Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Утвержден Распоряжением
Правительства Алтайского края
от 4.07.2019 г. N 253-р
Описание
создаваемого центра выявления и поддержки одаренных детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра выявления и поддержки одаренных детей
Выполнение стратегических задач социально-экономического развития Российской Федерации невозможно без развития системы выявления и поддержки одаренных детей, талантливой молодежи и проектирования их успешной профессиональной карьеры в области науки, технологий и инноваций.
Территория Алтайского края составляет 168 тыс. кв. км, по площади занимает 24 место в Российской Федерации и 10 место в Сибирском федеральном округе. Численность населения по данным Росстата составляет более 2,3 млн человек. В г. Барнауле проживает около 27% населения края.
Отличительной особенностью региона является высокая доля сельского населения - около 44%. И, как следствие - разветвленная сеть общеобразовательных организаций, 81% из которых составляют сельские школы, при этом в них обучается 51% школьников. Всего в крае 1099 школ, в том числе 403 филиала.
Более 12,5 тыс. школьников ежедневно подвозят по 632 школьным маршрутам из 724 населенных пунктов. В интернаты, созданные при муниципальных общеобразовательных организациях, еженедельно доставляется 123 ребенка. Кроме того, в сельские школы подвозят около 450 педагогических работников.
В образовательном пространстве края сложилась система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, благодаря которой создаются условия для дальнейшего развития их способностей, личностного и профессионального роста. Накопленный опыт и ресурсный потенциал дают основание для определения дальнейших перспектив развития системы выявления и поддержки одаренных детей, в том числе средствами дополнительного образования.
Деятельность осуществляется в соответствии с Концепцией развития региональной системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью Алтайского края на основе межведомственного плана работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью, ежегодно утверждаемого приказом Министерства образования и науки Алтайского края, Министерства культуры Алтайского края, Министерства спорта Алтайского края.
В рамках реализации мероприятий по выявлению, сопровождению и адресной поддержке одаренных детей в государственной программе Алтайского края предусмотрено ежегодно более 7 млн рублей.
В систему работы по выявлению и поддержке одаренных детей включены все типы образовательных организаций, расположенных на территории Алтайского края:
8 краевых государственных учреждений образования детей, реализующих дополнительные образовательные программы по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт";
19 краевых государственных организаций спортивной направленности;
муниципальные образовательные организации, в том числе школы искусств и спортивные школы;
профессиональные образовательные организации;
организации высшего образования.
К работе с одаренными детьми привлечены организации среднего профессионального и организации высшего образования, которые проводят на своих площадках мероприятия для одаренных детей и молодежи.
В соответствии со сроками проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников организуются учебно-тренировочные сборы по 6 предметам естественно-научного цикла. Ежегодно такой работой охвачены около 400 обучающихся 9-11 классов.
Со школьниками работают преподаватели ведущих вузов, которые имеют богатый опыт научно-исследовательской деятельности с одаренными детьми.
В Алтайском крае Всероссийская олимпиада школьников проводится по 21 общеобразовательному предмету для учащихся 5-11 классов. Кроме того, для учащихся 2-4 классов проводится региональная олимпиада "Вместе - к успеху!", в которой участвуют школьные команды.
Ежегодно стабильным остается число участников, победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников:
2017 год - 168 из 689 участников;
2018 год - 196 из 702 участников;
2019 год - 183 из 713 участников.
Удается сохранить позиции по числу участников, победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников:
2016-2017 учебный год - 23 участника и 5 победителей и призеров;
2017-2018 учебный год - 23 участника и 9 победителей и призеров;
2018-2019 учебный год - 23 участника и 9 победителей и призеров.
С 2011 года для учащихся 7-8 классов проводится региональный этап олимпиады им. Эйлера по математике, а с 2017 года - региональный этап олимпиады им. Максвелла по физике.
С целью выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей ежегодно организуются следующие региональные мероприятия:
сезонные учебно-тренировочные сборы одаренных школьников по общеобразовательным предметам (6 предметов);
историко-краеведческая конференция школьников Алтайского края;
краевые дистанционные конкурсы "Предметный марафон" (весенняя и осенняя серии);
олимпиада по робототехнике;
предметная подготовка участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников;
турнир "Математические бои школьников Алтайского края и городов Сибири";
краевой конкурс "Химический турнир "Индиго".
В рамках реализации программ с одаренными школьниками организациями высшего образования открыты предуниверситарии, центры молодежного инновационного творчества, центры занимательных наук. Проводятся "университетские субботы", научные десанты в муниципалитеты, воскресные и заочные школы различных профилей, подготовительные курсы по предметам, конкурсы и олимпиады.
В рамках соглашения с Образовательным центром "Сириус" ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" осуществляется реализация пяти образовательных программ: физика, математика, биология, химия и филология. Около 80 школьников из 25 образовательных организаций края обучаются по данным направлениям. В 2018 году проведено 13 межвузовских предметных олимпиад школьников (участвовало 4,5 тыс. школьников).
С целью выявления и сопровождения талантливых школьников Центром детского научного и инженерно-технического творчества "Наследники Ползунова" ФГБОУ ВО "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" проводится обучение по программам дополнительного образования для учащихся 5-11 классов, увлекающихся точными науками и техническим творчеством.
Детский технопарк Алтайского края "Кванториум.22" реализует новую модель дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 18 лет.
В целях выявления и поддержки талантливых, творчески одаренных и инициативных специалистов в сфере культуры, в том числе педагогических работников образовательных организаций в области искусств, работающих с одаренной молодежью, с 2011 года в крае проводится Губернаторский конкурс профессионального мастерства "Лучший работник культуры года".
Всего в 2018 году участниками массовых мероприятий по художественному и социально-педагогическому направлениям стали более 12,5 тысяч человек из 67 территорий края. В отборочных этапах краевых массовых мероприятий приняли участие более 6000 школьников. Всего в 2018 учебном году проведено 27 региональных и краевых конкурсов для детей края. Победителями региональных краевых конкурсов стали более 1319 человек из 68 территорий края, 80 обучающимся, победителям региональных конкурсов, вручены стипендии Губернатора Алтайского края.
Алтайский край ежегодно принимает участие во Всероссийских спортивных соревнованиях школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры". В них участвуют около 70% общего количества обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций.
В 2018 году в Алтайском крае прошли Всероссийские массовые старты для детей "Белая ладья", "Золотая шайба", "Кожаный мяч", "Быстрая лыжня" и "День самбо". Охват детей и подростков составил более 7 тысяч человек. Массово и на высоком организационном уровне проведены краевые соревнования "Фестиваль детско-юношеского лыжного спорта Алтая", который собрал более 500 участников.
За последние три года произошло увеличение количества мероприятий, направленных на выявление интеллектуально одаренных детей и их подготовку к интеллектуальным состязаниям разного уровня:
увеличилось количество учебно-тренировочных сборов от 3 (100 чел.) до 10 (450 чел.);
расширился перечень предметов олимпиадной подготовки с 19 до 21 предмета.
С 2016 года стали проводиться такие популярные и эффективные формы организации работы с одаренными детьми как региональный турнир математических боев, с 2018 года - Турнир химических боев. Такая форма способствует подготовке потенциально сильных школьников сразу в нескольких предметных направлениях естественно-научного цикла. Освоение этих форм на региональном уровне повлекло за собой возможность представлять Алтайский край на таких престижных в стране мероприятиях для одаренных старшеклассников как "Кубок памяти А.Н. Колмогорова" и ежегодном Уральском математическом турнире для старшеклассников (с 2017 года).
Для выявления одаренных школьников в гуманитарном направлении с 2015 года проводится муниципальный и региональный этап "Всероссийский конкурс сочинений". За четыре года Алтайский край вошел в десятку лучших регионов в стране по количеству победителей и призеров заключительного этапа (7 победителей).
С 2016 года проводится региональный конкурс учебно-исследовательских работ учащихся по русскому языку "Язык - всем знаниям и всей природе ключ".
Для поддержки одаренных школьников в области гуманитарных дисциплин с 2018 года начали свою работу осенние учебно-тренировочные сборы по литературе.
В 2018 году проведено 19 олимпиад и конкурсов профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования, в том числе: 4 краевых олимпиады, 1 конкурс, 14 региональных этапов Всероссийской олимпиады по профессиональному мастерству по специальностям среднего профессионального образования. В них участвовали более 1500 студентов профессиональных образовательных организаций. Победители 14 региональных этапов участвовали в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по профессиональному мастерству.
Ежегодно до 25 обучающихся из Алтайского края принимают участие в тематических образовательных программах и профильных сменах в образовательном центре "Сириус" по направлению "Наука" (г. Сочи).
Результатом целенаправленной работы стало увеличение доли детей, включенных в систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, их занятости социально значимой деятельностью (от общей численности детского населения школьного возраста) с 41,2% в 2016 году 46% в 2018 году.
