Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Перспективы совершенствования законодательства Алтайского края
3.1. Предложения по совершенствованию отдельных сфер правового регулирования
3.1.1. Предложения по совершенствованию законодательства в сфере правовой политики
3.1.1.1. Комитетом по правовой политике Алтайского краевого Законодательного Собрания в связи с переходом на правительственную модель управления предлагается продолжить совершенствование законодательства Алтайского края о парламентском контроле, в том числе в части установления порядка проведения "правительственного часа" в Алтайском краевом Законодательном Собрании.
3.1.1.2. Правительство Алтайского края отмечает, что органам государственной власти края предстоит продолжить работу по созданию комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления, для этого развивать заложенные в федеральных актах принципы деятельности органов государственной власти, включая расширение их самостоятельности усиление ответственности за принятые решения, уменьшение коррупциогенных рисков.
3.1.1.3. Правительство Алтайского края отмечает, что организация доступа независимых экспертов к проектам правовых актов (правовым актам) не имеет единообразия на уровне субъектов РФ и тем более на уровне муниципалитетов, что затрудняет доступ к поиску актов (проектов) для независимых экспертов. Закон Алтайского края от 2 марта 2017 года N 13-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" предусматривает, что для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, издаваемых Губернатором Алтайского края, принимаемых Правительством Алтайского края и иными органами исполнительной власти Алтайского края, Губернатор Алтайского края, Правительство Алтайского края и иные органы исполнительной власти Алтайского края размещают указанные проекты на официальном сайте Правительства Алтайского края не позднее чем за пять дней до дня их принятия (издания). Ведется соответствующая работа по созданию подраздела "Независимая антикоррупционная экспертиза" в разделе "Документы" на официальном сайте Алтайского края для размещения в нем вышеуказанных проектов документов. Вместе с тем, очевидно, что на практике нарушения законодательства и коррупциогенные факторы чаще выявляются в муниципальных правовых актах, но вопрос о полномочиях органов местного самоуправления в организации обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов (их проектов) пока остается открытым и требует дополнительной проработки.
3.1.1.4. Представители Алтайского государственного университета отмечают, что указом Президента Российской Федерации "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы" рекомендована субъектам Российской Федерации организация соответствующих мероприятий по развитию государственной гражданской службы. В этой связи представители вуза считают необходимым принятие в Алтайском крае единого для всех краевых государственных органов плана мероприятий по развитию государственной гражданской службы края с четким закреплением действенных форм и способов контроля и координации деятельности этих органов по выполнению предусмотренных мероприятий.
3.1.1.5. В сфере противодействия коррупции комитетом по правовой политике Алтайского краевого Законодательного Собрания предлагается продолжить дальнейшее совершенствование законодательства Алтайского края в соответствии с динамикой федерального законодательства, в том числе в части совершенствования механизмов исполнения антикоррупционных обязанностей и привлечения к ответственности за их неисполнение.
3.1.1.6. Комитет по правовой политике предлагает продолжить дальнейшее совершенствование законодательства Алтайского края в части обеспечения прав граждан на тишину.
3.1.1.7. Комитет по правовой политике предлагает разработать проект закона Алтайского края об установлении административной ответственности за нарушение дополнительных ограничений курения табака, установленных законом Алтайского края.
3.1.1.8. В связи со вступлением в силу Федерального закона 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", а также с учетом нормотворческой деятельности других субъектов Российской Федерации (Архангельской области, Забайкальского края, республик Бурятия, Чувашия, Карачаево-Черкесия, Липецкой области и др.) и положительного опыта профилактической деятельности на указанных территориях, Барнаульский юридический институт предлагает рассмотреть вопрос о необходимости разработки закона Алтайского края "О профилактике правонарушений на территории Алтайского края".
3.1.1.9. Администрация города Барнаула выявила проблемы в практике применения закона Алтайского края "Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края". Тенденция правоприменительной практики по данной категории дел складывается таким образом, что суды отменяют постановления административной комиссии, вынесенные за нарушение статьи 5.35. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в случае выявления фактов пребывания несовершеннолетних в ночное время в общественных местах в связи с отсутствием причинно-следственной связи, кроме того, юридические лица не подлежат ответственности на основании данной статьи.
Учитывая изложенное, закон Алтайского края "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" предлагается дополнить положениями, предусматривающими ответственность физических и юридических лиц за несоблюдение мер по недопущению нахождения детей в общественных местах.
3.1.1.10. Представители Алтайского государственного университета предлагают предусмотреть в законодательстве Алтайского края ответственность за совершение правонарушений в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг путем внесения соответствующих дополнений в закон Алтайского края "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края", либо принятием специального закона. По мнению представителей вуза, наиболее приоритетным является принятие специального закона Алтайского края об ответственности в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.
Так, например, согласно закону Иркутской области "Об административной ответственности в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг" ответственности подлежат должностные лица органов государственной власти области и местного самоуправления, работники организаций и многофункциональных центров за нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, повлекшее их непредоставление либо предоставление с нарушением установленных сроков; а также за требование документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, если эти деяния не являются уголовно наказуемыми. Соответствующие дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями. Упомянутый вариант закрепления административного правонарушения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг специальным законом субъекта РФ характеризует особую значимость объекта посягательства, а также закрепляет публичную ответственность регионального законодателя перед населением в установленной сфере.
3.1.1.11. Представители Барнаульского юридического института отмечают, что Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года к основным направлениям государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности относит разработку региональных и муниципальных целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов. Поэтому представители вуза считают целесообразным:
дополнить задачи и ожидаемые результаты реализации региональных программ (оценку эффективности) таким параметром, как динамика регистрации преступлений и правонарушений экстремистской направленности, т.е. показателями, которые наиболее достоверно могут иллюстрировать сложившуюся ситуацию и позволить произвести корректировку антиэкстремистской государственно-правовой политики;
акцентировать внимание на задачах по правовому просвещению граждан, разъяснению юридической ответственности за экстремистскую деятельность, в т.ч. в сети Интернет;
более детально дифференцировать субъекты, на которые непосредственно направлено воздействие некоторых мероприятий программ (указывать их возраст, социальный статус и т.д.);
публиковать в общем доступе итоговые отчеты для информирования общественности о мероприятиях, осуществляемых в рамках реализации программ и их результатах.
3.1.1.12. В сфере реализации избирательных прав граждан комитетом по правовой политике Законодательного Собрания предлагается продолжить совершенствование законодательства Алтайского края в соответствии с динамикой федерального законодательства и правоприменительной практикой при проведении избирательных кампаний 2016 года.
3.1.2. Предложения по совершенствованию законодательства в сфере организации местного самоуправления
3.1.2.1. По мнению представителей Алтайского государственного университета не до конца урегулирован в законодательстве вопрос о представителе нанимателя в отношении главы местной администрации.
3.1.2.2. По мнению администрации Первомайского района, не урегулированный вопрос с финансированием оплаты труда сельского старосты является одним из факторов, тормозящих развитие института старост на территории района. Администрация района предлагает изучить возможность внесения изменений в закон Алтайского края "О старосте сельского населенного пункта Алтайского края" в части уточнения источников оплаты компенсации сельским старостам.
3.1.2.3. Администрация Первомайского района отмечает, что законодательно не урегулирован вопрос о взаимодействии органов местного самоуправления с собственниками земельных участков, предполагаемых для комплексного освоения. Отсутствие правового решения данного вопроса возлагает ответственность за создание инфраструктуры на данных территориях на органы местного самоуправления муниципальных районов. По мнению представителей администрации Первомайского района необходимо законодательное регулирование вопроса об обязании собственника земельного участка, предполагаемого для комплексного освоения, обеспечить в определенные сроки данную территорию инженерной и транспортной инфраструктурой.
3.1.2.4. Администрация Бурлинского района предлагает на законодательном и подзаконном уровнях изучить возможность решения ряда вопросов, касающихся муниципальной службы:
вопрос о повышении коэффициента за выслугу лет;
вопрос о доплате к пенсии для муниципальных служащих из краевого бюджета;
вопрос по индексации окладов муниципальных служащих (относится к полномочиям органов исполнительной власти).
3.1.2.5. Администрация Немецкого национального района считает целесообразным внести изменения в часть 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в которой закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения.
В указанный перечень предлагается включить вопросы, предусмотренные пунктами 5, 18 и 22 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствие с законодательством Российской Федерации;
участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, поскольку, они затрагивают непосредственно обеспечение жизнедеятельности населения и иногда требуют незамедлительного решения на месте. Органы местного самоуправления поселения должны непосредственно принимать участие в осуществлении данных вопросов, а не самоустраняться.
Профильный комитет Законодательного Собрания отмечает, что федеральным законом предусмотрена возможность дополнять список вопросов местного значения сельского поселения законом субъекта Российской Федерации. Соответственно целесообразней выйти с данным предложением на уровень краевого законодательства.
3.1.3. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере бюджетных отношений
3.1.3.1. Правительство Алтайского края отмечает, что законодательство должно обеспечить комплексное стратегическое планирование экономики края. При этом любое предлагаемое новое решение анализируется с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и социального эффекта. В 2017 году продолжается корректировка социальных и налоговых законов края, направленная на обеспечение "адресности" социальной помощи населению. Перспективной задачей остается совершенствование правовой базы, направленной на регулирование государственной поддержки перспективных инновационных секторов экономики. В частности, в правительстве отмечают, что предпочтительной формой поддержки должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.
3.1.3.2. Комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по бюджету и налогам будет продолжать работу по разработке и совершенствованию следующих нормативных правовых актов Алтайского края:
закон Алтайского края "О транспортном налоге на территории Алтайского края" (в части правил исчисления авансовых платежей по налогу);
закон Алтайского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" (в части корректировки формулировок о полномочиях органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере финансов, и об определении субъекта права внесения в законодательный орган проектов законов о бюджете края). В связи с изменением федерального законодательства возможно внесение изменений и в соответствующие законы Алтайского края.
3.1.3.3. Для облегчения возможности приобретения автомобилей большой вместимости многодетными семьями постоянное депутатское объединение - фракция ЛДПР в Алтайском краевом Законодательном Собрании считает необходимым установить соответствующие льготы по уплате транспортного налога, в связи с чем внести изменения в закон Алтайского края "О транспортном налоге на территории Алтайского края". Также фракцией предлагается внести в вышеуказанный закон изменения, направленные на снижение ставок транспортного налога для владельцев маломерных судов, что мотивирует их владельцев поставить свои транспортные средства на учет и повысит дисциплину уплаты транспортного налога.
3.1.3.4. Администрация Рубцовского района Алтайского края, принимая во внимание, что у органов местного самоуправления наблюдается недостаток собственных доходных источников для обеспечения тех расходов, которые установлены федеральным законодательством, предлагает рассмотреть вопрос по внесению изменений и дополнений в налоговое и бюджетное законодательство, которые обеспечили бы финансирование закрепленных полномочий.
3.1.4. Предложения по совершенствованию законодательства в сфере государственной поддержки предпринимательства, инвестиций, имущественных отношений и собственности
3.1.4.1. В соответствии с профилем комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству предлагается продолжить работу по разработке и совершенствованию следующих нормативных правовых актов Алтайского края:
закона Алтайского края "О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае";
закона Алтайского края "О порядке управления и распоряжения собственностью Алтайского края";
закона Алтайского края "О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Алтайского края";
закона Алтайского края "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края";
закона "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае";
закона Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков";
закона Алтайского края "О туризме в Алтайском крае";
закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края";
закона Алтайского края "Об утверждении перечня поселений с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
закона Алтайского края "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края".
3.1.4.2. Прокуратура Алтайского края отмечает, что Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" большая часть полномочий сельских поселений закреплена за органами местного самоуправления муниципальных районов, в том числе осуществление муниципального жилищного контроля. Порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории края регламентирован Законом края от 04.09.2013 N 47-ЗС "О муниципальном жилищном контроле на территории Алтайского края". Согласно ч. 1 ст. З указанного закона муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования организовывают органы местного самоуправления поселений и городских округов. Таким образом, законом края осуществление указанных полномочий оставлено за сельскими поселениями.
По существу норма краевого закона не противоречит федеральному законодательству, поскольку ч. З ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает возможность закрепления законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований указанных полномочий за сельскими поселениями. Вместе с тем, на практике нет единства в применении норм федерального и краевого законодательства.
Проведенное прокуратурой края обобщение показало, что в ряде случаев указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, а в ряде - сельских поселений, причем, только в 17% случаев заключались соглашения о передаче полномочий. Кроме того, фактически уставами муниципальных образований края вопросы осуществления муниципального жилищного контроля отнесены к ведению муниципальных районов. В целях устранения существующей неопределенности в правоприменении прокуратура Алтайского края предлагает внести изменения в ч. 1 ст. З Закона края "О муниципальном жилищном контроле на территории Алтайского края", закрепив указанные вопросы за муниципальными районами, городскими поселениями и городскими округами.
3.1.4.3. Администрация Первомайского района полагает, что законодательного урегулирования на уровне субъекта требует вопрос об организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, сортировке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, что значительно затрудняет сегодня реализацию данных полномочий на местном уровне.
3.1.4.4. Администрация Первомайского района считает необходимым внести уточнения в порядок предоставления земельных участков, установленный законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", который предполагает, что при наличии земельного участка в границах муниципального района он предоставляется очереднику, независимо от проживания его на территории конкретного поселения. В связи с чем необходимо уточнить законодательно возможность сохранения первоначальной очередности заявителя в случае его отказа (неоднократного отказа) от предложенного земельного участка, расположенного в границах муниципального района, но в сельском поселении, в котором гражданин не проживает.
3.1.4.5. В целях установления приоритета предоставления земельных участков многодетным семьям, в первую очередь в том населенном пункте, где семья зарегистрирована по месту жительства, постоянное депутатское объединение - фракция ЛДПР в Алтайском краевом Законодательном Собрании предлагает внести изменения в закон Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков".
3.1.4.6. Администрация Первомайского района считает необходимым внести изменения в статью 3 закона Алтайского края "О муниципальном жилищном контроле на территории Алтайского края" в части приведения полномочий органов местного самоуправления в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3.1.5. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере сельского хозяйства
3.1.5.1. Комитетом по аграрной политике и природопользованию Алтайского краевого Законодательного Собрания предлагается продолжить совершенствование законодательства Алтайского края в области лесных отношений, отнесенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации к ведению региона в связи с динамикой федерального законодательства и правоприменительной практикой.
3.1.5.2. Комитетом по аграрной политике и природопользованию Алтайского краевого Законодательного Собрания предлагается продолжить совершенствование законодательства Алтайского края в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с динамикой федерального законодательства и правоприменительной практикой.
3.1.5.3. Комитет по аграрной политике и природопользованию Алтайского краевого Законодательного Собрания продолжит работу в области законодательного обеспечения развития мараловодства в Алтайском крае.
3.1.5.4. Администрация города Барнаула отмечает, что возникают проблемы при применении Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и закона Алтайского края от 14.03.2003 N 8-ЗС "О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения". Орган местного самоуправления не может осуществить выдел земельного участка в счет невостребованных земельных долей без нарушения норм к образуемым земельным участкам, установленных законом Алтайского края.
3.1.5.5. Администрация Первомайского района считает целесообразным уточнить, об органах местного самоуправления какого уровня идет речь в законе Алтайского края "Об охране зеленых насаждений городских и сельских поселений Алтайского края". В настоящее время общая формулировка "органы местного самоуправления" вызывает вопросы при реализации данного закона.
3.1.5.6. Администрация Поспелихинского района, учитывая важность сохранения пахотных земель в степной зоне Алтайского края, предлагает принять закон Алтайского края "О сохранении и воспроизводстве защитных лесополос на землях сельскохозяйственного назначения", предусмотрев возможность муниципалитетов контролировать вопросы вырубки и восстановления лесозащитных полос.
3.1.6. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере социальной защиты и социальной поддержки граждан, защиты семьи и детства, молодежной политики и образования
3.1.6.1. Администрация города Барнаула отмечает наличие в городе Барнауле проблемы отказа граждан, имеющих трех и более детей, стоящих на учете в качестве желающих приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, от подачи заявления о предоставлении конкретного земельного участка. В связи с этим администрация города Барнаула предлагает рассмотреть вопрос об альтернативных формах поддержки. По мнению администрации, региональным законом можно предусмотреть такие меры социальной поддержки как непосредственное предоставление жилого помещения, или социальной выплаты на приобретение жилых помещений, на участие в долевом строительстве многоквартирных домов, на индивидуальное жилищное строительство, на оплату первоначального взноса, погашение процентов и (или) основного долга по ипотечным кредитам, предоставленным на приобретение жилых помещений, участие в долевом строительстве многоквартирных домов, индивидуальное жилищное строительство и иные меры социальной поддержки.
