Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Думы города Бийска Алтайского края от 15 ноября 2016 г. N 782 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к решению Думы города
от 23 июня 2016 г. N 730
Стратегия
социально-экономического развития города Бийска на 2017-2030 годы
15 ноября 2016 г.
Введение
Стратегия социально-экономического развития города Бийска на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Решением Думы города Бийска от 22.10.2015 N 631 "О разработке Стратегии социально-экономического развития города Бийска на 2017-2030 годы" для определения приоритетов социально-экономического развития города Бийска как наукограда Российской Федерации на период до 2030 года.
При разработке Стратегии социально-экономического развития города Бийска на 2017-2030 годы Администрация города исходит из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития города целям и приоритетам развития Российской Федерации, Алтайского края.
Документ разработан в соответствии с требованиями законодательства, с учетом лучшей мировой практики регионального и городского планирования.
Особенность инновационного развития города Бийска состоит в том, что предстоит одновременно решать задачи опережающего развития в условиях глобальной конкуренции и задачи признания особой роли человека в социально-экономическом развитии города, ценности поддержания и преумножения человеческого капитала.
С учетом этого сформирована система целей, включающая Миссию развития наукограда Российской Федерации Бийска, генеральную цель, три приоритетных направления и направления социально-экономического развития, реализация и достижение которых обеспечат устойчивое и сбалансированное развитие города Бийска.
Участие города Бийска в решении задач социально-экономического развития края и страны в целом определяется его экономико-географическим потенциалом и сложившейся структурой экономики и социальной сферы города.
Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая:
- миссию развития города как наукограда Российской Федерации;
- генеральную цель развития города;
- приоритетные направления и направления социально-экономического развития города (стратегические приоритеты) - направления деятельности Администрации города, обеспечивающие достижение стратегической цели.
Приоритетные направления развития города и направления социально-экономического развития будут реализованы в виде Плана мероприятий по реализации Стратегии, включающего мероприятия и проекты, обеспечивающие устранение препятствий при достижении целей развития города.
1. Текущее состояние развития города Бийска и конкурентные преимущества
Бийск - второй по численности город Алтайского края, в котором сегодня проживает 9% населения региона.
В городе выпускается более 15% общего объёма произведенной в крае продукции. На долю организаций города приходится 70% объёма инновационной продукции, выпущенной в регионе, 72% выполненных научных исследований и разработок.
Базирующийся на территории города Алтайский биофармацевтический кластер является не только региональным, но и общероссийским лидером в производстве биологически активных добавок из растительного и животного сырья (более 20% российского рынка), производя свыше 600 видов фармацевтической продукции, поставляемой в 53 региона России и 18 зарубежных стран.
Место Бийска в социально-экономическом развитии края, Сибири и России определяется следующими аспектами его экономико-географического положения:
- город расположен в центре крупнейшего сельскохозяйственного региона России;
- наличие многопрофильного научно-производственного комплекса (далее - НПК);
- современный уровень развития экономики города Бийска основан на развитии города с 2005 года по 2015 год в статусе наукограда Российской Федерации, формировании в городе модели инновационного развития, становлении Бийска как опорного центра инновационного развития экономики края;
- ближайшими соседями являются:
- крупные сырьевые и промышленные регионы (Кемеровская и Новосибирская области),
- Республика Алтай как регион развития внутреннего туризма Российской Федерации;
- Бийск - опорный центр для развивающейся туристической отрасли ("ворота" в Горный Алтай);
- важнейший транспортный узел на юге Западной Сибири (3 вида транспорта), обеспечивающий связь основных центров региона (Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово) с Китаем и Монголией.
Анализ состояния и тенденций развития отраслей экономики и инфраструктуры определил общие итоги развития экономики города в 2015 году в сравнении с краевыми, окружными и общероссийскими показателями:
1) значения показателей развития города Бийска выше краевых, окружных и общероссийских - по индексу и темпам роста объемов промышленного производства;
2) значения показателей развития города ниже краевых, окружных и общероссийских - по объему инвестиций в основной капитал на душу населения.
Выводы, сделанные в результате проведенного анализа состояния и тенденций развития отраслей экономики:
- локомотивом развития экономики города является промышленный комплекс, который развивается опережающими темпами, причем по научно-производственному комплексу темпы роста еще выше;
- по подушевым показателям развития экономики город опережает среднекраевые показатели, но заметно отстает от уровня по СФО и России;
- по средней заработной плате город отстает от уровня по СФО и России в целом;
- критическая ситуация сложилась в городе с привлечением инвестиций, по объему инвестиций в основной капитал на душу населения город отстает более чем в 2 раза даже от краевых показателей и в 4,6 раза от среднероссийских.
Возможности развития промышленности города связаны в первую очередь с использованием научного и инновационного потенциала научно-производственного комплекса города, а также политических и институциональных предпосылок.
Научный потенциал:
- Акционерное общество "Федеральный научно-производственный центр "Алтай" (далее - АО ФНПЦ "Алтай"), Институт проблем химико-энергетических технологий (ИПХЭТ) СО РАН;
- 35 организаций занимаются научными исследованиями и разработками, в том числе 20 промышленных;
- активность высших учебных заведений в научных исследованиях и разработках.
Инновационный потенциал:
- градообразующий научно-производственный комплекс наукограда - с 2005 года по 2015 год в НПК входило более 15 предприятий и организаций, отвечающих условиям их отнесения к научно-производственному комплексу, определённым Федеральным законом от 7 апреля 1999 года N 70 "О статусе наукограда Российской Федерации";
- АО ФНПЦ "Алтай" является единственным производителем в стране ряда лекарственных средств, в том числе малотоннажных фармацевтических субстанций, получаемых методами химического синтеза;
- концерн малых инновационных организаций различных отраслей, возникших в результате коммерциализации разработок оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК);
- полный инновационный цикл: от исследований и разработок до производства наукоемкой продукции мирового уровня;
- увеличение количества организаций, осуществляющих исследования и разработки, а также выпуск инновационной продукции;
- наличие высококвалифицированных кадров;
- возможность дальнейшего трансфера инновационных технологий;
- инновационная активность предприятий города.
Политические предпосылки:
- решимость руководства Алтайского края и города Бийска развивать инновационную деятельность в качестве основного стратегического приоритета.
Институциональные предпосылки:
- с 2005 года Бийск развивался в статусе наукограда Российской Федерации;
- поддержка из средств бюджетов всех уровней и различных институтов поддержки;
- положительный опыт инновационного развития экономики на основе кластерного подхода;
- размещение в Бийске центров управления и якорных резидентов "Алтайского биофармацевтического кластера" и кластера "Алтайполикомпозит";
- наличие технопарка, бизнес-инкубатора, центра коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием распределенного типа;
- наличие площадки непрерывного образования, образовательных организаций, способных готовить специалистов высокой квалификации;
- широкомасштабная политика импортозамещения в России, стимулирования производств, выпускающих продукцию, способную заместить широкий ассортимент импортных товаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1487 "О сохранении статуса наукограда Российской Федерации за г. Бийском (Алтайский край)" утверждены направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для города Бийска (Алтайского края) как наукограда Российской Федерации и соответствующие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации:
1) индустрия наносистем;
2) науки о жизни;
3) перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;
4) энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
В основу деятельности научно-производственного комплекса наукограда Бийска заложен принцип полной завершенности работ - "От идеи до готовой продукции". Создание любой продукции сопровождается проведением всего комплекса НИР и ОКР с последующим переходом на опытное производство. Все работы завершаются созданием серийного производства и освоением на нем выпуска готовой продукции.
Предприятия научно-производственного комплекса города осуществляют исследования, разработки и выпуск готовой продукции по направлениям:
- медицинские препараты (биостимуляторы, пищевые добавки, экстракты, бальзамы, трансдермальные терапевтические системы, субстанции лекарственных средств, таблетированные средства из природного экологически чистого сырья);
- медицинское оборудование;
- парфюмерно-косметические изделия (кремы, шампуни, духи, одеколоны, лосьоны);
- разработка и выпуск изделий специального назначения;
- физико-технические процессы, средства измерения и автоматизации (ультразвуковые и тензометрические датчики, преобразователи, измерительные комплексы, комплексы дефектоскопии, автоматизированные рабочие места);
- полимерные композиционные материалы;
- системы и средства пожаротушения.
Более подробно характеристика научного, научно-технического, инновационного потенциалов организаций, входящих в научно-производственный комплекс наукограда Бийск, представлена в обосновывающих материалах.
