Постановление Администрации Алтайского края от 28 марта 2016 г. N 102
"Об утверждении государственной программы Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2016 году"
15 сентября, 18 октября 2016 г.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155 "О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2016 году".
2. Утратил силу.
См. текст пункта 2
Губернатор Алтайского края |
А.Б. Карлин |
Государственная программа
Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2016 году"
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 28 марта 2016 г. N 102)
15 сентября, 18 октября 2016 г.
Постановлением Администрации Алтайского края от 15 сентября 2016 г. N 317 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
государственной программы Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2016 году"
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
1.1. Социально-экономическое положение
Экономика Алтайского края представляет собой многоотраслевой комплекс. В базовых для края отраслях основными видами экономической деятельности являются сельское и лесное хозяйство, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь.
По итогам 2015 года экономическая ситуация в крае характеризовалась положительной динамикой некоторых макроэкономических показателей.
Индекс производства продукции сельского хозяйства, произведенной всеми сельхозтоваропроизводителями, составил 107,5% (по России - 103,0%).
Сводный индекс промышленного производства (далее - ИПП) за 2015 год сохранен на уровне предыдущего года (по России - 96,6%). Оборот розничной торговли составил 321,2 млрд. рублей, или 90,6% в сопоставимых ценах к уровню 2014 года. Населению края были оказаны платные услуги на сумму 75,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составило 100,2% к уровню предыдущего года.
В 2015 году в рамках инвестиционной деятельности на развитие экономики и социальной сферы края направлено 91,7 млрд. рублей, или 82,3% от уровня 2014 года. Снижение объемов инвестиций в основной капитал по краю обусловлено уменьшением доступности капитала, фактическим удорожанием импортного оборудования. Экономическое развитие региона способствовало стабилизации ситуации на рынке труда, сохранению уровня регистрируемой безработицы и повышению доходов работающего населения. В среднем за 2015 год уровень регистрируемой безработицы составил 1,8%, средний размер номинальной заработной платы увеличился с 19456 рублей до 20082 рублей.
Алтайский край характеризуется высоким уровнем кадрового потенциала. По состоянию на 01.01.2015 численность трудоспособного населения края составила 1344,8 тыс. человек (1,6% трудоспособного населения Российской Федерации, 12,0% - Сибирского федерального округа).
Численность экономически активного населения края в 2015 году составила 1180,4 тыс. человек (49,6% общей численности населения). Из них заняты экономической деятельностью 1085,6 тыс. человек (92,0% от численности экономически активного населения). 94,8 тыс. человек, или 8,0%, не имели занятия и по методологии Международной организации труда (МОТ) классифицируются как безработные.
Постановлением Администрации Алтайского края от 18 октября 2016 г. N 356 в подраздел 1.2 раздела 1 настоящей Программы внесены изменения
1.2. Риски и потенциал развития сферы занятости
В 2015 году сохранилось негативное воздействие внешнеполитических факторов на экономику региона. Мониторинг деятельности крупных кредитных организаций в 2015 году свидетельствует о том, что темпы кредитных вложений снижаются, хотя банки адаптируются к новым экономическим условиям и продолжают кредитовать предприятия, организации и население. Основными причинами снижения доступности кредитного ресурса являются высокий уровень процентных ставок по кредитам юридическим и физическим лицам, а также повышение требований к заемщикам. Со снижением в течение 2015 года ключевой ставки Банка России в кредитных организациях пересматривалась кредитная политика, но размер ставок по кредитам все еще остается высоким. Средневзвешенная процентная ставка по кредитам для предприятий снизилась с 18,2% в январе до 14,6% в декабре 2015 года. По итогам 2015 года в сравнении с предыдущим годом объем кредитов, выданных юридическим лицам, снизился на 24,5%, объем ипотечного кредитования - на 31,6%.
Вследствие нестабильности валютного рынка в конце 2014 года был зафиксирован рост цен на импортное сырье и материалы, который негативно повлиял на работу отдельных организаций с высокой долей такого сырья в материальных затратах.
Одновременно произошла оптимизация численности работников банковской сферы: в 2015 году высвобождены более 500 человек, в период с марта по май 2016 года планируется сокращение еще 340 банковских работников.
Всего за 2015 год из организаций края было высвобождено 9,8 тыс. человек, что на 3,5 тыс. человек больше, чем в 2014 году. Среди них 1300 государственных и муниципальных служащих, 220 сотрудников органов внутренних дел, 120 военнослужащих, более 850 работников организаций металлургического производства и производства готовых изделий, порядка 500 человек, работавших в организациях, связанных с производством транспортных средств и оборудования.
В реальном секторе экономики факторы кризисного состояния присутствуют в обрабатывающих производствах, оказывающих основное влияние на формирование ИПП. Сдерживание индекса промышленного производства в зоне отрицательных значений в основном обусловлено результатами деятельности предприятий транспортного машиностроения (ИПП - 52,3%), металлургии (81,9%), производства прочих неметаллических минеральных продуктов (84,2%), кокса (99,8%).
Положительные итоги деятельности регистрируются в производстве пищевых продуктов, включая напитки (105,2%), производстве машин и оборудования (123,8%), резиновых и пластмассовых изделий (110,3%), химическом производстве (100,5%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (100,0%), производстве кожи, изделий из кожи и обуви (126,6%). Положительная динамика в пищевой индустрии обусловлена ростом производства продукции в молочной, мясоперерабатывающей, масложировой, плодоовощной промышленности, производстве готовых кормов для животных, прочих пищевых продуктов, а также производстве напитков.
Вместе с тем руководители ряда промышленных предприятий в целях сохранения кадрового потенциала были вынуждены ввести режим неполной занятости. По данным мониторинга увольнения работников численность работающих граждан, находящихся под угрозой высвобождения, по состоянию на 02.03.2016 составила 4,8 тыс. человек, из них в режиме неполного рабочего времени работают 2,9 тыс. человек, в простое по инициативе администрации предприятий - 1,9 тыс. человек.
В перечень монопрофильных городов в крае включены пять населенных пунктов: города Алейск, Заринск, Новоалтайск, Яровое и р.п. Степное Озеро Благовещенского района. В данных территориях под риском увольнения находятся 2119 человек, из них 1793 человека - в простое по инициативе администрации (АО "Алтайвагон", г. Новоалтайск), 326 человек работают в режиме неполного рабочего времени (110 человек - ОАО "Новоалтайский завод мостовых конструкций", 152 человека - ООО "Новоалтайский завод ЖБИ", 54 человека - ООО "Дормаш", г. Заринск, 10 человек - ООО "Талисман", г. Заринск).
За январь - февраль 2016 года из организаций края было уволено более 1,1 тыс. человек, в марте - мае текущего года 458 организаций планируют высвободить еще 2,2 тыс. работников, или 3,8% от среднесписочной численности работников данных организаций. Четко выраженная отраслевая специфика организаций отсутствует. Планируется сокращение порядка 500 муниципальных и государственных служащих (в том числе 257 работников государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, 82 работников Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае), представителей банковского сектора, что создаст дополнительные трудности на рынке труда.
В регионе отмечается увеличение числа граждан, классифицируемых по методологии МОТ как безработные. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю (Алтайкрайстата) численность безработных в ноябре 2015 года - январе 2016 года составила 119,9 тыс. человек, что превышает аналогичный показатель предыдущего года на 11,0%. Уровень общей безработицы составил 10,2% (в соответствующем периоде 2015 года - 9,1%).
Кроме того, отмечено снижение количества вакантных рабочих мест. По сравнению с данными на 01.01.2015 потребность работодателей в работниках снизилась на 948 единиц, составив 17568 вакантных рабочих мест по состоянию на 01.01.2016. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) за указанный период возрос с 1,2 до 1,4 человек на одну вакансию.
В Алтайском крае прогнозируется рост уровня общей безработицы в среднем за 2016 год до 8,3%, в том числе регистрируемой - до 2,0%, к численности экономически активного населения.
