Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Утверждено
распоряжением Правительства
Алтайского края
от 04.07.2019 г. N 255-р
Описание
создаваемой цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях
Концепция внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Алтайского края (далее - "Концепция") разработана в целях реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" и реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
1. Обоснование потребности во внедрении целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
В Алтайском крае широкое внедрение цифровых технологий в сферу образования является важнейшей составляющей частью работы по обеспечению предоставления равных возможностей для получения качественного образования, доступности для обучающихся и педагогов передовых образовательных разработок и существенного повышения качества образования.
Отличительной особенностью Алтайского края выступает значительная доля сельского населения. Следствием данной особенности является разветвленная сеть общеобразовательных организаций, 81% из которых составляют сельские школы, в которых обучается 44% школьников. Данная ситуация определяет ключевую проблему инфраструктуры общего образования - наличие большого числа малокомплектных школ, в которых, по объективным причинам, сложно создать все условия для качественной реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Вследствие этого, внедрение и применение цифровых технологий в образовании выступают в качестве одного из ресурсных механизмов по повышению качества образования, для создания равных условий доступности образования для обучающихся.
Цифровая трансформация образования должна базироваться на современной инфраструктуре образовательных организаций.
Предпосылками данной трансформации в Алтайском крае выступают:
уровень оснащенности образовательных организаций компьютерным и цифровым оборудованием, в том числе - мультимедийным, интерактивным и периферийным;
наличие у 100% общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций доступа к сети Интернет;
применение единой региональной информационной системы (РИС "Сетевой край. Образование") в качестве основы для развития единой информационной образовательной среды Алтайского края;
внедрение элементов электронного документооборота и межведомственного электронного взаимодействия в деятельность образовательных организаций.
В тоже время, в отношении дальнейшего развития в Алтайском крае цифрового образования характерно наличие следующего ряда проблем:
недостаточная скорость и качество доступа образовательных организаций к сети Интернет (особенно в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах);
недостаточно высокий уровень материально-технической базы образовательных организаций в части оснащенности современным компьютерным и цифровым оборудованием - преобладающая доля компьютерной техники имеет срок службы более 5 лет;
недостаточный уровень цифровых компетенций у педагогических и управленческих работников образовательных организаций.
отсутствие единой онлайн-платформы для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на основании единых технологических подходов и уровня качества образовательного контента.
Таким образом, в регионе присутствует обоснованная потребность во внедрении целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
2. Статистические данные по сети общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу:
В Алтайском крае функционирует сеть из 639 муниципальных общеобразовательных организаций с 415 филиалами, а также 38 краевых общеобразовательных организаций, 31 из которых - общеобразовательные школы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. По состоянию на 1 октября 2018 года численность учащихся составила 269 925 человек, из них 151 843 человек (56%) обучаются в городских поселениях, 118 082 (44%) в сельской местности. Число работников общеобразовательных организаций составляет 36 243 человека, в том числе педагогических работников - 21 273.
Сеть профессиональных образовательных организаций в Алтайском крае представлена 50 краевыми государственными-образовательными учреждениями различной ведомственной принадлежности и 4 частными образовательными организациями. Министерству образования и науки Алтайского края в регионе подведомственны 40 профессиональных образовательных организаций. В государственных профессиональных образовательных организациях обучаются 42931 студентов, число работников составляет 3831 человек, из них педагогические работники - 2632 человека.
3. Информация о повышении квалификации в области цифровых технологий сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, участвующих в реализации внедрения целевой модели цифровой образовательной среды
КГБУ ДПО "Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова" (далее - "институт") осуществляется повышение квалификации педагогических работников в области информатизации образовательного пространства и цифровых технологий.
Помимо предметных курсов институт предлагает учителям дополнительное профессиональное образование по программам, связанным с электронным и цифровым контентом и мобильными технологиями в образовании, разработкой и сопровождением электронных курсов с использованием возможностей системы дистанционного обучения Moodle.
Педагогические работники участвуют в мероприятиях и площадках института ("Цифровые каникулы", "Цифровая школа Алтайского края" в рамках регионального IT-форума), направленных на профессиональный рост педагогов в инновационном образовательном пространстве, в том числе в качестве ресурса повышения образовательных результатов учащихся.
КГБУ О "Алтайский краевой информационно-аналитический центр" на регулярной основе проводит онлайн-мероприятия учебного характера для сотрудников образовательных организаций по вопросам работы в РИС "Сетевой край. Образование", ведению сайтов образовательных организаций, контентной фильтрации, информационной безопасности.
В программу ежемесячных методических выездных мероприятий для муниципалитетов "День Министерства" включена секция "Информатизация образования", в рамках которой с педагогами образовательных организаций обсуждаются перспективы дальнейшей цифровизации образования, рассматриваются наиболее актуальные практические вопросы.
С целью активизации применения инновационного опыта использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процесс и расширения опыта сетевого взаимодействия, развития информационной образовательной среды ежегодно проводится региональный конкурс "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" (конкурс ИКТО) по номинациям: "Электронный образовательный ресурс", "Внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ", "Образовательный Интернет-проект", "Урок с использованием современного учебного оборудования", "Школьная видеостудия", "Курс дистанционного обучения", "Научно-технический проект учащегося", "Детская мультипликация", "3D-моделирование и 3D-печать в образовательных проектах".
4. Информация о цифровой трансформации региональной системы образования. Ожидаемые результаты реализации
Технологической основой для цифровизации региональной системы образования выступает предшествующая ей развитие региональной информационно-образовательной среды.
В 2006 году началось пилотное внедрение в школы Алтайского края АИС "Сетевой город. Образование", а в 2008 году - данная информационная система электронных журналов и дневников была развернута в качестве единого регионального решения для всех общеобразовательных организаций Алтайского края. С 2016 года развернут, а с 2017 года - в промышленной эксплуатации находится региональная информационная система "Сетевой край. Образование" (далее - РИС СКО). Данная модульная комплексная информационная система в сфере образования обеспечивает автоматизацию деятельности органов управления образованием и образовательных организаций системы образования Алтайского края, предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в сфере образования, а также межведомственное электронное взаимодействие. В составе РИС СКО реализованы следующие основные функциональные информационные системы:
АИС "Сетевой регион. Образование" - модульная комплексная информационная система, предназначенная для предоставления электронных средств поддержки и сопровождения образовательной деятельности образовательных организаций, а также являющаяся инструментом сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений и интеграции в единую сеть образовательных организаций и органов управления образованием Алтайского края.
АИС "Е-услуги. Образование" - модульная комплексная информационная система, предназначенная для реализации процессов и процедур комплектования образовательных организаций, а также являющаяся инструментом интеграции в единую сеть образовательных организаций и органов управления образованием Алтайского края.
В рамках деятельности по оптимизации электронного и бумажного документооборота общеобразовательных организаций, перевода в электронную форму предоставления муниципальной (государственной) услуги "Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости" осуществляется переход школ на электронный (безбумажный) вариант ведения журналов учета успеваемости и посещаемости (классных журналов). Так, в 2015/2016 учебном году 9,7% школ полностью перешли на безбумажное электронное ведение классных журналов, а в 2018/2019 учебном году данный показатель составил 54,6%.
С 2018 года зачисление во все общеобразовательные организации Алтайского края переведено на электронную основу с применением межведомственного электронного взаимодействия. Осуществляется пилотная апробация по электронному зачислению в профессиональные образовательные организации.
Сбор отчётности в регионе ведется в электронном (в том числе автоматизированном) виде как посредством отчетных форм в РИС СКО, так и - интегрированной с ней информационной системы мониторинга сферы образования Алтайского края (http://rs.edu22.info), в которую включены все уровни образования и органы управления образованием. Также в 2019 году введено в эксплуатацию программное обеспечение отечественной разработки (http://anketa.edu22.info/) для автоматизации процессов анкетирования, тестирования, опросов, голосования и обработки результатов в сфере образования Алтайского края. Данные информационные ресурсы успешно были применены в целях тестирования экспертов всероссийских проверочных работ, анкетирования о доступности услуг дополнительного образования детей, сбора статистических сведений об участии в тематических уроках в рамках проекта "Урок Цифры".
Образовательным организациям и муниципальным органам управления образованием Алтайского края предоставляется бесплатный хостинг официальных сайтов (с возможностью развёртывания сайта на основе шаблонов для различных типов образовательных организаций) и корпоративная электронная почта в домене edu22.info. Из числа образовательных организаций 40% школ и 43% профессиональных образовательных организаций размещают свои официальные веб-ресурсы в данном домене.
Для совместной работы используется региональная коммуникационная платформа - система видеоконференцсвязи "TrueConf", включенная в реестр отечественного программного обеспечения.
В Алтайском крае осуществляется поддержка функционирования семи региональных инновационных площадок на базе общеобразовательных организаций по направлению "Развитие информационной среды образовательных организаций, внедрение современных информационных технологий", которые размещены преимущественно в сельской местности. Лучшие практики тиражируются.
С целью решения задачи по созданию условий для развития новой информационной среды на основе использования средств электронного обучения, реализуется проект "Электронная школа Алтая". В первую очередь он направлен на максимально эффективное использование IT-технологий в образовательных организациях для улучшения качества образования. Издаются учебники и учебные пособия (по региональному компоненту, внеурочной деятельности) с технологиями дополненной реальности. Реализуются дистанционные образовательные технологии и электронного обучения
В качестве Содержательно-технологическая основы применяется в том числе площадка Яндекс-лицея.
Проект "Электронная школа Алтая" базируется на системе управления обучением (LMS-системе). Его реализация направлена на достижение следующего перечня задач:
обеспечение условий для поэтапного перехода к новому типу образования с использованием традиционных и инновационных (в том числе онлайн) технологий обучения, повышения квалификации и формированию информационной культуры участников образовательного процесса;
разработка и создание моделей движения онлайн-курсов от разработчиков к единому окну доступа к образовательным ресурсам с учетом локального, муниципального и регионального уровней данной цепочки; обеспечение консолидированной работы всех участников педагогического сообщества; реализация принципов академической мобильности для субъектов образовательного процесса и, одновременно, мобильности самого образовательного контента;
создание организационно-педагогических условий для развития компетенций у преподавателей, кураторов, учащихся курсов в области дистанционного обучения и планирования учебной траектории в рамках сетевых образовательных программ; организация консультативной поддержки обучающихся и преподавательского состава;
организация регулярного информационно-методического сопровождения для обучающихся, осваивающих дистанционные курсы и методику электронного обучения в рамках основной образовательной программы и организации внеурочной деятельности.
В качестве цифровых платформ при реализации данного проекта применялись:
Яндекс. Учебник (332 общеобразовательных организации и 6237 учащихся);
Российская электронная школа (82 общеобразовательная организация и 3380 учащихся);
Мобильное электронное образование (14 общеобразовательных организации и 868 учащихся).
Также педагогические работники во внеурочной деятельности применяют следующие платформы: ИнтернетУрок, Лекториум, Система дистанционного обучения института.
В качестве ресурсного центра информатизации образования функционирует КГБУ О "Алтайский краевой информационно-аналитический центр" осуществляющий в том числе сопровождение и развитие информационных систем и ресурсов в сфере образования Алтайского края, организацию и поддержку хостинга веб-сайтов образовательных организаций, органов управления образованием.
Таким образом, для цифровизации образования заложена разносторонняя и длительная по своему существованию основа.
Цифровая трансформация региональной системы образования в Алтайском крае направлена на достижение целей Указа Президента Российской Федерации 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и основана на реализации мероприятий федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", а также соответствующего регионального проекта.
Цифровая трансформация региональной системы образования включает в себя следующие аспекты:
Технический и технологический - заключается в увеличении скорости подключения образовательных организаций к сети Интернет, оснащении компьютерным и цифровым оборудованием, внедрении необходимого программного обеспечения, электронного документооборота, автоматизированном формировании отчетных материалов.
Содержательный аспект состоит во внедрении и широком применении как современных цифровых учебно-методических комплексов и облачных ресурсов, а так и средств информационного взаимодействия.
Ключевым фактором выступает необходимость повышения квалификации как управленческих команд, так и педагогических работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций для эффективной работы в инновационной цифровой образовательной среде.
К комплексу мероприятий по реализации цифровой трансформации образования на основе внедрения целевой модели цифровой образовательной среды относится:
обеспечение образовательных организаций высокоскоростным доступом к сети Интернет (100 мбит/с для городских поселений и 50 мбит/с для сельской местности);
обновление материально-технической базы образовательных организаций в части оснащенности компьютерным и цифровым оборудованием;
обучение (переобучение) сотрудников образовательных организаций, а также органов управления образованием, направленное на повышение компетенций в области современных цифровых образовательных и управленческих технологий;
применение современных цифровых технологий в образовательном процессе и практике реализации образовательных программ, в том числе формирование цифрового образовательного профиля, использование информационно-сервисной платформы;
обеспечение наличия актуальных открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций.
Ожидаемые результаты реализации внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в части обновления материально-технической базы общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций:
наличие технической и технологической о
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.