Через Бийск ежегодно проезжает более 2 млн. туристов. По территории города и его окрестностям проводятся 15 экскурсионных маршрутов. Основные элементы потенциала развития туризма и усиления функций Бийска в туристическом секторе:
- рост транзитного турпотока через город - как основа для развития городской туриндустрии;
- потенциал историко-культурного наследия;
- потенциал развития оздоровительного, делового и паломнического туризма;
- по территории города проходит множество туристических маршрутов, в том числе регионального значения;
- рост внутреннего потребления туристических услуг;
- кадровый и человеческий потенциал - Бийск усиливает свои позиции на рынке труда и подготовки кадров в сфере туризма.
Потенциал формирования в Бийске комфортной городской среды определяется:
- благоприятными природными условиями и богатым культурно-историческим наследием;
- мощным интеллектуальным потенциалом и научной базой, наличием системы образовательных учреждений, позволяющих развивать человеческий потенциал;
- расположением города на реке Бия (у истоков Оби), наличием сохранившейся исторической части города и выделенной зоны научно-производственного развития, что создает предпосылки для эстетичных архитектурно-планировочных решений, гармонично сочетающих традиции и модерн, жилые, производственные, деловые и рекреационные функции;
- хорошей транспортной доступностью;
- сформированной социальной и инженерной инфраструктурой;
- наличием необходимой телекоммуникационной инфраструктуры города, обеспечивающей эффективный доступ к информационным ресурсам;
- перспективами развития городской среды, связанными с развитием туризма;
- многие объекты социальной и административной инфраструктуры города уже сейчас обслуживают районы Юго-Восточной зоны Алтайского края, что создает предпосылки развития города в качестве "окружного центра" в области образования, медицины, культуры, обеспечение безопасности, правоохранительной деятельности и т.д.
Реализация потенциала в полной мере ограничивается рядом проблем:
- сокращение населения (естественная убыль, миграционный отток);
- "старение" населения;
- ограниченные возможности воспроизводства ключевого ресурса развития - человеческого капитала - на перспективу;
- отставание от средних показателей по краю, Сибирскому Федеральному округу и Российской Федерации по обеспеченности врачами, доле населения, регулярно занимающегося физкультурой и спортом;
- низкая конкурентоспособность части промышленных производств из-за отдаленности от основных рынков сбыта;
- низкие объемы инвестиций, недостаточное использование инвесторами инструментов государственной поддержки;
- недостаток кадров в области инноваций, маркетинга и стратегического управления;
- дефицит квалифицированных кадров рабочих профессий;
- неудовлетворительное состояние исторических памятников;
- имидж не туристического, а промышленного города; недостаток ориентированной на туристов городской среды;
- низкое качество транспортной инфраструктуры и придорожного сервиса;
- недостаток инвесторов для создания объектов туристической сферы, в том числе требующих восстановления зданий исторических памятников;
- трудность остановки и задержки транзитных туристов;
- высокий уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ), дефицит инвестиций в эту сферу, низкие темпы формирования конкурентного рынка услуг ЖКХ;
- слабое применение ресурсосберегающих технологий и материалов;
- вероятность отказа инвесторов от дальнейшей газификации города.
2. Стратегическое видение развития Бийска на перспективу до 2030 года
2.1. Идеология развития Бийска на период до 2030 года
Учитывая имеющийся потенциал, конкурентные преимущества и тенденции развития города Бийска за последние 10 лет в статусе наукограда Российской Федерации, Бийск можно рассматривать в качестве локомотива регионального экономического развития. Идеология развития города должна учитывать и прогнозируемые изменения, новые тенденции, складывающиеся как в глобальных масштабах на уровне страны и мира в целом, так и в Сибирском макрорегионе, на уровне соседних территорий.
2.2. Образ Бийска в 2030 году
Образ Бийска в 2030 году формируется на базе выявленного потенциала развития социальной среды города и его экономики с учетом общероссийских тенденций, а также прогнозов развития соседних регионов.
В перспективе образ будущего Бийска основывается на гармоничном сочетании социального развития и выполнения функции:
- "форпоста восстановления и сохранения здоровья населения России" - центра технологий комплексного оздоровления с кластером наукоемких экологически чистых производств;
- наукограда Российской Федерации и значимого научно-инновационного центра, обладающего многопрофильным научно-производственным комплексом и возможностями внедрения передовых разработок в сферах биофармацевтики, медицинских технологий, композитных материалов и обеспечения безопасности населения.
Ориентиром для социального развития Бийска может служить уровень ближайших крупных городов - Барнаула, Новосибирска, Кемерова. Их близость задает высокие требования к качеству жизни. Уровень этих городов привлекателен для многих бийчан и является естественной угрозой для развития Бийска. Ежегодно наблюдается отток специалистов, в том числе молодых. Следовательно, для сохранения привлекательности Бийска в сравнении со "столицами" необходимо, чтобы уровень жизни в городе был сопоставим или превышал уровень жизни этих городов.
Но при этом Бийск "лишен" проблем крупных городов, в частности, перенаселенности, высокого темпа жизни, повышенного уровня загрязнения воздуха, шума, пробок на дорогах, больших расстояний. Такие города, как Бийск, сами по себе являются привлекательными: город имеет компактные размеры, небольшие расстояния, люди хорошо знают друг друга, сохраняются доброжелательные отношения.
Образ Бийска в 2030 году - красивый компактный город, который выделяется среди других городов стройностью и целостностью собственного художественного облика, где архитектура купеческих зданий XIX века соседствует с высокими технологиями XXI века.
Социально-экономическая ситуация в Бийске определяется развитием научно-производственного комплекса города, туризма, транспорта, других отраслей инновационной экономики наукограда, реализующих собственную продукцию в других регионах и странах и привлекающих в город финансовые ресурсы.
Локомотивом развития городской экономики является многопрофильный научно-производственный комплекс. В результате выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии, запуска инновационных проектов темп роста показателей предприятий НПК будет соответствовать новым перспективным мировым технологическим рынкам.
Реализуемая государственная политика, направленная на стимулирование производств, выпускающих продукцию с высоким потенциалом в сфере импортозамещения, придаст в перспективе новый импульс развитию многопрофильного производственного комплекса города Бийска.
Увеличение спроса на продукцию экспортно-ориентированных предприятий на международных рынках обусловлено низким курсом национальной валюты и высоким качеством товаров и услуг, производимых в наукограде Бийске.
Кластерный подход как основа инновационного развития экономики Бийска выстроит систему связей между организациями НПК различных отраслей, определит наиболее перспективные направления сотрудничества, позволит создать новые технологии и сформировать новые, сегодня отсутствующие рынки. Реализация такого подхода позволит дать новый импульс развитию производительных сил территории, объединяющих сферы практико-ориентированной науки, инновационной промышленности и развивающего образования. Новая конфигурация производительных сил, обеспеченная реализацией крупных инфраструктурных проектов, обеспечит стратегическую конкурентоспособность экономики города, в том числе на мировом уровне.
Прогнозируется рост налогооблагаемой базы и, как следствие, уровня бюджетной обеспеченности, что позволит наращивать ассигнования на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, на благоустройство города. Созданные новые рабочие места с высоким уровнем оплаты труда приведут к росту потребительского рынка, дальнейшему развитию торговли и сферы услуг.
Бийск в силу своего пространственно-географического положения будет играть роль ведущего узлового центра обслуживания инфраструктуры туризма. Расположение "на входе" в Алтай и близость к туристическим особым экономическим зонам сформирует Бийск как опорный транспортный узел для железнодорожных, автомобильных туристов и рекреантов.
На основе культурного наследия и современных инвестпроектов в Бийске будут реализованы культурно-развлекательные и событийные проекты, позволяющие городу поддержать роль значимого культурно-исторического и культурно-инновационного центра Южно-Сибирского макрорегиона. Этому будет способствовать тот факт, что Бийск, исторически являясь форпостом православной христианской цивилизации Сибири, стал точкой диалога и взаимопроникновения разных культур.
В городе будет успешно развиваться высокотехнологичный малый бизнес, осуществляться трансфер новых инновационных технологий во все сферы экономики города.
Наличие в городе образовательного кластера, охватывающего все уровни и направления образования - от дошкольного до подготовки специалистов высшей квалификации, формирует систему инновационного обучения и обеспечивает качественный профессиональный уровень подготовки кадров не только для наукограда Бийска.