Проблемы в экономике региона окажут негативное влияние на занятость отдельных категорий лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья.
По состоянию на 01.01.2016 в Алтайском крае проживает 188,3 тыс. граждан с инвалидностью, в том числе в трудоспособном возрасте, получающих трудовую пенсию - 23,3 тыс. граждан, из них работает 7,2 тыс. человек.
В общей численности инвалидов трудоспособного возраста 48,0% имеют III группу инвалидности, 36,0% - II группу, 16,0% -1 группу.
В целях мониторинга потребности инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве и в открытии собственного дела ежегодно проводится их выборочный опрос. По результатам мониторинга отмечается увеличение доли работающих инвалидов: по сравнению с 2012 годом (начало наблюдений) она увеличилась на 7,0% - с 18,0% до 25,0%. Также на 7,0% возросла доля граждан с инвалидностью, желающих трудоустроиться, - с 32,0% до 39,0%.
Трудоустройство инвалидов осложнено в связи с необходимостью обеспечения работодателями доступности рабочего места с учетом имеющихся у инвалида стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Выделение стоянок для автотранспорта инвалидов, установка пандусов, поручней и раздвижных дверей, доступных входных групп и санитарных узлов - дополнительные затраты для работодателей, что является сдерживающим фактором при принятии решения о трудоустройстве инвалида.
В целях формирования безбарьерной среды, обеспечения возможности для инвалидов вести независимый образ жизни в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов реализуется план мероприятий ("дорожная карта") Алтайского края "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социальной защиты, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспорта, связи, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства" (утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 25.09.2015 N 373).
Согласно прогнозу в 2016 году за содействием в трудоустройстве обратится более 2,1 тыс. граждан, относящихся к категории инвалидов (в 2015 году - 2134 человека). В условиях высокой конкуренции им будет сложнее трудоустроиться.
В Алтайском крае проживает 364,8 тыс. молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет (15,3% от общей численности населения). В 2015 году на рынок труда края вышли 27,0 тыс. молодых специалистов, из них 14,5 тыс. с высшим образованием, 12,5 тыс. со средним профессиональным образованием, включая квалифицированных рабочих и служащих (5,5 тыс. выпускников).
Развитие края невозможно без участия молодых специалистов как наиболее перспективных, высокомобильных, открытых новшествам и изменениям, ориентированных на рост и развитие, тем более в условиях высокой потребности в профессиональных кадрах. Вместе с тем выпускники профессиональных образовательных организаций испытывают особые трудности в поиске работы из-за отсутствия трудового опыта. В условиях растущего спроса на молодых и перспективных работников наиболее сложными становятся вопросы, с одной стороны, соответствия работы полученному образованию, с другой - привлекательности тех вакансий, которые заявляются предприятиями, и закрепления молодых кадров в организациях.
Ежегодно в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается порядка 1,0 тыс. молодых специалистов. В 2015 году при содействии службы занятости трудоустроено более 66,0% выпускников из числа обратившихся.
В 2016 году ожидается увеличение числа выпускников, обратившихся в целях поиска работы в краевую службу занятости населения, до 1,1 тыс. человек.
Реализация государственной программы существенно расширит возможности занятости инвалидов из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, а также выпускников профессиональных образовательных организаций.
Подготовлен План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Алтайском крае на 2016 год, которым предусмотрен комплекс мер, направленных на активизацию развития импортозамещающих производств, стабилизацию работы системообразующих организаций и достижение сбалансированности рынка труда.
Инвестиционные ресурсы бюджета сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов с высокой степенью готовности, а также на реализации проектов, способствующих импортозамещению.
В настоящее время в Алтайском крае насчитывается более 25 крупных действующих либо запланированных к реализации с 2016 года инвестиционных проектов, в рамках которых планируется создание (модернизация) 18,3 тыс. рабочих мест. Срок реализации до 2019 года имеют 10 проектов с планом создания 7,3 тыс. рабочих мест. При этом инвестиционная активность сохраняется во всех базовых сферах экономики - сельском хозяйстве, промышленности, сфере услуг.
Особое место в экономике края занимают обрабатывающее производство и сельское хозяйство, в которых занято 13,0% и 19,0% от общей численности занятых в экономике соответственно. Доминирующее положение в структуре обрабатывающего производства занимает пищевая промышленность, которая является одной из наиболее устойчивых отраслей регионального хозяйства. В отрасли занято порядка 45 тыс. человек, это 30,0% от общего числа работников, занятых в промышленности.
С учетом новых реалий главная задача для аграрной, пищевой и перерабатывающей отраслей промышленности края - расширить ассортиментную линейку (в том числе продуктов питания) для поставки в другие регионы Российской Федерации в рамках замещения импортных товаров. Среди наиболее крупных инвестиционных проектов (в рамках которых запланировано создание более 100 рабочих мест) со сроком реализации до 2019 года:
строительство и техническое оснащение свиноводческого комплекса на 300 тыс. голов в год в Тальменском районе (1200 рабочих мест);
содержание и откорм крупного рогатого скота (до 20,0 тыс. маточного поголовья) с собственной мясохладобойней, пунктом по приемке, первичной переработке на 6 тыс. тонн в год, включая холодильную обработку, хранение мясной продукции и отделение по производству колбасной и деликатесной продукции (600 рабочих мест по краю);
строительство птицеводческого комплекса мощностью 18 тыс. тонн мяса утки в год в Павловском районе (263 рабочих места);
развитие предприятия по производству функциональных продуктов питания и натуральной косметики на основе алтайского природного сырья в г. Новоалтайске (250 рабочих мест).
Значимыми для региона также являются инвестиционные проекты по импортозамещению, реализуемые ОАО "Индустриальный" (строительство блочных теплиц), АО "Барнаульский молочный комбинат" (увеличение объема и расширение ассортимента выпускаемой продукции), ЗАО "Алейскзернопродукт" имени С.Н. Старовойтова (строительство элеватора), маслоэкстракционным заводом "Барнаульский МЭЗ" - территориальным производственным подразделением ООО "Юг Сибири" (строительство цеха рафинации растительного масла и внедрение линии водной гидратации), ОАО "Племенной завод "Сростинский" (строительство завода по переработке молока), ЗАО "Эвалар" (строительство фармацевтического комплекса и складского корпуса для производства твердых лекарственных средств и биологически активных добавок (БАДов).
В других подвидах обрабатывающих производств экономически значимыми являются следующие инвестиционные проекты со сроком реализации до 2019 года:
создание промышленного производства полианионной целлюлозы в г. Бийске (180 рабочих мест);
модернизация и расширение импортозамещающего производства химической продукции для приоритетных отраслей промышленности Российской Федерации на площадке завода ОАО "Алтайский Химпром" в г. Яровое (222 рабочих места);
строительство завода по переработке кожевенного сырья с объемом переработки сырья 6 тыс. тонн в год в г. Заринске (более 100 рабочих мест);
создание производства углеродосодержащих брикетов на базе ООО "Промышленное развитие" в г. Барнауле (98 рабочих мест).
В число стабильных предприятий - производителей продукции входят предприятия машиностроения: ОАО "Холдинговая компания "Барнаульский станкостроительный завод", где планируется расширение производства по общим направлениям и создание дополнительных рабочих мест; ОАО "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш", являющееся единственным предприятием в России по изготовлению ряда изделий для комплектации специальной техники; АО "Алтайский приборостроительный завод "Ротор" с современным парком металлообрабатывающих станков, позволяющим выпускать импортозамещающую продукцию; АО ПО "Алтайский шинный комбинат" - один из крупнейших российских производителей шинной продукции, ежегодно вкладывающий существенные инвестиции в модернизацию производства.
Потребность работодателей внебюджетного сектора экономики в кадрах, заявленная в краевую службу занятости населения, на 01.03.2016 составила 8,2 тыс. человек, в том числе в обрабатывающих производствах требуется 1,9 тыс. человек.
Важным направлением социально-экономического развития является использование в полной мере туристического потенциала Алтайского края. Это направление деятельности оказывает ощутимый мультипликативный эффект на развитие транспорта, связи, торговли, сферы услуг, общественного питания, сельского хозяйства, строительства. Среди наиболее крупных инвестиционных проектов со сроком реализации до 2019 года:
развитие туристско-рекреационного кластера "Белокуриха" в Смоленском районе (3500 рабочих мест);
создание объекта комплексного обслуживания транзитного туристического потока, следующего в Алтайский край, в рамках развития автотуристского кластера "Золотые ворота" в г. Бийске (500 рабочих мест).
Продолжается реализация более долгосрочных инвестиционных проектов, в рамках которых заявлено к созданию 10500 рабочих мест: развитие игорной зоны "Сибирская монета" и особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь".
Несмотря на некоторые трудности в строительной сфере, продолжается реализация инвестиционного проекта по возведению многоэтажной застройки, объектов инженерной инфраструктуры, общественного назначения и жилой застройки Северо-Западного жилого района г. Барнаула. В рамках проекта запланировано создание более 1000 рабочих мест.
Начато строительство кирпичного завода в г. Новоалтайске с заявленным количеством рабочих мест - 120. Подготовлено место размещения завода, произведен анализ поставщиков оборудования, получена лицензия на добычу сырья.
Важную роль в обеспечении строительными материалами крупных строящихся объектов и частного строительства в крае и за его пределами играет ООО "Железобетонные изделия Сибири". Это крупное, динамично развивающееся предприятие производит изделия различной степени сложности, в том числе железобетонные изделия для каркасного строительства: от перемычек до сейсмостойких колонн и ригелей.
Для добычи твердых полезных ископаемых, которые в дальнейшем используются в том числе и для строительства, необходимо соответствующее оборудование, в первую очередь геологоразведочное. Одним из ведущих предприятий в стране по его выпуску является ОАО "Алтайгеомаш". Общество не только ведет интенсивную работу по модернизации традиционно выпускаемой продукции (буровые станки и установки для геологоразведочного бурения), но и разрабатывает новые виды изделий.
В 2016 году запланирована реализация 5 проектов, в рамках которых заявлены создание либо модернизация 5,6 тыс. рабочих мест. Согласно оценке кадровая потребность инвестиционных проектов может составить:
для пищевой и фармацевтической промышленности (аппаратчики, техники-технологи, наладчики и операторы оборудования, фармацевты, химики-технологи, провизоры и др.) - порядка 430 человек;
для сельского хозяйства (операторы свиноводческих комплексов, животноводы, зоотехники) - порядка 1200 человек;
для туризма (специалисты различной квалификации, начиная с контактного персонала и заканчивая уровнем менеджмента, медицинский персонал, а также кадры для строительства объектов туризма и рекреации) - порядка 4000 человек.
1.3. Распределение занятых по видам экономической деятельности в 2016 году
Прогноз распределения занятого в экономике населения по видам экономической деятельности рассчитан на основе среднего варианта демографического прогноза Алтайкрайстата, согласно которому численность населения края в 2016 году снизится на 7,5 тыс. человек и составит 2374,9 тыс. человек. При этом численность населения старше и моложе трудоспособного возраста будет расти, а численность населения в трудоспособном возрасте - снижаться.
Численность населения старше трудоспособного возраста увеличится на 13,4 тыс. человек, или на 2,1% (с 623,1 тыс. человек на 01.01.2016 до 636,5 тыс. человек на 01.01.2017). Лиц моложе трудоспособного возраста станет больше на 7,2 тыс. человек, или на 1,6% (их число увеличится с 447,0 тыс. человек на 01.01.2016 до 454,2 тыс. человек на 01.01.2017). Численность населения в трудоспособном возрасте за год сократится на 28,1 тыс. человек, или на 2,1% (с 1312,2 тыс. человек на 01.01.2016 до 1284,1 тыс. человек на 01.01.2017), что приведет к снижению численности занятых.
Распределение занятых в экономике учитывает прогнозируемое снижение объемов производства, дальнейшую модернизацию действующих производств и повышение производительности труда, а также оценку прогнозируемого высвобождения работников хозяйствующих субъектов и планы по расширению кадрового потенциала организаций, которые имеют стабильные портфели заказов. Учтено создание новых постоянных рабочих мест в сфере сельского хозяйства, промышленного производства, туризма, других отраслях экономики в рамках реализации инвестиционных проектов.
В результате перераспределения трудовых ресурсов численность занятых в экономике в 2016 году по сравнению с 2015 годом изменится в сторону увеличения:
в организациях сельского хозяйства с 204,0 тыс. человек до 204,1 тыс. человек (на 0,1 тыс. человек) за счет увеличения объемов производства в рамках импортозамещения;
в гостиничном и ресторанном бизнесе с 16,0 тыс. человек до 16,4 тыс. человек (на 0,4 тыс. человек) за счет реализации инвестиционных проектов в сфере туризма.
В перспективе в 2016 году ожидается снижение численности занятых:
в государственном управлении, образовании, здравоохранении с 244,3 тыс. человек до 243,4 тыс. человек (на 0,9 тыс. человек) в результате оптимизации бюджетных расходов и численности работников в органах местного самоуправления, реализации задач по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы;
в финансовых организациях с 13,5 тыс. человек до 13,3 тыс. человек (на 0,2 тыс. человек) в результате снижения объемов кредитования, оптимизации штатной численности работников финансово-кредитных организаций;
в строительной отрасли с 54,2 тыс. человек до 53,9 тыс. человек (на 0,3 тыс. человек) за счет факторов, сдерживающих положительную динамику в отрасли: высокой стоимости строительных материалов, в том числе металлоконструкций, высокого процента коммерческих кредитов, неплатежеспособности заказчиков (покупателей);
в организациях оптовой и розничной торговли со 190,9 тыс. человек до 190,6 тыс. человек (на 0,3 тыс. человек) за счет снижения покупательной способности населения и прекращения деятельности отдельными предпринимателями;
в организациях транспорта и связи с 84,5 тыс. человек до 84,4 тыс. человек (на 0,1 тыс. человек) за счет снижения потребления услуг связи населением и юридическими лицами в связи с сокращением реальных доходов, снижением деловой активности и прогнозируемым снижением всех показателей транспортного комплекса;
в организациях обрабатывающих производств со 137,3 тыс. человек до 137,0 тыс. человек (на 0,3 тыс. человек), при этом произойдет перераспределение занятых в организациях отрасли.
Рост численности занятых по видам обрабатывающей промышленности ожидается:
в организациях пищевой промышленности с 46,4 тыс. человек до 46,9 тыс. человек (на 0,5 тыс. человек) за счет импортозамещения молочной продукции, наращивания объемов производства мясной промышленности и устойчивого потребительского спроса;
в химическом производстве с 6,4 тыс. человек до 6,6 тыс. человек (на 0,2 тыс. человек) за счет роста производства мыла, моющих, чистящих и полирующих средств, фармацевтической продукции;
в организациях производства машин и оборудования (без боеприпасов) с 9,6 тыс. человек до 9,7 тыс. человек (на 0,1 тыс. человек) за счет сохранения положительной динамики объемов производства;
в организациях производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования с 4,7 тыс. человек до 4,8 тыс. человек (на 0,1 тыс. человек) за счет увеличения государственного оборонного заказа.
Снижение численности занятых по видам обрабатывающей промышленности ожидается:
в сфере производства транспортных средств и оборудования с 11,7 тыс. человек до 11,0 тыс. человек (на 0,7 тыс. человек) вследствие значительного падения производства и влияния внешней конъюнктуры;
в организациях производства прочих неметаллических минеральных продуктов с 5,7 тыс. человек до 5,4 тыс. человек (на 0,3 тыс. человек) в результате снижения объемов производства силикатного кирпича;
в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий с 14,9 тыс. человек до 14,3 тыс. человек (на 0,6 тыс. человек) вследствие снижения объемов производства;
в организациях целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности с 4,1 тыс. человек до 4,0 тыс. человек (на 0,1 тыс. человек) из-за снижения объемов производства.
Предполагается сохранение численности занятых в организациях текстильного и швейного производства, обработки древесины и производства изделий из дерева - 4,5 тыс. человек и 5,0 тыс. человек соответственно.
С учетом динамики численности занятых в экономике в 2016 году по сравнению с 2015 годом ожидается снижение численности занятых в экономике на 1,7 тыс. человек до 1061,9 тыс. человек.
Постановлением Администрации Алтайского края от 15 сентября 2016 г. N 317 в подраздел 1.4 раздела 1 настоящей Программы внесены изменения
1.4. Реализация мероприятий по содействию занятости населения и обеспечению экономики Алтайского края кадрами, необходимыми для его устойчивого экономического развития
Повышению занятости населения будет способствовать реализация государственной программы Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 22.10.2014 N 492.
В результате реализации мероприятий указанной программы в 2016 году ожидается:
обеспечение уровня трудоустроенных на постоянные и временные рабочие места граждан в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы, не менее 73,1%;
прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования 4260 гражданами (в их число входят 3850 безработных граждан, 400 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, 10 незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность); увеличение объемов подготовки специалистов для организаций следующих видов экономической деятельности: перерабатывающая промышленность, машиностроение, аграрное производство, сфера туризма;
переезд и переселение в другую местность для трудоустройства 50 безработных граждан;
регистрация предпринимательской деятельности 85 безработными гражданами;
оборудование (оснащение) 20 рабочих мест для трудоустройства незанятых многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Будет организована временная занятость и поддержан уровень доходов 10,0 тыс. несовершеннолетних и 1,1 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста и др.).
Предполагается трудоустроить 1785 инвалидов, направить на профессиональное обучение 100 инвалидов, оказать содействие в организации собственного дела 15 гражданам с инвалидностью.
Общий объем финансовых ресурсов, предусмотренный государственной программой Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2015-2020 годы, в 2016 году составляет 1,5 млрд. рублей, в том числе объем средств краевого бюджета на реализацию мероприятий активной политики занятости населения - 89,3 млн. рублей.
Решению кадровых вопросов в реальном секторе экономики будет способствовать реализация государственной программы "Кадры для экономики" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 10.10.2014 N 462. Работа будет осуществляться по двум ключевым направлениям: подготовка кадров, необходимых для устойчивого развития экономики Алтайского края; профессиональная ориентация детей и молодежи в целях достижения баланса личностных потребностей и запросов регионального рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.
Основными ожидаемыми результатами деятельности по кадровому обеспечению устойчивого развития экономики Алтайского края в 2016 году должны стать:
обеспечение удельного веса работников с профессиональным образованием в общей численности занятых в экономике не менее 68,3%;
увеличение удельного веса численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников до 28,7%.
В 2016 году общий объем финансовых ресурсов, предусмотренный государственной программой "Кадры для экономики" на 2015-2020 годы, составляет 2,4 млрд. рублей, в том числе из средств краевого бюджета - 2,3 млрд. рублей (финансирование мероприятий осуществляется в рамках государственных программ Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2012 N 523, "Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае" на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 20.12.2013 N 670, "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 22.10.2014 N 492, "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 02.08.2011 N 420, а также ведомственной целевой программы "Информационное сопровождение социально-экономического развития Алтайского края и его продвижение в информационном пространстве Российской Федерации" на 2016-2018 годы, утвержденной приказом управления Алтайского края по печати и информации от 07.12.2015 N 71).
Реализация мероприятий указанных программ способствует перераспределению трудовых ресурсов между видами экономической деятельности и содействию занятости уволенных работников.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы
Нормативные правовые акты, на основе которых разрабатывалась государственная программа:
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155 "О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации";
статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ;
План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденный 01.03.2016.
Мероприятия государственной программы направлены на достижение результатов, обозначенных указанным Планом действий:
недопущение избыточного роста безработицы;
повышение социальной защищенности семей с детьми;
стабилизация финансовой ситуации на ключевых предприятиях промышленности;
поддержка моногородов.
2.2. Цели и задачи государственной программы
Целью государственной программы является снижение напряженности на рынке труда Алтайского края и поддержка эффективной занятости населения.
Достижение цели государственной программы будет осуществляться посредством решения следующих задач:
развитие трудовых ресурсов для обеспечения устойчивого развития экономики Алтайского края;
содействие созданию и сохранению рабочих мест;
повышение уровня занятости населения, в том числе инвалидов.
Постановлением Администрации Алтайского края от 15 сентября 2016 г. N 317 в подраздел 2.3 раздела 2 настоящей Программы внесены изменения
2.3. Конечные результаты реализации государственной программы
Основными ожидаемыми результатами деятельности по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края и поддержке эффективной занятости в рамках государственной программы являются:
в качественном выражении:
снижение напряженности на рынке труда края, в том числе в монопрофильных муниципальных образованиях;
подготовка кадров для оптимального обеспечения запросов региональной экономики;
расширение возможностей занятости граждан путем их перераспределения между сферами экономической деятельности;
создание и сохранение рабочих мест для работников организаций значимых для региона видов экономической деятельности, включая транспортное машиностроение, пищевую и перерабатывающую промышленность, жилищное строительство, сферу туризма и иные отрасли промышленности;
создание условий для интеграции в трудовую деятельность выпускников профессиональных образовательных организаций и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
поддержка уровня занятости и доходов работников организаций, находящихся под риском увольнения, в том числе в монопрофильных муниципальных образованиях;
в количественном выражении:
опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) 500 работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников;
трудоустройство в организации, реализующие программы развития (в том числе направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), 120 работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций;
обеспечение временной занятости 1400 работников, находящихся под риском увольнения;
трудоустройство 10 инвалидов;
обеспечение доли родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, инвалидов, выпускников профессиональных образовательных организаций, членов семей с низкими доходами в общем числе участников мероприятий государственной программы не менее 30,0%;
обеспечение доли работников организаций, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения, стажировки, участия во временных работах, в общем числе работников, прошедших опережающее профессиональное обучение, стажировку, участвовавших во временных работах, не менее 80,0%;
сдерживание роста численности работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) (не более 9000 человек к концу 2016 года);
сдерживание роста уровня регистрируемой безработицы (не более 2,0% от численности экономически активного населения края в среднем за 2016 год);
предотвращение роста напряженности на рынке труда (не более 1,5 незанятых граждан на одно свободное рабочее место в среднем за 2016 год).
Сведения об индикаторах (показателях) государственной программы и их значениях приведены в таблице 1.
2.4. Сроки и этапы реализации государственной программы
Реализация государственной программы будет осуществляться в 2016 году. Этапы реализации не выделяются.
Постановлением Администрации Алтайского края от 15 сентября 2016 г. N 317 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы
Достижение цели и решение задач государственной программы обеспечивается реализацией четырех мероприятий.
Мероприятие 1 "Опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан" (далее также - "Опережающее профессиональное обучение и стажировка") направлено на развитие трудовых ресурсов Алтайского края, которые станут источником пополнения новых и перспективных рынков труда.
Участниками данного мероприятия будут работники организаций, находящиеся в простое, работающие в режиме неполного рабочего времени, заявленные к высвобождению. Опережающее профессиональное обучение и стажировка указанных работников будут организованы в организациях, испытывающих временные трудности и имеющих перспективы экономического развития. Организации должны гарантировать занятость работников после обучения путем сохранения трудовых отношений или трудоустройства к другому работодателю.
Опережающее профессиональное обучение также может быть организовано для принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников. Опережающее профессиональное обучение и стажировка указанных работников будут организованы в организациях, имеющих перспективы экономического развития.
Организации, участвующие в мероприятии, должны иметь программы развития (в том числе направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала).
Предусматривается оплата за счет бюджетных средств расходов образовательных организаций, организаций на опережающее профессиональное обучение, стажировку граждан и расходов граждан на проезд в другую местность к месту обучения, стажировки и обратно, суточных расходов в размере 100 рублей за каждый день прохождения обучения, стажировки в другой местности, расходов на проживание в период прохождения обучения, стажировки в другой местности из расчета не более 1100 рублей в сутки.
В период профессионального обучения гражданам выплачивается стипендия в размере не выше установленного Региональным соглашением между Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края на конец 2015 года минимального размера оплаты труда (далее - "установленный в Алтайском крае минимальный размер оплаты труда") за полный месяц на одного обучающегося.
При организации стажировки работников будут оплачиваться за счет бюджетных средств затраты работодателя в размере не выше установленного в Алтайском крае минимального размера оплаты труда, увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент, за полный месяц на одного стажирующегося.
Оплата за счет бюджетных средств затрат работодателя на выплату за наставничество будет составлять не более 1/2 установленного в Алтайском крае минимального размера оплаты труда, увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент, за полный месяц на одного стажирующегося.
В приоритетном порядке обучение, стажировка будут предлагаться родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, инвалидам, членам семей с низкими доходами.
Информация об участниках мероприятия 1 приведена в таблице 4.
Мероприятие 2 "Возмещение работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников из числа уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан: в течение срока, не превышающего 6 месяцев, при условии принятия таких работников на постоянную работу; в течение срока, не превышающего 3 месяцев, при условии принятия таких работников на временную работу" (далее также - "Возмещение затрат на оплату труда работников") направлено на содействие трудоустройству граждан указанных категорий.
Участниками данного мероприятия будут работники, уволенные из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускники профессиональных образовательных организаций, завершившие обучение по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования, а также по программам профессионального обучения.
Организации, участвующие в мероприятии, должны иметь программы развития (в том числе направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала).
Предусматривается возмещение за счет бюджетных средств затрат работодателя на оплату труда трудоустроенных граждан, пособия по временной нетрудоспособности граждан в части, выплачиваемой из средств работодателя. Затраты на выплату заработной платы трудоустроенным гражданам будут возмещаться исходя из установленного в Алтайском крае минимального размера оплаты труда, увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент.
Период возмещения затрат не будет превышать 6 месяцев при трудоустройстве на постоянную работу и 3 месяцев при трудоустройстве на временную работу.
Информация об участниках мероприятия 2 приведена в таблице 5.
Мероприятие 3 "Обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников)" позволит сохранить рабочие места, предотвратить массовые увольнения работников, выполнить ремонтные, архивные, подготовительные и другие работы, а также поддержать доходы работников, оказавшихся под риском увольнения.
Участниками данного мероприятия будут работники организаций, находящиеся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению).
Временные рабочие места будут созданы в организациях, испытывающих временные трудности и имеющих перспективы экономического развития. Организации, участвующие в мероприятии, должны иметь программы развития (в том числе направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала) и в дальнейшем гарантировать занятость работников путем сохранения трудовых отношений или трудоустройства к другому работодателю.
В приоритетном порядке временные работы будут предлагаться родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, инвалидам, членам семей с низкими доходами.
Предусматривается возмещение за счет бюджетных средств затрат работодателя на оплату труда граждан, трудоустроенных на временную работу, пособия по временной нетрудоспособности граждан в части, выплачиваемой из средств работодателя. Затраты на выплату заработной платы трудоустроенным гражданам будут возмещаться исходя из установленного в Алтайском крае минимального размера оплаты труда, увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент.
Период возмещения затрат не будет превышать 6 месяцев при трудоустройстве на временную работу.
Информация об участниках мероприятия 3 приведена в таблице 6.
Мероприятие 4 "Возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество" будет способствовать расширению занятости граждан с инвалидностью (таблица 7).
Предполагается стимулировать работодателей к трудоустройству указанной категории граждан путем возмещения им затрат на создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность рабочего места для инвалида.
Размер оплаты работодателю затрат на создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочему месту, для трудоустройства незанятого инвалида составляет не более 100,0 тыс. рублей на одно рабочее место.
Оплата за счет бюджетных средств затрат работодателя на выплату за наставничество инвалида I или II группы в процессе его трудоустройства и адаптации на рабочем месте будет составлять не более установленного в Алтайском крае минимального размера оплаты труда, увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент, за полный месяц на одного трудоустроенного.
Продолжится взаимодействие с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю по разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов в целях обеспечения последовательности, комплексности и непрерывности в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамического наблюдения и контроля за эффективностью проводимых мероприятий.
В сотрудничестве со службами содействия трудоустройству выпускников, созданными на базе организаций профессионального образования, будет организована работа по трудоустройству выпускников с инвалидностью.
Участие инвалидов в мероприятии государственной программы станет одним из направлений решения проблемы рационального трудоустройства инвалидов, трудовая и профессиональная деятельность которых значительно затруднена в силу состояния здоровья, и обеспечения достойного уровня их жизни.
Перечень мероприятий государственной программы приведен в таблице 2.
Параметры мероприятий (численность участников, объемы, направления, виды работ и др.) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях, состава граждан - участников государственной программы.
3.1. Информация об организациях - участниках государственной программы
3.1.1. Организации, имеющие программы развития, в том числе направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала
1. Акционерное общество "Алтайский приборостроительный завод "Ротор" (АО "АПЗ "Ротор").
Предприятие производит продукцию специального назначения и более 50 наименований товаров народного потребления (технику для фермерского хозяйства, медицинскую технику, автомобильную продукцию, хозяйственно-бытовые изделия из пластмассы, электросушилки, электромясорубки, электросоковыжималки).
К особым достоинствам предприятия стоит отнести наличие уникального современного прецизионного, электроэрозионного, координатно-револьверного пробивного, листогибочного оборудования, а также оборудования для высокоточной механической обработки, сборки, электромонтажного производства и для проведения испытаний, что позволяет достигать высокого качества готовых изделий, совершенствовать их технические и потребительские свойства.
Программы развития предприятия нацелены на увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества, расширение рынка реализации продукции, модернизацию оборудования, разработку инновационных технологий, рост кадрового потенциала, совершенствование управления производством.
Списочная численность работников на 01.01.2016 составляет 1396 человек.
Среднемесячная заработная плата работников в 2015 году - 32,6 тыс. рублей, в январе 2016 года - 28,1 тыс. рублей.
В 2016 году прирост объемов производства по изделиям специальной продукции составит 16,5% по отношению к предыдущему году, гражданской продукции - 10,5%. Общий объем производства возрастет на 15,3%, в связи с чем имеется дополнительная потребность в кадрах.
В рамках дополнительного мероприятия "Возмещение затрат на оплату труда работников" планируется трудоустройство 18 человек по профессиям "наладчик станков с ЧПУ" (числовым программным управлением), "токарь", "фрезеровщик" и др.
В рамках дополнительного мероприятия "Опережающее профессиональное обучение и стажировка" планируется обучение 3 человек по профессии "токарь".
2. Акционерное общество Производственное объединение "Алтайский шинный комбинат" (АО ПО "Алтайский шинный комбинат").
Крупный отечественный производитель автомобильных, авиационных шин и шин специального назначения для Министерства обороны Российской Федерации.
Численность персонала на 01.01.2016 составляет 2455 человек.
Средняя заработная плата в 2015 году - 13,4 тыс. рублей, в январе 2016 года - 14,0 тыс. рублей.
