Решение Алтайского краевого суда от 15 февраля 2017 г. N 3а-302/2017
Алтайский краевой суд рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление <данные изъяты> о признании недействующим в части отдельных положений решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***)", установил:
<данные изъяты> обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***)" в части изменения территориальной зоны <данные изъяты> (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на территориальную зону <данные изъяты> (зона зеленых насаждений специального назначения) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***.
В обоснование исковых требований указано, что в фактическом пользовании административных истцов находится жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, возведенный самовольно в ДД.ММ.ГГ. Домовая книга на жилой дом заведена в <данные изъяты>. Распоряжением комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** земельному участку и расположенному на нем строению присвоен адрес: <адрес>. В настоящее время <данные изъяты>. осуществляются действия, направленные на оформление права собственности на данные жилой дом и земельный участок. В этой связи они в ДД.ММ.ГГ обратились в комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с заявлением о предоставлении им в собственность земельного участка без проведения торгов для эксплуатации жилого дома. Однако, им было отказано в его удовлетворении с указанием на нахождение земельного участка с расположенным на нем жилым домом в границах территориальной зоны <данные изъяты> (зона зеленых насаждений специального назначения), градостроительный регламент которой не предусматривает размещение жилых домов. До внесения изменений в Правила землепользования и застройки <адрес> решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** земельный участок располагался в территориальной зоне <данные изъяты> (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Изменение данной территориальной зоны на территориальную зону <данные изъяты> (зона зеленых насаждений специального назначения) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, противоречит Генеральному плану городского округа - <адрес>, согласно которому используемый <данные изъяты> земельный участок находится в границах функциональной зоны индивидуальной застройки, положениям ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая не допускает придание обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, а также ст. 31 и ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающим определение границ территориальных зон с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Определением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация <адрес> Алтайского края и комитет по строительству, архитектуре и развитию <адрес>.
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы <данные изъяты> в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, и объяснила, что оспариваемое решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Генеральный план городского округа - <адрес> является документом долгосрочного планирования, поэтому Правила землепользования и застройки <адрес> могут расходиться с его положениями. При этом в законодательстве отсутствует правовая норма, которая бы требовала соответствия оспариваемого акта Генеральному плану городского округа - <адрес>. Полагала, что решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** не затрагивает права административных истцов, поскольку земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, они пользуются без законных оснований, а Барнаульская городская Дума при принятии оспариваемого решения не располагала сведениями о фактическом использовании земельного участка.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Административные истцы просили рассмотреть административное дело без их участия.
Руководствуясь требованиями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшей исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 7 - ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.
В силу ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 и п. 3 ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
С учетом разъяснений, содержащихся в п. 9 и п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений. При этом существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
При рассмотрении дела по существу подлежит выяснению порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта должно быть установлено, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида (п. 17 и п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
В судебном заседании установлено, что решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***)" является нормативным правовым актом, поскольку отвечает вышеуказанным признакам нормативности, а именно содержит правовые нормы (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории <адрес>.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу п. 1 и п. 3 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Пунктом 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 42 Устава городского округа - <адрес> Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к полномочиям городской Думы относится утверждение Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края и Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Барнаульской городской Думы с соблюдением компетенции данного органа местного самоуправления.
На основании ч. 1 ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 31 и ст. 32 ГрК РФ, то есть в порядке, предусмотренном для подготовки и утверждения правил землепользования и застройки.
Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (ч. 5 и ч. 6 ст. 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (ч. 7 ст. 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (ч. 9 ст. 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (ч. 10 и ч. 11 ст. 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (ч. 12, ч. 13 и ч. 14 ст. 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (ч. 15 ст. 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (ч. 16 ст. 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (ч. 15 ст. 31 и ч. 1 ст. 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа в сети Интернет (ч. 1 - ч. 3 ст. 32 ГрК РФ).
Из представленных в суд материалов следует, что в целом порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края соблюден.
ДД.ММ.ГГ в газете "Вечерний Барнаул" *** опубликовано подписанное главой администрации <адрес> постановление от ДД.ММ.ГГ *** "О подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (л.д. 57-58, т. 1). Данным постановлением определены порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта, в том числе: принятие предложений заинтересованных лиц; разработка проекта; проверка проекта на соответствие требованиям технических регламентов, Генеральному плану городского округа - <адрес>, схемам территориального планирования Алтайского края и Российской Федерации; направление проекта главе города или в комиссию по подготовке проекта на доработку; принятие решения о проведении публичных слушаний; внесение изменений в проект с учетом результатов публичных слушаний и его предоставление главе администрации города; принятие решения о направлении проекта в Барнаульскую городскую Думу или его отклонении и направлении на доработку; вынесение проекта на рассмотрение Барнаульской городской Думы; опубликование проекта. Кроме того, установлено, что состав комиссии по подготовке проекта, положение о порядке ее деятельности, порядок предоставления в комиссию по подготовке проекта предложений утверждены постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГ *** "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края".
Официальное сообщение о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> опубликовано Комиссией в газете "Вечерний Барнаул" от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 77, том 1).
Проект решения Барнаульской городской Думы "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***" был опубликован в газете "Вечерний Барнаул" от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 78-80, том 1), а также размещен на официальном сайте <адрес> (л.д. 81-83, том 1). Данным проектом предусмотрено изложить Приложения 1 и 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> в новой редакции согласно приложениям 1 и 2 к решению. При этом проект новой редакции Приложения 1 не предусматривал изменение территориальной зоны <данные изъяты> в границах <адрес>, где расположен земельный участок <адрес>.
Вопрос об изменении территориальной зоны <адрес> был рассмотрен на заседании Комиссии ДД.ММ.ГГ по обращению комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> об установлении территориальной зоны <данные изъяты> с единственным основным видом разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" без права строительства жилого дома на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением <адрес> Согласно протоколу заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГ *** рекомендовано установить территориальную зону зеленых насаждений специального назначения <данные изъяты>) с исключением из основных видов разрешенного использования площадок для выгула собак (л.д. 13-17, том 2).
При этом данное заседание Комиссии проходило при отсутствии кворума в неправомочном составе.
Так, из протокола заседания от ДД.ММ.ГГ *** следует, что Комиссия заседала в составе, который определен в Приложении 2 к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГ *** "О подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края". Между тем, данное постановление было признано утратившим силу постановлением от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 54, том 1). Следовательно, Комиссия должна была работать в составе, определенном постановлением от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГ ***) (л.д. 64-72, том 1).
Постановлением от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГ ***) определено, что в состав Комиссии входят председатель <данные изъяты> заместитель председателя <данные изъяты> секретарь <данные изъяты> и 16 членов комиссии (л.д. 71-72, том 1).
Согласно п. 3.4, п. 3.5, п. 3.6 и п. 3.8 Положения о порядке деятельности комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> (л.д. 68-69), председатель Комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя Комиссии руководит деятельностью Комиссии, председательствует на заседаниях, организует работу Комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых Комиссией решений. Заседания Комиссии проводятся председателем или его заместителем по мере необходимости. При отсутствии обоих заседание ведет член Комиссии, уполномоченный председателем Комиссии. Время, место и повестка дня очередного заседания определяются председателем или его заместителем (уполномоченным председателем Комиссии). Заседание Комиссии является правомочным при участии в нем не менее половины от общего числа членов Комиссии.
Члены Комиссии участвуют в заседаниях Комиссии лично, без права передоверия. Замена членов Комиссии возможна путем внесения изменений в состав Комиссии в установленном порядке. В случае отсутствия члена Комиссии на заседании он имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме за своей подписью.
Комиссия принимает решение по рассматриваемому вопросу путем открытого голосования. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов от числа членов Комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.
Из представленного в судебное заседание протокола от ДД.ММ.ГГ *** следует, что на заседании Комиссии председательствовал <данные изъяты> при секретаре <данные изъяты> При этом председательствующий был избран в нарушение установленного порядка членами Комиссии, в то время как в соответствии с п. 3.5 Положения о порядке деятельности комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> при отсутствии председателя и его заместителя заседание ведет член Комиссии, уполномоченный председателем Комиссии. При этом из присутствовавших на заседании 13 человек 5 человек не являлись членами Комиссии, а кворум составлял 10 членов.
Административным ответчиком заявлено суду о том, что предложение об изменении территориальной зоны обсуждалось на заседании Комиссии, состоявшемся ДД.ММ.ГГ. Однако суд полагает, что поскольку указанное заседание Комиссии проведено до издания постановления от ДД.ММ.ГГ *** "О подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края", то оно к процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта не относится. Кроме того, проект решения, опубликованный ДД.ММ.ГГ, то есть после заседания Комиссии ДД.ММ.ГГ, не предусматривал изменения территориальной зоны <адрес>.