Всё это будет способствовать продвижению интересов города на рынках товаров, услуг и капитала, развитию системы международных и межрегиональных связей с потенциальными инвесторами и их организациями, укреплению имиджа города Бийска как территории, благоприятной для инвестиций и ведения бизнеса, обеспеченной всей необходимой инфраструктурой.
2.3. Миссия, генеральная цель и направления развития Бийска
Исходя из данной идеологии, на основе выявленного потенциала и конкурентных преимуществ города и с учетом внешних тенденций и ограничений формулируется следующая Генеральная цель развития города:
Формирование
инновационной экономики и комфортной городской среды
Для реализации цели определяется Миссия развития наукограда Российской Федерации Бийска "Восстановление и сохранение здоровья России" и следующая система приоритетных направлений развития города на период до 2030 года:
1. Развитие биофармацевтических и пищевых производств.
2. Развитие туристической отрасли.
3. Развитие производства композиционных материалов.
3. Система реализации Стратегии
3.1. Приоритеты и система стратегических действий по реализации направлений развития Бийска
3.1.1. Приоритетное направление N 1: "Развитие биофармацевтических и пищевых производств"
Данное направление является основополагающим для реализации Миссии наукограда Бийска "Восстановление и сохранение здоровья России", так как фармацевтика Бийска - динамично развивающаяся отрасль, имеющая очень хорошие рыночные перспективы. Ежегодный прирост рынка фармпрепаратов в России составляет 10-15%. Бийские предприятия фармацевтики, в частности ЗАО "Алтайвитамины", ЗАО "Эвалар", стабильно входят в топ-список российских производителей лекарственных средств и биологически активных добавок. Основная доля продукции предприятий биофармкластера (67%) реализуется на территориях других регионов, около 14% продукции экспортируется.
Развитие фармацевтической промышленности будет строиться на основе:
- производства лекарственных и биологически активных средств, витаминной продукции на основе местного сырья с соблюдением требований стандарта GMP;
- создания лекарственных средств нового поколения на основе биотехнологических способов получения лекарственных субстанций;
- производства лекарственных средств в рамках импортозамещения.
Предприятия фармацевтической отрасли наукограда Бийска являются ядром биофармацевтического кластера.
Переработка сельскохозяйственного сырья и производство продуктов питания в рамках данного приоритетного направления позволит:
- выпускать уникальные продукты на основе сырья, произведённого в Алтайском крае;
- организовать производства глубокой переработки зерна, семян подсолнечника и других технических культур для пищевой и фармацевтической промышленности;
- вывести на новый уровень действующие производства по выпуску продуктов питания;
- за счет применения инновационных технологий, разрабатываемых предприятиями биофармацевтического кластера, технологических цепочек по производству "здорового питания" с высокой добавленной стоимостью сформировать принципиально новый рынок здоровой и оздоравливающей пищи.
Продовольственные санкции открывают дополнительные возможности для российских сельхозпроизводителей и переработчиков как с точки зрения рынка сбыта, так и с точки зрения дальнейшего развития.
Импульс развития данному направлению придаст формирование в г. Бийске центров сотрудничества для расширения каналов экспорта не только биофармацевтической, но и пищевой продукции, пользующейся популярностью на азиатских рынках благодаря своей экологичности.
Реализация направления будет способствовать достижению целей государственной политики обеспечения национальной безопасности, обозначенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Для достижения цели развития экономики города данное приоритетное направление позволит эффективно использовать имеющиеся производственные мощности, кадровый потенциал, в том числе позволит активно развиваться малым организациям, ориентированным на производство экологически чистых продуктов функционального питания, биофармацевтической и косметической продукции.
В рамках направления необходимо решить следующие задачи:
1. Развитие биофармацевтики, биотехнологии и технологии живых систем (синтез лекарственных средств и пищевых добавок, внедрение инновационных методов косметологии и комплексного оздоровления, системы жизнеобеспечения и защиты человека). Действиями по реализации стратегической задачи будут: координация научных исследований в данном направлении и объединение производственных, научных и образовательных мощностей территории, работающих в этой области; обеспечение эффективной поддержки промышленных предприятий и организаций НПК, стимулирование их инновационной активности; создание базовых центров поддержки инноваций; развитие инновационной инфраструктуры в рамках реализации программы развития Алтайского биофармацевтического кластера.
2. Реализация проектов развития пищевых производств ("здоровых продуктов"), в том числе функционального питания (стимулирование модернизации производственной базы для выполнения государственных задач и реализации политики импортозамещения и повышения экспортной привлекательности; содействие продвижению продукции на внутренних и внешних рынках, создание единого бренда здоровой и оздоравливающей пищи).
3. Создание условий для повышения инновационного уровня организаций города (в том числе не входящих в НПК), поддержка на конкурсной основе разработки и реализации программ технологического преобразования, формирования сетевых и кластерных образований (налаживание контактов с крупными бизнес-партнерами в научно-производственной сфере и инновационной сфере, привлечение в город высокотехнологичных компаний и институтов развития, осуществляющих финансирование инновационных проектов и т.д.).
Реализация данного приоритетного направления будет способствовать инновационному развитию биофармацевтики и пищевой промышленности наукограда Бийска и Алтайского края, а также развитию туризма и курортологии. Бийск продолжит осуществление функции опорного инновационного центра экономического развития региона. В масштабах страны это позволит внести весомый вклад в обеспечение потребности в высококачественных отечественных препаратах, реализацию программы импортозамещения лекарств и высококачественных пищевых продуктов.
Более подробно информация о реализации комплексного инвестиционного проекта по развитию территориального кластера "Алтайбио" представлена в обосновывающих материалах к Стратегии.
3.1.2. Приоритетное направление N 2: "Развитие туристической отрасли"
В настоящий момент темпы инвестиционного роста, осуществление федеральных проектов, инициируемых Администрацией Алтайского края, реализуемые и планируемые инвестиционные проекты бизнеса и рыночные возможности формируют базу для реализации данного стратегического направления в городе Бийске. Близость к федеральному курорту Белокурихе, особой экономической зоне "Бирюзовая Катунь", игорной зоне "Сибирская монета", запуск туристических маршрутов "Малое" и "Большое золотое кольцо Алтая", "Казачья подкова Алтая" предполагают развитие Бийска в качестве транзитного туристского центра ("Ворота в Алтай"), специализирующегося на услугах и товарах для отдыха, логистике, информационном обеспечении туристов. Наличие инновационных предприятий биофармацевтики создает предпосылки для развития на основе современных технологий уникальных видов лечебно-оздоровительных процедур (пантолечение, траволечение и др.), центров оздоравливающего туризма для отдыха и оздоровления жителей Сибири, Российской Федерации и туристов из других стран.
На территории города Бийска предполагается создание нового туристско-познавательного кластера "Бийск - золотые ворота Алтая", включающего в себя исторический центр города, территорию бывшего архиерейского подворья, территорию автотуристского кластера "Золотые ворота", объекты истории оборонного комплекса и улицы транзитного движения туристов на территорию Горного Алтая и в город-курорт Белокуриху.
Существующий туристический поток формируется в основном жителями соседних (более северных) регионов, в перспективе ожидается значительный спрос на туристические услуги города, связанный с низкой доступностью зарубежных курортов для граждан Российской Федерации и привлекательным валютным курсом для иностранных туристов. Туристский кластер призван стать "точкой роста" города Бийска и Алтайского края в целом. Он будет являться привлекательным сегментом для работы малого и среднего бизнеса, развития предпринимательства, поскольку обладает большей "гибкостью" и возможностью для кооперации.
Стратегической целью развития туризма является превращение Бийска в "туристический город" с развитой инфраструктурой, обеспечивающей привлечение и обслуживание туристов и выполнение роли главного транспортно-логистического узла трансграничного региона "Большого Алтая"* (1). Этому способствуют интенсивно развивающиеся в мировой торговле евразийские торгово-экономические связи.
Достижению цели будут также способствовать развитие Бийска как туристического центра, формирование в городе туристско-ориентированной городской среды. Кроме того, упор будет сделан на развитие видов туризма, опирающихся на экономико-географические особенности и потенциал города: научного и делового туризма, а также развитие медицинского и оздоровительного туризма.
В рамках направления необходимо решить следующие задачи:
1. Становление Бийска как центра развития инфраструктуры услуг для туристического "Большого Алтая" (создание туристического информационного и логистического центра; разработка и реализация мер поддержки бизнеса по снабжению и техническому обслуживанию туристического сектора и т.д.).
