непригодно для проживания, предназначено к сносу или имеются другие условия, угрожающие здоровью и безопасности ребенка (отсутствует отопление, источник воды, света, имеются опасные животные (крысы, мыши и т. п.); в месте проживания семьи преобладает неблагоприятное социальное окружение (соседи, компании посторонних лиц, регулярно собирающихся в подъезде или дворе и т. д.), способное на агрессивные, непредсказуемые и насильственные действия; родитель проживает с ребенком вдвоем, и поддержка со стороны семьи отсутствует или очень слабая; человек, чьи действия (или бездействие) уже причинили ребенку вред, не контролируется другими членами семьи. |
Жилье нуждается в ремонте и проживание в нем по ряду причин угрожает здоровью или безопасности, но может быть приведено в состояние, обеспечивающее нужный уровень безопасности; человек, чьи действия (или бездействие) причинили ребенку вред, имеет ограниченный доступ к ребенку, а другие члены семьи готовы обеспечить ребенку безопасность или достаточный уход, но не уверены, что это им удастся. |
Бытовые условия не представляют серьезной угрозы здоровью или безопасности детей; Родители стремятся самостоятельно устранить наиболее очевидные имеющиеся риски бытовых условий в случае отсутствия возможности переезда в другое жилье; члены семьи помогают родителю в заботе о ребенке; человек, чьи действия (или бездействие) причинили ребенку вред, находится далеко от ребенка и его возвращение не ожидается, семья живет в достаточно благополучном социальном окружении. |
7. Предыдущие сообщения или случаи жесткого обращения Оценивается наличие или отсутствие сообщений и случаев жестокого обращения, их содержание и последствия. |
В органы и учреждения системы профилактики, уполномоченные осуществлять меры по защите прав ребенка, неоднократно поступали подтвердившиеся сигналы о жестоком обращении с ребенком, принимались меры в отношении данной семьи. |
В органы и учреждения системы профилактики, уполномоченные осуществлять меры по защите прав ребенка, неоднократно поступали не подтвердившиеся сигналы о жестоком обращении с ребенком, либо подтвердившиеся сигналы о случаях жестокого обращения с ребенком, которые не привели к серьезным негативным последствиям для ребенка. |
Ранее в отношении ребенка не поступало сигналов о неблагополучных условиях в семье; семья никогда не попадала в поле зрения органов и учреждений системы профилактики, уполномоченных осуществлять меры по защите прав ребенка; жалобы, ранее поступавшие в органы и учреждения системы профилактики, уполномоченных осуществлять меры по защите прав ребенка, были необоснованными. |
8. Восприимчивость к кризисам При проведении оценки учитываются наличие и количество стрессогенных событий, переживаемых семьей в течение последнего времени (1,5 - 3 года), восприятие стрессовой ситуации родителями и наличием у них возможности (готовности) обратиться за помощью с целью разрешения стрессовой ситуации. |
Семья постоянно живет в условиях сильного стресса, обладает ограниченными и неадекватными адаптивными навыками и не имеет (или почти не имеет) возможности или не желает обратиться за помощью. |
Семья живет в условиях значительного стресса и в целом справляется с возникающими перед ней проблемами, однако поведенческие признаки и эмоциональное состояние или настроение указывают на то, что это удается ей с большим трудом; наличие у родителей выраженной тревоги о будущем семьи, депрессии и усталости; после наступивших стрессогенных событий у родителей появляются (учащаются) случаи наказания ребенка (ухудшение качества ухода). |
Семья живет в условиях сравнительно небольшого внешнего стресса, имеет и активно использует хорошо развитые и надежные системы поддержки и эффективные индивидуальные адаптивные навыки; родители в стрессовых ситуациях могут неэффективно выполнять некоторые родительские обязанности. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.