Между тем вышеуказанное не свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия оспариваемого решения, учитывая, что вопрос об изменении территориальной зоны <адрес> впоследствии был вынесен ДД.ММ.ГГ на публичные слушания (л.д. 84-86, том 1).
ДД.ММ.ГГ Барнаульской городской Думой принято постановление *** "О проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края", которым определено провести публичные слушания в срок с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (л.д. 87-89, том 1).
Проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, которым было предусмотрено изменение территориальной зоны в <адрес> на зону зеленых насаждений специального назначения <данные изъяты> был размещен на официальном Интернет-сайте <адрес> ДД.ММ.ГГ (л.д. 84-86, том 1).
Сообщение о проведении публичных слушаний с указанием даты их проведения ДД.ММ.ГГ и места проведения было опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" от ДД.ММ.ГГ *** и ДД.ММ.ГГ на официальном Интернет-сайте <адрес> (л.д. 90-91, том 1).
В установленную дату состоялись публичные слушания и принят итоговый документ, которым рекомендовано главе администрации города согласиться с проектом и направить его на рассмотрение в Барнаульскую городскую Думу. В то же время из протокола проведения публичных слушаний следует, что предложение об изменении территориальной зоны <адрес> предметом обсуждения не являлось (л.д 92-98, том 1).
Итоговый документ опубликован в газете "Вечерний Барнаул" от ДД.ММ.ГГ *** и размещен в сети Интернет (л.д. 100-102, том 1).
ДД.ММ.ГГ принято постановление администрации <адрес> *** о направлении проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края в Барнаульскую городскую Думу, которое опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" от ДД.ММ.ГГ ***.
ДД.ММ.ГГ состоялось заседание Барнаульской городской Думы, на котором присутствовало 33 из 40 депутатов, что составляет большинство от установленной Уставом городского округа - <адрес> Алтайского края численности депутатов городской Думы. По результатам рассмотрения вопроса об утверждении указанного проекта депутатами принято решение *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***)" (л.д. 104-105, 109-112, том 1). Требования Устава муниципального образования - <адрес> Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены. Решение официально опубликовано (обнародовано) в установленном порядке и внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (л.д. 106-108, 113-116, том 1).
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п. 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6).
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ). Документом территориального зонирования выступают Правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основании ч. 3 и ч. 9 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Согласно п. 2 и п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***) "Об утверждении Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края" утвержден Генеральный план городского округа - <адрес> Алтайского края.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***) "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края.
ДД.ММ.ГГ Барнаульской городской Думой принято решение *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***)", которым Приложения 1 и 2 к ним изложены в новой редакции.
Данное решение официально опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" от ДД.ММ.ГГ ***, размещено на официальном Интернет-сайте <адрес> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГ, а также внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края ДД.ММ.ГГ за N RU*** (л.д. 106-116, том 1).
Из материалов административного дела следует, что в фактическом пользовании <данные изъяты> находится земельный участок по адресу: <адрес> расположенным на нем жилым домом, который является неплановым строением, возведенным в ДД.ММ.ГГ. Указанный жилой дом был приобретен супругом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГ у прежнего владельца <данные изъяты> на основании расписки (л.д. 23, том 2).
Согласно выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГ в жилом <адрес> в <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГ зарегистрированы по месту жительства <данные изъяты> (л.д. 1, том 2).
ДД.ММ.ГГ АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" в отношении указанного жилого дома составлен технический паспорт (л.д. 24-33, том 2).
ДД.ММ.ГГ комитетом по строительству, архитектуре и развитию <адрес> выдано техническое заключение ***, из которого следует, что объект <данные изъяты> расположен в <данные изъяты> и в <данные изъяты>, он соответствует градостроительному регламенту зоны <данные изъяты> и градостроительных ограничений в отношении него не установлено (л.д. 20-22, том 2).
ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>. как пострадавшим <данные изъяты> ДД.ММ.ГГ оказана материальная помощь в связи с утратой имущества по адресу: <адрес> (л.д. 7, том 2).
ДД.ММ.ГГ земельный участок, расположенный по указанному адресу, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер *** (л.д. 9-10, том 1).
Согласием от ДД.ММ.ГГ, удостоверенным нотариусом Барнаульского нотариального округа <данные изъяты>., подтверждается, что <данные изъяты>. отказался от приобретения спорного земельного участка и дал согласие на оформление права собственности на него <данные изъяты> в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> в размере <данные изъяты> (л.д. 4, том 2).
