Распоряжение Администрации Алтайского края от 10 августа 2016 г. N 236-р
В целях реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, учитывая соглашение о сотрудничестве между Администрацией Алтайского края и автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 18.06.2015 N 172-11/1-05:
1. Утвердить:
Концепцию создания и функционирования детского технопарка Алтайского края (далее - "детский технопарк");
комплекс мер (план мероприятий) по созданию и функционированию детского технопарка.
2. Определить уполномоченным органом внедрения стратегической инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей" Главное управление образования и науки Алтайского края.
Губернатор Алтайского края |
А.Б. Карлин |
Концепция
создания и функционирования детского технопарка Алтайского края
(утв. распоряжением Администрации Алтайского края от 10 августа 2016 г. N 236-р
I. Введение
Концепция создания и функционирования детского технопарка Алтайского края (далее - "Концепция", "детский технопарк") разработана в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497, Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р и с учетом региональных приоритетов государственной политики в сфере дополнительного образования детей, определенных Концепцией развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Администрации Алтайского края от 22.09.2015 N 267-р.
Детские технопарки создаются в Российской Федерации в соответствии со стратегической инициативой автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее также - АСИ) "Новая модель дополнительного образования детей". В Алтайском крае вышеуказанная модель реализуется на основании соглашения о сотрудничестве между Администрацией Алтайского края и автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 18.06.2015 N 172-11/1-05.
Под детским технопарком понимается управляемый региональным оператором имущественный комплекс, оснащенный высокотехнологичным оборудованием, созданный на базе одной организации с участием предприятий-инвесторов и организаций, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, на базе которой образовательной организацией, имеющей соответствующую лицензию, осуществляется обучение по дополнительным общеобразовательным программам технической и естественнонаучной направленности, соответствующим приоритетным направлениям развития Российской Федерации и Алтайского края, с целью формирования у детей изобретательского мышления и подготовки будущих кадров для инновационного развития экономики региона.
Региональный оператор (организация-оператор) - это юридическое лицо, выступающее субъектом права в отношении имущественного комплекса детского технопарка, уполномоченное осуществлять управление созданием, целевую и техническую эксплуатацию, обеспечение функционирования данного комплекса.
Детский технопарк рассматривается как ресурсный центр, объединяющий и систематизирующий работу с мотивированными и одаренными детьми края, задающий инновационные ориентиры развития дополнительного образования детей по техническому и естественнонаучному направлению.
Настоящая Концепция определяет цель, задачи и направления реализации проекта по созданию и функционированию детского технопарка.
II. Актуальность создания детского технопарка
В Алтайском крае развитие инновационного потенциала детского и юношеского технического творчества является одной из важнейших стратегических задач региона.
Детский технопарк призван решать следующие задачи: вовлечение обучающихся в научно-техническое творчество и популяризацию престижа инженерных профессий среди молодежи;
стимулирование интересов обучающихся к сфере инноваций и высоких технологий;
совершенствование системы поиска и поддержки одаренных детей; формирование условий для инвестирования в систему дополнительного образования;
создание стартовых площадок для реализации проектов в приоритетных областях социально-экономического развития Алтайского края.
В Алтайском крае детское техническое творчество осуществляется на базе организаций дополнительного образования, общеобразовательных и негосударственных организаций. Программами дополнительного образования детей в 2015 году охвачено 65 % детей в возрасте от 5 до 18 лет (62 % - в 2014 году). Из 267 тыс. человек обучающихся в образовательных организациях края техническим творчеством в крае занимаются около 22 тыс. человек (8,3 %). За последние три года увеличилось число объединений на 79 единиц, однако численность обучающихся по дополнительным образовательным программам технической направленности выросла незначительно, не более чем на 300 человек.
В учреждениях дополнительного образования детей края накоплен опыт организации работы по таким видам технического творчества как начальное техническое моделирование, авиа моделирование, судомоделирование, радио конструирование. Наряду с традиционными видами технического творчества в учреждениях дополнительного образования активно развиваются новые, актуальные для детей и молодежи направления: робототехника, цифровое прототипирование, программирование, компьютерный дизайн и графика, проектно-исследовательская деятельность.
Вместе с тем в дополнительном образовании технического направления обозначились регрессивные процессы, которые связаны с устаревающей материально-технической базой, сравнительно невысоким темпом внедрения современных технологий, в том числе систем автоматизированного проектирования. Недостаточное внимание уделяется техническим направлениям, которые представляют собой пример синтеза науки, техники и спорта.
Дополнительные общеобразовательные программы технической направленности нуждаются в модернизации и приведении к требованиям, соответствующим современным задачам обеспечения развития познавательных и профессиональных интересов учащихся, активизации их творческого, инженерного мышления, формирования опыта творческой технической деятельности.
III. Организационные основы деятельности детского технопарка
Цель - создание в Алтайском крае интерактивной, инвестиционно привлекательной образовательной среды для выявления и сопровождения талантливых и мотивированных детей по техническому и естественнонаучному направлению, формирование кадрового резерва региона.
Задачи:
внедрение инновационных дополнительных общеразвивающих программ технической и естественнонаучной направленности;
устранение дефицита высокотехнологичных услуг населению в сфере дополнительного образования детей;
создание благоприятных условий для негосударственных поставщиков услуг дополнительного образования детей, включая равный доступ к бюджетному финансированию государственных и негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы;
развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования;
выделение и распространение лучших практик реализации региональных программ дополнительного образования детей по технической и естественнонаучной направленности, инновационного педагогического опыта.
Внедрение проекта по созданию детского технопарка будет обеспечено запуском эффективных механизмов мотивации его участников - обучающихся, их родителей, преподавателей, организаций системы образования, промышленных и научных предприятий, бизнес-структур, органов государственной власти регионального и муниципального уровней - к сотрудничеству и сотворчеству.
Поддержка и сопровождение одаренного обучающегося формируется через построение индивидуальной образовательной траектории. Использование передового высокотехнологичного оборудования будет способствовать качественному предоставлению услуг дополнительного образования.
Для специалистов в научно-технической сфере, преподавателей и педагогов будут созданы возможности для постоянного повышения квалификации в условиях, отвечающих инновационному развитию, ориентированных на практику. Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования края будут использовать детский технопарк в качестве одного из инструментов профориентации и мотивации будущих абитуриентов. Детский технопарк региона станет стажировочной площадкой, обеспечивающей распространение лучших моделей и практик в области дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленности во всех муниципалитетах края, будет способствовать повышению охвата детей программами инженерно-технической направленности.
Кроме того, создание и функционирование детского технопарка будет способствовать повышению уровня инновационной экономики Алтайского края в областях производства и переработки сельскохозяйственного сырья, биотехнологий, информационных систем и технологий, охраны окружающей среды и рационального природопользования, энергетики и энергосбережения и других. Данная организация будет тесно сотрудничать с ведущими предприятиями региона по приоритетным образовательным направлениям.
Проект станет площадкой для отработки механизмов государственно частного и социального партнерства, расширения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг дополнительного образования детей, внедрения сертификатов на услуги дополнительного образования детей.
IV. Образовательные направления детского технопарка
На базе детского технопарка планируется реализовывать дополнительные общеразвивающие программы по образовательным направлениям:
робототехника;
IТ-технологии;
геоинформационные технологии;
автомоделирование;
аэромоделирование;
биотехнологии;
дополненная и виртуальная реальность.
Образовательные направления детского технопарка могут запускаться последовательно. Расширение списка направлений и последовательность запуска осуществляются в соответствии с государственным и социальным заказом на обеспечение кадрового резерва региона.
Базовым форматом образовательного процесса является проектная деятельность. По результатам освоения программ естественнонаучного и технического направления обучающиеся технопарка в составе проектной команды будут разрабатывать и реализовывать научно-исследовательские проекты по техническому заданию от предприятия, а также в составе команды детского технопарка принимать участие в профильных мероприятиях регионального и федерального уровней.
V. Порядок подготовки и отбора обучающихся для детского технопарка
Порядок подготовки обучающихся для прохождения программ детского технопарка может быть представлен трехуровневой моделью.
Первый уровень - стартовый.
В его основе лежит выявление мотивированных и одаренных детей по техническому направлению на базе организаций общего и дополнительного образования, негосударственных организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования. Проведение школьных и муниципальных этапов олимпиад, смотров, конкурсов, состязаний технической и естественнонаучной направленности, формирование команд для участия в региональных этапах мероприятий. В деятельности детского технопарка на стартовом уровне будет развернута работа по образовательным программам, направленным на популяризацию науки и техники, деятельность музея науки, научные развлечения для детей независимо от возраста и уровня подготовки.
Второй уровень - базовый.