2. Создание научно-технологического центра и инновационной инфраструктуры развития туризма, создание центров оздоровительного туризма с применением продукции биофармацевтического кластера (создание системы производства и внедрения инноваций в турсекторе; поддержка разработок и реализации проектов, обеспечивающих интеграцию биофармацевтического кластера и центров оздоровительного и медицинского туризма, проектов в сфере биотехнологий, производства здоровой и оздоравливающей пищи; проведение конкурсов инноваций и ежегодной выставки туристического технического оборудования).
3. Формирование туристической инфраструктуры для обслуживания транзитных туристов, концентрация в городе туристических услуг и товаров (разработка маркетинговой и имиджевой стратегий на рынке "транзитников"; создание системы информационного обслуживания транзитного турпотока; строительство специализированных оздоровительных, торгово-развлекательных центров по продаже товаров для туристов, гостиниц, объектов общественного питания и т.д.).
4. Развитие Бийска как культурно-туристического центра (развитие музейно-заповедного комплексов и парковых зон, реконструкция исторической части города, реализация культурно-событийных проектов, создание системы привлечения для этого финансовых ресурсов, использование в качестве культурного ресурса научно-технических достижений города в разные периоды его истории, создание условий для развития производства сувенирной продукции).
5. Формирование туристско-ориентированной городской среды (функциональное зонирование города, реализация мер по совершенствованию инженерной инфраструктуры и благоустройству города для целей развития туризма).
6. Развитие новых видов туризма, опирающихся на экономико-географические особенности и потенциал города (научный туризм и поездки, связанные с инновационным бизнесом, медицинский и оздоравливающий туризм, спортивный, познавательный, гастрономический и событийный туризм, паломнический туризм, деловой туризм, включая сегмент "MICE").
Также в рамках данного направления необходимо решить задачу обеспечения участия предприятий города в формировании туристического кластера. Суть такого участия заключается в построении цепочки "инновационные разработки в сфере биофармацевтики - производство здоровой и оздоравливающей пищи на базе предприятий перерабатывающей промышленности города - потребление и питание в туристском секторе".
В ядро туристического кластера могут войти бийские предприятия и организации, способные оказать инновационное воздействие на развитие туризма: инновационные предприятия биофармацевтического кластера, ВУЗы, бизнес-инкубатор.
Будут реализованы культурно-развлекательные и событийные проекты, позволяющие городу поддержать роль значимого культурно-исторического и культурно-инновационного центра Южно-Сибирского макрорегиона.
С развитием транспортной доступности территории емкость рынка туристических и оздоровительных услуг будет расти, что потребует дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры и туристических объектов.
Перспективы развития туристической отрасли города подробно представлены в обосновывающих материалах к Стратегии.
3.1.3. Приоритетное направление N 3: "Развитие производства композиционных материалов"
Специфика сложившейся научной, научно-технической и инновационной деятельности в наукограде Бийске связана с развитием технологий, обеспечивающих создание опережающего научно-технологического задела в целях разработки принципиально новых видов материалов, продукции, обладающих ранее недостижимыми возможностями, а также технологий, формирующихся на стыке различных предметных областей.
Интеграция при реализации кластерного подхода является, в первую очередь, объединением возможностей организаций фундаментальной и прикладной науки, образовательных учреждений, предприятий малого и среднего бизнеса, институтов развития предпринимательства для эффективного хозяйствования.
В Бийске располагаются организации, занимающиеся разработкой и промышленным выпуском композиционных материалов и изделий из них различного назначения на основе термопластичных и термореактивных полимеров. В России и мире отмечается положительная тенденция роста потребления композиционных материалов в среднем на 15-20% в год. В Бийске преимущественно производятся изделия из наполненных полимеров в таких секторах экономики, как строительство, теплоэлектроэнергетика, нефте-, угле- и газодобывающая отрасль и другие.
Исторически сложившиеся научные школы, система подготовки кадров всех уровней и производственный потенциал бийских компаний позволили реализовать кластерный подход посредством организации территориально-отраслевого кластера "Алтайполикомпозит".
Многолетний научно-технический задел и развитое частно-государственное партнерство, реализуемое производственными компаниями наукограда Бийска, позволяет формировать перспективные направления создания и производства принципиально новых композиционных материалов, обладающих уникальными свойствами, для различных сфер применения.
Достижение стратегической цели и установленных значений целевых показателей будет обеспечено реализацией:
- программы развития производства и внедрения композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них в сферы экономики Алтайского края на основе кластерного подхода;
- программы вывода на рынок (расширения присутствия на рынке) продукции участников Алтайского полимерного композитного кластера;
- программы развития кооперации с ведущими инновационными центрами, отраслевыми ассоциациями, в том числе межрегиональными и международными.
Основными принципами при реализации приоритетного направления являются:
- поддержка и эффективное стимулирование потребления композитных материалов и изделий из них; формирование благоприятных условий для создания новых производств композиционных материалов с высокой добавленной стоимостью;
- концентрация ресурсов на "прорывных" технологиях - исследованиях и разработках, способных повысить конкурентоспособность продукции, имеющей спрос на внутреннем и внешнем рынках;
- совершенствование системы непрерывной подготовки кадров для полимерной композитной отрасли наукограда Бийска всех уровней, начиная с рабочих и заканчивая высококвалифицированными кадрами в сфере производства, науки и управления предприятием;
- открытость: развитие кластерного подхода при формировании инновационной экономики, кооперация с другими инновационными центрами Сибири, развитие межрегиональных и международных связей, привлечение в город российских и зарубежных высокотехнологичных компаний и тесная научно-технологическая интеграция с ними.
В рамках направления необходимо решение следующих задач:
1. Создание единой системы методического, организационного, экспертно-аналитического и информационного сопровождения предприятий полимерной композитной отрасли (эффективное вхождение на основе специально разрабатываемых маркетинговых схем в существующую систему рынков; создание центров коллективного пользования для субъектов малого и среднего предпринимательства (сертифицированные диагностические центры, лаборатории и т.д.), в том числе в рамках кластера; создание центра технологического аудита, осуществляющего оценку и мониторинг научных заделов и инновационных разработок; формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей оперативное информирование о спросе на инновации и инновационную продукцию, поиске бизнес-партнеров, продвижении продукции и разработок).
2. Развитие производственного потенциала, разработка и создание высокотехнологичных производств (увеличение производственных мощностей; развитие сырьевой базы для производства стекло- и базальтопластиков и композитов на основе вторичной переработки; создание пилотных производств и опытных образцов новой продукции; повышение кадрового потенциала предприятий кластера).
В развитии инновационных компаний, в том числе малых и средних, можно выделить три типа:
1. Независимые малые инновационные компании, или startup-проекты (новые проекты).
2. Малые инновационные компании, в которых крупная якорная компания имеет контрольный пакет, spinoff-компания (производные проекты крупных якорных компаний).
3. Масштабные коммерческие разработки крупных компаний продуктовой линейки или сложного продукта, которые ведутся в рамках общей деятельности компании, как правило, одним из подразделений и департаментами компании.
Для каждого из вышеперечисленных типов необходима разная инфраструктура и меры поддержки.
Для первого сегмента "Независимые малые инновационные компании, или startup-проекты" необходимы инкубаторы и акселерационные программы, экспертная и менторская поддержка. Данные компании, с одной стороны, являются наиболее уязвимыми, с другой стороны, наиболее перспективными в развитии, т.к. они создаются и управляются наиболее мотивированными предпринимателями. Из таких компаний вырастают лидеры рынка, но на ранних этапах компания не имеет достаточно средств и компетенций.
Для spinoff-компаний возможно размещение в инкубаторе или технопарке, таким проектам интересен весь пул инструментов поддержки, как и startup компаниям ранней стадии, за исключением того, что у них, как правило, имеется достаточный бюджет и технологическая база, обеспеченные материнской компанией.
Для масштабных коммерческих проектов крупных компаний наиболее интересен формат промышленного технопарка с инфраструктурой для организации масштабных производств.
Наиболее оптимальной моделью развития инфраструктуры для Алтайского полимерного композитного кластера может стать подход, при котором будут сбалансированы развитие и поддержка независимых малых инновационных компаний и проектов якорных компаний.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Развитие кооперации с другими инновационными центрами, межрегиональных и международных связей (участие предприятий кластера в крупнейших выставках, в том числе международных; проведение межрегиональных и международных деловых миссий по поиску партнеров для создания совместных производств, организаций поставок материалов и комплектующих изделий; проведение научно-практических конференций; содействие организации стажировок специалистов предприятий кластера; проведение рекламно-информационной кампании в международных специализированных СМИ).
При развитии различного рода кооперации следует выделить три уровня:
1. Кооперация с ведущими российскими инновационными центрами по сертификации и стандартизации продукции, изделий и производств предприятий кластера. Взаимодействие кластера и предприятий, являющихся его участниками, с Федеральным институтом промышленной собственности, с целью защиты результатов интеллектуальной деятельности на российском и международном уровнях. Взаимодействие с ведущими отраслевыми ассоциациями, деятельность которых направлена на развитие полимерной композитной отрасли в Российской Федерации, такими как Союз производителей композитов, Российский Союз химиков и др. С целью развития нормативно-технических документов, регламентирующих производство и применение композитов и изделий из них, предполагается тесное взаимодействие с профильными техническими комитетами. Совместно с Союзом производителем композитов и региональными органами исполнительной власти принять участие в создании и непрерывной актуализации федерального реестра композитов, конструкций и изделий из них.
2. Межрегиональная кооперация по приоритетным направлениям развития предприятий кластера с профильными ассоциациями: Московский полимерный кластер, кластер авиационно-космических технологий полимерных композиционных материалов и конструкций Калужской области, Смоленский и Санкт-Петербургский полимерные кластеры и другие. В рамках кооперации предполагается взаимовыгодный трансфер технологий и создание совместных производств по выпуску композитных материалов и изделий, являющихся востребованными в регионах-партнерах.
3. Установление международного сотрудничества с ведущими мировыми производителями и разработчиками композитных материалов различного назначения с целью обмена научно-техническими знаниями и новыми технологиями. Сотрудничество с международными профильными сертификационными агентствами с целью последующего вывода продукции предприятий кластера на международный рынок. Установление тесного сотрудничества со странами юго-восточной Азии, заинтересованными в продвижении на своих рынках российских полимерных композиционных материалов и изделий на их основе.
Информация о развитии территориального кластера "Алтайполикомпозит" представлена в обосновывающих материалах к Стратегии.
3.1.4. Направление социально-экономического развития N 4: "Развитие образования"
Образование в городе Бийске развивается на базе ряда основополагающих приоритетов:
1) качество дошкольного и школьного образования должно отвечать высоким стандартам и уровню жизни в наукограде, а также ориентироваться на формирование у обучающихся востребованных в современном мире компетенций, инновационного типа мышления и на воспитание в духе поликультурной идентичности и патриотизма;
2) высокое качество и расширение направлений подготовки в сфере профессионального образования призваны обеспечивать конкурентоспособность экономики наукограда;
3) наукоград должен стать местом привлечения талантливой молодежи из других регионов и стран через систему высшего образования.
Эффективное функционирование организаций образования возможно на основе использования инноваций, интеграции культурных, научно-образовательных, материально-технических ресурсов, создания единой информационно-образовательной среды, активного вовлечения обучающихся и общественности в образовательный процесс. Повышение эффективности управления, в том числе на основе обратной связи, позволит решать проблемы, стоящие перед городом в социально-экономической и культурной сферах.
Помимо общих целей развития образования, характерных и для других городов России, инновационная экономика наукограда требует обеспечения кадровыми ресурсами научно-производственного комплекса города, инфраструктурных и обслуживающих отраслей. Инновационная экономика требует от выпускников системы всех уровней профессионального образования не только современных базовых знаний, но и ориентации на их практическое использование при создании новых знаний и технологий. Это означает повышение гибкости систем профессионального образования, индивидуализацию образовательных программ, сочетание образования с работой как в области создания новых знаний (исследованиях и разработках), так и в сфере их практического применения; повышение качества профессионального образования и его доступности в различных формах для населения разных возрастов.
В рамках направления необходимо решение следующих задач:
1. Укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала сферы образования города (обеспечение доступности и равных возможностей полноценного качественного образования для всех жителей города; совершенствование городской системы повышения квалификации и переподготовки кадров, создание научно-образовательных центров; расширение использования инновационных технологий в процессах обучения; совершенствование экономических механизмов и повышение привлекательности сферы образования; повышение эффективности всех уровней образования).
2. Развитие интеграции "образование - наука - бизнес" с целью повышения качества образования, обеспечения его соответствия требованиям рынка (оптимизация объемов выпуска и профилей подготовки специалистов; формирование и развитие системы мониторинга и прогнозирования развития рынка труда в городе и регионе за счет создания механизмов актуализации программ подготовки выпускников с точки зрения запроса предприятий научно-производственного комплекса; формирование позитивного образа профессиональной деятельности и образования; оптимизация профильной структуры подготовки релевантного запросу рынка; разделение магистратуры на прикладную и академическую; создание спектра механизмов перехода выпускников из образовательного учреждения на рабочее место на предприятиях наукограда; развитие структур довузовского образования; выявление и поддержка талантливых детей; популяризация научно-исследовательской деятельности в среде учащихся).
3. Достижение конкурентоспособного качества образования в городе Бийске (развитие партнерства с ведущими вузами Российской Федерации и зарубежными университетами; развитие механизмов координации и взаимодействия вузов с работодателями; обеспечение качества подготовки высококвалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда).
4. Формирование общественно-государственной системы воспитания и социализации детей (формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей; внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания; полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин).
3.1.5. Направление социально-экономического развития N 5: "Охрана и укрепление здоровья жителей города Бийска"
Сегодня здоровье все более осознается как главная движущая сила и ресурс социального и экономического развития. Меняются общественные настроения: здоровье все больше связывается в сознании людей с успешностью, возможностями, ответственностью. Все новые сферы жизнедеятельности вовлекаются в решение вопросов здоровья.
Город Бийск входит в Ассоциацию по улучшению состояния здоровья и качества жизни населения "Здоровые города, районы и посёлки", деятельность которой направлена на улучшение состояния здоровья, достижение физического, психического и социального благополучия жителей городских округов, городских и сельских поселений.
Здоровый образ жизни - это гармоничное развитие жизнедеятельности человека. Достижение человеком долголетия и полноценного выполнения социальных функций и активного участия в общественной, трудовой и других формах жизнедеятельности.
Значимость здорового образа жизни вызвана изменением в возрастании нагрузок на человека, усложнением общественной жизни. В биологическом смысле речь идет о возможностях человека адаптироваться к воздействиям окружающей среды и изменениям внутренней среды.
Сегодня необходимо объединение усилий всех муниципальных, государственных и общественных организаций в целях организации мероприятий по улучшению (укреплению) здоровья населения, по развитию физической культуры и спорта, повышение внимания органов власти к подготовке спортивного резерва, активное привлечение к решению этих вопросов бизнес-структур. В развитии массового спорта долгосрочным приоритетом является создание и развитие системы организации досуга населения, обеспечивающей доступность занятий физической культурой и спортом; первоочередными задачами - организация общедоступных спортивных площадок во всех районах города и увеличение доли населения, регулярно занимающегося физкультурой и спортом.
Основным принципом является то, что "здоровье - самая большая ценность", при реализации направления необходимо:
- проведение планомерной последовательной политики в области медицинского и санитарного образования населения;
- воспитание медицинской культуры в обществе, воздействие на общественное мнение в отношении сохранения здоровья граждан;
- создание условий для развития на территории города центров медицинской диагностики и активного внедрения принципов прецизионной медицины.
В рамках направления необходимо решение следующих задач:
1. Укрепление здоровья (формирование убежденности в необходимости здорового образа жизни и самостоятельного приобретения знаний по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья; организация мероприятий для популяризации спорта и активного образа жизни, правильного питания; содействие диспансеризации работающих граждан).
2. Развитие физической культуры и спорта (укрепление материально-технической базы сферы физкультуры и спорта; повышение эффективности спортивно-массовой работы; обеспечение спортивным инвентарем детско-юношеских спортивных школ и спортивных клубов; включение мероприятий физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха различных социально-демографических групп; развитие спорта высших достижений).
3. Развитие инфраструктуры поддержки здоровья (создание инфраструктуры, стимулирующей население города проводить больше времени на свежем воздухе и способствовать активному образу жизни; организация доступных и бесплатных мест для занятий спортом).
3.1.6. Направление социально-экономического развития N 6: "Развитие культуры"
Культура как совокупность творческих ресурсов создает позитивные эффекты в разных сферах. Эффективное функционирование организаций культуры, их кооперация с другими социальными субъектами позволяют решать социально-экономические проблемы, улучшать городскую среду, развивать туризм, привлекать инвестиции, инициировать создание новых рабочих мест.
Бийск - исторический и культурный центр юга Алтайского края, имеющий богатые культурные традиции, начало которым было положено ещё во времена расцвета купечества. И сегодня деятельность учреждений культуры является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентиров. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса города.
Поэтому в новых конкурентных условиях муниципальные учреждения культуры города Бийска должны помимо решения традиционных задач стать источником новых культурных практик, производителями и ретрансляторами современных культурных продуктов и услуг, адекватных спросу, демонстрировать гибкость и динамизм, быть открытыми запросам и проблемам местных сообществ, участвовать в решении актуальных социальных проблем.
Городская политика в сфере культуры будет основываться на следующих принципах:
- сохранение единого культурно-информационного пространства;
- обеспечение максимальной доступности культурных ценностей для населения города, повышение качества и разнообразия услуг;
- создание благоприятных условий для творческой самореализации граждан;
- использование площадок учреждений культуры для проведения фестивалей науки, форумов, семинаров с целью популяризации науки и научной деятельности среди населения, в первую очередь среди молодёжи.
Достижение цели и установленных значений целевых показателей будет обеспечено реализацией муниципальных программ в данной сфере.
В рамках направления необходимо решение следующих задач:
1. Укрепление материально-технической базы сферы культуры города (оснащение учреждений культуры современным оборудованием; сохранение историко-культурного наследия; обеспечение реконструкции памятников архитектуры, сохранения и эффективного использования объектов движимого и недвижимого историко-культурного наследия).
2. Создание благоприятных условий развития культуры в городе Бийске (использование потенциала Бийска как исторической точки взаимопроникновения разных культур и диалога цивилизаций; стимулирование жителей города Бийска к активному участию в развитии культурной сферы, в том числе пропаганда меценатства и спонсорства; поддержка профессионального и самодеятельного творчества; развитие и популяризация культуры разных национальностей).
Мобилизация бюджетных и внебюджетных источников финансирования позволит существенно увеличить объем средств, направляемых на реконструкцию памятников культуры и истории, улучшение материальной базы и оснащение оборудованием учреждений культуры, поддержку профессионального и самодеятельного творчества.
3.1.7. Направление социально-экономического развития N 7: "Инфраструктура и безопасность населения"
Безопасность - одна из основных потребностей людей. Сохранение человеческого капитала, повышение качества жизни человека зависит от соблюдения его неотъемлемых прав и свобод, делает необходимым соблюдение правил общественной безопасности и общественного порядка, охрану общественной нравственности, соблюдение норм и правил обращения с источниками повышенной опасности и их использования, правомерное пользование достижениями науки и техники, в том числе информации. С каждым годом все большую актуальность приобретают вопросы обеспечения экологической безопасности населения и повышения безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры города.
Создание комфортных условий проживания и условий для развития туризма на территории неотъемлемо связано с обеспечением безопасности во всех сферах.
В рамках направления необходимо решение следующих задач:
1. Создание комфортной городской среды, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка (обеспечение общественной безопасности и предотвращение угроз возникновения социальной нестабильности за счет совершенствования системы охраны правопорядка и профилактики правонарушений; создание общественных объединений по вопросам безопасности).
2. Развитие обеспечивающей научно-производственный комплекс инфраструктуры: жилищно-коммунального хозяйства, электро- и теплоэнергетики, повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Жилищное строительство (снижение морально-технического износа жилищного фонда и инженерных коммуникаций; модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и материально-технической базы ЖКХ с использованием современных ресурсосберегающих технологий и материалов; реализация мероприятий для осуществления эффективной работы с отходами (в т.ч. опасными), вторсырьем; реализация мероприятий по обеспечению доступным и комфортным жильем, строительства жилья экономического класса, в том числе для молодых ученых; развитие застроенных территорий, ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда и вовлечение данных территорий в новое жилищное строительство).
3. Повышение экологической безопасности (использование экономических стимулов и административных мер по экологической безопасности производств на территории города; обеспечение производственного контроля за состоянием отходов на предприятиях и организациях всех форм собственности; обеспечение соответствия экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям полигона твердых бытовых отходов; существенное снижение выбросов по формальдегиду; перевод источников теплоснабжения на более экологичное топливо (газ).
4. Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях (прогнозирование и оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций; разработка мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вероятности возникновения таких ситуаций, а также на уменьшение их последствий; обучение населения правилам поведения в чрезвычайных ситуациях; укрепление материально-технической базы аварийно-спасательной службы).
3.1.8 Направление социально-экономического развития N 8 "Общее инфраструктурное развитие и градостроительная политика"
Цель градостроительной политики Администрации города Бийска - формирование благоприятной среды обитания населения с учетом условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития города Бийска, национально-этнических и иных местных особенностей. Территориальное планирование основано на гармоничном развитии науки, производства и городской среды, зафиксированном в ранее принятых документах и направлениях Стратегии социально-экономического развития города до 2030 года.
Генеральным планом города Бийска предусмотрены меры, направленные на сбалансированное развитие различных видов хозяйственной деятельности на территории города Бийска, повышение уровня жизни и условий проживания населения, повышение инвестиционной привлекательности территории, что напрямую зависит от уровня социально-экономического развития городского хозяйства.
Для решения задач пространственного развития будут реализованы действия:
- определение и утверждение приоритетов градостроительного развития города Бийска как инновационного центра Сибирского Федерального округа и Алтайского края, финансового, научного, образовательного, культурного и спортивного центра;
- совершенствование системы градостроительной деятельности в городе Бийске (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства);
- сохранение историко-архитектурного облика центра города, комплексное обустройство и развитие территории города Бийска;
- формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в городе Бийске;
- развитие дорожно-транспортной системы;
- развитие транспорта.
Совершенствование пространственной структуры территории города Бийска предусматривает:
- сохранение, визуальное раскрытие и акцентирование природно-ландшафтного каркаса, формируемого системой озеленённых зон, долины реки Бия и иных природных особенностей территории;
- визуальное акцентирование ансамблей площадей, смысловых доминант, формирующих контрастный силуэт города, фронтальной застройки главных улиц и пешеходных пространств.
3.2 Пространственная планировка
Пространственная среда Бийска формировалась в течение длительного исторического периода и зафиксировала в планировке, застройке и городском ландшафте основные исторические этапы развития города - оборонительная крепость, духовный религиозный форпост, торговый и перевалочный узел при продвижении товаров в Центральную Россию; образовательный и культурный центр юга Западной Сибири, крупный научно-производственный инновационный центр.
В настоящее время сформирован исторический центр города, несколько промышленно-коммунальных зон, магистральная улично-дорожная сеть с инженерно-транспортными сооружениями.
Основной задачей пространственного развития является создание благоприятной среды жизнедеятельности человека и условий для устойчивого развития города Бийска на перспективу путём достижения баланса интересов всех участников градостроительной деятельности.
За основу пространственного развития города взяты приоритетные направления социально-экономического роста: биофармацевтика; сельхозпереработка, в том числе производство пищевых продуктов; туристическая отрасль и производство композитных материалов.
Ядром промышленности Бийска является многопрофильный НПК. Дальнейшее развитие НПК города Бийска должно иметь мультипликативный эффект, так как инновационное развитие промышленного производства активизирует все сферы экономической деятельности (строительство, логистику, риэлтерскую деятельность, торгово-ярмарочную деятельность, гостиничный бизнес и др.), новый импульс получают кооперационные связи между предприятиями НПК.
Биофармацевтическая отрасль. Продукция бийских предприятий фармацевтики известна далеко за пределами Алтайского края. С каждым годом в городе увеличивается число биофармацевтических компаний малого бизнеса. На перспективу предусмотрена единая площадка для развития новых биофармпредприятий.
Сельхозпереработка. Алтайский край был и остается житницей Сибири. Бийск как второй по величине город в Алтайском крае естественным образом вовлечен в сферу сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции в отраслях: растениеводства, животноводства, пчеловодства, мараловодства, рыборазведения. Переработка сельскохозяйственной продукции является смежным направлением развития фармацевтической отрасли.
Туристическая отрасль является одной из самых перспективных с точки зрения вложения капитала и развития территории города Бийска. Она позволяет на базе культурно-исторического наследия создавать привлекательные инвестиционные проекты, реализация которых даёт мультипликативный экономический эффект.
Производство композитных материалов. Будущее города Бийска во многом связано с созданием новых материалов, разработкой и промышленным выпуском композиционных материалов различного назначения на основе термопластичных и термореактивных полимеров для строительного сектора, электроэнергетики, угольной, нефтяной и других отраслей. Город Бийск располагает площадками, пригодными для размещения новых предприятий по производству композиционных материалов и других производств, а также для жилищного строительства с максимальным использованием композитных материалов и металлоконструкций, разработанных и произведенных на территории города.
Экономический рост и модернизация отраслей экономики города Бийска возможны в случае увеличения темпов развития инновационных и высокотехнологичных отраслей, для обеспечения которых необходимо проведение политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности экономики города, поддержку местных производителей продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции на рынке, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий. В Бийске применяется кластерный подход, позволяющий повысить конкурентоспособность предприятий через объединение их потенциалов. Замысел - в объединении носителей компетенции в научной и производственно-экономической сфере. Совокупность промышленного производства, научной и образовательной составляющей и научного сопровождения, укреплённая инновационной структурой, должна дать положительный эффект в экономическом развитии. В перспективе предусмотрено создание техно-внедренческой зоны города.
Генеральным планом определены основные направления в развитии функциональных зон с целью совершенствования пространственной структуры территории, в том числе совершенствование зонирования жилых, производственных и природных территорий; сохранение, визуальное раскрытие и акцентирование природно-ландшафтного каркаса, формируемого системой озеленённых зон, долин рек и иных природных особенностей территории; развитие и совершенствование сложившегося общественного центра, общественных подцентров, примагистральных территорий.
Развитие города невозможно без решения транспортно-логистических задач по реорганизации и развитию производственных территорий. На перспективу определены территории под развитие производственных и коммунально-складских объектов, транспортно-логистических терминалов. Планируются мероприятия по реорганизации и изменению функционального использования производственных территорий, сохранение функции которых несовместимо с градостроительными, экономическими, санитарно-гигиеническими требованиями, и реконструкция территорий, сохраняющих своё производственное назначение, с обновлением, уплотнением застройки, созданием новой транспортной, инженерной, природоохранной инфраструктур.
Улучшение экологической обстановки будет достигнуто путем увеличения площади озеленения, установления границ санитарно-защитных зон и зон санитарной охраны, сохранения и воспроизводства природных рекреационных ресурсов, организации рекреационных зон, зонирования территорий на основе розы ветров, обеспечения режима землепользования в санитарно-защитных зонах и зонах санитарной охраны. Решение проблем охраны окружающей среды заключается в охране от неблагоприятного антропогенного воздействия на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву и растительность.
Сохранение историко-культурного наследия будет реализовано через:
- обеспечение исторической преемственности в развитии архитектурно-планировочной, объёмно-пространственной и ландшафтной организации территории города, а также в формировании городской среды на основе ансамблевого подхода к формированию градостроительных комплексов;
- сохранение на территории города целостного исторического характера застройки и типичных признаков исторического ландшафта, восстановление утраченных или нарушенных исторических признаков;
- обеспечение режимов охраны памятников истории и культуры при осуществлении градостроительной деятельности.
Проектная планировочная структура предполагает реализацию основных принципов территориального развития города Бийска, определенных исходя из изменившихся градостроительных условий, проектом город разделен на функциональные части.
Рекреационная зона города сформирована из территорий, занятых зелёными насаждениями общего пользования, устроенными лесами (городской лесной фонд), неустроенными лесами со всеми необходимыми объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, а также пляжами и набережными.
Существующая дорожно-уличная сеть города Бийска не удовлетворяет требованиям по пропуску транспортных потоков. Предусматриваются мероприятия по повышению пропускной способности дорожно-уличной сети и по снижению загруженности основных улиц города, что в значительной степени улучшит магистральную дорожно-уличную сеть и вкупе с возведением инженерно-транспортных сооружений (мосты, тоннели, развязки, эстакады) позволит создать приемлемые условия для проживания населения города.
Инженерная инфраструктура:
Водоснабжение. На территории города имеются значительные водные ресурсы Бийского месторождения. На расчетный срок генпланом сохраняется сложившаяся система и схема водоснабжения.
Водоотведение. Проектируемая система и схема канализации сохраняется. Предусматривается перекладка и дублирование коллекторов, находящихся в аварийном состоянии, ремонт и реконструкция сооружений, имеющих большой процент износа, развитие уличной системы коллекторов для существующей и проектируемой застройки.
Энергоснабжение. Энергоснабжение города - комплексная взаимоувязанная система электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения. Планируется проведение реконструкции объектов электроснабжения для повышения надежности системы электроснабжения, повышение мощности системы для обеспечения потребностей города, а также реализация дублирования.
Теплоснабжение. Предусмотрено переключение котельных на газ с ликвидацией неэффективных котельных, модернизация и оптимизация режимов теплоснабжения, развитие тепловых сетей с увеличением диаметров в наиболее узких местах в районах массовой застройки, строительство магистральных тепловых сетей и повысительных (понизительных) насосных станций. В настоящее время снабжение населения города Бийска горячей водой осуществляется открытой системой. В перспективе - реконструкция системы горячего водоснабжения из открытой в закрытую с одновременной реконструкцией наружных тепловых сетей и устройством централизованных тепловых пунктов.
Схема газоснабжения города Бийска решена из условий местоположения газораспределительных станций, головных газорегуляторных пунктов, характера планировки застройки города, расположения сосредоточенных потребителей и населённых пунктов. Реализуется программа газификации города Бийска.
В сфере защиты населения от воздействия чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также с учетом особенностей социально-экономического развития и природно-климатических условий приняты соответствующие решения по зонированию территории, размещению основных элементов планировочной структуры, транспортному и инженерному обеспечению с точки зрения повышения устойчивости функционирования жизнеобеспечения населения в случае чрезвычайных ситуаций.
Коротко пространственная планировка и градостроительная политика города Бийска представлена в обосновывающих материалах.
Влияние приоритетных отраслей Стратегии развития города Бийска до 2030 года на пространственное развитие и формирование городской среды будет осуществляться через развитие функциональных зон и качественное преобразование планировочной структуры города, обеспечение устойчивого социально-экономического развития, взаимосвязь и рациональное сохранение целостности территорий в сочетании с удобствами и комфортностью организации производства и жизни населения. Развитие новых биофармацевтических и пищевых производств, производств композиционных материалов даст возможность использования свободных территорий с сохранением и преобразованием сложившихся районов города. Развитие туристической отрасли позволит сохранить исторический центр города, изменить архитектурный облик, в том числе за счет развития зон отдыха населения и расширения зон зеленых насаждений.
3.3. Система управления реализацией Стратегии
Стратегия устанавливает стратегические приоритеты в развитии города. На практике это означает, что любое управленческое решение, касающееся развития города, должно проверяться на соответствие стратегическим направлениям его развития. Соответствие направлениям должно быть решающим фактором при принятии решений по расходованию бюджетных средств, при выборе инвесторов, при формировании порядка реализации муниципальных программ и т.п.
Система управления реализацией Стратегии будет обеспечивать эффективное взаимодействие органов местного самоуправления, органов управления города Бийска как наукограда Российской Федерации, предприятий и организаций, направленное на достижение стратегической цели. Координация данного взаимодействия осуществляется через Управление стратегического развития и экономики Администрации города, осуществляющего, в том числе, функции Дирекции наукограда Бийска.
Утвержденное решением Думы города Бийска от 21.04.2016 N 710 "Положение о стратегическом планировании в городе Бийске" установило порядок осуществления стратегического планирования, перечень документов стратегического планирования и полномочия органов власти в сфере стратегического планирования.
Реализация Стратегии социально-экономического развития города Бийска осуществляется путем разработки Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития города Бийска (далее - План мероприятий).
Комплексы мероприятий Плана реализуются за счет бюджетных средств и максимального привлечения внебюджетных ресурсов, конкретизируются в муниципальных программах, программах, проектах, планах и "дорожных картах" по направлениям развития, ежегодно актуализируются по результатам мониторинга реализации Стратегии.
В Плане мероприятий предусматривается трехэтапная реализация Стратегии со следующими целями:
1 этап - 2017-2019 годы:
- формирование модели инновационной экономики города Бийска, разработка и запуск на рынок инновационных продуктов;
- формирование инновационной инфраструктуры системы образования;
- повышение инвестиционной привлекательности города;
- становление города как значимого культурно-исторического и культурно-инновационного центра.
