Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты Алтайского края за 2015 год, Алтайское краевое Законодательное Собрание отмечает, что в отчетном году основными задачами контрольных мероприятий являлись оценка эффективности произведенных расходов, выявление резервов увеличения доходной части краевого и местных бюджетов, соблюдение действующего бюджетного законодательства с целью подготовки предложений по повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.
В соответствии со статьей 73 Устава (Основного Закона) Алтайского края Алтайское краевое Законодательное Собрание постановляет:
1. Отчет о работе Счетной палаты Алтайского края за 2015 год принять к сведению (прилагается).
2. Предложить Счетной палате Алтайского края:
1) сосредоточить усилия на проведении аудита эффективности использования бюджетных средств в ключевых отраслях экономики Алтайского края и аудита в сфере государственных закупок, осуществленных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
2) продолжить экспертизу государственных программ Алтайского края и контроль за эффективностью бюджетных расходов на реализацию программных мероприятий;
3) продолжить работу по проверке целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов, выделяемых муниципальным образованиям из краевого бюджета, соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса и оценке потенциальных доходных источников местных бюджетов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по бюджету, налоговой и кредитной политике.
Председатель |
И.И. Лоор |
Отчет
о работе Счетной палаты Алтайского края за 2015 год
Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 закона Алтайского края от 10 октября 2011 года N 123-ЗС "О Счетной палате Алтайского края".
1. Общие сведения и основные результаты контрольной деятельности Счетной палаты Алтайского края
Счетная палата Алтайского края (далее - Счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Алтайским краевым Законодательным Собранием и ему подотчетным, обладает правами юридического лица, организационной и функциональной независимостью.
Компетенция Счетной палаты определена Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Алтайского края от 10 октября 2011 года N 123-ЗС "О Счетной палате Алтайского края" (далее - закон Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края"), от 3 сентября 2007 года N 75-ЗС "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.
В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными законодательными актами Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Алтайского края, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края. Работа Счетной палаты строится на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2015 году составлял единую систему контроля за формированием и исполнением краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, бюджетов муниципальных образований на всех стадиях бюджетного процесса. В отчетном году основными задачами контрольных мероприятий являлись оценка эффективности произведенных расходов, выявление резервов увеличения доходной части краевого и местных бюджетов, соблюдение действующего бюджетного законодательства с целью подготовки предложений по повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.
План работы Счетной палаты, утвержденный коллегией Счетной палаты Алтайского края на 2015 год, исполнен в полном объеме.
В 2015 году проведено 99 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 27 камеральных и 34 документальные проверки, мониторинг и аналитическое исследование, 36 экспертиз проектов нормативных правовых актов Алтайского края. Кроме того, проведены проверки исполнения местных бюджетов шести сельских поселений, камеральные проверки - 51 сельского поселения, подготовлено шесть аналитических записок по результатам анализа исполнения краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2015 года.
Количество контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой
В отчетном периоде проведено три аудита эффективности использования бюджетных средств. Контрольными мероприятиями охвачены пять государственных программ Алтайского края, краевая адресная инвестиционная программа, исполнение местных бюджетов шести муниципальных районов и двух городов (в том числе проведена оценка их доходного потенциала), проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных трем краевым автономным и 22 краевым государственным бюджетным учреждениям на выполнение государственного задания, законности и эффективности использования средств дорожного фонда Алтайского края, соблюдения законодательства в сфере закупочной деятельности субъектов и другие.
Контрольные полномочия Счетной палаты в отчетном периоде распространялись на 159 структур органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, относящихся к различным видам экономической деятельности. Среди них: 13 органов исполнительной власти Алтайского края и 39 - муниципальных образований; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края; 76 краевых и 21 муниципальное учреждение; четыре краевых государственных и одно муниципальное унитарное предприятие; четыре организации различных форм собственности.
Структура организаций, на которые распространялись контрольные полномочия Счетной палаты в 2015 году
Общий объем проверенных средств (без учета внешних проверок бюджетной отчетности за 2014 год) составил 30178,9 млн. рублей, из которых 26733,5 млн. рублей, или 88,6 процента, - средства бюджетов всех уровней.
Динамика общих объемов нарушений и неэффективных расходов, выявленных контрольными мероприятиями, проведенными Счетной палатой
В 2015 году нарушения в финансово-бюджетной сфере Алтайского края выявлены на общую сумму 1260,7 млн. рублей, в том числе 400,5 млн. рублей - при осуществлении закупочной деятельности субъектов. Неэффективные расходы составили 218,2 млн. рублей.
Структура нарушений, выявленных Счетной палатой в ходе контрольных мероприятий 2015 года, по основным группам
В трех контрольных мероприятиях установлены факты нецелевого использования бюджетных средств на сумму 1,6 млн. рублей (из которых 1,0 млн. руб. - средства краевого бюджета), их доля в общем объеме финансовых нарушений составила 0,13 процента. К уровню 2014 года нецелевые расходы снизились в 3,1 раза.
Динамика нецелевого использования бюджетных средств, установленного контрольными мероприятиями
В соответствии со статьей 15 закона Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края" по результатам проведенных контрольных мероприятий Счетной палатой направляются органам исполнительной власти, муниципальным образованиям, руководителям проверенных предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении бюджетного законодательства. За исполнением представлений Счетной палатой организован систематический контроль, в ходе которого изучаются действия объектов проверки, направленные на устранение допущенных нарушений.
В 2015 году на контроле Счетной палаты находилось 269 представлений, из которых 176 - по проверкам 2015 года, 93 - по проверкам прошлых лет, с контроля снято 181 представление Счетной палаты, в том числе 110 - отчетного периода, 71 - прошлых лет.
Количество представлений, направленных Счетной палатой для принятия мер по устранению нарушений и снятия с контроля
Губернатору Алтайского края и органам исполнительной власти направлено 12 информационных писем по результатам 13 контрольных и одного экспертно-аналитического мероприятия, в Алтайское краевое Законодательное Собрание - 27 отчетов. Результаты аналитического исследования, проводимого в рамках совместного экспертно-аналитического мероприятия со Счетной палатой Российской Федерации, направлены в ее адрес.
По материалам проверок предложено к устранению нарушений на сумму 535,3 млн. рублей, в том числе - к восстановлению - 12,0 млн. рублей, из которых - в краевой бюджет - 10,4 млн. рублей.
Направленные предложения касаются совершенствования бюджетного процесса, повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, государственной и муниципальной собственности, возмещения ущерба, причиненного бюджету.
В 2015 году устранено нарушений (с учетом средств по материалам проверок прошлых лет) на сумму 569,0 млн. рублей, в том числе восстановлено в бюджеты всех уровней - 13,4 млн. рублей, из них в краевой - 12,4 млн. рублей.
При проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий проводился анализ состояния нормативной правовой базы. Замечания и предложения Счетной палаты учтены в 102 нормативных правовых и локальных актах органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления, касающихся организации бюджетного процесса, формирования краевого и местных бюджетов, использования бюджетных средств, государственной и муниципальной собственности.
В 2015 году в прокуратуру Алтайского края в рамках соглашения о взаимодействии направлены материалы 33 контрольных мероприятий. По итогам рассмотрения четырех актов проверок Счетной палаты прокурорами районов края внесено 12 представлений, которые находятся у них на контроле до полного устранения нарушений. По 23 материалам меры прокурорского реагирования не принимались в связи с устранением нарушений бюджетного законодательства по представлениям Счетной палаты, по шести - проводятся проверки.
По запросам правоохранительных органов представлены материалы двух контрольных мероприятий.
В отчетном периоде проведено восемь заседаний коллегии Счетной палаты в соответствии с законом Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края" и Регламентом коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 79 вопросов.
Коллегией Счетной палаты в 2015 году рассматривались заключения на отчеты об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2014 год, на проекты законов об указанных бюджетах на 2016 год, отчет о работе Счетной палаты за 2014 год, результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, вопросы планирования, методологического обеспечения деятельности Счетной палаты и другие.
2. Контрольно-ревизионная деятельность
Контрольная деятельность Счетной палаты осуществляется с учетом необходимости обеспечения всестороннего системного контроля исполнения краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края и эффективности управления государственной собственностью, соблюдения бюджетного законодательства в процессе формирования бюджетов муниципальных образований, увеличения их доходного потенциала, в том числе за счет повышения качества управления и использования муниципальной собственности.
2.1. Внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края
В соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета за 2014 год, включая проверку бюджетной отчетности 30 главных администраторов бюджетных средств. Заключения Счетной палаты, оформленные по результатам внешних проверок, доведены до сведения каждого главного администратора бюджетных средств.
Доходная часть краевого бюджета в 2014 году составила 119,7 процента первоначально утвержденных прогнозных показателей, 100,1 процента уточненных плановых назначений.
По налоговым и неналоговым доходам уточненный план исполнен на 102,6 процента, к достигнутому уровню предыдущего года рост составляет 10,1 процента, в структуре доходов краевого бюджета указанные доходы занимают 49,6 процента.
Поступления налоговых платежей в краевой бюджет составили 102,4 процента к уточненным прогнозным показателям, неналоговых - 109,5 процента, их доля в структуре налоговых и неналоговых доходов - 96,9 и 3,1 процента соответственно.
Кассовое исполнение расходов краевого бюджета составило в 2014 году 93,9 процента к уточненному плану. В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы на социальную политику - 25,3 процента, образование - 24,3 процента, здравоохранение - 21,4 процента, национальную экономику - 18,3 процента.
Результаты внешних проверок главных администраторов бюджетных средств свидетельствуют об укреплении финансовой дисциплины и соблюдении, в основном, требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета и формированию бюджетной отчетности.
На основании статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведена проверка годовой бюджетной отчетности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее - Территориальный фонд).
Бюджет Территориального фонда исполнен по доходам на 100,6 процентов, к достигнутому уровню 2013 года рост доходов за 2014 год составляет 27,5 процента.
План по расходам выполнен на 99,9 процента. Расходы на содержание аппарата управления Территориального фонда составили 90,9 процента уточненных бюджетных назначений.
В 2014 году расходы на реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования составили 103,3 процента плановых назначений, по сравнению с 2013 годом ее стоимость выросла на 14,5 процента. Подушевой норматив финансирования на одно застрахованное лицо Алтайского края за 2014 год сложился выше утвержденного на 3,3 процента.
2.2. Результаты контроля за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств
В контрольной работе важное место занимает аудит эффективности бюджетных расходов, позволяющий не только проверить законность и целевой характер использования финансовых ресурсов, но и оценить деятельность субъектов контроля по достижению запланированных результатов.
В отчетном году проведено три аудита эффективности бюджетных средств, направленных на финансирование краевой адресной инвестиционной программы, на реализацию государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Алтайском крае на 2011-2015 годы и на период до 2020 года", на функционирование краевых государственных бюджетных учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
В ходе аудита эффективности бюджетных расходов на реализацию мероприятий краевой адресной инвестиционной программы (далее - КАИП) проведен анализ состояния нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов исполнительной власти по реализации инвестиционных проектов, который показал, что в крае создана необходимая система нормативных документов, обеспечивающих формирование и исполнение КАИП, однако не утверждены порядок, методика оценки эффективности бюджетных инвестиций, не разработаны критерии, показатели (индикаторы) результативности. Кроме того, отсутствует обобщающий достоверный учет объектов незавершенного строительства, нет сведений об объемах выполненных работ на объектах и сроках начала строительства, отсутствует анализ причин приостановки строительства. Наличие этих фактов создает риски неэффективных капитальных расходов как на стадии планирования, так и исполнения КАИП.
При формировании КАИП на 2014 и 2015 годы в перечень объектов включены три объекта жилищно-коммунального хозяйства с объемом финансирования 6902,0 тыс. рублей при отсутствии проектно-сметной документации, по десяти объектам решений по строительству (реконструкции) не принимается в течение ряда лет, несмотря на наличие разработанной и оплаченной за счет средств краевого бюджета проектно-сметной документации в сумме 10781,6 тыс. рублей, что в дальнейшем потребует дополнительных расходов на актуализацию (корректировку) проектных решений.
В нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при отсутствии обязательств краевого бюджета 27070,0 тыс. рублей направлено на погашение задолженности муниципальных образований по софинансированию пяти объектов строительства.
Контрольным мероприятием установлены многочисленные факты нарушений в расходовании бюджетных средств, допущенных муниципальными образованиями при реализации КАИП на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
В нарушение Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" допущено завышение начальной (максимальной) цены муниципальных контрактов на шести объектах на сумму 10254,4 тыс. рублей, из них 8147,7 тыс. рублей - на двух объектах в Краснощековском районе. Аналогично завышена цена контрактов, заключенных администрациями Завьяловского и Краснощековского районов с АКГУП "Алтайстройзаказчик" на осуществление строительного контроля, на 567,1 и 32,8 тыс. рублей соответственно.
Произведена оплата невыполненных работ на объекте в Родинском районе в сумме 356,7 тыс. рублей, завышенных объемов работ на объектах в городе Белокурихе на сумму 192,3 тыс. рублей, Рубцовском районе - 192,1 тыс. рублей, Солонешенском - 205,1 тыс. рублей, Табунском - 162,6 тыс. рублей. В Михайловском районе допущено нецелевое расходование средств в сумме 339,0 тыс. рублей.
В КАИП на 2014 год включен объект "Третьяковский район, ст. Третьяково, строительство водозаборных и водопроводных сооружений" (далее - Объект) с объемом финансирования 511,0 тыс. рублей при отсутствии обязательств краевого бюджета по софинансированию, так как в период строительства (в 2008-2011 годах) за счет средств краевого и федерального бюджетов оплачено 84,1 процента стоимости принятых работ (21193,0 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 6672,5 тыс. рублей - федерального бюджета).
Функции генерального подрядчика на Объекте исполняли три организации - ООО "Сибирьэнергосервис" (2008-2010 годы), ООО "Ен-Ко" (2010 год), ООО "Стройуниверсалсервис" (2011 год), которыми выполнены работы с нарушением строительных норм и правил, с отступлениями от проектных решений, что привело к разрушениям строительных конструкций (резервуаров), вследствие чего 33131,9 тыс. рублей (в т.ч. 27865,5 тыс. руб. - средства краевого и федерального бюджетов) израсходованы с нарушением принципа эффективности, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанные нарушения являются следствием ненадлежащего исполнения администрацией Третьяковского района функций муниципального заказчика, АКГУП "Алтайстройзаказчик" - функций заказчика-застройщика.
Муниципальными образованиями не обеспечено выполнение обязательств по софинансированию расходов по строительству (реконструкции) объектов, что привело к нарушению сроков ввода их в эксплуатацию и образованию кредиторской задолженности перед подрядчиками за выполненные работы, которая по состоянию на 1 октября 2015 года суммарно составила 41012, 1 тыс. рублей.
В 2014 году введено в эксплуатацию 20 из 31 объекта, включенного в КАИП в качестве пускового.
В 11 муниципалитетах допущено нарушение правил ведения бухгалтерского учета и бюджетной отчетности, в результате балансовая стоимость построенных объектов занижена на 56631,1 тыс. рублей.
Всего контрольным мероприятием выявлено финансовых нарушений на сумму 109954,8 тыс. рублей, из них в сфере закупок - 10854,3 тыс. рублей. Неэффективные расходы составили 70983,5 тыс. рублей.
Аудит эффективности бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Алтайском крае" проведен за 2011-2014 годы в отраслевых органах исполнительной власти по образованию, здравоохранению, социальной защите, в ряде подведомственных им учреждений и в управлении Алтайского края по промышленности и энергетике, являющимся государственным заказчиком государственной программы.
За 2011-2014 годы выделено из краевого бюджета 1112289,7 тыс. рублей, что составило 98,8 процента от объема финансовых ресурсов, предусмотренного в паспорте государственной программы. Основной целью выполнения программных мероприятий определено создание условий для обеспечения энергосбережения. Реализация государственной программы позволила в целом снизить объемы потребления энергоресурсов учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты в 2014 году по сравнению с 2009 годом: угля - на 28,4 процента, электроэнергии - 10,3 процента, тепловой энергии - 18 процентов, горячей воды - 19,5 процента.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что при положительных итогах в целом по отраслям отдельные учреждения не обеспечили снижение потребления энергоресурсов в объемах, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами края.
Имели место факты нарушения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части своевременности проведения энергетических обследований, установки приборов учета энергоресурсов, соблюдения запрета на приобретение ламп накаливания и другие. Не используется в учреждениях такой инструмент энергосбережения как заключение энергосервисных договоров.
Бюджетные учреждения имеют резервы повышения энергоэффективности за счет выполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренных в энергетических паспортах.
Согласно отчету управления Алтайского края по промышленности и энергетике за 2014 год все 13 целевых показателей (индикаторов), характеризующих результативность программных мероприятий, выполнены в полном объеме, тогда как по данным аудита по пяти показателям не обеспечено достижение запланированных параметров, по шести - данные о выполнении не нашли подтверждения.
Всего в ходе аудита эффективности установлено нарушений действующего законодательства на сумму 7748,3 тыс. рублей. Неэффективные расходы составили 13155,5 тыс. рублей. В основном нарушения связаны с авансированием работ, оплатой работ по энергосбережению, не предусмотренных энергетическими паспортами.
Аудит эффективности использования средств краевого бюджета, выделенных на содержание бюджетных учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта (далее - ДЮСШ), проводился с целью оценки результатов их деятельности по предоставлению качественного образования, отвечающего современным требованиям.
В ходе контрольного мероприятия проанализированы структура, объем финансирования учреждений, состояние материально-технической базы, кадровый состав тренеров, проведено анкетирование среди родителей учащихся по вопросам доступности и качества дополнительного образования.
В материалах аудита отмечено, что предоставление образовательных услуг в ДЮСШ осуществляется на основе государственных заданий, при этом финансовое обеспечение их выполнения определяется без достаточного обоснования, так как расчет нормативных затрат носит формальный характер. Имеют место факты невыполнения отдельных показателей, характеризующих качество предоставляемой услуги, и значительного перевыполнения количественных показателей, что свидетельствует о низком уровне их проработки на стадии утверждения учредителем. При этом контроль за фактическим выполнением подведомственными учреждениями государственных заданий управлением Алтайского края по физической культуре и спорту должным образом не осуществлялся.
В ДЮСШ имеется квалифицированный состав тренеров с достаточным опытом работы, состояние материально-технической базы в основном удовлетворяет условиям обеспечения образовательного процесса, в то же время в отдельных учреждениях требуется обновление спортивного оборудования. В целом деятельность ДЮСШ способствует получению качественного дополнительного образования, что подтверждается достижениями учащихся на региональных и Всероссийских соревнованиях и удовлетворительной оценкой родителей согласно результатам анкетирования, а также увеличением количества учащихся в ДЮСШ.
В отчетном году проведены проверки целевого и эффективного использования субсидий, выделенных на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Главному управлению образования и молодежной политики Алтайского края, в комплексных центрах социального обслуживания населения, психоневрологических интернатах, подведомственных Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите, в учреждениях, подведомственных управлению Алтайского края по физической культуре и спорту.
Проведение указанных проверок в 22 бюджетных и трех автономных учреждениях различных отраслей позволило выявить системные недостатки. В первую очередь это отсутствие экономически обоснованного нормативного метода затрат для определения объемов субсидий, что приводит к различной стоимости государственных услуг, оказываемых в однотипных учреждениях. Например, стоимость оказания услуг в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях колеблется от 134,2 до 362,1 тыс. рублей, зачастую норматив затрат определяется исходя из объемов финансового обеспечения предыдущих лет и бюджетных ассигнований на предстоящий финансовый год.
Не всегда обоснованы количественные показатели государственного задания, в отдельных случаях наблюдается их значительное перевыполнение, качественные показатели недостаточны (или отсутствуют вообще) и не характеризуют эффективность и качество предоставляемых услуг. Например, для комплексных центров социального обслуживания населения установлен один показатель качества услуги - отсутствие обоснованных жалоб, который не позволяет объективно оценить доступность, удовлетворенность населения в данной услуге.
Не всеми учредителями проводились проверки фактического выполнения показателей государственных заданий, что свидетельствует об отсутствии должного контроля за деятельностью подведомственных учреждений.
Устранение указанных недостатков позволит повысить роль государственных заданий как инструмента повышения эффективности использования бюджетных средств.
В отчетном периоде особое внимание уделено проверкам бюджетных расходов, связанных с закупочной деятельностью субъектов контроля. При этом контрольные мероприятия касались закупок, осуществленных в соответствии с Федеральными законами от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
Указанными проверками охвачено 157 заказчиков, в том числе 58 заказчиков краевого уровня и 99 - муниципального уровня. Проверено 1149 закупок на общую сумму 11395,8 млн. рублей, по результатам которых выявлено 229 нарушений на общую сумму 398,6 млн. рублей, из них 312,9 млн. рублей - нарушения Федерального закона N 44-ФЗ. Основная часть нарушений связана с неразмещением или нарушением сроков размещения планов-графиков закупок, завышением начальных (максимальных) цен контрактов, несоблюдением порядка проведения торгов, нарушением порядка размещения заказа у единственного поставщика, нарушением условий контрактов, в том числе необоснованным их изменением, отсутствием в единой информационной сети отчета об исполнении контракта и другие.
В ходе контрольного мероприятия по проверке законности и эффективности использования средств дорожного фонда Алтайского края за 2013-2014 годы выявлены нарушения требований Федерального закона N 94-ФЗ, выразившиеся в нарушении срока исполнения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги на сумму 59,9 млн. рублей, заключении государственного контракта без соблюдения конкурсных процедур на выполнение работ по ремонту производственной базы на сумму 24,7 млн. рублей.
В рамках контрольных мероприятий закупочной деятельности в 38 учреждениях проведена тематическая проверка соблюдения заказчиками требований статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ по закупкам в установленном объеме у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Реализация указанной нормы Федерального закона N 44-ФЗ позволила субъектам малого предпринимательства осуществить поставки, выполнить работы на сумму 218,2 млн. рублей. При этом шесть заказчиков конкурсные процедуры для субъектов малого предпринимательства не проводили, три - разместили закупки в меньшем объеме, в результате малый бизнес недополучил заказов на поставку товаров (работ, услуг) на общую сумму 173,0 млн. рублей.
По фактам нарушений законодательства в сфере закупок материалы проверок по 13 учреждениям переданы в Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю.
В 2015 году проведены проверки соблюдения порядка управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края, переданной в хозяйственное ведение, в трех краевых государственных унитарных предприятиях: АКГУП "Проектный институт "Алтайкоммунпроект", АКГУП "Алтай медтехника", АКГУП "Алтайстройзаказчик".
Анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что на предприятиях снижены доходы от основной деятельности и, как результат, ухудшены финансовые показатели. В 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшен объем прибыли в АКГУП "Проектный институт "Алтайкоммунпроект" на 32,1 процента (с 1619,7 до 1120,0 тыс. руб.), АКГУП "Алтай медтехника" - на 47,8 процента (с 105647,0 до 55138,0 тыс. руб.), соответственно сократились отчисления части прибыли в краевой бюджет. Деятельность АКГУП "Алтайстройзаказчик" в 2013-2014 годах была убыточной.
На снижение объема прибыли АКГУП "Проектный институт "Алтайкоммунпроект" наряду с другими факторами повлияла неэффективная работа непрофильного структурного подразделения - столовой, убытки которой составили в 2013 году 1170,9 тыс. рублей, в 2014 году - 1294,7 тыс. рублей.
В АКГУП "Алтай медтехника" имели место неэффективные расходы в сумме 1382,7 тыс. рублей, отвлечение денежных средств в дебиторскую задолженность - 2303,0 тыс. рублей.
В АКГУП "Алтайстройзаказчик" в нарушение установленного порядка совершены крупные сделки с имуществом без соответствующего согласования с собственником на общую сумму 112527,1 тыс. рублей, допущены нарушения ведения бухгалтерского учета и отчетности. В нарушение требований Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" без проведения конкурсных процедур заключены государственные контракты на реализацию инвестиционных проектов на общую сумму 394732,5 тыс. рублей.
Допущенные нарушения, а также ухудшение финансовых результатов деятельности краевых государственных унитарных предприятий свидетельствуют о неэффективном использовании государственного имущества Алтайского края.
В ходе контрольных мероприятий законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию государственных программ "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края", "Организация мероприятий по утилизации и уничтожению биологических отходов на территории Алтайского края", "Здоровое питание населения Алтайского края", долгосрочной целевой программы "О мерах по улучшению качества жизни граждан пожилого возраста в Алтайском крае" существенных недостатков и нарушений не установлено, при этом имели место факты недостижения отдельных целевых показателей (индикаторов), что снизило эффективность бюджетных расходов.
2.3. Результаты контрольных мероприятий в муниципальных образованиях Алтайского края
Счетной палатой уделяется внимание контролю за эффективным и целевым использованием межбюджетных трансфертов, в том числе для исполнения переданных государственных полномочий Алтайского края, соблюдением муниципальными образованиями законодательства при осуществлении бюджетного процесса. В соответствии с постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 30 апреля 2015 года N 110 "Об отчете о работе Счетной палаты Алтайского края за 2014 год" в 2015 году продолжена практика проведения оценки доходного потенциала местных бюджетов с целью выявления резервов увеличения доходной базы, в том числе за счет эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Оценка доходного потенциала консолидированных бюджетов муниципальных образований на 2015 год проведена в Алейском, Волчихинском, Залесовском, Кулундинском, Курьинском, Табунском районах, в городах Рубцовске и Славгороде.
В ходе контрольных мероприятий проанализированы: экономическая ситуация в муниципальных образованиях, динамика поступления налоговых и неналоговых доходов; выявлены резервы увеличения доходного потенциала бюджетов.
Одним из резервов увеличения доходной базы местных бюджетов является повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками. Проверки свидетельствуют о недостаточном уровне работы муниципалитетов в этом направлении.
Имеют место занижение цены при продаже муниципального имущества, размера арендной платы за пользование муниципальной собственностью (Залесовский район - 2759,8 тыс. руб.), неначисление арендной платы за пользование земельным участком (город Рубцовск - 174,7 тыс. руб.), передача в безвозмездное пользование муниципального имущества и земельных участков (Залесовский район - 2318,4 тыс. руб., Курьинский - 112,9 тыс. руб., город Славгород - 40,1 тыс. руб.).
В городе Рубцовске занижен размер отчислений от части прибыли муниципального унитарного предприятия, в результате недопоступило в местный бюджет 2323,7 тыс. рублей.
Не на должном уровне находится работа по администрированию неналоговых доходов, что привело к значительным суммам задолженности по доходам от использования муниципальной собственности (Алейский район - 1506,0 тыс. руб., Волчихинский - 1873,0 тыс. руб., Залесовский - 3865,4 тыс. руб., Кулундинский - 2378,4 тыс. руб., Курьинский - 11595,2 тыс. руб., Табунский - 1460,2 тыс. руб., города Рубцовск - 180969,6 тыс. руб., Славгород - 6677,7 тыс. руб.).
В городах Рубцовске и Славгороде в реестрах муниципальной собственности занижена стоимость имущества казны на 39029,2 и 123,8 тыс. рублей соответственно.
Активизация претензионной работы по взысканию задолженности, повышение качества администрирования позволят увеличить доходы бюджетов.
При формировании и исполнении местных бюджетов допущены отдельные нарушения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, регионального законодательства и муниципальных нормативных правовых актов.
Не выполнено требование законодательства о предельном размере дефицита бюджета в городе Рубцовске (на сумму 861,5 тыс. руб.), предельном объеме муниципального долга и расходов на его обслуживание в Кулундинском районе (2936,2 тыс. руб.) и городе Славгороде (17008,9 тыс. руб.).
В нарушение статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации при формировании муниципальных дорожных фондов не учитывались остатки средств, не использованные в предыдущем году (Алейский район - 396,1 тыс. руб., Залесовский - 212,0 тыс. руб., Кулундинский - 1253,5 тыс. руб., Курьинский - 3367,4 тыс. руб., Табунский - 1507,5 тыс. руб., город Славгород - 1917,6 тыс. руб.). В Кулундинском районе средства муниципального дорожного фонда в сумме 4358,8 тыс. рублей распределены между поселениями с нарушением муниципального нормативного правового акта.
Превышены нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления при исполнении бюджета за 2014 год в городе Славгороде (на 6118,1 тыс. руб.), при формировании бюджета на 2015 год в Алейском районе (на 1601,4 тыс. руб.) и в городе Славгороде (на 8821,5 тыс. руб.).
В нарушение требований статей 115.2 и 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрациями муниципальных образований предоставлялись муниципальные гарантии на заключение муниципальных контрактов на поставку угля без решений представительных органов муниципальных образований, при предоставлении гарантий не заключались договоры об обеспечении исполнения принципалом обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса уплаченных им сумм во исполнение обязательств по гарантиям (Алейский район - 27894,5 тыс. руб., Волчихинский - 4375,2 тыс. руб., Залесовский - 4959,6 тыс. руб., Кулундинский - 18600,9 тыс. руб., Курьинский - 7434,0 тыс. руб., Табунский - 29727,4 тыс. руб., город Славгород - 106599,6 тыс. руб.).
В нарушение статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации в городе Рубцовске и Залесовском районе приняты бюджетные обязательства, превышающие объемы бюджетных ассигнований на 691,6 и 4034,8 тыс. рублей соответственно.
В городах Рубцовске и Славгороде в нарушение принципа единства кассы, установленного статьей 38.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, между местными бюджетами и получателями бюджетных средств проведены зачеты взаимных требований денежных средств (5507,3 и 8822,1 тыс. руб. соответственно).