Вместе с тем, в работе с одаренными детьми имеется ряд проблем:
при наличии большого количества площадок и организаций, работающих с одаренными детьми, в Алтайском крае в настоящее время нет единого центра, координирующего деятельность всех организаций по трем направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт" и, как следствие, отсутствует система управленческих и организационных механизмов, научно-методического сопровождения мероприятий по выявлению и развитию одаренности на всех уровнях;
отсутствие оптимальных условий для организации круглогодичной работы очных профильных школ и учебно-тренировочных сборов;
недостаточный уровень оснащенности организаций современным оборудованием;
потребность в реконструкции и модернизации площадок (площадей), включенных в систему работы с одаренными детьми;
недостаточный уровень квалификации руководящих и педагогических работников для работы с одаренными детьми.
Для решения выявленных проблем, а также с целью консолидации имеющихся ресурсов для работы с одаренными детьми в Алтайском крае, планируется создание регионального центра выявления и поддержки одаренных детей (далее - Центр).
Центр создается как структурное подразделение краевого бюджетного государственного общеобразовательного учреждения "Алтайский краевой педагогический лицей-интернат" (далее - Педлицей) по распределенной модели.
"Ядро" Центра будет располагаться в центре г. Барнаула в здании Педлицея, не требующего капитального ремонта. Инфраструктура Центра будет расположена на нескольких площадках, закрепленных по направлениям работы. Функционирование "ядра" и организаций, включенных в модель, будет осуществляться на основе договоров о реализации программ в сетевой форме.
Учитывая территориальные особенности региона, для реализации программ Центра планируется создание ресурсных площадок в шести образовательных округах края (г. Алейск, г. Бийск, г. Рубцовск, г. Заринск, г. Камень-на-Оби, г. Славгород) на базе краевых и муниципальных организаций.
Центр предполагается укомплектовать кадрами в соответствии со штатным расписанием. На постоянной основе будут работать 20 человек, из них 3 методиста и 6 педагогов по направлениям деятельности Центра, а также привлеченные на условиях договора гражданско-правового характера педагогические работники образовательных организаций края.
Создание Центра позволит:
сформировать механизм управления сетевым взаимодействием с организациями, включенными в модель, и единую информационную платформу по работе с одаренными детьми;
обеспечить современные условия для реализации программ и мероприятий по выявлению и поддержке одаренных детей;
увеличить объем программ дополнительного образования детей, проводимых на регулярной основе, профильных смен, долю детей, вовлеченных в мероприятия по всем трем направлениям;
повысить уровень квалификации сотрудников Центра и педагогов, работающих с одаренными детьми;
консолидировать кадровые, финансовые, научные, материально-технические ресурсы с целью построения индивидуальных траекторий развития одаренных детей и молодежи;
создать условия для проведения круглогодичных профильных смен и учебно-тренировочных сборов для интеллектуально одаренных детей с пребыванием детей из отдаленных территорий.
Целевые показатели деятельности Центра указаны в приложении 3 (не приводится).
2. Данные о количестве региональной сети организаций, осуществляющих деятельность по работе с одаренными детьми, их количеству и кадровому составу
В настоящее время региональная сеть организаций, осуществляющих деятельность по работе с одаренными детьми, сформирована только по направлению "Наука". В сеть включены:
Центр по работе с одаренными детьми (структурное подразделение краевого государственного бюджетного учреждения "Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи");
КГБОУ "Алтайский краевой педагогический лицей-интернат";
КГБОУ "Бийский лицей-интернат Алтайского края";
КГБУ ДО "Краевой центр информационно-технической работы".
Центр по работе с одаренными детьми в Алтайском крае является региональным координатором мероприятий для одаренных детей, обеспечивает организационное сопровождение и методическую поддержку всероссийских конкурсов, олимпиад, конференций. Деятельность Центра направлена на формирование и развитие системы работы с интеллектуально одаренными детьми в Алтайском крае, формирование системы сетевого взаимодействие образовательных учреждений по вопросам работы с одаренными детьми.
Кадровый состав: 3 сотрудника, включая руководителя.
КГБОУ "Алтайский краевой педагогический лицей-интернат".
Направления работы и основные мероприятия:
разработка и проведение летних профильных смен на базе лагерей (журналистский пленэр, художественный пленэр, театральный пленэр, летняя физико-математическая школа, краевая смена Юный спецназовец);
предметные интенсив-смены в каникулярные периоды;
конференции, семинары, мастер-классы в период учебного года;
публичные лекции известных ученых на актуальные темы.
Направления работы с одаренными детьми определены особенностью учреждения, в состав которого входят несколько структурных подразделений.
Структурное подразделение лицея Детский технопарк "Кванториум.22" работает с 2016 года, с 2018 г. в отдельном здании. Здание разделено на семь тематических квантумов (секций).
Структурное подразделение Краевой центр дистанционного образования детей-инвалидов предоставляет качественное образование детям вне зависимости от их места проживания на территории края и материальных возможностей семьи. Дети и учителя Центра обеспечены специальным оборудованием, а для каждого ребенка созданы индивидуальные расписание и программы, ориентированные на его потребности и способности в обучении.
Все здания лицея оборудованы доступной средой по современным стандартам.
В учреждении имеется база для проведения профильных смен: оздоровительно-туристический лагерь "Фадеев Лог" и спортивно-оздоровительный лагерь "Лицейская дача", расположенные в с. Алтайское (курортный район Алтайского края).
Кадровый состав: руководитель и 24 педагога, из них 2 доктора наук, 19 кандидатов наук.
КГБОУ "Бийский лицей-интернат Алтайского края".
Направления работы и основные мероприятия:
организация проектной и исследовательской работы (выездная Школа молодых ученых по химии, биологии, математике, информатике);
проведение международной научно-практической конференции проектных и исследовательских работ учащихся и студентов "Первые шаги в науку";
олимпиадная подготовка и летние предметные школы (математика, физика, биология, химия);
открытый предметный конкурс по математике "Математическая абака";
инженерная лаборатория (3D-моделирование, программирование, робототехника).
Кадровый состав: руководитель и 9 педагогов, работающих с одаренными детьми, из них 4 кандидата наук.
КГБУ ДО "Краевой центр информационно-технической работы".
Направления работы:
реализация краевой программы для одаренных школьников и молодежи "Будущее Алтая";
организация Всероссийских конкурсов научно-технологических и научно-исследовательских проектов.
Кадровый состав научно-методического отдела центра: 6 штатных сотрудников, 10 совместителей, из их 12 кандидатов наук.
Ресурсным центром для муниципальных организаций дополнительного образования детей по работе с одаренными детьми по направлению "Искусство" является КГБУ ДО "Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи".
Выявлением и поддержкой одаренных детей по направлению "Спорт" занимаются учреждения, подведомственные Министерству спорта Алтайского края.
Для работы с одаренными детьми организовано межведомственное взаимодействие с Министерством культуры Алтайского края, Министерством спорта Алтайского края, организациями высшего образования, для проведения мероприятий и разработки программ привлекаются высококвалифицированные работники образовательных организаций края, независимо от их ведомственной принадлежности.
3. Информация о повышении квалификации педагогических работников, специалистов и руководящего состава в области выявления и поддержки одаренных детей
Для руководящих и педагогических работников образовательных организаций регулярно проводятся семинары, конференции, мастер-классы по вопросам работы с одаренными детьми, созданы площадки для распространения успешного опыта. КГБОУ ДПО "Алтайский институт повышения квалификации работников образования" ежегодно проводит курсы повышения квалификации по работе с одаренными детьми (2018 год - 197 человек, 2019 год - 355 человек).
В 2019 году доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации в области работы с одаренными детьми, в общей численности педагогических работников составила 18,7%.
Все специалисты и руководители организаций, включенных в региональную сеть по работе с одаренными детьми (направление "Наука"), прошли повышение квалификации по данной тематике.
Сотрудники структурного подразделения "Центр по работе с одаренными детьми" прошли повышение квалификации по программам:
по теме "Региональная модель выявления и поддержки одаренных детей независимо от их социального статуса и места проживания" (Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования) - 2 специалиста;
по теме "Современные технологии работы с одаренными школьниками и подготовка их к предметным олимпиадам" (ФГАОУ "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования", г. Москва) - 2 специалиста;
по теме "Организация работы с одаренными детьми", (Центр непрерывного образования и инноваций, г. Санкт-Петербург) - 2 специалиста.
Руководитель центра на базе КГБОУ "Бийский лицей-интернат Алтайского края" прошел профессиональную переподготовку для реализации программ выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в ОЦ "Сириус", 4 учителя - по теме "Модель создания образовательной среды для выявления, развития и сопровождения способностей и талантов школьников на базе Школы нанотехнологий" (Орловский государственный университет), 2 учителя - по теме "Организация работы с одаренными школьниками в условиях реализации ФГОС" (г. Санкт-Петербург), 1 учитель математики прошел обучение в ОЦ "Сириус".
Руководитель центра на базе КГБОУ "Алтайский краевой педагогический лицей-интернат" и 30% педагогического коллектива прошли обучение по направлениям, связанным с выявлением и поддержкой одаренных детей, 1 человек на базе ОЦ "Сириус".
Методисты КГБУ ДО "Краевой центр информационно-технической работы" регулярно проходят курсы повышения квалификации на базе КГБОУ ДПО "Алтайский институт повышения квалификации работников образования", ОЦ "Сириус", ФГАОУ ВО "МФТИ (НИУ)" (г. Долгопрудный Московской области), НП Центр развития образования, науки и культуры "Обнинский полис" (г. Обнинск) и др.
В июле 2019 году 3 педагога из образовательных организаций Алтайского края станут участниками программы переподготовки педагогических и управленческих кадров "Большие вызовы" ОЦ "Сириус".
4. Опыт Алтайского края в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области работы с одаренными детьми за последние три года
Центром по работе с одаренными детьми в Алтайском крае с 2017 года в дни зимних каникул проводится Турнир "Математические бои команд школ Алтайского края и городов Сибири памяти Е.В. Напалковой". Ежегодно в нем принимают участие 60 команд (360 человек). Участниками турнира становятся также команды еще пяти регионов (Республики Алтай, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Красноярского края).
КГБОУ "Бийский лицей-интернат Алтайского края" совместно с ГАОУ ВО "МГПУ" с 2016 года реализуется проект "Разработка и апробация модели развития сети образовательных организаций, реализующих инновационные практики и программы в сфере проектирования и обновления содержания общего образования, и распространения их инновационного опыта и наработок". Два учителя русского языка и математики апробировали учебники для 5 и 6 классов, разработанных в соответствии с требованиями ФЕОС ООО.
В 2017 году лицей приступил к реализации совместного с Национальным фондом переподготовки кадров (Москва) и Алтайским государственным педагогическим университетом проекта "Развитие заочной распределенной многопрофильной школы Алтайского края". Учителями лицея разработано 5 цифровых образовательных ресурсов для дистанционного обучения школьников.
В рамках соглашения о сотрудничестве с НИУ "Высшая школа экономики" в 2018 году лицей реализует Всероссийский сетевой образовательный проект "Университетский округ научно-исследовательского университета Высшая школа экономики". Учащиеся лицея принимают участие в проектных сессиях, конференциях, олимпиадах НИУ ВШЭ, учителя лицея представляют опыт организации проектной деятельности и олимпиадного движения на педагогических конференциях Университетского округа.
С 2011 года ежегодно для учащихся, занимающихся научно-исследовательской работой, проводится Международная научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ учащихся и студентов "Первые шаги в науку". Организаторами конференции являются вузы Алтайского края, Казахстана и Бийский лицей, количество участников не менее 200 человек в 14 секциях.
КГБУ ДО "Краевой центр информационно-технической работы" является организатором соревнований молодых исследователей "Шаг в будущее" в Сибирском и Дальневосточном Федеральных округах Российской Федерации. В соревнованиях участвовало более 100 школьников из Иркутской, Томской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, Республики Алтай. Авторы лучших исследовательских работ и проектов получили рекомендации к участию во Всероссийском Форуме научной молодежи "Шаг в будущее", который состоялся в Москве (МГТУ им. Н.Э. Баумана) в марте 2019 года.
5. Описание площадок центра (общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади, техническое состояние здания, необходимость капитального/косметического ремонта, информация о собственнике, сроки ввода в эксплуатацию (для строящихся), территориальная доступность для населения)
Все площадки будут располагаться на базе краевых государственных образовательных организаций, собственником имущества является Алтайский край.
"Ядро" Центра (Педлицей-интернат) находится в центре г. Барнаула (административный центр региона), Бийский лицей-интернат - в г. Бийске (один из самых крупных наукоградов Российской Федерации с численностью населения более 220 тыс. человек).
Для проведения профильных смен в каникулярное время, мероприятий могут использоваться два интерната, для круглогодичного проживания - два оздоровительных лагеря, находящихся в с. Алтайское (курортный район Алтайского края). Кроме того, для проживания детей планируется использовать санатории и круглогодичные оздоровительные лагеря, расположенные в черте города Барнаула.
Для достижения результатов планируется организация специализированных функциональных зон: лабораторий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.