3.1.6.2. Администрация города Барнаула, проанализировав правовое регулирование сферы защиты имущественных прав несовершеннолетних, выявила отсутствие законодательно определенных критериев, обязательное соблюдение которых позволяло бы органу опеки и попечительства выдавать согласие на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних. Выдача разрешения возможна только при наличии согласия обоих родителей несовершеннолетнего. Указанное требование не распространяется на случаи, когда один из родителей лишен родительских прав, что подтверждается вступившим в законную силу решением суда, либо умер. В случае поступления заявления о выдаче согласия на отказ от преимущественного права покупки несовершеннолетним особые требования не предъявляются. Для выдачи согласия достаточно указания в заявлении на обеспеченность жилой площадью, отсутствие желания и возможности приобрести долю в праве собственности. К заявлению прикладываются свидетельство о праве собственности несовершеннолетнего, выписка из домовой книги по месту жительства несовершеннолетнего. Закрепление вышеуказанных критериев в нормативном правовом акте, по мнению администрации, позволило бы избежать возникающих вопросов в процессе правоприменения.
3.1.6.3. Администрация города Барнаула считает целесообразным внести изменения в закон Алтайского края "О порядке и размере выплаты денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на содержание в семье опекуна (попечителя), приемной семье" в части возможности зачисления на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем, денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье.
3.1.7. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере здравоохранения и науки
3.1.7.1. Комитет по здравоохранению и науке предлагает продолжить работу по разработке и совершенствованию следующих нормативных правовых актов Алтайского края:
закон Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Алтайского края";
закон Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О научной деятельности и региональной научно-технической политике Алтайского края";
закон Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О премиях Алтайского края в области науки и техники";
закон Алтайского края "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Алтайского края в сфере здравоохранения";
закон Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территории Алтайского края";
постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания "О внесении изменения в постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 июня 2008 года N 382 "О Совете по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при Алтайском краевом Законодательном Собрании";
постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания "Об обращении Алтайского краевого Законодательного Собрания в Правительство Российской Федерации по внесению изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания "О законодательной инициативе по внесению изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части включения целевого приема в профессиональные образовательные организации среднего медицинского образования).
3.2. Предложения по совершенствованию федерального законодательства
3.2.1. Представители Барнаульского юридического института считают, что требует разрешения вопрос соразмерности уголовной ответственности сотрудников органов внутренних дел по сравнению с иными работниками силовых министерств и ведомств, а также аналогичных механизмов уголовно-правовой защиты данной категории должностных лиц, которые практически отсутствуют в действующем уголовном законодательстве.
3.2.2. С целью совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность института Уполномоченных по защите прав человека в Российской Федерации, Барнаульским юридическим институтом предлагается разработать на федеральном уровне проект нормативного правового акта об Уполномоченных по правам лиц, входящих в различные социальные группы, с указанием четких целей их функционирования, с обязательной унификацией правового статуса Уполномоченных и их взаимодействия.
3.2.3. По мнению Правительства Алтайского края продолжает оставаться актуальным вопрос о совершенствовании правовой базы, направленной на создание условий для обеспечения населения квалифицированной бесплатной юридической помощью и повышение правовой культуры населения, приобщению к правовому просвещению различных институтов гражданского общества. Согласно статье 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, независимо от категории дела и его рассмотрения в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Оказание квалифицированной юридической помощи по уголовным делам государство гарантирует обязательным участием адвоката в уголовном процессе и в случае оказания юридической помощи адвокатом бесплатно, его расходы компенсируются государством за счет средств федерального бюджета.
Представляется целесообразным определить механизм оказания бесплатной юридической помощи адвокатами и компенсации их расходов также в отношении граждан и категорий гражданских дел, определенных статьями 20 и 21 Федерального закона. Принятие такого решения позволит реализовать гарантию государства на получение квалифицированной юридической помощи гражданами в соответствии с едиными требованиями к ее оказанию на всей территории Российской Федерации. В настоящее время согласно статье 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокаты фактически оказались отстраненными от оказания бесплатной юридической помощи гражданам, и участвуют в ее оказании только в случае принятия соответствующего решения органами государственной власти субъекта Российской Федерации и заключения с Адвокатской палатой субъекта РФ соответствующего соглашения.
Кроме того, в целях надлежащей реализации требований Федерального закона необходимо принятие федеральных правовых актов, которые до настоящего времени не приняты, в частности: Правительство Российской Федерации должно определить объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета, необходимых для обеспечения государственных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, а также обеспечить финансирование этих расходов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (полномочие установлено статьей 10 Федерального закона);
Как отмечают представители Правительства Алтайского края, в настоящее время Министерством юстиции Российской Федерации не установлены единые требования к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи. Также необходимо обеспечить контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи; подготовить методические рекомендации по деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения (полномочия установлены статьей 11 Федерального закона). Правительство Алтайского края продолжит работу по подготовке соответствующих предложений в Министерство юстиции Российской Федерации, адвокатские объединения, иные заинтересованные органы и организации по решению вышеназванных актуальных вопросов.
