Решение Алтайского краевого суда от 9 августа 2016 г. N 3а-196/2016
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО, ФИО, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО, ФИО, о признании недействующим в части отдельных положений решение Барнаульской городской Думы от 30.10.2015 N 521 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 09.10.2012 N 834 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в ред. решения от 28.11.2014 N 398)", установил:
решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 N 245 (в редакции от 28.02.2011) "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края" утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 834 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее Правила землепользования и застройки). Решениями Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 N 111, от 28.03.2014 N 279, от 28.11.2014 N 398 в Правила землепользования и застройки вносились изменения и дополнения.
Согласно Приложению 1 (карта градостроительного зонирования) к Правилам землепользования и застройки в редакции от 28.11.2014 земельный участок с кадастровым номером *** находился в территориальной зоне Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
30.10.2015 Барнаульской городской Думы принято решение N 521 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 09.10.2012 N 834 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в ред. решения от 28.11.2014 N 398)". В частности, Приложения 1, 2 к Правилам изложены в новой редакции согласно приложениям 1, 2 к настоящему решению (пункт 2).
В соответствии с внесенными решением от 30.10.2015 N 521 изменениями территориальная зона, в границах которой находится земельный участок с кадастровым номером ***, изменена на Р.4 (территориальная зона зеленых насаждений специального назначения).
Решение официально опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" от 06.11.2015 N 166, а также размещено на официальном Интернет-сайте города Барнаула (http://barnaul.org) 06.11.2015. Решение внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края 08.12.2015 за N RU***.
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением о признании решения Барнаульской городской Думы от 30.10.2015 N 521 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 09.10.2012 N 834 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" в части изменения территориальной зоны <адрес> (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на территориальную зону Р.4 (территориальная зона зеленых насаждений специального назначения) в границах принадлежащего им земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1617 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, - недействующим.
В обоснование требования указано, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежат указанный земельный участок и находящийся на нем индивидуальный жилой дом. В 2014 году жилой дом пострадал от паводка, в связи с чем в мае 2015 года истцы обратились в Администрацию Центрального района города Барнаула о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. В выдаче разрешения им было отказано со ссылкой на оспариваемое решение, поскольку им изменена территориальная зона, в границах которой находится земельный участок. Таким образом, нарушены права истцов как собственников земельного участка. Оспариваемое решение в части изменения территориальной зоны не соответствует положениям п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.ч.3, 9 ст. 31, п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генеральному плану города Барнаула.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Барнаула Алтайского края, Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, просившего о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав пояснения административного истца ФИО, представителя административных истцов ФИО, поддержавших заявленные требования, представителя административного ответчика Барнаульской городской Думы и представителя заинтересованного лица Комитета по строительству, архитектуре и развитию города ФИО, представителя заинтересованного лица Администрации города Барнаула Алтайского края ФИО, возражавших против удовлетворения административного иска, заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения иска, суд приходит в выводу об удовлетворении административного искового заявления.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 42 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края (принят решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 N 789) к полномочиям городской Думы относится утверждение Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Барнаульской городской Думы с соблюдением компетенции.
Согласно ч. 1 ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, то есть в порядке, предусмотренном для подготовки и утверждения правил землепользования и застройки.
Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (части 1-3 статьи 32 ГрК РФ).
03.06.2015 в газете "Вечерний Барнаул" N 79 опубликовано подписанное главой Администрации города Барнаула постановление от 26.05.2015 N 818 "О подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (л.д.73-77 т.1). Данным постановлением определены порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта, в том числе: принятие предложений заинтересованных лиц; разработка проекта; проверка проекта на соответствие требованиям технических регламентов, Генеральному плану города, схемам территориального планирования Алтайского края и Российской Федерации; направление проекта главе города или в Комиссию на доработку; принятие решения о проведении публичных слушаний; внесение изменений в проект с учетом результатов публичных слушаний и его предоставление главе администрации города; принятие решения о направлении проекта в Барнаульскую городскую Думу или его отклонении и направлении на доработку; вынесение проекта на рассмотрение Барнаульской городской Думы; опубликование проекта.
24.07.2015 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула в Комиссию направлено письмо N 2180 (л.д.84 т.1), содержащее предложение об установлении территориальной зоны <адрес> с единственным видом разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" без права строительства жилого дома в отношении <адрес>, обоснованное тем, что микрорайон является территорией, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением.
Предложение Комитета явилось предметом обсуждения на заседании Комиссии от 14.08.2015 (л.д.209 т.1). Как указано в протоколе N 12 от 14.08.2015, по итогам обсуждения рекомендовано установить территориальную зону Р.4 (территориальная зона зеленых насаждений специального назначения), однако, решения по данному предложению Комиссией принято не было, в протоколе решение не отражено.
Кроме того, 14.08.2015 Комиссия заседала в неправомочном составе и не имела кворума.
Так, согласно п. 3 постановления Администрации города Барнаула от 26.05.2015 N 818 "О подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" этапы градостроительного зонирования применительно ко всей территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, состав Комиссии по подготовке проекта, Положение о порядке деятельности Комиссии, порядок предоставления в Комиссию предложений утверждены постановлением администрации города от 02.07.2012 N 1822 "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края". Этим же постановлением признаны утратившими силу постановления администрации города от 16.10.2013 N 3271 "О подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края", от 10.02.2014 N 214 "О внесении изменений в постановление администрации города от 16.10.2013 N 3271 "О подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (пункт 5).
С учетом внесенных в постановление от 02.07.2012 N 1822 изменений (редакция от 22.03.2013) (л.д.137-140 т.2) Комиссия должна была работать в составе согласно постановлению Администрации города Барнаула от 22.03.2013 N 932 (л.д.136 т.2). Между тем, 14.08.2015 Комиссия заседала в ином составе, определенном в соответствии с постановлением Администрации города Барнаула от 10.02.2014 N 214 (л.д.144-145 т.2), которое постановлением от 26.05.2015 N 818 было признано утратившим силу.
Согласно постановлению от 02.07.2012 N 1822 (в редакции постановления от 22.03.2013 N 932) Комиссия утверждена в составе 19 человек, в том числе, председатель Комиссии ФИО, заместитель председателя ФИО
Согласно п.п. 3.4, 3.5, 3.6, 3.8 Положения о порядке деятельности Комиссии (л.д.139 т.2), председатель Комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя Комиссии руководит деятельностью Комиссии, председательствует на заседаниях, организует работу Комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых Комиссией решений.
Комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы путем составления плана работы Комиссии. Заседания Комиссии проводятся председателем или его заместителем по мере необходимости. При отсутствии обоих заседание ведет член Комиссии, уполномоченный председателем Комиссии. Время, место и повестка дня очередного заседания определяются председателем или его заместителем (уполномоченным председателем Комиссии). Члены Комиссии уведомляются о месте, дате и времени проведения заседания Комиссии телефонограммой не позднее чем за три дня до назначенной даты. Заседание Комиссии является правомочным при участии в нем не менее двух третей от установленного числа членов Комиссии.
Члены Комиссии участвуют в заседаниях Комиссии лично, без права передоверия. Замена членов Комиссии возможна путем внесения изменений в состав Комиссии в установленном порядке. В случае отсутствия члена Комиссии на заседании он имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме за своей подписью.
Комиссия принимает решение по рассматриваемому вопросу путем открытого голосования. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов от числа членов Комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.
Из представленного суду протокола N 12 от 14.08.2015 (л.д.202-210 т.1) следует, что на заседании Комиссии председательствовал ФИО, заместителем являлся ФИО Указанные лица в нарушение установленного порядка председателем и заместителем председателя были избраны членами Комиссии, в то время как в соответствии с п. 3.5 Положения о порядке деятельности Комиссии при отсутствии председателя и его заместителя заседание ведет член Комиссии, уполномоченный председателем Комиссии. Кроме того, из присутствовавших на заседании 13 человек 5 человек не являлись членами Комиссии.
Как следует из представленных суду материалов, иные этапы процедуры подготовки проекта изменений и дополнений Правил землепользования и застройки были соблюдены. 20.06.2015 в газете "Вечерний Барнаул" N 88 опубликовано официальное сообщение о принятии Комиссией предложений по проекту изменений и дополнений Правил землепользования и застройки (л.д.80 т.1). Постановлением от 08.07.2015 N 1-Пг постановлено провести публичные слушания по проекту о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки (л.д.78-79 т.1, л.д.112 т.2). Проект опубликован в газете "Вечерний Барнаул" от 04.07.2015 N 96 и размещен на официальном Интернет-сайте города Барнаула (л.д.81-83 т.1). 25.08.2015 на официальном Интернет-сайте города, 26.08.2015 в газете "Вечерний Барнаул" N 126 опубликовано сообщение о проведении публичных слушаний 09.09.2015 с указанием места проведения (л.д.89-90 т.1). В указанную дату проведены публичные слушания и принят итоговый документ о рекомендации главе города согласиться с проектом и направить его на рассмотрение в Барнаульскую городскую Думу, итоговый документ размещен в сети Интернет и опубликован в газете от 16.09.2015 N 138 (л.д.91-100 т.1). 23.09.2015 принято постановление N 1706 о направлении проекта в Барнаульскую городскую Думу, которое опубликовано в газете от 30.09.2015 N 146 (л.д.103-104 т.1).
При этом, как следует из протокола проведения публичных слушаний от 09.09.2015 (л.д.91-98 т.1), предложение об изменении территориальной зоны микрорайона Затон предметом обсуждения не являлось.
Проект о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края был рассмотрен на заседании Барнаульской городской Думы 30.10.2015, и принято решение N 521 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 09.10.2012 N 834 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в ред. решения от 28.11.2014 N 398)" (л.д.172-173 т.1, 110-111 т.2). Требования Устава муниципального образования - города Барнаула Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.11.2010 N 397, к составу, численности, кворуму, порядку принятия решения были соблюдены. Решение официально опубликовано (обнародовано) в установленном порядке.
По вопросу соответствия оспариваемых положений нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что в оспариваемой части решение Барнаульской городской Думы не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1 ст. 1 ГрК РФ).
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п. 2 ст. 1 ГрК РФ). Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5 ст. 1 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 ГрК РФ).
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ). Документом территориального зонирования являются Правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с ч.ч. 3, 9 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО, ФИО, ФИО, ФИО на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *** площадью 1617 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> а также расположенный на нем жилой дом. Согласно свидетельствам о регистрации права, выданным 03.05.2012, земельный участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации жилого дома. Согласно кадастровому паспорту здания от 26.08.2008, на земельном участке находится жилой дом общей площадью 29,8 кв. м.
На основании заявления ФИО о выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства индивидуального жилого дома со сносом старого жилого дома постановлением Администрации Центрального района города Барнаула от 28.04.2015 N 697 утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес> Согласно градостроительному плану земельный участок находится в территориальной зоне <адрес> (зона застройки индивидуальными жилыми домами) (в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (в редакции от 28.11.2014 N 398). Градостроительный план содержит требования к предельному количеству этажей, максимальному проценту застройки, а также чертеж земельного участка с указанием допустимой зоны расположения индивидуального жилого дома. Кроме того, в градостроительном плане земельного участка указано, что он находится в зоне затопления.
13.01.2016 Администрацией Центрального района города Барнаула в адрес административных истцов направлен ответ об отказе в выдаче разрешения на строительство в связи с изменением территориальной зоны, не предусматривающей строительство либо реконструкцию объектов капитального строительства (л.д.14-15 т.1).
Согласно Правилам землепользования и застройки (в предыдущей редакции от ДД.ММ.ГГ ***) земельный участок административных истцов находился в территориальной зоне <адрес> - зона застройки индивидуальными жилыми домами. После внесения решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** изменений в Правила землепользования и застройки земельный участок стал находиться в территориальной зоне Р.4 - зона зеленых насаждений специального использования, не предусматривающей в качестве вида разрешенного использования строительство индивидуального жилого дома (л.д.175-177 т.1, 106-109 т.2).
Между тем, согласно Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 N 245 (в редакции от 28.02.2011) земельный участок, принадлежащий административным истцам, находится в границах функциональной зоны индивидуальной застройки с участками (л.д.175 т.1), фактически использовался и используется в соответствии с функциональной зоной.
Таким образом, решение Барнаульской городской Думы от 30.10.2015 N 521 в оспариваемой части противоречит ч.ч.3, 9 ст. 31, п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края.
В соответствии со ст. 89 Правил землепользования и застройки, определяющей градостроительный регламент территориальной зоны зеленых насаждений специального назначения (Р.4), основными видами разрешенного использования являются: защитные зеленые насаждения; зеленые насаждения общего пользования (объекты городского озеленения). Условно разрешенных видов использования земельного участка и объектов капитального строительства в данной территориальной зоне не установлено. Вспомогательными видами разрешенного использования являются: объекты, технологически связанные с назначением основного вида использования; объекты транспортной, инженерной инфраструктуры. Таким образом, строительство жилых домов в данной территориальной зоне запрещено, равно как и реконструкция жилых домов.
Между тем, по заключению ООО "Агентство Оценки" от 09.09.2014 жилой дом по адресу: <адрес>, - признан аварийным, имеется опасность для пребывания (проживания) людей в доме.
В соответствии с п.п.1-3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку препятствует реализации вытекающего из п.п.1-3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации правомочия по владению земельным участком, выражающегося в строительстве жилого дома.
Таким образом, при рассмотрении административного дела установлены нарушения порядка принятия нормативного правового акта, его несоответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушение прав и законных интересов административных истцов, что является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Возражения административного ответчика, касающиеся нахождения земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории - зоне затопления паводком 1% обеспеченности (л.д.107 т.2), что исключает строительство жилого дома, отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
В границах зон затопления, подтопления запрещаются: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.
Аналогичные положения относительно обязанностей органов местного самоуправления и запрета строительства капитальных объектов, а также иных запретов содержатся в ст. 90 Правил землепользования и застройки.
Однако, границы зоны затопления относительно микрорайона Затон в государственный кадастр недвижимости в установленном постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" порядке не внесены, то есть не являются определенными.
Кроме того, статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации запрет на строительство объектов капитального строительства установлен в отсутствие проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления. Однако, суду представлен муниципальный контракт N Ф.2016.38552 от 05.04.2016 (л.д.187-206 т.2) на выполнение работ по отсыпке низменных мест <адрес> г. Барнаула. Таким образом, органом местного самоуправления проводятся специальные защитные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод.
Доводы административного ответчика о том, что заседания Комиссии по проекту изменений Правил землепользования и застройки проводились неоднократно по мере поступления предложений, заседание Комиссии, состоявшееся 10.04.2015, являлось правомочным, и на нем так же обсуждалось предложение об изменении территориальной зоны микрорайона Затон, что свидетельствует о соблюдении порядка принятия оспариваемого решения, являются несостоятельными, поскольку указанное заседание Комиссии проведено до издания постановления от 26.05.2015 N 818 "О подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края", в связи с чем к процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта не относится.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд признает его недействующим в части со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление ФИО, ФИО, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО, ФИО удовлетворить.
Признать решение Барнаульской городской Думы от 30.10.2015 N 521 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 09.10.2012 N 834 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в ред. решения от 28.11.2014 N 398)" в части изменения территориальной зоны Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на территориальную зону Р.4 (зона зеленых насаждений специального назначения) в границах принадлежащего ФИО, ФИО, ФИО, ФИО земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1617 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, - недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте города Барнаула в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Решение в окончательной форме
принято 14 августа 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 9 августа 2016 г. N 3а-196/2016
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании