Приказ Министерства экономического развития Алтайского края от 25 января 2019 г. N 3
"О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве экономического развития Алтайского края (антимонопольном комплаенсе)"
В соответствии с распоряжением Правительства Алтайского края от 26 декабря 2018 года N 394-р приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Министерстве экономического развития Алтайского края системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).
2. Создать в Министерстве экономического развития Алтайского края систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям анти-монопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в соответствии с Положением, утвержденным данным приказом.
3. Отделу спецработы и кадров Министерства экономического развития Алтайского края обеспечить ознакомление служащих с настоящим приказом.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Председателя |
П.В. Дитятев |
Приложение
к приказу Минэкономразвития
Алтайского края
от 25.01.2019 г. N 3
Положение
об организации в Министерстве экономического развития Алтайского края системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)
I. Общие положения
1. Положение об организации в Министерстве экономического развития Алтайского края (далее - "Минэкономразвития") системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Минэкономразвития требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Минэкономразвития.
2. Для целей Положения об организации в Минэкономразвития системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) (далее - "Положение") используются следующие понятия:
антимонопольное законодательство - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
антимонопольный комплаенс - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
доклад об антимонопольном комплаенсе - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Минэкономразвития;
коллегиальный орган - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;
нарушение антимонопольного законодательства - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
риски нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-риски) - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
уполномоченное подразделение - подразделения Минэкономразвития, осуществляющие функции по организации, функционированию и контролю за исполнением в Минэкономразвития антимонопольного комплаенса.
3. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление комплаенс-рисков;
б) управление комплаенс-рисками;
в) контроль за соответствием деятельности Минэкономразвития требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Минэкономразвития антимонопольного комплаенса.
4. При организации антимонопольного комплаенса Минэкономразвития руководствуется следующими принципами:
а) заинтересованность руководства Минэкономразвития в эффективности антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки комплаенс-рисков;
в) информационная открытость функционирования в Минэкономразвития антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация антимонопольного комплаенса
5. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется заместителем Председателя Правительства Алтайского края, министром экономического развития Алтайского края, который:
а) утверждает акт об антимонопольном комплаенсе, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение служащими Минэкономразвития правил антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает карту комплаенс-рисков Минэкономразвития;
е) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
ж) утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Минэкономразвития;
з) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее - "Коллегиальный орган").
6. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией, функционированием и контролем за исполнением антимонопольного комплаенса, распределяются между структурными подразделениями Минэкономразвития: юридическим отделом, отделом спецработы и кадров и отделом организационно-контрольной работы.
7. К компетенции юридического отдела Минэкономразвития относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) подготовка и представление руководителю Минэкономразвития на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Минэкономразвития, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
в) консультирование служащих Минэкономразвития по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
г) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
д) инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности гражданских служащих требованиям антимонопольного законодательства, и участие в них в порядке, установленном действующим законодательством и приказами Минэкономразвития;
е) информирование заместителя Председателя Правительства Алтайского края, министра экономического развития Алтайского края о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
ж) подготовка и внесение на утверждение заместителя Председателя Правительства Алтайского края, министра экономического развития Алтайского края карты комплаенс-рисков Минэкономразвития;
з) определение и внесение на утверждение заместителя Председателя Правительства Алтайского края, министра экономического развития Алтайского края ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
и) подготовка и внесение на утверждение заместителя Председателя Правительства Алтайского края, министра экономического развития Алтайского края плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Минэкономразвития;
к) подготовка для подписания заместителем Председателя Правительства Алтайского края, министром экономического развития Алтайского края и утверждения Коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
л) взаимодействие с антимонопольным органом и содействие ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
м) организация совместно с отделом спецработы и кадров систематического обучения работников Минэкономразвития требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
8. К компетенции отдела спецработы и кадров относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Минэкономразвития, разработка предложений по их исключению;
б) проведение проверок в случаях, предусмотренных пунктом 23 Положения;
в) информирование заместителя Председателя Правительства Алтайского края, министра экономического развития Алтайского края о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
г) ознакомление гражданина Российской Федерации с Положением при поступлении на государственную службу в Минэкономразвития;
д) организация совместно с юридическим отделом систематического обучения работников Минэкономразвития требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
9. К компетенции отдела организационно-контрольной работы относятся координация взаимодействия с Коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы Коллегиального органа.
10. Функции Коллегиального органа возлагаются на общественный совет при Минэкономразвития.
11. К функциям Коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Минэкономразвития в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
III. Выявление и оценка рисков нарушения Минэкономразвития антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
12. Выявление и оценка комплаенс-рисков Минэкономразвития осуществляются юридическим отделом.
13. В целях выявления комплаенс-рисков юридическим отделом в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, проводятся:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Минэкономразвития;
б) анализ нормативных правовых актов Минэкономразвития, а также правовых актов, направленных на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и адресованных неопределенному кругу лиц, которые могут иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Минэкономразвития на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства;
г) мониторинг и анализ практики применения Минэкономразвития антимонопольного законодательства (в части соответствующих обзоров и обобщений);
д) систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
14. При проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 13 Положения, юридический отдел осуществляет сбор сведений в структурных подразделениях Минэкономразвития.
15. На основе анализа, проведенного в соответствии с пунктом 13 Положения, юридический отдел Минэкономразвития в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, готовит:
а) аналитическую справку, содержащую результаты проведенного анализа;
б) проект карты комплаенс-рисков Минэкономразвития, подготовленной в соответствии с требованиями, установленными разделом IV Положения;
в) проект ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Минэкономразвития, разработанных в соответствии с требованиями, установленными разделом VI Положения;
г) проект доклада об антимонопольном комплаенсе, подготовленный в соответствии с требованиями, установленными разделом VIII Положения.
16. При проведении (не реже одного раза в год) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства юридическим отделом реализуются мероприятия:
а) сбор в структурных подразделениях Минэкономразвития сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Минэкономразвития, который содержит классифицированные по сферам деятельности Минэкономразвития сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию Минэкономразвития, сведения о мерах по устранению нарушения, сведения о мерах, направленных Минэкономразвития на недопущение повторения нарушения.
17. При проведении анализа нормативных правовых актов, а также правовых актов Минэкономразвития, указанных в подпункте "б" пункта 13 Положения, юридическим отделом реализуются мероприятия:
а) разработка исчерпывающего перечня нормативных правовых актов, а также правовых актов Минэкономразвития (далее - "перечень актов") с приложением к нему текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, который размещается на официальном сайте Минэкономразвития в сети "Интернет" (в срок не позднее мая отчетного года);
б) размещение на официальном сайте Минэкономразвития в сети "Интернет" уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее мая отчетного года);
в) сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в период с мая по август отчетного года);
г) представление заместителю Председателя Правительства Алтайского края, министру экономического развития Алтайского края сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты, а также правовые акты Минэкономразвития (в срок не позднее сентября отчетного года).
18. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов юридическим отделом реализуются мероприятия (в течение отчетного года):
а) размещение на официальном сайте Минэкономразвития в сети "Интернет" проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) сбор и оценка поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
19. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Минэкономразвития юридическим отделом реализуются мероприятия:
а) сбор на постоянной основе сведений о правоприменительной практике в Минэкономразвития;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Минэкономразвития;
в) проведение рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Минэкономразвития не менее одного раза в год.
20. Выявленные комплаенс-риски отражаются юридическим отделом в карте комплаенс-рисков Минэкономразвития согласно разделу IV Положения.
21. Выявление комплаенс-рисков и присвоение каждому комплаенс-риску соответствующего уровня риска осуществляются юридическим отделом по результатам оценки комплаенс-рисков, включающей в себя следующие этапы: идентификация комплаенс-риска, анализ комплаенс-риска и сравнительная оценка комплаенс-риска.
22. Распределение выявленных комплаенс-рисков по уровням осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р.
23. В случаях если в ходе выявления и оценки комплаенс-рисков юридическим отделом обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения гражданскими служащими Минэкономразвития, указанные материалы подлежат передаче в отдел спецработы и кадров Минэкономразвития. Обеспечение мер по минимизации коррупционных рисков в таких случаях осуществляется в порядке, установленном внутренними документами Минэкономразвития.
24. Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков Минэкономразвития в порядке убывания уровня комплаенс-рисков.
25. Информация о проведении выявления и оценки комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Карта комплаенс-рисков Минэкономразвития
26. В карту комплаенс-рисков Минэкономразвития включаются:
выявленные риски (их описание);
описание причин возникновения рисков;
описание условий возникновения рисков.
27. Карта комплаенс-рисков утверждается заместителем Председателя Правительства Алтайского края, министром экономического развития Алтайского края и размещается на официальном сайте Минэкономразвития в сети "Интернет" в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
V. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Минэкономразвития
28. В целях снижения комплаенс-рисков юридическим отделом ежегодно разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Минэкономразвития. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Минэкономразвития подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков Минэкономразвития.
29. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Минэкономразвития должен содержать в разрезе каждого комплаенс-риска (согласно карте комплаенс-рисков Минэкономразвития) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
В плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению комплаенс-рисков Минэкономразвития в обязательном порядке должны быть указаны:
общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте комплаенс-рисков Минэкономразвития);
описание конкретных действий (мероприятий), направленных на минимизацию и устранение комплаенс-рисков;
ответственное лицо (с указанием должности и структурного подразделения);
срок исполнения мероприятия.
При необходимости в плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению комплаенс-рисков Минэкономразвития могут быть указаны дополнительные сведения:
необходимые ресурсы;
календарный план (для многоэтапного мероприятия);
показатели выполнения мероприятия, критерии качества работы;
требования к обмену информацией и мониторингу;
прочие сведения.
30. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Минэкономразвития утверждается заместителем Председателя Правительства Алтайского края, министром экономического развития Алтайского края в срок не позднее 31 декабря года, предшествующему году, на который планируются мероприятия. Утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Минэкономразвития обеспечивает юридический отдел.
31. Юридический отдел на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Минэкономразвития.
32. Информация об исполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Минэкономразвития подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
33. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля по оценке качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
34. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются как для юридического отдела, отдела спецработы и кадров, отдела организационно-контрольной работы, так и для Минэкономразвития в целом.
35. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками. Также количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
36. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются юридическим отделом и утверждаются заместителем Председателя Правительства Алтайского края, министром экономического развития Алтайского края ежегодно в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
37. Юридический отдел ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
38. Оценка эффективности организации и функционирования в Минэкономразвития антимонопольного комплаенса осуществляется Коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
39. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса Коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:
а) карту комплаенс-рисков Минэкономразвития, утвержденную заместителем Председателя Правительства Алтайского края, министром экономического развития Алтайского края на отчетный период;
б) ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные заместителем Председателя Правительства Алтайского края, министром экономического развития Алтайского края на отчетный период;
в) план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Минэкономразвития, утвержденный заместителем Председателя Правительства Алтайского края, министром экономического развития Алтайского края на отчетный период.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
40. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется юридическим отделом на подпись заместителю Председателя Правительства Алтайского края, министру экономического развития Алтайского края не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
41. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе подписывается заместителем Председателя Правительства Алтайского края, министром экономического развития Алтайского края в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
42. Отдел организационно-контрольной работы обеспечивает представление подписанного заместителем Председателя Правительства Алтайского края, министром экономического развития Алтайского края доклада об антимонопольном комплаенсе в Коллегиальный орган в течение недели с момента его подписания.
43. Коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
44. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
а) информацию о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков;
б) информацию об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
в) информацию о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
45. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Минэкономразвития в сети "Интернет" в течение месяца с момента его утверждения.
IX. Ознакомление служащих Минэкономразвития с антимонопольным комплаенсом. Проведение обучения требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
46. При поступлении на государственную службу в Минэкономразвития отдел спецработы и кадров обеспечивает ознакомление гражданина Российской Федерации с Положением.
47. Юридический отдел совместно с отделом спецработы и кадров организуют систематическое обучение работников Минэкономразвития требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
вводный (первичный) инструктаж;
целевой (внеплановый) инструктаж;
иные обучающие мероприятия, предусмотренные внутренними документами Минэкономразвития.
48. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и Положением проводятся при приеме работников на работу.
Вводный (первичный) инструктаж осуществляется в рамках ежеквартальных семинаров для вновь принятых сотрудников.
49. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, правового акта об антимонопольном комплаенсе, а также в случае реализации комплаенс-рисков в деятельности Минэкономразвития.
Целевой (внеплановый) инструктаж может осуществляться в форме доведения до заинтересованных структурных управлений Минэкономразвития информационных сообщений, селекторных совещаний.
50. Информация о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
X. Ответственность
51. Юридический отдел, отдел спецработы и кадров и отдел организационно-контрольной работы несут ответственность за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Минэкономразвития в соответствии с действующим законодательством.
52. Служащие Минэкономразвития несут дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством за неисполнение внутренних документов Минэкономразвития, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития Алтайского края от 25 января 2019 г. N 3 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве экономического развития Алтайского края (антимонопольном комплаенсе)"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства экономического развития Алтайского края от 9 апреля 2020 г. N 7
Изменения вступают в силу с 9 апреля 2020 г.