С целью оформления права собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> административные истцы обратились в комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов для эксплуатации жилого дома.
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> <данные изъяты> отказано в предоставлении земельного участка в собственность и ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ направлены ответы, в соответствии с которыми основанием для отказа является расположение испрашиваемого земельного участка с жилым домом в зоне зеленых насаждений специального назначения <данные изъяты>), в которой согласно градостроительному регламенту не предусмотрено расположение индивидуального жилого дома (л.д. 18-19, том 2).
Согласно Приложению 1 (карта градостроительного зонирования) к Правилам землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края в редакции от ДД.ММ.ГГ *** земельный участок, которым фактически пользуются административные истцы, находился в территориальной зоне <данные изъяты> - зона застройки индивидуальными жилыми домами (л.д. 12, том 2).
В соответствии с изменениями, внесенными решением от ДД.ММ.ГГ *** в Приложение 1 Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, территориальная зона, в границах которой находится фактически используемый <данные изъяты>. земельный участок, изменена на территориальную зону зеленых насаждений специального назначения <данные изъяты>) (л.д. 11, том 2).
В силу ст. 89 Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, определяющей градостроительный регламент территориальной зоны зеленых насаждений специального назначения <данные изъяты> основными видами разрешенного использования являются: защитные зеленые насаждения; зеленые насаждения общего пользования (объекты городского озеленения). Условно разрешенных видов использования земельного участка и объектов капитального строительства в данной территориальной зоне не установлено. Вспомогательными видами разрешенного использования являются: объекты, технологически связанные с назначением основного вида использования; объекты транспортной, инженерной инфраструктуры. Таким образом, строительство жилых домов в данной территориальной зоне запрещено.
Из Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***) следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах функциональной зоны индивидуальной застройки с участками (л.д. 10, том 2).
Судом установлено, что указанный земельный участок административными истцами фактически использовался и используется в соответствии с функциональной зоной, определенной Генеральным планом городского округа - <адрес> Алтайского края и Правилами землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***).
Таким образом, решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** в оспариваемой части противоречит ч. 3 и ч. 9 ст. 31, п. 2 и п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Генеральному плану городского округа - <адрес> Алтайского края.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При рассмотрении административного дела судом установлено несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Пунктом 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений п. 4 ст. 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку отказ в предоставлении административным истцам в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов мотивирован тем, что спорный земельный участок находится в территориальной зоне <данные изъяты> к которой он стал относиться в результате принятия решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, а оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права административных истцов на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, суд находит, что <данные изъяты> вправе обращаться в суд с требованиями о признании недействующим названного решения в части, затрагивающей их права и законные интересы.
Доводы представителя Барнаульской городской Думы об обратном суд находит несостоятельными.
Утверждение административного ответчика о том, что в законодательстве отсутствует правовая норма, которая бы требовала соответствия Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края Генеральному плану городского округа - <адрес> судом не принимается во внимание, как основанное на неверном толковании норм материального права.
Возражения, касающиеся нахождения земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории - <данные изъяты> (л.д. 44), что исключает строительство жилого дома, отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
В границах зон затопления, подтопления запрещаются: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24-27 Водного кодекса Российской Федерации.
Аналогичные положения относительно обязанностей органов местного самоуправления и запрета строительства капитальных объектов, а также иных запретов содержатся в ст. 90 Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края.
Однако, границы зоны затопления относительно <адрес> в государственный кадастр недвижимости в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "Об определении границ зон затопления, подтопления" порядке не внесены, то есть не являются определенными.
Кроме того, ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации запрет на строительство объектов капитального строительства установлен в отсутствие проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления. Однако, в соответствии с муниципальным контрактом *** от ДД.ММ.ГГ, заключенным между администрацией <адрес> и <данные изъяты>", в <адрес> проводятся работы по отсыпке низменных мест. Таким образом, органом местного самоуправления проводятся специальные защитные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта было отказано административным истцам в реализации их прав, суд признает его не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.
Признать решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***)" в части изменения территориальной зоны <данные изъяты> (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на территориальную зону <данные изъяты> (зона зеленых насаждений специального назначения) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте <адрес> в сети Интернет <данные изъяты> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 15 февраля 2017 г. N 3а-302/2017
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании