Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
образования и науки
Алтайского края
от "26".09.2017 г. N 1233
Положение
о краевом конкурсе "Учитель года Алтая - 2018"
I. Общие положения
1.1. Конкурс "Учитель года Алтая - 2018" (далее - Конкурс) является Конкурсом профессионального мастерства, проводится в целях выявления талантливых педагогов; повышения социального статуса и престижа учительского труда; содействия утверждению приоритетов развития образования в обществе.
Конкурс направлен на выявление профессионально активных учителей; поддержку и поощрение роста профессионального мастерства педагогических работников; развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования; распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей Алтайского края.
Конкурс проводится с учетом требований Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации", Федеральных государственных образовательных стандартов, профессионального стандарта "Педагог".
1.2. Учредителями Конкурса являются:
Министерство образования и науки Алтайского края;
Алтайская краевая организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ;
Алтайская краевая общественная организация Клуб "Учитель года Алтая";
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный педагогический университет";
Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования".
1.3. Конкурс проводится в два этапа: муниципальный (районный, городской) и региональный (краевой). Региональный этап конкурса проводится в два тура: заочный и очный.
1.4. Для общего руководства организацией и проведением Конкурса на региональном этапе учредители формируют Организационный комитет (далее - "Оргкомитет").
1.5. Состав Оргкомитета утверждается приказом Министерства образования и науки Алтайского края.
1.6. В состав Оргкомитета включаются председатель, заместители председателя, 20-24 члена.
1.7. Оргкомитет осуществляет следующие функции:
- определяет порядок проведения Конкурса;
- обеспечивает организационные условия для проведения Конкурса;
- формирует составы основного и Большого жюри Конкурса;
- рассматривает спорные вопросы в ходе организации и проведения Конкурса;
- осуществляет взаимодействие со спонсорами по вопросу финансовой поддержки проведения Конкурса;
- рассматривает и утверждает итоговые протоколы заседаний жюри регионального этапа Конкурса, апелляции (жалобы) участников, принимает соответствующие решения;
- организует освещение Конкурса в средствах массовой информации;
1.8. Для руководителей и специалистов МОУО, ответственных за проведение муниципального этапа в сентябре/октябре 2017 г. Оргкомитет проводит обучающий семинар (вебинар).
1.9. Все участники Конкурса, члены Оргкомитета и жюри обязаны соблюдать "Кодекс этики участника краевого конкурса "Учитель года Алтая" (приложение 5).
1.10. Участниками муниципального этапа конкурса могут стать граждане Российской Федерации, которые являются педагогическими работниками общеобразовательных организаций независимо от их организационно-правовой формы и соответствующие следующим критериям:
замещение по основному месту работы должности "Учитель" (к участию во всех этапах краевого конкурса не допускаются представители иных категорий педагогических работников, а также руководители и заместители руководителей организаций, осуществляющих общеобразовательную деятельность, и их структурных подразделений, являющиеся учителями путём совмещения должностей);
преподавание учебных предметов, входящих в предметные области, определенные федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования;
наличие (на момент представления заявки) непрерывного стажа педагогической работы в соответствующей должности не менее 3 лет;
1.11. Участниками регионального этапа конкурса являются победители муниципального этапа конкурса или призеры/лауреаты муниципального этапа конкурса, выдвинутые организационным комитетом муниципального этапа при наличии мотивированного письменного отказа со стороны победителя.
Победители краевого конкурса "Учитель года Алтая" прошлых лет к участию в региональном этапе Конкурса не допускаются.
1.12. Победитель регионального этапа конкурса выбирается из числа лауреатов решением большого жюри и утверждается приказом Министерства образования и науки Алтайского края.
1.13. Победитель активно распространяет свой инновационный опыт, инициирует проекты по преобразованию педагогической деятельности, способствует укреплению и развитию профессионального сообщества, формулирует проблемы современного образования, предлагает пути решения.
1.14. Победитель Конкурса выполняет особую миссию. Он становится представителем педагогического сообщества края, от его имени выражает интересы учителей Алтайского края публично.
2. Организация и проведение Конкурса
Муниципальный этап Конкурса
2.1. Муниципальный этап Конкурса проводится до ноября 2017 года. Финал и подведение итогов муниципального этапа проводится не позднее 30 ноября 2017 года.
2.2. Подготовку и проведение Конкурса осуществляет муниципальный организационный комитет (далее - Оргкомитет). Состав Оргкомитета утверждается приказом муниципального органа управления образованием.
2.3. Порядок проведения муниципального этапа Конкурса определяется Положением, разработанным в соответствии с краевым и утвержденным приказом муниципального органа управления образованием.
2.4. Официальное подведение итогов муниципального этапа, объявление и награждение его победителей (дипломантов, лауреатов и др.) осуществляется приказом муниципального органа управления образованием на основании решения (итогового протокола заседания) жюри.
2.5. Победитель муниципального этапа направляется для участия в региональном этапе Конкурса.
2.6. Материалы победителя муниципального этапа, перед направлением к участию в региональном этапе краевого конкурса проходят предварительную экспертизу жюри муниципального конкурса, в том числе на соблюдение авторских прав.
Материалы, предъявленные на региональный этап конкурса не рецензируются и не возвращаются.
2.7. Информация о победителе муниципального этапа конкурса и участнике регионального этапа конкурса представляется в Оргкомитет с 1 по 4 декабря 2017 года.
2.8. Для победителей муниципального этапа Конкурса в декабре 2017 года в г. Барнауле проводится установочный семинар.
Региональный этап Конкурса
2.9. Региональный этап Конкурса проводится в три тура.
Первый тур Конкурса (заочный) проводится в феврале 2018 года, в нем принимают участие все зарегистрированные участники.
Второй (очный) тур регионального этапа Конкурса проводится в марте 2018 года в г. Барнауле. В нем принимают участие 24 участника набравших по итогам первого (заочного) тура наибольшее количество баллов. Конкурс проходит в трех номинационных группах, по 8 участников в каждой.
В третьем (очном) туре принимают участие 6 участников, набравших по итогам второго (очного) тура наибольшее количество баллов и занявшие верхние позиции в рейтинге в каждой номинационной группе.
2.10. Регистрация участников первого (заочного) тура регионального этапа Конкурса осуществляется с 01 по 7 декабря 2017 года на основании следующих документов:
- представление муниципального органа управления образованием (Приложение N 1).
- заявление участника Конкурса по образцу (Приложение N 2).
- информационная карта участника (Приложение N 3);
- выписка из приказа муниципального органа управления образованием об объявлении данного участника победителем муниципального этапа Конкурса;
- статья в сборник о конкурсанте (электронный вариант);
- приказы МОУО:
- о составе организационного комитета и жюри;
- об утверждении положения о муниципальном (региональном, городском) этапе конкурса;
- о проведении муниципального (регионального, городского) этапа конкурса;
- об итогах муниципального (регионального, городского) этапа конкурса.
Документы представляются оператору конкурса в КГБУ ДПО АКИПКРО в печатном или электронном виде. В печатном - по адресу г. Барнаул, пр.-т Социалистический, 60, каб. 107, в электронном виде на почту: esophi2@mail.ru.
2.11. Для участия в региональном этапе Конкурса участник до 24 января 2018 г.
Размещает в internet на своем сайте или на своей странице, размещенной на сайте образовательной организации, где работает участник следующие материалы:
- аналитический отчет;
- учебные, методические и (или) иные авторские разработки (не менее 5), отражающие инновационный опыт работы и демонстрирующих качество представления образовательной информации в сети интернет (методическое портфолио).
- ссылку на видеозапись урока по методической теме на internet-сервисе YouTube (Приложение N 4);
Высылает на электронную почту esophi2@mail.ru ссылки на:
- internet-ресурсы с конкурсными материалами:
- свой сайт или свою страницу на сайте образовательной организации, где работает участник:
- видеозапись урока по методической теме на интернет-сервисе YouTube;
Материалы, поступившие после 24 января 2018 г. не рассматриваются.
2.13. Для оценки конкурсных работ участников первого (заочного) тура формируется предметное жюри. В состав предметного жюри, по представлению учредителей, включаются специалисты, имеющие большой опыт научной и практической работы в системе образования, владеющие навыками экспертизы конкурсных работ.
2.14. Материалы, поступившие на конкурс, передаются предметному жюри с 1 по 5 февраля 2018 года.
Работа предметного жюри по оценке конкурсных мероприятий первого (заочного) тура завершается не позднее 1 марта 2018 года.
Не позднее 7 марта на сайте Министерства образования и науки Алтайского края, КГБУ ДПО АКИПКРО и портале "Учитель года Алтая" публикуются итоги первого тура Конкурса.
