Распоряжение Правительства Алтайского края от 4 июля 2019 г. N 254-р
В целях реализации в 2020-2022 годах в Алтайском крае регионального проекта "Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования), утвержденного протоколом заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 N 2, во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству от 21.09.2015 N Пр-1921, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 06.04.2018 N ПР-580:
Утвердить:
региональным координатором, ответственным за создание центра опережающей профессиональной подготовки в Алтайском крае, Министерство образования и науки Алтайского края;
описание создаваемого центра опережающей профессиональной подготовки (приложение 1);
комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию центра опережающей профессиональной подготовки (приложение 2).
Губернатор Алтайского края, |
В.П. Томенко |
Приложение 1
Утверждено
распоряжением Правительства
Алтайского края
от 04.07.2019 г. N 254-р
Описание
создаваемого центра опережающей профессиональной подготовки
1. Обоснование потребности в реализаций мероприятия по созданию центра опережающей профессиональной подготовки в Алтайском крае (далее - ЦОПП) в рамках национального проекта "Образование" (количество профессиональных образовательных организаций, количество обучающихся, количество педагогических кадров, основные направления подготовки кадров и пр.)
Перед обществом стоит задача эффективной модернизации профессионального образования, реализации государственных образовательных стандартов нового поколения в условиях трансформации российского образования. Переформатирование системы среднего профессионального образования направлено на опережающую подготовку кадров не только по востребованным и перспективным компетенциям, но и на освоение новых трудовых навыков (новых ролей), используя лучший опыт мастеров-специалистов и технологического оборудования.
Формируется новая культура и образ профессионального образования. Создаются специализированные центры компетенций (далее - СЦК), мастерские с современным оборудованием, центры проведения демонстрационного экзамена (далее - ЦПДЭ), профессиональные экспертные сообщества.
Сегодня на рынке труда остро ощущается дефицит рабочих высокой квалификации (5-6 разряд) (27-37%), инженерно-технических работников (24%). В целом по данным категориям работников зафиксирован дефицит более 50% респондентов. Как следствие, проблемы привлечения кадров обусловлены в основном, недостаточным качеством подготовки специалистов и несоответствием требованиям предприятий количеством специалистов на рынке труда.
По данным исследования АСИ "Оценка удовлетворенности работодателей региональной системой кадрового обеспечения" более 45% респондентов-работодателей отмечают необходимость дополнительного обучения и переобучения молодых специалистов. При этом в среднем период адаптации выпускников на рабочем месте составляет от 3 месяцев до 1 года (это тот период, когда работник на предприятии, как правило, требует больше дополнительных затрат, чем приносит выгоду от своей работы).
К 2024 году реализация федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" (далее - "Молодые профессионалы") национального проекта "Образование" должна обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, создав систему профессионального образования, которая обеспечит подготовку специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными профессиональными и международными стандартами, в том числе стандартами Ворлдскиллс Россия и передовыми технологиями, за счет модернизации профессионального образования, в том числе, посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Для обеспечения достижения цели, задач и результатов федерального проекта в Алтайском крае реализуется региональный проект "Молодые профессионалы", утвержденный протоколом заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 N 2.
Особое место в этом процессе отводится Центру опережающей профессиональной подготовки, деятельность которого будет направлена на опережающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года генеральной целью развития региона на ближайшую перспективу является сохранение и развитие человеческого капитала через создание комфортной среды для жизни, творчества и самореализации на базе устойчивого экономического роста, которая раскрывается в рамках трех взаимосвязанных стратегических приоритетов: качества жизни, как системы социальных институтов, обеспечивающих достижение высоких стандартов жизни; благосостояния, создающего необходимые материальные условия для развития и самореализации человека; комфортного пространства для жизни человека в гармонии с окружающей средой.
Алтайский край - ведущий агропромышленный экспортоориентированный регион Сибири и Дальнего Востока, территория комфортной жизненной среды, создающей инновации.
Население Алтайского края составляет около 2,4 млн. человек (12 место в РФ, 5 место в СФО), из числа которых 43,6% составляет число сельских жителей (12 место в РФ, 3 место в СФО). В экономике региона занято около 1,1 млн. человек, из них на промышленность приходится более 17% занятых, сельское хозяйство - 12,6%, торговлю - более 19%. Более 12% работников занято в сферах строительства и транспорта.
Профессиональное образование имеет 73,9% занятого в экономике населения, из них 44,8% - среднее профессиональное образование. Ежегодно в среднем порядка 10 тыс. выпускников системы среднего профессионального образования пополняют трудовой потенциал края.
Предприятия, действующие в крае, нуждаются уже сегодня в новых специалистах, среднегодовая кадровая потребность края составляет около 40 тысяч человек, из них 38% - это специалисты с высшим образованием, и 62%, имеющие среднее профессиональное образование.
Вопрос кадрового обеспечения промышленного комплекса региона решают профессиональные образовательные учреждения и образовательные организации высшего образования, реализующие программы среднего профессионального образования. Особое место в кадровом обеспечении занимает подготовка специалистов среднего звена и высококвалифицированных рабочих.
На сегодняшний день в регионе действуют 54 профессиональных образовательных организации (далее - ПОО), в которых обучается свыше 47 тыс. человек. Подготовка ведется более чем по 155 образовательным программам подготовки рабочих и специалистов среднего звена 28 укрупненных групп профессий и специальностей. Основные направления подготовки кадров - техника и технологии строительства, информатика и вычислительная техника, электро- и теплоэнергетика, машиностроение, техника и технологии наземного транспорта, сестринское дело, сельское, лесное и рыбное хозяйство, образование и педагогические науки. В том числе 2075 студентов обучается по 11 специальностям и профессиям из перечня наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей. Ежегодно по дополнительным профессиональным программам обучается около 9,5 тыс. слушателей.
Численность педагогических работников ПОО составляет 2664 человека. Средний возраст - 47,2 года.
В движение "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) Алтайский край официально вступил в феврале 2016 года. За этот период более чем в 2,5 раза возросла численность участников чемпионата и экспертов, количество компетенций увеличилось с 19 до 43.
Благодаря активной работе в системе чемпионатов, эффективному взаимодействию с национальными экспертами в Алтайском крае появились 6 сертифицированных экспертов по компетенциям "Предпринимательство", "Токарные работы на станках с ЧПУ", "Физическая культура, спорт и фитнес", "Дошкольное воспитание", "Кондитерское дело", "Преподавание в младших классах".
В Академии Ворлдскиллс Россия обучены 515 преподавателей и мастеров производственного обучения по программе "5000 мастеров" и 117 экспертов с правом проведения регионального чемпионата "Молодые профессионалы", 398 преподавателей и мастеров производственного обучения получили сертификаты экспертов демонстрационного экзамена.
Количество компетенций регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" увеличилось с 5 до 11, численность участников - с 25 человек до 58 человек.
В крае проводится повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения в форме очного обучения. Реализуются программы очного и дистанционного обучения экспертов региональных чемпионатов, экспертов демонстрационного экзамена с Академией Ворлдскиллс.
Работодатели региона являются активными участниками развития государственной системы подготовки кадров:
возглавляют попечительские и наблюдательные советы 23 ПОО;
формируют заказ на подготовку кадров под свои потребности (около 89% контрольных цифр приема по программам СПО);
предоставляют производственные площадки для дуального обучения (в ПОО - 26 организации, 336 предприятий края, более 3400 студентов, 1234 наставника, 42 структурных подразделения на предприятиях);
участвуют в образовательном процессе (действующие работники предприятий и учреждений составляют 10% штатных сотрудников ПОО);
трудоустраивают выпускников на рабочие места (доля выпускников ПОО, трудоустроенных в первый год после выпуска составляет 57%).
В настоящее время перед системой среднего профессионального образования региона стоит задача по кадровому обеспечению реализации в Алтайском крае национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и достижения целевых показателей, закрепленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204. Решение данной задачи требует модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Развитие образования Алтайского края в направлении модернизации системы среднего профессионального образования региона, включая создание центра опережающей профессиональной подготовки, позволит обеспечить решение следующих задач:
сокращение неэффективной занятости за счет переквалификации кадров из других категорий;
пересмотр образовательных программ с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций;
переориентация предприятий и работников на необходимость профессионального развития и обучения в течение всей жизни;
создание системы поощрения профессионального роста и получения новых компетенций.
В результате проведенных изменений должен быть ликвидирован структурный дефицит кадров и компетенций, система профессионального образования должна предоставлять участникам равные возможности для обучения и самореализации вне зависимости от места проживания, обеспечивать широкие возможности для повышения квалификации и обучения в течение всей жизни.
В этой связи создание ЦОПП является актуальным и своевременным для достижения приоритетов в развитии Алтайского края.
Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации, утвержденного в ходе его работы в Свердловской области 06.03.2018, перед педагогическим сообществом поставлена задача: создать, в том числе на базе лучших профессиональных образовательных организаций, центров опережающей профессиональной подготовки, с предоставлением им следующих возможностей:
использование совместно с другими профессиональными образовательными организациями современного оборудования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам "Ворлдскиллс", в том числе по программе ускоренного обучения;
реализация программ повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций;
проведение демонстрационного экзамена с использованием стандартов "Ворлдскиллс" для лиц, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования;
осуществление мероприятий по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, а также обучение их первой профессии.
Созданный в Алтайском крае ЦОПП позволит:
создать условия для подготовки специалистов, отвечающих требованиям работодателей и имеющих заявленные ими компетенции, востребованные в реальном секторе экономики региона, что позволит влиять на общее повышение качества трудовых ресурсов в крае и будет работать на его инвестиционную привлекательность.
стать инициатором и активным организатором чемпионатного движения, что позволит сформировать в Алтайском крае современную инфраструктуру в соответствии со стандартами Ворлдскиллс. Реализация задач центра позволит изменить ситуацию на рынке труда, обеспечит актуальную профориентацию и новую занятость.
создать площадку для подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов для всего региона, агрегировать все виды ресурсов независимо от ведомственной и отраслевой принадлежности: это краевые профессиональные образовательные организации (колледжи и техникумы), федеральные вузы, осуществляющие деятельность на территории Алтайского края, предприятия, учебные центры. Сетевые формы взаимодействия позволят запустить механизм интенсивного развития региональной системы подготовки кадров и поднять слабые образовательные организации на более высокий уровень.
К 2024 году в 50% краевых ПОО будут реализовывать программы среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в сетевой форме, повысив эффективность работы учреждений путем укрупнения сети. Государственная итоговая аттестация обучающихся будет проводиться в форме демонстрационного экзамена.
ЦОПП позволит распространять лучший отечественный и зарубежный опыт в процесс развития кадрового потенциала региона; сформировать систему мониторинга потребности в рабочих кадрах, анализа актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда; спрогнозировать востребованность рабочих кадров с целью формирования перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки, разработки и реализации комплекса мер по устранению существующего и потенциального дефицитов кадров; обеспечить развитие приоритетных для края групп компетенций или отдельных компетенций, формирование новых компетенций; создать современную систему подготовки по приоритетным для региона компетенциям; обеспечить доступность для граждан, включая граждан предпенсионного возраста, всех видов образовательных ресурсов для реализации образовательных программ по приоритетным для региона компетенциям; конструировать образовательные программы с использованием принципа конструктора компетенций; обеспечить реализацию индивидуальных образовательных траекторий; реализовать комплекс мер по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучение их первой профессии на современном оборудовании; создать условия для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с использованием механизма демонстрационного экзамена.
При формировании ЦОПП в крае будут учтены все факторы, влияющие не только на подготовку кадров по программам среднего профессионального образования, но и на их последующую переподготовку, повышение квалификации, независимую оценку компетенций, а также профессиональную ориентацию школьников и получение ими первой профессии.
2. Опыт Алтайского края в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
Алтайский является активным участником в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования. С 2016 по 2019 годы более чем в 20 проектах и мероприятиях регион принял активное участие. Международный проект Tempus "Приобретение профессиональных и предпринимательских навыков посредством воспитания предпринимательского духа и консультации начинающих предпринимателей" позволил повысить квалификацию 109 студентам и 22 сотрудникам учреждений среднего профессионального образования. В рамках проекта "Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности" обучено более 1200 педагогов.
В регионе создаются условия, для реализации образовательными организациями стратегических целей:
формируются на базе образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций центры инновационного, технологического и социального развития, выстраивается эффективное взаимодействие с кластерами и предприятиями Алтайского края;
развивается система опережающей подготовки и переподготовки кадров с востребованным набором компетенций в рамках профессионального профиля для нужд региональных предприятий и организаций;
развивается сеть научно-технических кружков и профильных классов на базе организаций общего и среднего профессионального образования;
осуществляется разработка и реализация новых программ подготовки кадров, сочетающих учебный процесс с решением научно-исследовательских, производственно-технологических и проектно-конструкторских задач в интересах ведущих научных и производственных предприятий региона, малых инновационных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса.
С целью обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров в Алтайском крае осуществляется реализация приоритетного проекта "Рабочие кадры для передовых технологий", включая реализацию федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ. Сформирована система учебно-методических объединений, осуществляющих методическое сопровождение деятельности ПОО. Действует Координационный совет учебно-методических объединений. В 2009-2011 годах Алтайский край принимал активное участие в разработке федеральных государственных образовательных стандартов ("Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка"; "Наладчик холодноштамповочного оборудования"; "Наладчик технологического оборудования в производстве строительных материалов"; "Мастер общестроительных работ"). Организовано взаимодействие с федеральными и региональными учебно-методическими объединениями, базовым центром по реализации ТОП-50 на территории края, 36 педагогических работников из 18 профессиональных образовательных организаций вошли в состав рабочих групп федеральных учебно-методических объединений, принимая участие в актуализации ФГОС СПО и разработке примерных образовательных программ.
С 2016 года Алтайский край - ассоциированный член Союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия", функционирует региональный координационный центр развития движения в Алтайском крае.
Создана сеть инновационных учреждений. Построение современной системы профессионального образования в крае проводится по сетевому принципу. Основные точки развития учебно-лабораторной базы, кадрового и научно-методического потенциала сосредоточены в ресурсных центрах.
Функционируют 5 многофункциональных центров прикладных квалификаций (строительство, обработка материалов, сервис, услуги и общественное питание, транспорт, сельское хозяйство); 6 ресурсных центров (строительство, металлообработка, транспорт, сварочные технологии, сельское хозяйство).
В Алтайском крае осуществляется реализация проекта по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического роста), координатором которого выступает Министерство образования и науки Алтайского края. В этой связи подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Алтайским краем, Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов и Агентством развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы". Министерством экономического развития Алтайского края подписаны соглашения по ключевым направлениям сотрудничества с ведущими вузами региона, организована работа по выявлению потребности в кадрах для инновационно активных предприятий, реализующих как инновационные, так и инвестиционные проекты. В настоящее время внедрены основные элементы регионального стандарта путем реализации ключевых направлений модели:
проведен сбор и обработка сведений от 1226 работодателей о текущих и перспективных потребностях в квалифицированных кадрах;
утверждены контрольные цифры приема в профессиональные образовательные организации Алтайского края на обучение за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета с учетом кадровой потребности;
включены контрольные цифры приема по 13 профессиям и специальностям, по которым в 2017 году утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС СПО), в том числе по четырем из них набор будет осуществляться впервые: "Мастер столярно-плотницких, паркетных и стекольных работ", "Графический дизайнер", "Сетевое и системное администрирование", "Технология парикмахерского искусства";
приступили к реализации программ по новым ФГОС СПО 24 профессиональные образовательные организации из 54 профессиональных образовательных организаций из списка ТОП-50 по 10 профессиям и специальностям;
увеличилось на 18% количество специальностей и профессий, реализуемых по дуальной модели обучения;
созданы учебные полигоны и базы производственных практик на крупных предприятиях г. Барнаула, г. Бийска, г. Заринска: ОАО "Алтайский приборостроительный завод "Ротор", ОАО Холдинговая компания "Барнаульский станкостроительный завод", ООО УК "Алтайский завод прецизионных изделий", ОАО "Алтай-Кокс", ООО Холод, ООО "ЖБК", ООО "Металлург-Цемремонт", ООО "Заринская Горэлектросеть".
В 2019 году край принял участие в пилотном проекте по проведению демонстрационного экзамена - 506 студентов зарегистрированы в системе eSim для сдачи государственной итоговой и промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена. На площадках 18 ПОО созданы 24 центра проведения демонстрационного экзамена по 15 компетенциям. Все центры прошли аккредитацию в Союзе Ворлдскиллс Россия, аккредитация подтверждена электронным аттестатом.
В 2018 году 15 пилотным краевым государственным образовательным организациям доведено государственное задание на реализацию программ профессиональной подготовки для обучающихся общеобразовательных школ края. Охват школьников^ составляет 439 человек.
Алтайский край вошел в число участников проекта по профориентации школьников "Билет в будущее". Онлайн-тестирование на выявление склонностей к современным перспективным отраслям и востребованным компетенциям прошли более 1,5 тыс. школьников из 14 общеобразовательных организаций города Барнаула. Практико-ориентированные мероприятия проведены на базе организаций высшего и среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования школьников. Всего организовано 12 площадок.
В рамках проекта проведено 1000 профессиональных проб по 23 компетенциям.
В 2019 году Алтайский край примет участие в реализации в качестве пилотного региона в проекте "Профстажировки 2.0". Проект даст возможность не только подбирать и проходить стажировки на российских предприятиях, но и позволит студентам находить исследовательский материал для курсовых и дипломных работ. К проекту присоединились 11 крупнейших компаний региона из области машиностроения, энергетики, пищевой, перерабатывающей и химической отраслей. Также 24 профессиональных образовательных организаций и 10 организаций высшего образования края подтвердили готовность своего участия. Проект станет социальным лифтом для молодежи, поможет талантливым студентам реализоваться, а предприятия смогут выбрать самых перспективных и заинтересованных в работе молодых специалистов.
3. Организационно-правовая форма организации, реализующей мероприятие по созданию ЦОПП
ЦОПП будет создан на базе краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Алтайский политехнический техникум" без образования самостоятельного юридического лица в виде структурного подразделения.
В техникуме обучается 883 студента по 11 профессиям, 5 специальностям среднего профессионального образования и по 4 программам профессиональной подготовки лиц на базе специальных коррекционных школ VIII вида. Структура подготовки кадров соответствует востребованности на рынке труда Алтайского края. По заявкам предприятий в среднем в год в техникуме обучается более 120 работников ОАО "АПЗ "Ротор", "Алтайпрессмаш", других предприятий.
Алтайский политехнический техникум с 2007 года является ресурсным центром по направлению "Подготовка квалифицированных работников по профессиям металлообработки" для машиностроительной отрасли Алтайского края, многофункциональным центром прикладных квалификаций в отрасли машиностроения, центром ранней профориентации школьников, основ профессиональной подготовки и непрерывного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства.
В 2008 году учреждение стало победителем национального проекта "Образование" среди образовательных учреждений СПО и НПО, внедряющих инновационные образовательные программы.
Техникум является членом алтайских кластеров "Аграрное машиностроение" и "Энергомашиностроение и энергоэффективные технологии".
На протяжении последних трех лет студенты техникума активно участвуют в олимпиадном движении по мировым стандартам Ворлдскиллс, представители учреждения участвуют в отборочных соревнованиях на право участия в национальном чемпионате. В финале VI Национального чемпионата "Молодые профессионалы" по компетенции "Токарные работы на станках с ЧПУ" обучающийся техникума занял 3 место. Обучающиеся техникума принимали участие в чемпионате по компетенциям "Ювелирное дело" (1,2, и 3 место) и "Ландшафтный дизайн" (3 место).
Техникум входит в число образовательных организаций, прошедших предварительный квалификационный отбор на оказание образовательных услуг или услуг по проведению практических мероприятий в рамках реализации проектов и программ Союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров" Молодые профессионалы "Ворлдскиллс Россия" по компетенции "Токарные работы на станках с ЧПУ".
Таким образом, данное учреждение имеет достаточные условия для создания ЦОПП на его базе.
Местонахождение: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Малахова, д. 175; ОГРН 1032202261035, ИНН 2225020440, лицензия N 78, выдана Министерством образования и науки Алтайского края 02 июня 2017 года.
4. Описание модели функционирования ЦОПП
По функциональному предназначению ЦОПП станет одновременно тренировочной базой и площадкой для подготовки и проведения чемпионатов по стандартам Ворлдскиллс.
Модель ЦОПП в Алтайском крае - технологическая платформа сетевого взаимодействия, ресурсная база новой подготовки кадров, площадка внедрения практико-ориентированных и гибких программ, обеспечивающая возможность построения индивидуальных образовательных траекторий реализации программ обучения и повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения, создания условий для проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации в формате демонстрационного экзамена.
Образовательные программы, реализуемые в ЦОПП, строятся по модульному принципу и разрабатываются с использованием лучших мировых и отечественных практик подготовки кадров, лучших отраслевых практик, новых и перспективных профессиональных технологий, в том числе стандартов Ворлдскиллс. Срок реализации программ не более шести месяцев. Для разных категорий граждан будет предлагаться определенный набор модулей в зависимости от базовой подготовки и потребности предприятий-работодателей, заказчиков услуг.
В качестве образовательной инфраструктуры для реализации программ ЦОПП в сетевом взаимодействии с другими профессиональными организациями будут использованы современное оборудование, мастерские по компетенциям, специализированные центры компетенций, созданные в профессиональных образовательных организациях, отвечающие стандартам Ворлдскиллс:
КГБПОУ "Алтайская академия гостеприимства" - "Поварское дело", "Кондитерское дело";
КГБПОУ "Алтайский архитектурно-строительный колледж" - "Сухое строительство и штукатурные работы", "Кирпичная кладка", "Малярные и декоративные работы", "Сетевое и системное администрирование";
КГБПОУ "Алтайский промышленно-экономический колледж" - "Программные решения для бизнеса", "Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности";
КГБПОУ "Алтайский государственный колледж" - "Электромонтажные работы";
КГБПОУ "Алтайский транспортный техникум" - "Обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", "Эксплуатация сельскохозяйственных машин";
КГБПОУ "Алтайский политехнический техникум" - "Токарные работы на станках с ЧПУ";
КГБПОУ "Барнаульский государственный педагогический колледж" - "Дошкольное воспитание", "Преподавание в младших классах".
К реализации образовательных программ ЦОПП в качестве преподавателей будут привлекаться эксперты Ворлдскиллс, специалисты предприятий. Важное место будет занимать взаимодействие регионального координационного центра Союза "Молодые профессионалы" в Алтайском крае (далее - РКЦ) и ЦОПП по обмену опытом, разработке и сборке программ, обмену специалистами, экспертами.
ЦОПП позволит решить проблему объективной независимой оценки компетенций (проведение итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена), доля выпускников, получивших Skills Passport, будет ежегодно увеличиваться.
Основными принципами организации обучения в ЦОПП является:
новый тип образовательного центра как бизнес-коворкинг, учебное предприятие и выставочный центр;
новая организация образовательного пространства;
бизнес-инвестиции в результат обучения;
активное вовлечение в образовательный процесс населения края, отбора потенциальных рабочих кадров, используя в работе запрос на образование;
высокий уровень креативности в процессе обучения.
5. Описание площадки ЦОПП (общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади, территориальная доступность)
ЦОПП общей площадью более 650 кв. м располагается на территории учебного корпуса по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Малахова, д. 175, и включает в себя коворкинг (78,87 кв. м), лекторий (129,7 кв. м), медиазону (49,95 кв. м), зону для проектной деятельности (51,53 кв. м), компьютерный класс (102,91 кв. м), аудитории-трансформеры (3 аудитории - 105,22 кв. м), рецепцию (38,15 кв. м), помещения для персонала (80,24 кв. м), серверная (26, 59 кв. м) холл, гардероб, туалеты.
Помещения для ЦОПП выделены так, что обучающиеся, сотрудники не пересекаются с посетителями центра.
Функциональные зоны ЦОПП не пересекаются с какими-либо зонами, связанными с реализацией образовательного, воспитательного, административного процессов, и расположены компактно на 2 этаже. На 1 этаже отдельный от учреждения вход, холл и туалеты.
Расположение и обустройство помещений ЦОПП соответствуют Правилам доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012), санитарным нормам и нормам пожарной безопасности.
Здание учебного корпуса расположено в части города с развитой транспортной инфраструктурой, обеспечено маршрутной сетью городского пассажирского транспорта, является объектом, в шаговой доступности которого расположены организации - социальные партнеры техникума.
Расстояние до автовокзала - 6,6 км, до железнодорожного вокзала - 6,6 км, до аэропорта - 12 км.
В ЦОПП можно доехать автобусными маршрутами N N 17, 18, 51, 59, 75, 80, 119, 126; трамваями N N 3, 7, 10; троллейбусом N 7. Также в городе развита сеть такси.
Приложение 1
к описанию создаваемого центра
опережающей профессиональной подготовки
Таблица индикаторов
N п/п |
Наименование индикатора/показателя |
Алтайский край |
|
Минимальное значение в год* |
Значение Алтайский край (далее ежегодно, не менее установленного min значения) |
||
1 |
Численность граждан, обратившихся в ЦОПП, в том числе по выстраиванию индивидуальных маршрутов обучения, чел. |
2000 |
2200 |
2 |
Численность граждан, прошедших обучение по предполагаемым ЦОПП программ, в том числе по разработанным (утвержденным), всего чел. |
569 |
630 |
|
в том числе: |
|
|
2.1 |
программам профессиональных модулей для среднего профессионального образования, чел |
40 |
50 |
2.2 |
программам для обучающихся общеобразовательных организаций, чел |
30 |
35 |
2.3 |
программам под заказ работодателей, чел |
80 |
90 |
2.4 |
отраслевым программам, чел |
409 |
430 |
2.5 |
программам для граждан предпенсионного возраста, чел |
10 |
20 |
2.6 |
программам по компетенциям будущего, включая компетенции цифровой экономики, чел |
0 |
10 |
3 |
Численность привлеченных ЦОПП сотрудников (работников) научных организаций и образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального, высшего образования и дополнительного образования, представителей промышленных предприятий и высокотехнологического бизнеса, представителей иных организаций для реализации мероприятий по профессиональной ориентации, в ом числе для учащихся общеобразовательных школ, чел |
20 |
25 |
4 |
Доля граждан в возрасте от 12 до 65 лет, принявших участие в мероприятиях и программах ЦОПП, в том числе по профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения (профессиональная подготовка; переподготовка, повышение квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих), дополнительного профессионального образования по перспективным профессиям и компетенциям, от общего количества граждан в возрасте от 12 до 65 лет, проживающих в Алтайском крае |
0,12 |
0,13 |
5 |
Доля обучающихся в 6-11 классах общеобразовательных организаций, принявших участие в профориентационных мероприятиях ЦОПП, от общего числа указанной категории лиц, % |
10 |
11 |
6 |
Доля обучающихся в 6-11 классах общеобразовательных организаций, прошедших в ЦОПП профессиональное обучение (обучение первой профессии), от общего числа указанной категории лиц в регионе, % |
4 |
6 |
7 |
Доля преподавателей (мастеров производственного обучения), участвующих в реализации программ, разработанных ЦОПП, прошедших программы повышения квалификации, основанные на опыте Союза "Ворлдскиллс Россия", от общего числа преподавателей (мастеров производственного обучения), участвующих в реализации программ, разработанных ЦОПП, % |
100 |
100 |
* Показатели будут скорректированы по итогам конкурсного отбора
Приложение 2
к описанию создаваемого центра
опережающей профессиональной подготовки
Предварительная калькуляция
операционных расходов на функционирование ЦОПП
Статья расходов |
2021 год, тыс. рублей* |
221 - заработная плата |
6523,2 |
212 - прочие несоциальные выплаты (суточные) |
152,5 |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
1970,0 |
226 - транспортные расходы сотрудников, направленных на командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение) |
1200,0 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов на обучении) |
500 |
340 - увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
5520,0 |
Иные расходы (аренда, коммунальные платежи и т.д.) |
330 |
Итого: |
16195,7 |
* при условии выделения субсидии по итогам конкурсного отбора
Приложение 3
к описанию создаваемого центра
опережающей профессиональной подготовки
Зонирование и дизайн проект
в соответствии с брендбуком
См. графический объект
Приложение 4
к описанию создаваемого центра
опережающей профессиональной подготовки
Штатное расписание
Категория персонала |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
Директор |
1 |
Заместитель директора |
2 |
|
Основной персонал (учебная часть) |
Педагог, мастер производственного обучения |
9 |
Методист |
5 |
|
Административный персонал |
CDO (ChiefDataOfficer) отвечает за обработку, аналитику и интерпретацию данных, необходимых для обеспечения деятельности ЦОПП по определению компетенций опережающей профессиональной подготовки, и конструирование программ опережающей профессиональной подготовки |
2 |
Специалист по работе с большими данными (аналитик) |
2 |
|
Методолог |
1 |
|
Системный администратор |
1 |
|
Администратор |
1 |
|
Итого |
24 |
Приложение 2
Утвержден
распоряжением Правительства
Алтайского края
от 04.07.2019 г. N 254-р
Комплекс мер (дорожная карта)
по созданию и функционированию центра опережающей профессиональной подготовки
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Результат |
Срок исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование ЦОПП |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Приказ Министерства образования и науки Алтайского края |
25 августа Х-1 года |
2. |
Утвержден медиаплан ЦОПП |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Приказ Министерства образования и науки Алтайского края |
1 октября Х-1 года, далее ежегодно |
3. |
Утверждено Положение о деятельности ЦОПП |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Приказ Министерства образования и науки Алтайского края |
1 октября Х-1 года |
4. |
Согласованы и утверждены дизайн-проект и зонирование ЦОПП |
Министерство образования и науки Алтайского края, Министерство просвещения Российской Федерации (по согласованию) |
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации, акт Министерства образования и науки Алтайского края |
30 октября Х-1 года |
5. |
Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения ЦОПП |
Министерство образования и науки Алтайского края, Министерство просвещения Российской Федерации (по согласованию) |
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации, акт Министерства образования и науки Алтайского края |
1 ноября Х-1 года |
6. |
Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование ЦОПП по статьям расходов |
Министерство образования и науки Алтайского края, Министерство просвещения Российской Федерации (по согласованию) |
Письмо Министерства образования и науки Алтайского края |
1 ноября Х-1 года, далее ежегодно |
7. |
Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Молодые профессионалы" на территории Алтайского края в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Дополнительное соглашение |
5 февраля X года, далее при необходимости |
8. |
Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Финансовое соглашение |
15 февраля X года, далее при необходимости |
9. |
Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания ЦОПП |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Извещения о проведении закупок |
25 февраля X года |
10. |
Определен перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки |
1 октября Х-1 года |
11. |
Утвержден перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Приказ Министерства образования и науки Алтайского края |
1 ноября Х-1 года |
12. |
Разработано техническое задание на создание цифровой платформы ЦОПП |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Техническое задание |
30 ноября Х-1 года |
13. |
Определены требования к руководителю и ключевым позициям административного и основного персонала ЦОПП |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Объявления о конкурсе на замещение вакантных должностей в ЦОПП, должностные инструкции сотрудников ЦОПП |
1 октября Х-1 года |
14. |
Укомплектован штат ЦОПП |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Приказы о назначении на должность сотрудников ЦОПП |
1 января X года |
15. |
Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников ЦОПП |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Свидетельства о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров |
согласно отдельному графику |
16. |
Завершено приведение площадок ЦОПП; доставлено, установлено, налажено оборудование |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Акты приемки работ, товарные накладные |
25 августа X года |
17. |
Получена лицензия образовательной деятельности ЦОПП (при необходимости) |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых |
25 августа X года |
18. |
Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и приведения площадок ЦОПП в соответствии с фирменным стилем |
Министерство образования и науки Алтайского края, ведомственный проектный офис |
Письмо Министерства образования и науки Алтайского края с приложением информации, в том числе фотоотчета согласно форме отчета |
30 августа X года |
19. |
Разработка программ опережающей профессиональной подготовки |
Министерство образования и науки Алтайского края, ЦОПП |
Утвержденные программы опережающей профессиональной подготовки |
Март X года |
20. |
Реализация программ опережающей профессиональной подготовки |
ЦОПП |
Приказы о начале и завершении обучения (проведение итоговой аттестации) по программам опережающей профессиональной подготовки |
Декабрь Х года |
21. |
Открытие ЦОПП в единый день |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Информационное освещение в СМИ |
1 сентября X года |
X - год предоставления субсидии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Алтайского края от 4 июля 2019 г. N 254-р
Настоящее распоряжение вступает в силу с 4 июля 2019 г.
Текст распоряжения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Алтайского края от 21 декабря 2020 г. N 413-р
Изменения вступают в силу с 21 декабря 2020 г.
Распоряжение Правительства Алтайского края от 23 июня 2020 г. N 201-р
Изменения вступают в силу с 23 июня 2020 г.