2 этап - 2020-2024 годы:
- развитие межрегиональной и зарубежной кооперации;
- развитие инновационной инфраструктуры;
- широкомасштабное развитие сферы туризма;
- масштабное привлечение инвестиций.
3 этап - 2025-2030 годы:
- глобальное продвижение инновационных разработок и продукции;
- запуск новых производств;
- глубокая модернизация социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающей значительное повышение качества человеческого капитала и качества городской среды.
Основным принципом целеполагания и приоритезации задач на каждом этапе станет движение от преодоления негативных тенденций, процессов стагнации, технологического отставания инженерной и транспортной инфраструктуры к устойчивому росту и сбалансированности развития по всем направлениям.
4. Сценарии социально-экономического развития
При планировании рассматриваются два сценария социально-экономического развития города Бийска: базовый и целевой.
Базовый сценарий
В рамках базового сценария предполагается инерционное развитие социально-экономической сферы города Бийска.
Внешняя среда будет обусловлена ограничением доступа на финансовые рынки, высоким уровнем банковской процентной ставки, что значительно ограничит возможности предпринимателей по использованию заемных ресурсов в среднесрочной перспективе. Стабилизация стоимости нефти на низком уровне снизит налоговую базу федерального бюджета, что ограничит объемы федеральной поддержки всех отраслей экономики.
С учетом сокращения реальных доходов населения и продолжения политики импортозамещения спрос на фармацевтическую и продовольственную продукцию города Бийска будет увеличиваться. В сфере туризма рост будет обеспечен низкой доступностью зарубежных курортов для граждан Российской Федерации и привлекательным валютным курсом для иностранных туристов, однако удельная выручка будет снижаться, что обеспечит только умеренный рост данного сектора.
Инвестиционная активность значительно сократится из-за ограничения использования заемных ресурсов и отсутствия достоверных долгосрочных прогнозов развития страны и региона.
Демографические тенденции последних лет сохранятся. Превышение смертности над рождаемостью будет увеличиваться, но миграционное сальдо будет стремиться к положительным значениям. Прогнозируется продолжение процессов сокращения численности населения.
Новые внешние стимулы для развития экономики не будут созданы, а имеющиеся внутренние источники роста будут ограничиваться в связи с неблагоприятными демографическими тенденциями, сохранением отставания по доходам населения, старением основных производственных фондов.
Целевой сценарий
Целевой сценарий является инновационным и ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития, обозначенных в Стратегии.
Обеспечить стабильный экономический рост и преодолеть неблагоприятную конъюнктуру предполагается за счет значительного увеличения производительности труда, которое возможно при условиях модернизации производственных мощностей и развития человеческого капитала.
Основное внимание будет уделено широкомасштабному внедрению инновационных технологий во всех сферах экономики города Бийска, а также развитию туристско-рекреационного комплекса по международным стандартам.
Увеличение спроса на продукцию предприятий Бийска в России будет обеспечено политикой импортозамещения, а на международных рынках - низким курсом национальной валюты и высоким качеством товаров и услуг.
Реализация совокупности мер государственного стимулирования инвестиционной деятельности обеспечит дополнительный прирост финансовых вложений и расширение предпринимательской активности.
Несмотря на то, что преодолеть сокращение численности населения невозможно из-за снижения численности женщин детородного возраста в ближайшие 10 лет, в случае реализации целевого сценария следует ожидать увеличения притока трудоспособного населения на территорию города, продолжительности жизни и удельной рождаемости. Указанные факторы приведут к улучшению качества человеческого капитала.
Реализация инновационного сценария предполагает максимальное вовлечение кадрового и научного потенциала города в развитие экономики, внедрение эффективных производственных и маркетинговых технологий и устранение барьеров между властью, бизнесом и обществом.
5. Итоги реализации Стратегии
Реализация первого приоритетного направления "Развитие биофармацевтики и пищевых производств" позволит к 2030 году увеличить производство фармацевтической продукции в 3,5-4 раза. Значительно возрастет экспортная составляющая выпуска. Важнейшим конкурентным преимуществом алтайской фармацевтики будут инновационность и использование экологически чистых природных сырьевых ресурсов.
Следствием реализации данного направления должен также стать выход экономики города на новый качественный уровень, а как результат - повышение уровня жизни населения города и снижение негативных демографических тенденций. Прежде всего, за счет создания новых рабочих мест и роста социальных расходов на основе увеличения налогооблагаемой базы, обеспеченного опережающим ростом стратегических отраслей экономики города, привлечением в город новых торговых и финансовых потоков.
Развитие туристической отрасли предполагает следующие значения целевых показателей развития туризма и транспортно-логистических услуг в 2030 году:
- число остановок транзитных туристов - не менее 700 тыс. человек в год;
- число туристов, находящихся в Бийске не менее 1 суток, - не менее 250 тыс. человек в год;
- число занятых в отрасли постоянных работников - не менее 1,5 тыс. человек; сезонных работников - не менее 2,5 тыс. человек.
Для реализации третьего приоритетного направления "Развитие производства композиционных материалов" устанавливаются следующие значения целевых показателей развития в 2030 году:
- рост объемов реализации продукции по предприятиям в сфере производства полимерных композиционных материалов и изделий из них - не менее чем в 15 раз;
- инвестиции в модернизацию и технологическое переоснащение основных производственных фондов составят не менее 20% от суммы добавленной стоимости;
- объем затрат предприятий отрасли на научные исследования и разработки - не менее 30% от суммы добавленной стоимости;
- индекс инновационной активности (доля предприятий промышленности, осуществляющих технологические инновации) - не менее 80%;
- увеличение номенклатуры выпускаемых композиционных материалов и изделий из них до 1500 наименований и расширение их использования в таких секторах экономики, как добывающая и теплоэнергетическая промышленность, дорожное строительство и ЖКХ;
- создание не менее пяти совместных российских предприятий и 2 предприятий с международным участием.
Реализация Стратегии позволит Бийску перейти в качественно новое состояние. Развитие экономики города Бийска характеризуется следующими важнейшими целевыми показателями к 2030 году:
- среднедушевой денежных доход - не менее 28 тыс. рублей в ценах 2015 года;
- средняя заработная плата - не менее 31 тыс. рублей в ценах 2015 года;
- рост объемов реализации продукции по предприятиям НПК - не менее чем в 3 раза, в том числе по предприятиям биофармацевтики - 3,5-4 раза;
- доля инновационной продукции в общем объёме отгрузки по городу - не менее 18%.
Заключение
Стратегия - управленческий инструмент, руководство к действию. Документ является верхним звеном системы социально-экономического планирования развития города. Таким образом, Стратегия развития Бийска становится основой социально-экономической политики города. Само наличие у города стратегического плана развития благоприятно повлияет на мнение потенциальных инвесторов о городе.
Главное условие, при котором Стратегия может быть реализована и целевые показатели достигнуты, заключается в том, что она должна стать не просто документом городских властей, но и в буквальном, подлинном смысле Стратегия развития города - это документ общественного согласия городского сообщества. Только такой подход возможен, необходим и оправдан в условиях местного самоуправления. Это сохраняет за горожанами право не только высказывать свое видение будущего города с точки зрения своих интересов, но и принимать участие в реализации Стратегии.
Стратегия - это компромисс интересов. Город Бийск - это совокупность самых различных интересов: профессиональных, политических, возрастных, территориальных, религиозных, национальных и так далее.
Кроме того, необходимо принять во внимание синергетические эффекты, связанные с использованием потенциала взаимодействия наукограда Бийска с соседними районами по следующим направлениям:
- поставка сельскохозяйственного и лекарственного сырья на бийские предприятия;
- производство на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности соседних районов "здоровой пищи" на основе продукции и технологий предприятий биофармацевтического кластера;
- использование потенциала прилегающих территорий для развития Бийска как туристического и логистического центра;
- использование новых материалов, произведенных в Бийске, строительной отраслью на территории Алтайского края;
- использование потенциала трудовых ресурсов соседних районов для работы в Бийске.
Таким образом, Стратегия - это способ консолидации городского сообщества вокруг решения главных городских проблем.
1 Трансграничный регион "Большого Алтая" объединяет Алтайский край (РФ); Республику Алтай (РФ); Синьцзянь-Уйгурский автономный район (КНР); Баян-Ульгийский аймак (Монголия); Ховдский аймак (Монголия), Восточно-Казахстанскую область (Республика Казахстан).
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы города Бийска Алтайского края от 23 июня 2016 г. N 730 "Об утверждении Стратегии социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.