На предприятии реализуется инвестиционный проект по перевооружению шинного производства, который предусматривает модернизацию и реконструкцию производства, связанную с переходом на выпуск перспективных импортозамещающих моделей шин, востребованных на рынке, внедрение в производство новых крупногабаритных шин, в том числе сооружение котельной нового поколения для выработки технологического пара.
Предприятие постоянно расширяет ассортиментный ряд, работает над повышением качества продукции, увеличивает объемы продаж. В 2016 году запланирован рост объемов производства на 25,0% к уровню 2015 года, в связи с чем имеется дополнительная потребность в кадрах.
В рамках дополнительного мероприятия "Возмещение затрат на оплату труда работников" планируется трудоустройство 10 человек из числа выпускников профессиональных образовательных организаций и высвобожденных из других предприятий по профессиям "слесарь-ремонтник по ремонту и обслуживанию технологического оборудования", "электромонтер по обслуживанию электрооборудования" и др.
Постановлением Администрации Алтайского края от 18 октября 2016 г. N 356 в пункт 3 подраздела 3.1.1 настоящей Программы внесены изменения
3. "Барнаульский МЭЗ" - территориальное производственное подразделение ООО "Юг Сибири".
Барнаульский маслоэкстракционный завод крупнейший за Уралом производитель растительных масел. Производственные мощности предприятия позволяют перерабатывать 165 тыс. тонн семян масличных культур и производить 66 тыс. тонн рафинированного дезодорированного масла в год. Предприятие производит рафинированное и нерафинированное подсолнечное и соевое масло, рафинированное и для промпереработки рапсовое масло, подсолнечный, рапсовый, соевый шрот, а также биотопливо из подсолнечной лузги.
Численность персонала на 01.01.2016 составляет 383 человека.
Средняя заработная плата в 2015 году - 28,5 тыс. рублей, в январе 2016 года - 27,7 тыс. рублей.
Финансовый результат в 2015 году - прибыль более 100 млн. рублей.
Предприятие постоянно модернизирует и расширяет производство. В 2015 году завершен проект по внедрению линии водной гидратации, и с 01.03.2016 начат выпуск нового продукта - фосфатидного концентрата (для дальнейшего получения лецитина). Плановый объем производства - 370 тонн в год.
С августа 2015 года ведутся работы по реализации крупного инвестиционного проекта - строительству второго цеха рафинации, плановый срок окончания работ - январь 2017 года. Новый цех позволит увеличить мощность переработки на 57 тыс. тонн масла в год.
Для ведения технологического процесса и технического обслуживания нового цеха маслоэкстракционный завод планирует создать 32 новых рабочих места: требуются слесари-ремонтники, слесари по контрольно-измерительным приборам и автоматике (КИПиА), электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, инженеры и др.
В рамках дополнительного мероприятия "Возмещение затрат на оплату труда работников" планируется принять на постоянную работу 8 граждан из числа уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций.
4. Общество с ограниченной ответственностью "Холод" (ООО "Холод").
Предприятие является одним из ведущих производителей цельномолочной продукции в Алтайском крае. Продукция (молоко, сметана, творог, масло, сыры, кефир, йогурт и т.д.) выпускается под товарным знаком "Белый замок" и отличается высоким качеством, неоднократно занимала призовые места на различных конкурсах и выставках.
Численность персонала на 01.01.2016 составляет 1111 человек.
Средняя заработная плата в 2015 году - 21,8 тыс. рублей, в январе 2016 года - 21,4 тыс. рублей.
В настоящее время с целью поддержания курса Правительства Российской Федерации на импортозамещение ООО "Холод" наращивает мощности по производству твердых и мягких сыров. В 2016 году планируется расширение сыродельного цеха, установка специализированного оборудования, в связи с чем имеется потребность в дополнительных кадрах.
В рамках дополнительного мероприятия "Возмещение затрат на оплату труда работников" планируется трудоустройство 5 человек из числа выпускников профессиональных образовательных организаций и высвобожденных из других предприятий по профессиям "сыродел", "электромонтер", "тракторист", "слесарь-ремонтник", "инженер" и др.
Абзац седьмой утратил силу
См. текст абзаца седьмого пункта 4
5. Общество с ограниченной ответственностью "Алтайхлеб" (ООО "Алтайхлеб").
Компания является ведущим производителем замороженной хлебобулочной продукции в регионе. Производственные мощности позволяют вырабатывать до 40 тонн изделий в сутки. В ассортименте компании более 100 наименований хлебобулочной продукции.
Численность персонала на 01.01.2016 составляет 853 человека.
Средняя заработная плата в 2015 году - 20,0 тыс. рублей, в январе 2016 года - 18,7 тыс. рублей.
На предприятии внедрен комплекс оборудования для поточного изготовления тортов замороженных, что позволяет наращивать объем производства по данной товарной группе с темпами прироста до 20% в квартал.
Готовится к запуску расстойно-печной агрегат с производительностью до 30 тыс. булок хлеба.
В 2016 году в связи с увеличением объемов выпускаемой продукции и внедрением нового ассортимента кондитерских и хлебобулочных изделий существует дополнительная потребность в кадрах.
В рамках дополнительного мероприятия "Возмещение затрат на оплату труда работников" планируется трудоустройство 2 человек из числа выпускников профессиональных образовательных организаций и высвобожденных из других предприятий по профессиям "изготовитель пищевых полуфабрикатов", "кондитер" и др.
В настоящей государственной программе планируется участие других организаций, имеющих программы развития, в том числе направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала, из числа предприятий машиностроительной отрасли, пищевой переработки и других видов экономической деятельности: ФКП "Бийский олеумный завод", ОАО "Алтай-Кокс", ООО "Барнаульский ремонтно-инструментальный завод", ООО "Термоблок", ООО "Металл-Групп", ООО "Промышленное оборудование", АО "Барнаульский патронный завод", ЗАО "Рубцовский завод запасных частей", ЗАО "Бийская мебельная фабрика", ООО "Железобетонные изделия Сибири", АО "Барнаульский молочный комбинат", ОАО "Барнаульский пивоваренный завод", ООО "Алтайские колбасы", ОАО "Птицефабрика "Молодежная", АО "Новоалтайский хлебокомбинат", АО "Алтайский бройлер".
Предприятия успешно развиваются, планируют рост объемов производства за счет увеличения заказов и имеют кадровую потребность. На данных предприятиях планируется организация трудоустройства 64 выпускников профессиональных образовательных организаций, а также работников из числа уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников.
3.1.2. Организации, работники которых находятся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников)
1. Акционерное общество Алтайского вагоностроения (АО "Алтайвагон").
Крупнейшее вагоностроительное предприятие в России, занимается разработкой и изготовлением новых моделей грузовых вагонов. По объемам производства АО "Алтайвагон" является третьим в России производителем грузовых железнодорожных вагонов (по итогам 2015 года доля рынка в Российской Федерации - 10,0%) и единственным за Уралом.
В Алтайском крае завод имеет две производственные площадки:
АО "Алтайвагон" - головное предприятие в г. Новоалтайске, занимается разработкой и производством новых моделей;
филиал в г. Рубцовске - производит стальное вагонное литье.
Основная продукция АО "Алтайвагон" - это около 20 моделей современных грузовых вагонов различных типов и конструкций, рассчитанных на перевозку широкой номенклатуры грузов.
Структура предприятия позволяет обеспечить полный цикл производственного процесса - от разработки технической документации на выпускаемую продукцию до ее изготовления и отгрузки потребителю. Интеллектуальный потенциал инженерно-технического состава и производственные мощности позволяют изготавливать продукцию высокой категории сложности.
Крупнейшие заказчики - АО "СДС Азот", ПАО "Газпром нефть", ООО "Томскнефть-Сервис", ООО "Новосибирскхимпром", предприятия АО ХК "СДС-Уголь".
На предприятии активно реализуется программа оптимизации действующих производственных мощностей, направленная на диверсификацию производимой продукции. Вагоностроительные мощности сокращены с 10,0 тыс. единиц вагонов до 4,0 тыс. единиц.
В 2015 году участие в государственной программе Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2015 году" (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 18.02.2015 N 49) позволило предприятию подготовить кадры для реализации новых проектов и провести подготовительные работы по запуску производства новых моделей вагонов. Были выпущены две новые модели вагонов - инновационный глуходонный полувагон с уникальными техническими характеристиками и вагон-платформа, которая в груженом и порожнем состоянии развивает скорость 120 км/ч при осевой нагрузке 20,5 тонн. Вагон-платформа была представлена на прошедшем в сентябре 2015 года V Международном железнодорожном салоне "ЭКСПО 1520" и вызвала большой интерес специалистов. Разработка алтайских вагоностроителей была удостоена диплома II степени конкурса ОАО "РЖД" на лучшие инновационные разработки в 2015 году.
Также в 2015 году АО "Алтайвагон" получило диплом за первое место в конкурсе ОАО "РЖД" на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем в номинации "Подвижной состав".
В октябре 2015 года Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции принято решение о предоставлении государственной гарантии на привлеченный ранее АО "Алтайвагон" коммерческий кредит в размере 1,5 млрд. рублей, что будет способствовать в перспективе улучшению финансового состояния завода как системообразующего предприятия, расположенного в моногороде Новоалтайске.
В сегменте крытых вагонов предприятие выпускает три модели крытых вагонов с разным объемом кузова и назначением и является лидером на рынке российского вагоностроения. В 2016 году предприятие планирует запустить в серийное производство новый инновационный крытый вагон повышенной грузоподъемности с осевой нагрузкой 25 тонн, не имеющий аналогов на рынке, что позволит заводу и дальше удерживать лидерство в данном сегменте.
Кроме того, в 2016 году линейку продукции пополнит новая модель вагона-хоппера для перевозки окатышей, который поставлялся на российский рынок только из Украины.
Объем собственных инвестиций в реализацию указанных проектов составляет 180,0 млн. рублей.
В планах предприятия освоение и других сегментов рынка за счет разработки новых видов подвижного состава с использованием инновационных достижений в области вагоностроения.
Предприятие имеет конкурентное преимущество за счет собственной базы производства комплектующих и запасных частей, в том числе литейного производства в г. Рубцовске, оснащенного самым современным оборудованием и производящего крупное, среднее и мелкое литье.
В 2016 году предприятие планирует увеличить объемы выпуска до 4048 грузовых вагонов (выпуск грузовых вагонов в 2015 году составил 2578 единиц). На третий квартал 2016 года планируется заключение договоров на производство инновационных вагонов до 400 единиц в месяц.
Численность персонала АО "Алтайвагон" на 01.01.2016 составляет 4998 человек (головное предприятие - 2566 человек, Рубцовский филиал - 2432 человека).
Средняя заработная плата работников в 2015 году - 22,2 тыс. рублей, в январе 2016 года - 19,0 тыс. рублей.
По состоянию на начало марта 2016 года численность уволенных составила 76 человек, из них по инициативе работника - 61 человек; находятся в режиме простоя 1715 человек в головном предприятии и 250 в Рубцовском филиале, в том числе 330 родителей, имеющих несовершеннолетних детей.
На период недозагрузки основного производства и подготовительных работ по дальнейшей реализации проектов планируется обеспечение временной занятости 1150 работников, находящихся под риском увольнения (1000 в головном предприятии и 150 в Рубцовском филиале), организация опережающего профессионального обучения 457 работников (357 в головном предприятии и 100 в Рубцовском филиале).
В 2015 году в мероприятии по временной занятости участвовали 2986 работников, в опережающем обучении - 1055 человек (61,0% от среднесписочной численности работников в 2015 году). В 2016 году в мероприятиях государственной программы планируется участие 38,0% от среднесписочной численности работников.
В рамках государственной программы для обеспечения реализации проектов развития АО "Алтайвагон" планируется трудоустройство 10 работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций.
2. Открытое акционерное общество "Алтайский завод агрегатов" (ОАО "АЗА").
Предприятие машиностроительной отрасли промышленности производит тормозную камеру для тормозной системы грузовых вагонов, оборудование для газопламенной обработки материалов, запорную арматуру, газорегулирующую аппаратуру, аппаратуру для сварки, резки и напыления, чугунное литье, предизолированные трубы и отводы.
Предприятие является единственным отечественным производителем тормозной камеры, которая поставляется производителям железнодорожных грузовых вагонов, магистральных электровозов и тепловозов и путевой техники в Российской Федерации, а также идет на экспорт. В 2014-2015 годах в связи с падением рынка вагоностроения объемы производства тормозной камеры снизились, тенденция снижения объемов производства продолжается и в 2016 году. Так, объем производства камеры в общем объеме производства ОАО "АЗА" в 2014 году составлял 52,0%, в 2015 году - 23,8%.
На предприятии реализуются инвестиционные проекты, в рамках которых планируется создание 40 новых высокопроизводительных рабочих мест. Проекты направлены на модернизацию действующего производства газозапорной, газорегулирующей и газосварочной аппаратуры, расширение линейки выпускаемых изделий, а также на организацию полного производства домов из клееного бруса (проект, направленный на импортозамещение).
Численность персонала ОАО "АЗА" в 2015 году составляла 773 человека, на 01.01.2016 уменьшилась до 673 человек.
По состоянию на 01.03.2016 находились в простое и работали в режиме неполного рабочего времени 215 человек.
Средняя заработная плата работников в 2015 году - 17,4 тыс. рублей, в январе 2016 года - 12,0 тыс. рублей, планируется в 2016 году - 17,0 тыс. рублей.
В рамках настоящей государственной программы предусмотрена временная занятость 150 работников, находящихся под риском увольнения, опережающее профессиональное обучение 6 работников, квалификация которых не соответствует требованиям производства. Будут завершены работы по организации выпуска газоплазменного оборудования, начатые в 2015 году.
В 2015 году в мероприятии по временной занятости участвовали 230 работников, в опережающем обучении - 72 (39,0% от среднесписочной численности работников в 2015 году). В 2016 году в мероприятиях государственной программы планируется участие 22,2% от среднесписочной численности работников предприятия.
Для обеспечения реализации проектов развития планируется трудоустройство 3 работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций.
3. Открытое акционерное общество "Алтайский моторный завод" (ОАО "АМЗ").
Предприятие входит в состав концерна "Тракторные заводы", который решением Правительства Российской Федерации включен в перечень системообразующих организаций Российской Федерации как крупнейший машиностроительный холдинг.
Предприятие является производителем четырех- и шестицилиндровых дизелей рабочим объемом 7,43 и 11,15 литров соответственно мощностного ряда до 360 л.с., предназначенных для установки на широкий круг сельскохозяйственных и промышленных тракторов, комбайнов, лесопромышленной и дорожной техники, передвижных и стационарных дизель-генераторных установок, речных судов и других агрегатов с адаптацией дизелей по требованиям потребителей. Также предприятие выпускает колесные и гусеничные тракторы, гусеницы для ходовых систем тракторов сельскохозяйственных и промышленных модификаций, лесозаготовительной техники.
В 2015 году ОАО "АМЗ" выпущено 511 двигателей (в 2014 году - 519, в 2013 году - 719). Снижение выпуска продукции в 2015 году связано с падением рынка сельскохозяйственной техники, что обусловлено общеэкономическими кризисными явлениями и снижением уровня платежеспособности покупателей при достаточно стабильном спросе.
В 2016 году ведутся разработки новых модификаций на базе серийных дизелей, модернизация выпускаемых моделей двигателей в целях импортозамещения (востребованного в связи с тем, что с рынка ушли поставщики Украины).
Реализуемые инвестиционные проекты:
создание на имеющихся производственных площадях ОАО "АМЗ" новых мощностей по сборке зерноуборочных комбайнов, колесных и гусеничных тракторов для нужд агропромышленного комплекса Алтайского края и Республики Алтай, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов;
создание двигателей с перспективными экологическими нормами;
создание двигателей, работающих на природном газе;
создание силовых установок, работающих на газомоторном топливе, для электростанций.
Динамика изменения численности работников: на 01.01.2015 - 271 человек, на 01.01.2016 - 293 человека.
По состоянию на 01.03.2016 работают в режиме неполного рабочего времени 120 человек.
Средняя заработная плата в 2015 году - 24,9 тыс. рублей, в 2016 году планируется 26,8 тыс. рублей.
В 2015 году ОАО "АМЗ" подписаны контракты с ОАО "Гомсельмаш" (Белоруссия) и АО "Петербургский тракторный завод", для выполнения которых уже изготовлены и отгружены опытные образцы дизелей. Планируется в 2016 году увеличить объем производства двигателей и обеспечить работой сотрудников предприятия.
Оказание дополнительных мер государственной поддержки ОАО "АМЗ" на период недозагрузки основного производства позволит поддержать уровень заработной платы работников, переведенных на неполную занятость, а также сохранить кадровый потенциал завода, повысить его качество.
В рамках настоящей государственной программы планируется опережающее профессиональное обучение 33 работников, квалификация которых не соответствует требованиям производства, организация временной занятости 100 работников, находящихся под риском увольнения, в том числе 4 инвалидов, 14 работников, имеющих несовершеннолетних детей.
В настоящей государственной программе возможно участие других организаций, испытывающих временные трудности, имеющих программы развития, работники которых находятся под риском увольнения.
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Общий объем финансирования государственной программы составляет
100000,0 тыс. рублей, в том числе:
из федерального бюджета - 70000,0 тыс. рублей;
из краевого бюджета - 30000,0 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий государственной программы за счет средств краевого бюджета осуществляется через Главтрудсоцзащиту.
Сводная информация об объемах финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы, приведена в таблице 3.
5. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
При реализации государственной программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и достижение предусмотренных в ней конечных результатов.
К рискам относятся ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения, массовым высвобождением работников, рост напряженности на рынке труда.
Управление указанными рисками предполагается осуществлять на основе постоянного мониторинга хода реализации государственной программы и разработки при необходимости предложений по ее корректировке, межведомственного взаимодействия участников государственной программы.
Постановлением Администрации Алтайского края от 15 сентября 2016 г. N 317 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Методика оценки эффективности государственной программы
Оценка эффективности государственной программы осуществляется согласно приложению 2 к порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 23.09.2013 N 502.
Постановлением Администрации Алтайского края от 15 сентября 2016 г. N 317 в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения
7. Механизм реализации государственной программы
Порядок реализации государственной программы разрабатывается и утверждается Главтрудсоцзащитой.
Контроль за ходом реализации государственной программы осуществляется Главтрудсоцзащитой, которой определяются формы и методы организации управления реализацией программы.
Ответственность за реализацию государственной программы и достижение конечных результатов, эффективное использование средств, выделяемых из краевого бюджета на ее выполнение, несет Главтрудсоцзащита.
Главтрудсоцзащита ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет об осуществлении расходов бюджета Алтайского края, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении значений показателей результативности использования субсидии по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановлением Администрации Алтайского края от 15 сентября 2016 г. N 317 в таблицу 1 настоящей Программы внесены изменения
Таблица 1
Сведения
о показателях результативности государственной программы Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2016 году" и их значениях
15 сентября 2016 г.
Постановлением Администрации Алтайского края от 18 октября 2016 г. N 356 в таблицу 2 настоящей Программы внесены изменения
Таблица 2
Перечень
мероприятий государственной программы Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2016 году"
18 октября 2016 г.
Таблица 3
Объем
финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2016 году"
Источники и направления расходов |
Сумма расходов в 2016 году, тыс. рублей |
Всего финансовых затрат |
100000,0 |
в том числе |
|
из краевого бюджета |
30000,0 |
из федерального бюджета (на условиях софинансирования) |
70000,0 |
из внебюджетных источников (по согласованию) |
|
Капитальные вложения |
|
в том числе |
|
из краевого бюджета |
|
из федерального бюджета (на условиях софинансирования) |
|
из внебюджетных источников (по согласованию) |
|
НИОКР |
|
в том числе |
|
из краевого бюджета |
|
из федерального бюджета (на условиях софинансирования) |
|
из внебюджетных источников (по согласованию) |
|
Прочие расходы |
100000,0 |
в том числе |
|
из краевого бюджета |
30000,0 |
из федерального бюджета (на условиях софинансирования) |
70000,0 |
из внебюджетных источников (по согласованию) |
|
Постановлением Администрации Алтайского края от 18 октября 2016 г. N 356 в таблицу 4 настоящей Программы внесены изменения
Таблица 4
Сведения
об организациях, участвующих в реализации дополнительного мероприятия "Опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан" государственной программы Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2016 году"
15 сентября, 18 октября 2016 г.
Постановлением Администрации Алтайского края от 18 октября 2016 г. N 356 в таблицу 5 настоящей Программы внесены изменения
Таблица 5
Сведения
об организациях, участвующих в реализации дополнительного мероприятия "Возмещение работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников из числа уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан: в течение срока, не превышающего 6 месяцев, при условии принятия таких работников на постоянную работу; в течение срока, не превышающего 3 месяцев, при условии принятия таких работников на временную работу" государственной программы Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2016 году"
15 сентября, 18 октября 2016 г.
Таблица 6
Сведения
об организациях, участвующих в реализации дополнительного мероприятия "Обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников)" государственной программы Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2016 году"
N п/п |
Городской округ, муниципальный район |
Наименование организации, участвующей в реализации дополнительного мероприятия |
Виды работ |
Численность участников дополнительного мероприятия, человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
г. Барнаул |
ОАО "АМЗ" |
ремонт и наладка технологического оборудования, ремонт оснастки, ремонт помещений, инвентаризация товарно-материальных ценностей и др. |
100 |
2 |
г. Барнаул |
ОАО "АЗА" |
изготовление и ремонт оснастки, ремонт технологического оборудования, ремонт зданий и сооружений и др. |
150 |
3 |
г. Новоалтайск |
АО "Алтайвагон" |
ремонт технологического оборудования, ремонт зданий и сооружений, ремонт подъездных путей, изготовление и ремонт оснастки, логистическое переустройство складского хозяйства, работа, связанная с обработкой данных, формированием и ведением баз данных в производственном модуле КИС "Галактика", создание архивов и др. |
1000 |
4 |
г. Рубцовск |
АО "Алтайвагон" |
ремонт технологического оборудования, ремонт зданий и сооружений, изготовление и ремонт оснастки, логистическое переустройство складского хозяйства, создание архивов и др. |
150 |
|
Итого |
|
|
1400 |
Таблица 7
Основные направления реализации
дополнительного мероприятия "Возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество" государственной программы Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2016 году"
N п/п |
Направления реализации дополнительного мероприятия |
Численность участников дополнительного мероприятия, человек |
1 |
Возмещение работодателям затрат при трудоустройстве инвалидов, связанных с созданием инфраструктуры, адаптацией на рабочем месте и наставничеством |
5 |
2 |
Возмещение работодателям затрат по трудоустройству и адаптации на рабочем месте инвалида с участием наставника |
5 |
|
Итого |
10 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная программа направлена на развитие трудовых ресурсов для обеспечения устойчивого развития экономики Алтайского края, содействие созданию и сохранению рабочих мест, повышение уровня занятости населения, в том числе инвалидов. На реализацию программы из федерального бюджета выделяется 70000,0 тыс. руб., из местного бюджета - 30000,0 тыс. руб.
Постановление Администрации Алтайского края от 28 марта 2016 г. N 102 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2016 году"
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 марта 2016 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 18 октября 2016 г. N 356
Постановление Администрации Алтайского края от 15 сентября 2016 г. N 317