Основывается на интеграции ресурсов образовательных организаций разных уровней и форм собственности, коммерческих предприятий с целью реализации дополнительных общеразвивающих программ для детей, прошедших первый - стартовый уровень и проявивших себя в региональных конкурсных мероприятиях технической направленности. На этом этапе возможно закрепление школьных проектных команд за профильными кафедрами вузов, профориентационная работа, реализация учебных проектов по заданию научных учреждений и предприятий. Центры молодежного инновационного творчества (далее - ЦМИТ) "Ползунов", "Эврика", "СозDатель", "Политех", созданные в 2015 году на базе вузов (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный аграрный университет", Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО "АлтГТУ"), смогут оказать ресурсную и методическую поддержку по обучению и реализации проектов, выступить разработчиками содержания и организаторами конкурсных испытаний (олимпиад) для качественного отбора школьников с базового уровня на продвинутый уровень.
Третий уровень - продвинутый.
Обучающиеся детского технопарка третьего уровня - школьники преимущественно 5-11 классов, отобранные из числа победителей краевых, региональных и международных конкурсов технической и естественнонаучной направленности. Образовательная деятельность организована в рамках индивидуальных траекторий и межпредметных практикоориентированных учебных проектов.
Кроме того, предусматривается работа учащихся на стартовых площадках инновационных проектов при решении реальных технологических задач совместно с предприятиями-партнерами Алтайского края.
VI. Целевые показатели и индикаторы реализации проекта по созданию и функционированию детского технопарка
Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами в 2020 году до 75 %;
количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям технического развития Российской Федерации и Алтайского края, на базе детского технопарка, составит к 2019 году не менее 800 человек;
доля педагогов детского технопарка, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам, в общем числе педагогов детского технопарка - 100 %;
количество проектов технической и естественнонаучной направленности, реализованных детьми Алтайского края и представленных на региональных и федеральных отчетных мероприятиях по презентации результатов проектной деятельности, - не менее 100 ежегодно;
количество детей, принявших участие в публичных мероприятиях детского технопарка, - не менее 4000 человек ежегодно;
количество публичных мероприятий, организованных детским технопарком, - не менее 10 единиц ежегодно;
количество обучающих мероприятий технической и естественнонаучной направленности (в том числе хакатонов, интерактивных модульных школ и другое) для детей на уровне базового и продвинутого обучения - не менее 10 ежегодно;
количество внедренных дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач для проектной деятельности детей, - к 2019 году не менее 10;
количество групп школьников численностью не менее 3 человек, на постоянной основе реализующих инженерные проекты на базе детского технопарка, - не менее 15 ежегодно;
количество школьных команд, принявших участие в соревнованиях естественнонаучной и технической направленности регионального уровня, - не менее 40 ежегодно;
количество школьных команд, прошедших конкурный отбор в соревнованиях естественнонаучной и технической направленности регионального уровня и направленных на федеральный этап, - не менее 3 ежегодно;
доля выпускников детского технопарка, поступивших на обучение по специальностям технической и естественнонаучной направленности в профессиональные образовательные организации и вузы, - не менее 80 %.
Комплекс мер
(план мероприятий) по созданию и функционированию детского технопарка
(утв. распоряжением Администрации Алтайского края от 10 августа 2016 г. N 236-р)
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок начала реализации |
Срок окончания реализации |
Ожидаемый результат |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Мероприятия, направленные на создание и организацию деятельности детского технопарка в 2016 году | |||||
1 |
Разработка Концепции создания и функционирования детского технопарка (описание модели образовательной организации, образовательных направлений, механизмов государственно-частного партнерства) |
1 августа 2016 года |
30 сентября 2016 года |
распоряжение Администрации края |
Главное управление образования и науки Алтайского края |
2 |
Утверждение межведомственной рабочей группы по созданию детского технопарка |
1 июня 2016 года |
30 июня 2016 года |
приказ Главного управления образования и науки Алтайского края |
Главное управление образования и науки Алтайского края |
3 |
Внесение изменений в государственную программу "Развитие образования в Алтайском крае" на 2014-2020 годы в части включения мероприятий по организации финансирования детского технопарка |
1 августа 2016 года |
1 сентября 2016 года |
внесение изменений в постановление Администрации края от 20.12.2013 N 670 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае" на 2014-2020 годы" |
Главное управление образования и науки Алтайского края |
4 |
Утверждение объектов для размещения детского технопарка |
1 июля 2016 года |
31 августа 2016 года |
перечень объектов для размещения детского технопарка, утвержденный приказом Главного управления образования и науки Алтайского края |
Главное управление образования и науки Алтайского края |
5 |
Утверждение перечня образовательных направлений |
1 августа 2016 года |
31 августа 2016 года |
перечень образовательных направлений, утвержденный протоколом межведомственной рабочей группы по созданию детского технопарка |
Главное управление образования и науки Алтайского края; рабочая группа по созданию детского технопарка |
6 |
Утверждение перечня оборудования |
1 августа 2016 года |
31 августа 2016 года |
перечень оборудования, техническое задание на оборудование, утвержденные протоколом межведомственной рабочей группы по созданию детского технопарка |
Главное управление образования и науки Алтайского края; рабочая группа по созданию детского технопарка |
7 |
Разработка и утверждение проектно-сметной документации строительного объекта для размещения детского технопарка |
1 августа 2016 года |
31 августа 2016 года |
проектно-сметная документация строительного объекта для размещения детского технопарка, включая дизайн-проект, проведение закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; смета на функционирование детского технопарка, утвержденная учредителем |
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края |
8 |
Строительно-монтажные работы реконструкции здания, расположенного по адресу г. Барнаул, ул. Папанинцев, д. 113 (третий этап) |
с момента определения подрядчика |
30 декабря 2016 года |
разрешение на ввод здания в эксплуатацию |
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края |
9 |
Закупка, доставка и наладка оборудования |
с момента подписания контракта |
30 декабря 2018 года |
акт приемки |
организация-оператор (по согласованию) |
10 |
Организация реализации дополнительных общеразвивающих программ и проектов на базе краевых организаций дополнительного образования |
1 сентября 2016 года |
30 декабря 2016 года |
утверждение дополнительных общеразвивающих программ по техническому и естественнонаучному направлению |
краевые организации дополнительного образования (учредитель - Главное управление образования и науки Алтайского края) |
2. Мероприятия, направленные на обеспечение функционирования детского технопарка в 2017-2019 годах | |||||
11 |
Организация реализации дополнительных общеразвивающих программ и проектов на базе детского технопарка |
1 сентября 2016 года |
30 декабря 2016 года |
утверждение дополнительных общеразвивающих программ по техническому и естественнонаучному направлению |
организация-оператор (по согласованию) |
12 |
Оказание услуг обучающимся детского технопарка в рамках образовательного сертификата |
1 января 2017 года |
30 декабря 2019 года |
реализация сертификатов на услуги детского технопарка |
организация-оператор (по согласованию) |
13 |
Проведение презентационных мероприятий на базе детского технопарка |
1 января 2017 года |
30 декабря 2019 года |
программы презентационных мероприятий на базе детского технопарка |
организация-оператор (по согласованию) |
14 |
Проведение летних профильных смен для одаренных детей |
1 июня 2017 года |
30 августа 2017 года, далее ежегодно |
план проведения краевых профильных смен, утвержденный приказом Главного управления образования и науки Алтайского края |
Главное управление образования и науки Алтайского края |
15 |
Закупка, доставка и наладка оборудования |
с момента подписания контракта |
30 декабря 2018 года |
акт приемки |
организация-оператор (по согласованию) |
16 |
Заключение договоров с частными инвесторами |
с момента подписания контракта |
30 декабря 2018 года |
договоры с частными инвесторами |
организация-оператор (по согласованию) |
3. Мероприятия по повышению квалификации педагогов детского технопарка | |||||
17 |
Обучение по образовательным программам для преподавателей детского технопарка, организуемым автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - АСИ) |
согласно приглашению АСИ |
30 декабря 2019 года |
удостоверения о повышении квалификации преподавателям детского технопарка |
организация-оператор (по согласованию) |
18 |
Курсы повышения квалификации для преподавателей детского технопарка на базе краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования" |
1 сентября 2016 года |
30 декабря 2019 года |
удостоверения АКИПКРО о повышении квалификации преподавателей детского технопарка |
АКИПКРО |
19 |
Обучение по программе магистратуры федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Алтайский государственный педагогический университет" по специальности "Педагогическое образование: Управление системой дополнительного образования детей" |
1 сентября 2016 года |
30 декабря 2018 года |
документ об образовании |
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный педагогический университет" (по согласованию) |
20 |
Проведение мероприятий по повышению профессионального мастерства педагогов дополнительного образования по техническому и естественнонаучному направлениям |
1 сентября 2016 года |
30 декабря 2019 года |
программы мероприятий по повышению педагогического мастерства (семинары, вебинары, мастер-классы и другое) |
Главное управление образования и науки Алтайского края |
21 |
Функционирование стажировочной площадки АКИПКРО по дополнительному образованию технического и естественнонаучного направлений повышения квалификации руководящих и педагогических работников, в том числе с использованием ресурсов детского технопарка |
1 января 2017 года |
30 декабря 2018 года |
утверждение программы стажировоч- ной площадки |
АКИПКРО |
4. Мероприятия по разработке дополнительных общеобразовательных программ детского технопарка | |||||
22 |
Формирование технического задания для предприятий и образовательных организаций высшего образования (далее - "вузы") на составление дополнительных общеразвивающих программ, учебно-практических задач для обучающихся детского технопарка |
1 ноября 2016 года |
30 декабря 2017 года |
заключение договоров (соглашений) на реализацию технического задания |
организация-оператор (по согласованию) |
23 |
Разработка дополнительных общеразвивающих программ по техническому и естественнонаучному направлению |
1 ноября 2016 года |
30 декабря 2018 года |
утверждение дополнительных общеразвивающих программ по техническому и естественнонаучному направлению |
организация-оператор (по согласованию) |
24 |
Закрепление за обучающимися детского технопарка тьюторов из числа специалистов вузов и предприятий-инвесторов |
1 декабря 2016 года |
30 декабря 2018 года |
протокол педагогического совета детского технопарка |
организация-оператор (по согласованию) |
5. Мероприятия по работе с одаренными и мотивированными детьми из числа обучающихся детского технопарка | |||||
25 |
Создание на базе детского технопарка ресурсного методического центра дополнительного образования технической и естественнонаучной направленности |
1 января 2017 года |
30 декабря 2019 года |
положение о ресурсном методическом центре дополнительного образования технической и естественнонаучной направленности |
организация-оператор (по согласованию) |
26 |
Организация участия команд детского технопарка в инженерных соревнованиях, инженерно-промышленных форумах, во время которых программисты, дизайнеры и обучающиеся сообща работают над решением поставленной задачи |
в течение 2016-2017 учебного года |
в течение 2018-2019 учебного года |
план проведения краевых мероприятий технической и естественнонаучной направленности, утвержденный протоколом Алтайского краевого совета директоров организаций дополнительного образования |
Главное управления образования и науки Алтайского края; организация-оператор (по согласованию) |
27 |
Организация участия обучающихся детского технопарка в конкурсах федерального и межрегионального уровня, в том числе в мероприятиях, проводимых в рамках проекта "Джуниорскиллс" по стандартам "Ворлдскиллс" |
в течение 2016-2017 учебного года |
в течение 2018-2019 учебного года |
план проведения краевых мероприятий, в том числе участие в конкурсах федерального и межрегионального уровня, утвержденный протоколом Алтайского краевого совета директоров организаций дополнительного образования |
Главное управление образования и науки Алтайского края; организация-оператор (по согласованию) |
28 |
Проведение летних школ, профильных смен в области технического творчества и естественнонаучного образования (совместно с ассоциацией "Образовательная робототехника в Алтайском крае", IT-кластером, Алтайским кластером аграрного машиностроения) |
1 января 2017 года |
30 декабря 2017 года, далее ежегодно |
программа краевых профильных смен для одаренных детей, утвержденная приказом Главного управления образования и науки Алтайского края |
Главное управление образования и науки Алтайского края; организация-оператор (по согласованию) |
29 |
Организация выставочной площадки "Детский технопарк Алтайского края" в рамках Форума "Электронная неделя на Алтае", Фестиваля науки |
1 января 2017 года |
30 декабря 2017 года, далее ежегодно |
программа выставочных площадок "Детский технопарк Алтайского края" в рамках Форума "Электронная неделя на Алтае", Фестиваля науки |
Главное управление образования и науки Алтайского края; Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; АКИПКРО |
6. Информационное сопровождение проекта | |||||
30 |
Утверждение медиаплана сопровождения работы по созданию и функционированию детского технопарка |
1 сентября 2016 года |
30 сентября 2016 года |
медиаплан проекта, утвержденный приказом Главного управления образования и науки Алтайского края |
Главное управление образования и науки Алтайского края |
31 |
Создание сайта детского технопарка |
1 декабря 2016 года |
28 января 2017 года |
наличие функционирующего сайта |
организация-оператор (по согласованию) |
32 |
Обеспечение и актуальное обновление новостной ленты на официальном сайте Алтайского края |
ежегодно (не реже 1 раза в месяц) |
контентное наполнение сайта |
Главное управление образования и науки Алтайского края |
|
33 |
Мониторинг плановых мероприятий "дорожной карты" внедрения проекта |
30 августа 2016 года |
28 декабря 2018 года |
отчет о выполнении (не реже 1 раза в полугодие) |
Главное управление образования и науки Алтайского края |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Алтайского края от 10 августа 2016 г. N 236-р
Текст распоряжения официально опубликован не был