Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Государственного комитета
Республики Башкортостан
по торговле и защите прав потребителей
от 30 апреля 2019 г. N 225
Порядок
организации работы в Государственном комитете Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Республики Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок определяет процедуру организации в Государственном комитете Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (далее - Госкомитет РБ по торговле) работы по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Республики Башкортостан.
1.2. Оказание гражданам бесплатной юридической помощи осуществляется Госкомитетом РБ по торговле с учетом требований Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 324-ФЗ), Закона Республики Башкортостан от 24 декабря 2012 года N 638-з "О бесплатной юридической помощи в Республике Башкортостан" (далее - Закон РБ N 638-з), Порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 июня 2013 года N 252 (далее - Порядок).
1.3. Бесплатная юридическая помощь в виде правового консультирования в письменной форме, а также в виде правового консультирования в устной форме гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в экстренных случаях оказывается Госкомитетом РБ по торговле в соответствии с Порядком принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 июня 2013 года N 253.
1.4. Госкомитет РБ по торговле оказывает бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи гражданам, относящимся к категориям граждан, установленным статьей 20 Федерального закона N 324-ФЗ и частью 1 статьи 8 Закона РБ N 638-з.
1.5. Госкомитет РБ по торговле оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах по вопросам, относящимся к компетенции Госкомитета РБ по торговле, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.
1.6. Правовое консультирование в устной и письменной формах могут оказывать должностные лица Госкомитета РБ по торговле, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.
1.7. Должностные лица Госкомитета РБ по торговле осуществляют межведомственное информационное взаимодействие по вопросам оказания гражданам бесплатной юридической помощи, обеспечивая защиту персональных данных граждан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
2. Организация работы в Госкомитете РБ по торговле по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в виде правового консультирования в письменной форме
2.1. Оказание гражданину бесплатной юридической помощи Госкомитетом РБ по торговле в виде правового консультирования в письменной форме осуществляется специалистами отдела правовой и кадровой работы Госкомитета РБ по торговле (далее - отдел правовой работы) и отдела защиты прав потребителей и рекламы Госкомитета РБ по торговле (далее - отдел защиты прав потребителей) в соответствии с их компетенцией на основании заявления, поданного гражданином, в порядке, установленном пунктом 4.1 Порядка.
2.2. Прием и регистрацию обращений граждан по вопросам оказания бесплатной юридической помощи осуществляет отдел организационной работы и госзакупок Госкомитета РБ по торговле (далее - отдел организационной работы).
Специалист отдела организационной работы принимает заявление гражданина об оказании ему бесплатной юридической помощи, регистрирует его в день поступления в журнале регистрации входящей документации.
При этом, копия представленного заявления гражданина (при наличии) с отметкой о приеме с указанием даты и времени приема заявления, входящего номера и проставлением подписи специалиста отдела организационной работы, возвращается заявителю.
2.3. Начальник отдела организационной работы (в его отсутствие - специалист отдела организационной работы. его замещающий) передает поступившее в Госкомитет РБ по торговле заявление гражданина об оказании бесплатной юридической помощи вместе с проектом резолюции председателю Госкомитета РБ по торговле (далее - председатель) в день поступления указанного заявления.
После подписания председателем резолюции указанное заявление направляется начальником отдела организационной работы (в его отсутствие - специалистом отдела организационной работы. его замещающим) в течение 1 рабочего дня со дня его регистрации начальнику отдела правовой работы или начальнику отдела защиты прав потребителей в соответствии с компетенцией для рассмотрения и подготовки ответа.
2.4. При поступлении заявления и прилагаемых к нему документов в отдел правовой работы или в отдел защиты прав потребителей соответственно начальник отдела правовой работы или начальник отдела защиты прав потребителей в день их поступления назначает ответственного исполнителя из числа специалистов указанных отделов (далее - ответственный исполнитель).
2.5. Ответственный исполнитель на основании заявления гражданина об оказании ему бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в письменной форме и представленных им документов определяет наличие правовых оснований для оказания гражданину бесплатной юридической помощи, принимает решение в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина (его законного представителя) в соответствии с пунктом 5 Порядка и подготавливает проект одного из следующих решений по форме согласно приложению N 3 к Порядку:
об оказании гражданину бесплатной юридической помощи;
о направлении заявления гражданина (его законного представителя) на рассмотрение в соответствующий республиканский орган исполнительной власти и подведомственное им учреждение, государственное казенное учреждение "Государственное юридическое бюро Республики Башкортостан" (далее - ГКУ Госюрбюро РБ), в компетенцию которых входит решение поставленных в заявлении вопросов и оказание гражданину бесплатной юридической помощи;
об отказе в оказании бесплатной юридической помощи - в случаях, предусмотренных пунктом 8 Порядка.
2.6. Если гражданин, обратившийся за оказанием бесплатной юридической помощи, не представил копии документов, подтверждающих отнесение гражданина к одной из категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 20 Федерального закона N 324-ФЗ, статьей 8 Закона РБ N 638-з, в соответствии с приложением N 2 к Порядку, ответственный исполнитель в течение 1 рабочего дня со дня получения на рассмотрение заявления гражданина об оказании бесплатной юридической помощи запрашивает в рамках межведомственного информационного взаимодействия те документы, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Башкортостан и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Ответственный исполнитель подготавливает в системе межведомственного электронного документооборота либо на бумажном носителе проект запроса документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Башкортостан и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", на бланке Госкомитета РБ по торговле, согласовывает соответственно с начальником отдела правовой работы или начальником отдела защиты прав потребителей, и передает их на подпись председателю (лицу, его замещающему).
Подписанный председателем (лицом, его замещающим) запрос в системе межведомственного электронного документооборота либо на бумажном носителе ответственный исполнитель направляет (передает) в отдел организационной работы, где ему присваивается исходящий регистрационный номер.
Специалист отдела организационной работы направляет запрос в день его регистрации в государственный орган, орган местного самоуправления и (или) подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, посредством системы межведомственного электронного документооборота.
Если техническая возможность для направления электронных запросов отсутствует, запросы на них направляются на бумажном носителе с использованием средств почтовой или факсимильной связи с уведомлением о вручении.
Поступающие ответы на запрос в день их поступления регистрируются специалистом отдела организационной работы и направляются соответственно начальнику отдела правовой работы или начальнику отдела защиты прав потребителей для дальнейшей организации работы по рассмотрению заявления гражданина об оказании ему бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в письменной форме.
2.7. При наличии правовых оснований для оказания гражданину бесплатной юридической помощи ответственный исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина (его законного представителя) подготавливает проект решения об оказании гражданину бесплатной юридической помощи по форме согласно приложению N 3 к Порядку, согласовывает его соответственно с начальником отдела правовой работы или начальником отдела защиты прав потребителей и передает его на подпись председателю (лицу, его замещающему).
Подписанное председателем (лицом, его замещающим) решение ответственный исполнитель передает в отдел организационной работы, где ему присваивается исходящий регистрационный номер.
Специалист отдела организационной работы направляет указанное решение в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина (его законного представителя), в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявлении, поступившем в Госкомитет РБ по торговле в форме электронного документа, и в письменной форме - по почтовому адресу, указанному в заявлении, поступившем в Госкомитет РБ по торговле в письменной форме.
2.8. В случае, если заявление гражданина об оказании ему бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в письменной форме содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию Госкомитета РБ по торговле и подведомственных ему учреждений, ответственный исполнитель в течение 1 рабочего дня со дня получения на рассмотрение заявления гражданина (его законного представителя) готовит проект решения о направлении указанного заявления в соответствующий республиканский орган исполнительной власти и подведомственное ему учреждение, ГКУ Госюрбюро РБ, в компетенцию которых входит решение поставленных в заявлении вопросов, по форме согласно приложению N 3 к Порядку, и проект уведомления гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Ответственный исполнитель согласовывает указанные проекты решения и уведомления гражданину соответственно с начальником отдела правовой работы или начальником отдела защиты прав потребителей и передает их на подпись председателю (лицу, его замещающему).
Подписанные председателем (лицом, его замещающим) решение и уведомление ответственный исполнитель передает в отдел организационной работы, где ему присваивается исходящий регистрационный номер.
Специалист отдела организационной работы направляет указанное решение в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина (его законного представителя), в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявлении, поступившем в Госкомитет РБ по торговле в форме электронного документа, и в письменной форме - по почтовому адресу, указанному в заявлении, поступившем в Госкомитет РБ по торговле в письменной форме.
2.9. Ответственный исполнитель в случае принятия решения об оказании гражданину бесплатной юридической помощи на основании заявления гражданина об оказании ему бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в письменной форме в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения подготавливает проект ответа на заявление на бланке Госкомитета РБ по торговле, согласовывает соответственно с начальником отдела правовой работы или начальником отдела защиты прав потребителей и передает его на подпись председателю (лицу, его замещающему).
Подписанный председателем (лицом, его замещающим) ответ на заявление ответственный исполнитель передает в отдел организационной работы, где ему присваивается исходящий регистрационный номер.
Специалист отдела организационной работы направляет ответ на заявление в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления гражданина (его законного представителя) в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявлении, поступившем в Госкомитет РБ по торговле в форме электронного документа, и в письменной форме - по почтовому адресу, указанному в заявлении, поступившем в Госкомитет РБ по торговле в письменной форме.
2.10. На поступившее в Госкомитет РБ по торговле обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности, на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответственный исполнитель размещает ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, с соблюдением требований части 2 статьи 6 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на официальном сайте Госкомитета РБ по торговле в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://trade.bashkortostan.ru).
2.11. В случае, если ответственным исполнителем установлено непредставление заявителем документов, указанных в пункте 4.1 Порядка, за исключением документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, муниципальными правовыми актами, ответственный исполнитель в течение 1 рабочего дня со дня регистрации заявления гражданина (его законного представителя), оформляет проект решения Госкомитета РБ по торговле об отказе в оказании бесплатной юридической помощи по гражданину на бланке Госкомитета РБ по торговле по форме согласно приложению N 3 к Порядку, согласовывает его соответственно с начальником отдела правовой работы или начальником отдела защиты прав потребителей, и передает его на подпись председателю (лицу, его замещающему).
Подписанное председателем (лицом, его замещающим) решение об отказе в оказании бесплатной юридической помощи гражданину в письменной форме с изложением причин отказа передается ответственным исполнителем в отдел организационной работы, где ему присваивается исходящий регистрационный номер, и направляется гражданину (его законному представителю) в течение 3 рабочих дней со дня регистрации обращения в Госкомитете РБ по торговле, способом, который заявитель указал при обращении, а в случае отсутствия такого указания - посредством почтовой связи или в электронной форме (при обращении заявителя в электронной форме).
Специалист отдела организационной работы направляет указанное решение в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявлении, поступившем в Госкомитет РБ по торговле в форме электронного документа, и в письменной форме - по почтовому адресу, указанному в заявлении, поступившем в Госкомитет РБ по торговле в письменной форме.
3. Организация работы в Госкомитете РБ по торговле по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в виде правового консультирования в устной форме
3.1. Оказание бесплатной юридической помощи гражданам в виде правового консультирования в устной форме осуществляется в Госкомитете РБ по торговле в ходе личного приема граждан, а также путем проведения выездных мероприятий по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи.
3.2. Работу по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в виде правового консультирования в устной форме организовывает отдел организационной работы.
3.3. Решение об оказании бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме принимается в день обращения гражданина.
3.4. Оказание бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме осуществляется в день обращения гражданина начальниками и специалистами отдела правовой работы, отдела защиты прав потребителей в соответствии с компетенцией в ходе личного приема граждан.
3.5. При личном приеме гражданин предъявляет документы, указанные в пункте 4.2. Порядка.
3.6. Содержание устного обращения заносится соответственно специалистами отдела правовой работы или отдела защиты прав потребителей в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
На письменных обращениях заявителей, принятых на личном приеме, указывается дата и делается отметка "принято на личном приеме". Рассмотрение таких обращений осуществляется в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка.
В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию Госкомитета РБ по торговле и подведомственных ему учреждений, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
3.7. Заявители приглашаются на личный прием в порядке очередности.
3.8. Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке.
3.9. В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 года N 391-з "Об обращениях граждан в Республике Башкортостан" правом на личный прием в первоочередном порядке пользуются категории граждан, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также:
1) беременные женщины;
2) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий;
3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварий на атомных электростанциях, а также получившие или перенесшие лучевую болезнь или другие заболевания вследствие аварии на атомной электростанции либо в результате ядерных испытаний;
4) инвалиды I и II групп;
5) родители (лица, их заменяющие) ребенка-инвалида;
6) родители (лица, их заменяющие), явившиеся на личный прием с ребенком в возрасте до 1,5 лет;
7) граждане, достигшие 75-летнего возраста.
В случае, если правом на первоочередной личный прием одновременно обладают несколько граждан, то прием указанных граждан производится в порядке их явки на личный прием.
3.10. В случае необходимости при осуществлении личного приема заявителей могут быть приглашены сотрудники структурных подразделений Госкомитета РБ по торговле, в компетенцию которых входит рассмотрение поднимаемых заявителем вопросов.
3.11. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
3.12. Оказание бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме путем участия Госкомитета РБ по торговле в выездных мероприятиях по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи осуществляется в соответствии с графиком выездных приемов граждан, ежегодно утверждаемым Правительством Республики Башкортостан.
3.13. В выездных мероприятиях по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи участвует отдел защиты прав потребителей на основании поручения председателя (лица, его замещающего).
4. Организация работы в Госкомитете РБ по торговле по правовому информированию и правовому просвещению населения по вопросам оказания бесплатной юридической помощи в Госкомитете РБ по торговле
4.1. В целях правового информирования и правового просвещения населения Госкомитет РБ по торговле и подведомственные ему учреждения размещают в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, на официальном сайте Госкомитета РБ по торговле в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://trade.bashkortostan.ru) либо доводят до граждан иным способом следующую информацию:
1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;
2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;
3) компетенция и порядок деятельности Госкомитета РБ по торговле и подведомственных ему учреждений, полномочия их должностных лиц;
4) правила оказания государственных услуг;
5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий Госкомитета РБ по торговле и подведомственных ему учреждений и их должностных лиц;
6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.
4.2. Организацию работы по правовому информированию и правовому просвещению населения осуществляет отдел правовой работы.
4.3. Отдел правовой работы совместно с отделом защиты прав потребителей в целях правового информирования и правового просвещения граждан один раз в полугодие, не позднее 30 календарных дней со дня окончания полугодия, обобщает типичные вопросы, по которым оказывается бесплатная юридическая помощь, и размещает на официальном сайте Госкомитета РБ по торговле в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://trade.bashkortostan.ru) разъяснения законодательства по данным вопросам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.