3.2.4. Представители Алтайского государственного университета отметили, что в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплен широкий перечень вопросов местного значения. Отсутствие достаточного финансирования вопросов местного значения приводит к ситуациям, при которых надзирающие и контролирующие органы власти привлекают органы местного самоуправления в судебном порядке к юридической ответственности за бездействие или неисполнение своих полномочий. Для исполнения решения суда органам местного самоуправления необходимо изыскивать средства из бюджетов различных уровней бюджетной системы, что требует, чаще всего, больших временных затрат. Пропуск срока исполнения судебного решения приводит к штрафным санкциям уже в рамках исполнительного производства, которые снова ложатся на местный бюджет. Следовательно, представители вуза считают необходимым сократить перечень вопросов местного самоуправления до тех, которые, по мнению представителей университета, непосредственно связаны с жизнеобеспечением населения.
3.2.5. В Алтайском государственном университете отмечают, что в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления" в перечне субъектов, обладающих правом проведения публичных слушаний, отсутствует глава местной администрации. Учитывая, что публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, процедура инициирования и проведения публичных слушаний через главу муниципального образования, возглавляющего представительный орган муниципального образования, или представительный орган муниципального образования для обсуждения проектов постановлений местной администрации является, по мнению представителей университета, необоснованно усложненной.
3.2.6. В Алтайском государственном университете отметили следующую правовую коллизию между п. 1 ч. 3 ст. 28 и ч. 4 ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, в соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона, не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Вместе с тем, на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (п. 1 ч. 3 ст. 28). В связи с чем, по мнению представителей университета, между данными нормами возникает противоречие. (Однако, профильный комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания отмечает, что на сегодняшний день данная правовая коллизия в существующем законодательстве отсутствует).
3.2.7. По мнению представителей Алтайского государственного университета, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без согласия этих органов может осуществляться только для ограниченного количества полномочий, которые должны быть перечислены в Федеральном законе N 131-ФЗ. В остальных случаях такое наделение должно осуществляться законами субъектов Российской Федерации при наличии согласия органов местного самоуправления на осуществление передаваемых государственных полномочий. Порядок согласования должен устанавливаться законом субъекта Российской Федерации. Предлагается внести соответствующие изменения в часть 2 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ.
Односторонний порядок наделения органов местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации неограниченным перечнем государственных полномочий без их согласия не учитывает возможности отдельных муниципальных образований по качественному осуществлению передаваемых полномочий и противоречит демократическим принципам. В связи с этим предлагается ч. 2 ст. 19 изложить в следующей редакции: "Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации только с согласия органов местного самоуправления, кроме полномочий по вопросам охраны здоровья, опеки и попечительства, социальной поддержки и социального обслуживания граждан".
3.2.8. Администрацией города Барнаула было выделено много проблемных вопросов, касающихся реализации Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В числе общих администрацией предлагается внести изменения в части исключения из числа вопросов местного значения несвойственных муниципалитету функций, а также в части более точного распределения обязанностей. Проанализировав различные федеральные законы, в администрации города Барнаула выявили многочисленные случаи выхода полномочий, вмененных органам местного самоуправления, за пределы предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ вопросов местного значения.
В качестве примера в администрации приводят отсутствие законодательно установленного порядка реализации бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов, установленной ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не затронули статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая не утратила силу и продолжает действовать, т.е. обязывает прежних наймодателей жилых помещений (которыми, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.
При этом механизм исполнения данной обязанности отсутствует, что в свою очередь приводит к нарушению интересов муниципального образования. Конституционным Судом РФ в Постановлении "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" указано на то, что исходя из того, что статьей 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за бывшим наймодателем сохранена обязанность по производству капитального ремонта нуждавшихся в нем домов, федеральному законодателю надлежит установить механизм исполнения данной обязанности, согласованный с предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. До настоящего времени федеральным законодателем не установлен механизм исполнения данной обязанности.
3.2.9. В администрации города Барнаула отмечают, что в соответствии с пунктом "м)" статьи 71 Конституции Российской Федерации безопасность отнесена к ведению Российской Федерации, а согласно пункту "з)" статьи 72 осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому закрепление соответствующих вопросов в качестве предметов ведения муниципальных образований вызывает сомнения с точки зрения его конституционности. Вопросы, предусмотренные пунктами 7.1, 8, 28, 29, 31, 32 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, необходимо исключить из числа вопросов местного значения.
3.2.10. Правительство Алтайского края считает необходимым продолжить работу по совершенствованию межбюджетных отношений предлагает обсудить с депутатами предложения по внесению в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части:
1) расширения перечня показателей, характеризующих доходный потенциал муниципальных образований, учитываемый при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из региональных и районных фондов финансовой поддержки, а также при расчете "отрицательных" трансфертов из местных бюджетов в региональный бюджет, за счет включения в него следующих видов неналоговых доходов:
доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;
доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;
доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;
доходов, получаемых в виде арендной платы за земли после разграничения государственной собственности на землю, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков.
2) установления норматива отчислений в бюджеты субъектов РФ по арендной плате за земли, находящиеся в федеральной собственности, в связи с тем, что работы по актуализации кадастровой оценки и разработке планов территориального зонирования земель проводятся за счет средств бюджетов субъектов РФ;
3) установления для поселений раздельных единых нормативов отчислений от налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района, в зависимости от численности и местонахождения муниципального образования;
4) увеличения нормативов отчислений государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в бюджеты субъектов РФ с 50 до 100 процентов;
5) установления нормативов отчислений в бюджеты сельских поселений в размере 50 процентов доходов от сдачи в аренду и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, в связи с осуществлением ими полномочий по распоряжению указанными земельными участками.
3.2.11. Комитет по бюджету и налогам предлагает внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующую законодательную инициативу: "О внесении изменений в статьи 1117, 1151, 1175 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (в части регулирования выморочного имущества).
3.2.12. Администрация Немецкого национального района считает целесообразным внести изменения в налоговое законодательство в части введения уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства гражданина. По мнению администрации, учитывая, какое количество жителей Немецкого национального района работает в других регионах страны, потери краевого бюджета в настоящее время можно считать колоссальными. Поэтому в сложившихся условиях администрация считает более эффективным применение долгосрочного закрепления за муниципалитетами налогов для решения всех возложенных на муниципалитеты полномочий.
3.2.13. Администрация Немецкого национального района отмечает следующее. В соответствии со ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что дорожная деятельность в отношении автодорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов и иных предусмотренных законодательством источников финансирования.
Как показывает практика Немецкого национального района и многих других территорий, более половины дорог местного значения не соответствуют нормативным требованиям и нуждаются в капитальном ремонте. Стоимость работ по их содержанию на должном уровне достаточно высока, а по сельским поселениям зачастую превышает уровень собственных бюджетов.
В администрации Немецкого национального района считают возможным рассмотреть вопрос о перераспределении отчислений доли транспортного налога и госпошлины по регистрации транспортных средств, зачисляемого в региональные бюджеты с зачислением поступлений от него в местные бюджеты - в размере 50% для формирования муниципальных дорожных фондов. По мнению представителей администрации Немецкого национального района, первоочередными стратегическими задачами при выработке долгосрочного подхода к решению поставленной проблемы являются обеспечение стабильного финансирования дорог местного значения, восстановление приоритетных участков сети дорог местного значения и обеспечение их содержания на уровне не ниже нормативного.
3.2.14. Администрация города Барнаула считает необходимым выработать на федеральном уровне единые принципы и методические рекомендации выделения и классификации муниципальных услуг, единые подходы к установлению стандартов оказания услуг и их стоимостной оценки.
3.2.15. Администрация Первомайского района отмечает, что в связи с низкой финансовой обеспеченностью органов местного самоуправления и сложным порядком согласования генеральных планов поселений затруднена реализация положений статьи 17.2 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ". С 1 июля 2017 года предусматриваются значительные ограничения на использование земель без соответствующих документов территориального планирования. Для решения указанных проблем, по мнению администрации Первомайского района, необходимо внести изменения в Градостроительный кодекс РФ, которые бы позволили продлить сроки утверждения генеральных планов поселений и правил землепользования и застройки. Также необходимы изменения, исключающие привязку правил землепользования и застройки к генеральному плану поселения. Администрация считает необходимым законодательно разрешить утверждение правил землепользования и застройки сельских поселений на основе схемы территориального планирования муниципального района.
3.2.16. Постоянное депутатское объединение - фракция ЛДПР в Алтайском краевом Законодательном Собрании считает необходимым внести изменения в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ, установить запрет на охоту с применением беспилотных летательных аппаратов, получившую широкое распространение.
3.2.17. Администрация Первомайского района отмечает, что до сих пор неясной остается формулировка "городские леса", используемая в различных федеральных и краевых законах. В администрации района полагают, что необходимо четкое определение данного понятия, прежде всего в Лесном кодексе Российской Федерации.
3.2.18. Барнаульский юридический институт предлагает выступить с инициативой о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации. Как известно, норма о лишении родительских прав воспринимается как крайняя мера, определенная санкция для нерадивых родителей. Однако на практике данную норму применяют именно для наилучшей защиты прав ребенка, а именно, чтобы определить статус, как оставшегося без попечения родителей с целью дальнейшей передачи ребенка на усыновление, т.е. создание для него наиболее благоприятных условий для развития и воспитания.
В некоторых ситуациях, даже при отсутствии вины родителей (например, родитель признан недееспособным по причине психического заболевания) для ребенка-инвалида, который нуждается в особой заботе и последующей, даже во взрослой жизни, реабилитации, единственным благоприятным выходом являлось бы усыновление, а при сложившейся практике и действующей редакции статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации, это невозможно. Если следовать положениям Конвенции о правах ребенка, которая ратифицирована и в нашей стране, приоритет прав ребёнка в сравнении с правами родителей должен непременно учитываться, так как статья 3 Конвенции гласит: "Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами; административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка".
В связи с вышесказанным, Барнаульский юридический институт предлагает привести и в логическое соответствие, и в соответствие с международными принципами защиты прав детей, норму, закрепленную в статье 69 Семейного Кодекса Российской Федерации, а именно дополнить редакцию данной статьи частью 2 следующего содержания: "Учитывая приоритет интересов детей, лишение родительских прав допускается при наличии оснований, указанных в части 1 данной статьи, возникших и по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, имеющее постоянный характер и другие) в исключительных случаях, когда лишение родительских прав является единственным способом, позволяющим защитить в полной мере права ребёнка".
3.2.19. Уполномоченным по защите прав человека в Алтайском крае предлагается рассмотреть вопрос об инициировании изменений в законодательство по вопросам очередности удовлетворения требований кредиторов предприятий банкротов.
3.2.20. Уполномоченный по защите прав человека в Алтайском крае предлагает рассмотреть вопрос о порядке предоставления набора социальных услуг (в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение).
3.2.21. Комитет по здравоохранению и науке предлагает внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующую законодательную инициативу: "О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части включения целевого приема в профессиональные образовательные организации среднего медицинского образования).
3.3. Предложения по совершенствованию организации законопроектной и контрольной деятельности Законодательного Собрания
3.3.1. Представителям и Алтайского государственного университета в целях формирования эффективной системы законодательства Алтайского края предлагается создать Экспертный совет при Алтайском краевом Законодательном Собрании, в состав которого включить, в том числе, ведущих специалистов-практиков, исследователей и ученых образовательных и научных организаций.
3.3.2. Правительство Алтайского края полагает, что необходимо активизировать совместную работу органов государственной власти Алтайского края по разработке проектов федеральных законов по предметам совместного ведения, направленных на регулирования проблемных вопросов развития региона. При этом при разработке проектов федеральных законов целесообразно проводить глубокий социальный анализ проекта, оценку регулирующего воздействия проекта акта, а также задействовать механизмы общественных обсуждений и научных исследований для оптимального эффективного правового регулирования отношений.
3.3.3. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю полагает необходимым продолжить работу по совершенствованию нормативных правовых актов Алтайского края в связи с динамикой федерального законодательства в сферах местного самоуправления, осуществлении государственного контроля (надзора), а также в связи с переходом региона на правительственную модель управления.
3.3.4. Комитет по местному самоуправлению Законодательного Собрания считает необходимым минимизировать практику принятия законопроектов, затрагивающих интересы муниципальных образований, в двух чтениях в рамках одной сессии. С позиции комитета по местному самоуправлению, целесообразно направлять принятые в первом чтении проекты таких законов в органы местного самоуправления для подготовки ими замечаний и предложений и, тем самым, более активного вовлечения их в правотворческую деятельность.
3.3.5. Комитет по бюджету и налогам и комитет по здравоохранению и науке предлагают продолжить сотрудничество с федеральными органами власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти Алтайского края в рамках разработки и принятия новых законов, путем создания рабочих групп по разработке законов, проведения расширенных совместных заседаний комитетов, семинаров совещаний по наиболее актуальным проблемам в профильных сферах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.