Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
распоряжением
Правительства Алтайского края
от 03.04.2019 г. N 143-р
Прогноз
социально-экономического развития Алтайского края на период до 2035 года
1. Общие положения
Прогноз социально-экономического развития Алтайского края на период до 2035 года (далее - "долгосрочный прогноз") разработан в соответствии с нормами Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", закона Алтайского края от 03.04.2015 N 30-ЗС "О стратегическом планировании в Алтайском крае" с учетом стратегических ориентиров и целей социально-экономического развития страны и ее регионов, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также в других документах стратегического планирования. Долгосрочный прогноз определяет основные направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Алтайского края в долгосрочной перспективе, формирует единую платформу для разработки стратегии социально-экономического развития Алтайского края, бюджетного прогноза Алтайского края на долгосрочный период, государственных программ Алтайского края, а также плановых документов среднесрочного и долгосрочного характера.
2. Итоги социально-экономического развития Алтайского края в 2018 году
По итогам 2018 года социально-экономическое развитие Алтайского края характеризуется положительной динамикой. Прирост валового регионального продукта (далее также - ВРП) относительно 2017 года оценивается на уровне 0,5%, его номинальный объем - 552 млрд. рублей. Основной вклад в экономический рост вносят обрабатывающие производства, сельское хозяйство, торговля.
Индекс промышленного производства составил 100,5%, в том числе в добывающем секторе - 145,1%, в обрабатывающих производствах - 99,4%, в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха - 95,8%, в секторе водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 109,7%. Более 80% объемов отгруженных товаров собственного производства промышленности приходятся на долю сектора обрабатывающих производств.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в Алтайском крае составил 102,5%, в том числе продукции растениеводства - 104,3%, продукции животноводства - 100,3%. Регион занимает высокие позиции по выпуску продукции сельского хозяйства: в 2018 году по производству зерна Алтайский край занял 4 место в России (более 5 млн. тонн в весе после доработки), в том числе 1 место - по производству яровой пшеницы. Объем выращенной в регионе гречихи формирует более 50% общероссийского валового сбора этой культуры. Алтайский край - единственный от Урала до Дальнего Востока регион, выращивающий сахарную свеклу. В 2018 году ее сбор составил 0,9 млн. тонн, а урожайность остается выше уровня большинства западных регионов страны.
Объем инвестиций в основной капитал в 2018 году в регионе составил 109,9 млрд. рублей. Объем капитальных вложений крупных и средних организаций Алтайского края - 60,8 млрд. рублей, из них внебюджетные инвестиции - более 50 млрд. рублей (82,2% от общего объема инвестиций по крупным и средним предприятиям). Основной объем инвестиций традиционно приходится на сельское хозяйство, промышленное производство, транспортировку и хранение, операции с недвижимым имуществом.
По отношению к декабрю 2017 года прирост потребительских цен составил 4,1%. В целом уровень потребительских цен на продукты питания в крае является одним из самых низких среди российских регионов: по 22 из 24 социально значимых продуктов питания цены ниже, чем в среднем по России.
Положительная динамика развития отмечается в сфере потребительского рынка. Оборот розничной торговли по итогам 2018 года составил 352,3 млрд. рублей, или 101,3% в сопоставимых ценах к уровню 2017 года. Объем платных услуг, предоставленных населению, составил 91,7 млрд. рублей, темп роста в сопоставимых ценах - 102,1%.
По итогам 2018 года среднемесячная номинальная заработная плата составила 25,5 тыс. рублей, увеличившись на 12,1% относительно 2017 года, в реальном выражении - на 9,2%.
3. Описание вариантов прогноза
Долгосрочный прогноз сформирован в 3 вариантах.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза основан на предположении об ухудшении внешнеэкономических условий - ужесточение санкционного режима, ускорение инфляции, рост стоимости финансовых ресурсов. В этих условиях региональная политика будет ориентирована на нивелирование негативного воздействия внешнеэкономических факторов, предполагается сохранение сложившейся структуры экономики, медленное изменение или отсутствие позитивных преобразований в экономике региона. Сценарий характеризуется низким уровнем привлечения частных инвестиций и внедрения инновационных технологий, невысокими темпами роста производительности труда. Сдерживающее влияние на развитие отраслей экономики будет оказывать слабый внешний спрос на товары экспорта. Ввиду ограниченности бюджетных ресурсов развитие инфраструктуры будет происходить медленными темпами. Социальные обязательства будут выполняться в полном объеме. В рамках данного сценария при сохранении текущих демографических тенденций численность населения будет сокращаться.
Базовый вариант предполагает сохранение текущих макроэкономических тенденций, условий (без резких колебаний или с незначительными колебаниями). Сценарий характеризуется усилением инвестиционной и инновационной направленности экономического роста, при этом темпы роста основных показателей будут умеренными. В рамках данного сценария закладывается модернизация социальной инфраструктуры, что обеспечит повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения. Сценарий базируется на более оптимистичных предположениях в отношении динамики показателей естественного движения населения и миграционного прироста по сравнению с консервативным вариантом прогноза. В целом общая тенденция сокращения населения до конца прогнозного периода сохранится.
Целевой вариант долгосрочного прогноза разработан на основе базового варианта. Он характеризуется интенсификацией факторов экономического роста и отличается повышенной устойчивостью к изменениям макроэкономической ситуации. Вариант учитывает реализацию в период 2018-2024 гг. комплекса мер, направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", и влияние на основные макроэкономические параметры. Сценарий предполагает ускоренную цифровую трансформацию региональной экономики, активизацию инвестиционной и инновационной деятельности и на этой основе - высокие качественные параметры уровня жизни населения. Сценарий отличается сменой демографической тенденции: снижение численности населения начиная с 2028 года заменяется ее приростом за счет миграционного фактора. С 2032 года прогнозируется также преодоление естественной убыли населения. В результате к 2035 году численность населения сохранится на уровне 2019 года.
Основные показатели социально-экономического развития Алтайского края на период до 2035 года по вариантам прогноза приведены в приложении к долгосрочному прогнозу.
4. Оценка факторов и ограничений экономического роста
В 2019-2035 годах влияние на социально-экономическое развитие Алтайского края будут оказывать как внешние макроэкономические факторы, так и внутренние. Среди них:
геополитическая обстановка;
эффективность использования потенциала развития региона на основе его конкурентных преимуществ;
реализация Банком России денежно-кредитной политики в рамках режима инфляционного таргетирования;
увеличение спроса на мировых и внутренних рынках на продукцию, работы, услуги региональных производителей;
рост инвестиционной активности частного сектора на фоне повышения предсказуемости экономической среды и формирования стабильных условий ведения бизнеса, комплексного развития инфраструктуры;
технологическое обновление действующих и создание новых высокотехнологичных производств;
модернизация и развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;
повышение качества человеческого капитала и рост производительности труда;
демографическая ситуация;
повышение эффективности бюджетных расходов.
5. Характеристика вариантов прогноза
5.1. Демография
На начало 2018 года численность населения региона составила 2,4 млн. жителей (около 54% населения - лица в трудоспособном возрасте). Для Алтайского края, как и в целом для России, характерна тенденция снижения численности населения в возрасте 15-64 лет, что вызвано выбытием из этого возрастного диапазона многочисленного послевоенного поколения и притоком малочисленного поколения людей, рожденных в 90-е годы XX века. Кроме того, серьезными демографическими проблемами являются высокий уровень смертности в экономически активных возрастах и снижение рождаемости. Описанные негативные тенденции в долгосрочной перспективе нивелируются следующими мерами по улучшению демографической ситуации:
укрепление института семьи;
создание экономических и социальных условий, мотивирующих на рождение детей и создание многодетных семей;
формирование мотивации к здоровому образу жизни;
управление миграционными процессами (привлечение мигрантов как на постоянное жительство, так и для временного покрытия дефицита трудовых ресурсов).
В результате ожидается преодоление негативной тенденции убыли населения (по целевому сценарию с 2028 года). Ключевую роль при этом будет играть положительная динамика миграционного движения населения.
Заложенные по целевому сценарию темпы миграции и выход на естественный прирост населения позволят к 2035 году восстановить численность населения до уровня 2019 года - 2329,8 тыс. человек. Ожидаемая продолжительность жизни к концу прогнозного периода увеличится до 81,7 года. По базовому варианту численность населения к 2035 году может составить 2088.2 тыс. человек. Ожидаемая продолжительность жизни при этом увеличится до 78 лет. В рамках консервативного варианта закладывается сохранение текущих демографических тенденций. Численность населения к 2035 году составит 1983,5 тыс. человек.
5.2. Промышленность
В долгосрочной перспективе 2019-2035 гг. среднегодовой прирост объемов промышленного производства оценивается по консервативному варианту в размере 1,6%, по базовому варианту - 2,7%, по целевому варианту - 3,7%. Объем отгруженной продукции (работ, услуг) к концу 2035 года может достичь 1014,6 млрд. рублей (по консервативному варианту), 1210,5 млрд. рублей (по базовому варианту), 1425,2 млрд. рублей (по целевому варианту).
Положительный тренд развития промышленного производства будет обеспечен за счет наращивания объемов выпуска и расширения ассортимента продукции в обрабатывающем секторе, в частности в пищевой и легкой промышленности, деревообработке, химическом производстве, машиностроении.
В добывающем секторе с 2022 года ожидается восстановление положительной динамики производства, что будет обусловлено увеличением добычи полиметаллических руд в результате завершения реконструкции Рубцовской обогатительной фабрики и вывода на проектную мощность Корбалихинского рудника.
С учетом прогнозируемого развития экономики региона ожидается стабильный рост объемов секторов "Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха", "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений". Индекс производства по вышеуказанным видам деятельности за период 2019-2035 гг. может составить 102,9% (по консервативному варианту), 117,3% (по базовому варианту), 142,1% (по целевому варианту) и 122,2% (по консервативному варианту), 131,1% (по базовому варианту), 152,1% (по целевому варианту) соответственно.
В прогнозном периоде повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий региона будет происходить как за счет повышения производительности труда на предприятиях, так и за счет их технического перевооружения и повышения квалификации персонала.
5.3. Сельское хозяйство
В долгосрочной перспективе сохранится динамика поступательного развития сельскохозяйственного производства. Основными факторами, определяющими прогнозируемую динамику, будут являться:
природно-климатические факторы;
макроэкономическая ситуация на внешнем и внутреннем рынках;
повышение спроса за счет роста реальных располагаемых доходов населения;
реализация мер государственной поддержки;
реализация экспортного потенциала;
интенсивность технической и технологической модернизации, цифровизации и интеллектуализации производственных процессов;
применение инновационных, ресурсосберегающих и биотехнологий.
Прогнозируемый объем производства продукции сельского хозяйства к 2035 году может достичь по консервативному варианту 227,9 млрд. рублей, по базовому варианту - 239,7 млрд. рублей, по целевому варианту - 254 млрд. рублей.
5.4. Инвестиционная деятельность
В 2019-2035 годах среднегодовой прирост инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 2,7% по консервативному варианту, 4,6% - по базовому варианту, 5,6% - по целевому варианту. За 17 лет объем инвестиций в основной капитал может увеличиться в 1,6 раза (по консервативному варианту), в 2,1 раза (по базовому варианту), в 2,4 раза (по целевому варианту) и достичь к 2035 году по консервативному варианту 334,7 млрд. рублей, по базовому варианту - 450,8 млрд. рублей, по целевому варианту - 505,6 млрд. рублей. Наращиванию капитальных вложений в экономику региона будут способствовать формирование благоприятного инвестиционного климата, реализация проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов, упрощение процедур ведения бизнеса, применение и расширение инструментов государственно-частного партнерства для развития коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры.
5.5. Рынок труда
В прогнозном периоде ситуация на рынке труда определяется демографическими тенденциями и развитием экономики региона. Региональная политика будет ориентирована на создание условий для повышения уровня участия населения в составе рабочей силы, обновление структуры занятости с учетом потребностей экономики и снижение уровня безработицы.
Уровень конкурентоспособности экономики в долгосрочной перспективе все в большей степени зависит от качества профессиональных кадров.
Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности возможно за счет реформирования системы профессионального образования всех уровней, повышения гибкости трудовых отношений, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики.
В связи с повышением с 2019 года общеустановленного пенсионного возраста планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на защиту социально-трудовых прав граждан, в частности граждан предпенсионного возраста, что создаст условия для их активного участия в жизни общества, продолжения трудовой деятельности.
Численность занятых в экономике в 2035 году оценивается в 1010,7 тыс. человек (по консервативному варианту), 1016,1 тыс. человек (по базовому варианту), 1018,9 тыс. человек (по целевому варианту).
5.6. Уровень жизни населения
В долгосрочной перспективе экономическое развитие региона будет обеспечивать рост доходов населения. За период 2019-2035 гг. реальные располагаемые денежные доходы могут увеличиться по консервативному варианту в 1,5 раза, по базовому и целевому вариантам - в 1,6 раза. Увеличение денежных доходов будет зависеть от темпов роста заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности, а также индексации социальных трансфертов (пенсий и выплат). По консервативному варианту среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2035 году может достигнуть 82,9 тыс. рублей, увеличившись по отношению к 2018 году в 3,3 раза, в реальном выражении - в 1,7 раза. По базовому варианту она достигнет 94,7 тыс. рублей, увеличившись по отношению к 2018 году в 3,7 раза, в реальном выражении - в 1,9 раза, по целевому варианту - 112,7 тыс. рублей, увеличившись по отношению к 2018 году в 4,4 раза, в реальном выражении - в 2,3 раза. Положительное влияние на динамику заработной платы в существенной мере окажут мероприятия по увеличению производительности труда.
5.7. Потребительский рынок
На фоне увеличения доходов населения продолжится рост оборота розничной торговли. Среднегодовой темп прироста за период 2019-2035 гг. в сопоставимых ценах оценивается по консервативному варианту в размере 2,5%, по базовому и целевому вариантам - 2,8% и 3,0% соответственно. В целом за указанный период товарооборот может вырасти в 1,5 раза (по консервативному варианту), 1,6 раза (по базовому варианту), 1,7 раза (по целевому варианту), в денежном выражении составив 1054,0 млрд. рублей, 1077,1 млрд. рублей и 1113,4 млрд. рублей соответственно.
Объем оказываемых населению края платных услуг к 2035 году может составить по консервативному варианту 304,6 млрд. рублей, по базовому варианту - 314,9 млрд. рублей, по целевому варианту - 324,8 млрд. рублей. Суммарный индекс физического объема платных услуг в долгосрочном периоде вырастет по консервативному варианту в 1,6 раза, по базовому и целевому вариантам - в 1,7 раза.
5.8. Валовой региональный продукт
Суммарный эффект развития основных отраслей экономики аккумулируется в умеренно стабильном темпе роста ВРП на протяжении всего прогнозного периода. Среднегодовой прирост показателя за период 2019-2035 гг. может составить по консервативному варианту 1,4%, по базовому - 2,9%, целевому - 3,6%, его номинальный объем к концу прогнозного периода составит соответственно 1240,1 млрд. рублей, 1635,1 млрд. рублей, 1823,4 млрд. рублей. В структуре ВРП произойдут изменения за счет увеличения вклада в экономику отраслей развития человеческого капитала (социальной сферы, образовательных, медицинских, социальных услуг), а также промышленности и строительства.
6. Основные параметры государственных программ
Перечень государственных программ Алтайского края утверждается распоряжением Правительства Алтайского края. В 2018 году реализовывались программные мероприятия 38 государственных программ. После завершения работы над стратегией социально-экономического развития региона до 2035 года и ее утверждения перечень государственных программ будет актуализирован. Финансирование мероприятий государственных программ Алтайского края осуществляется в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.