Региональное отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края, на 2019-2022 гг.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено на краевом уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края с целью определения в договорном порядке согласованных позиций сторон по созданию необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников и обеспечению стабильной и эффективной деятельности медицинских организаций, иных организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края (далее - организации).
Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в сфере здравоохранения, устанавливающим общие условия оплаты труда работников здравоохранения, их гарантии, компенсации и льготы, положения которого обязательны для организаций, на которые оно распространяется.
Соглашение обязательно к применению при заключении коллективных договоров в организациях, трудовых договоров с работниками организаций и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
1.2. Сторонами Соглашения (далее - стороны) являются:
- работодатели - в лице их полномочного представителя - Министерства здравоохранения Алтайского края (далее - Министерство);
- работники организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края, в лице их полномочного представителя - комитета Алтайской краевой организации Профсоюза работников здравоохранения РФ (далее - АКОПРЗ РФ), действующего на основании Устава.
Соглашение распространяется на всех работников и работодателей организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края.
1.3. Стороны договорились о том, что:
1.3.1. Коллективные договоры организаций не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством, иными актами, содержащими нормы трудового права, и настоящим Соглашением.
В коллективном договоре организации с учетом особенностей ее деятельности, финансовых возможностей могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и Соглашением, а также могут устанавливаться дополнительные гарантии работникам в соответствии с трудовым законодательством и Соглашением.
АКОПРЗ РФ в установленном сторонами порядке осуществляют регистрацию и анализ коллективных договоров медицинских организаций в целях контроля за состоянием и эффективностью договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере здравоохранения, а также обобщения опыта коллективно-договорного регулирования в сфере здравоохранения.
1.3.2. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить изменения и дополнения в него на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с трудовым законодательством и настоящим Соглашением.
Принятые сторонами изменения и дополнения к Соглашению оформляются протоколом и соглашением, которые являются неотъемлемой частью Соглашения.
1.4. Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
В случае реорганизации сторон Соглашения права и обязательства сторон по настоящему Соглашению переходят к их правопреемникам и сохраняются до окончания срока его действия.
1.5. Министерство доводит текст Соглашения и изменения к нему до подведомственных организаций, АКОПРЗ РФ - до территориальных и первичных профсоюзных организаций для его выполнения.
Текст Соглашения размещается на сайте Министерства здравоохранения Алтайского края.
1.6. Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует по "___" _____________ 2022 года.
Коллективные переговоры по разработке и заключению нового Соглашения должны быть начаты не позднее "____" ________________ 2021 года.
1.7. Работодатели медицинских организаций и выборный орган первичной профсоюзной организации могут заключать иные соглашения в соответствии с частью 10 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации, содержащие разделы о распространении отдельных социальных льгот и гарантий только на членов Профсоюза, а также на работников, не являющихся членами Профсоюза, но уполномочивших выборный орган первичной профсоюзной организации на представление их интересов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Обязательства представителей сторон Соглашения
2.1. Руководствуясь основными принципами социального партнерства, осознавая ответственность за функционирование и развитие организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края и необходимость улучшения положения их работников, Министерство и АКОПРЗ РФ договорились:
2.1.1. Способствовать повышению качества оказания медицинской помощи в Алтайском крае, результативности деятельности медицинских организаций, востребованности работников на рынке труда.
2.1.2. Участвовать в постоянно действующих органах социального партнерства.
2.1.3. Принимать участие в организации, подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства.
2.1.4. Проводить разъяснительную работу в части совершенствования системы оплаты труда, организации и проведения семинаров по охране труда с руководителями медицинских организаций и руководителями (специалистами) служб охраны труда и других мероприятий.
2.2. Министерство здравоохранения Алтайского края:
2.2.1. Осуществляет полное и своевременное финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений, исходя из объема субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ);
2.2.2. Организует систематическую работу по профессиональному обучению и (или) дополнительному профессиональному образованию работников организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2.2.3. Обеспечивает участие представителей АКОПРЗ РФ в работе аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Алтайского края для аттестации работников здравоохранения на квалификационные категории;
2.2.4. Предоставляет АКОПРЗ РФ по запросам информацию о численности и составе работников, системах оплаты труда, размерах средней заработной платы по категориям персонала, объеме задолженности по выплате заработной платы, показателях по условиям и охране труда, планировании и проведении мероприятий по массовому сокращению численности работников, принятых государственными органами решениях по финансовому обеспечению отдельных направлений в сфере деятельности организаций, а также по другим вопросам, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективными договором, соглашениями.
2.2.5. Предоставляет возможность представителям АКОПРЗ РФ принимать участие в работе коллегии Министерства здравоохранения Алтайского края, межведомственных комиссий, в совещаниях и других мероприятиях;
2.2.6. Обеспечивает согласование с АКОПРЗ РФ при разработке и принятии нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые и профессиональные интересы работников организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края в области оплаты труда и социально-трудовых гарантий;
2.2.7. Содействует проведению краевых конкурсов профессионального мастерства, спартакиад, смотров художественной самодеятельности;
2.2.8. Учитывает мнение АКОПРЗ РФ при выдвижении руководителей и работников на присвоение государственных и отраслевых наград и почетных званий.
2.3. АКОПРЗ РФ:
2.3.1. Обеспечивает представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников организаций;
2.3.2. Оказывает членам АКОПРЗ РФ и первичным профсоюзным организациям помощь в вопросах применения трудового законодательства;
принятия работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
заключения коллективных договоров, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
2.3.3. Содействует предотвращению в организациях коллективных трудовых споров при выполнении работодателями обязательств, включенных в настоящее Соглашение и коллективные договоры;
2.3.4. Обращается в краевые органы законодательной и исполнительной власти с предложениями о принятии законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам защиты экономических, социально-трудовых, профессиональных прав и интересов работников;
2.3.5. По обращению Министерства согласовывает проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников организаций, анализирует практику применения трудового законодательства, законодательства в области здравоохранения;
2.3.6. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2.3.7. Проводит независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности жизни и здоровья работников организаций.
3. Развитие социального партнерства и участие профсоюзных органов в управлении учреждениями
3.1. В целях развития социального партнерства стороны обязуются:
3.1.1. Строить свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности;
3.1.2. Развивать и совершенствовать систему органов социального партнерства в отрасли на региональном и локальном уровнях.
Участвовать на равноправной основе в работе Отраслевой комиссии по регулированию Социально-трудовых отношений (далее - Отраслевая комиссия), в том числе для осуществления текущего контроля за ходом выполнения Соглашения (не реже одного раза в год);
3.1.3. Содействовать повышению эффективности социального партнерства, заключаемых коллективных договоров в организациях, в том числе в форме проведения конкурса коллективных договоров (1 раз в три года);
3.1.4. Содействовать осуществлению в организациях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, установления либо изменения условий труда и иных социально-экономических условий по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом;
3.1.5. Осуществлять урегулирование возникающих разногласий в ходе коллективных переговоров в порядке, установленном трудовым законодательством.
3.2. Министерство здравоохранения Алтайского края обязуется:
3.2.1. В соответствии со ст. 35.1 Трудового кодекса РФ обеспечивать условия для участия Отраслевой комиссии и представителей АКОПРЗ РФ в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников;
3.2.2. При подготовке проектов приказов, затрагивающих права и интересы работников организаций, обеспечить заблаговременное информирование о них АКОПРЗ РФ для согласования;
3.2.3. Способствовать реализации права участия представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в работе органов самоуправления организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края (медицинский, наблюдательный, управляющий советы и др.), в том числе по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, затрагивающих права и интересы работников, разработки и утверждения устава организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края;
3.3. Стороны согласились регулярно освещать в средствах массовой информации, в том числе в отраслевых и профсоюзных печатных изданиях, на официальных сайтах в Интернете, промежуточные и итоговые результаты выполнения настоящего Соглашения, иных соглашений и коллективных договоров организаций.
3.4. Работодатели организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края:
3.4.1. не препятствуют в создании первичных профсоюзных организации в учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края, содействуют первичным профсоюзным организациям АКОПРЗ РФ в их деятельности;
3.4.2. направляют лиц, поступающих на работу, к председателю первичной профсоюзной организации для получения информации о деятельности профсоюза. Получение такой информации является добровольным;
3.4.3. при заключении трудового договора с работниками не препятствуют его вступлению в ряды Профсоюза. Не увольняют или другими способами не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом Профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или, с согласия работодателя, в рабочее время.
3.4.4. в случае, когда первичная профсоюзная организация не объединяет более половины работников, инициируют первоочередное рассмотрение на общем собрании (конференции) вопроса о наделении ее полномочиями на представление интересов работников при проведении коллективных переговоров, заключении (изменении) коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
4. Трудовые отношения
4.1. Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того, что:
4.1.1. Трудовой договор с работниками организаций заключается в соответствии с Трудовым кодексом РФ:
на неопределенный срок;
на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).
4.1.2. Содержание трудового договора, порядок его заключения, изменения и расторжения определяются в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Стороны трудового договора определяют его условия с учетом положений соответствующих нормативных правовых актов, Соглашения, коллективного договора, устава и иных локальных актов организации.
4.1.3. Работодатели обеспечивают заключение с работниками трудовых договоров, которые предусматривают обязательные условия оплаты труда:
размер оклада (должностного оклада), конкретно установленного за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц;
размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ с тяжелыми, вредными и (или) опасными, иными особыми условиями труда, в условиях, отклоняющихся от нормальных условий труда, и др.);
размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера и являющийся приложением к коллективному договору организации;
4.1.4. Работодатели обеспечивают своевременное уведомление работников в письменной форме о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора в случае, если эти изменения ухудшают положение работников (в том числе об изменениях размера оклада (должностного оклада), размеров иных выплат, устанавливаемых работникам) не позднее чем за два месяца до их введения, а также своевременное заключение дополнительных соглашений об изменении условий трудового договора.
4.1.5. Условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работника, установленный трудовым законодательством, настоящим Соглашением, иными соглашениями и коллективным договором, являются недействительными и не могут применяться.
4.1.6. Трудовой договор с работником, а также с работодателем может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ.
4.2. Работодатели обязаны в сфере трудовых отношений:
- до подписания трудового договора с работником ознакомить его под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, Соглашением, коллективным договором, а также иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника;
- руководствоваться профессиональными стандартами, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих, в том числе, квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения, а также руководителей и специалистов среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, науки и культуры, в которых предусматриваются должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
4.3. Стороны рекомендуют предусматривать:
в коллективных договорах и трудовых договорах с работниками выплату выходного пособия в размере среднего месячного заработка в случае прекращения трудового договора по основанию, предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, в связи с отказом работника от продолжения работы в силу изменений определенных сторонами условий трудового договора.
5. Условия и оплата труда
5.1. Стороны признают приоритетными направлениями в системе оплаты труда:
- реализацию в подведомственных медицинских организациях новой системы оплаты труда и дальнейшее совершенствование системы оплаты труда в части увеличения доли выплат по окладам до 55-60% в структуре заработной платы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
- сохранение достигнутых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" показателей заработной платы работников.
5.2. Работодатели обеспечивают дифференциацию оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40%.
5.3. Представители Сторон исходят из необходимости:
5.3.1. Обеспечения консолидации позиций в представлении интересов и приоритетов работников здравоохранения, специального образования перед органами власти и государственного управления.
5.3.2. Обеспечения систематического контроля:
5.3.2.1. За исполнением норм Трудового кодекса РФ, федеральных законов и законов Алтайского края, иных нормативных правовых актов при установлении и реализации в учреждениях систем оплаты труда.
5.3.2.2. За своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы работникам учреждений.
5.4. Обязательства Сторон Соглашения.
5.4.1. Министерство учитывает мнение АКОПРЗ РФ:
- при разработке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы оплаты труда работников организаций, подведомственных Министерству;
- при разработке методических рекомендаций и разъяснений для организаций по формированию и реализации систем оплаты труда работников.
5.4.2. При необходимости готовят обоснованные предложения в Правительство Алтайского края:
5.4.2.1. Об изменениях и дополнениях в нормативные правовые акты по оплате труда работников медицинских организаций.
5.4.2.2. О выделении из краевого бюджета объема ассигнований, необходимых для реализации в организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края норм и гарантий, установленных соответствующими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.
5.4.2.3. Проведение совместного мониторинга систем оплаты труда в учреждениях, включая размеры заработной платы работников, соотношение постоянной и переменной величин в структуре заработной платы, соотношение в оплате труда руководителей, специалистов и других работников. Конкретные показатели мониторинга, порядок и сроки его представления определяются сторонами.
5.4.2.4. Совершенствование критериев оценки качества работы профессорско-преподавательского состава и других категорий работников образовательных учреждений специального профессионального образования для определения размера стимулирующих выплат.
5.5. Стороны считают:
5.5.1. Предельным уровнем соотношения средней заработной платы труда руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений за отчетный год в кратности от 1 до 6.
5.5.2. Необходимым обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
обеспечение работодателем равной оплаты за труд равной ценности, а также недопущения какой бы то ни было дискриминации г различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников;
формирование размеров окладов (должностных окладов), по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, не допуская установление различных размеров окладов (должностных окладов) по должностям работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую трудовую функцию;
определение размеров выплат стимулирующего характера, в том числе размеров премий, на основе формализованных критериев определения достижимых результатов работы, измеряемых качественными и количественными показателями, для всех категорий работников учреждений.
5.5.3. При разработке и утверждении в учреждениях показателей и критериев эффективности работы в целях осуществления стимулирования качественного труда работников учитываются следующие основные принципы:
размер вознаграждения работника должен определяться на основе оценки результатов его труда (принцип объективности);
работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда (принцип предсказуемости);
вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего учреждения, его опыту и уровню квалификации (принцип адекватности);
вознаграждение должно следовать за достижением результата (принцип своевременности);
правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику (принцип справедливости);
принятие решений о выплатах и их размерах должны осуществляться по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (принцип прозрачности).
5.6. Обязательства медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края:
5.6.1. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного для организаций бюджетной сферы нормативными правовыми актами Алтайского края, региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае с применением сверх него районного коэффициента.
5.6.2. Выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
5.6.3. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Выплата заработной платы производится в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором.
5.6.4. Утверждение локальных нормативных актов в сфере оплаты труда работников производится работодателями с согласованием с выборным органом первичной профсоюзной организации.
5.6.5. Пересмотр норм труда допускается в порядке, установленном трудовым законодательством, по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда.
О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.
5.6.6. Оплата труда лиц, работающих по совместительству, регулируется ст. 285 Трудового кодекса РФ, то есть оплачивается пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
5.6.7. Работникам организаций здравоохранения выплачивается доплата за работу в ночное время с 22.00 предшествующего дня до 6.00 последующего дня в размере 50% оклада, рассчитанного за каждый час работы в ночное время.
Персоналу станций (отделений) скорой медицинской помощи, занятому оказанием скорой медицинской помощи, а также работникам, занятым оказанием экстренной, неотложной медицинской помощи, доплата за работу в ночное время устанавливается в размере 100% оклада, рассчитанного за каждый час работы в ночное время.
Конкретный размер доплаты за работу в ночное время устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
5.6.8. Специалистам организаций, работающим в сельской местности, размеры окладов устанавливаются с учетом применения повышающего коэффициента за работу в сельской местности, определенного в соответствии с нормативными правовыми актами Алтайского края.
5.6.9. Выплаты компенсационного характера работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, устанавливаются в соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ.
К выплатам за работу в местностях с особыми климатическими условиями относятся районные коэффициенты. Принять к сведению, что размеры районных коэффициентов устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края (1,15), Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" (1,25).
5.6.10. Оплачиваются проездные документы на транспорт в случаях, когда характер работы связан с разъездами, либо работники обеспечиваются транспортом.
6. Рабочее время и время отдыха
6.1. Продолжительность рабочего времени:
6.1.1. Для медицинских работников в соответствии со ст. 350 Трудового кодекса РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности", иными нормативными правовыми актами и не зависит от итогов специальной оценки условий труда.
6.1.2. Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
На основании коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю (для медицинских работников - до 39 часов в неделю) с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации за фактически отработанное время сверх установленной по результатам специальной оценки условий труда продолжительности, не менее чем в полуторном размере часовой ставки должностного оклада. Конкретный размер компенсации может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Указанная денежная компенсация выплачивается работнику ежемесячно вместе с заработной платой за вторую половину месяца, а при прекращении действия трудового договора - в день увольнения работника в соответствии со ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации.
6.1.3. Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов;
при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.
Коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной абзацем первым настоящего пункта для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с пунктом 6.1.3:
при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов;
при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов.
6.2. Продолжительность рабочей недели врачей - заведующих структурными подразделениями соответствует продолжительности рабочей недели, установленной для врачебного персонала возглавляемого ими подразделения.
6.3. Для работников из числа женщин, работающих в сельской местности, в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" устанавливается 36-часовая рабочая неделя, за исключением случаев, когда меньшая продолжительность рабочего времени предусмотрена статьями 262, 263 Трудового кодекса Российской Федерации.
6.4. В соответствии с действующим трудовым законодательством Работодатель обеспечивает следующие режимы рабочего времени:
пятидневная рабочая неделя с двумя фиксированными выходными днями;
шестидневная рабочая неделя с одним фиксированным выходным днем;
рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику.
Работа по графику (работа в две, три или четыре смены) осуществляется в соответствии с утвержденным графиком сменности с учетом мнения выборного органа первичной организации Профсоюза в порядке, установленном ст. 372 Трудового кодекса РФ, который согласовывается не позднее чем за один месяц до введения его в действие.
6.5. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Когда по условиям работы в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.
Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда - три месяца.
В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.
6.6. В течение рабочего дня (смены) работодатель предоставляет работникам перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут. Время предоставляемого перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. В рабочее время указанные перерывы не включаются.
Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.
На тех работах, где по условиям труда перерыв для отдыха и питания установить невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.
Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи, укомплектованность данных мест устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
6.7. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени:
6.7.1. По инициативе или с согласия работника Работодатель может привлекать работника к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени на условиях работы по совместительству, с заключением отдельного трудового договора о работе по совместительству.
6.7.2. Привлечение работников к сверхурочной работе - работе, выполняемой по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени (ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период), допускается в случаях и в порядке, установленном статьей 99 Трудового кодекса РФ.
Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
6.7.3. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, установленные ст. 112 Трудового кодекса РФ, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 113 Трудового кодекса РФ.
Привлечение к работе в установленные работникам выходные дни, а также нерабочие праздничные дни, вызванное необходимостью оказания медицинской помощи, допускается по письменному распоряжению руководителя учреждения с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной организации Профсоюза.
Работодатели обеспечивают оплату за работу в выходной и нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере либо по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляют ему другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, и трудовым договором.
6.8. Работникам учреждений здравоохранения предоставляются ежегодные основные оплачиваемые отпуска продолжительностью 28 календарных дней в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
6.9. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются:
6.9.1. На основании ст. 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, либо опасным условиям труда, а также работникам, указанным в постановлении Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников".
6.9.2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы в количестве 3-х дней устанавливается в соответствии со ст. 118 Трудового кодекса РФ на основании нормативных документов следующим работникам:
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.1998 N 1588 "Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сёстрам общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях": врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей), за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет.
- постановление Совета Министров РСФСР от 17.01.1991 г. N 27 "О мерах по реализации предложений комитета Верховного совета РСФСР по охране здоровья, социальному обеспечению и физической культуре и ЦК Профсоюза работников здравоохранения РСФСР по улучшению социально-экономического положения в системе здравоохранения Российской Федерации": фельдшерам, работающим на 1 января 1991 г. на врачебных должностях на территориальных терапевтических и педиатрических участках в поликлиниках (поликлинических отделениях), фельдшерам врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет.
При этом в стаж работы, дающей право на отпуск, засчитывается время непосредственно предшествующей непрерывной работы в должностях участковых врачей - терапевтов и участковых врачей - педиатров территориальных участков и медицинских сестер терапевтических и педиатрических территориальных участков.
6.9.3. Работникам с ненормированным рабочим днем.
Продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и устанавливается не менее трех календарных дней.
6.10. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска отдельным категориям работников:
6.10.1. Педагогическим работникам организаций предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам".
6.10.2. Удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам моложе 18 лет - 31 календарный день.
6.10.3. Удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам-инвалидам - 30 календарных дней (Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"),
6.11. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
6.12. Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ и иными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной организации Профсоюза.
6.13. Графики отпусков утверждаются с учетом мнения выборного органа первичной организации Профсоюза не позднее чем за две недели до наступления соответствующего календарного года.
6.14. Лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе.
Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом. Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности.
При расторжении трудового договора, заключенного на условии совместительства, работнику выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.
6.15. В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому в соответствии со статьей 350 ТК РФ.
Организация дежурства на дому осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом, принятым в организации с учетом Положения об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работникам медицинских организаций дежурств на дому, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 02.04.2014 N 148н.
7. Содействие занятости. Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников
7.1. Стороны Соглашения договорились в рамках своих полномочий и возможностей принимать меры по предотвращению массовых увольнений, а также социальной защите высвобождаемых работников.
7.2. Стороны Соглашения договорились:
7.2.1. Анализировать состояние рынка труда в сфере здравоохранения, потребность в кадрах учреждений здравоохранения, осуществлять мероприятия по обеспечению учреждений здравоохранения медицинскими кадрами в соответствии с потребностью.
7.2.2. Контролировать обоснованность сокращения рабочих мест, соблюдение правовых гарантий и компенсаций работникам учреждений при смене собственника, изменении подведомственности или реорганизации учреждений здравоохранения.
7.2.3. В случае реорганизации или ликвидации учреждения либо сокращения численности или штата работников учреждения работодатели учреждений здравоохранения сообщают об этом работникам учреждения, а также информируют выборный орган первичной организации профсоюза учреждения и органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного работника учреждения, а в случае, если это может привести к массовому увольнению работников учреждения, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
7.2.4. Рекомендовать руководителям учреждений здравоохранения при увольнении по сокращению штатов помимо лиц, указанных в ст. 179 Трудового кодекса РФ, преимущественное право оставления на работе предоставлять:
- избранным в состав выборных органов первичных профсоюзных организаций;
- одиноким родителям (отцу, матери), имеющим детей до 18-летнего возраста;
- родителям многодетных (три и более ребенка) семей,
- обучающимся по заочной форме в образовательных учреждениях высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению работодателя;
- впервые поступившим на работу по полученной специальности, в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения,
- не увольнять двух и более работников из одной семьи.
Коллективным договором может быть расширен круг лиц на предоставление им преимущественного права на оставление на работе.
7.2.5. Считать критериями массового увольнения работников следующие показатели:
увольнение в течение 30 календарных дней:
- 25 человек и более при численности работающих 1000 человек и более;
- 20-24 человека при численности работающих от 500 до 1000 человек;
- 15-19 человек при численности работающих от 300 до 500 человек;
- 5% от общей численности при численности до 300 человек (совместное письмо Министерства здравоохранения РФ и ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ от 03.12.1998 N 2510/10752-98-32).
7.2.6. Работодатели учреждений здравоохранения с учетом мнения выборного органа первичной организации Профсоюза определяют численность высвобождаемых работников. В целях предотвращения массового высвобождения работников при временном сокращении объемов работ работодатели проводят обязательные взаимные консультации с выборным органом первичной организации Профсоюза и разрабатывают мероприятия по поддержке занятости, социальной защищенности работников.
7.2.7. В случае увольнения работников в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждений, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата высвобождаемым работникам предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
7.2.8. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатели за счет собственных средств обеспечивают условия повышения квалификации медицинских работников. При направлении работодателем работников для повышения квалификации с отрывом от работы за ними сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы на весь период обучения.
При направлении работодателем работника, работающего в данной организации по внутреннему совместительству по иной должности (отличной от занимаемой по основному месту работы), для повышения квалификации по специальности по совмещаемой должности с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
7.3. Стороны Соглашения рекомендуют работодателям:
- включать в коллективные договоры с учетом финансовых возможностей учреждения, в том числе за счет средств от приносящей доход деятельности, обязательства о дополнительной социальной поддержке работников:
- оказывать единовременную материальную помощь высвобождаемым работникам при наличии двух и более иждивенцев, а также лицам, в семье которых нет работников с самостоятельным заработком;
- создавать условия для профессиональной переподготовки и переобучения работников в соответствии с техническим перевооружением и развитием учреждений; взаимодействовать с образовательными учреждениями по вопросам подготовки кадров,
- предоставлять время для поиска работы работнику, предупрежденному о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата. Продолжительность этого времени определяется его соглашением с работодателем или в коллективном договоре.
8. Условия и охрана труда, экологическая безопасность
Стороны Соглашения рассматривают охрану труда и здоровья работников учреждений здравоохранения в качестве одного из приоритетных направлений деятельности.
8.1. Министерство здравоохранения Алтайского края:
8.1.1. Обеспечивает внедрение нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда в учреждениях здравоохранения с участием Профсоюза в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160, в том числе:
стандартов безопасности труда в организациях, подведомственных Министерству;
отраслевых типовых инструкций по охране труда для работников медицинских организаций.
8.1.2. Осуществляет учет и ежегодный анализ причин производственного травматизма работников организаций и несчастных случаев с работниками, обобщает государственную отчетность по формам 7-Т;
8.1.2.1. Ежегодно направляет в АКОПРЗ РФ справку по статистике выявленных заболеваний в городах и районах края с указанием нозологий по классам биологической опасности.
8.1.2.2. Статистика, подготовленная по п. 8.1.2.1, в обязательном порядке предъявляется комиссией по проведению специальной оценки условий труда эксперту аттестующей организации с целью оценки биологического фактора на рабочих местах работников, осуществляющих медицинскую деятельность.
8.1.3. Информирует АКОПРЗ РФ в течение первого квартала о состоянии производственного травматизма среди работников в истекшем году и его причинах, о количестве работающих во вредных и опасных условиях труда, о выделении средств подведомственными организациями здравоохранения на выполнение мероприятий по охране труда, в том числе затратах на приобретение спецодежды и других средств защиты, молока или равноценных пищевых продуктов, проведение медосмотров, на компенсацию за работу во вредных и опасных условиях труда;
8.1.4. Рекомендует организациям предусматривать выплату денежной компенсации семье работника, погибшего в результате несчастного случая на производстве или получившего профессиональное заболевание, в размерах, не менее чем указанных в краевом трехстороннем соглашении между Правительством Алтайского края, краевым объединением работодателей и краевым объединением организаций профсоюзов. Сумма выплат работнику или семье работника рассчитывается пропорционально вине работника, установленной комиссией по расследованию несчастного случая на производстве.
Окончательная сумма и порядок выплат устанавливается Коллективным договором.
8.1.5. Способствует деятельности работодателей и их представителей, которые в соответствии с требованиями законодательства:
а) выделяют средства на выполнение мероприятий по охране труда из всех источников финансирования в размере не менее 0,2% от суммы затрат на оказание медицинских услуг в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.03.2012 N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков";
Конкретный размер средств на указанные цели определяется в коллективном договоре и уточняется в ежегодном соглашении об охране труда, являющемся приложением к нему.
Используют в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий на охрану труда возможность возврата части страховых взносов (до 20%) на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма из средств фонда социального страхования в соответствии со статьями 17 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и приказом Министерства труда и социального развития РФ от 16.06.2014 N 375н.
б) создают в соответствии со ст. 217 Трудового кодекса РФ службы охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда в организациях с количеством работников, превышающим 50 человек;
Подчиняют службу охраны труда (специалиста по охране труда) руководителю организации.
Предоставляют площади для создания кабинетов по охране труда, оборудованных техническими средствами, компьютерной и мультимедийной техникой и другими современными средствами обучения и инструктажа.
в) обеспечивают проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";
г) обеспечивают работников сертифицированной спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ), обезвреживающими средствами, молоком в соответствии с установленными нормами, а также осуществляют компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по спискам, в порядке и по нормам, определяемым коллективным договором;
д) обеспечивают за счет средств работодателя проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических осмотров (обследований) работников в Порядке проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302н, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения осмотров;
е) организуют проведение диспансеризации работников, направленной на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых;
ж) организуют для поддержания здоровья работников вакцинацию от вирусных инфекций, включая профилактику социально значимых заболеваний.
з) обеспечивают участие представителей органов государственного надзора, внутриведомственного государственного контроля (специалистов отдела технического контроля и охраны труда Управления) и профсоюзного контроля (технического инспектора труда Профсоюза, уполномоченных лиц по охране труда) в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками организаций здравоохранения. Представляют информацию в профсоюзные органы о выполнении мероприятий по устранению причин несчастных случаев.
и) организуют в целях создания экологически безопасных условий труда для работников решение вопросов охраны окружающей среды:
- участие в организации и проведении Всероссийских Дней защиты от экологической опасности под девизом "Экология - Безопасность - Жизнь";
- разработку программы по улучшению санитарно-экологической обстановки в организации.
к) осуществляют контроль за ходом выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, указанных в Соглашении по охране труда не реже двух раз в год.
8.2. АКОПРЗ РФ:
8.2.1. Обеспечивает подготовку заключений на локальные нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда в организациях здравоохранения, разработанных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда";
8.2.2. Осуществляет защитные функции по соблюдению прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, социальные льготы и компенсации за работу в особых условиях труда, привлекая для этих целей внештатных технических инспекторов труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, оказывает практическую помощь в реализации этих прав, представляет интересы членов Профсоюза в органах государственной власти, в суде;
8.2.3. Организует проведение проверок состояния охраны труда в организациях, выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и программами по безопасности учреждения;
8.2.4. Обеспечивает реализацию права работника на сохранение за ним места работы (должности) и среднего заработка на время приостановки работ в организации либо непосредственно на рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника;
8.2.5. Способствует избранию уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профкомов, формированию и организации деятельности комитетов (комиссий) по охране труда организаций здравоохранения, организует их обучение, в том числе за счет средств фонда социального страхования, и оказывает помощь в их работе по осуществлению общественного контроля за состоянием охраны труда, пожарной и экологической безопасности;
8.2.6. Организует проведение и подведение итогов смотра-конкурса на звание "Лучший уполномоченный по охране труда Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации".
8.3. Стороны Соглашения обязуются:
- содействовать выполнению представлений и требований технического инспектора труда, внештатных технических инспекторов труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзных организаций, выданных работодателям, по устранению выявленных в ходе проверок нарушений требований охраны труда, здоровья, пожарной и экологической безопасности;
- сохранять существующий порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда.
8.4. Министерство здравоохранения Алтайского края и АКОПРЗ РФ при необходимости организуют:
- проведение мониторинга состояния здоровья работников учреждений здравоохранения;
- подготовку предложений по созданию условий в организациях здравоохранения для питания работников;
- проведение мероприятий, направленных на пропаганду и поддержание здоровья, доведение до работников информации о ВИЧ-инфекции, снижение и ликвидацию дискриминации людей, живущих с ВИЧ.
9. Социальные гарантии, льготы, компенсации
9.1. В целях социальной защиты работников отрасли в пределах отпущенных средств стороны гарантируют:
9.1.1. Обеспечение выполнения установленных законодательством гарантий и льгот работникам отрасли.
9.1.2. Содействие в обеспечении нуждающихся работников отрасли путевками на санаторно-курортное лечение.
9.1.3. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижение нормы выработки, нормы обслуживания либо перевод их на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, освобождать ее от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.
9.1.4. Ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, находящимся в отпуске по уходу за ребенком (постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206).
9.2. Стороны считают необходимым продолжить работу с Правительством Алтайского края и Алтайским краевым Законодательным Собранием:
- по вопросу увеличения размера денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляемой специалистам здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках;
оптимизации механизма предоставления данной льготы;
- по выделению из краевого бюджета средств на санаторно-курортное лечение работников организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края.
9.3. Стороны рекомендуют предусматривать в коллективных договорах, соглашениях:
- выплату сотрудникам при уходе в очередной отпуск материальной помощи;
- выделение дополнительных средств от приносящей доход деятельности для:
а) санаторно-курортного лечения и отдыха, оздоровления работников;
б) компенсации расходов на лечение работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, или по заключению органов здравоохранения, установивших профессиональное заболевание;
в) возмещения расходов на оплату жилья работникам организаций, проживающим на частных квартирах или в общежитиях;
г) материальной поддержки и предоставления дополнительных льгот для многодетных семей, одиноких матерей;
д) дифференциации доплаты к должностному окладу по результатам специальной оценки условий труда в зависимости от степени вредных условий труда сверх 4% до 15%;
е) предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в зависимости от степени вредных условий труда, сверх 7 до 14 дней.
9.4. Стороны исходят из того, что работодатели:
9.4.1. Перечисляют на счет первичной профсоюзной организации денежные средства для ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и иной работы:
0,2% от уровня рентабельности из поступлений за оказание учреждением услуг на платной основе для ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы;
0,3% от уровня рентабельности из поступлений за оказание учреждением услуг на платной основе для вступительного взноса в программу АКОПРЗ РФ по дополнительной социальной защиты членов профсоюза находящихся в трудной жизненной ситуации;
0,2% от уровня рентабельности из поступлений за оказание учреждением услуг на платной основе для вступительного взноса в программу АКОПРЗ РФ;
0,3% от уровня рентабельности из поступлений за оказание учреждением услуг на платной основе для вступительного взноса в программу АКОПРЗ РФ по дополнительной материальной помощи членам профсоюза ЛПУ, достигшим возраста 55 лет женщины, 60 лет мужчины;
9.4.2. Обеспечивают направление медицинских и педагогических работников на повышение квалификации и профессиональную переподготовку с отрывом от основной работы при условии полного возмещения им командировочных расходов, как это установлено трудовым законодательством, нормативными актами;
9.4.3. Организовывают помощь в оформлении правоустанавливающих документов медицинским работникам организаций здравоохранения, обратившимся за назначением пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации;
9.4.4. Включают в коллективные договоры вопросы создания комиссий с обязательным участием представителей профсоюзов по пенсионным вопросам и по социальному страхованию;
9.4.5. Создают условия по организации питания работников учреждений, в порядке и объемах, предусмотренных коллективными договорами.
9.4.6. Обеспечивают выполнение Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в том числе в части своевременного перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд;
9.4.7. Обеспечивают сохранность архивных документов, подтверждающих трудовой стаж и заработную плату работников, осуществляют передачу архивов правопреемникам, а в случае ликвидации учреждения здравоохранения - архивным органам.
9.5. Организация Профсоюза обязуется:
9.5.1. Оказывать методическую и практическую помощь первичным профсоюзным организациям при подготовке и заключении коллективных договоров и соглашений по охране труда в учреждениях здравоохранения;
9.5.2. Осуществлять защиту прав и социальных льгот работников организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края, консультативную помощь при приеме на работу, увольнении, предоставлении льгот и компенсаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
9.5.3. Осуществлять контроль за ходом подготовки и проведения детского оздоровительного отдыха;
9.5.4. Оказывать практическую помощь работникам в организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края при реализации их пенсионных прав;
9.5.5. Осуществлять контроль за своевременным и в полном объеме перечислением руководителями учреждений здравоохранения страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.
9.5.6. Осуществлять страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний с правом уменьшения суммы выплат по п. 8.1.4 на размер страховой премии, полученной пострадавшим или членом его семьи в страховой компании.
10. Гарантии социально-экономических и трудовых прав молодых специалистов и учащейся молодежи
10.1. Стороны считают приоритетными следующие направления в совместной деятельности по реализации молодежной политики в организациях:
- проведение работы с молодыми работниками с целью закрепления их в организациях;
содействие повышению их профессиональной квалификации и служебному росту;
- развитие творческой активности молодых работников и обучающихся;
обеспечение их правовой и социальной защищенности;
- активизацию и поддержку молодежного досуга, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Стороны Соглашения считают молодыми работниками учреждений здравоохранения граждан РФ в возрасте не старше 35 лет.
10.2. Министерство и АКОПРЗ РФ рекомендуют при заключении коллективных договоров и соглашений предусматривать разделы по защите социально-экономических и трудовых прав молодых работников и обучающихся, содержащие, в том числе, положения по:
организации работы по формированию и обучению резерва из числа молодежи на руководящие должности;
осуществлению повышения квалификации для женщин в течение первого года работы после их выхода из отпуска по уходу за ребенком;
установлению работникам из числа молодежи, впервые поступившим на работу, выплат стимулирующего характера на условиях, предусмотренных отраслевым нормативным актом или локальными актами.
10.3. АКОПРЗ РФ обязуется:
10.3.1. Выплачивать ежегодные специальные стипендии ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ и Алтайского крайсовпрофа студентам и учащимся высших и средних специальных учебных заведений, являющимся членами профсоюза, имеющим отличную успеваемость и активно участвующим в общественной деятельности.
10.3.2. Оказывать молодым работникам необходимую юридическую и правовую помощь по соблюдению их трудовых и профессиональных прав.
11. Гарантии прав профсоюзных организаций и членов Профсоюза
11.1. Права и гарантии деятельности Профсоюза, первичных профсоюзных организаций, соответствующих выборных профсоюзных органов определяются Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", иными законами Российской Федерации, уставом Профсоюза работников здравоохранения и реализуются с учетом Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, Регионального соглашения между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края настоящего Соглашения, иных соглашений, устава учреждения, коллективного договора.
11.2. Работодатели и их полномочные представители обязаны:
11.2.1. Соблюдать права и гарантии профсоюзных организаций, способствовать их деятельности, не допуская ограничения установленных законом прав и гарантий профсоюзной деятельности и не препятствуя созданию и функционированию первичных профсоюзных организаций;
11.2.2. Предоставлять выборному органу первичной профсоюзной организации независимо от численности работников бесплатно необходимые помещения (как минимум одно помещение), отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, обеспеченные отоплением и освещением, оборудованием, необходимым для работы самого выборного профсоюзного органа и проведения собраний работников, а также оргтехнику, средства связи, в том числе компьютерное оборудование, электронную почту и Интернет (при наличии данных видов связи у работодателя), и необходимые нормативные документы;
в случаях, предусмотренных коллективным договором, обеспечивать охрану и уборку выделяемых помещений, безвозмездно предоставлять имеющиеся транспортные средства и создавать другие улучшающие условия для обеспечения деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации;
11.2.3. Не препятствовать представителям выборных профсоюзных органов в посещении организации и подразделений, где работают члены Профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав;
11.2.4. Удерживать и перечислять при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, ежемесячно бесплатно на счета профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы и других видов дохода работников в день выплаты заработной платы. Заявления об удержании членских профсоюзных взносов хранятся в бухгалтерии учреждения (организации) до момента увольнения работника, выхода его из профсоюза по собственному желанию и исключения из профсоюза по решению профсоюзной организации. Основанием для прекращения удержания членских профсоюзных взносов является выписка из протокола заседания профсоюзного комитета с указанием лиц, с которых прекращается удержание профсоюзных взносов. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление членских профсоюзных взносов;
11.2.5. Содействовать профсоюзным органам в использовании отраслевых и местных информационных систем для широкого информирования работников о деятельности Профсоюза по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников.
11.3. Стороны признают гарантии работников, избранных (делегированных) в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в том числе:
11.3.1. Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия выборного профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций - без предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа в организации; а руководители (их заместители) и члены профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - соответствующего вышестоящего профсоюзного органа.
Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются;
11.3.2. Увольнение по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением, а равно изменение обязательных условий трудового договора (уменьшение размера оплаты труда в связи с изменением объема нагрузки или объема иной работы не по вине работника, отмена установленных доплат и надбавок, иных стимулирующих и поощрительных выплат и др.) работников, входящих в состав профсоюзных органов, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого являются, а руководителей (их заместителей) профсоюзных организаций - с согласия вышестоящего профсоюзного органа;
11.3.3. Члены выборных органов профсоюзных организаций, уполномоченные по охране труда профкома, представители профсоюзной организации в создаваемых в организации совместных с работодателем комитетах (комиссиях) освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива работников и на время краткосрочной профсоюзной учебы на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, соглашением, коллективным договором.
Стороны согласились распространить это положение на работников учреждений, являющихся членами комитета АКОПРЗ РФ, - не менее 12 рабочих дней в год, а также на работников организаций, являющихся членами Отраслевой комиссии, комиссий по ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров, краевых соглашений, - не менее 7 рабочих дней;
Уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда Профсоюза для исполнения возложенных на них функций может предоставляться оплачиваемое свободное время в течение рабочей недели, но не менее 2-х часов в неделю с оплатой в размере исходя из среднего месячного заработка.
11.3.4. Членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от основной работы в учреждении, занимающим должности на условиях, определенных в коллективном договоре, может быть снижена нагрузка;
11.3.5. При премировании за счет средств работодателя руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации, не освобожденного от основной работы, рекомендуется учитывать показатели вклада руководителя в развитие социального партнерства, способствующего повышению эффективности деятельности организации.
11.3.6. Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в организации, освобождаются от нее с сохранением среднего заработка на время участия в работе съездов, конференций, пленумов, президиумов, собраний, созываемых Профсоюзом. Условия освобождения и порядок оплаты времени участия в этих мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
11.3.7. Дисциплинарные взыскания (кроме увольнения) в отношении руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов структурных подразделений первичной организации (профгруппа, профбюро), выборных коллегиальных органов местной организации Профсоюза, не освобожденных от основной работы, применять только по согласованию с соответствующим вышестоящим выборным профсоюзным органом. При этом получение согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа производится в порядке, установленном статьей 373 Трудового кодекса Российской Федерации.
11.3.8. Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3, 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов структурных подразделений первичной организации (профгруппа, профбюро), выборных коллегиальных органов местной организации Профсоюза, не освобожденных от основной работы, применять только по согласованию с соответствующим вышестоящим выборным профсоюзным органом в порядке, предусмотренном статьей 373 Трудового кодекса Российской Федерации.
Увольнение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза возможно только с согласия выборного органа первичной профсоюзной организации.
11.4. Стороны признают гарантии освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в состав профсоюзных органов:
11.4.1. Работникам, избранным (делегированным) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо отсутствием в организации соответствующей работы (должности) Профсоюз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением Профсоюза;
11.4.2. Сохранение за освобожденными профсоюзными работниками и штатными работниками профсоюзного органа социально-трудовых прав, гарантий и льгот, действующих в организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.
11.5. Работа на выборной должности председателя профсоюзной организации и в составе выборного профсоюзного органа признается значимой для деятельности учреждения и принимается во внимание при поощрении работников.
11.6. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с лицами, избиравшимися в состав профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания выборных полномочий, кроме случаев полной ликвидации организации или совершения работником виновных действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, с учетом положений настоящего Соглашения.
11.7. Стороны договорились о создании на веб-сайтах органов Министерства здравоохранения, медицинских организаций раздел "Профсоюзная страничка" и предоставлении профсоюзной организации возможности размещения информации в данном разделе.
О включении АКОПРЗ РФ в перечень организаций, которым осуществляется рассылка нормативных правовых актов, писем и рекомендаций по вопросам, касающимся социально-трудовых отношений.
12. Контроль за выполнением Соглашения
12.1. Контроль за выполнением настоящего Соглашения на всех уровнях осуществляется сторонами Соглашения и их представителями, а также соответствующими органами по труду.
Текущий контроль за выполнением Соглашения осуществляет Отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, установленном сторонами Соглашения.
12.2. Информация о выполнении настоящего Соглашения ежегодно рассматривается на совместном заседании коллегии Министерства и пленуме комитета АКОПРЗ РФ и доводится до сведения подведомственных организаций, органов, осуществляющих управление в сфере здравоохранения, территориальных и первичных организаций Профсоюза.
Зарегистрировано Управлением
Алтайского края по труду и занятости населения
"25" марта 2019 г.,
регистрационный номер 266
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональное отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края, на 2019-2022 гг.
Настоящее Региональное отраслевое соглашение вступает в силу с 25 марта 2019 г. и действует по 20 марта 2025 г.
Текст Соглашения опубликован в газете "Алтайская правда" от 2 апреля 2019 г. N 59
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение от 15 апреля 2024 г. к Региональному отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края, на 2019-2022 гг. (с изм. от 18.08.2023)
Изменения вступают в силу с 15 апреля 2024 г.
Дополнительное соглашение от 18 августа 2023 г. к Региональному отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края, на 2019-2022 гг. (с изм. от 02.03.2023)
Изменения вступают в силу с 18 августа 2023 г.
Дополнительное соглашение от 2 марта 2023 г. к Региональному отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края, на 2019-2022 гг. (с изм. от 18.03.2022)
Изменения вступают в силу с 2 марта 2023 г.
Дополнительным соглашением от 18 марта 2022 г. N 1 действие настоящего Регионального отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Алтайского края на 2019-2022 гг., продлено с 20 марта 2022 г. по 20 марта 2025 г.
Дополнительное соглашение от 10 апреля 2019 г. N 270
Изменения вступают в силу с 20 марта 2019 г.