Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Утверждено
приказом Министерства
здравоохранения Алтайского края
от 04.06.2019 г. N 144
Руководство
по выявлению и оценке антимонопольных рисков Министерства здравоохранения Алтайского края
1. Термины и определения
1.1. Для целей настоящего руководства используются следующие основные понятия:
антимонопольное законодательство - федеральные законы Российской Федерации, регулирующее отношения, связанные с защитой конкуренции в понимании Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);
антимонопольная комплаенс-система - система мероприятий и процедур, разработанных и применяемых Министерством для целей обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и предупреждению его нарушений;
антимонопольные риски (риски) - сочетание вероятности и степени воздействия (тяжести неблагоприятных последствий) в результате несоблюдения антимонопольного законодательства или кодексов поведения, касающихся деятельности Министерства;
инцидент - это событие, повлекшее неблагоприятные последствия для Министерства в результате несоблюдения антимонопольного законодательства или кодексов поведения, касающихся деятельности Министерства;
вероятность (риска) - степень возможности реализации определенного события в долгосрочной перспективе. Вероятность зависит от сочетания таких факторов, как: деятельность, подверженность опасности, частота события;
выявление риска - систематический и структурированный процесс, при котором выявляются источники опасности, имеющиеся или возникающие в деятельности Министерства, и производится их идентификация;
тяжесть (риска) - характеристика риска, наряду с вероятностью возникновения определяющая степень нанесенного вреда или ущерба (финансового, репутационного) в результате реализации нежелательного события;
оценка риска - процесс, используемый для определения вероятности (или частоты) и степени воздействия (тяжести) последствий реализации опасностей. Оценка риска включает анализ вероятности, анализ последствий и их сочетания;
матрица рисков - это графическое и текстовое описание, которое обеспечивает качественный анализ уровня риска, реализации нежелательного события, наступления неблагоприятных последствий;
уровень риска - основной показатель общей оценки тяжести риска;
регулирование (минимизация) риска - комплекс мер по снижению вероятности наступления негативных последствий или поддержанию на приемлемом уровне;
ответственное подразделение - юридический отдел Министерства, ответственный за функционирование и поддержание антимонопольной комплаенс-системы, внедрение мер по соблюдению антимонопольного законодательства в организации, их совершенствование, выявление и предотвращение нарушений в данной сфере;
Министерство - Министерство здравоохранения Алтайского края; сотрудник - работник, вступивший с Министерством в трудовые отношения.
2. Общие положения
2.1. Механизм управления рисками является одним из ключевых элементов антимонопольной комплаенс-системы Министерства, обеспечивающих эффективное предупреждение рисков.
2.2. Управление рисками включает в себя выявление, оценку и регулирование рисков с последующим их устранением в первую очередь там, где это практически возможно. В случаях, когда устранение рисков невозможно, минимизировать их настолько, насколько это практически осуществимо.
2.3. Управление рисками важно по трем причинам:
реализация Министерством возложенных полномочий возможна без нарушений антимонопольного законодательства.
надлежащее исполнение требований законодательства Российской Федерации и недопущение неправомерных действий является одним из приоритетов деятельности Министерства.
принятие всех необходимых мер для предотвращения неправомерных действий как со стороны Министерства, так и со стороны третьих лиц (по отношению к Министерству) оправдано.
2.4. Сотрудники Министерства должны быть вовлечены в процессы выявления, оценки и регулирования рисков.
2.5. Управление рисками - это постоянный процесс, который не должен носить исключительно плановый характер. В организации должна быть обеспечена возможность выявления, оценки и регулирования рисков в любое время, в том числе:
если этого не было сделано ранее; когда риск был выявлен;
когда изменения в деятельности организации могут повлиять на изменения степени угрозы рисков. Например, при добавлении или снятие полномочий;
как часть реагирования на инцидент, даже если совершенное деяние не повлекло привлечения к ответственности;
когда становится доступной новая информация о риске или у сотрудников возникли опасения о риске;
по инициативе ответственного подразделения.
2.6. Регулирование рисков предпочтительнее их наступления, а равно устранения неблагоприятных последствий.
2.7. Обязанности.
2.7.1. Обязанность за сбор данных необходимых для выявления и оценки рисков возложена на ответственное подразделение.
2.7.2. Ответственное подразделение обязано консультироваться со структурными подразделениями Министерства в ходе выявления, оценки и регулирования рисков.
2.7.3. Структурные подразделения обязаны оказывать содействие ответственному подразделению в ходе выявления, оценки и регулирования рисков. Это подразумевает своевременное предоставление достоверной информации, конструктивных предложений и (или) замечаний по вопросам регулирования рисков.
3. Выявление рисков
3.1. Отправной точкой механизма управления рисками является их выявление. Это связано с необходимостью периодически оценивать факторы, имеющие отношение к деятельности организации, такие как: экономические события;
действующее законодательство Российской Федерации и изменения в него;
показатели работы и мотивация сотрудников.
4. Методы выявления рисков
4.1. При выявлении рисков, в том числе при выборе метода выявления рисков, ключевым обстоятельством является то, что такие методы и результаты не находятся под влиянием или, по крайней мере, не должны находиться под влиянием личных и групповых интересов, предвзятых взглядов, ценностных воззрений, а также других субъективных факторов. В противном случае полученные результаты подлежат аннулированию.
4.2. Приоритетными являются объективные методы, то есть методы, обеспечивающие максимальную однозначность и надежность получаемых измеримых результатов. Субъективные методы, то есть методы, основанные на личных (субъективных) представлениях и понятиях, могут использоваться как дополнительные в сочетании с объективными.
4.3. В качестве методов выявления рисков могут быть использованы:
анализ существующих ограничений и запретов, фактически это перечень федеральных законов Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции в понимании Закона о защите конкуренции, а также запреты и обязательные правила поведения, содержащиеся в них и касающиеся деятельности Министерства, за нарушение которых предусмотрены соответствующие санкции, репутационные потери и иные неблагоприятные последствия;
анализ правоприменительной практики, изучение реакции антимонопольных органов на инциденты. Например, количество возбужденных дел об административных правонарушениях или выданных предписаний;
анализ инцидентов, запись инцидентов в регистр, проведение анализа первопричин и периодическое выполнение некоторых отчетов анализа тенденций для анализа инцидентов потенциально могут помочь выявить новые риски. Кроме того, высокая частота подобных инцидентов может быть индикатором риска потенциально более серьезной проблемы;
анализ причин, определение коренных причин выявленных рисков. Эти коренные причины в дальнейшем используются для выявления дополнительных рисков.
5. Оценка рисков
5.1. Выявленные риски необходимо оценить для установления вероятности наступления каждого риска и его предполагаемого воздействия.
5.2. Для оценки рисков рекомендуется использовать матричный подход. Его суть заключается в нанесении рисков на сетку оценки для того, чтобы исходя из предполагаемых степени вероятности и степени воздействия определить те риски, на которые необходимо обратить внимание в приоритетном порядке, и тот объем усилий и ресурсов, которые необходимы для снижения тех рисков, которые можно устранить.
Матрица рисков
На горизонтальной оси (ось X) указывается степень вероятность риска. На вертикальной оси (ось Y) указывается степень предполагаемого воздействия риска (тяжесть риска).
Результат оценки риска выражается в баллах. Соответственно вероятность X воздействия варьируется от 1 до 16.
Кроме этого, при оценке риска необходимо определить решение о способе представления данных, наилучшим образом отражающим структуру и (или) сферу деятельности.
Способ представления данных определяется ответственным подразделением, с учетом исключения вероятности влияния личных и групповых интересов, предвзятых взглядов, ценностных воззрений, а также других субъективных факторов.
В основе оценки рисков лежит тезис "чем больше статистических данных, тем больше степень достоверности выводов об уровне риска". При этом под "статистическими данными" следует понимать совокупность упорядоченных, классифицированных данных о некотором массовом явлении или процессе.
На основе оценки рисков составляются документы, отражающие и закрепляющие сведения о последовательно учитываемых элементах, и в идеальном варианте позволяющие сравнить выявленные предполагаемые собственные риски (или "совокупный риск") с остаточными рисками ("чистым риском"), то есть рисками, оставшимися после принятия мер по их снижению или недопущению, обычно именуемыми средствами внутреннего контроля.
5.3. К типичным рискам, которые целесообразно учитывать, относятся:
злоупотребление полномочиями, в том числе принятие актов не допускающих, ограничивающих, устраняющих конкуренцию;
заключение соглашений, а также совершение согласованных действий, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
публичные выступления, содержание которых оказывает влияние на конкуренцию.
5.4. При оценке рисков не следует рассматривать "вероятность" применения мер ответственности в качестве фактора определения степени риска, то есть не должен проводиться анализ "затрат против выгод" при очевидно незаконном характере определенной деятельности.
5.5. К числу факторов, способных повлиять на восприимчивость Министерства к рискам можно отнести:
действующее законодательство и правоприменительную практику;
уровень внимания антимонопольных органов к определенным действиям или к определенным отраслям;
соблюдение антимонопольных требований в прошлом;
уровень квалификации сотрудников; текучесть кадров.
5.6. При управлении рисками первоочередной задачей является выявление ключевых рисков, то есть с высокой степенью риска. Своевременное выявление клю
<< 12. Взаимодействие с ответственным подразделением |
||
Содержание Приказ Министерства здравоохранения Алтайского края от 4 июня 2019 г. N 144 "Об антимонопольной политике Министерства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.