2.15. Для оценки конкурсных мероприятий второго (очного) тура по представлению учредителей конкурса формируется основное жюри Конкурса в количестве 15 человек. Для оценки конкурсных испытаний основное жюри делится на 3 подгруппы, работающие параллельно.
2.16. Для оценки конкурсных выступлений участников третьего (очного) тура регионального этапа Оргкомитет формирует Большое жюри из членов основного жюри, известных учителей, деятелей науки, культуры и искусства, руководителей образовательных учреждений, представителей органов управления образованием, профессиональных общественных организаций, родительской общественности.
2.17. Составы предметного, основного и большого жюри утверждаются приказом Министерства образования и науки Алтайского края.
Критерии оценки конкурсных заданий соответствуют Порядку проведения федерального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России".
В своей работе жюри Конкурса руководствуется требованиям ФГОС, мета-предметным подходом в образовании.
2.18. Последовательность выполнения участниками конкурсного задания очного тура "Презентация опыта работы" и выступления участников суперфинала конкурса определяется жеребьевкой. Последовательность выполнения конкурсных заданий "Учебное занятие" и "Учитель-воспитатель" определяется расписанием занятий образовательной организации на базе которой проходят конкурсные мероприятия.
2.19. Рейтинги конкурсантов выстраиваются счетной группой после каждого тура конкурса. До членов жюри доводится только итоговый рейтинг. Иным лицам рейтинг не разглашается.
2.20. После каждого тура конкурса рейтинг обнуляется.
2.21. С целью получения качественной оценки деятельности учителя в рамках конкурса, достижения прозрачности работы жюри после подведения итогов второго тура Конкурса и объявления лауреатов, основное жюри организует встречу со всеми 24 участниками второго (очного) тура Конкурса.
2.22. По результатам выполнения конкурсных заданий третьего (очного) тура члены Большого жюри на закрытом заседании выбирают победителя регионального этапа конкурса.
Решение большого жюри оформляется протоколом и утверждается приказом Министерства образования и науки Алтайского края.
3. Конкурсные мероприятия первого (заочного) тура регионального этапа Конкурса
Первый (заочный) тур Конкурса включает 3 конкурсных испытания.
3.1. "Аналитический отчет": письменный анализ и представление своего опыта работы в форме аналитического отчета, где соотносятся изучаемые педагогической теории с собственной практикой, раскрываются собственные педагогически принципы и подходы к профессиональной деятельности, демонстрируются результаты методической, инновационной, просветительской работы. Объем - не боле 10 страниц. Максимальная оценка 35 баллов.
Критерии и показатели:
Языковая грамотность текста (речевая, грамматическая, орфографическая и пунктуационная):
- речевая грамотность;
- грамотность в области грамматики;
- орфографическая грамотность;
- пунктуационная грамотность.
Обоснование актуальности:
- широта и масштабность взгляда на профессию;
- умение видеть тенденции развития образования;
- связь с практикой, учёт вызовов времени и запросов социума.
Наличие ценностных ориентиров:
- понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции;
- ориентация на формирование гражданской позиции обучающихся.
Аргументированность позиции:
- использование иллюстрирующих примеров и фактов;
- наличие выводов и обобщения.
Умение формулировать проблемы и видеть пути их решения:
- чёткость и обоснованность при формулировании проблем;
- способность выделять значимое и последовательность в изложении своей позиции.
Рефлексивность:
- понимание смысла собственной педагогической деятельности (навыки самоанализа педагогической деятельности);
- анализ и оценка собственных принципов и подходов к образованию.
Стиль изложения:
- яркость и образность изложения;
- ясность и целостность изложения.
3.2. "Урок по заявленной методической теме": видеозапись урока, демонстрирующая опыт работы учителя в условиях планирования и проведения учебного занятия (урока), отражающая творческий потенциал, уровень владения содержанием предмета и способность выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни. Максимальная оценка 100 баллов.
Критерии и показатели:
Информационная и языковая грамотность:
- корректность учебного содержания и использования научного языка (термины, символы, условные обозначения), глубина и широта знаний по теме;
- доступность изложения, адекватность объёма информации (возрастным особенностям обучающихся и требованиям образовательной программы);
- навыки в ИКТ, культура поведения в виртуальной среде и визуализация информации;
- языковая культура учителя и обучающихся (наличие заданий на составление связного текста и развитие культуры речи);
- использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.).
Результативность:
- достижение предметных результатов;
- достижение метапредметных результатов;
- достижение личностных результатов;
- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации);
- соотнесение действий с планируемыми результатами.
Методическое мастерство и творчество:
- разнообразие методов и приёмов, смена видов деятельности;
- новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя;
- использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования;
- разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников;
- соответствие методов и приемов целям урока (реализации цели, решению задач, достижению результатов).
Мотивирование к обучению:
- использование различных способов мотивации и умение удивить;
- системность и последовательность проведения мотивации в структуре занятия;
- доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда;
- использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт учеников);
- поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями.
Рефлексивность и оценивание:
- объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием;
- разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе;
- обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения;
- понятность процедуры и критериев оценивания;
- адекватность оценки и рефлексии проведенного урока, точность ответов на вопросы.
Организационная культура
- постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов;
- наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий;
- установление правил и процедур совместной работы на уроке;
- учёт индивидуальных запросов и интересов обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования;
- осмысление своей деятельности: понимание достижений и проблем, умение оценить проведенный урок и провести критический анализ.
Эффективная коммуникация:
- организация взаимодействия и сотрудничества обучающихся между собой, с учителе;,
- организация взаимодействия с различными источниками информации;
- поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания учащимися своей точки зрения;
- наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации;
- использование вопросов на понимание, развитие умений учащихся формулировать вопросы;
- развитие навыков конструктивного диалога в том числе и при самоанализе.
Наличие ценностных ориентиров:
- воспитательный эффект урока и педагогической деятельности учителя;
- поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни;
- обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания;
- поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям;
- создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности.
Метапредметный и междисциплинарный подход:
- формирование универсальных учебных действий разных видов;
- использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин;
- понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от использования междисциплинарных связей;
- системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов;
- умение анализировать проведённое занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока.
Поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся:
- использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т.п.);
- создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения;
- поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий;
- решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке;
- уважение личного достоинства каждого ученика и доброжелательная атмосфера.
3.3. "Интернет ресурс": представление сетевого ресурса (личный сайт, блог или личная страница на сайте образовательной организации) на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами (не менее 5 учебных, методических или иных авторских разработок), отражающими инновационный опыт работы, демонстрирующих использование информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога, площадки общения с участниками образовательного процесса. Максимальная оценка 50 баллов.
Критерии и показатели:
Информационная насыщенность:
- образовательная и методическая ценность (развивающий характер);
- различное структурирование информации (тексты, таблицы, схемы и т.п.);
- разнообразие содержания;
- научная корректность;
- методическая грамотность.
Безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды:
- понятное меню (рубрикация);
- удобство навигации;
- удобный формат для коммуникации;
- языковая культура;
- наличие инструкций и пояснений для пользователей;
Эффективность обратной связи:
- разнообразие возможностей для обратной связи;
- наличие контактных данных;
- возможности для обсуждений и дискуссий;
- удобство использования механизмов обратной связи;
- систематичность и адресная помощь в проведении обратной связи;
Актуальность информации:
- регулярность обновления информации;
- связь информации с текущими событиями;
- наличие информации о нормативно-правовой базе;
- разнообразие групп пользователей;
- новизна и оригинальность информации;
Оригинальность и адекватность дизайна:
- грамотные цветовые решения;
- оригинальность стиля;
- корректность обработки графики;
- сбалансированность разных способов структурирования информации;
- внешний вид размещённой информации.
4. Конкурсные мероприятия второго (очного) тура регионального этапа Конкурса
Второй (очный) тур - финал Конкурса включает 3 конкурсных испытания.
4.1. Презентация опыта работы: устное представление конкурсантом своего профессионального опыта по методической теме с целью демонстрации методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, представления своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, профессиональным стандартом "Педагог". Выступление может сопровождаться мультимедийной презентацией, аудио и видео сопровождением, иллюстрирующими описание опыта профессиональной деятельности участника конкурса, используемых им технологий и методик.
Максимальная оценка 25 баллов. Регламент: 7 минут - выступление, 3 минуты - вопросы жюри.
Критерии и показатели:
Результативность и практическая применимость:
- наличие количественных и качественных показателей достижения результата и разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные);
- соотнесение методики преподавания с планируемыми результатами;
- воспитательный и ценностный потенциал представленного опыта педагогической деятельности учителя;
- осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.
Коммуникативная культура:
- умение вести диалог и понимать суть обсуждаемых проблем;
- точность и полнота ответов на вопросы экспертов;
- широкий взгляд на существующие проблемы, умение выделять главное и наличие собственной позиции по обсуждаемым вопросам.
Оригинальность и творческий подход:
- умение увидеть новые стороны в обсуждаемых вопросах преподавания;
- творческий подход и способность найти неожиданные решения педагогических задач;
- проявление индивидуальности и отход от существующих шаблонов;
- яркие примеры и образы, используемые в выступлении и ответах на вопросы;
- разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал.
Научная корректность и методическая грамотность:
- убедительное и аргументированное методическое обоснование эффективности представленного педагогического опыта;
- точность и корректность использования педагогической терминологии, отсутствие фактических ошибок;
- технологичность и логическая последовательность в представлении опыта педагогической деятельности (выстраивание шагов и наличие алгоритмов);
- адекватная оценка и мониторинг собственных педагогических достижений в области методики преподавания.
Информационная и языковая грамотность:
- визуализация информации и иллюстративность;
- грамотность речи, ясность выражения мыслей и владение навыками ораторского мастерства;
- разнообразие источников информации и образовательных ресурсов;
- структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.);
- педагогический кругозор и общая эрудиция.
4.2. "Учебное занятие" (урок): проведение учебного занятия с обучающимися, отражающего опыт работы учителя по планированию и проведению урока в контексте заявленной методической темы, творческого потенциала, глубину знания своего предмета и выходи в обучении на межпредметный и метапредметный уровни. Максимальная оценка 100 баллов. Регламент: 40 минут - учебное занятие, 5 минут - самоанализ и вопросы жюри. Проводится в межпредметных группах.
Критерии и показатели:
Информационная и языковая грамотность:
- корректность учебного содержания и использования научного языка (термины, символы, условные обозначения), глубина и широта знаний по теме;
- доступность изложения, адекватность объёма информации (возрастным особенностям обучающихся и требованиям образовательной программы);
- навыки в ИКТ, культура поведения в виртуальной среде и визуализация информации;
- языковая культура учителя и обучающихся (наличие заданий на составление связного текста и развитие культуры речи);
- использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.).
Результативность:
- достижение предметных результатов;
- достижение метапредметных результатов;
- достижение личностных результатов;
- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации);
- соотнесение действий с планируемыми результатами.
Методическое мастерство и творчество:
- разнообразие методов и приёмов, смена видов деятельности;
- новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя;
- использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования;
- разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников;
- соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов).
Мотивирование к обучению:
- использование различных способов мотивации и умение удивить;
- системность и последовательность проведения мотивации в структуре занятия;
- доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда;
- использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт учеников);
- поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями.
Рефлексивность и оценивание:
- объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием;
- разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе;
- обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения;
- понятность процедуры и критериев оценивания;
- адекватность оценки и рефлексии проведенного урока, точность ответов на вопросы.
Организационная культура
- постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов;
- наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий;
- установление правил и процедур совместной работы на уроке;
- обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования;
- осознание своей деятельности, понимание достижений и проблем, умение оценить проведенный урок и провести критический анализ.
Эффективная коммуникация:
- организация взаимодействия и сотрудничество обучающихся между собой, с учителем и с различными источниками информации;
- поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания учащимися своей точки зрения;
- наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации;
- использование вопросов на понимание, развитие умений учащихся формулировать вопросы;
- развитие навыков конструктивного диалога, в том числе и при самоанализе.
Наличие ценностных ориентиров:
- воспитательный эффект урока и педагогической деятельности учителя;
- поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни;
- обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания;
- поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям;
- создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности.
Метапредметный и междисциплинарный подход:
- формирование универсальных учебных действий разных видов;
- использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин;
- понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от использования междисциплинарных связей;
- системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов;
- умение анализировать проведённое занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока.
Поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся:
- использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т.п.);
- создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения;
- поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий;
- решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке;
- уважение личного достоинства каждого ученика и доброжелательная атмосфера.
4.3. "Учитель - воспитатель": участник проводит самостоятельно подготовленное мероприятие воспитательной направленности в любой форме, допустимой к проведению в учебной аудитории (классный час, дискуссия, игра, разработка проекта, взаимодействие с родителями, совместное дело детей и родителей и др.). В предварительной заявке в Оргкомитет участник указывает тему, форму проведения занятия, количество и состав участников, который может включать разновозрастную группу учащихся и наличие в группе родителей. Регламент: 20 минут - занятие, 5 минут - самоанализ и вопросы жюри. Максимальная оценка 35 баллов.
Критерии и показатели:
Организационно-методическая деятельность:
- продуманный и разносторонний анализ ситуации;
- видение разных проблем и понимание сути решаемой проблемы;
- способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы;
- продуманность и чёткая последовательность плана действий;
- выстраивание целеполагания (умение ставить и осознавать цели, понимание ожидаемых результатов, соотнесение задач с поставленными целями).
Коммуникационная и языковая культура:
- выстраивание конструктивного взаимодействия в командной работе (умение слушать и слышать);
- вовлечённость в мероприятие, умение осмыслить и переработать имеющийся опыт;
- культура речи и корректное использование понятийного аппарата;
- умение формулировать вопросы, делать комментарии и отвечать на поставленные вопросы;
- культура ведение дискуссии (уважение других точек зрения, понимание других точек зрения).
Актуальность и реалистичность решений:
- доказательство значимости проблемы/темы мероприятия для образования;
- видение разных путей решения проблемы, обоснование и аргументированность выбора решения;
- видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования;
- реалистичность ресурсного обеспечения и минимизация возможных рисков;
- возможность распространения и внедрения идеи мероприятия в образовательную практику, потенциал тиражирования.
Результативность, воспитательный эффект:
- объективность и наглядность достижения поставленных целей и выполнения задач;
- прогнозируемостъ результатов, соотнесение достигнутых и планируемых результатов;
- конкретность и продуктивность деятельности (продукты и эффекты);
- использование сравнительных подходов в разработке и представлении образовательных результатов;
- эффектность, наглядность и культура представления проекта.
Творчество и оригинальность в организации мероприятия:
- нестандартность и оригинальность идей и предложений;
- умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме;
- инициативность и ответственность при выполнении задач воспитательного мероприятия;
- адекватность оценки и самооценки деятельности и результатов мероприятия, способность к внесению корректив;
- проявление творчества, индивидуальности и яркий стиль представления мероприятия.
5. Конкурсные мероприятия третьего тура регионального этапа Конкурса (суперфинал)
Третий (очный) тур - суперфинал Конкурса включает 3 конкурсных испытания.
5.1. "Учитель-мастер": публичная демонстрация заявленных участником в предыдущих конкурсных испытаниях образовательных технологий (методов, эффективных приемов и др.) через проведение мастер-класса по передаче своего опыта и подходов к обучению, инновационной практики повышения эффективности учебных занятий в соответствии с ФГОС, метапредметным подходом в образовании. Регламент: выступление конкурсанта - до 20 мин., вопросы жюри и ответы участника - до 5 мин. Максимальная оценка 45 баллов.
Критерии и показатели:
Актуальность и методическое обоснование:
- значимость методической проблемы для образования;
- убедительное и аргументированное методическое обоснование предлагаемых способов обучения;
- оригинальность и новизна методических приёмов;
- технологичность и практическая применимость, внесение изменений в практику преподавания на основе требований ФГОС;
- разнообразие методических приёмов.
Творческий подход и импровизация:
- творческий подход, оригинальность решений и способность удивить;
- проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач;
- артистизм;
- умение осмыслить и переработать имеющийся опыт;
- удачное сопровождение выступления (иллюстрации, компьютерная презентация, яркие примеры).
Коммуникативная культура:
- умение выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;
- включение разных групп в работу и взаимодействие с аудиторией, использование вопросов для проверки понимания и конструктивного диалога;
- выстраивание эффективной обратной связи в педагогической деятельности и способность учителя задавать модель коммуникации;
- поддержка толерантного отношения к различным позициям, уважение различных точек зрения;
- владение культурными нормами и традициями (понимание и учёт в своей педагогической практике социокультурных особенностей страны, региона и учащихся своей школы).
Рефлексивная культура:
- способность к анализу своей деятельности и осмыслению опыта (включение рефлексных компонентов);
- умение оценить выбор методов и достигнутые результаты;
- осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте;
- осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания;
- адекватность оценки и рефлексии проведённого мастер-класса, точность ответов на вопросы;
Информационная и языковая культура:
- корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок, глубина и широта знаний по теме;
- разнообразие источников информации и форм работы с образовательными ресурсами;
- использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.);
- удачная обработка и представление информации (структурирование, интерпретация, сравнение, обобщение);
- грамотность речи.
Ценностные ориентиры и воспитательная направленность:
- акцент на воспитательный эффект в педагогической деятельности;
- обращение внимания на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания;
- поддержка уважения достоинства личности и толерантного отношения к культурным различиям;
- поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни;
- педагогическая деятельность в области формирования ценностей морально-нравственной и гражданско-патриотической направленности.
Метапредметность и универсальность подходов:
- разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал;
- доступность для понимания и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания, опора на реальные ситуации);
- формирование универсальных учебных действий разных видов;
- системность и целесообразность использования метапредметных подходов;
- потенциал транслируемости педагогического опыта.
Развивающий характер и результативность:
- развивающий характер преподавания и поддержка индивидуальности в образовании;
- опора на потенциал личностного развития обучающихся, самостоятельность и самореализацию;
- выдвижение планируемых результатов;
- учёт разнообразных образовательных потребностей (в том числе и использование инклюзивного подхода);
- разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные).
Проектная деятельность с опорой на разнообразные образовательные потребности обучающихся:
- умение выявить и обосновать ключевую проблему (сформулировать проблему, темы для обсуждения или исследования);
- конструктивность и видение путей решения проблем;
- выстраивание целеполагания (понимание целей, задач и ожидаемых результатов);
- наличие количественных и качественных показателей достижения результата и проведение оценки результативности;
- планирование и подведение итогов (анализ и осмысление).
5.2. "Миссия учителя": публичное выступление учителя, раскрывающее его философский взгляд на профессию и место учителя в современном мире, раскрытие мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию; видение роли образования в современном обществе, современных проблем и возможных путей их решения средствами образования. Регламент: выступление участника - 10 минут, вопросы жюри - 5 минут. Максимальная оценка 25 баллов.
Критерии и показатели:
Понимание проблемы:
- глубина понимания проблемы;
- умение чётко и понятно сформулировать свою позицию по ключевой проблеме;
- связь высказываний с обсуждаемой темой;
- реалистичность предложений;
- умение отделять факты от мнений и рассматривать проблему объективно.
Убедительность и аргументация позиции:
- понятность и конкретность занятой позиции;
- чёткое и логичное выстраивание своего выступления;
- аргументированность и доказательность;
- признание возможности других взглядов и мнений по обсуждаемым вопросам;
- яркие примеры и образы, подкрепляющие высказывания.
Взаимодействие и коммуникационная культура:
- сотрудничество и выстраивание взаимодействия со всеми участниками;
- умение формулировать вопросы и делать комментарии;
- культура ведение дискуссии;
- умение осмыслить и переработать имеющийся опыт;
- уважение других точек зрения, толерантное отношение к различиям.
Творческий подход и оригинальность суждений:
- творческий подход и нестандартность предлагаемых решений;
- новизна и оригинальность суждений;
- умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме;
- проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач;
- яркий стиль и удачная манера общения.
Информационная и языковая культура:
- педагогический кругозор и общая эрудиция;
- корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок;
- грамотность речи;
- знание нормативно-правовой базы современного образования;
- понимание современных тенденций развития образования.
5.3. "Круглый стол образовательных политиков": открытое мероприятие по обсуждению группой участников конкурса определенной темы, связанной со стратегическими направлениями развития образования в Алтайском крае. Цель мероприятия: раскрытие потенциала лидерских качеств победителей конкурса.
В мероприятии могут принимать представители учредителей конкурса, общественные деятели.
Тема обсуждения выбирается Оргкомитетом конкурса и доводится до всех участников очного тура конкурса не позднее 15 марта 2018 года. Регламент мероприятия - 1 час. - Максимальная оценка для каждого участника 25 баллов.
Критерии и показатели:
Информированность и понимание тенденций развития образования:
- понимание проблем развития образования (разносторонность взглядов и широта педагогического кругозора);
- понимание теоретических и практических аспектов образования, умение критически осмысливать достижения науки и практики;
- включение сравнительных подходов в обсуждение вопросов образовательной политики (опора на международный и отечественный педагогический опыт);
- разнообразие используемой информации, умение выделять главное и отделять факты от мнений;
- видение и оценка современных мировых и отечественных тенденций в развитии образования.
Масштабность и нестандартность суждений:
- нестандартность, оригинальность идей и предложений (проявление индивидуальности и заинтересованности);
- умение видеть новые стороны в обсуждаемых вопросах (творческий подход и способность удивить);
- акцентирование внимания на актуальные вопросы развития образования и знание нормативно-правовой базы современного образования;
- демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем;
- обращение внимания на вызовы времени и запросы социума;
Аргументированность и конструктивность предложений:
- способность видеть конструктивные и реалистичные пути решения имеющихся проблем;
- видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования;
- реалистичность и последовательность предложений, возможность их использования в педагогической практике;
- убедительность, последовательность и чёткость изложения собственной позиции (конкретность и обоснованность);
- понимание смысла педагогической деятельности и демонстрация навыков конструктивного диалога;
Коммуникационная и языковая культура:
- умение формулировать вопросы и давать комментарии по рассматриваемым темам;
- культура речи и корректное использование понятийного аппарата;
- уважение других точек зрения и толерантное отношение к различным позициям;
- понимание обсуждаемых вопросов, логичность изложения своих взглядов и демонстрация способности к обобщению;
- убедительность, наглядность и четкость в представлении своей позиции;
Наличие ценностных ориентиров и личная позиция:
- понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции;
- постановка воспитательных целей и понимание воспитательных эффектов педагогической деятельности;
- обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования, поддержку безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни;
- раскрытие потенциала лидерских качеств, проявление творчества и индивидуальности;
- обращение внимание на формирование гражданской позиции в системе образования;
6. Определение и награждение участников Конкурса
6.1. Основное и Большое жюри конкурса оценивают выполнение всех конкурсных заданий в соответствии с критериями, утвержденными настоящим Положением.
6.2. По рекомендации жюри участники первого (заочного) тура регионального этапа Конкурса, не ставшие участниками второго тура, награждаются Благодарностью Министерства образования и науки Алтайского края как участники заочного этапа краевого Конкурса.
6.3. Двадцать четыре участника второго тура, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам первого (заочного) тура, становятся финалистами и награждаются памятными подарками и Почетными грамотами Министерства образования и науки Алтайского края.
6.4. Шесть участников занявшие верхние позиции рейтинга по итогам второго тура, становятся участниками третьего тура (суперфиналисты конкурса), им присваивается звание лауреатов конкурса и они награждаются памятными призами и Дипломами лауреатов Конкурса.
6.5. При равенстве суммы баллов у двух и более участников основное жюри Конкурса оставляет за собой право совещательно определить участников суперфинала конкурса.
6.6. По результатам выполнения конкурсных заданий третьего (очного) тура Большое жюри выбирает победителя регионального этапа конкурса.
6.7. Награждение финалистов, суперфиналистов и победителя Конкурса осуществляется на торжественной церемонии закрытия конкурса.
6.8. Опыт лауреатов и победителя Конкурса обобщается, вводится в краевой банк передового педагогического опыта, распространяется среди педагогической общественности.
6.9. Победителю Конкурса вручается денежная премия в размере 300,0 тыс. рублей из средств краевого бюджета
6.9.1. Организаторы Конкурса, иные юридические и физические лица вправе устанавливать дополнительные номинации, подарки, денежные премии участникам очного тура конкурса.
6.10. Победителю Конкурса присваивается звание "Учитель года Алтая - 2018", ему предоставляется право участия в заключительном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2018". Победитель Конкурса (по желанию) включается в число участников конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
6.11. Победитель Конкурса включается в состав Оргкомитета, основного и Большого жюри Конкурса следующего года.
7. Финансирование конкурса
7.1. Финансирование проведения регионального этапа Конкурса осуществляет Министерство образования и молодежной политики Алтайского края.
7.2. Проживание и питание участников второго и третьего тура регионального этапа Конкурса осуществляется за счет средств краевого бюджета. Проезд - за счет средств командирующих организаций.
7.3. Для проведения регионального этапа Конкурса могут привлекаться средства учредителей Конкурса и спонсорские средства.
Контактная информация:
КГБУ ДПО АКИПКРО, Евтушевская Софья Валентиновна, пр. Социалистический, 60, каб. 107, тел. (3852)633371, esophi2@mail.ru.
КГБУ ДПО АКИПКРО, Овсиевская Ирина Николаевна, пр. Социалистический, 60, каб. 107, тел. (3852)633371, iovsievskaja@mail.ru.
Министерство образования и науки Алтайского края, Богатырёва Оксана Владимировна, ул. Ползунова, 36, каб.412, тел/факс (3852) 29 86 92, oxana_fox@mail.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.