Муниципальными образованиями допущены нарушения при использовании межбюджетных трансфертов, поступивших из краевого бюджета, на сумму 70413,6 тыс. рублей, в том числе:
субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях - 1950,5 тыс. рублей (город Рубцовск - 1070,7 тыс. руб., Волчихинский район - 31,0 тыс. руб., Залесовский - 848,8 тыс. руб.);
субсидий на обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей - 5758,4 тыс. рублей (город Славгород - 5296,6 тыс. руб., Волчихинский район - 294,9 тыс. руб., Табунский - 166,9 тыс. руб.);
субсидий на поддержку мероприятий муниципальных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства в Волчихинском районе в сумме 100,0 тыс. рублей;
субсидий на строительство и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности в социальной сфере - 62604,7 тыс. рублей (города Славгород - 58267,5 тыс. руб., Рубцовск - 3452,6 тыс. руб., Волчихинский район - 884,6 тыс. руб.).
Не обеспечено соблюдение обязательств по долевому участию в софинансировании строительства объектов за счет средств местных бюджетов в Волчихинском районе на сумму 120,0 тыс. рублей, Залесовском - на 352,9 тыс. рублей, городе Славгороде - на 4894,1 тыс. рублей.
Муниципальными образованиями не соблюдены требования федерального законодательства в сфере закупочной деятельности, в результате чего допущены финансовые нарушения на сумму 80151,2 тыс. рублей (Волчихинский - 4226,8 тыс. руб., Залесовский - 1724,8 тыс. руб., Кулундинский - 465,9 тыс. руб., Курьинский - 151,1 тыс. руб., Табунский - 467,6 тыс. руб., города Рубцовск - 64841,8 тыс. руб., Славгород - 8239,8 тыс. руб.), в том числе за счет средств краевого бюджета - 70411,8 тыс. рублей.
Имеют место нарушения правил ведения бухгалтерского учета и бюджетной отчетности. Так, в бухгалтерском учете в городе Рубцовске не учтена балансовая стоимость построенного детского сада в сумме 217752,4 тыс. рублей, в четырех муниципальных образованиях не отражена кредиторская, дебиторская задолженность на сумму 81177,1 тыс. рублей (город Рубцовск - 61497,0 тыс. руб., Залесовский район - 1006,4 тыс. руб., Кулундинский - 16500,0 тыс. руб., Курьинский - 2173,7 тыс. руб.).
Проверками муниципальных образований установлены нарушения на общую сумму 818673,5 тыс. рублей. Неэффективные расходы составили 2925,6 тыс. рублей.
Указанные факты нарушений свидетельствуют об отсутствии должного контроля за расходованием бюджетных средств и неэффективном управлении муниципальными ресурсами.
3. Экспертно-аналитическая деятельность
Законом Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края" на Счетную палату возложено проведение финансово-экономической экспертизы проектов законов Алтайского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Алтайского края, в том числе по проекту краевого бюджета, проблемам бюджетной политики и совершенствованию бюджетного процесса в Алтайском крае, государственных программ Алтайского края.
Счетной палатой проведено 36 экспертиз проектов нормативных правовых актов Алтайского края по вопросам формирования, изменения и исполнения краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, внесения изменений в бюджетное законодательство Алтайского края и другим направлениям, в том числе две экспертизы государственных программ Алтайского края и 18 - на изменения, вносимые в действующие государственные программы Алтайского края. По результатам экспертизы проектов нормативных правовых актов Алтайского края Счетной палатой направлены заключения, по 13 проектам - внесены предложения.
Количество экспертиз проектов нормативных правовых актов Алтайского края, проведенных Счетной палатой Алтайского края в 2011-2015 годах
В рамках предварительного контроля, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края", "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" были проведены экспертизы проектов законов Алтайского края "О краевом бюджете на 2016 год" и "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2016 год". В процессе экспертизы законопроектов проанализированы основные характеристики бюджетов, распределение расходов по разделам классификации расходов бюджетной системы Российской Федерации, текстовые части законопроектов, соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральному и краевому законодательству.
В заключении Счетной палаты по результатам экспертизы проекта закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2016 год" отмечалось, что законопроект направлен на решение важнейших задач, связанных с обеспечением стабильности, устойчивости и сбалансированности краевого бюджета, формирования и исполнения краевого бюджета на основе государственных программ Алтайского края, оптимизации действующих расходных обязательств и перераспределения имеющихся ресурсов на решение приоритетных направлений социально-экономического развития.
В заключении Счетной палаты по результатам экспертизы проекта закона Алтайского края "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2016 год" предложено органу исполнительной власти Алтайского края в сфере здравоохранения разработать Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и утвердить ее до начала финансового года.
Оперативный контроль исполнения закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" проводился на основании ежемесячных оперативных отчетов об исполнении краевого бюджета, ежеквартальных отчетов об исполнении краевого бюджета, утвержденных распоряжением Администрации Алтайского края, оперативных отчетов Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю и Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю и иной информации.
В 2015 году проведены экспертизы и подготовлены заключения Счетной палаты на четыре проекта закона Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Ежеквартально анализировалось исполнение бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края. Результаты аналитической деятельности использовались при экспертной оценке законопроекта по внесению изменений в указанный бюджет.
Счетной палатой подготовлено шесть аналитических записок по результатам анализа исполнения краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2015 года.
Основными мероприятиями последующего контроля в 2015 году стали экспертизы проектов законов "Об исполнении краевого бюджета за 2014 год" и "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2014 год", по результатам которых отмечено, что меры, принятые Администрацией Алтайского края, были направлены на решение ряда задач, определенных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и "дорожными картами", утвержденными постановлениями Администрации Алтайского края.
В 2015 году Счетной палатой проведены две экспертизы проектов вновь принимаемых государственных программ Алтайского края, в ходе которых проанализированы: соответствие показателей государственных программ показателям стратегических документов социально-экономического развития края; объемы ресурсного обеспечения мероприятий; состав и структура целевых показателей (индикаторов) оценки достижения целей и решения задач. В заключении Счетной палаты на проект государственной программы Алтайского края "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения в Алтайском крае" на 2016-2020 годы указано на неполное соответствие паспорта программы Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 23 сентября 2013 года N 502, отсутствие данных о согласовании с муниципальными образованиями объемов расходов местных бюджетов, что создает риски недостижения целей и решения задач, относящихся к мероприятиям с участием муниципалитетов, и на отсутствие ряда количественных показателей в сведениях об индикаторах.
В отчетном периоде проведено 18 экспертиз на изменения, вносимые в действующие государственные программы Алтайского края. Итоги экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о наличии недостатков, на которые Счетной палатой указано в восьми заключениях по результатам проведенных экспертиз. Так, объемы финансовых средств, предусмотренные в паспортах шести государственных программ, не соответствовали бюджетным ассигнованиям, утвержденным в законе о краевом бюджете; по двум государственным программам состав и значение целевых показателей (индикаторов) не были увязаны с аналогичными мероприятиями, утвержденными для Алтайского края в федеральных программах; по одной - предложено изменить редакцию целевого показателя.
В 2015 году Счетная палата проводила анализ и оценку управления государственным долгом Алтайского края за период 2012 год-первое полугодие 2015 года в рамках проводимого Счетной палатой Российской Федерации экспертно-аналитического мероприятия "Оценка эффективности использования финансовой помощи, предоставленной субъектам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, в том числе оценка влияния такой помощи на объем и структуру государственного долга субъектов Российской Федерации". По результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия установлено: в Алтайском крае создана необходимая нормативная правовая база, обеспечивающая регулирование и осуществление государственных заимствований, предоставление государственных гарантий и других вопросов управления государственным долгом; решения о заимствованиях принимались в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; общий объем государственного долга Алтайского края за два последних года увеличился в 2,6 раза (коэффициент долговой нагрузки - с 0,21 до 0,47%) в связи с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета; показатель его отношения к валовому региональному продукту незначителен и не превышает 0,4 процента; при замедлении в анализируемом периоде темпов роста безвозмездных поступлений из федерального бюджета прослеживается тенденция роста государственного долга Алтайского края; при росте расходов на обслуживание государственного долга Алтайского края их отношение к расходам краевого бюджета, за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поддерживалось на относительно невысоком уровне - не более 0,06 процента; в Алтайском крае минимальная долговая нагрузка: по объему государственного долга на душу населения регион занимает первое место в Сибирском Федеральном округе и четвертое место среди субъектов Российской Федерации. На основании проведенного анализа, с учетом высоких рейтингов Алтайского края по данным Министерства финансов Российской Федерации и международного рейтингового агентства Fitch Ratings, Счетной палатой сделан вывод о том, что долговая политика Алтайского края способствует повышению инвестиционной привлекательности региона. Информационное письмо о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлено в Счетную палату Российской Федерации.
В течение 2015 года в рамках экспертно-аналитического мероприятия "Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации" в Счетную палату Российской Федерации ежеквартально направлялась информация о результатах контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в сфере закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе и законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. О нарушениях, связанных с закупочной деятельностью, установленных Счетной палатой в ходе контрольных мероприятий, изложено выше в разделе "Контрольная деятельность".
В отчетном периоде Счетная палата проводила мониторинг исполнения доходов консолидированных бюджетов муниципальных районов и городских округов Алтайского края по итогам 2014 года. По результатам мониторинга установлено: в 2014 году общий объем доходов консолидированных бюджетов муниципальных образований к уровню 2013 года увеличился на 3,7 процента; в семи городских округах и 21 муниципальном районе доходы консолидированных бюджетов сократились; доля налоговых доходов в объеме налоговых и неналоговых доходов муниципальных образований снизилась, что связано с перераспределением между уровнями бюджетов полномочий по финансированию расходных обязательств и изменением законодательства, регулирующего нормативы зачисления налоговых платежей; прогнозный план по доходам выполнен 44 муниципальными районами и семью городскими округами. При проведении в ходе контрольных мероприятий оценки доходного потенциала местных бюджетов Счетной палатой были установлены резервы увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований, в первую очередь за счет нормативного регулирования, повышения эффективности работы с муниципальной собственностью, повышения качества администрирования налоговых и неналоговых доходов, административного воздействия на неплательщиков и других мер.
4. Организационная, информационная и иная деятельность
Счетная палата осуществляла свою деятельность на основе годового плана работы, сформированного с учетом требований закона Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края", необходимости реализации полномочий, законодательно закрепленных за Счетной палатой, и исполнения постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 30 апреля 2015 года N 110 "Об отчете о работе Счетной палаты Алтайского края за 2014 год".
При планировании контрольной деятельности на очередной период в целях исключения дублирования функций при осуществлении контрольных полномочий Счетная палата координирует проведение мероприятий с комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
В соответствии со статьей 10 закона Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края", с целью выработки основных принципов и унифицированных требований к осуществлению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отчетном году продолжено формирование нормативной методологической базы - утвержден один стандарт организации деятельности, три стандарта внешнего государственного финансового контроля и внесены изменения в два стандарта организации деятельности Счетной палаты. Для дальнейшего совершенствования документационного обеспечения в Счетной палате разработана Инструкция по делопроизводству, устанавливающая единые требования к подготовке, обработке, хранению и использованию документов.
Эффективная организация системы государственного финансового контроля невозможна без тесного взаимодействия Счетной палаты с другими контрольными и правоохранительными органами.
Для дальнейшего сотрудничества, способствующего совершенствованию и повышению эффективности деятельности по осуществлению государственного финансового контроля в Алтайском крае и контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Алтайского края, заключено Соглашение о сотрудничестве между комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике и Счетной палатой.
В 2015 году в новой редакции заключено Соглашение о порядке взаимодействия между Счетной палатой и прокуратурой Алтайского края в целях выявления и пресечения нарушений законодательства в сфере бюджетных правоотношений.
На современном этапе в условиях выработки единой методологии контрольной и экспертно-аналитической деятельности большое значение в деятельности Счетной палаты имеет сотрудничество со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации. Счетная палата является полноправным членом Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (далее - Совет КСО), вошла в состав отделения Совета КСО в Сибирском федеральном округе, принимает участие в проводимых мероприятиях, ведет обмен опытом практической работы между контрольно-счетными органами других регионов России.
В целях повышения информационной открытости внешнего государственного финансового контроля в январе 2015 года в сети "Интернет" введен в эксплуатацию Портал Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее - Портал), зарегистрированными пользователями которого являются сотрудники Счетной палаты. В течение отчетного периода на Портале Счетной палатой осуществлялось информационное обеспечение раздела "Новости", наполнение раздела "Библиотека" региональными нормативными правовыми актами и локальными документами Счетной палаты, обобщение данных о контрольно-счетных органах Алтайского края для размещения в "Справочнике КСО". Через форум Портала Счетная палата принимала участие в обсуждении специальных тем и текущих вопросов контрольно-счетных органов, посредством ресурсов Портала должностные лица участвовали в видеоконференции.
В соответствии со статьей 18 закона Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края" Счетная палата взаимодействует с контрольно-счетными органами муниципальных образований. В крае создано 11 контрольно-счетных органов, в том числе семь - со статусом юридического лица.
Коллегам в муниципальных образованиях Счетной палатой оказывается методическая, правовая, информационная поддержка, на основе их данных проводится ежегодный мониторинг состояния внешнего муниципального финансового контроля.
Деятельность в области информационных технологий в 2015 году была сосредоточена на развитии интернет-сайта Счетной палаты, обслуживании IT-инфраструктуры и компьютерных систем.
В соответствии с принципом гласности государственного финансового контроля Счетная палата уделяет внимание обеспечению открытости своей деятельности. Счетной палатой принцип гласности реализуется, прежде всего, путем ежегодного представления в Алтайское краевое Законодательное Собрание годового отчета о своей работе, в котором находят отражение результаты деятельности за прошедший год, включая итоги всех проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полный текст документа публикуется в газете "Алтайская правда" и размещается на интернет-сайте Счетной палаты.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" функционирует официальный сайт Счетной палаты, проводится его наполнение в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством к официальным сайтам государственных органов, размещается информация по наиболее значимым мероприятиям и результатам контрольных мероприятий. В 2015 году было зарегистрировано более 7,7 тысяч посещений сайта Счетной палаты.
Согласно итоговой оценке (91,4%) мониторинга наполнения и содержания сайтов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, проведенного Комиссией по этике Совета КСО, по состоянию на 1 января 2016 года содержание сайта Счетной палаты признано достаточным.
В рамках реализации государственной политики по противодействию коррупции в 2015 году Счетная палата принимала участие в работе комиссии Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу и заседании антикоррупционной комиссии Алтайского края. На сайте Счетной палаты работает раздел "Общественная приемная", посредством которого принимаются вопросы, сообщения и обращения граждан. Все поступившие обращения были рассмотрены в установленном порядке в сроки, закрепленные на законодательном уровне.
В рамках осуществления деятельности Счетной палаты по реализации мер, направленных на противодействие коррупции, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц Счетной палаты ежегодно размещаются на официальном сайте. В отчетном периоде с сотрудниками Счетной палаты проводился комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению государственными гражданскими служащими, лицами, замещающими государственные должности Счетной палаты, нарушений норм действующего законодательства по противодействию коррупции.
Счетная палата принимала участие в работе сессий Алтайского краевого Законодательного Собрания, Совета Администрации Алтайского края, заседаниях комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике Алтайского краевого Законодательного Собрания, расширенных заседаниях Коллегии Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, совещаниях органов исполнительной власти края, заседаниях рабочих групп, "круглых столов", депутатских слушаниях и других мероприятиях.
В отчетном периоде Счетной палатой обеспечена реализация возложенных на нее полномочий по осуществлению внешнего государственного финансового контроля. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты была направлена на решение актуальных вопросов.
В текущем году Счетной палатой сосредоточено внимание на проведении контрольных мероприятий по вопросам реализации государственных программ Алтайского края, в том числе связанных с созданием условий для развития агропромышленного комплекса, по государственной поддержке в сфере малого и среднего предпринимательства, по социальной поддержке граждан, а также вопросам управления краевой собственностью. В условиях ограниченности финансовых возможностей краевого бюджета актуальным будет проведение аудитов эффективности бюджетных расходов, в том числе на государственные закупки.
Учитывая социальную ориентированность бюджета, Счетная палата сосредоточит свою работу на анализе мер, принимаемых органами исполнительной власти и подведомственными организациями по повышению уровня жизни населения края, оказанию качественных услуг гражданам в различных областях.
Продолжится работа, направленная на обеспечение публичности представления информации о деятельности Счетной палаты, повышение качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности посредством повышения квалификации сотрудников Счетной палаты, внедрения в работу современных информационных технологий, разработки новых и совершенствования имеющихся стандартов внешнего государственного финансового контроля.
Дальнейшее развитие получит сотрудничество со Счетной палатой Российской Федерации и органами внешнего финансового контроля субъектов Российской Федерации в рамках Совета КСО, с правоохранительными органами и органами государственной власти Алтайского края.
5. Заключительные положения
В отчетном периоде Счетной палатой обеспечена реализация возложенных на нее полномочий по осуществлению внешнего государственного финансового контроля. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты была направлена на решение актуальных вопросов.
В текущем году Счетной палатой сосредоточено внимание на проведении контрольных мероприятий по вопросам реализации государственных программ Алтайского края, в том числе связанных с созданием условий для развития агропромышленного комплекса, по государственной поддержке в сфере малого и среднего предпринимательства, по социальной поддержке граждан, а также вопросам управления краевой собственностью. В условиях ограниченности финансовых возможностей краевого бюджета актуальным будет проведение аудитов эффективности бюджетных расходов, в том числе на государственные закупки.
Учитывая социальную ориентированность бюджета, Счетная палата сосредоточит свою работу на анализе мер, принимаемых органами исполнительной власти и подведомственными организациями по повышению уровня жизни населения края, оказанию качественных услуг гражданам в различных областях.
Продолжится работа, направленная на обеспечение публичности представления информации о деятельности Счетной палаты, повышение качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности посредством повышения квалификации сотрудников Счетной палаты, внедрения в работу современных информационных технологий, разработки новых и совершенствования имеющихся стандартов внешнего государственного финансового контроля.
Дальнейшее развитие получит сотрудничество со Счетной палатой Российской Федерации и органами внешнего финансового контроля субъектов Российской Федерации в рамках Совета КСО, с правоохранительными органами и органами государственной власти Алтайского края.
Заместитель |
Т.П. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 апреля 2016 г. N 105 "Об отчете о работе Счетной палаты Алтайского края за 2015 год"
Текст постановления официально опубликован не был