Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Утверждено Распоряжением
Правительства Алтайского края
от 4.07.2019 г. N 247-р
Описание
создаваемых детских технопарков "Кванториум" Алтайского края на 2020-2022 годы
1. Обоснование потребности по созданию детских технопарков "Кванториум"
В Алтайском крае развитие инновационного потенциала детского и юношеского технического творчества является одной из важнейших стратегических задач региона. Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей, равных возможностей для их развития, а также организация профориентационной работы и создание "социальных лифтов" для молодых граждан является приоритетной задачей региональной системы образования, что соответствует основным направлениям государственной политики в сфере образования до 2024 года.
В Алтайском крае проживает 347,9 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет. Охват дополнительным образованием детей данной возрастной категории в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности (учреждениях дополнительного образования сферы образования, культуры, спорта, дошкольных и общеобразовательных организациях и структурные подразделения вузов, негосударственный сектор) составляет 70%. При этом дополнительными общеобразовательными программами технической и естественно-научной направленностей охвачено 10% детей в возрасте от 5 до 18 лет. За последние три года увеличилось число объединений технического творчества на 17 единиц, при этом численность обучающихся по дополнительным образовательным программам технической направленности выросла на 930 человек.
В настоящее время особую актуальность для региона приобретает реализация федерального проекта "Успех каждого ребенка" (национального проекта "Образование"). Проектом предусмотрено развитие высокотехнологичной, естественно-научной, образовательной и технической среды в образовательных организациях, в том числе в форме создания детских технопарков.
Целью создания детских технопарков "Кванториум" является организация инновационной среды, формирующей у детей изобретательское, креативное, критическое и продуктовое мышление, реализующаяся на базе организаций:
осуществляющих обучение по дополнительным общеобразовательным программам естественно-научной и технической направленности;
обладающих имущественным комплексом;
имеющих подготовленный состав педагогических, инженерных и иных работников организации;
реализующих комплекс отношений различного характера с промышленными, индустриальными и интеллектуальными партнерами;
обеспечивающих непрерывное обновление и актуализацию содержания образовательной деятельности.
Под имущественным комплексом детского технопарка "Кванториум" понимают средства обучения, в том числе высокотехнологическое оборудование, учебно-производственное и лабораторное оборудование, программное обеспечение, мебель, учебная литература и другое оснащение, необходимое для создания детского технопарка.
Региональным оператором детского технопарка (сети детских технопарков) "Кванториум" является ведомственный проектный офис, осуществляющий сопровождение функционирования детского технопарка (сети детских технопарков) "Кванториум" на территории Алтайского края.
В городах Бийск и Новоалтайск детское техническое творчество осуществляется на базе дошкольных, дополнительных, общеобразовательных и негосударственных организаций. Учреждениями дополнительного образования детей накоплен опыт организации работы по таким видам технического творчества как начальное моделирование, авиамоделирование, судомоделирование, радиоконструирование. Наряду с традиционными видами технического творчества в учреждениях дополнительного образования активно развиваются новые, актуальные для детей и молодежи: робототехника, программирование, компьютерный дизайн и графика, проектно-исследовательская деятельность.
Вместе с тем, в дополнительном образовании технического направления обозначились регрессивные процессы, которые связаны с устаревающей материально-технической базой, сравнительно невысоким темпом внедрения современных технологий, в том числе систем автоматизированного проектирования. Недостаточное внимание уделяется техническим направлениям, которые представляют собой пример синтеза науки, техники и спорта.
Дополнительные общеобразовательные программы технической направленности нуждаются в модернизации и приведении к требованиям, соответствующим современным задачам обеспечения развития познавательных и профессиональных интересов учащихся, активизации их творческого, инженерного мышления, формирования опыта творческой технической деятельности.
Учитывая, что умение программировать в ближайшем будущем станет одной из базовых компетенций успешных специалистов, необходимо со школьной скамьи формировать не только знания в сфере информационно-коммуникационных технологиях, но и формировать навыки логического мышления и создания программного кода у учащихся.
Планируется создание детских технопарков "Кванториум" в городах Бийске и моногороде Новоалтайске (численностью населения выше 60 тыс. жителей).
В городах активно развивается социальная, инженерная и инновационная инфраструктура, функционирует научно-производственный комплексы, такие как АО "Федеральный научно-производственный центр "Алтай", ФГБУН Институт проблем химико-энергетических технологий Сибирского отделения Российской академии наук, ЗАО "Производственное объединение "Спецавтоматика", ЗАО "Эвалар", ЗАО "Алтайвитамины", ЗАО "Научно-производственное предприятие "Алтайспецпродукт", ООО "Производственно-коммерческая фирма "Две линии", ЗАО "Источник плюс", АО "Новоалтайский завод мостовых конструкций", ООО "Свит", ООО "ЗИАС МАШИНЕРИ" и др.
Действующие в городах организации высшего образования, а также организации научно-производственного комплекса позволят определить кадровую составляющую реализации проекта создания в них детских технопарков "Кванториум", а также организовывать научное сопровождение и экспертизу работ школьников.
Создание детских технопарков "Кванториум" обеспечит: обучение более 1600 детей в возрасте от 5 до 17 лет по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации за счет средств Алтайского края, гг. Бийск, Новоалтайск;
стимулирование интересов обучающихся к сфере инноваций и высоких технологий, вовлечение детей в научно-техническое творчество и популяризацию престижа инженерных профессий среди молодежи;
участие более 7000 детей ежегодно в публичных мероприятиях (олимпиадах, хакатонах, акциях, мастер-классах, конкурсах, том числе мероприятиях, проводимых рамках проекта "JuniorSkills" по стандартам "WorldSkills");
создание стартовых площадок для реализации проектов в приоритетных областях социально-экономического развития города;
обучение по дополнительным профессиональным программам 100% педагогов, работающих в детском технопарке "Кванториум";
внедрение не менее 14 дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач для проектной деятельности детей;
организация взаимодействия по приоритетным образовательным направлениям с ведущими предприятиями города и региона, с вузами и их филиалами.
Базовым форматом образовательного процесса будет являться проектная деятельность. По результатам освоения программ естественно-научного и технического направления обучающиеся детских технопарков "Кванториум" в составе проектной команды будут разрабатывать и реализовывать научно-исследовательские проекты по техническому заданию от предприятий, а также в составе команды детского технопарка принимать участие в профильных мероприятиях регионального и федерального уровней. В проектах реализуется "полный жизненный цикл" изделия, будут применяться основы системной инженерии, анализ потенциального рынка, решение задач с внутренними и внешними заказчиками. Будут использоваться методы гибкой оперативной разработки и работа над проектами в режиме распределенной команды.
Детские технопарки "Кванториум" станут соисполнителями крупных проектов, рекомендованных как Федеральным, так и региональным оператором.
Презентация выполненных проектов будет осуществляться ежемесячно с привлечением родительской общественности, информация о проектах будет публиковаться с сети Интернет.
Индустриальными партнерами готовы выступить АО "Алтайвагон", АО "Белоярский мачтопропиточный завод", АО "Новоалтайский хлебокомбинат", ООО "ЗИАС МАШИНЕРИ", АО "Федеральный научно-производственный центр "Алтай", ФКП "Бийский олеумный завод", ЗАО "Эвалар", ЗАО "Алтайвитамины", интеллектуальными партнерами - ФГОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина", Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова", центр молодежного инновационного творчества "Политех", Бийский центр молодежного инновационного творчества "Инженерный клуб", индвидуальные предприниматели.
Проекты, разрабатываемые в Промдизайнквантуме, Хайтек планируется направлять на производство промышленного оборудования нового поколения. В частности, результатом работы Data-квантума может являться разработка решений для муниципального хозяйства и предприятий города.
Таким образом, в Алтайском крае будет создана сеть детских технопарков "Кванториум". Головной организацией (региональным оператором) будет являться детский технопарк Алтайского края "Кванториум.22", функционирующий в г. Барнауле, детский технопарк "Кванториум" г. Новоалтайска станет его структурным подразделением, а детский технопарк "Кванториум" г. Бийска будет спутником "Кванториум.22".
Детский технопарк "Кванториум" в г. Новоалтайске будет содержательно дополнять детский технопарк "Кваноториум.22" теми квантумами, которые не представлены в головном учреждении. Ученики гг. Барнаул и Новоалтайск, благодаря их непосредственной близости друг от друга, миграции населения и высокому уровню транспортной доступности, смогут посещать занятия и мероприятия создаваемого и функционирующего детских технопарков "Кванториум".
Такое решение по созданию и развитию сети детских технопарков "Кванториум" в Алтайском крае способствует расширению охвата школьников крупнейших городов и сельских районов края дополнительными общеобразовательными программами, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития, публичными мероприятиями детского технопарка "Кванториум", расширению кадрового потенциала и развитию социально-экономическому территории края.
2. Опыт Алтайского края в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования за последние три года
Алтайский край имеет положительный опыт реализации федеральных инновационных проектов. Так, в период с 2011 года по 2018 год в регионе работали 4 федеральные стажировочные площадки:
"Достижение нового качества общего образования через развитие инновационной инфраструктуры Алтайского края" - по направлению "Реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
"Распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их постинтернатной адаптации" - по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей";
"Улучшение качества образования на основе его децентрализации и распределенности" - по направлению "Достижение стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" Федеральной целевой программы развития образования (далее - ФЦПРО) на 2011-2015 годы;
"Развитие современных образовательных практик средствами инновационных методических сетей и механизмами профессионально-общественного управления" - в рамках ФЦПРО на 2016-2020 годы по направлению 2.4 "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений".
В результате работы федеральных стажировочных площадок в образовательную практику внедрены модели: организации образовательного процесса в. условиях насыщенной информационно-образовательной среды школы, привлечения общественности к самообследованию общеобразовательной организации, государственно-общественного управления инновационной структурой системы общего образования Алтайского края и другие. Сформирован каркас сети образовательных организаций, составляющих инновационную инфраструктуру.
Оформлены типовые региональные решения:
институциональная комплексная модель персонифицированного повышения квалификации;
стажерская практика как форма повышения квалификации работников образования;
тьюторское сопровождение внедрения моделей доступного и качественного образования, а также моделей государственно-общественного управления образованием на локальном и муниципальном уровнях;
организация и осуществление сетевой информационно-методической поддержки учителей по вопросам использования современных образовательных технологий в профессиональной деятельности на основе сервисов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
сетевые профессиональные сообщества педагогов, руководителей и другие.
В мероприятиях стажировочных площадок приняли участие работники образования из 62 субъектов Российской Федерации.
На базе Института дополнительного образования ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет" разработана и реализуется магистерская программа в сфере управления дополнительным образованием.
В 2017-2018 годах в рамках ФЦПРО на 2016-2020 годы Алтайский край реализует проекты по двум направлениям:
повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
обеспечение роста качества и распространение современных образовательных практик реализации федеральных государственных образовательных стандартов через развитие универсальных учебных действий и личностных достижений в рамках инновационных механизмов управления образованием и создание доступной и эффективной образовательной среды, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В сфере дополнительного образования Алтайский край в 2016 году стал победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на предоставление в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий ФЦПРО на 2016-2020 годы в рамках задачи 3 "Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие системы дополнительного образования детей" в целях софинансирования мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации. В результате создан и функционирует Детский технопарк Алтайского края "Кванториум.22", выступающий региональным ресурсным и модельным центром дополнительного образования детей, обеспечивающим обучение педагогических работников в рамках федеральных образовательных сессий, а также развитие системы наставничества.
В детском технопарке Алтайского края "Кванториум.22" за счет бюджетных средств обучаются 1000 детей в год. Работа данного учреждения как образовательной инновационной площадки строится в тесном сотрудничестве с предприятиями и организациями по 7 направлениям, которые являются регионально-ориентированными и непосредственно связаны с ведущими кластерами экономики края: аэротехнологии, биотехнологии, виртуальная и дополненная реальность, геоинформатика, информационные технологии, робототехника, Хайтек (цех высоких технологий).
Уровень оснащения современным высокотехнологичным оборудованием и профессиональной компетенции педагогов и инженеров технопарка позволяет обеспечить выполнение сложных инженерных задач. Все педагоги детского технопарка "Кванториум" сертифицированы федеральным оператором сети детских технопарков России. За период работы детского технопарка "Кванториум.22" обучающиеся выполнили более 10 технологических кейсов по заказу бизнес-партнеров, 111 кванторианцев стали победителями и призерами международных, всероссийских и межрегиональных конкурсов, олимпиад и соревнований инженерной направленности. В числе победа олимпиада НТИ в 2017, 2018 2019 годах, всероссийский инженерный конкурс "ЮниКвант", "Кванториада-2017", Международный конкурс детских инженерных команд "IСЕТ-2018", Всероссийские фестивали виртуальной и дополненной реальности в 2018 и 2019 гг., Межрегиональный хакатон детских инженерных команд "КвантоТур-2019". "Кванториум.22" являлся региональным оператором Регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia) по компетенциям юниоров в 2018 и 2019 гг.
Педагоги и инженеры-преподаватели Хайтек "Кванториум.22" прошли курсы повышения квалификации ФГАУ "Фонд новых форм развития образования". Педагоги-наставники активно распространяют опыт проектного обучения на всероссийских и международных конференциях, семинарах, круглых столах. Приглашаются в качестве преподавателей на курсы повышения квалификации педагогических и упра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.