Решение Алтайского краевого суда от 1 марта 2016 г. N 3а-43/2016
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО об оспаривании решения Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 октября 2013 года N 107 "О внесении изменений в решение от 28.02.2008 N 2 "Об утверждении коэффициентов, применяемых для расчета годовой арендной платы за использование находящихся на территории Хабарского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" в части отдельных положений, установил:
28.02.2008 г. Хабарским районным Советом депутатов Алтайского края принято решение N 5 "Об утверждении коэффициентов, применяемых для расчета годовой арендной платы за использование находящихся на территории Хабарского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". Решение направлено главе района для подписания и обнародования в установленном порядке.
Главой района 28.02.2008 г. за N 2 подписано решение "Об утверждении коэффициентов, применяемых для расчета годовой арендной платы за использование находящихся на территории Хабарского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Решением утверждены коэффициенты, применяемые для расчета годовой арендной платы:
К - устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка (Приложение 1),
К1 - устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы (Приложение 2).
Приложение 1 представлено в виде таблицы, содержащей шесть видов разрешенного использования земельных участков и установленных для них коэффициентов, в том числе вид разрешенного использования "сельскохозяйственные угодья" - коэффициент К 0,0075 (пункт 1 Приложения 1).
Решение официально опубликовано в районной массовой газете "Вестник целины" N 25 (8853) от 25.03.2008 г.
В последующим в указанное решение вносились изменения решениями Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края от 28.11.2008 г. N 40, от 29.12.2012 г. N 50, от 25.10.2013 г. N 107 в части изменения размера коэффициента К для сельскохозяйственных угодий, распространения действия решения на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Решением от 25.10.2013 г. N 107 "О внесении изменений в решение от 28.02.2008 N 2 "Об утверждении коэффициентов, применяемых для расчета годовой арендной платы за использование находящихся на территории Хабарского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" в пункт 1 Приложения 1 внесено изменение, согласно которому в позиции "сельскохозяйственные угодья" коэффициент 0,009 изменен на 0,011.
Решение официально опубликовано в районной массовой газете "Вестник целины" N 86 (9435) от 02.11.2013 г., зарегистрировано в регистре муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края 12.12.2013 г. за N RU22077310201300015.
ФИО обратился с административным исковым заявлением о признании решения Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края от 25.10.2013 г. N 107 "О внесении изменений в решение от 28.02.2008 N 2 "Об утверждении коэффициентов, применяемых для расчета годовой арендной платы за использование находящихся на территории Хабарского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" в части установления коэффициента 0,011 в пункт 1 Приложения 1, утвержденного решением N 2 от 28.02.2008 г. "Об утверждении коэффициентов, применяемых для расчета годовой арендной платы за использование находящихся на территории Хабарского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности", используемого при расчете арендной платы за земельные участки для вида разрешенного использования "сельскохозяйственные угодья" в отношении земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена, несоответствующим Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону "О защите конкуренции", постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" с 25.10.2013 г.
В обоснование требования указано, что на основании договора аренды земельного участка от 14.05.2005 г. (с учетом дополнительного соглашения от 30.12.2009 г.), заключенного с Администрацией Хабарского района Алтайского края без проведения торгов, ФИО, имеющий статус индивидуального предпринимателя, является арендатором земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (фонда перераспределения района) для использования в целях производства сельскохозяйственной продукции. Государственная собственность на земельные участки не разграничена. Принятие органом местного самоуправления правовых актов, изменяющих ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договора аренды в одностороннем порядке. При установлении размера коэффициента К Хабарский районный Совет депутатов должен был учитывать, что итоговый годовой размер арендной платы с учетом применения коэффициента К не должен превышать 0,6% от кадастровой стоимости земельных участков. Между тем, годовой размер арендной платы с учетом установленного органом местного самоуправления коэффициента К значительно превышает максимальный размер арендной платы, установленный нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
Административный истец ФИО о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем административное дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав представленные доказательства, выслушав пояснения представителя административного истца ФИО, поддержавшего заявленное требование, представителя административного ответчика Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края ФИО, возражавшего против удовлетворения административного иска, заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для признания нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суд в законную силу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с п."в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 1 закона Алтайского края от 04.02.2007 г. N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" администрация Алтайского края является органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим регулирование земельных отношений в Алтайском крае. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 названного Закона (в редакции от 04.02.2007 г.) Администрация Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет следующие полномочия: устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения.
Постановлением Администрации Алтайского края от 24.12.2007 г. N 603 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения" утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, согласно п. 2.2 которого размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:
A = S x KC x K x K1
где:
A - сумма арендной платы за полный год, руб.;
S - общая площадь земельного участка, кв. м;
KC - удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м;
K - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида
разрешенного использования земельного участка;
K1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории,
к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа.
Коэффициенты K и K1 утверждены решением Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края от 28.02.2008 г. N 5 "Об утверждении коэффициентов, применяемых для расчета годовой арендной платы за использование находящихся на территории Хабарского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", решение подписано и обнародовано главой Хабарского района Алтайского края путем подписания решения от 28.02.2008 г. N 2 в соответствии с действовавшей на тот период времени процедурой принятия нормативных правовых актов представительным органом муниципального образования.
В настоящее время решение действует в редакции решения Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края от 25.10.2013 г. N 107 "О внесении изменений в решение от 28.02.2008 N 2 "Об утверждении коэффициентов, применяемых для расчета годовой арендной платы за использование находящихся на территории Хабарского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности".
Таким образом, принятие оспариваемого решения относится к полномочиям Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края; решение соответствует форме, в которой представительный орган вправе принимать нормативный правовой акт; процедура принятия решения, правила введения нормативного правового акта в действие, предусмотренные ст.ст.23, 53, 57 Устава муниципального образования Хабарский район Алтайского края (принятого решением от 30.07.2010 г. N 30, в редакции решения от 16.12.2012 г. N 34), соблюдены.
По вопросу соответствия оспариваемых положений нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что в оспариваемой части решение Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 октября 2013 года N 107 не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу.
К основным принципам определения арендной платы, указанным в постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исходя из единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации являются обязательными для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, но подлежит установлению полномочным органом государственной власти или органом местного самоуправления, то есть и при определении арендной платы за землю, собственность на которую не разграничена.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что при принятии оспариваемого постановления вопрос экономической обоснованности установления коэффициента К в размере 0,011 не исследовался.
В представленных административным ответчиком материалах тринадцатой сессии Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края, состоявшейся 25.10.2013 г., содержатся таблицы начисления арендной платы по сельским советам, входящим в состав Хабарского района, учитывающие размер арендной платы с учетом действующего на тот момент коэффициента К (0,009) и коэффициента К, который предлагается установить (0,01), а также размер увеличения в связи с этим арендной платы. Документы, свидетельствующие об экономической обоснованности установления коэффициента К в размере 0,011, отсутствуют.
Кроме того, исходя из постановления Администрации Алтайского края от 24.12.2007 г. N 603, на территории Алтайского края арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, определяется на основании удельного показателя их кадастровой стоимости.
Минимальный и средний уровни кадастровой стоимости 1 кв. м (удельный показатель кадастровой стоимости) земель сельскохозяйственного назначения по видам использования в разрезе муниципальных районов (городских округов) Алтайского края утверждены постановлением Администрации Алтайского края от 26.10.2012 г. N 578 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края". При этом, как следует из постановления, при определении минимального и среднего уровней кадастровой стоимости 1 кв. м земель сельскохозяйственного назначения учитывался вид разрешенного использования земельных участков. Таким образом, удельный показатель кадастровой стоимости уже является дифференцированной величиной по признаку категории и вида разрешенного использования земель. Однако, вид разрешенного использования земель повторно учтен при определении коэффициента К представительным органом муниципального образования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что коэффициент К установлен без учета принципа экономической обоснованности.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Величина арендной платы за использование земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности, должна иметь экономическое обоснование и не должна быть произвольной, принимая во внимание принцип равенства землепользователей как участников гражданского оборота. Принцип экономической обоснованности, основанный на доходности, предполагает учет экономической ценности каждого земельного участка, передаваемого в аренду. При этом ценность земельных участков зависит от категории земель, их вида разрешенного использования, местоположения, иных факторов. Размер арендной платы должен зависеть от всех значимых факторов стоимости земельных участков и рассчитываться на основании базовых величин.
Применяя в формуле для расчета арендной платы одновременно с кадастровой стоимостью коэффициент К, меняющийся в зависимости от вида разрешенного использования и назначения земельных участков, орган местного самоуправления таким образом устанавливает для одних групп арендаторов более высокие или более низкие ставки арендной платы по сравнению со ставками, установленными другим группам арендаторов, то есть различные условия деятельности определенным группам арендаторов, что является регулированием условий доступа на товарный рынок производимых арендаторами товаров и услуг.
Таким образом, оспариваемые положения решения Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 октября 2013 года N 107 "О внесении изменений в решение от 28.02.2008 N 2 "Об утверждении коэффициентов, применяемых для расчета годовой арендной платы за использование находящихся на территории Хабарского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" не соответствуют ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в связи с чем подлежат признанию недействующими.
Довод административного иска о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта Правилам определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации по мотиву того, что размер арендной платы, исчисленный с учетом коэффициента К, больше размера, установленного в соответствии с Правилами, основанием для признания недействующим оспариваемого решения не является, поскольку названные Правила применяются в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации. Между тем, в отношении земельных участков, переданных в аренду ФИО, государственная собственность не разграничена.
Также не нашел своего подтверждения довод административного иска о несоответствии решения в оспариваемой части Федеральному закону от 06.10.2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд признает его недействующим в части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
заявление ФИО удовлетворить.
Признать решение Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края от 25 октября 2013 года N 107 "О внесении изменений в решение от 28.02.2008 N 2 "Об утверждении коэффициентов, применяемых для расчета годовой арендной платы за использование находящихся на территории Хабарского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" в части внесения изменений в пункт 1 Приложения 1 решения от 28 февраля 2008 года N 2 "Об утверждении коэффициентов, применяемых для расчета годовой арендной платы за использование находящихся на территории Хабарского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" в части установления коэффициента 0,011, используемого при расчете арендной платы за земельные участки для вида разрешенного использования "сельскохозяйственные угодья" в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в Хабарской районной массовой газете "Вестник целины" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края в пользу ФИО расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 1 марта 2016 г. N 3а-43/2016
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании