Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Алтайского краевого
Законодательного Собрания
от 02.05.2017 N 121
Отчет
о работе Счетной палаты Алтайского края за 2016 год
Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 закона Алтайского края от 10 октября 2011 года N 123-ЗС "О Счетной палате Алтайского края".
1. Общие сведения и основные результаты контрольной деятельности Счетной палаты Алтайского края
Счетная палата Алтайского края (далее - Счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Алтайским краевым Законодательным Собранием и ему подотчетным, обладает правами юридического лица, организационной и функциональной независимостью.
Компетенция Счетной палаты определена Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Алтайского края от 10 октября 2011 года N 123-3C "О Счетной палате Алтайского края" (далее - закон Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края"), от 3 сентября 2007 года N 75-ЗС "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.
В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Алтайского края, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края. Работа Счетной палаты строится на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2016 году составлял единую систему контроля за формированием и исполнением краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, бюджетов муниципальных образований на всех стадиях бюджетного процесса. В отчетном году основными задачами контрольных мероприятий являлись оценка эффективности произведенных расходов, выявление резервов увеличения доходной части краевого и местных бюджетов, соблюдение действующего бюджетного законодательства с целью подготовки предложений по повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.
План работы Счетной палаты, утвержденный коллегией Счетной палаты Алтайского края на 2016 год, исполнен в полном объеме.
В 2016 году проведено 53 контрольных мероприятия (в том числе 30 камеральных и 23 документальные проверки), два мониторинга, аналитическое исследование, экспертно-аналитические мероприятия в части формирования краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, 52 экспертизы проектов нормативных правовых актов Алтайского края, подготовлено шесть аналитических записок по результатам анализа исполнения краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2016 года. Кроме того, в четырех муниципальных районах камерально проведены проверки исполнения местных бюджетов 50 сельских поселений.
Количество контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой
В отчетном периоде проведено пять аудитов эффективности использования бюджетных средств, аудит эффективности управления краевой собственностью и аудит в сфере закупок. Контрольными мероприятиями охвачены ведомственная и долгосрочная целевые программы, восемь государственных программ Алтайского края, прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Алтайского края, исполнение местных бюджетов шести муниципальных районов и двух городских округов (в том числе проведена оценка их доходного потенциала) и другие. Кроме того, в 2016 году начаты два аудита в сфере государственных закупок и один аудит эффективности управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края, завершение которых запланировано в 2017 году.
Контрольные полномочия Счетной палаты в отчетном периоде распространялись на 159 структур органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, относящихся к различным видам экономической деятельности. Среди них: 16 органов исполнительной власти Алтайского края и 55 - органов местного самоуправления; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края; 43 краевых и 23 муниципальных учреждения; два муниципальных унитарных предприятия; 19 организаций различных форм собственности.
Структура организаций, на которые распространялись контрольные полномочия Счетной палаты в 2016 году
Общий объем проверенных средств (без учета внешних проверок бюджетной отчетности за 2015 год) составил 31037,4 млн. рублей, из которых 24288,9 млн. рублей или 78,2 процента - средства бюджетов всех уровней.
Динамика общих объемов нарушений и неэффективных расходов, выявленных контрольными мероприятиями, проведенными Счетной палатой
В 2016 году нарушения в финансово-бюджетной сфере Алтайского края выявлены на общую сумму 917,6 млн. рублей, в том числе 292,0 млн. рублей - нарушения бухгалтерского учета, 193,8 млн. рублей - при осуществлении закупочной деятельности субъектов. Неэффективное использование средств составило 253,9 млн. рублей.
Структура нарушений, выявленных Счетной палатой в ходе контрольных мероприятий 2016 года, по основным группам
В восьми контрольных мероприятиях установлены факты, имеющие признаки нецелевого использования бюджетных средств, на сумму 2,8 млн. рублей (из которых 1,3 млн. руб. - средства краевого бюджета), их доля в общем объеме финансовых нарушений составила 0,3 процента.
Динамика нецелевого использования бюджетных средств, установленного контрольными мероприятиями
В соответствии со статьей 15 закона Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края" по результатам проведенных контрольных мероприятий Счетной палатой направляются органам исполнительной власти, муниципальным образованиям, руководителям проверенных предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении бюджетного законодательства. За исполнением представлений Счетной палатой организован систематический контроль, в ходе которого изучаются действия объектов проверки, направленные на устранение допущенных нарушений.
В 2016 году на контроле Счетной палаты находилось 241 представление, из которых 153 - по проверкам 2016 года, 88 - по проверкам прошлых лет, с контроля снято 180 представлений Счетной палаты, в том числе 117 - отчетного периода, 63 - прошлых лет.
Количество представлений, направленных Счетной палатой для принятия мер по устранению нарушений и снятых с контроля
Губернатору Алтайского края направлены отчеты о результатах 14 контрольных мероприятий (в том числе восемь - по проверкам в муниципальных образованиях) и четыре заключения Счетной палаты об итогах экспертно-аналитических мероприятий, в Алтайское краевое Законодательное Собрание - 23 отчета и 15 заключений. Результаты мониторинга, проводимого в рамках экспертно-аналитического мероприятия параллельно со Счетной палатой Российской Федерации, и проверки отдельных вопросов контрольного мероприятия по программе Счетной палаты Российской Федерации, направлены в ее адрес.
По материалам проверок предложено к устранению нарушений на сумму 362,8 млн. рублей, в том числе - к восстановлению - 31,0 млн. рублей, из которых - в краевой бюджет - 8,2 млн. рублей.
Направленные предложения касаются совершенствования бюджетного процесса, повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, государственной и муниципальной собственности, возмещения ущерба, причиненного бюджету.
В 2016 году устранено нарушений (с учетом средств по материалам проверок прошлых лет) на сумму 433,7 млн. рублей, в том числе восстановлено в бюджеты всех уровней - 32,2 млн. рублей, из них в краевой - 9,0 млн. рублей.
При проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий проводился анализ состояния нормативной правовой базы. По результатам рассмотрения представлений замечания и предложения Счетной палаты учтены в 82 нормативных правовых и локальных актах органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления, касающихся организации бюджетного процесса, формирования местных бюджетов, использования бюджетных средств, муниципальной собственности.
В 2016 году в прокуратуру Алтайского края в рамках соглашения о взаимодействии направлены материалы 21 контрольного мероприятия. По итогам рассмотрения результатов проверки Счетной палаты прокурором Рубцовского района внесено три представления об устранении нарушений законодательства, которые удовлетворены, и два постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, по которым мировым судьей и Управлением федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вынесены решения о назначении штрафа в сумме 20,0 и 15,0 тыс. рублей соответственно. По остальным материалам меры прокурорского реагирования не принимались. Кроме того, по запросу в прокуратуру Алтайского края представлена информация по проведенным проверкам исполнения бюджетного законодательства при реализации государственных программ Алтайского края и ведомственных целевых программ за период 2014 год - первое полугодие 2016 года.
В соответствии с законом Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края" и Регламентом коллегии Счетной палаты в 2016 году проведено шесть заседаний коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 75 вопросов.
Коллегией Счетной палаты в отчетном периоде рассматривались заключения на отчеты об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2015 год, на проекты законов об указанных бюджетах на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, отчет о работе Счетной палаты за 2015 год, результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, вопросы планирования, методологического обеспечения деятельности Счетной палаты и другие.
2. Контрольно-ревизионная деятельность
Контрольная деятельность Счетной палаты осуществляется с учетом необходимости обеспечения всестороннего системного контроля исполнения краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края и эффективности управления государственной собственностью, соблюдения бюджетного законодательства в процессе формирования бюджетов муниципальных образований, увеличения их доходного потенциала, в том числе за счет повышения качества управления и использования муниципальной собственности.
2.1. Внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края
В соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета за 2015 год, включая проверку бюджетной отчетности 28 главных администраторов бюджетных средств. Заключения Счетной палаты, оформленные по результатам внешних проверок, доведены до сведения каждого главного администратора бюджетных средств.
Доходная часть краевого бюджета в 2015 году составила 119,3 процента первоначально утвержденных прогнозных показателей, 100,6 процента уточненных плановых назначений.
По налоговым и неналоговым доходам уточненный план исполнен на 102,9 процента, к достигнутому уровню предыдущего года рост составил 5,6 процента, в структуре доходов краевого бюджета указанные доходы занимали 51,6 процента.
Поступления налоговых платежей в краевой бюджет составили 102,8 процента к уточненным прогнозным показателям, неналоговых - 104,8 процента, их доля в структуре налоговых и неналоговых доходов - 97,2 и 2,8 процента соответственно.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации реализация расходной части краевого бюджета осуществлялась в. программном формате. Кассовое исполнение расходов составило в 2015 году 97 процентов к уточненному плану. В структуре расходов наибольший удельный вес занимали расходы на национальную экономику - 23,3 процента, здравоохранение - 22,3 процента, социальную политику - 21,8 процента, образование - 20,7 процента.
Результаты внешних проверок главных администраторов бюджетных средств свидетельствуют об укреплении финансовой дисциплины и соблюдении, в основном, требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета и формированию бюджетной отчетности.
На основании статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведена проверка годовой бюджетной отчетности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее - Территориальный фонд).
Бюджет Территориального фонда исполнен по доходам на 101,9 процента, к достигнутому уровню 2014 года рост доходов за 2015 год составил 6,7 процента.
План по расходам выполнен на 99,6 процента. По сравнению с предыдущим периодом в 2015 году расходы увеличились на 3,6 процента. На содержание аппарата управления Территориального фонда расходы составили 96,1 процента уточненных бюджетных назначений.
В 2015 году расходы на реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования составили 99,9 процента плановых назначений, по сравнению с 2014 годом ее стоимость выросла на 15,8 процента. Подушевой норматив финансирования на одно застрахованное лицо Алтайского края за 2015 год сложился на уровне утвержденного.
Бюджет Территориального фонда исполнен с превышением доходов над расходами (профицитом).
Заключения Счетной палаты на отчеты Администрации Алтайского края об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда за 2015 год были направлены в Алтайское краевое Законодательное Собрание и размещены на официальном сайте Счетной палаты в сети "Интернет".
2.2. Результаты контроля за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств
В контрольной работе важное место занимает аудит эффективности бюджетных расходов, позволяющий не только проверить законность и целевой характер использования финансовых ресурсов, но и оценить деятельность субъектов контроля по достижению запланированных результатов.
В отчетном году проведены аудит эффективности управления краевой собственностью и финансовыми ресурсами краевыми государственными унитарными предприятиями, аудит закупок для обеспечения государственных нужд в сфере культуры и пять аудитов эффективности использования бюджетных средств, направленных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению Алтайского края и мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае, на подготовку физкультурно-спортивных организаций (команд мастеров), на реализацию государственной программы "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013-2020 годы.
В ходе аудита эффективности бюджетных расходов на реализацию государственной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014-2020 годы (далее - Госпрограмма) была проанализирована нормативная правовая база, регламентирующая порядок реализации Госпрограммы, проверено целевое, правомерное расходование бюджетных средств, дана оценка выполнения запланированных мероприятий и достижения утвержденных целевых показателей (индикаторов) результативности Госпрограммы.
За проверяемый период (2014 и 2015 годы) на реализацию программных мероприятий направлено 736,3 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 598,7 млн. рублей, краевого бюджета - 137,6 млн. рублей. Наиболее востребованными формами государственной поддержки являются бюджетные субсидии (в том числе гранты), привлечение заемных средств Алтайского фонда микрозаймов, предоставление поручительств Алтайским гарантийным фондом. За два года финансовую поддержку в виде субсидий получили 811 субъектов малого и среднего бизнеса на общую сумму 72,6 млн. рублей, выдано микрозаймов 1301 субъекту на сумму 746,6 млн. рублей, предоставлено 56 поручительств на сумму 184,3 млн. рублей.
В целом государственная поддержка оказала положительное влияние на развитие предпринимательства в крае. Получатели субсидий обеспечили своевременность выплаты заработной платы работникам, сохранили их численность, обеспечили полноту и своевременность уплаты налогов. За 2014-2015 годы создано 4,7 тыс. новых рабочих мест, малыми и средними предприятиями в 2014 году по сравнению с 2012 годом увеличен объем инвестиций в основной капитал на 49 процентов, рост средней заработной платы работников, занятых в малом бизнесе, составил 13,5 процента, объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Алтайского края составил в 2015 году 13422 млн. рублей, или больше на 14,5 процента уровня предыдущего года.
Несмотря на положительную динамику развития предпринимательства в крае, увеличение объемов финансовых ресурсов на государственную поддержку этой сферы, имеются значительные резервы для увеличения количества и объемов займов и поручительств, так как по состоянию на 1 января 2016 года остатки свободных (невостребованных) средств Алтайского фонда микрозаймов и Алтайского гарантийного фонда составляли соответственно 48 и 68 процентов от их объемов.
При реализации программных мероприятий были допущены отдельные нарушения на общую сумму 13,3 млн. рублей, из них в сфере закупочной деятельности - 10,8 млн. рублей. Неэффективные расходы составили 8,2 млн. рублей.
Аудит эффективности бюджетных средств, направленных на государственную поддержку агропромышленного комплекса края, проводился в рамках контроля за реализацией государственной программы "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013-2020 годы, которая состоит из четырех подпрограмм, включающих в себя реализацию мероприятий одиннадцати ведомственных целевых программ. Для оценки достижения основных целей Госпрограммы было утверждено в 2014 году 35 целевых показателей (индикаторов), в 2015 и 2016 годах - по 44.
За проверяемый период (2014, 2015 годы, 9 месяцев 2016 года) на реализацию Госпрограммы использовано бюджетных средств в общей сумме 12986,4 млн. рублей, из них за счет федерального бюджета - 11212,7 млн. рублей и краевого бюджета - 1773,7 млн. рублей.
Наибольший объем финансовых ресурсов направлен на выполнение мероприятий по развитию растениеводства - 7172,6 млн. рублей (55,2% от общих расходов на Госпрограмму) и по развитию животноводства - 3494,7 млн. рублей (27%). Сельхозтоваропроизводители воспользовались различными видами государственной поддержки, из которых наиболее востребованы такие как: поддержка кредитования; оказание несвязанной поддержки; поддержка производства овощей в защищенном грунте; возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлеченным на развитие животноводства; поддержка сохранения и развития системы племенного животноводства и другие.
На выполнение мероприятий по технической и технологической модернизации, инновационного развития агропромышленного комплекса использовано 322,9 млн. рублей (18,2% общих расходов), на поддержку малых форм хозяйствования - 108,1 млн. рублей (6,1%).
В целом, по итогам анализа достижения основных показателей реализации программных мероприятий, сделан вывод о положительном влиянии государственных вложений на деятельность хозяйствующих субъектов. Сельскохозяйственные организации, получившие государственную поддержку, увеличили в 2015 году по сравнению с предыдущим годом выручку от реализации продукции (работ, услуг) на 19,8 процента, увеличилось количество прибыльных предприятий с 592 до 777 (88,6% от общего числа), среднемесячная заработная плата работников на крупных и средних организациях составила 16199 рублей, или на 13,5 процента выше, чем в 2014 году, в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды перечислено 6164,9 млн. рублей, что превышает уровень предыдущего года на 18,9 процента.
Несмотря на достигнутые положительные итоги, не обеспечено выполнение утвержденных целевых показателей (индикаторов) Госпрограммы в 2014 году - 14 из 35, в 2015 году - 5 из 44, что снижает результативность реализации программных мероприятий. Аудитом были выявлены отдельные нарушения и недостатки на общую сумму 1,8 млн. рублей, неэффективные расходы составили 0,8 млн. рублей.
Основной целью аудита эффективности использования средств краевого бюджета, направленных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению Алтайского края, являлась оценка обеспеченности и доступности жителей к специализированной, современной, наиболее эффективной медицинской помощи.
В крае высокотехнологичная медицинская помощь оказывается 11 медицинскими организациями, по 19 профилям. Наблюдается положительная динамика числа жителей края, получивших указанный вид медицинской помощи, так в 2013 году ее получили 4891 человек, в 2014 году - 7795 человек, в 2015 году - 8149 человек, или рост за три года составил 1,7 раза. За этот период значительно изменилась структура и объемы источников финансирования. В 2013 году на оказание помощи по высоким технологиям были направлены средства краевого и федерального бюджета в общей сумме 422,6 млн. рублей, в 2015 году объем финансовых ресурсов увеличился в 2,3 раза и составил 990,8 млн. рублей, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования - 871,1 млн. рублей, федерального и краевого бюджетов - 119,7 млн. рублей.
Анализ выполнения государственных заданий, утвержденных медицинским учреждениям по оказанию услуг населению по высокотехнологичной помощи, показал, что все учреждения обеспечили выполнение количественных и качественных показателей. При этом имеется возможность увеличения объемов оказания данных услуг, учитывая достаточную обеспеченность высококвалифицированными кадрами и оснащенность современным медицинским оборудованием.
Проведенное анкетирование среди пациентов показало, что 79 процентов опрошенных полностью удовлетворены результатами полученной помощи, 89 процентов - положительно оценивают деятельность врачебного и среднего медицинского персонала.
Ежегодный прирост численности населения, получивших медицинскую помощь по высоким технологиям, выполнение государственных заданий всеми медицинскими организациями, а также высокий уровень удовлетворенности населения оказанными услугами (согласно анкетированию) свидетельствуют о достаточно эффективном вложении государственных средств в развитие оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению края.
В ходе контрольного мероприятия "Аудит эффективности использования средств краевого бюджета, выделенных на реализацию мероприятий по оказанию мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" Счетной палатой проведена оценка организации в крае системы социальной защиты этой категории детей, насколько эффективно обеспечивает эта система решение задач по государственной защите, поддержке и социально-бытовой ориентации детей-сирот в обществе.
По состоянию на 1 января 2016 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла 10068 человек или 2,1 процента общего числа детей в крае. За проверяемый период (2014-2015 годы и 9 месяцев 2016 года) на оказание мер социальной защиты данной категории детей израсходовано средств краевого бюджета в сумме 2876,8 млн. рублей.
Основными формами устройства детей-сирот является передача на воспитание в семьи (усыновление, опека, приемная семья), которой охвачено 8297 детей (82,4% общего числа детей-сирот) и определение их в специализированные учреждения (центры помощи детям, дома ребенка, школы-интернаты) - 1337 детей (13,3%).
В течение ряда лет в крае наблюдается тенденция устройства детей на воспитание в семьи и снижение их числа, находящихся в государственных учреждениях, что является наиболее благоприятной мерой для детей-сирот. Сеть государственных специализированных учреждений сократилась с 68 в 2013 году до 59 по состоянию на 1 октября 2016 года в связи с уменьшением контингента детей на 602 ребенка. Оказание государственных услуг детям-сиротам осуществляется учреждениями на основании государственных заданий, в проверяемом периоде все учреждения обеспечили выполнение плановых показателей качества и количества, утвержденных в заданиях.
В ходе аудита проанализированы: состояние материально-технической базы учреждений для детей-сирот; обеспеченность квалифицированными кадрами; полнота и своевременность перечисления денежных выплат на обеспечение социальных гарантий детей-сирот. По перечисленным вопросам программы проверки существенных замечаний не выявлено.
Особое внимание было уделено вопросам выполнения мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. В крае по состоянию на 1 октября 2016 года численность этой категории детей и приравненных к ним лиц составляла 6171 человек, что на 24 процента больше, чем в 2014 году. Причем тенденция увеличения числа детей-сирот, нуждающихся в жилье, сохраняется в течение ряда лет, что связано с изменениями возрастной структуры (растет численность детей старше 14 лет), а также включением в список лиц, которым требуется замена жилых помещений в связи с невозможностью проживания в них.
В связи с превышением темпа роста нуждающихся в жилье над темпами роста финансовых ресурсов на эти цели, значительно увеличивается срок ожидания получения жилья, в среднем он составляет около пяти лет.
За 2014-2016 годы на решение жилищных проблем детей-сирот и лиц из их числа выделено 667,2 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 398,0 млн. рублей, краевого бюджета - 269,2 млн. рублей, что позволило обеспечить жильем 601 человека. Ограниченность финансовых средств и ежегодный прирост количества нуждающихся в жилье привели к невыполнению установленных целевых показателей обеспеченности жилыми помещениями очередников ни в одном их проверяемых трех лет.
Контрольным мероприятием установлены отдельные недостатки и нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части несоблюдения условий контракта условиям, предусмотренным в конкурсной документации, недостаточности обоснования начальной максимальной цены контракта. Были допущены случаи приобретения жилых помещений с высокой степенью износа и по ценам выше среднерыночных цен.
Всего при приобретении жилья для детей-сирот и лиц из их числа с нарушением принципа эффективности (экономности и результативности), установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, израсходовано 15,7 млн. рублей.
Наряду с проведением аудитов эффективности бюджетных расходов Счетной палатой в отчетном году проведет аудит эффективности управления государственной краевой собственностью, переданной в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям.
В реестре государственной собственности края по состоянию на 1 января 2014 года числилось 99 унитарных предприятий, в 2014-2015 годах в результате оптимизации структуры краевой собственности количество унитарных предприятий сократилось на 62 единицы и составило на 1 января 2016 года - 37 предприятий.
Финансово-хозяйственную деятельность в 2015 году осуществляли 33 из 37 предприятий, из них 25 - закончили год с прибылью в общей сумме 164,2 млн. рублей, однако объем сальдированной прибыли снизился на 22,0 млн. рублей или на 11,8 процента к уровню предыдущего года. Наибольший удельный вес (более 90%) в объеме прибыли приходится на предприятия дорожного хозяйства, АКГУП "Алтаймедтехника" и АКГУП "Бийское". Семь предприятий завершили 2015 год с убытками, из которых наибольшую долю занимает АКГУП "Алтайстройзаказчик" и АКГУП "Алтайские инженерные сети", при этом деятельность их убыточна в течение ряда лет.
Доходы краевого бюджета от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, стабильно низкие, в 2015 году поступило в краевой бюджет 14,9 млн. рублей, в 2016 году - 15,6 млн. рублей, что составляет в объеме неналоговых доходов 1,4 и 1,3 процента соответственно.
В ходе аудита выявлены факты нарушений действующего законодательства, допущенные при управлении и распоряжении государственной собственностью.
В нарушение Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не обеспечена государственная регистрация права собственности Алтайского края на 368 объектов недвижимости (18,5% от общего числа объектов), право хозяйственного ведения - на 955 объектов (48% от общего количества).
Допущены нарушения Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в части формирования уставных фондов на трех предприятиях, отсутствия в уставах трех предприятий положений о создании отдельных фондов и другие.
Установлены недостатки по ведению учета объектов государственной собственности и осуществлению контроля за сохранностью и целевым использованием объектов.
Общая сумма выявленных в ходе аудита нарушений составила 31,8 млн. рублей, из них 8,8 млн. рублей - нарушения учета и отчетности.
В отчетном году проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления акционерным капиталом акционерного общества "Сетевая компания "Алтайкрайэнерго" за 2014-2015 годы. В ходе проверки проанализированы: структура и динамика доходов и расходов общества; финансовый результат; расходование чистой прибыли, в том числе размер дивидендов, перечисленных в доход краевого бюджета; состояние дебиторской и кредиторской задолженности; проверено соблюдение требований действующего законодательства по управлению и распоряжению акционерным капиталом, 100 процентов которого принадлежит Алтайскому краю.
В проверяемом периоде отмечено снижение прибыли от основной деятельности на 12 процентов и увеличение убытков от прочей деятельности на 24 процента, что отрицательно повлияло на размер чистой прибыли, которая сократилась в 2015 году на 30,5 млн. рублей (35%) против 2014 года и составила 56,0 млн. рублей. В 2015 году (по прибыли 2014 года) перечислено дивидендов в краевой бюджет в сумме 8,6 млн. рублей, за 2015 год на момент проверки чистая прибыль не была распределена.
По состоянию на 1 января 2016 года кредиторская задолженность превышает размер дебиторской задолженности в 13,4 раза, что свидетельствует о снижении финансовой независимости общества.
В ходе проверки выявлены нарушения при использовании активов на общую сумму 67,1 млн. рублей, неэффективные расходы составили 65,2 млн. рублей.
Результаты проверок правомерного, целевого и эффективного расходования средств краевого бюджета на реализацию ведомственной целевой программы "Совершенствование деятельности института мировой юстиции на территории Алтайского края", государственных программ "Содействие занятости населения Алтайского края", "Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае" (в части расходов на организацию деятельности команд мастеров), двух государственных программ и долгосрочной целевой программы в сфере обеспечения прав граждан и их безопасности свидетельствуют о повышении ответственности исполнителей программных мероприятий за соблюдение финансовой дисциплины и достижение запланированных целевых показателей (индикаторов) результативности реализации программ. При этом в отдельных случаях допускались факты нарушений по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, по управлению и распоряжению государственной собственностью, имели место неэффективные расходы.
В 2016 году проведена проверка подготовки и реализации прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Алтайского края за 2011-2015 годы, в ходе которой отмечена необходимость актуализации нормативных правовых актов, принятия ряда порядков, регулирующих вопросы организации и проведения приватизации, разработки методики составления прогноза поступлений доходов в краевой бюджет от приватизации имущества Алтайского края.
Проверкой установлено, что в течение ряда лет в крае не выполняется план (программа) приватизации ни по объему доходов от продажи имущества, ни по количеству приватизированных объектов, что не отвечает задачам государственной политики в сфере приватизации краевого имущества по сокращению неиспользуемого имущества и расходов на его содержание и увеличения доходов краевого бюджета.
Невыполнение плановых значений свидетельствует о низкой эффективности мероприятий по подготовке и проведению реализации имущества. Основными причинами невыполнения являются: отсутствие документов, оформленных в установленном порядке, на объекты недвижимого имущества; отсутствие права собственности на земельные участки под объектами приватизации; непривлекательность объектов в связи с их неудовлетворительным состоянием и другие.
Осуществление контрольно-счетными органами аудита в сфере закупок предусмотрено в статье 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Счетной палатой аудит в сфере закупок, осуществленных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, проводился в рамках 18 контрольных мероприятий, проведенных в отношении 100 заказчиков (49 - краевого уровня и 51 - муниципального уровня). В ходе аудита закупок установлено 67 нарушений законодательства о контрактной системе, из них 23 - финансовых на общую сумму 185,3 млн. рублей.
По видам нарушений, сгруппированным в соответствии с Классификатором нарушений, их основная часть - 53,7 процента, связана с несоблюдением порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе; 14,9 процента приходится на нарушения условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту; по 7,5 процента - на нарушения при обосновании и определении начальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, и несоблюдение требований, в соответствии с которыми отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге должен быть размещен в единой информационной системе; 6,0 процента - на неприменение мер ответственности по контракту (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафов) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) и 10,4 процента - другие виды нарушений.
Проверки на предмет соблюдения Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" проводились в рамках трех контрольных мероприятий в отношении семи краевых автономных учреждений, из которых три учреждения - допустили нарушения законодательства, в том числе одно нарушение процедурного характера и два - финансовых на сумму 8,5 млн. рублей.
По фактам нарушений законодательства в сфере закупок материалы проверок по четырем учреждениям переданы в Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю.
2.3. Результаты контрольных мероприятий в муниципальных образованиях Алтайского края
В соответствии с постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 апреля 2016 года N 105 "Об отчете о работе Счетной палаты Алтайского края за 2015 год", в 2016 году продолжена работа по проверке целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов, выделяемых муниципальным образованиям из краевого бюджета, соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса и оценке потенциальных доходных источников местных бюджетов.
Счетной палатой контрольные мероприятия проведены в двух городских округах (городах Барнаул и Яровое) и шести муниципальных районах (Завьяловском, Романовском, Рубцовском, Смоленском, Советском и Троицком).
В ходе контрольных мероприятий проанализирована экономическая ситуация в муниципальных образованиях, динамика поступления налоговых и неналоговых доходов, выявлены резервы увеличения доходного потенциала бюджетов.
Одним из резервов увеличения доходной базы местных бюджетов является повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками. Проверки свидетельствуют о недостаточном уровне работы муниципалитетов в этом направлении.
Имеют место занижение размера арендной платы за пользование муниципальной собственностью (город Барнаул - 195,5 тыс. руб., Троицкий район - 245,6 тыс. руб.), земельными участками (город Барнаул - 1036,1 тыс. руб., Троицкий район - 229,9 тыс. руб.), не начисление арендной платы за пользование земельными участками (Завьяловский район - 71,3 тыс. руб.), возмещение коммунальных услуг по арендуемым помещениям за счет бюджетных средств (город Барнаул - 1104,6 тыс. руб.).
В результате неправомерного использования муниципального имущества в местный бюджет города Барнаула не поступили доходы в виде арендной платы в сумме 21324,0 тыс. рублей, Завьяловского района - 291,4 тыс. рублей.
Передача в безвозмездное использование муниципального имущества привела к неполучению доходов в городе Барнауле на сумму 2513,0 тыс. рублей, в Завьяловском районе - 1623,0 тыс. рублей.
В Завьяловском районе не перечислена в местный бюджет часть прибыли муниципального унитарного предприятия в сумме 1309,0 тыс. рублей.
За несвоевременную уплату арендных платежей за муниципальное имущество, земельные участки штрафные санкции к нарушителям сроков не применялись в Смоленском (66,6 тыс. руб.), Советском (1123,0 тыс. руб.), Троицком (235,1 тыс. руб.) районах, за нарушение унитарным предприятием сроков перечисления части прибыли - в Завьяловском районе (96,8 тыс. руб.).
В Романовском районе в реестре объектов муниципальной собственности не учтены четыре квартиры стоимостью 442,5 тыс. рублей, числящиеся по учетным данным районной администрации в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия, ликвидированного в 2014 году.
При формировании и исполнении местных бюджетов допущены отдельные нарушения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, регионального законодательства и муниципальных нормативных правовых актов.
В Завьяловском районе нарушены принципы полноты отражения доходов и единства кассы, установленные статьями 32 и 38.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в доходах местного бюджета не отражены средства, поступивших в виде безвозмездной помощи в сумме 393,0 тыс. рублей.
Администрациями Рубцовского, Смоленского и Советского районов не выполняются отдельные пункты соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета района, заключенных с комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, в части уменьшения объема просроченной кредиторской задолженности по сравнению с началом года.
Не выполнено требование законодательства о предельном размере дефицита бюджета в трех сельских поселениях Романовского района на общую сумму 676,5 тыс. рублей.
В нарушение статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав публичных нормативных обязательств включены расходы, по сути таковыми не являющиеся, в Рубцовском районе на сумму 1353,0 тыс. рублей, Советском - 231,0 тыс. рублей, Троицком - 994,2 тыс. рублей.
Допускались отдельные нарушения статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающиеся формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг, в городе Барнауле, Романовском, Рубцовском, Советском и Троицком районах.
При невыполнении показателей муниципального задания бюджетными учреждениями в Троицком районе в местный бюджет не произведен возврат субсидий на сумму 235,4 тыс. рублей.
В нарушение статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации в городе Яровое приняты бюджетные обязательства, превышающие объемы бюджетных ассигнований на 158,4 тыс. рублей.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что при значительной потребности в ремонте автомобильных дорог (в отдельных случаях и имевшейся задолженности за выполненные работы по ремонту дорог) в муниципальных районах остатки не использованных средств муниципального дорожного фонда на 1 января 2016 года составили в Романовском районе 2496,0 тыс. рублей, Рубцовском - 3600,0 тыс. рублей, Смоленском - 3623,4 тыс. рублей, Советском - 3127,8 тыс. рублей.
В нарушение статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации при формировании муниципальных дорожных фондов не учитывались остатки средств, не использованные в предыдущем году в Завьяловском, Советском и Рубцовском районах. При исполнении бюджетов допущено нецелевое использование средств муниципального дорожного фонда в Романовском и Рубцовском районах (525,9 и 335.1 тыс. руб. соответственно).
Средства резервного фонда использованы администрациями Романовского района в сумме 130,8 тыс. рублей и Советского района - 470,6 тыс. рублей на финансовое обеспечение расходов, не соответствующих районным Положениям о резервных фондах и понятию непредвиденных расходов.
Превышены нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления при исполнении бюджета за 2015 год в Завьяловском районе на 4200,2 тыс. рублей, в Романовском - на 1079,7 тыс. рублей.
Муниципальными районами допущены нарушения при использовании межбюджетных трансфертов, поступивших из краевого бюджета, на общую сумму 1148.4 тыс. рублей, в том числе Романовским - 384,0 тыс. рублей, Рубцовским - 162.1 тыс. рублей, Советским - 415,9 тыс. рублей, Троицким - 172,7 тыс. рублей.
Администрацией Троицкого района на капитальный ремонт имущества, переданного в хозяйственное ведение унитарного предприятия, необоснованно израсходовано 139,5 тыс. рублей, в том числе 132,5 тыс. рублей - за счет средств краевого бюджета.
В нарушение норм статей 115.2 и 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрациями муниципальных образований предоставлялись муниципальные гарантии на заключение муниципальных контрактов на поставку угля без решений представительных органов муниципальных образований, при предоставлении гарантий не заключались договоры об обеспечении исполнения принципалом обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса уплаченных им сумм во исполнение обязательств по гарантиям (Завьяловский район - 29170,1 тыс. руб., Рубцовский - 22528,2 тыс. руб., Советский - 13532,8 тыс. руб.). С Администрации Рубцовского района на основании судебных решений взыскано 1010.5 тыс. рублей задолженности, возникшей в результате предоставления муниципальных гарантий с вышеуказанными нарушениями, при этом встречные иски на возврат средств в районный бюджет предъявлены только на 516,0 тыс. рублей.
В Троицком районе не принимались к сторонним организациям меры по взысканию дебиторской задолженности за отопление в сумме 252,5 тыс. рублей.
В нарушение постановления Администрации Алтайского края от 22 декабря 2014 года N 575 "О мерах по реализации закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", не предусматривающего авансовые платежи на подрядные работы по строительству объектов краевой и муниципальной собственности, в городе Барнауле по муниципальным контрактам на строительство двух детских садов перечислены авансы в сумме 97469,1 и 85000,0 тыс. рублей (54,6% и 68,4% от суммы контракта) соответственно.
Не обеспечено соблюдение обязательств по долевому участию в софинансировании за счет средств местных бюджетов: строительства объектов в Завьяловском (350,5 тыс. руб.), Рубцовском (3272,0 тыс. руб.) и Троицком (4746,3 тыс. руб.) районах; мероприятий по формированию базовых общеобразовательных организаций края, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, в Романовском районе (1315,1 тыс. руб.); обеспечение расчетов за уголь (отопление), потребляемый учреждениями бюджетной сферы, в Романовском (351,0 тыс. руб.) и Рубцовском (948,0 тыс. руб.) районах.
Администрациями трех сельских поселений Завьяловского района не перечислены в районный бюджет иные межбюджетные трансферты в сумме 61,9 тыс. рублей на финансовое обеспечение переданных полномочий по решению вопросов местного значения в области культурной деятельности.
Не соблюдены требования федерального законодательства в сфере закупочной деятельности, в результате чего допущено 12 финансовых нарушений на сумму 177788,1 тыс. рублей: город Барнаул - 147195,8 тыс. руб. (необоснованное изменение сроков исполнения контрактов), Завьяловский - 567,1 тыс. руб. (завышение цены контракта), Рубцовский - 17789,2 тыс. руб. (несвоевременная оплата за выполненные работы - 9103,2 тыс. руб., несоблюдение срока окончания работ по контракту - 8686,0 тыс. руб.), Троицкий - 8082,2 тыс. руб. (заключение контракта без проведения конкурентных процедур), Смоленский - 2651,2 тыс. руб. (невыполнение поставщиком обязательств по поставке товаров), Советский - 1502,6 тыс. руб. (несвоевременная оплата за выполненные работы). Кроме того, установлено 37 нарушений процедурного характера (размещение планов-графиков с нарушением установленных сроков, неразмещение отчетов об исполнении муниципальных контрактов в сети Интернет и т.п.) в Рубцовском, Смоленском и Советском районах.
Имеют место нарушения правил ведения бухгалтерского учета и бюджетной отчетности. Так, в бухгалтерском учете не отражена стоимость объектов казны и земельных участков, находящихся в казне, в Завьяловском районе на сумму 97861,8 тыс. рублей, Троицком - 75081,7 тыс. рублей, занижена стоимость вложений в строительство объекта в Троицком районе - 24595,1 тыс. рублей, занижено начисление размера платы рекламораспространителями в городе Барнауле - 10597,8 тыс. рублей, в трех муниципальных районах отражены недостоверные сведения по объемам кредиторской, дебиторской задолженности на общую сумму 75299,7 тыс. рублей (Завьяловский - 49748,1 тыс. руб., Рубцовский - 5348,2 тыс. руб., Троицкий - 20203,4 тыс. руб.).
В Завьяловском районе муниципальными учреждениями допущены факты неоприходования в кассу наличных денежных средств, полученных в виде безвозмездной помощи, в сумме 403,0 тыс. рублей, что не соответствует требованиям Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и основам кассового обслуживания исполнения бюджетов, установленным статьей 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проверками муниципальных образований установлены нарушения на общую сумму 836345,9 тыс. рублей. Неэффективные расходы составили 153590,6 тыс. рублей, в том числе в городе Барнауле - 150000,0 тыс. рублей (средства, выделенные на пополнение уставного фонда, муниципальным унитарным предприятием "Энергетик" направлены на погашение кредиторской задолженности и на покрытие расходов от убыточной деятельности), в районах: Завьяловском - 2600,8 тыс. рублей, Рубцовском - 130,8 тыс. рублей, Троицком - 859,0 тыс. рублей.
Указанные выше факты нарушений свидетельствуют об отсутствии должного контроля за расходованием бюджетных средств и эффективным управлением муниципальными ресурсами.
По результатам контрольных мероприятий Счетной палатой органам исполнительной власти муниципальных образований и учреждениям направлено 82 представления, которые содержат предложения и рекомендации по совершенствованию нормативной правовой базы, устранению нарушений на сумму 308915,7 тыс. рублей, из которых возмещению подлежат 24017,3 тыс. рублей, в том числе в краевой бюджет - 1186,2 тыс. рублей. В 2016 году устранены нарушения на сумму 306854,3 тыс. рублей, из которых восстановлено 22911,8 тыс. рублей, в том числе в краевой бюджет - 386,3 тыс. рублей.
3. Экспертно-аналитическая деятельность
Законом Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края" на Счетную палату возложено проведение финансово-экономической экспертизы проектов законов Алтайского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Алтайского края, в том числе по проекту краевого бюджета, проблемам бюджетной политики и совершенствованию бюджетного процесса в Алтайском крае, государственных программ Алтайского края.
Счетной палатой проведены 52 экспертизы проектов нормативных правовых актов Алтайского края по вопросам формирования, изменения и исполнения краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, внесения изменений в бюджетное законодательство Алтайского края и другим направлениям, в том числе четыре экспертизы государственных программ Алтайского края и 33 - на изменения, вносимые в действующие государственные программы Алтайского края. По результатам экспертизы проектов нормативных правовых актов Алтайского края Счетной палатой направлены заключения, по 29 проектам - внесены предложения.
Количество экспертиз проектов нормативных правовых актов Алтайского края, проведенных Счетной палатой Алтайского края в 2012-2016 годах
В рамках предварительного контроля, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края", "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае", были проведены экспертизы проектов законов Алтайского края "О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". В процессе экспертизы законопроектов проанализированы основные характеристики бюджетов, распределение расходов по разделам классификации расходов бюджетной системы Российской Федерации, текстовые части законопроектов, соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральному и краевому законодательству.
Оперативный контроль исполнения закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2016 год" проводился на основании ежемесячных оперативных отчетов об исполнении краевого бюджета, ежеквартальных отчетов об исполнении краевого бюджета, утвержденных распоряжениями Администрации Алтайского края, оперативных отчетов Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю и Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю и иной информации.
В 2016 году проведены экспертизы и подготовлены заключения Счетной палаты на три проекта закона Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О краевом бюджете на 2016 год".
Ежеквартально анализировалось исполнение бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края. Результаты аналитической деятельности использовались при экспертной оценке двух законопроектов по внесению изменений в указанный бюджет.
Счетной палатой подготовлено шесть аналитических записок по результатам анализа исполнения краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2016 года.
Основными мероприятиями последующего контроля в 2016 году стали экспертизы проектов законов "Об исполнении краевого бюджета за 2015 год" и "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2015 год".
В 2016 году Счетной палатой проведены экспертизы четырех проектов вновь принимаемых государственных программ Алтайского края (далее - государственная программа), по трем - внесены замечания. В ходе экспертиз проанализированы: соответствие показателей государственных программ показателям стратегических документов социально-экономического развития края; объемы ресурсного обеспечения мероприятий; состав и структура целевых показателей (индикаторов) оценки достижения целей и решения задач. В заключении Счетной палаты на проект государственной программы "Доступная среда в Алтайском крае" на 2016-2020 годы указано на не полное соответствие паспорта программы Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 23 сентября 2013 года N 502, отсутствие данных о согласовании с муниципальными образованиями объемов расходов местных бюджетов, что создает риски недостижения целей и решения задач, относящихся к мероприятиям с участием муниципалитетов. По проекту государственной программы "Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае" на 2016-2020 годы указано на несоответствие объемов финансирования в паспорте государственной программы бюджетным ассигнованиям, утвержденным на ее реализацию в краевом бюджете, что создает риски невыполнения мероприятий государственной программы.
В отчетном периоде проведены 33 экспертизы на изменения, вносимые в действующие государственные программы. Итоги экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о наличии недостатков, на которые указано в 20 заключениях Счетной палаты. Так, по семи государственным программам изменение объемов финансовых средств произведено без соответствующей корректировки целевых показателей, в случае уменьшения финансовых ресурсов создаются риски недостижения индикаторов; по восьми - значения отдельных целевых показателей скорректированы под их фактическое выполнение за истекший период, что свидетельствует о несоблюдении принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации; по пяти государственным программам требовалась доработка целевых показателей и по двум - отражено отсутствие пояснений в части методики расчета значений отдельных показателей, что в будущем не позволит определить степень их достижения. В двух заключениях Счетной палаты указано на существующие риски невыполнения мероприятий государственных программ за счет других государственных программ в связи с их внутренней несогласованностью, как по мероприятиям, так и по объемам финансирования.
В 2016 году Счетная палата проводила мониторинг исполнения доходов консолидированных бюджетов муниципальных районов и городских округов Алтайского края по итогам 2015 года. Уточненный прогноз поступления налоговых и неналоговых доходов муниципальных районов и городских округов Алтайского края исполнен в целом на 99,6 процента, в том числе по муниципальным районам - 101 процент, по городским округам - 98,7 процента, прогнозный план выполнен 49 муниципальными районами и шестью городскими округами. При проведении в ходе контрольных мероприятий оценки доходного потенциала местных бюджетов Счетной палатой были установлены резервы увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований, в первую очередь за счет повышения эффективности работы с муниципальной собственностью, повышения качества администрирования налоговых и неналоговых доходов, административного воздействия на неплательщиков и других мер.
В отчетном периоде Счетная палата проводила экспертную оценку поддержки устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований в Алтайском крае за период 2014-2015 годов. По результатам экспертно-аналитического мероприятия сделаны следующие выводы: в Алтайском крае создана необходимая нормативная правовая база, регулирующая вопросы поддержки устойчивого исполнения местных бюджетов; изменения законодательства в части передачи государственных полномочий между уровнями власти оказывают существенное влияние на применение долгосрочных правовых и финансовых механизмов, используемых для укрепления социально-экономического развития муниципальных образований; 14 муниципальных районов и городских округов перешли из категории с более высокой долей "дотационности" в категорию с меньшей; доля муниципальных районов и городских округов, исполнивших консолидированные бюджеты с дефицитом снизилась с 82,9 процента в 2014 году до 27,1 процента в 2015 году; количество муниципальных районов и городских округов, в которых отсутствует муниципальный долг, увеличилось с семи в 2014 году до 11 - в 2015 году; объем долговых обязательств муниципальных образований на 1 января 2016 года составлял 14,8 процента по отношению к объему собственных доходов местных бюджетов, что на 1,4 процентного пункта больше, чем на 1 января 2015 года; за 2015 год доля муниципального долга по кредитам кредитных организаций возросла на 4,9 процентного пункта и составила 55,6 процента, долг по муниципальным гарантиям возрос до 2,9 процента или на один процентный пункт; комплекс мер по реализации государственной программы "Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае" на 2014-2020 годы в условиях влияния внешних факторов позволил обеспечить стабильность финансовой системы региона, большинство запланированных промежуточных показателей (индикаторов) за анализируемый период были достигнуты, однако доля муниципальных районов и городских округов с неудовлетворительным и низким качеством управления муниципальными финансами оставалась высокой (в 2014 году - 85,7%, в 2015 году - 84,2%).
В 2016 году в рамках экспертно-аналитического мероприятия "Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации" в Счетную палату Российской Федерации направлена информация о результатах контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2015 году в сфере закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе и законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. О нарушениях, связанных с закупочной деятельностью, установленных Счетной палатой в ходе контрольных мероприятий, изложено выше в разделе "Контрольная деятельность".
4. Организационная, информационная и иная деятельность
Счетная палата осуществляла свою деятельность на основе годового плана работы, сформированного с учетом требований закона Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края", необходимости реализации полномочий, законодательно закрепленных за Счетной палатой, и исполнения постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 апреля 2016 года N 105 "Об отчете о работе Счетной палаты Алтайского края за 2015 год".
При планировании контрольной деятельности на очередной период в целях исключения дублирования функций при осуществлении контрольных полномочий Счетная палата координирует проведение мероприятий с Министерством финансов Алтайского края.
В отчетном году продолжена работа по совершенствованию нормативной методологической базы, актуализирован стандарт организации деятельности Счетной палаты, касающийся порядка действий должностных лиц Счетной палаты при выявлении административных нарушений.
Эффективная организация системы государственного финансового контроля невозможна без тесного взаимодействия Счетной палаты с другими контрольными органами.
В связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора с передачей функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере Федеральному казначейству, в 2016 году в новой редакции заключено Соглашение об информационном сотрудничестве и взаимодействии между Управлением Федерального казначейства по Алтайскому краю и Счетной палатой при осуществлении контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации и Алтайского края.
В условиях развития единой системы внешнего финансового контроля большое значение имеет сотрудничество Счетной палаты со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации. В рамках двустороннего взаимодействия Счетная палата принимала участие в проводимых Счетной палатой Российской Федерации контрольном и экспертно-аналитическом мероприятиях. Счетная палата является полноправным членом Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (далее - Совет КСО) и отделения Совета КСО в Сибирском федеральном округе, принимает участие в проводимых мероприятиях, ведет обмен опытом практической работы между контрольно-счетными органами других регионов России.
В соответствии со статьей 18 закона Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края" Счетная палата взаимодействует с контрольно-счетными органами муниципальных образований. В крае создано 10 контрольно-счетных органов, в том числе шесть - со статусом юридического лица.
Коллегам в муниципальных образованиях Счетной палатой оказывается методическая, правовая, информационная поддержка, на основе их данных проводится ежегодный мониторинг состояния внешнего муниципального финансового контроля. Контрольно-счетные органы муниципальных образований приняли участие в трех мониторингах, проводимых постоянными комиссиями, образованными Советом КСО.
Деятельность Счетной палаты предусматривает обеспечение информационной открытости ведомства и подотчетности обществу.
Счетной палатой принцип гласности реализуется, прежде всего, путем ежегодного представления в Алтайское краевое Законодательное Собрание годового отчета о своей работе, в котором находят отражение результаты деятельности за прошедший год, включая итоги всех проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полный текст документа публикуется в газете "Алтайская правда" и размещается на интернет-сайте Счетной палаты.
В области информационных технологий работа в отчетном периоде была сосредоточена на развитии интернет-сайта Счетной палаты, обслуживании IT-инфраструктуры и компьютерных систем.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" наполнение официального сайта Счетной палаты проводится в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством к официальным сайтам государственных органов, размещается информация по наиболее значимым мероприятиям и результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, В 2016 году было зарегистрировано более 7,1 тысяч посещений сайта Счетной палаты.
Согласно итоговой оценке мониторинга информационного наполнения официальных сайтов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, проведенного Комиссией по этике Совета КСО, содержание сайта Счетной палаты признано достаточным.
На Портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации, зарегистрированными пользователями которого являются сотрудники Счетной палаты, в течение отчетного периода осуществлялось информационное обеспечение раздела "Новости" и наполнение раздела "Библиотека". Посредством использования ресурсов Портала Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации должностные лица Счетной палаты участвовали в видеоконференциях, совместном заседании Президиума и Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, а также в вебинарах, организованных Федеральным бюджетным учреждением "Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации".
В рамках реализации государственной политики по противодействию коррупции Счетная палата принимала участие в работе комиссии Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу и заседании комиссии Администрации Алтайского края по координации работы по противодействию коррупции в регионе. На сайте Счетной палаты работает раздел "Общественная приемная", посредством которого в Счетную палату могут направляться вопросы, сообщения и обращения граждан.
В Счетной палате в отчетном периоде проводилась целенаправленная работа по осуществлению мероприятий по реализации законодательства о противодействии коррупции, направленных на принятие мер по профилактике коррупции, соблюдению государственными гражданскими служащими общих принципов служебного поведения, норм профессиональной этики, обязательств, ограничений и запретов, установленных на государственной службе. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Счетной палаты, и государственных гражданских служащих ежегодно размещаются на официальном сайте. С сотрудниками Счетной палаты проводился комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению нарушений норм действующего законодательства по противодействию коррупции.
Счетная палата в рамках выполнения задач, определенных законом Алтайского края "О Счетной палате Алтайского края", обеспечивала результативное взаимодействие с органами государственной власти и иными организациями по следующим направлениям: участие в работе сессий Алтайского краевого Законодательного Собрания, Совета Администрации Алтайского края, заседаниях постоянных депутатских объединений и комитета по бюджету и налогам Алтайского краевого Законодательного Собрания, расширенных заседаниях Коллегии Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, совещаниях органов исполнительной власти края, координационных советах, заседаниях рабочих групп, "круглых столов", депутатских слушаниях и других мероприятиях.
5. Заключительные положения
В отчетном периоде Счетной палатой обеспечена реализация возложенных на нее полномочий по осуществлению внешнего государственного финансового контроля. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты была направлена на решение актуальных вопросов.
В текущем году Счетная палата видит свою задачу в дальнейшем укреплении и развитии единой системы контроля формирования и исполнения краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Алтайского края. Счетной палатой сосредоточено внимание на проведении контрольных мероприятий по вопросам реализации государственных программ Алтайского края. Как и в предыдущем периоде, в этом году актуальным является проведение аудитов - эффективности бюджетных расходов, аудитов в сфере государственных закупок. Будет продолжена практика участия Счетной палаты в контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, проводимых Счетной палатой Российской Федерации в Алтайском крае. В числе важных контрольных мероприятий по-прежнему остаются проверки соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также целевого использования межбюджетных трансфертов в муниципальных образованиях края.
В 2017 году работа Счетной палаты будет направлена на осуществление контроля за организацией проектной деятельности в Алтайском крае в свете решения Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Учитывая социальную ориентированность бюджета, Счетная палата сосредоточит свою работу на анализе мер, принимаемых органами исполнительной власти и подведомственными организациями по повышению уровня жизни населения края, оказанию качественных услуг гражданам в различных областях.
Продолжится работа, направленная на обеспечение публичности представления информации о деятельности Счетной палаты, повышение качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности посредством повышения квалификации сотрудников Счетной палаты, внедрения в работу современных информационных технологий, совершенствования стандартов внешнего государственного финансового контроля.
Дальнейшее развитие получит сотрудничество со Счетной палатой Российской Федерации и органами внешнего финансового контроля субъектов Российской Федерации в рамках Совета КСО, с правоохранительными органами и органами государственной власти Алтайского края.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 мая 2017 г. N 121 "Об отчете о работе Счетной палаты... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.